В 1918-1940 гг. практически все храмы и оба действующих мон-ря на территории К. и Л. е. были закрыты. Офиц. упразднение Оптиной пуст. и Шамординского мон-ря состоялось в 1918 г., у них было изъято все имущество, затем организованы совхозы, в к-рых работали монашествующие. Впоследствии в монастырских постройках размещались разные учреждения, в частности сельскохозяйственные ПТУ. В Оптиной пуст. в 1919-1928 гг. действовал музей «Оптина пустынь», в скиту св. Иоанна Предтечи в 1967-2005 гг.- литературный отдел Козельского краеведческого музея с экспозициями, посвященными писателям, посещавшим обитель. Монахи и монахини после выселения из обителей переехали в Козельск и окрестные села. В 1917 г. на хуторе Манинском Жиздринского у. (ныне урочище Манинский Хутор Людиновского р-на) монахини Шамординского мон-ря устроили скит в честь Иерусалимской иконы Божией Матери («Иерусалимская пустынька»), некоторое время существовавший нелегально под окормлением оптинского иером. Тихона (Лебедева). В 1924 г. в Калужской епархии было учреждено Козельское вик-ство, к-рое возглавил еп. Михей (Алексеев) , ранее живший в Оптиной пуст. на покое. Вик-во просуществовало до его смерти в 1931 г. Мн. священнослужители и монашествующие были подвергнуты репрессиям, среди расстрелянных был последний настоятель Оптиной пуст. прмч. Исаакий (Бобраков) . В 1929-1930 гг. существовала обновленческая (см. Обновленчество ) кафедра в Жиздре. Во время Великой Отечественной войны на оккупированной немцами территории начали открываться храмы, при отступлении немцев некоторые церкви (в частности, Троицкая ц. бывш. Драгошанского Свято-Троицкого мон-ря, Александро-Невский собор в Жиздре) были уничтожены. Прот. Викторин Зарецкий, настоятель Свято-Лазаревской ц. в Людинове, участвовал в антифашистском подполье, выполнял задания партизанского командования. В 2007 г. он был посмертно награжден медалью «За отвагу». Возрождение церковной жизни в крае началось в кон. 80-х гг. XX в. со знаменитых мон-рей: в 1987 г. Оптина пуст., в 1990 г. Шамординский мон-рь были возвращены Церкви, началось их восстановление, оба мон-ря впервые в своей истории получили статус ставропигиальных. Оптиной пуст. в 1990 г. была передана большая часть скита св. Иоанна Предтечи, в 1999 г. был устроен скит при Шамординском мон-ре с храмом в честь иконы Божией Матери «Спорительница хлебов». С 2006 г. в Оптиной пуст., Калуге и Москве проводится Оптинский форум «Наследие России и духовный выбор российской интеллигенции». В 2001 г. в Козельском р-не был учрежден Клыковский в честь Нерукотворного образа Спасителя мужской монастырь .

http://pravenc.ru/text/1841676.html

Десять лет учебы в университете превратили Доминика в выдающегося богослова. «Путь моей жизни – это странствия и проповеди. Ибо что может быть выше, что может быть важнее спасения человеческих душ?» – восклицал святой Доминик. В 1203 году король Кастилии послал Доминика провести переговоры о браке наследника кастильского престола и дочери французского графа де ла Марша. Доминик прибыл на юг Франции, где особенно свирепствовала ересь альбигойцев. Он был потрясен увиденным. Разрушенные церкви, аббатства и монастыри, ужасающее падение нравов. Он остановился на ночлег в Тулузе. Выяснилось, что хозяин гостиницы – убежденный еретик. И святой Доминик, буквально падающий с ног от усталости, так и не лег спать: всю ночь он убеждал хозяина гостиницы порвать с сектантами и вернуться в лоно христианской Церкви. И добился своего: утром трактирщик пошел в маленькую, чудом уцелевшую церковь и раскаялся в своем заблуждении. Доминик выполнил поручение кастильского короля и отправился в Рим, к папе Иннокентию. Он просил папу дозволить ему вступить в борьбу с еретиками на юге Франции. Папа, видя искренний порыв молодого проповедника, отправил его в Тулузу. Простые люди Тулузы очень скоро полюбили этого скромного, доброго проповедника. Главные еретики, озлобленные тем, что им не удается одолеть Доминика в открытых диспутах, дважды пытались убить его, но всякий раз, встретив его кроткий взгляд, опускали оружие. Однажды к святому Доминику пришли девять богатых женщин, уклонившихся в ересь. «Мы слышали твои проповеди, Доминик, – сказала старшая, – и поняли, что твоими устами говорит Господь. Но если мы вернемся домой и отречемся от ереси, нас смогут убить». Доминик спрятал женщин, а сам отправился к епископу Тулузы. Тот с готовностью выделил участок земли под строительство женского монастыря. Возводился он наспех, даже стены были глинобитными. Но все великое начинается с малого. Эта первая женская община стала родоначальницей могучего ордена доминиканцев. Уже вскоре возле женского монастыря возник мужской – туда стекались люди, осознавшие свое заблуждение. Так появилась община братьев-проповедников, получившая впоследствии название Доминиканского ордена. Папа отдал ордену Доминика римскую церковь святого Сикста, затем передал доминиканцам крупный монастырь в Риме. Но святой Доминик понимал, что евангельская проповедь особенно важна в университетах Европы. Так возникло братство доминиканцев в Парижском университете, затем – в университете Болоньи.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Lisovo...

Для решения этого вопроса необходимо принять во внимание то, что явленная костромскому князю Василию святыня первоначально находилась в деревянной часовне, затем уже в каменном храме (мужской обители на кладбище в Городце). Этот город построен на месте небольшого поселка Малый Китеж еще князем Юрием (с. 729) Долгоруким в 1149–1157 годах и доныне существует в виде торгово-промышленной слободы в Нижегородской губернии. Городец в 1237 году был разрушен лютыми монголами, при чем монастырь и храм сгорели, икона же Божией Матери так называемая Одигитрия не была никем вынесена из храма и с того времени «не обретеся в их городе». Но, оказывается, икона эта осталась невредимой от огня: спустя лет 25 она чудесным образом явилась князю Василию Ярославичу на сосне в Запрудне и, по торжественном принесении в город Кострому, поставлена в соборной деревянной Феодоровской церкви, что была на Мшанской улице – вблизи нынешней Богоотцовской церкви. И вот из прибывших вскоре же в город Кострому многочисленных богомольцев на поклонение новоявленной святой иконе Божией Матери жители разоренного Городца, как только вошли в храм во имя святого великомученика Феодора Стратилата, тотчас же признали ее за свою икону чудотворную, которая непостижимым или чудесным образом как бы скрылась во время татарского погрома. Поведав об этом князю Василию и костромичам, они рассказали о многих преславных чудесах от этой своей иконы в Городце. Но явленная князю, ранее же городецкая, великая святыня стала теперь составлять уже неотъемлемое достояние и драгоценное сокровище города Костромы. Жители же Городца, не имея возможности возвратить свою святыню, с восстановлением своего благоустройства несомненно вскоре же приобрели точный список с чудотворной Феодоровской иконы Божией Матери. Так, известно, что список с подлинной этой иконы был у них уже в 1263 году, когда в Городце скончался князь Александр Невский, который под сенью ее принял схиму с именем Алексий в древнем Феодоровском монастыре, последний же снова устроен на прежнем месте пребывания подлинной иконы и в нем доселе особенно почитается эта икона. Таким образом, самый древний или первый список костромской святыни находится в Феодоровском храме Городецкой обители.

http://azbyka.ru/otechnik/Ivan_Bazhenov/...

В сентябре 1995 года при монастыре открылась воскресная школа для детей и взрослых. С 2001 года при монастыре существует библиотека, книжный фонд которой составляет более 6 тысяч экземпляров. Адрес: Белоруссия, 225710, Брестская обл., г. Пинск, ул. Горького, 43 Телефон: +375-0165 350262 , 354293 Хмелёвский Спасо-Преображенский мужской монастырь [ править править код ] Первоначально в под Хмелевым находилось имение с часовней, в которой находился древний список на холсте с Ченстоховской иконы Божией Матери. Однажды в XVIII веке произошел пожар, во время которого сгорела часовня, но икона осталась невредимой, а только лишь потемнела. Помещик получил откровение во сне: взять на месте пожара икону и построить для нее новый храм. Он так и сделал - построил приходской храм в честь Преображения Господня и положил в ней икону. В 1980-е годы икона была похищена, но нашлась. Второй раз она была похищена в мае 1995 года, но 14 августа была найдена. Вскоре икона обновилась, стала мироточить. Люди, молившиеся у иконы, стали получать исцеления от болезней. 30 декабря 1999 года по благословению архиепископа Брестского Константина Хмелевский приход был преобразован в Спасо-Преображенскую мужскую пустынь. Были возведены монастырские постройки и первый в Белоруссии храм в честь чудотворной Ченстоховской иконы Божьей Матери. В 2004 году пустынь была преобразована в мужской монастырь. Адрес: Белоруссия, 225127, Брестская обл., Жабинковский р-н, д. Хмелево, ул. Центральная, 120 Телефон: (01641) 32-2-23 Храмы [ править править код ] Список основных храмов Брестской области смотрите ЗДЕСЬ . Александро-Невский собор (Пружаны) [ править править код ] Александро-Невский собор (Пружаны) Сооружение храма началось в 1864 г. и благодаря энергичным действиям церковно-строительного комитета и участию крестьян всего уезда превратилось во всенародную стройку. Каждый двор уезда должен был пожертвовать по 50 копеек и отправить одного мужчину на день работы. В октябре 1866 г. епископ Брестский Игнатий (Железовский), викарий Литовской епархии, совершил освящение соборного храма. За всю историю своего существования Александро-Невский собор никогда не закрывался, в нем всегда совершались богослужения.

http://azbyka.ru/palomnik/Брестская_обла...

В 1996 г. обитель возрождена, в 2002 г. освящен домовой храм прп. Онуфрия Великого и обновлен Преображенский храм, в 2003-2009 гг. выстроены часовня и купальня на источнике прп. Онуфрия, в 2004 г. советский памятник на могиле героев Великой Отечественной войны заменен крестом, в 2007 г. освящен новый игуменский корпус, в 2008-2009 гг. устроен храм Св. Троицы, в 2009 г. окончена колокольня, в том же году при обители открыт православный летний детский лагерь «Родничок». Адрес: 31533, Украина, Хмельницкая область, Летичевский район, с. Головчинцы, ул. Шевченко, 123 Телефоны: (03857) 9–50–17, (03857) 9–50–16, (097) 263–41–42 Александро-Невский женский монастырь (с. Черниевка) [ править править код ] Александро-Невский женский монастырь 29 марта 2004 года, решением Священного Синода Украинской Православной Церкви Московского Патриархата, был открыт Женский монастырь в селе Черниевка, Полонского района, Хмельницкой области. 1996 год — построена временная церковь. 1997 год — заложен первый камень под постройку Свято-Александра-Невского храма. 1998 год — начало строительства второго храма в честь Св. Царственных мучеников, а также строительство жилого помещения под кельи. 26 сентября 2002 года, по благословению Митрополита Хмельницкого и Староконстантиновского Антония, в монастырь назначена старшая сестра монахиня Гликерия (Сикорская) и поселились послушницы. Под руководством монахини Гликерии, был достроен храм, кухня с монастырской трапезной, погреб, проведен газ. 6 декабря 2005 года, Митрополитом Антонием, старшая сестра монахиня Гликерия(Сикорская) была возведена в сан Игумени, С возложением наперсного креста, за усердный труд в строительстве обители. Весной 2009 года, на территории монастыря открылся целебный источник, и был освещен в честь иконы Божией Матери «Живоносный источник». Адрес: 30500, Украина, Хмельницкая область, Полонский район, с. Черниевка Телефон: (03840) 2-18-53 Рождества Богородицы Городищенский мужской монастырь [ править править код ] Рождества Богородицы Городищенский мужской монастырь

http://azbyka.ru/palomnik/Хмельницкая_об...

При изучении же исторических документов была обнаружена тесная связь молитвенного предстательства прп. Александра с историческими судьбами России. Молитвенником за царей называли его в прежние времена. И ныне узел русской истории завязан здесь, в далеком от шумных городов поселке Свирское, среди лесов и озер, где лишь однажды в новозаветные времена явилась человеку Святая Троица. Современное состояние [ править править код ] Когда в 1997 г. было получено благословение на возрождение монастыря, он предстал перед его новыми обитателями в мерзости запустения. Однако это не привело их в уныние. Сразу же закипела работа, и за короткий срок были полностью восстановлены внешний вид Преображенского собора, внутреннее убранство храма святых Захария и Елизаветы, часовня на месте видения прп. Александру Святой Троицы, а также один из братских корпусов. 22 сентября 1998 г. монастырь был официально передан Санкт-Петербургской епархии Русской Православной Церкви. 23 ноября 1998 г. мощи св. Александра были наконец перенесены на место их последнего упокоения - в Свято-Троицкий Александра Свирского мужской монастырь. Тысячи паломников буквально ее всего света притекают в эту отдаленную обитель. Многие из них удостаиваются видеть чудо мироточения из мощей святого ноги и руки преподобного открыты, а полное нетление тела является величайшее редкостью во всей истории Православной Церкви. Ведь мощам уже почти 500 лет, даже лицо святого узнаваемо по древним иконописным изображениям. Храмы [ править править код ] Подворья [ править править код ] Адрес: 193230, Санкт-Петербург, Невский район, пер. Челиева, 10 Адрес: 187726, Ленинградская область, Лодейнопольский район, п. Свирьстрой, ул. Графтио, 3 Адрес: Ленинградская обл., Подпорожский район, г.п. Вознесение, дер. Родионово, ул. Георгиевская, д.14 Адрес: Ленинградская область, Подпорожский район, г.п. Вознесение, дер. Родионово (ранее Юксовичи), ул. Георгиевская, д.14 Адрес: Ленинградская обл., Лодейнопольский район, д. Андреевшина (Кондуши), д. 55 Святыни [ править править код ] Престольные праздники [ править править код ] Как добраться [ править править код ]

http://azbyka.ru/palomnik/Александро-Сви...

За последние 20–30 лет религиозные инородцы стали ходить по монастырям на богомолье. Во дни Петровского и Великого постов они в большом числе говеют в монастырях, заказывают здесь сорокоусты, делают пожертвования хлебом, деньгами, домашними животными и проч. Прежде ничего подобного не замечалось в жизни инородцев. Любящие ходить по монастырям инородцы прекрасно знают внешнее состояние посещаемых ими монастырей и расскажут вам о монастырях многое, а именно: в каком монастыре какие порядки водятся, какие готовят кушанья и напитки (квасы), какое богатство и благолепие храмов, где продолжительно и где кратко совершается Богослужение, как мелодично и красиво поют певчие и как кормят и поят богомольцев. Но мне ни разу не приходилось слышать от них рассказов о том, какое назидание и духовнее утешение получает душа их в монастырях, какой внутренний переворот произвела в них та или другая обитель, в каком монастыре находила себе успокоение их мятущаяся совесть, где и какие старцы дают им душеспасительные советы, наставление и утешение. Следует заметить и то, что эти инородцы в нравственном отношении стоят не выше прочих своих одно-деревенцев. Со второй половины прошлого столетия среди крещёных инородцев Волжско-Камского Края замечается ещё одно новое, довольно сильное, движение: это – стремление их открывать и созидать для себя новые монастыри и монашеские общины. Начиная с 60 х годов, здесь появились следующие монастыри и общины: в Казанской епархии – 1) Черемисский Михаило-Архангельский мужской монастырь, 2) Черемисский Троицкий женский в г. Козмодемьянске, 3) Черемисский Введенский женский, 4) Чувашский Александро-Невский мужской, 5) Чувашский Александрийский женский, 6) Чувашская женская община в г. Чебоксарах, 7) Крещёно-татарские обители: Покровская Просветительная женская община и мужской Трехсвятительский скит, 8) Чувашская женская община при селе Мордовской Кармале, 9) Чувашская женская община при селе Старых Айбесях; в Уфимской епархии – 10) Черемисский Николаевский мужской монастырь на р. Каме, 11) Чувашская женская община при дер. Бугабаш и друг.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

С 1917 года собор начали крушить и разбирать. Храм так и не был освящен и стоял открытый ветрам, дождям и снегу. В отчете Губмузея в мае 1924 года отмечалось, что храм «угрожает обвалом». С приходом новой власти было принято решение о разрушении собора, мотивированное необходимостью использовать кирпич на нужды строительства, при этом не сложно предположить, что после взрыва от цельного кирпича остались лишь обломки разной крупности совершенно не пригодные для использования в строительных целях. К 1930 году от храма не осталось и следа. До сентября 1922 г. имение бывшего Филейского монастыря находилось в ведении Губкоммунотдела. С сентября1922 г. по 5 июля 1923 г. – в ведении Уземуправления, вследствие частых передач и бесхозяйственности учреждений, ряд зданий, главным образом, за чертой ограды были приведены в полное разрушение. Для реализации построек, восстановление которых было нецелесообразно были назначены торги с опубликованием в газете «Вятская Правда». Постройки, продажа которых будет нецелесообразна, употребить на дрова для Уисполкома и уездных учреждений. Вследствие того, что торги не состоялись, два жилых дома (бывшие гостиницы) и бывший скотный двор, находящиеся за чертой ограды, были проданы Губздраву за 2000 руб., другие строения за чертой ограды и в черте ограды один разрушенный дом в декабре и январе месяцах сего года были реализованы на дрова. После кончины о. Стефана Александро-Невский монастырь просуществовал еще около 30 лет. Однако пламенные ветры революции в безбожное время разметали все, что созидал угодник Божий. Так к середине XX века монастырь и вовсе был стерт с лица земли. В годы Великой Отечественной войны это святое место выбрали для экстренного размещения военного завода. Вековые сосны и ели пошли на строительство бараков. Мощная промышленная громада заняла место северного духовного форпоста Вятки. Вятский Филейский монастырь неразрывно связан с именем великого вятского святого преподобного Матфея Яранского, который начинал в нем свой духовный путь. Еще будучи простым приказчиком в лавке купца И.В. Столбова, располагавшейся на площади Спасского собора, Митрофан Кузьмич Швецов (мирское имя преподобного) стал любимым учеником преподобного Стефана Филейского. Особенно их сблизила ссылка преподобного в Вятский Успенский монастырь. Родительский дом Митрофана располагался как раз на улице Монастырской (Горбачева), на которой стоял монастырь. Именно преподобный Стефан Филейский оказал большое духовное влияние, после чего молодой человек принимает для себя решение принять монашество. Желание это возникло, когда еще возник скит на Филейке, основанный преподобным, но осуществлению его мешало то обстоятельство, что на попечении Митрофана Кузьмича находилась его младшая сестра Елизавета.

http://sobory.ru/article/?object=32815

Одна из них ежегодно участвует в крестном ходе из Городца в Дивеево. ПРИМЕЧАНИЕ 1 «Имя России» — проект 2008 г. телеканала «Россия», направленный на выбор значимых персоналий, связанных с Россией, через голосование интернет-пользователей, телезрителей и радиослушателей. 2 Архимандрит Петр (Каменский) — начальник X Русской духовной миссии в Пекине. Последние годы жизни провел в Феодоровском монастыре. Городецкий Феодоровский мужской монастырь Первое упоминание о Феодоровском мужском монастыре в городе Городце относится к 1154 году. По преданию, обитель построили на месте часовни с чудотворной иконой Божией Матери «Феодоровская», отличительная особенность которой — написанная на обратной стороне икона великомученицы Параскевы Пятницы. В 1238 году Городец, и монастырь в том числе, был разграблен и сожжен войском хана Батыя. Пребывавшая в обители икона исчезла. Ее нашли 16 августа 1239 года на дереве в костромских лесах во время княжеской охоты. Несмотря на то что жители Городца попросили костромчан вернуть им икону, те отказались. Но подарили им список с иконы.В 1408 году Городец был сожжен повторно ханским князем Едигеем, и жизнь там возродилась только спустя 150 лет. В начале XVIII века стал постепенно восстанавливаться и монастырь, а с визитом в Городец в 1722 году Петра I возрождение обители ускорилось. В 1767 году в присутствии императрицы Екатерины II в монастыре освятили каменный собор в честь иконы «Феодоровская». Императрица пожертвовала средства на развитие монастыря, поскольку династия Романовых почитала Александра Невского († 1263) и чтила икону Божией Матери «Феодоровская». Как известно, в 1724 году именно по инициативе Петра I мощи святого князя перенесли из Владимирского Рождественского собора в Александро-Невский монастырь Санкт-Петербурга. На XIX век пришелся расцвет Феодоровского монастыря. В обители действовало четыре храма: Феодоровский, Александро-Невский, Великомученика Пантелеимона (домовый) и Великомученика Феодора Стратилата, устроенный в колокольне храма Святого Александра Невского архимандритом Петром (Каменским). Были построены братские корпуса, гостиница, богадельня. В архитектурный ансамбль монастыря входил и Покровский храм, хотя он и не был приписан к монастырю. У монастыря было два подворья: в Санкт-Петербурге (ныне действующий Феодоровский собор) и в Нижнем Новгороде.

http://e-vestnik.ru/church/gorodetskiy_f...

Во время Великой Отечественной войны были разрушены все постройки мон-ря, кроме каменной часовни, а также царский охотничий домик. Ок. 1942 г. Благовещенский храм бывш. Симферопольского подворья был открыт как приходская церковь. 29 июля 1992 г. К. и Д. м. возрожден как мужской. 26 апр. 1994 г. был подписан документ о передаче Симферопольскому и Крымскому епархиальному управлению в безвозмездное пользование здания часовни с источником и земельного участка монастыря. 14 июня 1994 г. архиеп. Симферопольский и Крымский Лазарь (Швец) отслужил в часовне праздничную литургию. К 2015 г. в помещениях, построенных на месте прежних монастырских, находятся зимний храм святых Космы и Дамиана и кельи. В 1995 г. открыто подворье в пос. Партенит Алуштинского горсовета с 2-престольным храмом: в честь иконы Божией Матери «Всецарица» (верхний) и св. Иоанна Готского (нижний). С 1997 г. трудами братии обители открыт Александро-Невский храм при бывшей усадьбе Гагариных близ санатория «Утес» рядом с Алуштой. В 1999 г. в с. Изобильном Алуштинского р-на было открыто подворье с храмом прп. Афанасия Печерского (в 2011 преобразовано в приход). Главной святыней К. и Д. м. является икона святых Космы и Дамиана с частицей мощей. Наместник монастыря архим. Маркелл (Мисюра) утвержден в должности 23 дек. 2010 г. решением Синода УПЦ. В обители проживает неск. насельников. Лит.: Марков Е. Л. Очерки Крыма: Картины крымской жизни, природы и истории. СПб., 1872. Симферополь, 1995; Руднев Г., прот. Космодамиановская киновия в Крыму. Симферополь, 1884; Гермоген (Добронравин), еп. Таврическая епархия. Псков, 1887. С. 488-495; Рождественский Ф. С. Св. бессребреники и чудотворцы Косьма и Дамиан и Космодамиановская киновия с целебным источником в Крыму. Од., 1898; Маркевич А. И. Неск. слов о деятельности в Тавриде Иннокентия [Борисова], архиеп. Херсонского и Таврического//Таврические ЕВ. 1901. 1. С. 26-43; 2. С. 95-111; Бесчинский А. Я. Путев. по Крыму. М., 1901; Москвич Г. Г. Иллюстр. практический путев. по Крыму.

http://pravenc.ru/text/2458853.html

   001    002    003    004   005     006    007    008    009    010