Александро-Невский Иерусалимский греческий мужской монастырь Материал из Азбука паломники Идёт загрузка карты… Александро-Невский Иерусалимский греческий мужской монастырь - православный мужской монастырь, основанный в 1903 году. Был закрыт в 1929 году, возвращен Церкви в 1991 году. При монастыре действует гостиница. Содержание История [ править править код ] Монастырь был основан в 1903 году определением Святейшего Правительствующего Синода. Первой настоятельницей новосозданной обители стала игумения Анастасия, под руководство которой, вскоре собралось около 50-ти сестер. Через несколько лет на монастырской земле поднялись деревянная часовня - каплица и келии, которые впоследствии заменили на каменные. Над целебным источником возвели каплицу, рядом – игуменский домик. В 1905 году по заказу С.И. Федорова известный архитектор Н.М. Соколов выполнил проект небольшого каменного монастырского храма. Строительство завершилось в 1908 году, и храм освятили в честь Иверской иконы Божией Матери, список которой подарил монастырю его благодетель купец Федоров. По рассказам старожилов, в конце лета 1914 года царский кортеж, возвращавшийся с Кавказский Минеральных Вод, остановился у границы монастырской земли. Император Николай II с Наследником цесаревичем Алексием вступили на землю святой обители и вошли под своды храма, чтобы поклониться Иверской иконе Божией Матери. С началом первой мировой войны новые заботы принял на себя и Федоровский монастырь. В 1915 году монахини взяли на воспитание детей-сирот 9-11 лет, привезенных в Ростов из оккупированной Польши. Они обучались и жили здесь до начала 1920-х годов. Февральская революция, октябрьский переворот, гражданская война не сразу смогли разрушить духовное единение сестер, уклад монастырской жизни. В 1919 году, когда нависла угроза закрытия монастыря, игумения Анастасия нашла мудрое решение: община была зарегистрирована как сельхозартель. В годы гонений от безбожной власти благодатная монастырская жизнь продолжалась, скрываясь под названием артели.

http://azbyka.ru/palomnik/Александро-Нев...

Богородице-Феодоровский Городецкий мужской монастырь Материал из Азбука паломники Идёт загрузка карты… Богородице-Феодоровский Городецкий монастырь основан в начале XIII века, здесь принял постриг и скончался Александр Невский. Принадлежит Городецкой епархии Русской Православной Церкви. Престольный праздник — 27 марта и 29 августа (Феодоровской иконы Божией Матери). Содержание История [ править править код ] Первый монастырь [ править править код ] Монастырь был построен на берегу реки Волги в начале XIII века на месте деревянной часовни, в которой была Феодоровская икона Божией Матери, он носил название Богородице-Феодоровский монастырь. Существует легенда о том, монастырь и город в 1152 году основал Юрий Долгорукий. В 1238 году произошло нашествие войск Батыя и город был уничтожен, монастырь также сгорел. Современники событий считали, что главная икона также была утрачена, но по прошествии нескольких лет была обретена повторно. Современные историки указывают, что до сих пор не подтверждено существование монастыря в XII веке, указывая, что для такого предположения нет прямых доказательств: Но вместе с тем нет исследований, опровергающих такое утверждение. Так или иначе то место, где находилась икона подверглось полному разграблению, уничтожению и сожжению. Современники событий считали, что икона также была утрачена, но по прошествии нескольких лет была обретена повторно. Это обретение является предметом легенд, и нет единого мнения по поводу того, как этого произошло. См. также: Легенды обретения Феодоровской иконы Божией Матери в XIII веке Икона в монастырь уже не вернулась, но сюда был помещён чудотворный список, который был главной святыней Феодоровской церкви Существует легенда о том, что монастырь основал святой князь Георгий Всеволодович в 1220-х годах, хотя, возможно, монастырь был в то время отстроен заново. В 1263 году в монастыре принял монашеский постриг Александр Невский, в стенах монастыря он и скончался. Между 1263 и 1282 годами Городец стал столицей Городецкого княжества, и монастырь стал главным столичным монастырём.

http://azbyka.ru/palomnik/Богородице-Фео...

Богородице-Рождественский мужской монастырь (Владимир) Материал из Азбука паломники Идёт загрузка карты… Богородице-Рождественский мужской монастырь - православный мужской монастырь во Владимире. Содержание История [ править править код ] Святые: Монастырь был основан в 1191 г. Всеволодом Большое Гнездо. Тогда же был построен белокаменный собор Рождества Богородицы, в котором в 1263 г. был отпет и погребён благоверный князь Александр Невский; его мощи находились здесь до 1723 г., когда их перенесли в Санкт-Петербург. В правление Александра Невского и более века после него монастырь был одним из самых влиятельных на Руси. Монастырь в XIII-XIV веках. В 1237 году, при нашествии Батыя на Владимир, настоятель монастыря архимандрит Пахомий был убит татарами, а с ним и вся братия монастыря были побиты, а сам монастырь разграблен и опустошён. 23 ноября 1263 года в церкви Рождественского монастыря был погребён великий князь Александр Ярославич Невский, скончавшийся 14 ноября в Городце, на обратном пути из Орды. Когда великокняжеский престол был перенесен из Владимира в Москву, то великие князья, из уважения к предку своему князю Александру Невскому, делали значительные вклады в Рождественский монастырь. Монастырь в XVII веке. Современные музыковеды считают архимандрита Исайю одним из крупнейших мастеров знаменного пения, представителем «усольской» школы. В 1613 году архимандрит находился при избрании на царство Михаила Федоровича и подписался под избирательной грамотою первый после епископов. В 1605 году архимандрит Исайя стал духовником Лжедмитрия I. Он же 22 июня 1619 года был при поставлении на патриарший престол ростовского митрополита Филарета. В 1667 году ехавшие на Большой Московский собор греческие патриархи — Паисий Александрийский и Макарий Антиохийский, пожаловали архимандриту Рождественского монастыря Филарету право носить на мантии скрижали и употреблять в служении посох архиерейский, на что дали и грамоту; с этого времени архимандрит Филарет стал называться преподобнейшим.

http://azbyka.ru/palomnik/Успенский_женс...

В Чувашской митрополии открываются курсы базовой подготовки в области богословия для монашествующих 3 октября 2021 г. 13:13 28-29 сентября 2021 года по благословению председателя Межведомственной комиссии по вопросам образования монашествующих игумена Петра (Еремеева) , наместника Высоко-Петровского ставропигиального мужского монастыря , выездная экспертная группа посетила Чувашскую митрополию с целью определения готовности к открытию курсов базовой подготовки в области богословия для монашествующих и решения о выдаче представления. В состав выездной экспертной группы вошли: председатель — архимандрит Феофилакт (Безукладников) , заместитель председателя Межведомственной комиссии по вопросам образования монашествующих, член Научно-методического совета комиссии, наместник Воскресенского Ново-Иерусалимского ставропигиального мужского монастыря ; секретарь — монахиня Анувия (Виноградова), кандидат исторических наук, секретарь Межведомственной комиссии по вопросам образования монашествующих, казначея Иоанно-Предтеченского ставропигиального женского монастыря г. Москвы; монахиня Феонилла (Харченко), помощница секретаря Межведомственной комиссии по вопросам образования монашествующих, насельница Иоанно-Предтеченского ставропигиального монастыря. Курсы для монашествующих начинают свою работу на базе Центра подготовки церковных специалистов имени святителя Гурия Казанского и четырех учебных площадок, которые охватывают все семь мужских и женских монастырей митрополии. Выездная экспертная группа посетила Свято-Троицкий мужской монастырь в г. Алатыре, его Рождественский скит, Киево-Николаевский Новодевичий женский монастырь в г. Алатыре, Иверский Богородицкий женский монастырь в с. Шерауты ( Канашская епархия ), Тихвинский Богородицкий женский монастырь в г. Цивильске, Спасо-Преображенский женский монастырь на Владимирской горке в г. Чебоксары, Свято-Троицкий мужской монастырь в г. Чебоксары, Александро-Невский мужской монастырь, расположенный в Моргаушском районе в местности Каршлыхи.

http://patriarchia.ru/db/text/5849259.ht...

Свято-Троицкая Александро-Невская лавра Материал из Азбука паломники Идёт загрузка карты… Свято-Троицкая Александро-Невская лавра — мужской монастырь, основанный по указу Петра I в 1713 году. Является старейшим и крупнейшим монастырем в Санкт-Петербурге. Один из основных духовных центров России. Содержание История [ править править код ] Территория лавры – это целый архитектурный комплекс, выстроенный по проекту Доменико Трезини, главного архитектора Санкт-Петербурга. По его замыслу монастырь должен был предстать сразу в нескольких качествах одновременно: дворец и учреждение различного назначения – духовного, благотворительного, трудового, учебного. Петровская эпоха В краеведческих изданиях часто пишут, что Невский монастырь заложил сам Пётр I. В июле 1710 года, осмотрев место у впадения Чёрной речки (нынешняя Монастырка) в Неву, царь издал приказ строить здесь монастырь, в распоряжение которого было выделено 5000 кв. саженей по обоим берегам Невы, угодья в Олонецком крае, а также был приписан богатый Валдайский Иверский монастырь со своими вотчинами. Посвящение монастыря святому князю Александру Ярославичу Невскому объяснялось тем, что именно в этом месте, как тогда считалось, князь одержал победу над шведами в Невской битве 1240 года. Учитывая, что обитель строилась в разгар войны со Швецией на отвоёванных землях, историческая перекличка весьма показательна. Обустройством нового монастыря руководил архимандрит Феодосий (Яновский). Официальная дата основания – день освящения первой деревянной Благовещенской церкви – 25 марта 1713 года (праздник Благовещения Пресвятой Богородицы). Проект архитектурного комплекса был разработан два года спустя под руководством Доменико Трезини. Невский монастырь виделся Трезини как симметричный ансамбль каменных строений, занимающих участок между Невой и Чёрной речкой. Одновременно это был дополнительный форпост на юго-востоке новой столицы, спроектированный по правилам фортификационного искусства. От монастыря к Петербургу планировалось проложить широкую дорогу – «Невскую перспективу».

http://azbyka.ru/palomnik/Свято-Троицкая...

Антониево-Дымский мужской монастырь Материал из Азбука паломники Идёт загрузка карты… Антониево-Дымский монастырь — одна из древнейших обителей Северной Руси, основан в XIII веке великим подвижником и учеником преподобного Варлаама Хутынского — Антонием Дымским. Содержание История [ править править код ] Основан монастырь был преподобным Антонием Дымским в начале XIII столетия, (примерно в 1205 году). Официально это произошло несколько позже, когда Великий князь Александр Ярославич Невский пожаловал грамоту на его учреждение, в связи со своим чудесным исцелением по молитвам преподобного Антония. Преобщившись Святых Христовых тайн преподобный Антоний, Дымский чудотворец, преставился 24 июня 1224 года. Тело его было положено в устоенной им церкви. А в 1370 году, в дни княжения Великого Князя Димитрия Иоанновича Донского, обретено нетленным. Первое разорение Антониево-Дымский монастырь претерпел в 1409 году от полчищ татарского хана Едигея. Обитель была сожжена, но мощи преподобного Антония, перед разорением монастыря братия предала земле: « да не поругаемы будут от врагов». Всю церковную утварь, колокола и святыни обители, (шляпу и вериги преподобного Антония), иноки опустили на дно Дымского озера. В Смутное время в 1611 году монастырь попущением Божиим пережил второе опустошительное разорение — от шведов. Войска Якова Делагарди не смогли взять осадой Тихвинский Успенский монастырь и обрушили свой удар на Дымскую обитель. Неукрепленная обитель не смогла оказать сопротивления, и братия разошлась по окрестным лесам. Храмы и кельи были сожжены. Более десятилетия пустовало святое место. В 1626 году с благословения Святейшего Патриарха Филарета первый Государь Дома Романовых Михаил Феодорович повелел возобновить «монастырь на Дымях». А уже в царствование Государя Алексея Михайловича в 1655 году трудами игумена Филарета в Дымском монастыре был построен первый каменный храм — соборная церковь во имя Антония Великого с приделами в честь иконы Казанской Богоматери и св. Николая Чудотворца. Ее освящение было совершено в престольный праздник монастыря — 17 января 1656 года. В грамоте Царей Иоанна Алексеевича и Петра Алексеевича от 21 июня 1692 года монастырь числился приписным к Новгородскому Софийскому собору.

http://azbyka.ru/palomnik/Антониево-Дымс...

Духовный вечер, посвященный 15-летию возрождения Московского подворья Троице-Сергиевой лавры, пройдет в Москве 29 октября 2008 г. 14:13 2 ноября в 19.00 в Государственном музее им. А.С. Пушкина (Пречистенка, 12/2) состоится духовный вечер, посвященный празднованию 15-летия возрождения московского подворья Свято-Троицкой Сергиевой лавры . В духовном вечере примут участие коллективы, действующие при подворье: профессиональный мужской хор под руководством регента Владимира Горбика, театральная студия, детско-юношеский хор при воскресной школе и хоровая школа мальчиков. С 1815 по 1922 гг. подворье Свято-Троицкой Сергиевой лавры являлось постоянной резиденцией московских митрополитов. Здесь жили знаменитые русские богословы — митрополиты Филарет (Дроздов) и Макарий (Булгаков), известные миссионеры митрополиты Иннокентий (Вениаминов) и Макарий (Невский). В разное время подворье неоднократно посещали особы царствующей семьи Романовых. Среди постоянных прихожан храма Живоначальной Троицы при подворье были предки Александра Пушкина. Здесь крестили Сергея Львовича и Василия Львовича Пушкиных — отца и дядю поэта, а Василий Львович и венчался в этом храме. Сюда 5 ноября 1917 года будущий священномученик, митрополит Киевский и Галицкий Владимир (Богоявленский) принес митрополиту Московскому и Коломенскому Тихону (Белавину) весть об избрании того на Патриарший престол. В самый сложный и трагический период истории Русской Православной Церкви подворью суждено было на несколько лет стать центром духовной и церковной жизни уже не только Москвы, но и всей России. Здесь же в мае 1922 года святитель Тихон был арестован, после чего подворье было упразднено на 70 с лишним лет. По благословению Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Алексия II в 1993 году, после периода лихолетья и запустения, иеромонах Лонгин (Корчагин), ныне епископ Саратовский и Вольский, начал возобновление монашеской и приходской жизни на Троицком подворье. Постановлением правительства Москвы подворью были возвращены храм Живоначальной Троицы, Митрополичьи палаты и другие церковные здания (все в разоренном состоянии). Старанием насельников, работников и многих добровольных помощников жизнь подворья стала обретать полноту и должное устроение. Открыта воскресная школа, организована иконописная мастерская, а также мастерская по пошиву церковных облачений. Сегодня в подворье действует мужской монастырь. Первый монашеский постриг был совершен здесь в 1996 году.

http://patriarchia.ru/db/text/481714.htm...

     В древнем Владимире находится действующий мужской монастырь в честь Рождества Пресвятой Богородицы, устроенный еще в конце XII века братом святого благоверного князя Андрея Боголюбского Всеволодом Большое Гнездо. Именно в этом монастыре более четырех столетий пребывали святые мощи благоверного князя Александра Невского до их перенесения в тогдашнюю новую российскую столицу – Санкт-Петербург. К знаменательной дате – празднуемому в 2021 году 800-летию со дня рождения великого святого и небесного покровителя нашего Отечества – в Богородице-Рождественской обители по благословению митрополита Владимирского и Суздальского Тихона, священноархимандрита монастыря, устроен церковно-исторический музей. Открытие постоянной экспозиции состоялось 12 мая этого года. Об этом событии, об отношениях, складывающихся у музея с владимирцами, о самóй древней обители корреспондент «Монастырского вестника» побеседовала с доктором филологических наук, руководителем паломнической службы Владимирского Богородице-Рождественского монастыря Ольгой Владимировной Шалыгиной. Ольга Владимировна, мы заметили, что на экскурсиях, проводимых прекрасными экскурсоводами Государственного Владимиро-Суздальского музея-заповедника, туристов знакомят с такими памятниками истории как Успенский кафедральный собор и Дмитриевский храм, но Богородице-Рождественский монастырь – древнейшая обитель со столь славной историей – остается без внимания. Как же так? Пока вот так. Сегодня мы работаем только на прием паломников и стоим немного в стороне от туристических потоков. Хотя история обители – это история нашей страны. Расскажите, пожалуйста, о монастыре. Богородице-Рождественский монастырь, согласно грамоте митрополита Московского Макария, был первым по статусу из всех русских обителей до того момента, когда старшинство перешло к Троице-Сергиевому монастырю (1561 год), и затем, уже в XVIII веке, Владимирский монастырь потеснила на третье место Александро-Невская лавра. Это был древнейший центр культуры. Он сразу задумывался нашими великими князьями как место пребывания митрополитов и патриархов. О том, что первосвятительская кафедра когда-нибудь будет перенесена из Киева во Владимир, мечтал старший брат Всеволода Большое Гнездо – Андрей Боголюбский. Всеволод, в крещении Димитрий, начинает осуществлять его мечту. Сначала он устраивает Богородице-Рождественский собор, положивший начало обители, и только потом строит всем известный Димитриевский собор во имя своего небесного покровителя. Строительством каменной церкви в честь Рождества Пресвятой Богородицы открывается новое столетие: год ее закладки 1191-й – 6699-й от сотворения мира.

http://pravoslavie.ru/140382.html

Архиепископ Волоколамский Иларион поклонился святыням Ярославской земли 22 июня 2009 г. 14:01 16 и 17 июня 2009 года председатель Отдела внешних церковных связей Московского Патриархата архиепископ Волоколамский Иларион по приглашению архиепископа Ярославского и Ростовского Кирилла побывал в храмах и монастырях древних городов ярославской земли — Переславля-Залесского, Ростова Великого, Ярославля и Тутаева. 16 июня владыка Иларион в сопровождении архиепископа Кирилла посетил Феодоровский женский монастырь города Переславля, где молился у местночтимой Андрониковской иконы Божией Матери. Затем председатель ОВЦС направился в Даниловский мужской монастырь Переславля, где поклонился мощам преподобного Даниила Переяславского. Затем в обители прошла встреча архиепископа Волоколамского Илариона с духовенством Ярославской епархии , студентами Ярославской духовной семинарии и Теологического факультета Ярославского государственного университета. В этот же день архипастырь посетил Никольский женский монастырь. Осмотрев новопостроенный Никольский храм обители, председатель ОВЦС молился у мощей святого князя Андрея Смоленского, преподобного Корнилия Молчальника и у «Корсунского креста» — главной святыни монастыря, предположительно принесенной в Русские земли святым великим князем Владимиром после его крещения в Херсонесе. После этого иерарх побывал в древнем храме Преображения Господня, где был крещен святой благоверный князь Александр Невский. Свое пребывание в Переславле владыка Иларион завершил посещением Никитского мужского монастыря. Далее председатель ОВЦС посетил Ростов Великий. В этом древнем городе архипастырь молился у святынь ростовского Кремля: в Успенском соборе у мощей святителей Леонтия и Феодора Ростовских, в Спасском и Иоанно-Богословском храмах. Архиепископ Волоколамский Иларион побывал в Спасо-Яковлевском мужском монастыре, где поклонился мощам преподобного Авраамия, святителей Иакова и Димитрия Ростовских, а также к чудотворной иконе Божией Матери, принадлежавшей ростовскому святителю Димитрию.

http://patriarchia.ru/db/text/678101.htm...

Arhiva Prefericitul Patriarh Chiril a dat citirii datele statistice despre viaa bisericeasc a Moscovei 20 decembrie 2013 10:54 20 декабря 2013 года в Зале церковных соборов Храма Христа Спасителя Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл возглавил работу ежегодного Епархиального собрания города Москвы. По традиции в своем докладе на собрании Святейший Патриарх огласил ключевые статистические данные о столичной епархии. Общее количество храмов и часовен в епархии града Москвы — 958. В частности, из них: Кремлевских соборов — 6, кафедральных соборов — 2, храмов и часовен при синодальных учреждениях — 18, храмов при представительствах Православных Церквей — 12, крестильных храмов — 20, приходских часовен — 48, храмов Патриарших подворий — 95, монастырских храмов — 44, монастырских часовен — 4, приходских храмов — 278, храмов в стадии строительства — 142, часовен в стадии строительства — 4, надвратных храмов — 5, храмов при светских учреждениях — 164, часовен при светских учреждениях — 29, монастырских подворий — 10, временных храмов — 43, временных часовен — 10, 24 храма еще не освобождены прежними арендаторами. При этом храмов и молитвенных помещений, где богослужения совершаются регулярно и существуют общины, — 473, включая 7 мужских и 6 женских монастырей в границах города Москвы, а также кафедральные соборы, храмы при представительствах Поместных Православных Церквей, приходские храмы, Патриаршие подворья, временные храмы и храмы в стадии строительства. Отдельно правящий епископ города Москвы рассказал о ходе реализации в 2013 году программы строительства 200 храмов в столице. Затем Святейший Владыка напомнил, что в 2013 году были открыты три ставропигиальных монастыря: мужской московский Андреевский , и два женских — подмосковный Александро-Невский в с. Акатово Московской области и Алексеевский монастырь в г. Москве. В настоящее время в непосредственном подчинении Предстоятелю Церкви находится 31 монастырь: 15 мужских и 16 женских. В мужских монастырях насчитывается 925 насельников, из них 12 схимонахов, 713 монахов, 103 инока, 23 рясофорных послушника и 74 прочих послушника.

http://patriarchia.ru/md/db/text/3456017...

   001    002    003    004    005    006    007    008    009   010