Борисоглебск. Борисоглебский Хренников Александро-Невский монастырь. Церковь Николая Чудотворца. /// Объект утрачен Церковь.  Утрачена.   Престолы: Николая Чудотворца Архитектурный стиль: Эклектика Год постройки:Между 1901 и 1904. Год утраты:Не установлен. Адрес: Воронежская обл., г. Борисоглебск Координаты: 51.382412, 42.043533 (приблизительно) Реальное положение объекта на местности может отличаться от указанного на 100-200 метров, а в отдельных случаях и больше. Если вам известны более точные координаты объекта - пожалуйста, сообщите нам. Карта и ближайшие объекты Борисоглебский Хренников Александро-Невский мужской монастырь. Был расположен на Грибановской горе за городом к западу от Борисоглебска. Борисоглебский Хренников Александро-Невский мужской монастырь заложен 19 августа 1901 года и открыт в 1904 году 14 сентября на земле, завещанной церкви почетным гражданином России Алексеем Петровичем Хренниковым. Стоял иноческий скит на правом берегу реки Вороны, в одной версте от города Борисоглебска на возвышенном гористом месте, окружный лесом. Храм в обители был один – каменный, крытый железом, теплый, освященный в честь святителя Николая, архиепископа Мир Ликийских, чудотворца. На обширной площади монастыря (150 х 50 сажень) было четыре корпуса: два каменных и два деревянных, крытые железом. В первом, что находился близ Церкви, помещалась трапезная, а в подвальном этаже – кухня и кладовая для хранения продуктов. Во втором проживали: настоятель, казначей и рухлядный. В третьем же, деревянном, располагались 17 келий, в коих помещались 20 человек из братии. В четвертом, также деревянном, – просфорная и хлебная с кельями для служащих. Кроме того, внутри ограды имелись: амбар, ледник, кузница с флигелем для помещения рабочих из братии и сарай для плотничьих работ. Монастырь был обнесен деревянною оградою с четырьмя воротами. Братии в обители было немного: настоятель, казначей, три иеромонаха, четыре иеродьякона, восемь монахов, восемь послушников и двадцать два человека живущих на испытании (то есть трудники).

http://sobory.ru/article/?object=41120

Городец. Городецкий Феодоровский мужской монастырь. Кафедральный собор Феодоровской иконы Божией Матери. Феодоровский собор Карта и ближайшие объекты Мужской монастырь в честь Феодоровской иконы Божией Матери основан в 1154 году князем Георгием (Юрием) Долгоруким на месте обретения иконы Божией Матери, впоследствии названной Феодоровской. В ноябре 1263 года в монастыре скончался святой благоверный князь Александр Невский, приняв иноческий постриг и схиму с именем Алексий. На рубеже XIV-XV веков в монастыре подвизался инок Прохор, вошедший в историю как Прохор из Городца – подвижник и соратник Андрея Рублева и Феофана Грека. Считается, что старец Прохор являлся учителем Андрея Рублева. В XV веке в обители некоторое время трудился ученик преподобного Сергия Радонежского, преподобный Павел Обнорский, Комельский чудотворец, впоследствии основавший на реке Обноре мужской монастырь. В XVIII веке монастырь посещали Петр I и Екатерина II. В 1804 году в обители был пострижен в мантию преподобный Тимон Надеевский – ученик Серафима Саровского, ныне местночтимый святой Костромской епархии. В течение 14 лет святой Тимон был строителем Городецкого монастыря, являясь наместником обители. В XIX веке в монастыре подвизался известный церковный миссионер и ученый востоковед архимандрит Петр Каменский, здесь он окончил свой земной путь и был похоронен. Монастырь трижды подвергался разорению. В 1238 году монастырь сожжен отрядом хана Батыя, в 1408 – ханским темником Эдигеем. В 1927 году мужской монастырь в честь Феодоровской иконы Божией Матери был закрыт большевиками. Храмы взорваны в конце 40-х годов XX века. В 2009 году обитель стала возрождаться. 12 сентября 2009 года Святейшим Патриархом Московским и всея Руси Кириллом монастырь был освящен.  Святыни монастыря: икона Божией Матери " Феодоровская " - копия чудотворной иконы, находящейся в Костроме, написанная неизвестным протопопом в 1800 году. Частицы мощей святых находящиеся в Городецком Феодоровском мужском монастыре. В монастыре создан православный миссионерский центр. В него входят: музей истории монастыря, научно-исследовательский кабинет музея истории монастыря, экскурсионная служба музея, выставочная галерея, кинозал, библиотека с читальным залом, конференц-зал, учебные аудитории. Есть гостиница для паломников.

http://sobory.ru/article/?object=12972

Кимляй. Кимляйский Александро-Невский мужской монастырь. Церковь Александра Невского. Фотографий пока нет Карта и ближайшие объекты До своего закрытия Кимляйский Александро-Невский монастырь был женским. Как и саму историю обители нельзя отделить от личности подвижника-столпника Флегонта Островского, так и её начало непосредственно связано с основательницей монастыря игуменией Екатериной (Ахлестиной). В 1883 году Ксения Ермолаевна задумала устроить на горе часовню в память мученической кончины Царя Освободителя Александра II. Идею построения часовни поддержали и жители деревни Кимляй. Нотариальным порядком общине было выделено полдесятины земли, предоставив решением от 23 апреля 1883 года в её пользование две десятины пахотной земли под одну межу с её садом. Указом Пензенской духовной консистории от 31 мая 1884 года Ксении Ермолаевне было разрешено построение часовни. Но в июне месяце 1885 года Флегонтову гору посетил Епископ Антоний (Николаевский) и высказал мнение, что лучше было бы построить вместо часовни храм. К этому времени сестер в общине было уже шестнадцать. В марте 1888 года Ксения Ермолаевна получила разрешение на построение храма. В ноябре месяце 1888 года храм был заложен, а в сентябре 1889 года храм был отстроен и 15 октября освящен во имя святого благоверного князя Александра Невского архимандритом Гедеоном. Храм был деревянным, на каменном фундаменте, без колокольни, с железной крышей. Под церковью были устроены четыре комнаты: трапезная, псалтырня, рухлядная и приемная, а под ними подвал. Построен на доброхотные пожертвования. Генерал-лейтенантом Иваном Андреевичем Араповым было пожертвовано необходимое количество леса, а Краснослободским купцом второй гильдии Иваном Димитриевичем Головым был устроен иконостас. Прочее благоукрашение храма было произведено на средства иных благотворителей. Постоянно священника при церкви не было, службу временно исполнял заштатный священник. Ликвидация всех земель Александро-Невского монастыря произошла в 1918 году. Оставшиеся после разрушения корпуса Кимляйского монастыря были приспособлены под детские дома. На территории Александро-Невского монастыря расположился Кимляйский детский дом 5. Воспитывались здесь дети от 3 до 7 лет. От всего комплекса монастыря, занимавшего площадь более 20 десятин, до настоящего времени дошел земляной столп старца Флегонта и полстены одного корпуса. В 1996 году о некогда существавшем монастыре напоминала одна лишь заросшая кустарником четвертая часть игуменского корпуса.

http://sobory.ru/article/?object=52783

Таганрог. Александро-Невский Иерусалимский греческий монастырь. /// Объект утрачен Карта и ближайшие объекты Построен на Александровской площади по инициативе, деятельном участии и финансовой помощи И. Леонтидиса (Варваци). На приобретенном участке земли началось строительство каменной церкви, которое завершилось в 1813 году. С разрешения императора Александра I церковь превращается в греческий мужской монастырь с алтарем во имя Святой Троицы и двумя приделами – во имя Александра Невского и Иоанна Злотоуста. На основании привилегии ни один русский монах не мог быть зачислен в монастырь. На постройку храма И.А. Варваци потратил около 600 тыс. рублей и внес сумму на его содержание. Варваци завещал монастырь Иерусалимскому патриархату, который каждые 5 лет назначал служителей храма. Здание построено в стиле классицизм. В рядом расположенном монастырском доме была оборудована церковь во имя святых Космы и Димиана. В Таганроге 19.11.1825 году скончался император Александр I. Тело покойного 11 декабря 1825 года из дворца было перевезено в монастырь, а оттуда 29.12.1825 года погребальная процессия отправилась в Петербург. В 1926 году монастырь закрыли, а в 1933 году на его месте построили многоэтажный дом. Информация взята с сайта: Основателем монастыря был бывший греческий корсар и видный благотворитель Новороссии Иван Андреевич Варваци, поселившийся в Таганроге. В 1809 году Варваци купил место где приступил к сооружению новой церкви для греческой диаспоры Таганрога взамен обветшавшего храма святых царей Константина и Елены. Строил церковь архитектор-грек приглашенный из Афин, создавший редкий для России храм в византийском стиле. Когда церковь была окончена, Варваци изменил свое намерение и решил основать при храме монастырь. Главный храмовый престол был посвящен во имя Святой Троицы, приделы - во имя благоверного князя Александра Невского и святителя Иоанна Златоуста. По замыслу, этот монастырь должен был стать греческим и подчиняться Иерусалимскому Патриархату, подобно Московскому Николаевскому монастырю, находившемуся в подчинении Афонской Иверской обители. Богослужение должно было совершаться по-гречески для греков проживающих и приезжающих в Таганрог.

http://sobory.ru/article/?object=21394

Антуан Нивьер Болгария Варна Церковь Св. Афанасия (19221945, РЗЦ; 19451952, МП) Великотырново Церковь русского общества Белого Креста (19221945, РЗЦ; 19451952, МП) Пловдив Свищов София Св.-Николаевский храм (1922, РЗЦ; 1945, МП) Станимака Монастырь Св. Кирика (19221945, РЗЦ) Шипка Св.-Николаевский храм-памятник (19221952, РЗЦ) Ямболь Св.-Александро-Невский монастырь (19221945, РЗЦ) Италия Бари Св.-Николаевскийхрам (1914; 1930, РЗЦ; 1946, РЭКП; 1970, РЗЦ; 1999, МП) Мерано Св.-Николаевская Церковь при доме общества имени Бородина (1892; 1926, РЭКП) Милан Св.-Николаевская церковь (1927, РЭКП; РЗЦ, 1973; 1977, МП) Рим Св.-Николаевская церковь (1836; 1927, РЗЦ; 1984, РЭКП; 1999, МП) Сан-Ремо Храм Христа Спасителя (1913; 1927, РЗЦ; 1946, РЭКП) Флоренция Рождественский храм (1903; 1926, РЭКП) Польша Данциг (Гданьск) Храм (1921, РЭКП; 19391945, РЗЦ) Чехословакия Братислава Св.-Николаевский храм (1924, РЭКП; 1940, РЗЦ; 1946, МП) Карлсбад (1897) Св.-Петропавловский храм (1924, РЭКП; 1946, МП) Ладомирово Мужской монастырь прп. Иова Почаевской 19241945, РЗЦ) Мариенбад Св.-Владимировский храм (1924, РЭКП; 1946, МП) Прага Св.-Николаевский храм (1921, РЭКП; 1946, МП) Успенская кладбищенская церковь на Ольшанах (1930, РЭКП; 1946, МП) Франценсбдд (1889) Св.-Николаевский храм (1924, РЭКП; 1946, МП) Швеция Стокгольм Преображенский храм (1640, РЭКП) Югославия Бела Цркв Церковь Св. Иоанна Богослова (1927, РЗЦ; 19441954, МП) Белград Троицкий храм (1922, РЗЦ; 1944, МП) Иверская кладбищенская церковь (1931, РЗЦ; 1944, МП) Великая Кикинда Велики Бечкерек Церковь Архистратига Михаила (1923, РЗЦ; 19441954, МП) Земун Церковь Архистратига Михаила (1923, РЗЦ; 19441954, МП) Мужской монастырь Св. Креста (19301945, РЗЦ) Мильково Вознесенский мужской монастырь (19241945, РЗЦ) Нови Бечей Успенская церковь Архистратига Михаила (1924, РЗЦ; 19441954, МП) Нови Сад Панчево Св.-Николаевская церковь (19251945, РЗЦ) Сараево Сремски-Карловцы Хопово (с 1944 по 1949 в Белграде), Леснинская Богородицкая женская обитель (19221949, РЗЦ)

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла АЛЕКСАНДРО-НЕВСКИЙ МУЖСКОЙ МОНАСТЫРЬ (Саранской и Мордовской епархии), близ с. Кимляй, в Ковылкинском р-не Мордовии, первоначально жен. Основан на горе, где с 1856 г. подвизался столпник Флегонт Островский, сын приходского диакона с. Волгапина, устроивший земляной столп, келью и сад. После кончины Флегонта (1870) в его келье поселилась почитательница подвижника мон. Екатерина. Она образовала здесь Флегонтовскую жен. общину, приписанную указом Святейшего Синода от 30 сент. 1889 г. к Краснослободскому Успенскому жен. мон-рю. Рядом со столпом был построен храм во имя блгв. кн. Александра Невского, устроен кирпичный завод, открыта школа для духовного просвещения и миссии среди местных жителей. В нач. XX в. в обители был выстроен еще один пятиглавый каменный храм, неск. корпусов, богадельня, художественная мастерская, здание уч-ща. К целебным источникам Флегонтовой г. совершались паломничества. Указом Синода от 20 июля 1901 г. община была преобразована в самостоятельный жен. общежительный мон-рь, первой настоятельницей к-рого стала его устроительница - мон. Екатерина (с 1902 игумения), к-рую сменила игум. Варвара. В нач. ХХ в. в мон-ре насчитывалось ок. 400 насельниц. В 1918 г., отслужив панихиду по убиенной царской семье, насельницы А.-Н. м. крестным ходом последовали на свое подворье в Волгапино, но по пути были разогнаны большевиками. Обитель была закрыта, часть монахинь расстреляна, часть - сослана. В 30-х гг. при разрушении храмов обители были обретены и перезахоронены на монастырском кладбище нетленные мощи игум. Екатерины (место захоронения неизвестно). В советское время на территории мон-ря располагался детский дом, расформированный в нач. 80-х гг. Почти все постройки обители разграблены и снесены до основания. В 1997 г. по благословению Саранского еп. Варсонофия (Судакова) началось возрождение А.-Н. м., преобразованного в муж. Восстановлена часть игуменского корпуса, в верхнем этаже к-рого 3 июня 1998 г. освящен храм во имя блгв. кн. Александра Невского. На нижнем этаже корпуса находятся 5 келий, трапезная и кухня. Заложен фундамент для строительства часовни на месте, где стоял столп подвижника Флегонта. Расчищены монастырский колодец, чудотворный Флегонтовский источник, кладбище. Наместником мон-ря назначен игум. Серафим (Новаковский), начинавший в 1997 г. восстановление обители. К нач. 2000 г. в А.-Н. м. было 9 чел. братии.

http://pravenc.ru/text/64500.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла АЛЕКСАНДРО-НЕВСКИЙ МУЖСКОЙ МОНАСТЫРЬ находился в Кирсановском у. Тамбовской губ., в 3 верстах от с. Оржевка. Учрежден в 1890 г. в память о спасении имп. Александра III Александровича и августейшей семьи 17 окт. 1888 г. в железнодорожной катастрофе. Основатель обители прот. храма с. Костино-Отделец Борисоглебского у. Тамбовской губ. Василий Голубев купил близ Оржевки место, называемое Кушниковой Дубравой, и передал мон-рю 263 дес. пахотной земли и 53 дес. леса. Первым строителем обители стал насельник сухумского Драндского Успенского мон-ря иером. Иларион. Его трудами, а также попечением его преемников - Илариона II и Пахомия мон-рь быстро отстроился. В 1914 г. монастырский комплекс включал пятиглавую каменную Александро-Невскую ц. (1891-1907), деревянную часовню, трехэтажный корпус с домовой ц. во имя вмц. Варвары, гостиничный и жилые корпуса. Вместо колокольни в А.-Н. м. использовалась деревянная звонница с 5 колоколами. К 1905 г. в обители были оборудованы хозяйственные помещения: ледники, амбары, конюшни. В 1891 г. в ней проживало 20 насельников, в 1914 г.- 59. При А.-Н. м. братией были вырыты пещеры по подобию киевских. Недалеко от мон-ря находился родник вмц. Варвары, с XVIII в. почитавшийся чудотворным; близ него жили отшельники, изгнанные во время пугачевского восстания 1773-1775 гг. поселившимися в лесу бунтовщиками. В нач. XIX в. крестьянин Оржевки П. Никитин расчистил родник и обрел в нем чудотворную икону вмц. Варвары. Умывшись водой из источника, он исцелился от болезни глаз. В 1827 г. разбойники засыпали источник, икону сожгли, однако родник вновь пробился из земли. Копия с иконы почиталась чудотворной. Появление А.-Н. м. рядом с источником расценивалось как новое чудо св. Варвары. К источнику совершались крестные ходы, служились молебны. Рядом находился и др. почитаемый источник - свт. Николая Чудотворца. После 1917 г. имущество А.-Н. м. было конфисковано. Последним исполняющим должность настоятеля в документах 1918 г. упоминаетсяиером. Андрей. Насельники покинули обитель, но в Александро-Невской ц. продолжались службы. После закрытия храма неск. насельников (иеромонахи Алипий и Иезекииль, мон. Никанор и бывш. монастырский просфорник) жили в землянке, духовно окормляя местных жителей; часть насельников продолжала служение (в т. ч. и тайное) в Кирсанове. Все они были репрессированы. В 20-30-х гг. XX в. храмы обители были разрушены, пещеры засыпаны. К 2000 г. монастырские постройки не сохранились.

http://pravenc.ru/text/64496.html

Илуксте. Церковь Рождества Пресвятой Богородицы. Ilkstes Vissvts Dievmtes Dzimšanas pareizticgo baznca Церковь. Действует.   Престолы: Рождества Пресвятой Богородицы Год постройки:1880. Адрес: Латвия, Аугшдаугавский край, Илуксте, ул. Райня 2А Raia iela 2A, Ilkste, Ilkste pilsta, Augšdaugavas novads, Latvija Координаты: 55.978634, 26.296208 Изменить описание объекта Карта и ближайшие объекты В Илуксте в конце 16 века, по свидетельству иезуита А. Посевина, проживали только православные. Хотя сейчас православный храм Рождества Пресвятой Богородицы в Илуксте — единственный. Да и прихожан единицы. Зато приезжает сюда множество паломников. Что не случайно — место здесь святое, намоленное. Два столетия назад здесь был заложен монастырь. Мужской православный монастырь в Илуксте был основан в тридцатых годах 19 века. Как раз в это время православие в Латвии переживало новый расцвет: стали строиться храмы, открываться новые приходы. «Монашеский быт заключается в труде и благочестии, — рассказывает настоятель храма игумен Амвросий. — Здесь монахи выращивали лен, коноплю и поставляли продукцию населению. В илукстских прудах разводили и ловили рыбу и снабжали ею всю округу, даже поставляли в Екабпилс. В то время здесь была канатная дорога протяженностью 9-12 верст (по разным сведениям), этой дорогой монахи отправляли свою продукцию». Потом мужской монастырь был преобразован в женский. Культурный расцвет монастырь переживал в 1890-1910 годах. Например, в 1905 году здесь располагалось епархиальное женское училище. При монастыре жили священники, которые занимались активной миссионерской деятельностью. Увы, революция, две мировые войны и годы советской власти монастырь не пощадили. Как не пощадили и многие другие центры православной духовности: был закрыт и превращен в коммерческое предприятие Христо-Рождественский кафедральный собор в Риге. В Дзинтари бульдозерами сметена с лица земли церковь Казанской Божией Матери, построенная в 90-х годах 19 века Петропавловским братством на пожертвования. Взорван Александро-Невский собор в Даугавпилсе, разрушен храм Св. Николая Чудотворца в Резекне, закрыты храмы в Краславе, в пос. Граверы, в Колке, в Айнажи, в Кокнесе, в Сунтажи. Закрыты Успенская церковь в Даугавпилсе, церковь «Всех скорбящих Радость» в Риге. Всего закрыто было около 40 храмов. Монастырские здания в Илуксте претерпели большие изменения, многие были разрушены. Монастыря не осталось. Затем православный собор при монастыре и некоторые земли отошли в ведение католического прихода (и сейчас на месте бывшего православного собора располагается католический храм).

http://sobory.ru/article/?object=10435

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла История Христианства АЛЕКСАНДРА (Червякова Мария Афанасьевна; 1873 – 1938), прмц. (пам. 30 сент., в Соборе новомучеников и исповедников Российских и в Соборе новомучеников, в Бутове пострадавших), схим. АЛЕКСАНДРА ДИВЕЕВСКАЯ (Мельгунова Агафия Семеновна; † 1789), схим., прп. (пам. 13 июня и в Соборе Нижегородских святых) АЛЕКСАНДРИЯ центр Александрийской Православной Церкви, второй по величине город Арабской Республики Египет, крупный морской порт на побережье Средиземного моря, в зап. части дельты Нила АЛЕКСАНДРОВ Владимир Владимирович (род. в 1870-дата смерти неизв.), свящ., первый правосл. миссионер в Канаде АЛЕКСАНДРОВ ОШЕВЕНСКИЙ МУЖСКОЙ МОНАСТЫРЬ находился в Каргопольском у. Олонецкой губ. близ Ошевенской слободы, основанной родственниками зачинателя мон-ря, прп. Александра Ошевенского, иером. Кириллова Белозерского мон-ря АЛЕКСАНДРОВСКИЙ В ЧЕСТЬ УСПЕНИЯ БОЖИЕЙ МАТЕРИ ЖЕНСКИЙ МОНАСТЫРЬ (Александровской и Юрьев-Польской епархии Владимирской митрополии), в г. Александрове Владимирской обл. АЛЕКСАНДРО-НЕВСКИЙ МУЖСКОЙ МОНАСТЫРЬ (Саранской и Мордовской епархии), близ с. Кимляй, в Ковылкинском р-не Мордовии, первоначально жен. АЛЕКСЕЙ МИХАЙЛОВИЧ Тишайший (1629-1676), русский царь (с 13 июля 1645) из династии Романовых, сын царя Михаила Феодоровича и царицы Евдокии Лукьяновны АЛЕКСИАНЕ (алексианки), в католич. Церкви орденское братство мирян для ухода за больными (особенно душевнобольными), возникло в XIV в. АЛЕКСИЙ Петрович Скворцов (1875 – 1938), сщмч. (пам. 21 июня, в Соборе новомучеников и исповедников Российских), свящ. АЛЕКСИЙ Петрович Кротенков (1878 – 1930), свящ., сщмч. (пам. 5 апр. и в Соборе новомучеников и исповедников Российских) АЛЕКСИЙ Николаевич Кузнецов (1871 – 1918), сщмч. (пам. 18 сент. и в Соборе новомучеников и исповедников Российских), свящ. АЛЕКСИЙ Тютюнов (1892 – 1937), сщмч. (пам. 24 нояб., в Соборе Брянских святых и в Соборе новомучеников и исповедников Российских), свящ.

http://pravenc.ru/rubrics/121236_12.html

Москва. Данилов мужской монастырь. Собор Троицы Живоначальной. Карта и ближайшие объекты На территории Свято-Данилова монастыря . Главный престол - Троицы Живоначальной, приделы - Зачатия Анны и Алексия, человека Божия. В подклете - придел в честь Рождества Иоанна Предтечи (устроен в 1989 г.) Собор Троицы Живоначальной – главный храм Данилова ставропигиального мужского монастыря. Выстроен в начале XIX столетия, в минувшем столетии подвергся внутренней перепланировке. В конце XX века интерьеру собора возвращён первоначальный облик и в настоящее время он является самым большим действующим храмом обители. С самого дня основания Данилова монастыря функцию главного храма выполняла церковь Даниила Столпника, возведённая в обители ещё в конце XIII столетия. После неоднократных перенесений Данилова монастыря и возобновления его на прежнем месте главным храмом обители почти три столетия являлась церковь Святых Отцов Семи Вселенских соборов, выстроенная при царе Иоанне Грозном в середине XVI века. В теперешнем виде Троицкий собор был выстроен много позже – в начале XIX столетия, когда Москва отстраивалась после нашествия Наполеона. Император Александр I, чтивший, как и его предшественники, память первого московского князя – святого Даниила Московского, повелел украсить Данилов монастырь большим соборным храмом, проект которого, по одним сведениям, составил известный архитектор тех лет Осип Иванович Бове, в то время занимавшийся реконструкцией Москвы после пожара, по другим – архитектор и коллекционер живописи Евграф Дмитриевич Тюрин. Как бы то ни было, проект собора был утверждён и в 1833 году началось его строительство, продолжавшееся пять лет. По окончанию всех работ в сентябре 1838 года новый величественный храм был торжественно освящён митрополитом Московским Филаретом (Дроздовым) в честь Троицы Живоначальной, а спустя немного времени освятили и два придела – южный во имя прп. Алексия, человека Божия, северный – в честь зачатия праведной Анны. Здание Троицкого собора, выстроенное в стиле русского классицизма, стало самым большим храмом Данилова монастыря, одновременно вмещавшим три тысячи человек. Покоящийся на высоком подклете кубический объём храма, главный (западный) и боковые фасады которого украшены колоннами тосканского ордера, а к южному примкнула полукруглая апсида, в верхней части обрамлённая декоративным белокаменным фризом, увенчан круглым барабаном, прорезанным восемью прямоугольными, оформленными фигурными белокаменными наличниками окнами и завершённый сферической главой с башенкой. Главный портал, помимо колонн, украшен тремя мозаичными иконами, на которых изображены преподобные Даниил Московский и Сергий Радонежский, а также святой благоверный князь Александр Невский.

http://sobory.ru/article/?object=04760

   001    002    003    004    005    006    007   008     009    010