Стены и башни - пример монастырской ограды 18 в., в композиционном и декоративном решении подражающей оборонительным стенам монастырей 17 в. Ограда хорошо сохранилась (за исключением участка между церковью Рождества Христова и казенными кельями) и имеет четыре башни на углах и двое ворот - восточные и южные. С внешней стороны ограда расчленена на прясла лопатками с крупными ширинками; развитый карниз с поребриком, раскрепованныи на лопатках, отсекает ярус зубцов. Узкие щелевидные бойницы вписаны в промежутки между зубцами, имеющими форму ласточкиного хвоста; смыкаясь, зубцы образуют профилированную декоративную аркатуру. С внутренней стороны стены расчленены неглубокими арочными нишами, боевой ход отсутствует. Однопролетные южные ворота образованы простым повышением стены над аркой; в восточных воротах по сторонам арки поставлены пучки из трех колонок, на которые опирается архивольт. Северо-западная башня двухъярусная - восьмерик на двухэтажном квадратном основании, - под шатровой кровлей. Юго-западная, юго-восточная и северо-восточная башни близки по композиции: это восьмигранные вертикальные объемы, завершенные купольными кровлями. Углы отмечены огибающими лопатками, верхний ярус отсечен карнизом и имеет бойницы, так же, как на стене, вписанные в декоративные зубцы. По материалам Свода памятников архитектуры и монументального искусства России/Гос. ин-т искусствознания М-ва культуры РФ. – М.: Наука, 1998. Владимирская область: в 6 ч. Ч.1/Отв. Ред. Вл.В. Седов. 2004. Стр. 313-320 В 1191 г. основан Богородице-Рождественский монастырь. В 1192 г. осуществлена закладка собора: «В то же лето заложи благоверный и великий князь Всеволод Юрьевич церковь Рождество святыя Богородиця, в граде Володимири; почата же бысть здати месяца августа 22 день на память святаго мученика Агафоника и дружины его при блаженном епископе Иоане». В 1192-1195 гг. строился Богородице-Рождественский собор. 29 октября 1196 г. собор освящен. В 1199 г. монастырь пострадал во время пожара. В 1219 г. состоялось новое «великое освящение» собора. В 1230 г. учреждена архимандрия. «Рождественская обитель стала называться великою архимандриею». В 1238 г. монастырь разорен татарами. 23 ноября 1263 г. под сводами собора погребен св. блг. великий князь Владимирский Александр Невский.

http://sobory.ru/article/?object=01817

В 1927 году большевики закрыли её. Действующим в ней до 1934 года оставался только тёплый Александро-Невский собор. Феодоровский собор стал электростанцией, колокольню превратили в водонапорную башню, сбросив с неё все колокола и украсив завершение огромной красной звездой, помещения бывших келий заняла колхозная школа. В 1934 году все постройки бывшего монастыря перешли в ведение НКВД, а чуть позже началось варварское его уничтожение - как " не представляющего культурной ценности " . Были разрушены все храмы и колокольня обители. Лишь в 2007 году благодаря программе комплексного развития территорий Городецкого района " Городец -XXI век " у городчан появилась возможность воссоздать на этом месте обитель. С 2008 года Феодоровский монастырь стал восстанавливаться. Возрождён на прежнем месте и Свято-Феодоровский собор, с восточной стороны которого совсем недавно установили памятник благоверному князю Александру Ярославичу в монашеской схиме. Журнал " Православные Храмы. Путешествие по Святым местам " . Выпуск 2015 год. Основателем Феодоровского монастыря считается великий князь Георгий (Юрий) Владимирович Долгорукий. Временем основание обители считается 1154 год. Архитектурный комплекс Феодоровского монастыря в основном сформировался к началу XX века. Его живописное изображение этих лет сохранилось на оборотной стороне иконы «Феодоровской Божьей Матери с чудесами образа» (ныне хранится в фондах Городецкого историко-художественного музейного комплекса). Главным фасадом комплекса был западный, обращённый одновременно и к Городцу, и к Волге. Монастырь представлял собой четырёхугольную в плане территорию, которая была обнесена с трёх сторон каменной оградой с невысокими башенками, а с южной стороны ограничивалась каменным двухэтажным братским корпусом. С восточной стороны параллельно друг другу располагались обветшавший к этому времени одноэтажный каменный корпус, предназначавшийся к слому, и новый двухэтажный каменный корпус с трапезной церковью. С северной стороны имелись ещё два здания: одноэтажный каменный флигель, где размещалась больница с аптекой, и деревянный братский корпус на каменном фундаменте.

http://sobory.ru/article/?object=24204

Время ссылки о.Стефана в Вятском монастыре было как раз тем временем, когда любимый ученик старца был поставлен приказчиком в лавке Столбова, а затем получил в управление и собственную лавку. При этом Митрофан Кузьмич оказался ближе к своему учителю. Их общение стало частым. Даже отлучаясь куда-нибудь, старец говорил: «Меня, верно, уже Митрошенька ждет». Именно в это время молодой человек принимает окончательное решение принять монашество. При этом духовный наставник просил не торопиться: «Научись сердечной умной молитве, рассудительности, покорности воле Божией. Не принимай свое «я» за призыв Божий, молись, смиряйся и Господь подскажет тебе, как поступить». Митрофан Кузьмич следовал советам своего наставника и старался большинство времени проводить в молитве. Даже в лавке были везде развешаны листочки с Иисусовой молитвой, которой учил особое внимание уделять о.Стефан, чтобы куда ни упал взгляд, всегда он мог помнить о ней. Однажды, рассказывает устное предание, Митрофан вернулся очень поздно в свою лавку, пробыв долго у преподобного, проведя время в душеспасительных беседах. Другие служащие решили над ним подшутить и вместо мяса дали ему на ужин свеклы, чтобы проверить смирение будущего монаха, но Митрофан ничем не выдал своего возмущения или другого неудовольствия и, под общие насмешки, съел свеклу вместо мяса, твердо помня завет своего учителя – «Без смирения нет терпения, а без них нет и монаха». Спустя месяц после блаженной кончины отца Стефана, о которой, безусловно, скорбела вся православная Вятка, состоялось главное событие, ради которого преподобный жил и приближал как мог – открытие Филейского Александро-Невского монастыря. Все, что находилось на то время в монастыре, было построено непосредственно трудами о.Стефана. В 1890 г. на страницах «Вятских епархиальных ведомостей» современник так описывал обитель: «Монастырь находится в 6 верстах от г.Вятки и в полуверсте от с.Филейки и занимает участок земли в 7 дес., покрыт крупным еловым лесом. В южной части монастырская земля представляет возвышенность, довольно ровную площадку, с небольшой покатостью к северо-западу, а в северной половине она постепенно понижается и идет узкой полосой по берегам очень небольшой речки, которая с правой стороны имеет крутой и высокий берег, пересеченный глубоким оврагом. На реке устроены два небольших пруда: на одном из них поставлена деревянная мукомольная мельница. Неровная поверхность земли, высокий хвойный лес, спруженная вода, разбросанные по лесу деревянные постройки дают монастырю очень красивый, живописный вид».

http://sobory.ru/article/?object=32815

Но чудная икона, как оказалось, осталась невредимой от огня и спустя 30 лет чудесным образом явилась на Запрудне князю Василию Ярославичу и затем поставлена в соборной Феодоровской церкви. И вот из прибывших в город Кострому жители разоренного Городца, как только вошли в храм во имя святого великомученика Феодора Стратилата для поклонения явленной иконе Божией Матери, тотчас же признали ее за свою чудотворную икону, которая как бы скрылась во время татарского погрома Городца, и об этом поведали открыто князю и костромичам, причем рассказали о многих преславных чудесах, бывших от этой иконы в их городе. Но явленная князю Василию, ранее городецкая, великая святыня теперь стала составлять уже неотъемлемое и драгоценное сокровище города Костромы. Не имея возможности возвратить себе чудотворную икону Богоматери, жители Городца с восстановлением города вскоре же приобрели точный список своей святыни, переименованной в городе Костроме в Феодоровскую икону Божией Матери, который несомненно был уже в 1263 году, когда под сенью этой иконы принял схиму с именем Алексий князь Александр Ярославич Невский, на возвратном пути из татарской Орды в Россию скончавшийся 14 ноября в этом же году в Феодоровском Городецком монастыре, который устроен был на прежнем месте пребывания подлинной иконы в кладбищенской церкви (ныне второклассный мужской общежительный Богородицко-Радиловский монастырь В повести о явлении Феодоровского образа Богоматери, напечатанной в 1778 году вместе со службой на празднество явления его с рукописной таковой же службы, равно в описании костромского Успенского собора протоиерея Иакова Арсеньева (изд[ание] 1837 года) сказано одинаково, что Феодоровская икона явилась: а) великому князю Василию рекомому Квашне Костромскому и Галичскому, сыну благоверного и великого князя Георгия Ярослава Владимирского, внуку благоверного князя Александра Невского, и б) в 6747, то есть 1239 году. Но несомненно, что в этом показании имеется двойная погрешность – номинальная и хронологическая.

http://azbyka.ru/otechnik/Ivan_Bazhenov/...

С 1832 г. М. м. возглавлял уже не опат, а супериор (игумен) Варлаам Яскульский, который в 1839 г. перешел в Православие. Он продолжал служить в обители, являясь настоятелем сначала в сане игумена, а затем - архимандрита. С 1834 г. в М. м. действовало униат. Мелецкое ДУ. Благодаря архим. Варлааму (Яскульскому) училище удалось сохранить, оно в 1842 г. официально было признано властями в качестве православного уездного духовного училища для детей духовенства Луцкого, Ковельского и Владимирского уездов. В 1894 г. Мелецкое уч-ще было перенесено в мест. Мацеев с сохранением названия «Мелецкое», в 1915-1919 гг. находилось в эвакуации в Житомире, в 1919-1920 гг. снова действовало в М. м. под рук. выпускника Волынской ДС мирянина Леонтия Клюковского. Попытки митр. Дионисия (Валединского) разместить училище либо в мест. Мацеев, либо в г. Любомль не увенчались успехом, в итоге учебное заведение было упразднено. До 1842 г. обитель имела статус вотчинного мон-ря, пользовавшегося с XVI в. владениями, доставшимися ему от князей Сангушковичей. В 1842 г. все монастырские владения перешли в ведение Мин-ва государственных имуществ. Взамен же мон-рь получил от казны денежный оклад в размере 3485 р. По штату в обители положено было проживать архимандриту, наместнику, 8 иеромонахам, 4 иеродиаконам, 3 монахам, 5 послушникам и 24 служителям. Земли при мон-ре оставалось до 150 дес. После кончины в 1847 г. архим. Варлаама (Яскульского) в 1848-1852 гг. М. м. возглавлял выпускник Волынской ДС архим. Григорий (Немоловский), которому удалось упорядочить монастырский архив и подготовить историко-статистическое описание обители, частично опубликованное в житомирской газ. «Жизнь Волыни». После него сохранился составленный в 1852 г. сб. «Записки о Мелецком монастыре». В 1852-1859 гг. настоятелем М. м. был архим. Николай (Дунин-Борковский), выпускник Волынской ДС, к-рому удалось добиться существенной помощи для обители из гос. казны. В 1859 г. (иногда ошибочно указывается 1855) был построен теплый Александро-Невский храм, вместо которого в 1900 г. возведен Преображенский храм. Также в ведение обители было возвращено монастырское озеро близ мест. Мельцы. В 1862-1865 гг. М. м. возглавлял архим. Серафим, представитель местного дворянского рода, пожертвовавший для обители 210 р. серебром.

http://pravenc.ru/text/2563196.html

Вся вина благочинного Дм.И. Дубровина заключалась в том, что посылал денежные средства осужденному духовенству, призывал держаться Церкви и не вносить в нее раскол, направлял священников в церкви, оставшиеся без священников (следствием последнее было квалифицировано как «обсуждение вопросов борьбы с Советской властью»). Священник В.И. Любимов только критиковал атеизм (в общем-то, ожидаемая позиция для священника) и констатировал дефицит некоторых товаров и далеко не благополучное положение дел в колхозах. Праздничное богослужение, совершенное священником К.Н. Твердисловом в честь святой мученицы царицы Александры Римской, значилось в обвинительном акте как «молебны о бывшем царствующем троне Романовых». Не вошло в обвинительное заключение озвученные во время допроса обвинения Твердислова в том, что призывал верующих не поддаваться влиянию атеизма и говорил, что Конституция только на бумаге. И.И. Невский и М.Е. Сумкин собирали средства на уплату штрафа за похищенные церковные вещи (это было расценено как «шарлатанство») и свидетельствовали о далеко не благополучном положении дел в колхозах. Только в последнем обвинялся А.В. Сметанин. Иподьякону М.И. Мальянову даже мечты стать священником записали в вину. Церковный сторож И.И. Родин критиковал колхозы, призывал не утаивать свою религиозность при переписи населения, радовался дарованному Конституцией возвращению прав и надеялся и на возвращение изъятого при раскулачивании имущества. На архимандрита Дм.И. Архангельского и дьякона П.В. Пылинского в обвинительном заключении вообще нет никаких данных об их преступной деятельности. Если верить обвинительному заключению, надежды на смену власти (не призывы!) при помощи троцкистов либо Германии высказывали только Н.А. Солодков, И.И. Невский, М.Е. Сумкин, А.К. Батмановский, И.И. Родин и М.И. Мальянов. Несмотря на то, что это должно бы квалифицироваться как более серьезная вина, по сравнению с тем, в чем обвинялись остальные, при вынесении приговора большее значение, видимо, имел статус в церковной иерархии и социальное происхождение обвиняемых. Так, из последних расстреляны были: псаломщик Н.А. Солодков, секретарь церковного совета и бывший жандарм И.И. Невский, церковный сторож и кулак И.И. Родин. Дьяконы А.К. Батмановский и М.И. Мальянов и председатель церковного совета М.Е. Сумкин приговорены к 10 годам лишения свободы. Зато благочинный Дм.И. Дубровин, священники К.Н. Твердислов и В.И. Любимов, архимандрит Дм.И. Архангельский и дьякон П.В. Пылинский (на последних двух, как уже ранее говорилось, в обвинительном заключении вообще нет никаких данных об их преступной деятельности) приговорены к расстрелу. Вероятно, после такого масштабного процесса в Вязниках духовенства не осталось.

http://sobory.ru/article/?object=03741

Адрес : Ленинградская обл., Лодейнопольский р-н, д. Тервеничи, ул. Нагорная, 30 Телефон: +7-921-436-36-55 , +7-921-422-97-50 ; +7-931-245-42-34 (гостиница) Подробнее... Свято-Троицкая Александро-Невская лавра [ править править код ] Задумана Петром I, пожелавшим, чтобы исторически связаны были и он сам, и герой Невского сражения. В устье Невы Александр Невский разогнал шведов. Царь, разбив и изгнав врага с невских берегов, основал Петербург. Монастырь был открыт в 1710 г. По планам Петра, монастырь должен был стать " образцовым " , т.е. играл роль заведения благотворительного, исправительного, учебного и лечебного. Тут он хотел открыть приют для увечных, отставных воинов, инвалидов Северной войны, душевнобольных, а также госпиталь, где бы послушание несли иноки, лечебно-исправительное заведение, где бы лечили пьяниц. Но, к радости монастырских (для которых главным делом оставалась молитва), планы не были осуществлены. Адрес: Санкт-Петербург, набережная Монастырки, 1 Телефон: Звоните: +7 (812) 274 17 02 , +7 (812) 274 16 12 Подробнее... Свято-Троицкая Сергиева Приморская мужская пустынь [ править править код ] Свято-Троицкая Сергиева Приморская пустынь (Троице-Сергиева пустынь, Сергиева пустынь) — православный мужской монастырь (пустынь), сейчас формально находится на территории посёлка Стрельна, ныне в черте города Санкт-Петербурга. Основан в 1734 году; до 1918 года имела статус первоклассной обители; с 1819 до 1834 год находилась в ведении петербургских викариев — епископов Ревельских. Примыкающий к пустыни посёлок Сергиево с одноименной железнодорожной станцией в 1918 г. переименован в посёлок Володарский. В 2010 г. железнодорожной станции возвращено её первоначальное название. Адрес: Санкт-Петербург, Стрельна, Санкт-Петербургское шоссе, д. 15. Телефоны: (812)647-07-30 (проходная); (812)647-07-45 (книжная лавка) Подробнее... Скит Андрея Первозванного на Агафоновом Лугу [ править править код ] Ленинградская область (монастыри), Скит АНдрея В 1998 г. у возрождающейся Лавры появился первый скит святого апостола Андрея, расположенный в Всеволожском районе близ деревни Коркино на Агафоновом лугу.

http://azbyka.ru/palomnik/Ленинградская_...

Проект храма подворья мон-ря в С.-Петербурге. 1913 г. Проект храма подворья мон-ря в С.-Петербурге. 1913 г. С 1867 г. близ железнодорожного вокзала Н. Новгорода по ходатайству иером. Феодосия велось строительство часовни в память спасения имп. Александра II 4 апр. 1866 г., во время покушения Д. В. Каракозова. 1 сент. 1868 г. часовня была освящена в честь Феодоровской иконы и во имя св. князей Александра Невского и Георгия Всеволодовича - основателя Н. Новгорода. В 1869 г. на средства купца 1-й гильдии А. Ф. Зубкова и господина Иванова часовня была перестроена в храм, главный престол к-рого освящен в авг. 1870 г. во имя св. кн. Александра Невского, приделы - во имя равноапостольных Константина и Елены и мч. Анатолия (1871). В 1886-1887 гг. в перестроенном храме было открыто подворье Г. м.: на верхнем этаже находилась церковь, на нижнем - кельи с трапезной и кухней. При входе в ограду подворья стояла каменная часовня. В 1887 г. в Александро-Невском храме были освящены также приделы во имя св. князей Константина, Михаила и Феодора Муромских и свт. Николая Чудотворца. При подворье постоянно проживало ок. 20 монахов. Ежегодно к 1 авг. в церковь подворья приносили монастырские святыни - иконы Феодоровской Божией Матери и св. кн. Александра Невского, к-рые пребывали здесь до 8 сент., т. е. весь период проведения Нижегородской (Макариевской) ярмарки. Затем иконы с крестным ходом носили по уездам. 1919-2006 гг. В нач. 1919 г. чекисты Балахнинского у. произвели обыск в Г. м., конфисковали мебель. В 1923 г. мон-рь был закрыт, общине верующих передан Александро-Невский храм, в к-ром до 1934 г. совершались богослужения. В 1924 г. все постройки были поставлены на учет музейным отделом Главнауки Наркомпроса, но к кон. 20-х гг. XX в. сняты с учета. В 1934 г. здания Г. м. были переданы управлению НКВД для размещения трудовой коммуны правонарушителей. Решением президиума Городецкого горсовета Александро-Невский храм был закрыт и передан «под культурные нужды» коммуне, Феодоровский собор переоборудован под электростанцию, колокольня - под водонапорную башню. В зданиях мон-ря размещались общежитие, школа, клуб, кухня со столовой, мастерские - столярная и «хохломской окраски», кузница. Позже храмы мон-ря были разобраны, кирпич использовался при строительстве Городецкого судоремонтного механического завода.

http://pravenc.ru/text/166241.html

Адрес: 44400, Украина, Волынская область, Старовыжевский район, c. Мильцы Телефон: (03346) 2-41-14 , (03346) 2-21-70 , (050) 664-69-83 Успенский Низкиничский мужской монастырь [ править править код ] Успенский Низкиничский мужской монастырь Дата основания: 1643. Адрес: 45321, Украина, с. Низкиничи, Иваничевского района Волынской обл. Телефон: +38 (03344) 3 64 81 / +38 (097) 854 61 75 Женский монастырь святого Александра Невского (Городнее) [ править править код ] Свято-Александро-Невский ставропигиальный женский монастырь открыт на базе прихода во имя святого апостола и евангелиста Луки решением Священного Синода УПЦ от 20 декабря 2012 года. Адрес: Волынская обл., Любомльский р-н., с. Городно Иоанно-Предтеченский мужской скит [ править править код ] Адрес: Волынская обл., Ковельский р-н., с. Вербка Храмы Волынской области [ править править код ] Свято-Покровская церковь [ править править код ] Покровская церковь Свято-Покровская церковь - православный храм в городе Луцк, старейший из ныне действующих в городе православных храмов. Памятник архитектуры XVII—XIX веков. Покровская церковь находится на территории Государственного историко-культурного заповедника «Старый Луцк». Принадлежит Украинской православной церкви (Московского патриархата), служит в качестве кафедрального собора Луцкой и Волынской епархии. По документам 1583 г. церковь уже числится старой, требующей ремонта. В 1637 г. капитально ремонтируется. С начала 19 в. до 1880 г. служит городским собором. В 1845 г. при пожаре сгорела крыша но вскоре восстановлена. Реконструирована в 1873-76 гг. - пристроена колокольня, полностью заменена кровля, сооружены два декоративных купола. Адрес: 43016, Украина, г. Луцк, ул. Галшки Гулевичивны,, 1 Телефон: (0332) 72–24–71 Успенский кафедральный собор (Владимир-Волынский) [ править править код ] В 1156-1160 гг. князь Мстислав (†1170) строит во Владимире величественный каменный Успенский собор, уцелевший до наших дней и являющийся кафедральным. Южнее храма стоит каменное здание епископского замка, перенявшее свое название от всей совокупности укреплений, окружавших когда-то соборную усадьбу. Ныне в здании размещаются епархиальное управление и резиденция правящего архиерея. Здание датируют 1494 или 1640-ми гг. В кон. XIX в. сооружение отремонтировали почти одновременно с собором, башню на торце корпуса надстроили, превратив ее в колокольню. Ведущие в усадьбу каменные Северные ворота датируют XVII или сер. XVIII в.

http://azbyka.ru/palomnik/Волынская_обла...

Кюрегаси. Александро-Невский мужской монастырь. /// Епархия неизвестна Деревянный монастырь. Действует. ( вся деревянная архитектура в каталоге → ) ( все монастыри в каталоге → ) Год основания:между приблизительно 1900 и 1903. Адрес: Россия, Республика Чувашия, Моргаушский район, п. Кюрегаси, рядом с Каршлыхским домом-интернатом для ветеранов войны и труда. Координаты: 56.093347, 46.806457 Проезд:По М7 до развязки Калайкасы- Большой Сундырь, в сторону Б. Сундыря около 6 км. Указатель. Изменить описание объекта Карта и ближайшие объекты Первое упоминание о необходимости создания чувашского мужского монастыря в Казанской губернии относится к 1881 году. «Высочайшим повелением, воспоследовавшим в 9-й день мая 1881 года (соб. узак. и расп. Прав. 1881 г. 82 ст. 552), в благодарность Господу Богу за чудесное спасение Августейшей Имепраторской семьи от угрожавшей опасности при крушении поезда на Курско-Харьково-Азовской железной дороге. А также и с целью просветительного влияния на инородцев-чуваш» было решено образовать в Казанской губернии мужской монастырь. Но Высочайшее повеление осталось фактически не исполненным до 1902 года. В конце 80-х годов XIX века было направлено первое прошение чувашских сельских обществ Козьмодемьянского уезда Казанскому Епархиальному Начальству об основании мужского чувашского монастыря в Козьмодемьянском уезде. Издревле у чувашей существовал обычай поклоняться разным богам. Считалось, что боги, от которых происходят бедствия и несчастья, обитают в лесистой местности, и места их обитания - Керемети - священны. Там люди поклонялись им и приносили в жертву животных. В Козьмодемьянском уезде таким местом была поляна «Каршлык» и место под названием «Сар-Туван» близ деревни Макси-Касы Татаркасинской волости, расположенные в Шешкарской лесной даче (дачами назывались участки лесничеств). К тому времени многие чуваши, уже утвердившиеся в православной вере, не желали мириться с идолопоклонством и жертвоприношениями. И жители прилегающих к поляне «Каршлык» деревень «признали благодетельным ходатайствовать, перед кем следует об основании означенного выше монастыря на главном месте идолопоклонства, именно в Шешкарской лесной даче Козьмодемьянского уезда Казанской губернии».

http://sobory.ru/article/?object=19781

   001    002    003    004    005   006     007    008    009    010