За Литургией молились: настоятельница Иверско-Серафимовского женского монастыря игумения Любовь (Якушкина) с сестрами обители; руководитель общественного фонда «Фонд ЭМО» Г.Г. Сосновский; сотрудники Алма-Атинского епархиального управления; студенты Алма-Атинской духовной семинарии ; благотворители Александро-Невского храма, приходской актив, православные жители города. На богослужении присутствовали: генеральный консул Российской Федерации в Алма-Ате Е.П. Бобров, председатель правления Центра Н.А. Назарбаева по развитию межконфессионального и межцивилизационного диалога Б.С. Сарсенбаев, заместитель акима Алма-Аты Е.Ж. Бабакумаров, заместитель руководителя секретариата заместителя председателя Правительства Российской Федерации Н.В. Паршикова; руководитель управления по делам религий Алма-Аты Н.М. Кикимов; консулы генерального консульства Российской Федерации в Республике Казахстан. К началу великого освящения в храм была доставлена святыня — точный список с чудотворной Феодоровской иконы Божией Матери. 24 октября 2021 года митрополит Александр в Богоявленско-Анастасиином кафедральном соборе города Костромы освятил ее для Митрополичьего округа у древней иконы Царицы Небесной, почти восемь столетий пребывающей в городе на великой русской реке Волге. Новый образ выполнен заслуженным художником Российской Федерации С.Н. Соколовым. Икону украшает оклад, изготовленный в художественной мастерской им. Александра Невского в Москве известным ювелиром А.И. Анискиным. Оклад в точности воспроизводит шедевр ювелирного искусства XIX века — украшенную драгоценными камнями золотую ризу на явленной Феодоровской иконе в Костроме, изготовленную в 1891 году на добровольные пожертвования жителей российских губерний, при личном участии императора Александра III. Богослужебные песнопения прозвучали в исполнении хора Митрополичьего округа под управлением заслуженного деятеля искусств России О. Овчинникова, хора духовенства под управлением диакона Димитрия Савченко, епархиального мужского хора под управлением К. Быкова и хора Параскевинского прихода под управлением И.И. Лопатиной.

http://patriarchia.ru/db/text/5869678.ht...

Предстоятель Русской Православной Церкви в сослужении Блаженнейшего митрополита Киевского и всея Украины Владимира, архиереев из России, Украины, Беларуси, Молдовы, а также сонма священнослужителей совершил богослужения в Киево-Печерской лавре в день памяти святого равноапостольного князя Владимира, в Святогорской лавре в день празднования Святогорской иконе Божией Матери, в Херсонесе у стен собора во имя святого равноапостольного князя Владимира, принявшего здесь Святое Крещение, в Корецком монастыре, в Почаевской лавре — в день празднования Почаевской иконе Божией Матери и памяти 450-летия ее принесения на Русь. За богослужениями молились многие тысячи православных верующих Украины, присутствовали представители государственной власти. В Донецке Святейший Патриарх совершил освящение Спасо-Преображенского кафедрального собора, в Никольском Васильевском монастыре — Успенского собора, в Симферополе — освятил купольные кресты для возрождаемого кафедрального собора во имя святого благоверного князя Александра Невского, в Почаевской лавре — новоизготовленный колокол для монастырской звонницы. 27 июля в стенах Успенской Киево-Печерской лавры впервые прошло заседание Священного Синода Русской Православной Церкви. В Трапезном храме прославленной обители состоялась встреча Святейшего Патриарха Кирилла с архиереями, духовенством, монашествующими, мирянами, преподавателями и студентами Киевской Духовной академии, православной общественностью. Решением Ученого совета академии Святейшему Патриарху были вручены памятные знаки почетного доктора богословия Киевской Духовной академии. Его Святейшество имел встречи с государственными и политическими деятелями Украины, в том числе с президентом В.А. Ющенко, премьер-министром Ю.В. Тимошенко, лидером Партии регионов В.Ф. Януковичем. В ходе визита Святейший Патриарх Кирилл ответил на вопросы журналистов украинских СМИ, а также выступил в прямом эфире телеканала «Интер». В Киеве Предстоятель Русской Православной Церкви возложил цветы к мемориалам Вечной Славы и жертв массового голода 1930-х годов. На центральной площади Севастополя Святейший Патриарх возложил венок к Мемориалу героической обороны города.

http://patriarchia.ru/ua/db/text/1209724...

Иерарх сообщил Елбасы о том, что в настоящее время в Алма-Ате завершено возведение собора в честь благоверного князя Александра, который стал еще одним украшением Южной столицы. Владыка Александр отметил, что великое освящение Александро-Невского храма запланировано на текущий год. Архипастырь ознакомил Н.А. Назарбаева с программой торжеств, в рамках которых предусмотрена установка на площади перед Александро-Невским собором памятника святому князю как небесному покровителю Казахстана. Лидер нации одобрил представленный эскизный проект, представляющий благоверного правителя верхом на коне, в характерных традициях Великой степи — так, как изображают народных героев Казахстана, батыров. Митрополит Александр сердечно поблагодарил Н.А. Назарбаева за инициативу и поддержку полномасштабной научной реставрации Вознесенского кафедрального собора Алма-Аты — духовной и исторической жемчужины Семиречья, визитной карточки Казахстана. «Исполняя Ваше поручение, более двух лет над обновлением архитектурного шедевра трудились лучшие специалисты Казахстана, России, стран ближнего и дальнего зарубежья. Наш Президент, многоуважаемый Касым-Жомарт Кемелевич Токаев, справедливо назвал осуществленный грандиозный проект вторым рождением общеказахстанской святыни», — сказал архипастырь. Митрополит Александр и Лидер нации обсудили актуальные вопросы религиозной жизни в стране. Н.А. Назарбаев поблагодарил митрополита Александра за труды на благо народа Казахстана, отметив, что его служение, наряду с деятельностью Верховного муфтия, укрепляет духовные основы общества и способствует упрочению в стране межконфессионального мира и межэтнического согласия. Елбасы сравнил духовную жизнь страны с полетом птицы, опирающейся на два крыла — традиционный Ислам ханафитского мазхаба и Православие. Первый Президент на память о встрече подарил главе Митрополичьего округа картину известного казахстанского художника Р. Байкова «Праздник в степи» и книгу о столице республики «Нр-Слтан — лы дала («Нур-Султан — сердце Великой степи»). Иерарх преподнес Елбасы художественно выполненное панно с изображением Вознесенского кафедрального собора Южной столицы, а также первый экземпляр книги «Вознесенский собор Алма-Аты», выпущенной издательским отделом Митрополичьего округа.

http://patriarchia.ru/db/text/5747594.ht...

Мысль о необходимости строительства православного кафедрального собора в Варшаве высказал незадолго до того вступивший в должность генерал-губернатора И.В. Гурко, герой сражений на Балканах. Она была изложена им в специальной записке на Высочайшее имя и получила одобрение у Императора Александра III. По словам И.В. Гурко, все тогдашние варшавские православные храмы могли вместить лишь около одной десятой православных жителей города (их было тогда в Варшаве 43 тысячи), что особенно бросилось в глаза новому генерал-губернатору, старания которого способствовали сбору необходимых для возведени храма денежных средств. Значительную часть их составили добровольные пожертвования со всей России. Жертвователями были представители всех слоев населения, начиная с Императора и членов его семьи, всех сословий. Дарили деньгами, строительными материалами, церковной утварью. 28 августа 1893 г. был создан особый Комитет по строительству собора, возглавляемый И.В. Гурко, и объявлен конкурс на лучший проект, каковым была признана работа Л.Н. Бенуа, утвержденная Александром III 13 января 1894 г. Летом того же года началось возведение самого значительного культового здания Варшавы - Александро-Невского православного собора, ставшего “апогеем, - как пишет современный польский историк архитектуры П. Пашкевич, - сакрального строительства” в польской столице. Рядом с храмом началось строительство 70-метровой соборной колокольни, вершина которой стала самой высокой точкой города. 1900 г. явился важной вехой в создании храма. Он был в целом построен, и 9 ноября на главном его куполе водрузили четырехконечный крест. В том же году была организована специальная Художественная комиссия, призванна разработать и осуществить проект убранства Александро-Невского собора. Проект, предложенный крупнейшим русским специалистом в области церковной археологии и истории христианского искусства профессором Н.В. Покровским, был принят комиссией в начале лета 1900 г. и позднее утвержден епархиальными и губернскими властями.

http://pravoslavie.ru/orthodoxchurches/3...

Северный придел был освящён во имя великого князя равноапостольного Владимира, а южный — во имя преподобного Сергия Радонежского. После революции 1917 года в начале 1920-х годов в обретшей независимость Эстонии был начат сбор средств на снос собора как «памятника русского насилия». В конце 1928 года в Государственное Собрание был внесён законопроект о сносе Александро-Невского собора. Однако с помощью мировой православной общественности храм удалось отстоять. В период фашистской оккупации собор был закрыт, а на повестку дня вновь встал вопрос о его сносе. В послевоенные годы, в составе СССР, собор вновь оказался под угрозой. В начале 1960-х годов от перестройки под планетарий его спас молодой епископ Таллинский и Эстонский Алексий (Ридигер), будущий патриарх Московский и всея Руси. В 1999 году в знак особого покровительства Таллинскому кафедральному собору был дан статус ставропигиального, т.е. храма, напрямую подчинённого патриарху Московскому и всея Руси. Источник: газета " МИР ПРАВОСЛАВИЯ " Таллиннский кафедральный собор представляет собой пятиглавый крестово-купольный храм. План храма очень интересен. Центральный купол собора возвышается на высоком барабане и открыт в интерьер, под малыми главами размещаются звонницы. Звонницы объединены обходной галереей, лестницы для подъема в них «спрятаны» в мощных столпах. Основания колоколен-звонниц декорированы двумя ярусами кокошников. Четыре ризалита основного объема завершаются трехчастыми фронтонами с мозаичными панно. Притвор собора решен в виде одноэтажной крытой паперти на всю ширину здания. Три входа (западный, южный и северный) оформлены одинаковыми монументальными лестницами-всходами на крытое крыльцо. Каждое крыльцо завершается фронтоном в виде кокошника, в центре которого находится мозаичное панно - икона. Главный западный вход акцентирован в интерьере перспективным порталом в русском стиле. В храме три престола, боковые приделы расположены по сторонам главного алтаря, за которым устроена обходная галерея. Апсиды алтарей возвышаются над низким объемом галереи.

http://sobory.ru/article/?object=00141

На празднование 1000-летия Крещения Руси в 1988 году в Ставрополе был возведен в сан архимандрита. Принимал деятельное участие в открытии Ставропольского духовного училища и начавшемся преобразовании его в духовную семинарию. С 1992 года архимандрит Александр (Ищеин) нес пастырское послушание на православных приходах Азербайджана. Будучи настоятелем храма святого благоверного великого князя Александра Невского г. Гянджи, архимандрит Александр предотвратил его закрытие, возродив в нем богослужебную и приходскую жизнь. Получив благословение нести послушание настоятеля храма Святых Жен-Мироносиц, будущего кафедрального собора г. Баку, архимандрит Александр и здесь с ревностью о славе Божией принялся за дело возрождения поруганной святыни. В ноябре 1994 года опытный архипастырь, труждающийся на ниве Христовой, стал настоятелем древнейшего действующего храма Азербайджана — святого Архангела Михаила в г. Баку. В 1995 году отец Александр был назначен благочинным церквей г. Буденновска. Там на его плечи лег тяжкий крест — ему пришлось предавать земле погибших от рук террористов мирных сограждан, а также пастырским словом умиротворять негодующих и охваченных горем горожан, переживших ужас захвата боевиками больницы г. Буденновска и взятия заложников. В 1995 году, когда обстановка в Закавказье была крайне напряженной из-за политических разногласий, он был назначен настоятелем кафедрального собора Рождества Пресвятой Богородицы г. Баку и благочинным православных приходов Азербайджана. Его стараниями было предотвращено закрытие нескольких храмов в регионе, а при кафедральном соборе г. Баку тогда же были устроены ежедневные бесплатные обеды для нуждающихся и организована материальная помощь многодетным семьям и инвалидам, открыта воскресная школа для детей и взрослых, церковная библиотека. Двадцать восьмого декабря 1998 года Священным Синодом Русской Православной Церкви было принято историческое решение о возрождении Бакинской епархии. Границы образованной епархии охватывали Азербайджанскую Республику, Респуб­лику Дагестан и Республику Чечня. Правящим архиереем было определено стать архимандриту Александру (Ищеину) с титулом «епископ Бакинский и ­Прикаспийский». В Азербай­джанской Рес­публике это решение было горячо поддержано лидером азербай­джанского народа Гейдаром Алиевым.

http://e-vestnik.ru/obituaries/arhiepisk...

Архитектурное оформление собора в целом выдержано в стиле классицизма. Богато декорированный лепниной и полуколоннами коринфского ордера интерьер украшали живописные произведения религиозного содержания. Спасский собор в Нижнем Новгороде явился одной из первых значительных работ Монферрана в России. Жители Нижнего Новгорода и приезжие купцы именовали собор Спасским из-за того, что еще до построения храма на стрелице Оки и Волги в дощатых временных лавках причт Спасо-Преображенского кафедрального собора поставил среди торга в полотняном шатре иконостас. Иконы и церковная утварь были доставлены из кафедрального храма в Кремле, оттуда же были священники. Поскольку ярмарка продолжалась всего месяц и содержать специальный ярмарочный причт было невыгодно, храм был приписан к Спасо-Преображенскому собору в Кремле. Именно поэтому ярмарочная церковь стала именоваться Спасской, а позже, когда был построен храм в честь Александра Невского, - Староярмарочной. Вскоре после освящения нового храма выяснилось, что многие купцы отказываются его посещать, поскольку им было неловко молиться пред иконами, написанными на европейский манер итальянским художником Торричелли. Фигуры святых на образах были с обнаженными частями тел, что вызывало недоумение и непонимание среди торговцев. Некоторые из них стали ходить в храм со своими иконами. Купцы приносили их заботливо завернутыми в тряпицы. Спустя несколько лет иконы заменили. Новый иконостас был выполнен архитектором В. Стасовым. Храм был возведен на достаточно опасной территории, паводковые воды постепенно размывали насыпной грунт, в стенах собора появились опасные трещины. В конце XIX столетия Роберт Яковлевич Килевейн отреставрировал Староярмарочный собор. Повторно храм был освящен 31 июля 1888 года. В результате многочисленных ремонтов и реставраций, производившихся в XIX веке, собор существенно изменил свой вид. Иконостасы не сохранились, а росписи на стенах и сводах остались лишь на незначительной площади. В XX столетии в храме располагался склад, в административном здании - жилые квартиры. Спасский Староярмарочный собор был возвращен Нижегородской епархии в 1991 году.

http://sobory.ru/article/?object=00895

По этому информационному поводу предлагаем вниманию заинтересованных читателей иллюстрированный исторический очерк тверских исследователей — нашего постоянного автора, председателя Тверского регионального отделения Петровской академии наук и искусств, академика ПАНИ Владимира Осипова и его соавтора члена-корреспондента ПАНИ Елены Радчук. Историко-культурное сравнительное исследование Статья содержит обобщённый материал о судьбе тверского кафедрального Спасо-Преображенского собора и раки с мощами святого благоверного Великого князя всея Руси Михаила Ярославича Тверского, которые находились в этом соборе. Дана современная научная оценка личности и духовного наследия князя. Приведено подробное описание в качестве произведений прикладного искусства двух рак, где покоилось тело князя Михаила. Проведено сравнительное исследование истории создания и художественного сходства их с «елизаветинской» ракой святого благоверного великого князя Александра Невского. Рассказано о деятельности Тверского регионального отделения Петровской академии наук и искусств в этом направлении. Научная новизна данной работы заключается в выявлении причин уничтожения собора; определении имён советских партийных лидеров, ответственных за принятие данного решения (гипотеза о том, что первичное решение о взрыве тверского Спасо-Преображенского собора принималось в Москве Л.М.Кагановичем и Н.С.Хрущёвым); выявление параллелей с технологиями уничтожения Храма Христа Спасителя в Москве; моделировании раки Святого князя по описи церковного имущества тверского кафедрального Преображенского собора 1855 г., сравнение её с ракой, хранящейся сейчас в Тверском епархиальном управлении; анализ вариантов возможного местонахождения мощей Михаила Тверского. Тверское региональное отделение Петровской академии наук и искусств (ТОПАНИ) вот уже многие годы осуществляет свои долгосрочные программы, три из которых напрямую относятся к теме данной статьи. Это — программа 1993 г. «Михаил Ярославич Тверской: личность, эпоха, наследие», программа 2000 г. «Союз науки и православия в стратегическом развитии России третьего тысячелетия» и новая, 2020 года рождения — «Поиск и возвращение культурных и исторических ценностей Тверской земли» . Накопленный опыт, связи со специализированными организациями, методологическая база научно-православного интеллектуального синтеза, русского человековедения и тверской регионологии позволяют нам браться за крупные социально-значимые проекты и успешно их осуществлять.

http://ruskline.ru/analitika/2024/02/20/...

30 августа 1912 года, «в день ангела упокоившегося с миром императора Александра III» после божественной литургии в церкви Александра Невского произошло торжественное шествие к месту заложения закладного камня в строительство нового кафедрального собора. В списке участвующих в шествии числилась 21 позиция. Порядок строгий: первыми на конях следуют городовые, за ними идут воспитанники школ, духовенство, губернатор Набоков, генералы и адмиралы, высокое чиновничество, члены городской управы, представители обществ, пожарные и военнослужащие, у которых 20-й порядковый номер. Под 21-м номером – частные лица, пожелавшие принять участие в шествии. Смета на строительство либавского собора составила 0,62 миллиона рублей. Часть от средств были получены в качестве пожертвований. Например, 79 тысяч рублей пожертвовал император Николай II лично. Около 200 000 рублей были выделены в качестве займа императорским министерством финансов. В марте 1913 года начались первые строительные работы. Со всех дальних и ближних губерний европейской части России – из Саратовской, Пензенской и даже Вологодской – в Лиепаю прибыли артели каменщиков и плотников, всего от трёхсот до четырёхсот человек, которые уже к концу мая выкопали котлован объёмом около 2,5 тысяч метров под фундамент и погреба собора. Надзор за строительством осуществлял бывший инженер-капитан крепости Алексей Жидков. В качестве субподрядчика собор строил и либавчанин, знаменитый строительный предприниматель Семён Клепенин. К ноябрю 1913 года, когда строительные работы были остановлены на зиму, очертания храма-памятника Александру III были чётко видны. На главной башне формировалась основа купола, а со стороны улицы Корсакевича (ныне Спорта) было начато строительство дома для батюшки, где располагалась бы и церковно-приходская школа. Однако весной 1914 года строительство храма не возобновилось. Приближалась Первая Мировая война – 2 августа, на следующий день после официального объявления войны Российской имерии, Либава подверглась обстрелу с немецких крейсеров «Магдебург и «Аугсбург». Собор, высота стен которого достигла отметки в 22 метра, стал отличным ориентиром для артиллеристов военного флота противника, самые первые выпущенные по городу снаряды попали в его стены.

http://sobory.ru/article/?object=35575

В тот же день Предстоятель Русской Православной Церкви посетил город Тутаев. В Воскресенском соборе Святейший Патриарх Кирилл поклонился святыням храма и обратился к многочисленным детям, собравшимся в соборе. Подчеркнув, что Церковь возлагает особую надежду на молодежь, Патриарх Кирилл пожелал им вырасти добрыми христианами и воспитывать в православной вере уже своих детей. В память о посещении города и собора Предстоятель передал собору икону святого исповедника Марка Эфесского. Святейший Патриарх наградил настоятеля собора архимандрита Сильвестра (Лукашенко) орденом святого равноапостольного князя Владимира (III cmenehu). Из Тутаева Патриарх Кирилл направился в Свято-Введенский Толгский женский монастырь. В Крестовоздвиженском храме обители Предстоятель Русской Церкви поклонился чудотворной Толгской иконе Пресвятой Богородицы и другим святыням. Патриарх Кирилл также посетил храм Рождества Христова в селе Давыдово, где в 50-е годы служил митрополит Никодим (Ротов). В дар храму Святейший Патриарх передал Казанскую икону Пресвятой Богородицы с памятной надписью. Вечером того же дня, в канун праздника обретения мощей святого благоверного князя Даниила Московского и перенесения мощей святого благоверного князя Александра Невского, Святейший Патриарх Кирилл совершил утреню в Свято-Введенском Толгском женском монастыре. 12 сентября, в день обретения мощей святого благоверного князя Даниила Московского и день перенесения мощей святого благоверного князя Александра Невского, Святейший Патриарх прибыл в Ярославль. После осмотра нового памятника, посвященного 1000-летию города, Патриарх Кирилл проследовал к Свято-Успенскому кафедральному собору. На звоннице, установленной рядом с собором, Предстоятель освятил колокола, в том числе главный колокол ансамбля «Ярослав Мудрый», а затем совершил чин великого освящения собора и возглавил первую Божественную литургию в возрожденном храме. Святейший Патриарх Кирилл наградил губернатора Ярославской области С.А. Вахрукова орденом святого благоверного князя Даниила Московского (II степени). Высокие награды из рук Предстоятеля Русской Православной Церкви получили также другие представители власти и благотворители.

http://e-vestnik.ru/news/439pervosvyatit...

   001    002   003     004    005    006    007    008    009    010