была «дана совсем особая инструкция, которой он уполномачивался основать свою кафедру даже в Калифорнии и с другими либеральными поручениями… Послали академиста и молодого, знакомого с современным европейским просвещением и знающего европейские живые языки: от него надеются выгод православию в Америке и уже, по крайней мере, просвещенной защиты» (Путевые записки еп. Никодима//РА. 1903. Кн. 2. 7. С. 466). 10 июня 1870 г. из Камчатской, Курильской и Алеутской епархии была выделена самостоятельная Алеутская и Аляскинская епархия с офиц. перенесением кафедры 29 июня 1872 г. из Новоархангельска (с 1867 Ситка) в Сан-Франциско, что было связано с передачей рус. владений в Северной Америке США в 1867 г. 5 июля 1870 г. в Троицком соборе Александро-Невской лавры И. был хиротонисан во епископа Алеутского и Аляскинского, 29 авг. выехал в Нью-Йорк, в сент. того же года прибыл в Сан-Франциско. Статус кафедрального собора получила ц. во имя св. Александра Невского при деревянном архиерейском доме. Значительную часть богослужебной утвари и книг, ранее находившихся на одном из военных кораблей рус. флота, пожертвовал командующий флотом вел. кн. Константин Николаевич Романов. В Сан-Франциско из Ситки перенесли лучшую часть ризницы, б-ку и архив. В 1871 г. в Сан-Франциско открылись Аляскинское духовное правление и Архиерейская школа, также переведенная из Ситки, в ней при И. занимались до 16 воспитанников. Архиерей преподавал Свящ. Писание и слав. язык. До 1873 г. действовала субботняя школа для детей прихожан. В том же году архиерейская церковь с учреждениями при ней была перенесена в зап. часть города. В 1874 г. был высочайше утвержден новый штат кафедрального духовенства; орг-ция «Greek, Russian, Slavonian Orthodox Eastern Church and Benevolent Society» (Греко-Русско-Славянская Православная Восточная Церковь и благотворительное общество) выкупила землю под кладбище, к-рое тогда же и было освящено. Не хватало священнослужителей, и в 1875 г. прибывшие в Сан-Франциско 4 певца хора Славянского, учившиеся в духовных семинариях, были рукоположены И.

http://pravenc.ru/text/469514.html

В этот день Святейший Патриарх Кирилл осмотрел памятник героям Первой мировой войны в городе Гусеве, а также памятник «Штыковая атака». У монумента была возглашена «Вечная память» и возложены цветы. Затем Его Святейшество ознакомился с жизнедеятельностью женской монашеской общины святой великомученицы Екатерины и приюта для девочек, открытых при храме святой великомученицы Екатерины в поселке Родники. 28 ноября 2016 года Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл возглавил епархиальное собрание духовенства, ознакомился с очередным этапом росписи интерьера кафедрального собора Христа Спасителя в Калининграде, а также провел встречу с временно исполняющим обязанности губернатора Калининградской области А.А. Алихановым. Вечером того же дня Его Святейшество отбыл в Москву. 17 декабря 2016 года Святейший Патриарх Московской и всея Руси Кирилл прибыл в Санкт-Петербург и посетил Большеохтинское Георгиевское кладбище и Свято-Троицкую Александро-Невскую лавру. 18 декабря 2016 года Предстоятель Русской Православной Церкви в сослужении управляющего делами Московской Патриархии митрополита Санкт-Петербургского и Ладожского Варсонофия, ректора Санкт-Петербургской духовной академии архиепископа Петергофского Амвросия, руководителя Административного секретариата Московской Патриархии архиепископа Солнечногорского Сергия, председателя Синодального отдела по делам молодежи епископа Выборгского и Приозерского Игнатия, епископа Царскосельского Маркелла, наместника Александро-Невской лавры епископа Кронштадтского Назария, епископа Тихвинского и Лодейнопольского Мстислава, епископа Гатчинского и Лужского Митрофана, духовенства Санкт-Петербургской митрополии совершил Божественную литургию в Свято-Троицком соборе Александро-Невской лавры. За богослужением молился митрополит Владимир (Котляров). В храме, в частности, присутствовали губернатор г. Санкт-Петербурга Г.С. Полтавченко, председатель Законодательного собрания г. Санкт-Петербурга В.С. Макаров. После Божественной литургии состоялась встреча Его Святейшества с руководителем Федеральной службы по надзору в сфере образования и науки С.С. Кравцовым и ректором Санкт-Петербургской духовной академии архиепископом Петергофским Амвросием.

http://patriarchia.ru/ua/db/text/4726693...

По преданию, подтверждаемому исследованиями современных историков, в описываемое время Феодоровская икона стала моленным образом святого благоверного и великого князя Александра Невского, и именно этой иконой в 1239 году великий князь Ярослав (Феодор) Всеволодович благословил своего сына святого князя Александра на брак с полоцкой княжной Параскевой. Изображение мученицы Параскевы Пятницы можно видеть на оборотной стороне иконы. Чудесное явление Феодоровской иконы в Костроме местному князю Василию Ярославичу (с 1272 года — великий князь Владимирский), младшему брату святого князя Александра Невского, совершилось в начале 60-х годов XIII столетия. Древний исторический памятник описывает эти события следующим образом: накануне явления, в день праздника Успения Пресвятой Богородицы, многие жители Костромы видели на улицах города воина с иконой Божией Матери на руках (в воине горожане узнали великомученика Феодора Стратилата — по его иконописному изображению в соборном храме Костромы). На следующий день, 16 августа (по старому стилю), князь Василий Ярославич обнаружил эту икону на ветвях дерева у речки Запрудни, близ Костромы. Обретенная святыня была торжественно принесена крестным ходом в Кострому и поставлена в соборном храме великомученика Феодора, по причине чего и стала впоследствии именоваться Феодоровской. Позднее образ Царицы Небесной перенесли в воздвигнутый князем Василием Успенский собор, ставший кафедральным храмом города; здесь икона, сразу же после своего явления прославившаяся многими чудотворениями и исцелениями, пребывала до 1929 года. В память явления чудотворной Феодоровской иконы было установлено ежегодное празднование, совершаемое 29 августа и традиционно сопровождаемое в Костроме общегородским крестным ходом из кафедрального собора к храму Спас на Запрудне, воздвигнутому на месте явления святыни. Эта традиция, насильственно прерванная в первой половине XX века, была возрождена в 1990 году. Чудотворная икона неотступно пребывала в Костроме, получив вскоре известность во всех пределах государства Российского. Здесь перед ней молились святой князь Димитрий Донской, победитель Мамая, его сын Василий Димитриевич, другие великие князья и самодержцы. Паломничество к святыне совершали множество верующих.

http://patriarchia.ru/db/text/4998441.ht...

В 1945-1947 гг. служил в ц. свт. Николая в с. Киров Степанаванского р-на (ныне с. Амракиц Лорийской обл.) в Армении; в 1947-1950 гг. настоятель кладбищенской ц. Св. Духа в Батуми. В 1949 г. награжден палицей; в 1950 г. возведен в сан архимандрита. С 1950 г. до конца жизни З. был настоятелем ц. св. блгв. кн. Александра Невского в Тбилиси. С 11 июня 1952 г. член Синода ГПЦ. В 1953 г. получил право ношения 2-го наперсного креста; в 1954 г. пожалован архимандритским жезлом. 30 нояб. 1955 г. Католикосом-Патриархом Грузии Мелхиседеком III (Пхаладзе ; 1952-1960) назначен благочинным находившихся в юрисдикции ГПЦ русских приходов в Картли, Кахети и Армении ( Тихон (Емельянов), Диденко М. 1985. 6. С. 58). 29 дек. 1956 г. З. был наречен во епископа; Католикос-Патриарх Мелхиседек III 30 дек., в день своего тезоименитства (Неделю святых праотец), хиротонисал З. Посвящение негрузина во архиерея ГПЦ стало единственным случаем за историю Грузинской Церкви XX - нач. XXI в. 6 марта 1957 г. З. был назначен 2-м хорепископом Католикоса-Патриарха Мелхиседека III с титулом епископ Степанаванский ГПЦ. 16 апр. в ц. св. блгв. Александра Невского в Тбилиси З. постриг в монахи Ираклия (впосл. Католикос-Патриарх Грузии Илия II (Гудушаури-Шиолашвили) ) и предсказал ему дальнейшее Патриаршее служение. 22 апр. Католикос-Патриарх Мелхиседек III и З. совершили освящение Вознесенского храма в мон-ре Бодбе ( Радковский. 1957). 17 нояб. 1958 г. З. был награжден высшим церковным отличием ГПЦ - правом ношения креста на скуфье. В 1960 г. Католикосом-Патриархом Ефремом II (Сидамонидзе ; 1960-1972) З. был переведен на Тетрицкаройскую кафедру ГПЦ; в 1972 г. возведен в сан митрополита. После кончины Католикоса-Патриарха Грузии Давида V (VI) (Девдариани ; 1972-1977) З. принял деятельное участие в подготовке и проведении XII Поместного Собора ГПЦ, избравшего на Патриарший престол Илию II, а также в интронизации Католикоса-Патриарха, состоявшейся в кафедральном патриаршем соборе Светицховели в Мцхете 25 дек. 1977 г. ( Никитин. 1978. 3. С. 48).

http://pravenc.ru/text/199827.html

Второе признание: я никогда не беру на службу в храм мобильный телефон, однако тогда взял, чтобы знать, в какое время крестный ход приблизится к площади и когда нам следует выйти ему навстречу. Не обошлось, конечно, без переживаний. Думал: вдруг народу совсем мало соберется? Но, услышав по телефону, что колонна дошла до Литейного проспекта, а ее хвост находится еще возле Гостиного двора, я понял: это поистине грандиозное молитвенное шествие! Особенно радует тот факт, что после сентябрьского крестного хода и крестного хода, совершенного православными людьми в День народного единства от Казанского кафедрального собора к Исаакиевскому собору, правительство Санкт-Петербурга приняло решение, что теперь они станут ежегодными. — Давайте обратимся к событию, вызвавшему огромный интерес во многих городах России, а также за рубежом. Я имею в виду фотовыставку-путешественницу, то есть передвижную выставку, посвященную 300-летию Александро-Невской лавры. Уникальные исторические фотографии, соседствующие с не менее выразительными снимками современных мастеров, помогают представить лаврскую жизнь во всем ее многообразии. — Эта фотовыставка существует у нас, можно сказать, в трех вариантах: одна находится за «большой» границей, вторая переезжает из города в город по России, Украине (побывав еще в Минске), а третья путешествует только по России. География путешествий всех трех выставок широка: Москва, Пятигорск, Тверь, Ростов-на-Дону, Нижний Новгород, Рыбинск, Иваново, Луганск, Симферополь, Севастополь, Ялта, Одесса, Минск, Братислава, Белград. В Сербии мы подружились с известным фотохудожником Миодрагом Бранковичем. Миодраг, по-русски Миша, кроме того, что очень помог нам в организации выставок в Белграде, еще подарил Лавре множество своих снимков Святой Горы Афон, куда он ездит на протяжении семнадцати лет, и еще удивительные снимки сербских монастырей. Он разрешил нам включать свои фотографии в экспозиции фотовыставок, которые мы будем организовывать. Сейчас ведутся переговоры о том, чтобы показать нашу юбилейную фотовыставку в Германии, где живет много русских православных людей и находится Берлинско-Германская епархия Московского Патриархата. На Пасху будущего года планируем повезти выставку в Роттердам. Почему именно туда — в портовый город Нидерландов? В третьем тысячелетии там был построен первый в истории Нидерландов настоящий русский православный храм, и назван он в честь святого благоверного князя Александра Невского. Настоятелем храма (и инициатором строительства) является мой однокашник протоиерей Григорий Красноцветов. Конечно, все это предполагало большие материальные затраты, но зато тысячи людей смогли увидеть одну из самых известных обителей России, где покоятся мощи святого благоверного князя Александра Невского.

http://eparchia.patriarchia.ru/db/text/3...

Митрополит Исидор обратился к собравшимся с архипастырским словом, поздравил верующих с обретением мощей кубанского новомученика и преподал всем архипастырское благословение. Рака со святыми мощами священномученика Александра Флегинского будет постоянно пребывать в кафедральном соборе великомученицы Екатерины Александрийской г. Краснодара (адрес: ул. Коммунаров, д. 52). Священник Александр Косьмич Флегинский родился 19 февраля 1861 года в семье священника Косьмы Флегинского. После окончания в 1883 году Ставропольской духовной семинарии служил с 1883 по 1885 годы в станице Ключевой, в 1885-1908 гг. — в станице Красногорской, с 1908 года до конца жизни — в станице Георгие-Афипской. Овдовев в 1911 году, до своей кончины жил вдовцом. Был окружным благочинным, принимал активное участие в общеепархиальных съездах, был членом Ставропольского епархиального церковно-археологического общества. 24 марта 1918 года после истязаний и глумлений был выведен красноармейцами за пределы станицы и убит, его тело было разрублено на куски. После освобождения станицы Георгие-Афипской от большевиков Добровольческой армией в августе 1918 года было обнаружено растерзанное тело отца Александра. Эти данные подтверждает следственная комиссия и метрическая запись об отпевании отца Александра в Александро-Невском войсковом соборе города Екатеринодара, где стоит дата смерти 24 марта, а дата отпевания и погребения — 18 сентября 1918 года. Отпевание состоялось в Александро-Невском соборе при стечении большого количества духовенства 17-го благочиния, которое много лет возглавлял отец Александр. Похоронили его на городском Екатеринодарском (Всесвятском) общем кладбище. В 2015 году могила отца Александра была обнаружена; надгробие на могиле было разрушено, сохранился лишь фундамент. Трудами прихожан и настоятеля Афипского Георгиевского храма оно было восстановлено в 2016 году. Среди материалов Всероссийского Поместного Собора 1917-1918 годов содержатся сведения о мученичестве отца Александра, в которых сообщается о его кончине, а сам он называется в числе пострадавших за веру и Церковь.

http://patriarchia.ru/db/text/5065408.ht...

Основанная почти три столетия назад при Свято-Троицкой Александро-Невской лавре , Санкт-Петербургская духовная академия дала образование и духовное возрастание множеству моих соотечественников, отдавших то, чему они здесь научились, на созидание Болгарской Православной Церкви и Болгарского государства. Более того: хотя и по стечению трагичных для Русской Православной Церкви обстоятельств, академия дала нашему православному богословию еще более ценный дар — основателя православной библеистики в Болгарии приснопамятного профессора Николая Никаноровича Глубоковского. Колоссальная личность, которую и до сего дня болгарское православное богословие помнит с самыми теплыми сыновними чувствами, этот профессор и преподаватель поднял, возможно, более всех международный авторитет основанного в 1923 году Богословского факультета Софийского университета имени святого Климента Охридского. С особым удовлетворением могу констатировать, что и сегодня память профессора Николая Никаноровича жива и в России, и в Болгарии, о чем свидетельствуют совместные усилия болгарских и русских богословов в исследовании его жизни, деятельности и богословского творчества. Не на последнем месте, могу подчеркнуть, и общее почитание святого благоверного князя Александра Невского — небесного покровителя как вашей славной высшей духовной богословской школы, так и нашего Патриаршего кафедрального собора, ставропигиального храма-памятника святого Александра Невского, воздвигнутого в моей престольной Софии в память о подвиге и братском самопожертвовании тысяч православных русских воинов, отдавших свою жизнь за освобождение моего народа от векового иноверного ига. Радуясь духовно этим крепким, продолжающимся и до сего дня, братским связям, сердечно желаю всем вам, учащим и учащимся Санкт-Петербургской духовной академии, еще больше ревности в преподавании и усвоении божественной науки и еще больших успехов в ежедневном созидании Церкви, которая для всех нас есть единственный надежный столп и утверждение истины (1 Тим. 23:15)! Божие благословение и заступничество наших общих предков и небесных покровителей да будет со всеми нами! Аминь».

http://patriarchia.ru/db/text/3662917.ht...

Предметы церковного текстиля были разработаны текстильным художником Эйей Арминен. Церковная утварь для причастия и свадебное рюйю разработаны и изготовлены художниками, живущими на острове. Разработчик предметов утвари – Сойле Паасонен, свадебного рюйю – Лилли Ункари. В адвент в церковном зале устанавливается рождественский керамический вертеп от Минны Ханхиваара, размещенный в обстановке Свеаборга. Орган, изготовленный мастерской города Кангасала в 1963 году, насчитывает 13 регистров. Изначально территория Суоменлинны относилась к приходу Святого Иоанна. В связи с объединением приходов, церковь Суоменлинна перешла в распоряжение прихода Кафедрального Собора. Материалы сайта Helsinginkirkot: Крепость Свеаборг находится в Нюландской губернии, в 450 верстах от С.-Петербурга и в 3 верстах от Гельсингфорса. Она устроена шведским правительством в 1760 г. на пяти островах, из коих каждый имеет свое название и свои замечательные укрепления. Остров Исо-Мустасаари находится в самом центре крепости, под прикрытием громадных стен из дикого камня и четырех грозных по оружию и природе островов. На этом острове, по повелению Императора Николая Павловича, устроен 1854 г. 30 августа, на счет казны, пятиглавый в византийском вкусе, храм во имя св. Александра Невского. По внутренним украшениям он может считаться лучшим из всех православных храмов в Финляндии. Высота храма от гранитного цоколя до креста 18 сажень, а с крестом – 19 ¾, длина – 15 сажень 2 фута, ширина – 10 саж. 3 фута. Пол из гранитных плит; церковь согревается амосовскими печами, устроенными в подвале. Алтарь возвышается над полом церкви на шесть ступеней и это возвышение ограждено железной окрашенной решеткой. Клиросы поставлены у ближайших к алтарю четверогранных колонн, которые расположены почти против северных и южных дверей. Иконостас, по идее строителя Варнека, устроен с особенным вкусом. Украшения, колонны и позолоченная резьба сами по себе составляют изящно-целое с иконостасом. Царские врата, украшенные 4 Евангелистами и резьбой из крупных переплетшихся виноградных лоз, напоминают о монаршей щедрости, явленной при постройке храма.

http://sobory.ru/article/?object=29509

Программа мероприятий для участников форума «Наследие преподобного Серафима Саровского как основа жертвенного служения» началась в Нижнем Новгороде. Здесь состоялась экскурсия по городу, которая включала в себя посещение территории Стрелки, а также Александро-Невского кафедрального собора и православной гимназии во имя святого благоверного князя Александра Невского. После этого участники конференции отправились в Арзамас, где поселили Николаевский женский монастырь и Музей Патриаршества. Затем победители конкурсов прибыли в Дивеево. В начале заседания в паломническом центре монастыря собравшихся поприветствовал руководитель отдела  Нижегородской епархии  по делам молодежи иерей Андрей Бандин. Он передал присутствующим благословение  митрополита Нижегородского и Арзамасского Георгия  и рассказал об истории возникновения волонтерского движения на Нижегородской земле, которая началась 30 лет назад, когда в Дивееве проходили торжества по случаю перенесения в обитель вновь обретенных мощей преподобного Серафима Саровского. «Тогда многие люди добровольно стали помогать в организации праздника. Это продолжалось из года в год. Затем волонтерское движение стало охватывать и другие сферы деятельности, и количество добровольцев все растет. В Нижегородской епархии были проведены молодежные волонтерские форумы " Радость моя " — как известно, именно с таким приветствием обращался к людям преподобный Серафим Саровский. И сейчас новая ступень в развитии добровольчества (не только нижегородского) — конкурс " Волонтер преподобного Серафима Саровского " . Мы собрались в этом святом месте, чтобы обменяться не только волонтерским опытом, но и опытом молитвы. Желаю вам, чтобы, вернувшись домой из Четвертого удела Божией Матери, вы сохранили в душах благодать этого места и передали этот сердечный пламень другим людям». Затем к собравшимся обратилась советник главы Нижегородской митрополии , руководитель проекта «Волонтер преподобного Серафима Саровского» Ольга Бараева. Она рассказала о программе «С именем преподобного Серафима Саровского», частью которой является конкурс «Волонтер преподобного Серафима Саровского». Его модель была отработана на основе первого конкурса программы — «Серафимовский учитель», который проводится с 2005 года и объединяет педагогов из 79 регионов России, а также из Белоруссии, Приднестровья, Украины (до 2014 года), Литвы, Казахстана.

http://eparchia.patriarchia.ru/db/text/5...

- Упоминался ли на встречах с официальными лицами Франции проект строительства русского храма на участке на набережной Бранли? Когда начнется строительство? - Этот проект упоминался, в частности, в беседе Дмитрия Анатольевича с мэром Парижа. Можно предположить, что строительство собора начнется в 2012 году. До этого времени французская метеорологическая служба " Метео-Франс " , в настоящий момент занимающая участок, должна освободить его. К этому же времени, вероятно, будут завершены проектные работы. - Встречались ли Вы в Париже с кем-либо из православных иерархов других юрисдикций? - Нет. Митрополита Галльского Эммануила, с которым у меня достаточно тесный контакт, в частности, в связи с подготовкой визита патриарха Варфоломея в Москву, в Париже в эти дни не было. Предполагалось мое служение в кафедральном соборе во имя святого Александра Невского на рю Дарю: я дал согласие совершить там Божественную литургию в ответ на приглашение архиепископа Команского Гавриила. Однако за неделю до назначенного срока я получил от архиепископа Гавриила письмо, в котором он сообщал, что мое посещение собора необходимо отложить до лучших времен. В качестве причины он указал на решение французского суда о передаче собора в Ницце в собственность Российской Федерации. Данное решение вызвало недовольство некоторых членов епархиального совета возглавляемой им архиепископии, которые и указали ему на невозможность моего посещения собора в настоящий момент. - Но ведь судебный процесс вела не Русская церковь, а российское государство? - Да, и принятое судебное решение не касается межцерковных отношений: это чисто имущественный спор. Собор был построен на средства Российского императорского дома, и именно Российская Федерация как признанная правопреемница Российской империи должна владеть собором и прилегающим к нему участком, что и подтвердил французский суд. Данное решение никоим образом не ущемляет права верующих того прихода, который в настоящий момент совершает богослужения в этом соборе. Российская Федерация официально предложила этому приходу, находящемуся в юрисдикции Константинопольского патриархата, и дальше продолжать пользоваться собором. Приходской совет, однако, отверг это предложение, настаивая на том, что, помимо права пользования, приходу должно принадлежать еще и право собственности на собор.

http://blagovest-info.ru/index.php?ss=2&...

   001    002    003    004    005   006     007    008    009    010