Жил праведник в XIX веке. Прославился не только как известный духовный писатель, но и как подвижник благочестия. Родился в 1830 году в семье Ирины и Петра Куртеевых и был наречен именем Симеон. С детства Симеон был тихим, скромным, усердным и способным учеником. Но прочитанная им книга «Письма святогорца о святой горе Афонской», навсегда изменила его жизнь. Он оставил учебу и ушел в монахи в Соловецкую обитель. Позже Соловки он покинул и отправился странствовать по Святой Руси. Затем вернулся на родную землю и нес здесь свои аскетические труды в ископанной им в лесной глуши пещерке. Внутреннее помещение его подземной кельи было таким маленьким, что в ней можно было уместиться только сидя, стоя на коленях или лежа. Ни окон, ни дверей не было, только один лаз, через который подвижник и пролезал внутрь. Много унижений и оскорблений пришлось пережить отшельнику в начале его подвижничества, знакомые отворачивались от него, считая, что он тронулся умом. Но он терпеливо сносил обиды и с любовью молился за своих обидчиков. Только в 1877 году он принял монашество в Крестовоздвиженском монастыре и стал иеромонахом Стефаном, а до этого считал себя недостойным ангельского чина. К тому времени над ним уже никто не смеялся, люди уважали и любили его. Особый интерес у людей вызывали его духовные сочинения. Когда в 1874 году открылась Филейская земская школа, его уговорили стать учителем. В первый же год к нему пришло 170 учеников. Пришло бы и больше, но не было помещений для их размещения. В конце жизни по благословению Вятского епископа Аполосса отец Стефан на месте своих молитвенных подвигов основал вначале монашеский скит, спрятанный в лесной чаще уединенной долины небольшой речки, защищенной от реки Вятки крутым высоким берегом. Это небольшое пространство призвано было стать северным духовным форпостом главного города Вятской земли. Сюда на постоянное жительство отовсюду стекались насельники, искавшие уединения. Так образовалась общежительская пустынь. Велось активное строительство: расчищались площадки, прокладывались дорожки, была запружена речка, устроен каскад прудов с мельницей. В этом нелегком деле принимал участие и сам о.Стефан.

http://sobory.ru/article/?object=32815

Недавно в старинном городе Касимове (Рязанская область) пышно отпраздновали очередной юбилей города — 870-летие. Но откуда взята эта дата? Ведь никаких достоверных документов о дате рождения Касимова нет, и город может старше своих 870 лет. Впервые вопрос о дате рождения города поднял протоиерей Владимир Правдолюбов в свой брошюре вышедшей не единожды «Религиозная история Касимова» (первое издание, 1998). Это именно он обнаружил в вышедшем репринтом издании И. Добролюбова «Историко-статистическое описание церквей и монастырей Рязанской епархии» (Рязань, 1891), в томе 4 на странице 40 упоминание о надписи на несохранившемся камне при Богоявленской церкви. В этой надписи упоминался Муромский князь Глеб Владимирович как креститель Городца: «Городец сей получил крещение через святого великого князя Глеба Владимировича, престол свой имеющего в Муроме». В надписи есть неточность — великим князем Глеб не был, он даже и жил не в самом Муроме, а рядом с городом. Но, возможно, именно это обстоятельство и подвигло его к путешествиям по окрестностям. Он вполне мог приехать в поселение, в будущем ставшее Касимовым, и окрестить жителей городка. Сын Великого князя Владимира Крестителя князь Муромский Глеб, в крещении Давид (ок. 990-1015) вместе со своим братом Борисом — первый канонизированный Русской православной церковью святой, князь-страстотерпец. Вполне возможно, что князь Глеб, не имевший возможности крестить своих муромчан, не зря прозванных «святогонами», обратил своё внимание на близлежащие земли и, в частности, на Городец Мещерский. Здесь и был основан в те времена древний Богоявленский мужской монастырь, предположительно пришедшими из муромских земель с князем монахами-миссионерами Киево-Печерской Лавры. Поэтому слова, которые были высечены на камне, поставленном близ Богоявленской церкви, что именно здесь в 1010-1015 годах князь Глеб крестил жителей Городца Мещерского в реке Оке, весьма правдоподобны. И это является самым ранним свидетельством о христианах на Касимовской земле. И первое упоминание о Городце стоит в неразрывной связи с памятью о крещении его жителей.

http://ruskline.ru/news_rl/2023/01/30/i_...

С сер. XIX в. в церковно-исторической лит-ре широкое распространение получили легенды о происхождении из Г. м. Феодоровской иконы Божией Матери, о постриге в мон-ре св. кн. Александра Невского, а также предание об основании Г. м. вел. кн. Георгием Всеволодовичем . Источником последнего послужило старообрядческое соч. «Сказание о граде Китеже» (кон. XVII в.). В 1849 г. было опубликовано составленное в Г. м. соч. «Историческое сведение о Городецком монастыре Пресвятые Богородицы Федоровские». В нем к преданиям о прямом отношении мон-ря к патрональной иконе Романовых и постригу перед кончиной кн. Александра Невского добавилось также повествование об основании Городца и мон-ря в 1152 г. кн. Юрием Долгоруким. Впосл. эти легенды стали широко использоваться в церковно-исторической лит-ре. По др. легенде, бытовавшей в XIX - нач. XX в. в старообрядческой среде Городца, средневек. Феодоровский мон-рь, келья, в к-рой принял постриг св. кн. Александр Невский, место явления Феодоровской иконы находились там, где в то время стояла старообрядческая часовня в с. Городец. Братия Грамотой патриарха Адриана от 20 марта 1700 г. строителя Г. м.- «иеромонаха или монаха» - должны были избрать сами городчане. Первым строителем Г. м. стал иером. Михаил. В 1719 г. в Г. м. проживали игум. Павел, казначей иером. Моисей, 2 иеромонаха, 14 монахов и трудник. Летом 1723 г. указом еп. Нижегородского Питирима в Г. м. были переселены 9 монахов из Покровского мон-ря в Василёвой слободе. В 1764 г. в Г. м. проживали игум. Зосима, казначей Филарет, иеромонах и 2 монаха. В 1801-1807 и 1811-1818 гг. строителем Г. м. был прп. Тимон Надеевский , а численность братии не превышала 10 чел. В 1830 г. в Г. м. находилось ок. 20 насельников, в 1870 г. проживали 51 насельник и 23 чел., «стоящих на усмотрении», к 1888 г.- архим. Феодосий, 12 иеромонахов, 9 иеродиаконов, 3 монаха, 12 послушников и 31 чел. «на испытании», к 1913 г.- 2 архимандрита, 18 иеромонахов, 9 иеродиаконов, 8 монахов, 11 послушников и 35 трудников, к 1917 г.- архим. Израиль и 39 насельников. Храмы и другие постройки

http://pravenc.ru/text/166241.html

В 1889 храм был освящен епископом Пензенсим Василием. Тогда же А. К. Ахлестина приняла постриг с именем Екатерина и была возведена в сан игумении. Следующий пензенский епископ, Павел, дал Ксении Ермолаевне самые широкие полномочия по обустройству и организации общины с тем, чтобы реорганизовать ее в монастырь. 31 августа 1896 Св. Синод специальным постановлением узаконил существование Кимляйской Александро-Невской Флегонтовой женской общины. 25 сентября того же года Пензенская консистория утвердила К. Е. Ахлестину начальницей общины. К началу ХХ в. на Флегонтовой горе подвизались уже до 40  монахинь и более 250 послушниц, земельные владения обители измерялись почти 750 дес. плодородных полей. На рубеже XIX–XX вв. на Флегонтовой горе был возведен еще один храм, новый каменный больничный корпус, гостиный двор для многочисленных богомольцев, производственные мастерские, вторая школа – для девочек-сирот, третья школа с интернатом – для крестьянских детей. 20 июня 1901 Св. Синод указом определил: «Женскую общину на Флегонтовой горе в Краснослободском уезде обратить в женский общежительный монастырь с наименованием его Александро-Невским, с таким числом инокинь, какое обитель в состоянии будет содержать на свои средства». Ликвидация всех земель Александро-Невского монастыря произошла осенью 1917 и 17 мая 1918, причем был полностью разгромлен хутор при с. Ворона, разорено образцовое монастырское хозяйство. Постройки монастыря 8 марта 1919 власти передали коммуне-сельхозартели с. Сутягина, располагавшегося далеко от Кимляя, за Большим Азясем: крестьяне Волгапина и Кимляя отказались поднимать руку на обитель, выросшую на их глазах и при их участии. От всего комплекса монастыря, занимавшего площадь более 20 дес., до настоящего времени дошел земляной столп старца Флегонта и полстены одного корпуса. В 1996 по благословению епископа Саранского и Мордовского Варсонофия на Флегонтову гору была отправлена группа монахов во главе с наместником игуменом (ныне архимандритом) Серафимом (Новаковским).

http://sobory.ru/article/?object=17591

Памятными знаками в честь святого благоверного великого князя Александра Невского были награждены и миряне, усердно помогавшие в деле возрождения Феодоровского монастыря. Среди них Н. Поляков, В. Труфанов и скульптор П. Добаев, автор памятника святому Александру Невскому (в схиме Алексию). Монумент князю в монашеском одеянии был открыт на территории обители по окончании Литургии. Городецкий в честь Феодоровской иконы Божией Матери мужской монастырь был основан одновременно с городом Городцом в 1152 году великим князем Юрием Долгоруким. По преданию, народ просил князя внести в новый город Феодоровскую икону Божией Матери, но ее не удалось сдвинуть с места, и потому у въезда в город была основана обитель, названная в честь чудотворного образа. В монастыре перед своей кончиной принял монашеский постриг святой благоверный князь Александр Невский. Он скончался в стенах Федоровского монастыря в 1263 году. Городец и Феодоровскую обитель неоднократно разоряли ордынские ханы. В XVII веке город возродился; в 1700 году Городецкий Феодоровский монастырь вновь стал действующим. В начале XVIII века в монастыре был возведен каменный Феодоровский собор с приделом в честь святого Александра Невского. В 1927 году монастырь закрыли. Колокольня использовалась как водонапорная башня; в корпусах в разное время располагалась районная колхозная школа, трудовая коммуна правонарушителей и др. Храмы были уничтожены; сохранились лишь два крупных монастырских строения. 7 апреля 2008 года архиепископ Нижегородский и Арзамасский Георгий совершил закладку главного храма монастыря — Феодоровского собора. В том же году Нижегородской епархии были переданы исторические келейный братский и трапезный корпуса. 27 мая 2009 года Священный Синод Русской Православной Церкви благословил открытие Городецкого мужского монастыря в честь Феодоровской иконы Божией Матери в городе Городце. 12 сентября 2009 года Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл совершил освящение соборного храма Феодоровского монастыря.

http://patriarchia.ru/db/text/3424710.ht...

К 1764 г. обитель владела 237 крестьянами. При учреждении штатов А. К. м. был причислен к 3-му классу с игуменским настоятельством. В 1807 г. мон-рь был обнесен каменной оградой с башнями, в 1856 г. построен двухэтажный настоятельский и братский корпус. У стен обители располагались деревянные хозяйственные постройки: амбар, каретник, конюшня, сарай. В 1869 г. в А. К. м. жили 20 насельников (включая настоятеля). Обитель имела подворье в Вологде. В кон. 1904 г. мон-рь был обращен в женский, после 1918 г. закрыт. Ризоположенский храм разобран в нач. 60-х гг. XX в., на его фундаменте построено здание клуба. В настоятельском и братском корпусах к 2001 г. размещалась школа. Др. монастырские постройки не сохранились. Ист.: ИРИ. Т. 3; Описание о российских святых. С. 124. Лит.: СИСПРЦ. С. 38-39; Суворов Н. И. Описание Арсениево-Комельского мон-ря Вологодской епархии с присовокуплением сведений о двух основанных прп. Арсением, ныне упраздненных, пустынях: Арсениево-Маслянской и Александро-Коровиной//Вологодские ЕВ. Приб. 1869. 23. С. 858-859; 24. С. 892-902; 1870. 2. С. 58-65; 3. С. 101-109; Верюжский И. Исторические сказания о жизни святых, подвизавшихся в Вологодской губернии, прославляемых всею Церковию и местно чтимых. Вологда, 1880. С. 457-474; Коноплев Н. Святые Вологодского края//ЧОИДР. 1895. Кн. 4. Отд. 4. С. 72-76; Троицкий патерик. Серг. П., 1896, 1992р. С. 359-362; Жития русских святых. Коломна, 1993. Кн. 3. А. К. Сальников Рубрики: Ключевые слова: АЛЕКСАНДРО-НЕВСКИЙ МУЖСКОЙ МОНАСТЫРЬ (Саранской и Мордовской епархии), близ с. Кимляй, в Ковылкинском р-не Мордовии, первоначально жен. АРСЕНИЙ КОМЕЛЬСКИЙ (Сахарусов; † 1550), Вологодский игумен, прп., (пам. 24 авг., в неделю 3-ю по Пятидесятнице - в Соборе Вологодских святых и в Соборе Радонежских святых) ГЕРАСИМ КОМЕЛЬСКИЙ († между 1551 и 1560), ученик прп. Арсения Комельского, строитель Арсениева Комельского в честь положения Ризы Пресв. Богородицы во Влахерне мон-ря ЕКАТЕРИНБУРГСКАЯ И ВЕРХОТУРСКАЯ ЕПАРХИЯ РПЦ, учреждена 29 янв. 1885 г. как Екатеринбургская и Ирбитская преобразованием Екатеринбургского викариатства Пермской епархии

http://pravenc.ru/text/76182.html

Телефон: (831) 430-07-97 , 430-09-17 (наместник), 437-00-68 (бухгалтерия), 430-09-12 (швейные мастерские); Подробнее... Богородице-Феодоровский Городецкий мужской монастырь [ править править код ] Монастырь был построен на берегу реки Волги в начале XIII века на месте деревянной часовни, в которой была Феодоровская икона Божией Матери, он носил название Богородице-Феодоровский монастырь. Существует легенда о том, монастырь и город в 1152 году основал Юрий Долгорукий. В 1238 году произошло нашествие войск Батыя и город был уничтожен, монастырь также сгорел. В 1263 году в монастыре принял монашеский постриг Александр Невский, в стенах монастыря он и скончался. Между 1263 и 1282 годами Городец стал столицей Городецкого княжества, и монастырь стал главным столичным монастырём. Адрес: 606502, Нижегородская область, г. Городец, Пролетарская пл., 34б Телефон: (83161) 9-11-08 , 9-50-64, 9-11-08 Подробнее... Вознесенский Печерский мужской монастырь [ править править код ] Печерский Вознесенский мужской монастырь основан Св. Дионисием между 1328 и 1330 годами неподалёку от Нижнего Новгорода на берегу Волги, «в полугоре». В некоторых источниках говорится об основании обители Св. Благоверным Георгием Всеволодовичем в 1219 году. Однако общепринято говорить именно о создании монастыря святителем Дионисием. Этот монах Киево-Печерского монастыря пришёл с несколькими иноками в Нижний Новгород и ископал в трех верстах от города пещеру, где и поселился. Около 1335 года на этом месте святой Дионисий основал монастырь с церковью Вознесения Господня: «В трех поприщах от города, при брезе Волги, Дионисий в Нижнем Новеграде ископа пещеру, идеже трудолюбиво подвизася, и монастырь честен состави, зовомый Печерский монастырь». Адрес: 603093, Нижегородская область, г. Нижний Новгород, ул. Приволжская слобода, 108; Телефон: (831) 436-17-15 , 436-07-91, 432-66-50 (иконно-книжная лавка), 232-10-32 (церковно-археологический музей Нижегородской епархии); Подробнее... Высоковский Успенский мужской монастырь [ править править код ]

http://azbyka.ru/palomnik/Нижегородская_...

Адрес: 633274 Новосибирская область, Ордынский район, с. Козиха, ул. Чиковская, 1а Телефон: 8-913-069-45-74 Подробнее... Мужской монастырь Новомучеников Российских (Новосибирск) [ править править код ] Монастырь в честь святых Новомучеников Российских — православный мужской монастырь Русской Церкви в Новосибирской епархии. Первый монастырь в черте Новосибирска. Находился при храме в честь Всех святых, расположенного в бывшем кинотеатре «Луч», на улице Новогодняя, 24. Храм в честь Всех святых был освящён 31 декабря 1993 года. Теперь монастырю принадлежит только храм в честь Святых Новомучеников Российских, расположенный на улице Немировича-Данченко, 120/1. Храм в честь Святых Новомучеников Российских был освящен в 2004 году архиепископом Новосибирским и Бердским Тихоном. Учреждён 6 октября 1999 года по ходатайству епископа Новосибирского Сергия (Соколова) († 20.10.2000) решением Священного Синода (журнал 106). С 1996 по 2011 приходом храма, а впоследствии монастырём управлял игумен Феодосий (Чернейкин), наместник. В 2013 году решением Синода Русской Православной Церкви наместником монастыря был назначен игумен Гурий (Прокичев). Адрес: г. Новосибирск, ул. Немировича-Данченко 120/1 Подробнее... Александро-Невский Покровский женский монастырь (Колывань) [ править править код ] Покровский Александро-Невский женский монастырь создан трудами и заботами архиепископа Новосибирского и Бердского Тихона. Епископ Тихон, прибыв на Новосибирскую кафедру в 1990 году, проявил заботу об устройстве монастыря для монашествующих при Вознесенском кафедральном соборе. После долгих поисков выбор пал на Колывань, бывший купеческий город, отпраздновавший своё 200-летие в 1997 году и игравший в прошлом веке значительную роль в Сибирском крае. В 1960-е годы приход в Колывани, находящийся в небольшом полуподвальном помещении, был спасён от попыток закрытия благодаря ходатайству Святейшего Патриарха Алексия II, в то время управляющий делами Московского Патриархата. Адрес: Новосибирская обл., Колыванский р-н, пос. Колывань, ул. Калинина, 22

http://azbyka.ru/palomnik/Новосибирская_...

Учреждён 6 октября 1999 года по ходатайству епископа Новосибирского Сергия (Соколова) († 20.10.2000) решением Священного Синода (журнал 106). С 1996 по 2011 приходом храма, а впоследствии монастырём управлял игумен Феодосий (Чернейкин), наместник. В 2013 году решением Синода Русской Православной Церкви наместником монастыря был назначен игумен Гурий (Прокичев). Адрес: г. Новосибирск, ул. Немировича-Данченко 120/1 Подробнее... Александро-Невский Покровский женский монастырь (Колывань) [ править править код ] Покровский Александро-Невский женский монастырь создан трудами и заботами архиепископа Новосибирского и Бердского Тихона. Епископ Тихон, прибыв на Новосибирскую кафедру в 1990 году, проявил заботу об устройстве монастыря для монашествующих при Вознесенском кафедральном соборе. После долгих поисков выбор пал на Колывань, бывший купеческий город, отпраздновавший своё 200-летие в 1997 году и игравший в прошлом веке значительную роль в Сибирском крае. В 1960-е годы приход в Колывани, находящийся в небольшом полуподвальном помещении, был спасён от попыток закрытия благодаря ходатайству Святейшего Патриарха Алексия II, в то время управляющий делами Московского Патриархата. Адрес: Новосибирская обл., Колыванский р-н, пос. Колывань, ул. Калинина, 22 До монастыря удобнее добраться на автобусе. Автобусное сообщение Колывань имеет со многими пригородными пунктами, такими как Вьюны, Амба, Соколово, Сидоровка и др., а также с Новосибирском. Подробнее... Покровский Завьяловский мужской монастырь [ править править код ] Монастырь был основан 17 июля 1997 года при храме Покрова Пресвятой Богородицы, который в том же году отметил своё 100-летие. Церковь Покрова стоит на высоком берегу реки Каракан села Завьялово в 66 км к юго-западу от Искитима. Церковь строилась с 1882 года по 1896 год на средства томского купца первой гильдии И. Т. Богомолова, занимавшегося продажей зерна и муки. Иван Терентьевич Богомолов и его супруга Анна Афанасьевна были захоронены около церкви. Храм был освящён 25 августа 1897 года епископом Томским Макарием (Невским). Храм каменный, на 500 человек. На конец XIX века при церкви было «земли пахотной и сенокосной — 53 десятин, лесного надела — 7 десятин». Прихожан обоего пола 4032 души. Церковь была расписана внутри и снаружи. Вокруг церкви – каменная ограда. В штате один священник и один псаломщик. Церковноприходское попечительство существовало с 1900 года. В 1907 году была открыта церковноприходская школа, в которой обучался 71 человек. Преподавал в школе местный псаломщик. Имелась церковная библиотека, в которой было свыше 600 книг. В 1903 году (год прославления во святых преподобного Серафима Саровского) при храме было открыто Серафимо-Завьяловское церковноприходское братство воздержания от пьянства и сквернословия. В 1932 году храм закрыли и использовали под зернохранилище, сельскую избу - читальню и другие нужды.

http://azbyka.ru/palomnik/Новосибирская_...

В последнее время даже вайнахи (чеченцы и ингуши) стали выводить своё родство от воинственных алан, а ингуши  назвали свою новую столицу Магас, как и столицу древнего аланского царства. В этом незначительном и непонятном для большинства россиян событии кроются амбициозные планы вайнахов на осваивание аланского наследия, ведь территория исторической Алании простиралась от Дона до Волги. Карачаевцы так и вовсе уверены, что являются единственными потомками алан и что любой карачаевец якобы может читать зеленчукскую надпись безо всяких переводчиков и историков. Аланский вопрос очень важен не только в историческом, но и в политическом контексте. Поэтому три старейших храма Российской Федерации до сих пор не принадлежат Русской Православной Церкви. Казалось бы, при всём влиянии РПЦ на общественно-политическую жизнь РФ, можно было бы без труда забрать эти храмы из-под опеки министерства культуры Карачаево-Черкесии. Но тогда вновь появляется призрак Аланской епархии и усилятся споры между народами Северного Кавказа за аланское наследие. К примеру, форумом карачаевских общественных организаций, проходившим непосредственно в Архызе, была принята резолюция, которая требует сохранить за аланскими храмами статус памятников федерального значения и не допустить передачи «какого-либо объекта или всего комплекса какой-либо религиозной конфессии». Вот и находятся эти «памятники истории» не в надлежащем порядке, даже надписи, предупреждающие туристов от вандализма, выглядят будто бы сделанные самими вандалами: Всего в Зеленчукском ущелье есть три древних аланских храма, которые названы археологи Верхним Зеленчукским храмом, Средним Зеленчукским храмом и, единственным ныне действующим, Южным Зеленчукским храмом. Исследователи сходятся на том, что Северный Зеленчукский храм – был соборным храмом Аланской епархии в X-XIII веках нашей эры.  Он освящён во имя самого почитаемого святого Кавказа Георгия Победоносца . Средний Зеленчукский храм занимает особое место среди верхне-кубанских храмов и освящён во Имя Пресвятой Троицы.  В XIX веке на территории Нижне-Архызского городища был основан мужской Александро-Невский монастырь. Бабушка святого Александра Мария Ясыня считается аланской княжной. Как и Северный Зеленчукский храм, Средний не является сегодня действующим и принадлежит Министерству культуры Карачаево-Черкесии , которая считается республикой, где главной религией является ислам, но так же влиятельны традиционные верования адыгов, изложенные в нравственном кодексе Адыге-хабзе.

http://pravmir.ru/o-chyom-skorbit-potayo...

   001    002   003     004    005    006    007    008    009    010