После окончания Крымской войны, в 1856 г., из Бахчисарайского Успенского скита был направлен первый строитель киновии иеромонах Макарий, возведенный впоследствии в сан игумена. (10 сентября 1857 г. иеромонах Макарий был назначен первым настоятелем, и, таким образом, Космодамиановская киновия получила окончательное административное устройство.) Строительство киновии начиналось почти с нуля. Не было средств для найма рабочих, монахам приходилось делать все своими силами. Но тем не менее, результаты были поразительными. Прибыв к источнику, он вместе с монахом Игнатием незамедлительно принялся за сооружение малой деревянной церкви по рисунку, переданному архиепископом Иннокентием. Многие жители Симферополя помогали им своими пожертвованиями, и через год церковь была уже готова к освящению. К сожалению, архиепископ Иннокентий умер, не дождавшись этого желанного события. Неизвестно, как обустраивалась бы киновия, если бы не поистине подвижнический труд и усилия первого настоятеля, о. Макария, сделавшего исключительно много для монастыря. Многие имена забыты, утрачены могилы, и простая справедливость требует сохранить память о людях, всю жизнь посвятивших святому делу. Многих привлекала сюда личность о. Макария, относившегося ко всем с любовью и кротостью. Несмотря на бедность обители, о. Макарий не отказывал никому из желающих поселиться здесь. Но оставаться в монастыре могли только люди трудолюбивые. Ленивые быстро покидали его. Число братии увеличивалось, необходимо было строить новые кельи. Приходилось рубить лес, доставлять кирпич для печей, стекла для окон и прочее. Настоятель сам работал киркой и топором, пешком ходил за покупками в Симферополь. Он никогда не делал никаких распоряжений по работам в обители: чем был занят о. Макарий, тем занимались и монахи. Здоровье о. Макария было подорвано тяжелым физическим трудом, он тяжко страдал от туберкулеза, развившегося после падения на лестнице Успенского монастыря. Заболевшего настоятеля поместили в симферопольскую больницу при странноприимном доме Таранова-Белозерова, где 18 сентября 1878 г., в 4 часа утра, о. Макарий скончался. Из приюта Таранова-Белозерова тело о. Макария, сопровождаемое всем городским духовенством, перенесли в кафедральный Александро-Невский собор. После чина погребения оно было отправлено для предания земле в Космодамиановскую киновию. О. Макария похоронили в церкви Преображения Господня, в притворе у западных дверей. Вокруг могилы поставили чугунную решетку, а на самой могиле в 1880 г. сооружена большая мраморная плита.

http://azbyka.ru/palomnik/Космо-Дамианов...

Каменные келейные корпуса выстроены в XVII-XVIII вв., с 1884 управлялся лично архиереем. Закрыт в 1926, значительная часть построек разрушена. Был занят школой-интернатом, в 1980-х заброшен. Вновь открыт в 1996. Адрес: республика Татарстан, Высокогорский р-н, с. Семиозерка, ул. Заречная, д. 15. Телефон: (843)266-84-00 Подробнее... Троицкий Лаишевский женский монастырь [ править править код ] 7 ноября 1888 года учреждается внештатная женская община Святой Троицы, устроенная на земле, предоставленной городом и пожертвованной Татьяной Михайловной Ментовой. 5 августа 1895 года община преобразуется в Свято-Троицкий внештатный общежительский монастырь. Существовал монастырь на добровольные пожертвования и труды монахинь. Значительную помощь в строительстве постоянно оказывал купец К.А. Макашин. После революции 1917 г. монастырь был закрыт, после 1991г. обитель возродилась. Адрес : Республика Татарстан, г. Лаишево, ул. Чернышевского, д. 24 Подробнее... Свято-Успенский Свияжский мужской монастырь [ править править код ] Мужской монастырь, основанный в 1555, одновременно с созданием Казанской епархии, как миссионерский, архим. Германом (Садыревым-Полевым). Каменное строительство начато уже в 3-й четв. XVI в., наибольшего расцвета достиг в 1-й пол. XVIII в., когда являлся одним из богатейших в Среднем Поволжье. Помимо храмов уцелели келейные корпуса XVII-XVIII вв. и часть ограды XVIII в. В XVIII в. в монастыре действовали инородческая школа, до 1850-х в монастыре помещалось духовное училище. В 1923-1924 закрыт, постройки заняты под детскую колонию, затем тюрьму, с 1950-х - психбольницу. Вновь открыт в 1997. Адрес: 422500, Республика Татарстан, Зеленодольский район, с. Свияжск, Успенская площадь, ул. Успенская д.1. Тел.: +7 (84371) 3-89-50 (приемная настоятеля) E-mail: uspenski-monastyr@yandex.ru Сайт: http://www.sviyazhsk-monastery.ru Подробнее... Александро-Невский Бугульминский мужской монастырь (Сосновка) [ править править код ] Бугульминский Александро-Невский мужской монастырь основан в 1865 году на земле, пожертвованной крестьянами собственниками села Спасское. В 1867 году Императорским указом монастырь утвержден в рамки общежительного мужского монастыря третьего класса:

http://azbyka.ru/palomnik/Республика_Тат...

В 1263 г. в соборе В. Р. м., в юго-зап. углу под хорами, был погребен св. кн. Александр Ярославич Невский, в 1380 г. мощи были положены «на вскрытии» в том же гробу и на том же месте. 1 июля 1697 г. мощи переложили в новую серебряную позолоченную раку, к-рую на средства Патриаршего ризничего иеродиак. Боголепа изготовил Н. М. Пшеничный «со товарищи» (в наст. время рака находится в собрании ГЭ). Гробница была поставлена у юж. двери собора, к-рая была заложена внизу, вверху обращена в окно. В февр. 1722 г. мощи были освидетельствованы Новгородским архиеп. Феодосием (Яновским) и архим. Сергием, в 1724 г. перенесены в Александро-Невский мон-рь в С.-Петербурге. Погребение блгв. кн. Александра Невского. Гравюра. 1893 г. (РГБ) Погребение блгв. кн. Александра Невского. Гравюра. 1893 г. (РГБ) В. Р. м. пострадал от пожаров в кон. XIV в. и в 1491 г., когда «и церковь Пречистые Рожество в мон-ре внутри града выгоре», «и внутрь церкви тоя все выгоре и с людьми» (ПСРЛ. Т. 4. С. 530; Т. 6. С. 38; Т. 8. С. 221). В 1536 г. сгорела «половина монастыря». Мн. настоятели В. Р. м. занимали епископские кафедры. Первые Суздальско-Владимирские архиереи - свт. Симон (1214/15-1226) и сщмч. Митрофан (1227-1238) - до своего поставления на кафедру управляли В. Р. м. В 1389 г. во епископа Коломенского был хиротонисан архим. В. Р. м. Павел. В 1517 г. настоятель обители архим. Геннадий стал епископом Суздальским. Настоятели мон-ря принимали участие в церковных Соборах. В 1555 г. архим. Закхей присутствовал на Московском Соборе по случаю учреждения Казанской епархии и поставления свт. Гурия Казанским архиепископом. Архим. Иоаким участвовал в Московском Соборе 1580 г., архим. Герман присутствовал на Соборе в 1584 г. В 1598 г. архим. Варлаам подписал соборную грамоту об избрании на царство Бориса Феодоровича Годунова . В 1613 г. архим. Исаия первым после епископов подписал утвержденную грамоту на царство царя Михаила Феодоровича . 24 июня 1619 г. архим. Исаия участвовал в поставлении на Патриарший престол Филарета (Романова) , 28 сент. 1645 г. архим. Иона - в чине венчания на царство Алексея Михайловича . На Большом Московском Соборе 1666-1667 гг. архим. Филарету поручили доставить грамоту Патриарху Никону о прибытии его из Новоиерусалимского мон-ря в Москву, в дек. 1666 г. архим. Филарет присутствовал при низложении Патриарха Никона. Последние архимандриты В. Р. м.- Павел и Платон (Петрункевич) - являлись членами Святейшего Синода.

http://pravenc.ru/text/154981.html

В 1885 г. Шадринский уезд Пермской епархии отошел ко вновь образованной Екатеринбургской епархии. С 1923 года территория современной Курганской области вошла в состав Екатеринбургской епархии, из которой была выделена решением Священного Синода 23 февраля 1993 года. За три с половиной века существования православия на территории Курганской области были построено свыше 140 храмов. Населённые пункты [ править править код ] Курган Святыни Курганской области [ править править код ] Александро-Невский кафедральный собор (Курган) : икона Божией Матери «Целительница». Богоявленский храм: «Иверская» икона Божией Матери. С. ЧИМЕЕВО, Белозерского района. Свято-Казанский Чимеевский монастырь : «Чимеевская-Казанская» икона Божией Матери. ДАЛМАТОВО. Далматовский Свято-Успенский монастырь : преп. Далмат Исетский (Пермский) (XVII в.). С. БОРОВСКОЕ, Катайского района. Похвалы Богородицы женский монастырь : сщмч. Аркадий Боровский (ХХ в.). П. МИШКИНО. Троицкий храм: «Порт-Артурская» икона Божией Матери. П. КУРТАМЫШ. Петропавловский храм: икона Божией Матери «Знамение-Абалацкая». С. УТЯТСКОЕ, Притобольского района. Богоявленский храм: икона свт. Николая. Монастыри Курганской области [ править править код ] Все монастыри Курганской области Боровский женский монастырь Похвалы Пресвятой Богородицы [ править править код ] Адрес : Курганская обл., Катайский р-н, с. Боровское Дата основания : 1992 Статус : действ. Web : http://www.borovscoe.ru/ Женский монастырь основан при бывшей приходской Никольской церкви села Боровского. Устройство обители начато в 1992, официально получен статус монастыря в 2000. Расположен в пяти км от города Катайска – одного из районных центров Курганской области. История монастыря берёт начало с возведения в XIX веке приходского храма в честь перенесения мощей свт. Николая Чудотворца, вокруг которого впоследствии и выросла нынешняя обитель. Подробнее... Далматовский Успенский мужской монастырь [ править править код ] Адрес : Курганская обл., Далматовский р-н, г. Далматово, ул. Советская, 194

http://azbyka.ru/palomnik/Курганская_обл...

Свято-Иверский монастырь на данный момент является единственным женским монастырем в Ростовской епархии. На сегодняшний день в монастыре проживают 35 насельниц. Соблюдая правила святых Отцов древнего монашества, в обители сестрами читается Неусыпаемая Псалтырь. Каждый день начинается и заканчивается молитвой. Утром в 6.00 все сестры собираются в храм на молитвенное правило, чтобы свои первые мысли вознести к Богу и испросить благословение на предстоящие дела. Весь день проходит в неустанных трудах: сестры поют на клиросе, трудятся на скотном дворе, в трапезной, возделывают огород, выпекают просфоры, но при любом занятии стараются стяжать непрестанную молитву и ею просветить свои души, сделать свои сердца по-евангельски чистыми. Заканчивается день с его многочисленными заботами, и вновь сестры собираются в храм на вечернее молитвенное правило возблагодарить Господа за Его щедрую милость и помощь во всех наших нуждах, житейских и духовных. Монастырь и источник открыт ежедневно с 7.00 до 19.00 Адрес: 344064, г. Ростов-на-Дону, ул. Неклиновская,4 Телефон: 8 (863) 235-41-63 (автоматическое переключение на автоответчик/факс/после 3-го гудка) или 8-951-494-03-89 . Просьба звонить с 11.00 до 17.00. Подробнее... Александро-Невский Иерусалимский греческий мужской монастырь [ править править код ] Женский монастырь, устроенный в 1903 как Троице-Алексеевская женская община на окраине Нахичевани на средства купца С. И. Федорова. Первоначально Троицкий. В 1920 преобразован в артель, в 1929 окончательно закрыт. Вновь открыт в 1991 как Иверский монастырь. При монастыре действует гостиница. Адрес : г. Ростов-на-Дону, Неклиновская ул., 4 До Ростова-на-Дону можно добраться самолетом, поездом или автобусом. Далее до монастыря автобусами: Подробнее... Храмы [ править править код ] Все храмы Ростовской епархии на карте Основные храмы Кафедральный собор Рождества Пресвятой Богородицы (Ростов-на-Дону) [ править править код ] Ростовский кафедральный собор Рождества Пресвятой Богородицы был построен всего за шесть лет и освящен на Рождество Пресвятой Богородицы в 1860 году. Кафедральный собор Рождества Пресвятой Богородицы

http://azbyka.ru/palomnik/Ростов-на-Дону

29 августа 1890 года, на 61-м году жизни, старец почил смертью праведника (14 июля 2002 года отец Стефан был причислен к лику местночтимых святых Вятской епархии). Одной из главных святынь его монастыря была Афонская икона Пантелеимона Целителя с частицами мощей святого, которая была келейной иконой старца. Монастырь находился на пути следования многотысячного крестного хода на реку Великую в точке его завершения. Тысячи паломников заходили к преподобному Стефану за благословением, ища его духовного слова. К началу XX века Филейский Александро-Невский монастырь представлял сложившийся архитектурный ансамбль. 30 августа 1904 года началось строительство Свято-Троицкого собора Александро-Невского монастыря. Автором проекта выступил архитектор Иван Аполлонович Чарушин. Возведение нового храма стало главным делом обители. Собор, построенный в русско-византийском стиле, должен был стать главным композиционным центром монастыря и второй после Александро-Невского собора А.Л. Витберга значительной доминантой города Вятки. Место для строительства Троицкого собора было выбрано очень удачно – на самой высокой точке верхнего плато мысового участка в междуречье живительных ручьев. Путь к новому храму лежал от святых ворот (В.М. Дружинина) в юго-западном направлении и проходил мимо главной реликвии монастыря – пещеры Стефана и Успенской церкви с Сенью преподобного Стефана, и храма Александро-Невского. Постепенный мерный подъем (разность отметок около20 м), духовные акценты, смена видовых раскрытий, задуманные автором, открывают в И.А.Чарушине виртуозное владение градостроительной композицией, утонченный вкус. Троицкий собор выполнен в русско-византийском стиле. Этот стиль применялся в церковном строительстве и в крупных официальных государственных зданиях. Силуэт собора удивительно строен и пропорционален. Внушительные габариты здания делают его статным и массивным, в то время как изобилие на стенах кирпичного декора придает зданию легкость и изящность, наличие вытянутых оконных проемов, венчаемых арками, визуально устремляет здание к небу. Отсутствие колокольни усиливает равнофасадность и строгую симметричность его композиции. В экстерьере большую роль играют мощно выступающие рукава креста. Фасад усложнен выделением центральной части и примыкавшими к ней с двух сторон трехгранными выступами под сомкнутыми полукуполами, облегчавшими переход к основной части. Он выделяется сдержанностью форм, ясностью их членений и обилием декора. В 1916 году храм возвели под крышу, но после большевистского переворота об окончании строительства трудно было мечтать.

http://sobory.ru/article/?object=32815

К величайшему сожалению до наших дней не дошло это великолепное культурное наследие предков. Октябрьская революция снесла без остатка сию жемчужину, некогда блиставшую в наших краях. Несколько десятилетий зарастало святое место бурьяном. В 90-х годах ХХв. в селе Сосновка была осквернена могила неизвестного монаха, и тогда отец Николай (Анпилогов), бывший в то время клириком храма Казанской иконы Божией Матери, а ныне архимандрит Никандр, перезахоронил его останки. В 1998 году в память о братии Александро-Невского мужского монастыря в Сосновке на средства благотворителей Валерия Люшина, Сергея Лебедича, Сергея Морозова и Владимира Калашникова построили деревянный храм в честь Державной иконы Божией Матери. Настоятелем храма был назначен иерей Георгий (Михайлин). С момента появления отца Георгия в Сосновке закипела жизнь: ни дня не проходило без работы. Батюшка, прихожане его храма и воскресная школа занялись изучением истории монастыря: в первую очередь, получили краткую справку в государственном архиве Самарской области. Также, на месте, где находился алтарь Свято-Троицкого храма, возвели поклонный крест, старались присматривать за оставшимися постройками, возродили монастырский яблоневый сад и пасеку, обустроили пруд и запустили в него рыбу. В 2007 году отец Георгий познакомился с ребятами из городской творческой лаборатории «Максимум», что размещалась в музее Ярослава Гашека Бугульмы, и рассказал им об истории села Сосновка. Инициативная творческая группа из четырех человек Максима Иванова, Дамира Морозова, Тагира Салихова и Анастасии Бердниковой (Прасоловой) с увлечением изучали забытые страницы истории родного города. С юношеским рвением взялись они и за историю обители. Было совершено немало поездок в село, записаны воспоминания старожилов, проводились даже раскопки, во время которых были обнаружены часть подвала игуменского дома. А позже, вместе в бугульминским краеведом Владимиром Сальниковым, отправились за подтверждением найденного материала в Государственный архив Самарской области. Результатом поисков стало написание работы Анастасией Бердниковой (Прасоловой) «Бугульминский Александро-Невский мужской монастырь. История и современность» и ее защита в Москве на Всероссийской конференции, а несколько позже и издание книги «Бугульминские монастыри» Владимиром Сальниковым. В эти годы в местной «Бугульминской газете» неоднократно выходили статьи о монастыре, напоминая людям о былом духовном богатстве города.

http://sobory.ru/article/?object=30189

Возвели первую церковь, деревянную однопрестольную на каменном фундаменте, церковь обшита тесом, покрыта железной крышей, внутри оштукатурена и окрашена краской основателем монастыря о.Стефаном. Церковь была освящена 27 июля 1889 года в честь Успения Пресвятой Богородицы преосвященным Сергием, бывшим епископом Вятским и Слободским Николаем епис­копом Глазовским Позже, после смерти о. Стефана возле Успенской церкви возвели Сень над местом его захоронения, которая стала одной из главных святынь монастыря. Обитель жила и действовала, и по ее ходатайству в ноябре 1889 года Святейший Синод признал ее и учредил как Филейский мужской общежительный монастырь во имя Святого Благоверного князя Александра Невского, по уставу Святой Горы Афонской, в память чудесного спасения жизни Государя Императора и всего Августейшего Семейства при крушении Императорского поезда 17 октября 1888 года. Указ последовал 11 апреля 1890 года. Одновременно с открытием монастыря была совершена торжественная закладка нового храма во имя Великого князя Александра Невского. Церковь деревянная трехпрестольная теплая на каменном фундаменте, обложенном с лицевой стороны опокой. Главный престол в ней во имя Святого Благоверного Великого князя Александра Невского, правый престол - придел во имя Святителя Христова и Чудотворца Николая, а левый придел во имя святого великомученика и целителя Пантелеймона. Церковь построена в чернее и покрыта железной крышею в 1892 году, а в настоящий порядок и благоустройство приведена в 1898 году. Главный престол освящен 22 ноября 1895 года преосвященным Сергием епископом Вятским и Слободским. Правый придел освящен 7 июня 1894 года преосвященным Симеоном епископом Глазовским и левый придел освящен 6 сентября 1898 года преосвященным Алексием епископом Вятским и Слободским. Колокольни при обеих церквях деревянные вместе с церквями, а не отдельно отстоят от них На торжественном открытии новой церкви присутствовало не менее 10 тысяч человек. Автором проекта являлся архитектор В.М. Дружинин. Он же проектировал монастырскую каменную ограду со Святыми воротами, надвратной часовней и угловыми башнями. Ограда монастыря с трех сторон каменная и с одной юго-западной стороны частью каменная и частью деревянная, со Святыми воротами в ней и одними простыми воротами на передней стороне от проездной дороги и тремя другими воротами с разных сторон. На территории монастыря были возведены каменный братский корпус, каменные и полукаменные кельи и многочисленные хозяйственные постройки. Рядом с пустынью по благословению о.Стефана было построено 13 больших и малых домов, в которых проживали не только паломники, но и бездомные. Ежедневно в монастыре кормилось по 50 и более человек. Бедные вдовы с малолетними детьми получали здесь хлеб, муку и необходимую материальную помощь. Многим из крестьян подвижник строил избы, заводил коров, лошадей и даже за некоторых вносил подати.

http://sobory.ru/article/?object=32815

6. Из участков I и II очереди на 88 участках зарегистрированы религиозные организации. 7. В 40 временных храмах совершаются Литургии. В 2013 году были открыты три ставропигиальных монастыря: мужской московский Андреевский, и два женских – подмосковный Александро-Невский в с. Акатово Московской области и Алексеевский монастырь в г. Москве. В настоящее время в непосредственном подчинении Предстоятелю Церкви находится 31 монастырь: 15 мужских и 16 женских. В мужских монастырях насчитывается 925 насельников, из них 12 схимонахов, 713 монахов, 103 инока, 23 рясофорных послушника и 74 прочих послушника. В женских монастырях несут послушания 886 насельниц, из которых 19 схимонахинь, 410 монахинь, 274 инокини, 93 рясофорных послушницы и 90 прочих в ставропигиальных монастырях насельников и насельниц – 1811, схимников – 31, мантийных монашествующих – 1123, иночествующих – 377, находящихся на послушании – 280. За минувший год в обители было принято 65, выбыло (в том числе преставились ко Господу) 52 человека. Количество монашествующих ставропигиальных монастырей в 2013 году увеличилось за счет прибавления сестер двух подворий Пюхтицкого монастыря (монастырских подворий в городе Москве и в деревне Юдино Московской области) и двух новооткрытых женских обителей (Александро-Невского монастыря в селе Акатово и московского Алексеевского монастыря). Возросло число насельников в трех крупнейших мужских монастырях (Троице-Сергиева лавра, Оптина пустынь, Валаамский монастырь), из них более всего насельников было принято в Оптину пустынь. В большинстве же других монастырей число насельников по сравнению с 2012 годом почти не изменилось. Подготовку кандидатов в священство и других церковных работников для Москвы по-прежнему осуществляют Московская духовная академия и семинария, Сретенская, Перервинская и Николо-Угрешская семинарии, Свято-Тихоновский православный гуманитарный университет. Всего из духовных учебных заведений, непосредственно подведомственных Патриарху, выпустились 540 человек, из них – 81 священнослужитель.

http://religare.ru/2_103211.html

Часть послушников были мобилизованы в армию. Забрали часть лошадей на нужды фронта. Несмотря на то, что шла война, продолжается благоустройство монастыря. В 1916 году построен новый трапезный корпус, укрупнена пасека. С установлением советской власти для монастыря настали тяжелые дни. Уже в феврале 1918 года крестьянами Сундырской волости были конфискованы земли на Пихтулинском участке. Вместе с тем были отобраны строения, рогатый скот, овцы, заготовленные дрова, сено, солома. В марте 1919 года монастырь лишился мельницы. В мае 1922 года игумен Антоний возведен в сан архимандрита. Несмотря на болезнь, архимандрит Антоний продолжает свою службу. До середины 1920-х годов жизнь в монастыре еще теплилась. 12 августа 1926 года коллегия НКВД Чувашской республики вынесла постановление о закрытии монастыря, а президиум ЦИК Чувашской АССР утвердил его в октябре 1926 года. Причиной послужило «несоблюдение советских законов членами общины, декрета об отделении церкви от государства и школы от церкви». Также коллегия НКВД своим решением передала монастырские помещения в распоряжение местной школы крестьянской молодежи. Архимандрит Антоний умер 24 декабря 1928 года и был похоронен на кладбище села Большой Сундырь Ядринского района. В долгие годы забвения на территории монастыря в разное время существовали школа крестьянской молодежи, больница для больных менингитом и туберкулезом. За это время уцелевшие здания нещадно разрушались и перестраивались. Источник: http://cheb-eparhia.ru/ В 1996 году Распоряжением Председателя Совета министров Чувашской Республики Аблякимова Э.А. в собственность Чебоксарской епархии были переданы два строения, расположенные на территории бывшего монастыря: церковь и игуменский дом. С 2001 года вновь на этом святом месте совершается иноческий молитвенный подвиг за Русь Святую. Монастырь частично возвращён её исконному хозяину - Православной Церкви, освящена церковь святого преподобного Серафима Саровского, но основная часть трудов по возрождению монастыря ещё в будущем.

http://sobory.ru/article/?object=19781

   001    002    003   004     005    006    007    008    009    010