25 апреля 1825 г. на возведение церкви было получено разрешение Департамента горных и соляных дел, в ведении которого находился Александровский завод, и образована особая комиссия под председательством управляющего горными заводами Адама В. Армстронга. Торжественная закладка храма состоялась 22 июля 1826 г. Проект церкви разработал архитектор Департамента горных и соляных дел Александр Иванович Посников. На ее строительство были приглашены высококвалифицированные мастера. Каменщиками руководил итальянский мастер Пьетро Карло Модерни, малярами — петербургский мастер Викула Ефстафьев. Здесь же трудились бригада маляров Тимофея Кузьмина из Костромской губернии и кровельщики из холмогорской артели во главе с петербургским мастером Черняевым. Многие работы, в том числе отделочные, выполняли местные мастера из городских жителей и крестьян. Устройством иконостаса руководил кексгольмский мастер Алексей Бобров. Иконы для нового храма, большинство из которых были точными копиями с известных икон из храмов Санкт-Петербурга и Москвы, написал художник Александр Чижов, выпускник Санкт-Петербургской академии художеств. Однако написанные в новомодном западном стиле иконы епископ Игнатий (Семенов) освящать отказался. Пресвятая Богородица на них была изображена с обнаженными руками и непокрытой головой. Были и другие замечания, поэтому художнику некоторые из икон пришлось переписать в соответствии с церковными канонами. Только после внесения исправлений владыка Игнатий согласился освятить церковь. Главный престол храма во имя святого благоверного великого князя Александра Невского епископ Игнатий освятил 27 января 1832 г., в день памяти святителя Иоанна Златоуста. Боковые приделы были освящены в честь и славу Пресвятой и Живоначальной Троицы и святителя Николая Чудотворца. Храм в стиле высокого классицизма стал украшением Петрозаводска. На протяжении целого столетия он был центром духовной жизни мастеровых и рабочих Александровского завода. 17 января 1888 г. при Александро-Невской горнозаводской церкви была открыта церковно-приходская школа для детей заводских служащих и мастеровых.

http://patriarchia.ru/db/text/1173571.ht...

Благодаря помощи епископа Алексия в мае 1921 г. поступил в Александро-Невскую лавру. 25 марта 1923 г. пострижен в монахи под именем Симеон. 19 января 1925 г. рукоположен в сан иеромонаха. Одновременно с принятием священства стал казначеем лавры. У Сиверса исповедовались академик И.П. Павлов, президент АН СССР академик А.Н. Карпинский и др. В 1928 г. иеросхимонах Серафим Вырицкий благословил о. Симеона на старчество. После закрытия Александро-Невской лавры в 1932 г. всех монахов арестовали, о. Симеона увезли на Соловки, затем в Узбекистан. В день Победы 9 мая 1945 г. о. Симеон утонул в Ферганском канале им. Сталина. Колхозники вытащили его баграми, вызвали милиционера для составления акта о смерти, а затем повезли на кладбище. Когда дорогой от тряски вода вылилась, утопленник ожил и сел на телеге. Везшие его узбеки в страхе стали кричать: “Русский Бог воскрес!” Указ об амнистии церковнослужителей 1945 г. не изменил жизнь о. Симеона. Документы на освобождение местное начальство от него скрывало. Зная, что подобная практика означает расстрел, в августе 1945 г. он решился на побег. Ночью шел, а днем прятался от людей и собак. Так добрался до Киргизии, оттуда долетел на “кукурузнике” до Ташкента. В 1946 г. перебрался в Ставрополь к митрополиту Антонию, который дал ему приход сначала в с. Винодельном, затем в ст-це Когульта. Под влиянием Симеона молодежь вместо клуба пошла в церковь. Обеспокоенная таким развитием событий местная власть решила арестовать иеромонаха по окончании одной из литургий. Узнав об этом, верующие спрятали о. Симеона в бочку для полива и вывезли в поле. Затем он переехал в Борисоглебск. Пензенский архиепископ Кирилл назначил его настоятелем церкви в Рузаевке. Следующий приход — Макаровка, где иеромонах Симеон чудом получил паспорт. (Все 5 лет после лагерей он пребывал под угрозой нового ареста, так как из-за побега не имел документов.) Служил в Мордовии, в селе Спасском, в Полтавском женском монастыре, в 1956–1958 гг. в Волгограде в Казанском кафедральном соборе вторым священником. Его проповеди и особая забота о прихожанах вызывали ревность клириков собора. По просьбе настоятеля храма владыка Сергий направил иеромонаха Симеона в Псково-Печерский Успенский монастырь, где тот находился с 1958 по 1963 г., по-прежнему привлекая молодежь проповедями и вызывая недовольство партийных и советских органов. Чтобы сохранить обитель, монастырская власть решила “пожертвовать” о. Симеоном и выслала его из монастыря. Тогда иеромонах обратился к патриарху Алексию I (Симанскому), который предложил ему выйти за штат. С 1963 по 1979 г. о. Симеон жил в Москве. В 1966 г. был пострижен в великую схиму с именем Сампсон в честь преподобного Сампсона Странноприимца.

http://azbyka.ru/fiction/ja-slagaju-s-se...

Во внимание к усердным пастырским трудам и в связи с 40-летием служения в сане пресвитера протоиерей Александр Ваховский, благочинный Тихвинского округа, настоятель Спасо-Преображенского кафедрального собора г. Тихвина Ленинградской области был удостоен ордена святого благоверного князя Даниила Московского III степени. Во внимание к усердным пастырским трудам, в связи с 35-летием служения в священном сане и 60-летием со дня рождения протоиерей Андрей Яхимец, настоятель храма Архангела Михаила г. Волхов Ленинградской области, награжден орденом святого благоверного князя Даниила Московского III степени. Во внимание к усердным пастырским трудам и в связи с 60-летием со дня рождения игумен Антоний (Кузнецов), настоятель храма Рождества Христова д. Надкопанье Волховского района Ленинградской области, удостоен ордена преподобного Серафима Саровского III степени. Во внимание к трудам по противодействию наркомании и алкоголизму в Тихвинской епархии и в связи с 25-летием служения в сане пресвитера и 60-летием со дня рождения протоиерей Александр 3ахаров, настоятель храма святых Царственных страстотерпцев на ст. Сологубовка Кировского района Ленинградской области, удостоен ордена святого мученика Трифона III степени. Во внимание к помощи в восстановлении храма Живоначальной Троицы дер. Горка Хваловская Ленинградской области Р.А. Зайцев награжден орденом святого благоверного князя Даниила Московского III степени. Во внимание к помощи в строительстве храма святого благоверного князя Александра Невского пос. Апраксин Кировского района Ленинградской области заместитель генерального директора филиала УСЗ ПАО «Газпром» В.В. Краснов награжден орденом святого благоверного князя Даниила Московского III степени. Верующим были розданы иконки прп. Александра Свирского пред Ликом Святой Троицы, с Патриаршим благословением. Свято-Троицкий преподобного Александра Свирского монастырь расположен в Лодейнопольском районе Ленинградской области и относится к Тихвинской епархии. Священноигумен монастыря епископ Тихвинский и Лодейнопольский Мстислав, наместник игумен Антоний (Гутник).

http://patriarchia.ru/db/text/4435128.ht...

На богослужении присутствовал глава Болгарского царского Дома Симеон II Сакскобургготски. За богослужением пели Московский Синодальный хор под управлением заслуженного артиста России А.А. Пузакова и хор кафедрального собора Александра Невского под управлением Димитра Димитрова. Евангелие читалось на болгарском и церковнославянском языках. На Литургии были возглашены молитвы об упокоении царя-освободителя императора Александра Николаевича и всех вождей и воинов русских и болгарских, за веру и освобождение земли болгарской жизнь свою положивших. Символ веры и молитву «Отче наш» прочитал глава Болгарского царского Дома царь Симеон II. По окончании Литургии Святейший Патриарх Болгарский Неофит обратился с приветствием к Святейшему Патриарху Кириллу и всем участникам богослужения: «Ваше Святейшество, Ваше Величество, Ваши Высокопреосвященства и Преосвященства, уважаемые представители болгарских государственных институций, боголюбивые отцы, возлюбленные о Господе братья и сестры! С благоговейным трепетом и духовной радостью совершили мы в этот день дивное и великое Таинство Божественной Евхаристии. Радость наша была особенно большой, ибо мы имели возможность совершить это богослужение в благословенном и благодатном сослужении с возлюбленным и дорогим нашему сердцу братом во Христе Святейшим Патриархом Московским и всея Руси Кириллом, который в эти торжественные и праздничные для всей Болгарии дни возглавляет делегацию Московского Патриархата на чествованиях памятной даты 140-летия Освобождения нашей страны от векового иноверного ига. Ваше Святейшество, примите еще раз нашу глубокую благодарность за радость того, что мы вместе в эти памятные дни. Ваше присутствие, а также присутствие всех наших дорогих гостей из братской России, среди нас сегодня является еще одним свидетельством крепких и непрерывных духовных связей между нашими православными народами и Православными Церквами, и неоскудевающей любви возглавляемого Вами Московского Патриархата ко всем нам; свидетельством нашего единства и залогом нашего общего будущего в следовании по евангельскому пути и в благодатном нашем общении во Христе Спасителе.

http://patriarchia.ru/db/text/5156395.ht...

Обширно благочинническое служение отца Михаила, так, 31 мая 1874 года по выбору духовенства города Саратова и определению (10 июня) епархиального начальства он на первое трехлетие занял должность благочинного саратовских городских церквей, а по предложению епископа Саратовского и Царицынского Тихона (Покровского) 10 сентября 1875 года утвержден благочинным Александро-Невского кафедрального собора. Служение это он нес подряд двенадцать лет и за это 3 февраля 1887 года был награжден орденом Святой Анны III степени. Помимо этого, определением епархиального начальства, изложенным в указе консистории от 25 октября 1883 года, был назначен благочинным домовых церквей города Саратова - эту должность он исправлял свыше четверти века - вплоть до самой кончины. Перечислим также другие обязанности отца Михаила. 16 июня 1875 года он был избран действительным членом Саратовского губернского статистического комитета. В 1879 году по выбору общего собрания Братства Святого Креста был утвержден и некоторое время был председателем Совета Братства Святого Креста, а впоследствии до конца жизни был членом его Совета. 21 апреля 1876 года назначен председателем комитета по устройству религиозно-нравственных чтений для народа, в каковой должности состоял почти 10 лет - по 16 ноября 1885 года. По назначению архиерея состоял экзаменатором кандидатов священства и регулярно произносил проповеди в кафедральном Александро-Невском соборе Саратова. Значимой сферой его деятельности как выпускника и преподавателя саратовской духовной школы стало время с 1882 по сентябрь 1885 года, когда по избранию духовенства и утверждению архиереем отец Михаил состоял председателем Строительного комитета по возведению нового здания Саратовской православной семинарии. В 1885 году учебное заведение переехало в это здание, построенное на углу Александровской (Горького) и Малой Сергиевской (Мичурина) улиц, где находится и поныне. Отец Михаил был пожизненным членом общества «вспомоществования недостаточным воспитанникам» семинарии.

http://ruskline.ru/monitoring_smi/2017/0...

Община жила по уставу Саровской общежительской пустыни, которую Костромина получила от строителя пустыни иеромонаха Исаии в 1802 году. В 1807 году, при поддержке местных купцов Калашникова, Мартынова, мещанина Бронникова, обещавших построить церковь в честь императора Александра I и его ангела хранителя Святого князя Александра Невского, Татьяна отправилась в Петербург к самому императору и Священному синоду с просьбой о разрешении преобразовать общину в женский монастырь. У Костроминой ушло два года на получение разрешения. Наконец, 31 декабря 1809 года Священным Синодом был утверждён Екатеринбургский Ново-Тихвинский трехклассный женский монастырь. Сама Татьяна стала монашкой в 1811 году в Санкт-Петербургском Воскресенском монастыре, взяла имя Таисия и стала первой игуменьей новоутверждённого монастыря. Таисия получила из Новгородского Софийского кафедрального собора 25 частиц святых мощей, которые по освящении обряда водоосвящения в Петербургском Петропавловском Соборе были уложены в специально подготовленный образ и с иконой Тихвинской Божией Матери отправлены в Екатеринбург. По прибытии иконы в монастырь было устроено торжество с крёстным ходом вокруг обители и по улицам города, что вошло в традицию. В 1822 году монастырь был переименован в Горно-Уральский Ново-Тихвинский монастырь первого класса, что в Екатеринбурге. Пермский епископ Иустин сказал: «А гора Урал, изобилующая золотыми, медными и железными рудниками, а так же драгоценными цветными камнями и драгоценными разных пород ископаемыми произведениями наипаче обогащает и поддерживает благосостояние, величие и славу отечества нашего. На сей горе возвышающийся град Екатеринбург заключает собой как бы врата в богатую и доселе ещё невездеобозримую Сибирь. Достойно убо будет и правдено на всей горе Урал в знак благодарения Богу нашему в честь и славу Пресвятой Богородицы и Приснодевы Марии восстановить означенную пустошь в первоклассный монастырь с наименованием той: Горно-Уральский Ново-Тихвинский девичий монастырь. Пусть каждый россиянин, входя и проходя в сии врата в страну Сибирь, взирает на сию святую обитель, яко памятник воздвигнутый».

http://sobory.ru/article/?object=13445

чел.: латгалы, русские, белорусы, поляки и немцы; господствующим исповеданием был католицизм, действовало ок. 20 правосл. храмов. В 1833-1916 гг. усилиями Полоцких епископов в Латгалии было построено более 30 правосл. церквей. Для утверждения Православия в Латвии многое сделал еп. Александр (Заккис), первый правосл. епископ-латыш, занимавший Полоцко-Витебскую кафедру в 1893-1899 гг. Помимо учреждения правосл. храмов еп. Александр вводил в богослужение и в проповедь латыш. язык. В нач. XX в. в Двинске действовали Борисоглебский собор (воздвигнут в 1904-1905), Александро-Невский собор (построен в 1856-1864 на частные пожертвования), единоверческая Успенская ц. на Нов. Строении (1877), деревянный храм во имя свт. Николая на Гриве (построен в 1882, в 1919 сгорел, в 1924 восстановлен), гарнизонный храм во имя блгв. кн. Александра Невского близ Двинской крепости (1897), Никольский храм на городском кладбище (1894). В 1923 г. была построена Петропавловская ц. на Ст. Форштадте на Златогорской ул. 2 июня 1913 г. в витебском Свято-Николаевском кафедральном соборе во епископа Двинского, викария Полоцкой епархии, был хиротонисан настоятель Маркова витебского во имя Св. Троицы мон-ря , благочинный мон-рей Полоцко-Витебской епархии архим. Пантелеимон (Рожновский) . Местом пребывания викарного епископа был определен полоцкий братский в честь Богоявления мон-рь . В 1913 г. еп. Пантелеимон побывал в Двинске 5 раз. С нач. 1915 г. Латгалия была прифронтовой зоной, в сер. 1915 г. в Двинске было объявлено об эвакуации. С 15 авг. 1917 по 20 апр. 1918 г. в связи с отъездом в авг. 1917 г. Полоцкого еп. Кириона III (Садзаглишвили) в Грузию еп. Пантелеимон принимал участие в работе Поместного Собора Православной Российской Церкви в качестве управляющего Полоцкой епархией. В нояб. 1917 г. в Полоцке и Витебске установилась советская власть. В 1918 г. еп. Пантелеимон был вынужден покинуть свою епархию и поселился в Дерманском во имя Св. Троицы мон-ре Ковельского у., на территории, к-рую контролировали поляки.

http://pravenc.ru/text/171494.html

10 апр. 1888 г. был возведен в сан архимандрита, 1 дек. того же года утвержден в должности инспектора СПбДА. Из-за слабого здоровья и перенесенного тяжелого воспаления легких М. потребовалась перемена климата, и в 1889 г. он уезжает на лечение в Крым. С 27 авг. 1890 г. по ходатайству К. П. Победоносцева был назначен настоятелем Троицкой посольской ц. в Афинах. 6 авг. 1894 г. хиротонисан во епископа Прилукского, викария Полтавской епархии, где при его активном участии при Крестовоздвиженском мон-ре была основана школа проповедничества для буд. пастырей. С 30 нояб. 1895 г. М.- епископ Каширский, викарий Тульской епархии; с 19 янв. 1897 г.- епископ Таврический и Симферопольский. Он открывал церковноприходские школы, вечерние курсы для взрослых, поощрял внебогослужебные собеседования священников с народом, создавал приходские братства. В июне 1897 г. состояние здоровья М. ухудшилось. Предчувствуя скорую кончину, владыка завещал свои книги в б-ку Симферопольского ДУ; деньги, полученные от продажи сб. «Над Евангелием», просил после его смерти истратить на приобретение и раздачу народу книг духовно-нравственного содержания. Скончался в Симферополе в присутствии друга по академии еп. Антония (Храповицкого) , и, по воспоминаниям последнего, «за несколько минут до смерти он шептал друзьям своим свой последний завет о самоотверженном служении Апостольской Церкви». М. был похоронен в левом приделе кафедрального Александро-Невского собора в Симферополе; после разрушения храма в 1930 г. перезахоронен на кладбище у храма Всех святых в этом же городе. С именем М. связано возрождение в духовных академиях ученого монашества, его постриг был 1-м после почти 20-летнего перерыва постригов в СПбДА. В дальнейшем М. много думал и писал о задачах и проблемах ученого монашества, при этом тяготился учебным служением, как до своего поступления в академию, так и после ее окончания, неоднократно пытался оставить духовно-академическую стезю и уйти в мон-рь. На профессорской службе М. оставался только по благословению еп.

http://pravenc.ru/text/2563630.html

11 мая 1963 г. награжден правом ношения креста на клобуке. Летом 1963 г. участвовал в отпевании Виленского и Литовского архиеп. Романа (Танга), после чего посетил Таллин, навестил знакомых. По возвращении в Горький состояние его здоровья резко ухудшилось. 25 мая 1965 г. уволен на покой с назначением пенсии. 19 июня 1966 г. Ивановский и Кинешемский еп. Поликарп (Приймак) совершил отпевание в горьковском Троицком кафедральном соборе. 22 июня, согласно завещанию, И. был погребен на Александро-Невском кладбище в Таллине, рядом с могилой жены. Соч.: Живая речь: Учебник рус. яз. для эст. школ. Таллин, 1941 (соавт.: Л. Махони); Речь при наречении во епископа//ЖМП. 1956. 2. С. 21, 24-26; Со страхом Божиим и верою приступите!//Мир Православия: Газ. Таллин, 2002. 3(48). Лит.: Наречение и хиротония архим. Иоанна [Алексеева]//ЖМП. 1956. 2. С. 24-26; Архипастырские труды//Там же. 9. С. 13; Ваконья И. Архипастырские труды//ЖМП. 1958. 12. С. 7; Добрынин М. Кончина и погребение митр. Ленинградского и Ладожского Елевферия//ЖМП. 1959. 5. С. 15-19; Архиеп. Виленский и Литовский Алексий: (Некролог)//Там же. 6. С. 34-36; Архипастырские труды//Там же. 8. С. 22; 11. С. 12; Пребывание в СССР делегации Всемирного совета Церквей//ЖМП. 1960. 2. С. 50, 52; Визит участников пражской Конференции христианской молодежи//Там же. 1961. 2. С. 31; Деяния Архиерейского собора РПЦ//Там же. 8. С. 26; Торжества в ТСЛ//Там же. С. 32; Определения Свящ. Синода: [Назначен еп. Горьковским]//Там же. 9. С. 4; Наречение и хиротония архим. Алексия (Ридигера)//Там же. 10. С. 10-11; Награждение архиереев РПЦ//ЖМП. 1963. 6. С. 10; Керкович А., прот. Архиеп. Виленский и Литовский Роман: (Некролог)//Там же. 9. С. 28; Определения Свящ. Синода: [Уволен на покой]//Там же. 1965. 6. С. 2; Иванов И., прот. Архиепископ Иоанн: [Некролог]//Там же. 1966. 9. С. 19-21; Мануил. Русские иерархи, 1893-1965. Т. 3. С. 277-278; Осипов А. Мои архиереи: [Митр. Григорий (Чуков), еп. Исидор (Богоявленский), еп. Иоанн (Алексеев)]//НиР. 1969. 3. С. 52, 53-55; Алексий II (Ридигер), Патриарх Московский и всея Руси. Православие в Эстонии. М., 1999. С. 381, 425, 436, 438-444, 450-451, 465, 561, 563; Киреев А., прот. Епархии и архиереи РПЦ в 1943-2002 гг. М., 2002. С. 256; Мянник С. Архиеп. Иоанн//Мир Православия: Газ. Таллин, 2002. 1(46); Православные храмы Эстонии. Таллин; М., 2007. С. 138-139; Архиеп. Иоанн (Алексеев)//http://www.orthodox.ee/index [Электр. ресурс]; Иоанн (Алексеев), архиеп. Горьковский и Арзамасский//http://www.nne.ru/bishops [Электр. ресурс].

http://pravenc.ru/text/469452.html

16 мая 1870 г. Е. назначен, а 9 авг. того же года хиротонисан в Александро-Невской лавре во епископа Брестского. Определен 1-м викарием Литовской епархии с поручением в управление гродненского Коложского во имя мучеников Бориса и Глеба мужского монастыря . 10 февр. 1875 г., оставаясь викарием Литовской епархии, назначен епископом Ковенским и настоятелем Пожайского в честь Успения Пресвятой Богородицы мужского монастыря . Особое внимание уделял исправлению нарушений уставного богослужения, к-рые были очень частыми в практике приходских священников. 16 мая 1877 г. Е. возглавил Минскую и Бобруйскую епархию. С 1878 г. в связи с изменением наименования епархии получил титул «епископ Минский и Туровский». По инициативе Е. в 1878 г. состоялось торжественное празднование памяти покровителя Минской епархии свт. Кирилла Туровского; издано собрание трудов святителя (Творения св. отца нашего Кирилла, еп. Туровского.Туров; Минск, 1880; переизд.: Творения св. Кирилла, еп. Туровского: Памятник лит-ры XII ст. Туров; Минск, 2002). В предисловии Е. писал, что цели издания были не столько научные, сколько практические, чтобы с личностью и трудами святителя ознакомились священнослужители Минско-Туровской епархии. В 1878 г. после ремонта состоялось освящение главного престола кафедрального собора во имя апостолов Петра и Павла в Минске и придела во имя свт. Кирилла Туровского. Ко дню освящения придела Е. составил тропарь святителя и ему величание. В 1878 г. по инициативе Е. проводились ремонтные работы в храме Ляденского в честь Благовещения Пресв. Богородицы мон-ря: расширен иконостас, сделана новая крыша, возведен купол. В том же году в минской тюрьме Е. освятил домовую ц. в честь иконы Божией Матери «Всех скорбящих Радость», в 1880 г.- ц. во имя свт. Димитрия Ростовского для учениц Минской жен. классической гимназии. Во время русско-тур. войны 1877-1878 гг. Е. предоставил под лазарет часть архиерейского дома, где было более 50 мест для раненых, за что был награжден знаком отличия Красного Креста.

http://pravenc.ru/text/186993.html

   001    002    003    004    005    006    007    008    009   010