Из архивных источников следует, что в верхнем храме (святого благоверного Александра Невского) литургии совершались ежедневно. Что касается расположенной в Благовещенской церкви усыпальницы, то сохранились документальные свидетельства того, что изначально в подвале нижнего храма вообще предполагалось обустройство трапезной. И только позднее, за неимением других почетных мест в Петербурге для захоронения известных людей, в подвале церкви была устроена усыпальница. Многие люди хотели быть захороненными именно в храме, где ежедневно возносится молитва Богу. А оказались в нынешних условиях на несколько десятилетий в музейном учреждении. Полагаем, что великий русский полководец Александр Васильевич Суворов, известный как глубоко верующий христианин, не хотел бы покоиться в музее. В случае принятия решения о передаче в пользование монастыря Благовещенской церкви, захоронения и исторически относящиеся к нижней церкви-усыпальнице надгробные памятники, входящие в настоящее время в состав Музейного фонда РФ, будут переданы по договору в пользование религиозной организации, что соответствует действующему законодательству и не является каким-то исключительным случаем. Подобная практика существует по другим церковным памятникам, в которых расположены предметы, впоследствии включенные в Музейный фонд РФ. Например, при возвращении здания Казанского кафедрального собора Санкт-Петербургской епархии были переданы в пользование музейные предметы, исторически относящиеся к интерьеру собора, в частности, находящиеся над усыпальницей М.И. Кутузова мемориальные доски, трофейные знамена и ключи от взятых крепостей и городов. Следует особо отметить, что в действующей церкви надгробные памятники не перестанут быть доступны. Более того, в режиме действующего храма за право приобщиться к культурным ценностям не будет взиматься плата. (В отличие от того, как сегодня музеем городской скульптуры взимается входная плата для посещения только Благовещенской церкви в 100 рублей, а некрополей Александро-Невской лавры – в 300 руб.) Примером тому является Свято-Троицкий собор Александро-Невской Лавры, который ежедневно совершенно свободно посещают многочисленные паломники и туристы независимо от их вероисповедания. Стоит напомнить, что в Казанском кафедральном соборе похоронен другой великий русский полководец – Михаил Илларионович Кутузов, могилу которого могут свободно и бесплатно посетить все желающие.

http://religare.ru/2_107096.html

Курск, Воронеж, Смоленск, Вязьма. Время гнало их по великой стране. Жили в полуразрушенных лачугах при монастырях. Сами их ремонтировали, приспосабливая под жилье. Дети вслед за отцом лезли по самодельным лесам, чинили крыши, закладывали кирпичом проемы в стенах, штукатурили, красили. И рисовали иконы, и восстанавливали храмы. Учились они у отца мастерству живописи, впитывали в души веру матери. Кемерово, Анапа, Новороссийск, Палех. Более сорока храмов оставила за собой на этом скитальческом пути семья Осипенко. Сыновья Сергей и Михаил уже писали иконы, дочь Варвара золотила купола. Потом это станет общим делом. Только для небольшой церквушки в Минеральных Водах было написано 140 новых икон. Около сотни оставлено в Курске. В 1975 году семья осела в городе Покрове Владимирской области. Купили небольшой домик на Советской улице. Здесь и суждено было родиться не только внукам Златы Сергеевны и Михаила Самуиловича, но и их творческому объединению «Злата». А когда стало тесно, часть большой семьи уехала в город Крымск под Новороссийском – там создали филиал «Златы». Но это будет позже. Старинный русский город Покров, некогда выросший из монастырской слободы, где и поныне существует женская обитель, принял скитальцев и уже не отпустил их от себя. Они золотили купола Успенского собора во Владимире. Восстанавливали раку святого Александра Невского, мощи которого покоились в Успенском соборе до того, как их перенесли в специально отстроенную для них в Петербурге Петром Великим Александро-Невскую лавру. Кстати, все позолотные работы на этой раке вела Варвара. Реставрировали старые и писали новые иконы для церквей в Киржаче и Покрове. Наконец, участвовали в восстановлении главного кафедрального собора страны – Храма Христа Спасителя. Производственные роли в этой творческой семье распределяются как бы сами собой, у кого к чему душа лежит. Кто рисует, кто занимается позолотой и чеканкой, кто ищет заказчиков, покупателей. Вслед за средним поколением иконописцев приобщаются к творчеству и внуки Златы Сергеевны и Михаила Самуиловича. Видят, чем занимаются взрослые, и сами тянутся к кистям и краскам.

http://pravoslavie.ru/37069.html

На церемонии присутствовали: митрополит Луганский и Алчевский Митрофан; архиереи и духовенство Белорусской Православной Церкви, участвовавшие в Божественной литургии; Л.П. Гуляко, Уполномоченный по делам религий и национальностей Республики Беларусь; В.И. Прокопцов, генеральный директор Национального художественного музея Республики Беларусь; почетные гости. 22 марта, в Неделю четвертую Великого поста, день памяти преподобного Иоанна Лествичника и день памяти сорока мучеников Севастийских, митрополит Филарет молился и причастился Святых Христовых Таин за Божественной литургией в домовом храме Минского епархиального управления в честь Собора Белорусских святых. Богослужение совершили клирик Свято-Духова кафедрального собора города Минска иерей Макарий Ковалев и клирик Александро-Невского храма белорусской столицы диакон Антоний Куракевич. Литургические песнопения исполнил хор под управлением Анастасии Тимофеевой. По завершении Литургии верующие поздравили митрополита Филарета с 80-летием со дня рождения. Минское епархиальное управление посетил глава Администрации Президента Республики Беларусь А.Н. Косинец. Он поздравил почетного Патриаршего экзарха с 80-летием со дня рождения, пожелал Его Высокопреосвященству здравия и долголетия и вручил памятные подарки. По материалам официального сайта БПЦ Патриархия.ru Календарь ← 10 апреля 2024 г. (28 марта ст.ст.) среда Прп. Илариона Нового, игумена Пеликитского (ок. 754). Прп. Стефана чудотворца, исп., игумена Триглийского (ок. 815). Прмч. Евстратия Печерского, в Ближних пещерах (1097). Прп. Илариона Псковоезерского, Гдовского (1476). Мчч. Ионы и Варахисия и других с ними (ок. 330). Мч. Бояна, кн. Болгарского (ок. 830). Св. Николая Постникова исп., пресвитера (1931); сщмч. Василия Малинина пресвитера (1938); мч. Иоанна Чернова (1939). Литургия Преждеосвященных Даров. На 6-м часе: Ис. XXVI, 21 – XXVII, 9 . На веч.: Быт. IX, 18 – X, 1 . Притч. XII, 23 – XIII, 9 . Утреня совершается только по Триоди. Рядовая служба Минеи поется на повечерии. На 1-м часе поклонение Кресту. На часах и изобразительных кондак «Не ктому пламенное оружие...».

http://patriarchia.ru/db/text/4016288.ht...

Особенно активизировалась деятельность Одесского подворья, когда 29 окт. 1905 г. его заведующим был назначен иером. (впосл. схиархимандрит) Кирик (Максимов; 1864 - 2 дек. 1938), постриженик игум. Макария (Сушкина). В марте 1908 г. иером. Кирик от имени подворья передал градоначальнику Одессы генерал-майору И. Н. Толмачёву (1861-1931) 1125 книг. 12 окт. 1908 г. настоятель Александро-Невского собора г. Ревеля (ныне Таллин) прот. Симеон Попов (1823-1909) в письме афонскому игум. Мисаилу (Сопегину; ок. 1852-1940) выразил благодарность за безвозмездную высылку из Одессы иером. Кириком 204 экз. «Сборника душеполезных листков» за 1907 г. и просил присылать их и в дальнейшем. 8 июня 1914 г. председатель Иоанно-Предтеченского об-ва трезвости в Челябинске свящ. Михаил Пеньковский (1880 - после 1933) благодарил игум. Мисаила за присланное из Одессы «целое книжное богатство». 25 июля того же года приходское попечительство и об-во трезвости Спасского храма Оханского у. Пермской губ. выразило подворью благодарность за пожертвованный иером. Кириком ящик книг. Во время русско-японской войны (1904-1905) игум. Кирик не только выполнял обязанности настоятеля подворья, но и окормлял солдат 4-го стрелкового батальона, за что был награжден золотым наперсным крестом и набедренником; в 1909 г. его избрали действительным членом Православного Палестинского об-ва. В 1910 г. игум. Кирик был вызван на Афон, но в марте 1914 г. решением собора старцев Пантелеимонова мон-ря вновь назначен настоятелем подворья. После начала первой мировой войны (1914-1918) братия во главе с игум. Кириком пожертвовала российским воинам на фронт брошюры и листки духовно-нравственного содержания на сумму более 65 тыс. р. (только в 1915 - на 17 тыс. р.), кроме того, передала в военные лазареты и убежища Татьяновского комитета беженцев в Одессе более 1 тыс. икон и еще свыше 250 икон - полковым священникам и офицерам на общую сумму более 5 тыс. р. Для лазарета, открытого на подворье в 1914 г., была собрана специальная б-ка, в помещении которой также проводились духовные беседы с воинами. За активную деятельность постановлением Синода в 1916 г. игум. Кирик был награжден орденом св. Анны 3-й степени и 21 февр. того же года в кафедральном Преображенском соборе Одессы возведен в сан архимандрита. Постановлением Российского об-ва Красного Креста от 25 янв. 1916 г. ему предоставлялось право ношения установленного 24 июня 1899 г. знака Красного Креста. В февр. 1920 г. он покинул Одессу вместе с отступавшими частями Белой армии и вернулся на Афон.

http://pravenc.ru/text/2578191.html

После назначения в Ленинград в февр. 1928 г. митр. сщмч. Серафима (Чичагова) все прежние викарные епископы митрополии, кроме Петергофского еп. Николая (Ярушевича) , получили новые назначения. 22 мая 1928 г. Л. в. было предоставлено высланному в 1926 г. с Украины еп. бывш. Подольскому Феодосию (Ващинскому) . 7 мая 1929 г. его перевели на Могилёвскую кафедру, а на его место был определен наместник Александро-Невской в честь Святой Троицы лавры архим. Амвросий (Либин) с сохранением за ним должности наместника лавры. Его архиерейская хиротония состоялась 14 июля 1929 г. После ареста братии лавры в февр. 1932 г. еп. Амвросий продолжал носить звание наместника до 10 окт. 1933 г. 20 марта 1935 г. он был арестован и выслан в Саратов. В нояб. 1937 г. клир лужского кафедрального Воскресенского собора был арестован в полном составе (3 протоиерея, протодиакон, диакон и псаломщик). Все они, кроме диакона, были расстреляны; казнены были также соборный староста, председатель ревизионной комиссии и сторож. Во время Великой Отечественной войны, в период оккупации ряда районов Ленинградской обл., жители Лужского р-на, все храмы которого были закрыты к 1940 г., смогли возродить ок. 10 приходов. Из всех городов области, по к-рым в 1-й пол. ХХ в. именовались викарии С.-Петербургской - Петроградской - Ленинградской епархии, только в Луге к 1947 г. имелся действующий храм (в честь Казанской иконы Божией Матери, бывш. кафедральный собор обновленцев). Вероятно, поэтому, представляя 13 янв. 1947 г. прот. С. И. Бычкова «в качестве кандидата для посвящения в сан епископа и назначения викарным епископом Ленинградской Епархии», Ленинградский митр. Григорий (Чуков) уточнил: «в звании епископа Лужского и с местопребыванием в г. Ленинграде». Постриженный в монашество с именем Симеон, он был хиротонисан во епископа 30 марта 1947 г. «Для упрочения положения Ленинградского викария» патриарх Алексий I распорядился прикрепить его «к какой-либо церкви, с правом настоятеля, как это сделано в Москве», и 28 апр. 1947 г. еп. Симеон получил назначение настоятелем ленинградского Князь-Владимирского собора . 20 апр. 1948 г. на него было возложено исполнение обязанностей ректора ЛДАиС. С конца того же года он жил в здании академии, в связи с чем 20 дек. 1948 г. был освобожден от настоятельства в соборе. Скончался 30 июня 1952 г.

http://pravenc.ru/text/2110767.html

После революции все семьи священников были выселены из соборного дома буквально на улицу. " ...Отец больше не служил в кафедральном соборе, который был закрыт.., да и вообще нигде не служил. Ему бы схитрить, сложить с себя сан, но тут-то и обнаружилась кроткая твердость духа: продолжал ходить в рясе, с крестом наперсным и при длинных волосах " . Васнецовы скитались по чужим углам, вскоре купили маленький домик. Потом пришлось его продать, жили в бывшей баньке. Юрий отправился искать счастья в Ленинг рад. Чудом поступил в Академию художеств. Учился у Казимира Малевича (вот уж что невозможно представить, глядя на васнецовских " мещанских " лошадок, кошечек и барашков!). Страх за семью и, прежде всего за сына Юрия, взял свое: отец Алексий дрогнул и подался к обновленцам. Очень быстро отшатнулся от них, покаялся, до конца жизни не мог простить себе, что дал слабину. Тяжело переживал, что в среде уцелевшего вятского духовенства к нему стали относиться с презрением. (Только во время войны, за год до смерти, старика Васнецова допустили помогать на службе в открывшийся вновь храм). В 1934 году Юрий привез в Вятку молодую жену, и отец Алексий успел обвенчать сына и невестку в храме Иоанна Предтечи - последнем вятском храме, где еще шли службы. На месте кафедрального собора власти уже строили стадион; от собора Александра Невского оставались одни руины... Вскоре был закрыт и Предтеченский храм. Пережитое в 20-30-е годы не прошло бесследно. В семье Васнецова всегда отмечали Рождество и Пасху, ночью обычно шли к ближайшей действующей церкви, но зайти внутрь Юрий Алексеевич не решался. Доверчивый и мягкий по характеру, он стал нелюдимым. Даже в годы " оттепели " не ходил ни на какие собрания, нигде не выступал, почти никуда за пределы Ленинграда не выезжал. " ...Всякое расставание с семьей было ему непереносимо, а каждая поездка, хотя бы самая недальняя и недолгая, его расстраивала... День отъезда у него всегда был испорченный день, он ходил хмурый, а перед выходом из дому даже слезу пускал от огорчения и тоски. Словно ехать ему предстояло в Антарктиду или Африку. Перед отъездом он успевал сунуть всем под подушки по какому-нибудь сюрпризу, в зависимости от обстоятельств: иногда ананас или апельсин, иногда шоколадку, иногда хотя бы конфетку или какую-нибудь милую штучку... "

http://ruskline.ru/monitoring_smi/2008/0...

После реконструкции, 28 ноября 1910 года, Преосвященнейшим Мефодием, епископом Забайкальским и Нерчинским, в сослужении с духовенством г. Читы храм был вновь освящен архиерейским чином. Иоанно-Предтеченский храм славился среди храмов города своим церковным хором, который состоял из работников железной дороги и учащихся железнодорожных школ и училищ. Священнослужители уделяли большое внимание церковному пению, и даже сами содействовали привлечению людей к этому благому делу. После 1917 года храм не закрыли. Священнослужители в это смутное время продолжали нести Слово Божие. Исправно справлялись богослужения. 27 марта 1920 года в Иоанно-Предтеченском храме прошла торжественная служба с участием Архиепископа Мелетия. Пел Церковный хор под управлением А.И. Неверова. В годы революционного террора и богоотступничества священники Иоанно-Предтеченского храма не перешли на сторону обновленческой церкви, а остались верны Патриарху Московскому и Всея Руси Тихону, поэтому популярность храма была велика, отсюда и излишнее внимание властей, отсюда и репрессии. Последний настоятель Алексей Соболев и клирики Иоанно-Предтеченского храма были сосланы на Соловки. После 1927 года храм был закрыт. Его помещение приспособили сначала под начальную школу, а затем под спортивный зал общества «Локомотив». В 1993 году распоряжением Администрации Читинской области помещение бывшего храма было передано православной общине. В 1996 году в Иоанно-Предтеченском храме стали совершаться регулярные богослужения. Из хранилищ Свято-Воскресенского храма были переданы иконы XIX века, в частности иконы из иконостаса Кафедрального собора во имя святого благоверного Александра Невского, взорванного большевиками в 1936 году, и Казанского собора г. Читы. В ночь с 24 на 25 октября 1997 года в Иоанно-Предтеченском храме чудесным образом обновилась Казанская икона Божией Матери, сим было явлено особое благоволение Небесной Владычицы. Чудо обновления засвидетельствовано было епархиальным начальством. В 1997 году по благословению епископа Иннокентия (ныне архиепископа Корсунского) был уточнен престольный праздник храма – Рождество Иоанна Предтечи.

http://sobory.ru/article/?object=37119

Проповедь перед причастием произнес настоятель кафедрального собора иерей Григорий Целков. По окончании Литургии было совершено славление. Митрополит Вениамин поздравил верующих с праздником и обратился к ним со словом назидания. Почетный настоятель собора протоиерей Александр Целков поблагодарил владыку Вениамина за архипастырский визит и преподнес Его Высокопреосвященству на память о молитвенном общении икону Святой Троицы. Патриарший экзарх передал в дар Борисовской епархии факсимильное издание Жировичского Евангелия XVI века. В завершение Предстоятель Белорусской Православной Церкви поздравил причастников с принятием Святых Христовых Таин и преподал верующим архипастырское благословение. Согласно летописям Новоселковской Покровской церкви и Марьиногорской церкви Игуменского уезда в урочище Марьина Горка издревле особо почиталась икона Божией Матери. Местное предание гласит, что чудотворный образ Богоматери явился некоему Исидору, жителю деревни Лядцев, во время тяжкой болезни. В благодарность за исцеление Исидор построил на горе часовню, поставил в ней явленную икону и провел здесь в молитве всю оставшуюся жизнь. В 1812 году часовня была сожжена отрядом Наполеоновской армии, но икона осталась неповрежденной, а воины были поражены слепотой. По окончании войны, в 1814 году, на месте сгоревшей часовни местные жители построили церковь, в 1854 году ее заново перестроили. Следующий важный этап в истории иконы связан с именем протоиерея Фомы Русецкого. В 1859 году он был назначен настоятелем Новоселковского прихода, к которому относился также приписной храм в урочище Марьина Горка. Именно священнику Фоме Русецкому принадлежит идея строительства нового каменного храма в честь благоверного великого князя Александра Невского. Предполагалось, что в храме будет храниться чудотворный Марьиногорский образ, а сама церковь станет общенародным вековечным памятником отмены крепостного права. Благодаря усилиям протоиерея Фомы Русецкого к 1871 году были завершены основные строительные работы.

http://patriarchia.ru/db/text/6036275.ht...

Заметным событием в жизни прихода стало служение протоиерея Алексия Осипова. Осипов Алексий Павлович родился в 1924 году в городе Камышине (ныне -в Волгоградской обл.). Воевал в 1942-1943 годах рядовым артилллеристом; был дважды ранен. За боевые заслуги награжден восемью орденами и медалями. В 1945 году закончил Сталинградский учительский институт, а в 1948 году - Одесскую духовную семинарию. Алексий Осипов был одним из первых послевоенных выпускников духовных академий, приехавших в Сибирь на служение. В 1952 году рукоположен в сан диакона митрополитом Варфоломеем, а через пять дней - во священника. С 1953 по 1960 год был настоятелем Никольской церкви села Новолугового. С 1957 по 1958 год - настоятель Вознесенского кафедрального собора г. Новосибирска. Награжден орденом прп. Сергия Радонеокского III степени, митрой и правом служения Литургии с открытыми Царскими вратами до «Отче наш». Ныне служит в селе Пушкино Московской епархии. В период настоятельства о. Алексия была произведена частичная реконструкция храма: заменен пол, устроен притвор, появились росписи. Монахиня Василиса пошила новое, богато отделанное облачение. Тщанием о. Алексия выстроены дом священника (сейчас на этом месте крестильный храм) и новая ограда. Протоиерей Алексий Осипов привлекал внимание не только своих прихожан, но и уполномоченного Созоненка, который в 1959 году писал в своем отчете: «В Ново-Луговинской церкви перед первомайским праздником священник Осипов выступил с проповедью, чтобы христиане в дни страданий Христа, распятого на кресте (1-2 мая), не веселились и не пили вина. Как сообщил председатель Н. Луговинского сельсовета, эта проповедь сильно отразилась на посещаемости клуба в первомайские дни, только с 3-го мая (1-й день Пасхи) начались массовые гулянки. Священник Ново-Луговинской церкви выписывает журнал " Наука и религия " , а клуб такого журнала не выписывает». (ГАНО. Ф. Р-1418. Оп. 1. Д. 58. Л. 6). Среди других настоятелей Никольского храма следует назвать протоиерея Александра Поспелова, протоиерея Александра Сычугова, священника Вячеслава Попова, протоиерея Владимира Миненкова, протоиерея Иоанна Слугина. В шестидесятые годы в новолуговинский храм была передана утварь из закрытого храма Александра Невского в города Колывани.

http://sobory.ru/article/?object=13925

Что касается государства, то здесь, я думаю, наиболее важным событием были выборы в Государственную Думу. — Ваше Святейшество, какие, на Ваш взгляд, важнейшие события ожидаются в будущем году в жизни Церкви и государства? Какие поездки запланированы Вами в 2008 г.? — Будущий год в нашей Церкви будет посвящен празднованию 100-летнего юбилея преставления праведного Иоанна Кронштадтского. Осмысление духовного наследия святого Иоанна — основная тема научно-богословских конференций и симпозиумов в 2008 г. Конечно, центральными праздничными мероприятиями года, посвященного Иоанну Кронштадтскому, станут богослужения в дни памяти этого подвижника благочестии и молитвенника земли Русской. В 2008 г. мы также будем отмечать 700-летие основания Свято-Покровского женского монастыря в Хотьково. С поездками я пока еще не определился, но меня звали посетить и Ярославскую, и Санкт-Петербургскую, и Липецкую, и Екатеринбургскую епархии. Ставился вопрос о Нашем участии в освящении Никольского кафедрального Собора в Вене (Австрия). Наиболее значительное грядущее событие в жизни государства, — это выборы Президента России. Думаю, что наш народ должен сделать правильный выбор, реагируя не на слова и обещания, а на конкретные дела того или иного кандидата. — Ваше Святейшество, какое значение Вы придаете долгосрочному проекту «Александр Невский»? — Помнить о подвигах святых, в земле Российской просиявших, которые созидали и защищали нашу Родину, очень важно. Их трудами мы живем в России — на Святой Руси. На нашу землю в последнее время много привозилось реликвий со Святой Горы Афон и из Греции, но это не означает, что у нас нет своих святынь. Александр Невский был великим защитником Отечества, талантливым полководцем, его подвиги должны быть памятны всем гражданам России. Мы мало знаем свою историю и своих великих предков, надо восстанавливать в людях историческую память. Как празднование 600-летия преставления преподобного Саввы Сторожевского многим вернуло это имя, так и проект «Александр Невский» должен напомнить людям о жизни, христианских и ратных подвигах благоверного князя ради своего народа и Отечества. Думаю, что эта программа приблизит святого Александра Невского и его духовное наследие к сердцу каждого россиянина.

http://patriarchia.ru/db/text/343692.htm...

   001    002    003    004    005    006    007    008   009     010