28 сент. 1869 г. при Г. м. в присутствии еп. Нижегородского Филарета (Малышевского) было основано духовно-просветительское Александро-Невское братство, к-рое возглавил настоятель иером. Феодосий. Целью братства было содействие уч-щу в распространении «духовно-нравственного просвещения и противодействие иномыслящим в посягательстве на право Православной Церкви». В 1870 г. иером. Феодосий передал братству б-ку (2500 т.), пожертвованную мон-рю петербургским купцом 1-й гильдии П. И. Кудряшовым. Насельники Г. м. и наставники уч-ща пользовались б-кой бесплатно, жители Городца - за плату 3 р. в год. В 1870 г. Александро-Невское братство организовало в мон-ре лечебницу на 5 коек с фельдшером и аптекой, где предоставлялись бесплатные медицинские услуги и лекарства жителям Городецкой вол. 13 февр. 1872 г. Александро-Невским братством в Городце было открыто начальное жен. уч-ще (впосл. перешло в ведение земства). 4 марта 1881 г. Нижегородская Духовная консистория утвердила при Александро-Невском братстве миссионерское отд-ние, попечителем к-рого стал балахнинский купец 1-й гильдии И. А. Ноздринский. С 1881 по 1885 г. (с перерывами - до 1889) миссионерское отд-ние проводило открытые беседы со старообрядцами и народные чтения, к-рые вел член братства свящ. городецкого Троицкого собора Аполлоний Соколовский. Материальное положение мон-ря Инициатор строительства Г. м. Юдин завещал на содержание буд. насельников участок пахотной земли. К 1764 г. Г. м. владел 5 дес. пахотной земли в дер. Кириллово и 13 дес. в поле в 5 верстах от обители, к-рые стояли «впусте». Также братия кормилась «от церкви мирским подаянием», чему способствовали сборы от Феодоровской часовни в торговом ряду Верхней слободы. В 1802-1812 гг. в балахнинском суде и в нижегородской палате гражданского суда Г. м. вел тяжбу с крестьянами кн. Ухтомского, к-рые стремились изъять принадлежавшие мон-рю окрестные земли, пожалованные братии Юдиным. В нач. XX в. Г. м. владел ок. 325 дес. земли, из них ок. 154 дес. пахотной, сенокосной и неудобной земли близ дер. Архипихи, полученной по генеральному межеванию 1786 г., а также 150 дес. лесных угодий (100 дес. в Балахнинском у. Нижегородской губ. и 50 дес. в Гороховецком у. Владимирской губ.). Мон-рю принадлежали 2 каменные часовни и 4 деревянных флигеля в с. Городец, водяная мельница Бычиха с паровым двигателем в дер. Архипихе. Г. м. располагал капиталом в ценных бумагах ок. 12,5 тыс. р. Подворья

http://pravenc.ru/text/166241.html

Рядом с Богоявленским храмом находится одноглавая Владимирская церковь (Владимирской иконы Божией Матери). Время ее строительства точно не известно. Но первое упоминание о ней относится к 1734 г. Надвратная колокольня монастыря с пятью колоколами и часами с боем впервые упоминается в 1710 г. После повреждения шпиля во время урагана 1873 г. колокольня была полностью перестроена. В начале 1930-х годов после закрытия монастыря здесь расположился музей живописи, церковной и фольклорной старины. С 1950-х гг. почти два десятилетия Богоявленский храм использовался как склад. 24 сентября 1999 года Богоявленский мужской монастырь был возрождён. http://meparhia.ru/eparh/31/41 Свято-Богоявленский монастырьмужской монастырь в посёлке городского типа Мстёра Вязниковского района. Первое упоминание о мужском монастыре в слободе Мстёра относится к 1628-1629 годам. Монастырь располагался в вотчине князей Ромодановских. Рядом с ним в XVII веке находился Ивановский женский монастырь с церковями Иоанна Милостивого и Филиппа Митрополита. В 1683 году монастырская деревянная Богоявленская церковь пришла в ветхость и князья Федор, Андрей и Михаил Ромодановские с разрешения Иллариона, митрополита Суздальского, выстроили пятиглавый каменный храм Богоявления, который был освящён в 1687-1688 годах. Здесь же была устроена усыпальница князей Ромодановских. Другая церковь монастыря — Владимирская — впервые упомянута в 1734 году. первое упоминание о колокольне — 1710 год; на ней было пять колоколов и боевые часы. 7 июня 1869 года при Владмирской церкви заложен придел Александра Невского. В октябре 1873 года на колокольне ураганом повредило шпиль, что послужило началом капитального ремонта строения; оно было полностью перестроено. В начале 1930-х годов после закрытия монастыря здесь раположился музей живописи, церковной и фольклорной старины. В 1953-1973 годах Богоявленский храм использовался как склад. 24 сентября 1999 года Богоявленский мужской монастырь был снова открыт. В октябре сформировалась община из четырех человек. Настоятелем был назначен игумен Илья (Иванов), потом его сменил иеромонах Сергий (Титов). В сентябре 2007 года вместо переведенного в Зосимову пустынь иеромонаха Сергия (Титова) настоятелем обители назначен иеромонах Авраамий (Лукиянчук).

http://sobory.ru/article/?object=00857

Православным смыслом юношская возжеления возненавидев/и доблественныя нравы восприим, врага победил еси,/и во благоразумии Богу угодил еси,/и свыше от Него прием дар чудес,/бесы прогоняти, недуги исцеляти,/Никито преславне,/моли Христа Бога, да спасет души наша. Храмы в которых хранятся частицы мощей прп. Никиты Столпника Вознесенская Давидова пустынь Храм сошествия Святаго Духа на Лазоревском кладбище (Москва) Богородицерождественская церковь. (с. Васькино, Чеховский район) Свято-Никольский мужской монастырь (г. Саратов) Благовещенский кафедральный собор г. Биробиджана Свято-Троицкий Серафимовский женский монастырь, с.Совхозное (Кабардино-Балкария). Храм Святого благоверного князя Александра Невского, ст.Александровская (Кабардино-Балкария). Переславль-Залесский во имя вмч. Никиты мужской монастырь Адрес: 152140, Россия, Ярославская обл., г. Переславль-Залесский, Никитская слобода, ул. Запрудная, 20. Телефон: 8 (48535) 3-20-08, 3-17-65. Расположен на окраине города вблизи Переяславского Клещина озера. Монастырь посвящен памяти великомученика Никиты. История Когда монастырь был основан, в точности неизвестно, ориентировочно - в XI-XII вв. Предположительно, обитель была основана при суздальском князе Борисе как опорный пункт для обращения местных язычников в христианство. Широкую известность монастырь приобрел после того, как в нем поселился прп. Никита Переяславльский чудотворец. До XVI века монастырь жил собственными трудами. Около 1515-1521 годов переславским дьяконом Евстафием после его исцеления у мощей преподобного поставлена деревянная Никитская церковь, посвящённая переславскому чудотворцу (не сохранилась). В 1521 году угличский князь Димитрий Иоаннович подарил монастырю село под Угличем. А в 1528 году по приказу Великого князя Московского Василия Третьего на территории обители на месте старой каменной Никитской церкви (посвящённой раннехристианскому мученику) строится каменный Никитский собор. Расцвет обители начался при игумене Вассиане, когда на неё обратил своё внимание сын Василия Третьего - Иван Грозный. Он готовил монастырь как запасную опричную крепость - на тот случай, если Александровская слобода перестанет быть надёжным укреплением. Не раз он со своей семьёй совершал паломничества в монастырь. В 1560-1564 годах по приказу царя возведено новое здание собора - пятиглавый храм (старая постройка времён Василия Третьего стала южным приделом Никиты Столпника). Иван Грозный приезжал на освящение собора. Одним из его вкладов было массивное бронзовое паникадило для храма, а его жена Анастасия Романовна подарила храму собственноручно вышитый образ Никиты Столпника. Храм XVI века сохранился до наших дней. По велению царя здесь были воздвигнуты и другие строения - трапезная церковь (не сохранилась), надвратная церковь св. Архангела Гавриила (не сохранилась), стены и башни (1562 год, сохранились в перестроенном виде). Иван Грозный снабдил монастырь вотчинами, учинил общее жительство.

http://sedmitza.ru/text/415682.html

Александр III был глубоко верующим человеком, его государственная деятельность и частная жизнь основывались на искреннем благочестии и любви к Церкви. Он интересовался искусством и историей, реставрацией памятников, коллекционировал предметы живописи и старины, был председателем Русского исторического общества. По его инициативе в 1883 году в Москве был открыт Исторический музей, а в Санкт-Петербурге начато создание музея русского национального искусства (открыт в 1898 году в Михайловском дворце, получил название Музея имени Александра III). Александр III был человеком атлетического сложения и обладал отменным здоровьем. В 1888 году во время крушения царского поезда на станции Борки (под Харьковом) он смог удержать на своих плечах рухнувшую часть потолка вагона. В память о спасении августейшей семьи в катастрофе построен храм Христа Спасителя в близлежащей слободе Борки (архитектор Р. Р. Марфельд), основаны несколько монастырей: Александро-Мариинский женский в деревне Евлево Егорьевского уезда Рязанской губернии, Александро-Невский женский монастырь в селе Маклаково Тверской губернии (ныне Московская область), Александро-Невский мужской в Ряжском уезде Рязанской губернии, Александро-Невский мужской в Кирсановском уезде Тамбовской губернии. В 1891 году заболел нефритом (воспалительное поражение почек), эта болезнь стала для него смертельной. Скончался 20 октября 1894 года в Ливадийском дворце, напутствованный прот. Иоанном Кронштадтским . 1 ноября 1894 года гроб с телом был доставлен в Санкт-Петербург и положен в Петропавловском соборе. Чин отпевание в том же соборе 7 ноября совершил сонм иерархов российской церкви во главе с митрополитом Санкт-Петербургским Палладием (Раевым) . Погребен в Петропавловском соборе. Литература Памяти императора Александра III: Сб. М., 1894; Император Александр III: Сб. мат-лов. СПб., 1895; Обзор деятельности ведомства православного исповедания за время царствования императора Александра III. СПб., 1901; ЖПодв. Октябрь. С. 516-523; Айвазов И. Г. Законодательство по церковным делам в царствование императора Александра III. М., 1913; Твардовская В. А. Александр III//Российские Самодержцы (1801-1917). М., 1993; Полунов А. Ю. Под властью обер-прокурора Синода: Православная Церковь в царствование Александра III. М., 1996; Боханов А. Н. Император Александр III. М., 1998. " Александр III "http://Большая российская энциклопедия: http://bigenc.ru/domestic_history/text/3787492

http://drevo-info.ru/articles/13679819.h...

В 2013 году были открыты три ставропигиальных монастыря: мужской московский Андреевский, и два женских – подмосковный Александро-Невский в с. Акатово Московской области и Алексеевский монастырь в г. Москве. В настоящее время в непосредственном подчинении Предстоятелю Церкви находится 31 монастырь: 15 мужских и 16 женских. В мужских монастырях насчитывается 925 насельников, из них 12 схимонахов, 713 монахов, 103 инока, 23 рясофорных послушника и 74 прочих послушника. В женских монастырях несут послушания 886 насельниц, из которых 19 схимонахинь, 410 монахинь, 274 инокини, 93 рясофорных послушницы и 90 прочих послушниц . Всего в ставропигиальных монастырях насельников и насельниц – 1811, схимников – 31, мантийных монашествующих – 1123, иночествующих – 377, находящихся на послушании – 280. За минувший год в обители было принято 65, выбыло (в том числе преставились ко Господу) 52 человека. Количество монашествующих ставропигиальных монастырей в 2013 году увеличилось за счет прибавления сестер двух подворий Пюхтицкого монастыря (монастырских подворий в городе Москве и в деревне Юдино Московской области) и двух новооткрытых женских обителей (Александро-Невского монастыря в селе Акатово и московского Алексеевского монастыря). Возросло число насельников в трех крупнейших мужских монастырях (Троице-Сергиева лавра, Оптина пустынь, Валаамский монастырь), из них более всего насельников было принято в Оптину пустынь. В большинстве же других монастырей число насельников по сравнению с 2012 годом почти не изменилось.   Подготовку кандидатов в священство и других церковных работников для Москвы по-прежнему осуществляют Московская духовная академия и семинария, Сретенская, Перервинская и Николо-Угрешская семинарии, Свято-Тихоновский православный гуманитарный университет. Всего из духовных учебных заведений, непосредственно подведомственных Патриарху, выпустились 540 человек, из них – 81 священнослужитель. Клир г. Москвы за минувший год пополнился на 166 священнослужителей. Из них 32 – выпускники духовных школ, 53 – рукоположены из церковнослужителей, 39 клириков приняты из других епархий, 42 клирика направлены на временное служение в храмы г. Москвы и в ставропигиальные монастыри.

http://pravmir.ru/doklad-patriarxa-kiril...

Краснослободский Спасо-Преображенский (в честь Преображения Господня) общежительный мужской монастырь (до втор. пол. XVIII в. Спасская пустынь) основан по челобитью жителей царевой Красной Слободы (Краснослободска) в 1655 по благословению патриарха Никона. В 1656 в лесу, на противоположной от города стороне Мокши уже была срублена деревянная Спасо-Преображенская церковь с Казанским приделом. Землю под монастырь передал первыи инокам богатый крестьянин из с. Дмитриев Усад Путилка Баженов. Первые полтора столетия своего существования Спасская пустынь развивалась крайне медленно и выглядела скорее как скит, чем полноценный монастырь. Кроме дарений Путилки Баженова, в 1681 пустынь получила «на прокорм» еще один участок земли от царя Феодора Алексеевича и патриарха Иоакима. На протяжении столетия пустынь упорно боролась за свое существование, много раз судилась с обидчиками за земли. Наиболее трудные времена выпали на эпоху царей Феодора Алексеевича и Петра Алексеевича. Во многом община выстояла благодаря строгому уставу, введенному основателем монахом Дионисием и переработанному старцем Герасимом. Обитатели пустыни всегда отличались стоическим характером и непритязательностью в быту, а община – строгой замкнутостью, почему даже в пределах Пензенской епархии она не обладала широкой известностью. В 1764 штат монастыря насчитывал всего семь человек – игумена, четырех иеромонахов и двух монахов. Серьезные изменения в обители произошли после назначения на место настоятеля иеромонаха Саровской пустыни Геннадия. Прибыв в полуразвалившийся монастырь, он  за собственный счет перестроил его полностью в камне. В 1796 епископ Тамбовский Феофил выдал грамоту на строительство в монастыре каменного Спасо-Преображенского собора с Казанским и Рождество-Предтеченским приделами. Одновременно началось строительство корпусов келий. Собор был освящен в 1799 настоятелем Геннадием по благословению епископа Нижегородского Вениамина. В 1801 был освящен Казанский придел, в 1804 – Иоанно-Предтеченский. В 1810 была заложена больничная Александро-Невская церковь (освящена в 1817) и колокольня с надвратной Никольской церковью (окончательно завершена и освящена в 1855).

http://sobory.ru/article/?object=08688

29 августа 1890 года, на 61-м году жизни, старец почил смертью праведника (14 июля 2002 года отец Стефан был причислен к лику местночтимых святых Вятской епархии). Одной из главных святынь его монастыря была Афонская икона Пантелеимона Целителя с частицами мощей святого, которая была келейной иконой старца. Монастырь находился на пути следования многотысячного крестного хода на реку Великую в точке его завершения. Тысячи паломников заходили к преподобному Стефану за благословением, ища его духовного слова. К началу XX века Филейский Александро-Невский монастырь представлял сложившийся архитектурный ансамбль. 30 августа 1904 года началось строительство Свято-Троицкого собора Александро-Невского монастыря. Автором проекта выступил архитектор Иван Аполлонович Чарушин. Возведение нового храма стало главным делом обители. Собор, построенный в русско-византийском стиле, должен был стать главным композиционным центром монастыря и второй после Александро-Невского собора А.Л. Витберга значительной доминантой города Вятки. Место для строительства Троицкого собора было выбрано очень удачно – на самой высокой точке верхнего плато мысового участка в междуречье живительных ручьев. Путь к новому храму лежал от святых ворот (В.М. Дружинина) в юго-западном направлении и проходил мимо главной реликвии монастыря – пещеры Стефана и Успенской церкви с Сенью преподобного Стефана, и храма Александро-Невского. Постепенный мерный подъем (разность отметок около20 м), духовные акценты, смена видовых раскрытий, задуманные автором, открывают в И.А.Чарушине виртуозное владение градостроительной композицией, утонченный вкус. Троицкий собор выполнен в русско-византийском стиле. Этот стиль применялся в церковном строительстве и в крупных официальных государственных зданиях. Силуэт собора удивительно строен и пропорционален. Внушительные габариты здания делают его статным и массивным, в то время как изобилие на стенах кирпичного декора придает зданию легкость и изящность, наличие вытянутых оконных проемов, венчаемых арками, визуально устремляет здание к небу. Отсутствие колокольни усиливает равнофасадность и строгую симметричность его композиции. В экстерьере большую роль играют мощно выступающие рукава креста. Фасад усложнен выделением центральной части и примыкавшими к ней с двух сторон трехгранными выступами под сомкнутыми полукуполами, облегчавшими переход к основной части. Он выделяется сдержанностью форм, ясностью их членений и обилием декора. В 1916 году храм возвели под крышу, но после большевистского переворота об окончании строительства трудно было мечтать.

http://sobory.ru/article/?object=32815

Храмы монастыря: Соборный храм в честь Успения Божией Матери; храм в честь Святителя Николая Чудотворца; храм в честь святых Вселенских учителей и святителей Василия Великого, Григория Богослова и Иоанна Златоуста; домовая церковь в честь святителя Николая Чудотворца в келейном корпусе. Монастырь имеет подворье - храм-часовню во имя святого благоверного князя Александра Невского в городе Балахне Нижегородской области. При Высоковском Успенском мужском монастыре существует социально-реабилитационная группа для мирян. Кроме этого, монастырь духовно окормляет Детский дом в Балахне. При подворье Высоковского Успенского мужского монастыря в Балахне существует воскресная школа для взрослых и детей. Монастырь издает свою газету «Мир Вашему дому».   Сайт Городецкой епархии Нижегородской митрополии   Третьеклассный Высоковский Успенский Единоверческий монастырь. На том месте, где ныне Успенский Высоковский монастырь, до 1800 года находился раскольнический скит. Основатель сего скита инок Герасим, с присоединением к православной церкви на правах единоверия, был утвержден Святейшим Синодом первым настоятелем единоверческого монастыря. Высоковский монастырь находится в Макарьевском уезде, в расстоянии от местной Консистории на 200 верст, от Белбажского девичьего монастыря в 17 верст., от Кривоезерской пустыни в 65 верст. и от Макариево-Унженского в 70 верстах. Церквей в сем монастыре четыре: а) соборная Успенская, каменная, с одним престолом, построена в 1834 году; б) во имя Святителя Николая каменная теплая, с одним престолом, построена в 1827 году; в) во имя трех Святителей Василия Великого, Григория Богослова и Иоанна Златоустого, каменная, теплая, с одним престолом, построена и освящена в 1835 году и г) во имя св. великомученика Георгия, построена и освящена в 1834 году, зданием деревянная, теплая, с одним престолом. Из церковных зданий этого монастыря замечательна каменная колокольня вышиною в 30 саж. Принадлежащая сему монастырю часовня, деревянная, устроена при дороге в город Макарьев для сбора подаяний.

http://sobory.ru/article/?object=03557

17 октября 1888 года произошло крушение поезда у станции «Борки». Следовавший на литерном поезде Государь Император Александр III и его семья чудом и милостью Божией остались живы и здоровы. В ознаменование этого события Иван Васильевич обратился с просьбой к Донскому Архипастырю переделать часовню в храм. Высокопреосвященнийший Архиепископ Макарий разрешил это сделать, часовня была перестроена в церковь св. Николая и освящена уже в 1888 году. При церкви было образовано Архиерейское подворье, в котором постоянно жил иеромонах Архиерейского дома Геннадий, совершавший регулярные богослужения. 25 июля 1895 года указом Св. Синода за N2 348 подворье было преобразовано в Свято-Николаевский Бекреневский монастырь. На содержание и обустройство монастыря Иван Васильевич Стефанов в разное время пожертвовал деньгами, землей и предметами церковного убранства на сумму до 70 тысяч рублей. Первоначально монастырь был мужским, но в 1910 году, по ходатайству Высокопреосвященнейшего Архиепископа Донского и Новочеркасского Владимира перед Святейшим Синодом, он был преобразован в женский. Обитель под руководством игумении Старочеркасского монастыря Иннокентии, в ведении которой поручен был Бекреневский монастырь, привели в порядок. Это еще больше стало привлекать паломников. Много сил приложили монахини монастыря и игумения Иннокентия к завершению строительства соборного храма. Его освящение состоялось 30 июня 1913 года. После освящения над монастырем была поставлена игумения Амфиана, избранная из Старочеркасских монахинь, опытная в духовной жизни. С назначением игумении монастырь получил полную самостоятельность и самоуправление. С южной стороны главного собора находилась ветхая деревянная двухпрестольная церковь во имя Св. Николая и св. благоверного князя Александра Невского. Эта церковь была построена первой, она отапливалась и богослужения в ней совершались в зимнее время. Кроме храмов в монастырском дворе были построены дом для игумении, трапезная, небольшой деревянный корпус для монахинь, четыре маленьких флигеля для старейших монахинь и лавочка для продажи церковных принадлежностей, религиозной литературы. С южной стороны монастыря находился колодец, выкопанный основателем монастыря С.И. Поляковым. В последнее время, при жизни монахов, колодец пришел в запустение и заливался, но трудами матушки игумении Амфианы он был восстановлен, благоустроен и в нем снова стало много хорошей воды.

http://sobory.ru/article/?object=38548

Во внимание к трудам на благо обители архиерейские благословенные грамоты были вручены регенту монастырского хора И.В. Шибаловой, певчей монастырского хора Т.С. Бабиной, руководителю паломнической службы О.О. Алексеевой, монастырскому повару А.С. Ворническу. Затем был совершен чин о панагии. По окончании трапезы собравшиеся пропели в Борисоглебском соборе тропарь и кондак, архимандрит Борис прочитал молитву святым князьям, священнослужители также пропели величание. Археологи, работающие в обители, ознакомили митрополита Амвросия с находками, совершенными в ходе раскопок. Новоторжский Борисоглебский мужской монастырь — один из древнейших в России. Обитель основана раньше Киево-Печерской лавры на 13 лет. Ее основал преподобный Ефрем около 1038 года. Верным соратником и учеником святого Ефрема был преподобный Аркадий Новоторжский, память которого Церковь молитвенно чтит 26 декабря. Монастырь за время своего существования перенес множество бедствий, претерпел неоднократные опустошения и разорения. Трижды монастырь горел в междоусобных войнах: в 1167, в 1181, 1372 годах; в 1237 году он подвергся нападению монголо-татар. От Литвы и поляков обитель страдала дважды: первый раз — во времена великого князя Александра Невского, в 1258 году, когда литовцы захватили Торжок, разорили монастырь и разогнали братию, и в 1609 году, в царствование Василия Шуйского. Монастырь с городом были разорены поляками; деревянная церковь Введения во храм Пресвятой Богородицы была сожжена, в ней погибли в пламени архимандрит монастыря Константин с братией и мирянами. При всех разорениях каменная церковь, построенная преподобным Ефремом, оставалась целой и неповрежденной. Введенскую церковь восстановили в 1620 году, процветание монастыря продолжалось до революции 1917 года.  В 1919 году уполномоченные Наркомата юстиции вскрыли гробницу и обнаружили рядом с мощами преподобного Ефрема еще одну голову, о чем был составлен специальный протокол. В 1925 году братию распустили, а в монастыре на полвека разместили тюрьму строгого режима, затем в обители был устроен лечебно-трудовой профилакторий для алкоголиков, а в последние годы перед открытием — Всероссийский историко-этнографический музей. Дирекция музея предпринимала значительные усилия для реставрации архитектурного ансамбля обители, однако восстановлены были только Свечная башня и участок крепостной стены, окружающей монастырь.

http://patriarchia.ru/db/text/6048414.ht...

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010