По благословению Митрополита Воронежского и Липецкого Мефодия начались восстановительные работы.  В 2003 г. Белогорский Воскресенский мужской монастырь вновь стал действующим. Пока в монастыре всего 4 монаха и 1 послушник, и на каждом - очень большая нагрузка. Живут насельники обители в хуторе Кирпичи, в километре от монастыря, первая келья на территории обители лишь готовится к постройке. Недалеко от монастыря находятся два святых источника, освящённые в честь иконы Божьей Матери " Семистрельная " и в честь благоверного князя Александра Невского. По благословению Митрополита Воронежского и Борисоглебского Сергия начато обустройство источника в честь князя Александра. Завезён гранитный булыжник, начато строительство купели. Много работы и на территории обители, в пещерах - закопчённые, изрезанные надписями стены ждут очищения. В 2004 г. пещерный Александро-Невский храм был в запустении, иконостас отсутствовал. В настоящее время храм благоустроен: стены очищены, привезены иконы и церковная утварь. Кроме того из Александро-Невской Лавры г. Санкт-Петербурга в Белогорский монастырь была передана частица мощей св. блгв. кн. Александра. Так восстанавливающаяся обитель обрела святыню. На престольный праздник 12 сентября 2005 г. на службе в пещерном храме было 150-200 человек - местных и приезжих (из Павловска, Богучара, Острогожска, Каменки, Ростова-на-Дону, Москвы). Наземных построек пока в монастыре нет, но на вершине горы огорожена территория, где раньше, до 1931 г., красовался Воскресенский собор. Его кресты были далеко видны с реки, а звон монастырских колоколов долетал даже до Павловска. Сейчас же здесь - груды завезённого для строительства кирпича да таблички " Не ходить - территория храма " . От монастырского кладбища осталась лишь одна могила, в которой покоится И.А. Тищенко - один из соработников Марии Шерстюковой, которая и положила начало сложной системе белогорских пещер. В возрождении святыни братии стараются помочь местные жители, прихожане Михаило-Архангельского храма в Острогожске.

http://sobory.ru/article/?object=04290

В 1837 году монастырь посетил цесаревич Александр Николаевич. Здесь же с 1869 года отбывал заключение лидер секты прыгунов Максим Рудомёткин, в 1857 году объявивший себя воплощением Святого Духа. В тюрьме Спасо-Евфимьева монастыря он составил 14 пророческих книг, вошедших в священное писание прыгунов «Книга солнца», и скончался в 1877 году. В «Суздальской крепости» в XIX веке содержались старообрядческие священнослужители. Некоторые, как Алимпий, умерли в одиночных камерах, не дождавшись освобождения; другие, как Аркадий (просидевший в одиночной камере 25 лет), Конон и Геннадий, были освобождены в 1881 году. В деле их освобождения значительную роль сыграл Л. Н. Толстой. С 1898 по 1904 годы в тюрьме содержался старообрядец Фёдор Ковалёв, похоронивший заживо 25 человек в связи с переписью населения 1897 г. С 1894 по 1902 год в тюрьме содержался архангельский благотворитель Василий Рахов. В 1900 году четыре месяца в монастырской тюрьме провёл Иван Чуриков, основатель движения чуриковцев. Мемориальная плита на стене тюремного корпуса В 1923—1939 годах монастырская тюрьма была превращена в политизолятор (с 1935 года — в тюрьму особого назначения). Здесь содержались, в частности, митрополит Петр Крутицкий, епископ Александр Боярский, экономисты Николай Кондратьев, Леонид Юровский, коммунистические и комсомольские деятели Владимир Невский, Мартемьян Рютин, Лазарь Шацкин, Иван Смирнов. 16 мая 1913 года в связи с празднованием 300-летия Дома Романовых монастырь посетил император Николай II с великими княжнами Ольгой, Татианой, Марией и Анастасией. Близ восточной стены собора находится могила князя Дмитрия Михайловича Пожарского — выдающегося русского полководца. В 1930-х годах склеп над могилой был разобран. На месте захоронения установлен каменный крест (в 2009 году мраморный склеп был восстановлен и 4 ноября открыт Президентом Медведевым). В 1940 году в монастыре содержались интернированные военнослужащие Чешского легиона польской армии во главе с Людвиком Свободой, которые были взяты под стражу после Польского похода РККА.

http://azbyka.ru/palomnik/Спасо-Евфимиев...

Но землю эту монастырь получил во владение по акту только в июле 1906 года. Но еще долго Заведующий Ильинским лесничеством Старший Лесной Ревизор Коллежский Советник Гузовский вел с монастырем кляузную тяжбу по земельным делам. Несмотря на то, что в сентябре 1907 года Главное управление Землеустройства и Земледелия Казанскому Управлению Земледелия и Государственных Имуществ прислало документ, в котором говорится наряду с прочим, «что отведенные казною монастырям лесные участки, согласно ст. 111-й и п. 7 ст. 462-й Уст. Лесн., изд. 1905 г., изъемлются навсегда из заведывания лесного начальства и поступают в полное распоряжение и пользование монастырей». В 1905 году о. Антоний обращается в совет Братства святителя Гурия с просьбой об открытии при монастыре церковно-приходской школы. В этом же году монастырем была взята в аренду водяная мельница сроком на 24 года. К 1907 году монастырь продолжает расти. Появляются новые постройки, мастерские (швейная, сапожная, столярная и др.), деревянная ограда вокруг монастыря. В это же время задумано строительство новой церкви, нового корпуса для братии и своего кирпичного завода, гостиницы для паломников. В феврале 1908 года «Строительное Отделение Казанского Губернского Правления утвердило проект и смету на постройку церкви в Александро-Невском мужском монастыре, Козьмодемьянского уезда». Закладка храма была произведена в июле 1908 года епископом Чебоксарским Михаилом. А освящение состоялось 8 октября 1909 года епископом Мамадышским Андреем. По-видимому, это и был храм Серафима Саровского. К 1910 году в монастыре проживало уже 71 человек. Появилась кузница, кирпичный завод, холстоткацкая мастерская. Под старые здания подводятся кирпичные фундаменты, многие здания уже имеют железные крыши. Хорошо было налажено и хуторское хозяйство на отдаленном от монастыря Пихтулинском участке, где проживало несколько послушников. Для проживания нуждающихся в монастыре имелись две 2-х этажные гостиницы. С началом Первой мировой войны жизнь в монастыре изменилась.

http://sobory.ru/article/?object=19781

Здесь были птичий и скотный дворы, хлебопекарня, кухня, большая пасека, фруктовый сад, искусственные запруды для разведения рыб и прекрасный розарий. Монастырь был закрыт в 1929 году. В 1991 году Постановлением Священного Синода Русской православной церкви в Ростовской епархии был учрежден Свято-Иверский женский монастырь. И вновь сюда поспешили люди в надежде найти помощь и утешение. И Царица Небесная по великой Своей милости не оставила вновь открывшуюся обитель без Своего покрова и заступления. Имея промышление о жребиях Своих, Матерь Божия, как и древле, на Афоне, так и ныне, даровала и нашей обители в щит и ограждение икону Свою, как Скорая Помощница во всех бедах и напастях. В 1992 году митрополитом Владимиром (Сабоданом) была принесена в дар монастырю Иверская икона Пресвятой Богородицы, на которой сохранилась надпись: «Сия святая икона писана и освящена на Святой горе Афонской в русском Андреевском общежительном ските». Таким великим утешением и надеждой на заступничество Матери Божией ознаменовалось возрождение святой обители. День за днем, шаг за шагом из руин поднималась поруганная святыня православия. Нашлись добрые люди, помогли в первые зимы. Появились благодетели из строительных фирм. Часть средств на ремонт здания храма выделила администрация города. С июля 1993 г. настоятельницей монастыря была назначена монахиня Неонилла (Сергиенко Нина Сергеевна, 1999 г.). Сестры, вместе с настоятельницей и прихожане монастыря работали не покладая рук. Отстроили келии, очистили и благоустроили источник, засеяли огороды, стали разводить скот и птицу. Но главной заботой была монастырская церковь. В течение двух лет велись наружные ремонтные работы, восстановлена колокольня. И, уже к концу 1995 г. Стал разноситься по округе колокольный звон. Весной 1996 г. Восстановили изначальный вид пятиглавия, и началась внутренняя отделка храма. В августе 1996 г. по состоянию здоровья настоятельница монахиня Неонилла была освобождена от нелегкой многопопечительной должности и уволена на покой, а через три года в 1999 г. отошла ко Господу. Похоронена на монастырском кладбище.

http://azbyka.ru/palomnik/Александро-Нев...

С августа 1996 г. Старшей сестрой монастыря была назначена инокиня Рахиль (Ковалева Наталья Филипповна), а в 1997 г. Указом Святейшего Патриарха Алексия II по представлению Высокопреосвященнейшего Пантелеимона (Долганова), архиепископа Ростовского и Новочеркасского, монахиня Рахиль была возведена в сан игумении и назначена настоятельницей монастыря. 3 ноября 1996 г. Произошло долгожданное событие в жизни обители: правящим архиереем Ростовской епархии, архиепископом Пантелеимоном (Долгановым) был освящен восстановленный верхний храм в честь Иверской иконы Божией Матери. С этого момента в нем ежедневно стали совершаться богослужения. В 2000-м году в святые дни празднования великих христианских праздников Рождества Христова и Богоявления совершилось торжественное принесение копии Иверской Иконы Божией Матери со Святой Горы Афон в Ростовский женский монастырь. Современное состояние [ править править код ] Свято-Иверский монастырь пока остается единственным женским монастырем в Ростовской епархии. Много значил он в дореволюционное время, когда нескончаемый поток паломников устремлялся к его святыням, ныне же новое его рождение открыло собою особую страницу духовной жизни города. Факт возвращения храма и монастырских земель стал своего рода покаянием тех, кто взял на себя ответственность за ту духовную разруху, в которой оказалось наше отечество. Это послужило, в свою очередь, неким толчком в духовной жизни Донского края: повсеместно стали открываться приходы, восстанавливаться и строиться храмы. Духовником обители на протяжении нескольких лет был архимандрит Модест (†14.03.02г.) – наместник Свято Донского мужского Старочеркасского монастыря, который навсегда останется в памяти сестер как мудрый наставник, любвеобильный пастырь, помогающий стяжать любовь ко Христу и ближним. Истинное служение монашествующих людей состоит в том, чтобы освободившись от житейских попечений, ради любви ко Христу, миловать мир своей молитвой. Монахи молча проповедуют Христа своей жизнью и молитвенно помогают миру в том, в чем нельзя помочь по-человечески, но одним лишь божественным вмешательством. По этой причине в монастыре наибольшая часть времени посвящается молитве.

http://azbyka.ru/palomnik/Александро-Нев...

В 1799 г. при образовании Калужской и Боровской епархии в Л. К. м. были устроены архиерейский дом и духовная консистория, обитель стала заштатной. В Л. К. м. поселился еп. Феофилакт (Русанов) . Настоятелем мон-ря стал Калужский архиерей, а управлял обителью наместник. Места для новых учреждений не хватало, и в 1800 г. в Калугу были переведены консистория и ДУ, преобразованное в семинарию. Л. К. м., приписанный к архиерейскому дому, остался летней резиденцией Калужских епископов. Паломники, возвращавшиеся из знаменитой Тихоновой Калужской в честь Успения Пресв. Богородицы пустыни , часто заезжали и в Л. К. м. В обители побывали: 17 дек. 1775 г.- имп. Екатерина II Алексеевна , 12 июля 1837 г.- вел. кн. Александр Николаевич (впосл. имп. Александр II Николаевич ) в сопровождении поэта В. А. Жуковского , в июле 1849 г.- Н. В. Гоголь , 10 мая 1887 г.- вел. кн. Константин Константинович , 16 июня того же года - Московский митр. Иоанникий (Руднев) , 30 июня 1888 г.- вел. кн. Владимир Александрович и вел. кнг. Мария Павловна, 10 июля 1889 г.- Киевский митр. Платон (Городецкий) . В 1897 г. в Л. К. м. на погребение своего брата Н. Д. Делянова приезжал министр народного просвещения гр. И. Д. Делянов. 10 авг. 1915 г. в обители широко отмечалось 400-летие со дня кончины блж. Лаврентия. Подготовкой занимался специальный комитет, учрежденный в Калужской епархии в 1914 г. по инициативе Калужского еп. Георгия (Ярошевского) . Был открыт сбор пожертвований, на собранные средства произведены работы по приведению в порядок и украшению монастырских зданий. Перед празднеством в Рождественском соборе 7 авг. совершался парастас, а 8 авг.- заупокойная литургия с поминовением по монастырскому синодику всех почивших Калужских архиереев, настоятелей и погребенных в обители. В тот же день в монастырь была принесена и установлена в верхнем храме чудотворная Калужская икона Божией Матери . 9 авг. отслужено торжественное всенощное бдение. 10 авг. в мон-рь прибыл крестный ход из всех церквей Калуги и сел, ранее принадлежавших Л. К. м., совершены торжественная литургия и молебен блж. Лаврентию. В торжествах помимо Калужского еп. Георгия приняли участие митр. Московский свт. Макарий (Невский) , викарий Тульской епархии еп. Каширский сщмч. Иувеналий (Масловский) , прмц. вел. кнг. Елисавета Феодоровна , настоятельницы неск. жен. монастырей и общин Калужской епархии и эвакуированных во время первой мировой войны в Калугу жен. монастырей Холмской епархии. Пели 2 хора: архиерейский и монахинь Холмской епархии.

http://pravenc.ru/text/2462415.html

1869 г., 22 июля. Архиепископом Антонием совершено освящение храма. Храм небольшой. Его длина 9 сажен, а ширина — 6,5 сажен. Верх украшен медною главою, которую венчает четырехконечный крест над луною. Глава и крест вызолочены. 1744 г. - с учреждением Владимирской епархии монастырь обращен в архиерейский дом. 1918 г. - архиерей и монахи выселены из монастыря, в котором разместилась ВЧК. Служба в соборе прекратилась. Из письма начальника ВГО ОПТУ т. Музыканта: «... музейной ценности церковь не представляет. Между тем своим расположением в центре двора... весьма мешает и тем, что заслоняет свет и солнце в квартиры сотрудников, и тем, что загромождает спортивную площадку...» 1930 г. - собор снесли. 1991 г., 21 сентября. На месте разрушенного храма установлен деревянный памятный крест. Особенности строительства храма-памятника на месте Рождественского собора (XII в.) в г. Владимире Вначале, начиная с 1997 года, на месте строительства проводились археологические раскопки. Богородице-Рождественский собор Владимирского Кремля, впоследствии составивший архитектурный комплекс Рождественского монастыря города, был возведен по велению князя Всеволода Большое Гнездо в период с 1191 по 1196 гг. В начале XIII века в связи с проведением ремонтных работ собор освящался заново. В XV, XVI веках и несколько раз на протяжении XVII и начала XVIII столетий проводились неоднократные ремонты храма. Храм был не только архитектурным памятником русского зодчества XII века, но и историческим зданием, так как в 1263 году в соборе был погребен Великий князь Александр Невский. Собор был усыпальницей для многих подвижников благочестия, церковных и государственных деятелей России. Проводимые ремонты собора историки связывали с имевшими место пожарами. Однако пожары были не единственной причиной необходимости укрепления конструкций храма. В 1858 году строительная комиссия отмечала исключительно ветхое состояние собора, «своды которого зияли расселинами» по 30...40 см, а опорные столбы имели трещины весьма солидного размера. По велению Императора Александра II собор был разобран. На его месте в 1869 году по проекту епархиального архитектора Н.А. Артлебена было построено новое здание, представляющее точную копию разобранного, но без окружающих его галерей. В 30-х годах двадцатого века этот собор был снесен.

http://sobory.ru/article/?object=02747

В результате пожара были полностью уничтожены святые ворота и церковь св. Иакова. В 1792 г. на том же месте были построены новые монастырские святые ворота уже из кирпича, а над ними каменная церковь св. Иакова. Этот храм, построенный продолговатым четвероугольником, был расписан внутри и снаружи. Завершала его архитектуру каменная четырехугольная одноярусная колокольня с красивым металлическим крестом. На ней в начале ХХ было 10 колоколов, некоторые из них были очень древними.  В 1872 г. церковь св. Иакова была переосвящена в честь иконы Божией Матери Иверской, потому что было закончено строительство нового величественного храма во имя св. Иакова в северо-восточной части монастыря. Иверская икона Божией Матери была очень почитаема в Боровичах, т.к. явление мощей Боровичского чудотворца произошло в праздник иконы Иверской Божией Матери. Длительное время с 1654 г. Свято-Духов монастырь был приписан к Валдайскому монастырю, построенному в честь Иверской иконы патриархом Никоном.  Новый храм, в честь св. пр. Иакова Боровичского чудотворца, был построен из красного кирпича, имел прямоугольную форму, был теплым, двухэтажным. Его украшали пять глав. Центральная глава с большим крестом была устроена на красивом восьмигранном световом барабане с шатровым завершением. Одной стороной церковь выходила на улицу, которая так же называлась в честь боровичского чудотворца Яковлевской (ул. Александра Невского). Храм имел престолы: главный – во имя св. пр. Иакова, с южной стороны – во имя св. блг. влк. кн. Александра Невского, т.к. мощи св. князя некоторое время находились в Свято-Духовом монастыре при торжественном перенесении их, по указанию Петра I, из г. Владимира в г. Санкт-Петербург. Св. Александр Невский стал покровителем новой российской столицы. Тогда, 30 августа 1721 г., Петр I, после продолжительной и изнурительной войны со шведами, заключил Ништадтский мир. Этот день решено было освятить перенесением мощей блг. кн. Александра Невского из Владимира в новую столицу – г. Петербург. 30 августа 1724 г. Петр I встретил святые мощи у устья реки Ижоры, они были поставлены на галеру, сам император правил рулем, а чиновные особы сидели за веслами. Торжественно, в окружении русских генералов, Петр I поднял раку и перенес в Александро-Невскую Лавру, воздвигнутую в честь св. кн. Александра.

http://azbyka.ru/palomnik/Боровичский_Св...

Основная идея заключается в том, чтобы люди смогли посетить три обители нашего северного края (причем довольно-таки отдаленные!) в течение одного дня. Вот каков план: комфортабельный автобус рано утром отправляется из Санкт-Петербурга (забирая паломников с двух станций метро) и приезжает к нам в Старую Ладогу, где паломники с первых минут погружаются в удивительную атмосферу древности, которая царила несколько столетий назад. Почувствовать живое дыхание истории и одновременно увидеть труды братии и сестер по возрождению святынь и налаживанию монастырской жизни они смогут в двух Староладожских монастырях. В нашем Никольском и в Свято-Успенском девичьем монастыре, на территории которого находится настоящая жемчужина Северо-Запада – храм Успения Пресвятой Богородицы XII века с сохранившимися фресками. То есть это храм домонгольского времени! Запланировано в новом паломническом маршруте и посещение остатков древнего Иоанно-Предтеченского монастыря на Малышевой горе, сегодня представленного старинной действующей – приписанной к нашей обители – церковью Рождества Иоанна Предтечи (XVII век). Далее гостям предстоит спуститься к источнику святой великомученицы Параскевы Пятницы, датируемому IX веком. Кто захочет, может окунуться. И заключительным аккордом, конечной точкой в этом путешествии будет Зеленецкий Свято-Троицкий мужской монастырь (или Мартириева Зеленая пустынь), где покоятся мощи основателя обители преподобного Мартирия. Я бесконечно благодарен игумении Ангелине (Васильевой) и архимандриту Пахомию (Трегулову), что они согласились участвовать в столь нужном благом деле. Иеромонах Иоанн (Семин) с паломниками у раки преподобного Мартирия Зеленецкого      Помнится, Вы с такой теплотой Вы говорили о матушке Ангелине, поздравляя ее в прошлом году с 76-летием! Рассказывали и о том, как важны для Вас в начале игуменского пути советы другого человека, имеющего немалый опыт в деле возрождения обители, тоже очень древней. Если быть точным, то еще более древней, чем наш Староладожский Никольский монастырь, основателем которого, согласно преданию, является святой благоверный князь Александр Невский.

http://pravoslavie.ru/146221.html

В прошении начальницы общины монахини Афанасии к саратовскому епископу Аврамию в 1893 г. упоминалось, что дворянин Персидский основал эту общину " в память посещения города Царицына в Боге почившим Государем Наследником Цесаревичем Великим Князем Николаем Александровичем " . Сама же женская община возникла здесь в начале 1860-х гг., когда помещик и надворный советник Петр Иванович Персидский выделил ей для основания 455 десятин своей земли со старым дубовым лесом. Официально же земля " удобная и неудобная в количестве 485 десят. 1995 саж, стоящая 6000 руб. " была подарена в 1874 г. его женой. Со всех сторон это место окружено белыми горами, на берегах Иловли стояли вековые дубы и стелился можжевельник. На северо-западной окраине слободы Ольховка находится курган, называемый Святой горой или Святой могилой, а возле него бьет родник. По легенде, останавливавшийся здесь князь Александр Невский просил татарского хана облегчить тяготы русских рабов, строивших каменный брод через р.Иловлю. Старожилы рассказывают, что когда-то здесь стояла церковь, ушедшая под землю от истовых молитв иноков Каменно-Бродской Белогорской обители. А в годы гражданской войны, по рассказам местного жителя Н.В. Гайворонского, большевики расстреляли на кургане более десятка стариков, которые просили их не обстреливать Ольховскую церковь во имя Трех Святителей. В книге В.В. Зверинского " Материалы для историко-топографического исследования о православных монастырях в Российской империи " Каменно-Бродская община отнесена к разделу А: " возникновение обителей после их упразднения по штатам и учреждение новых на местах прежде существовавших " , " Каменнобродская Троицкая ж. Община 242 " . История будущей обители началась с того, что П.И. Персидский едет в Москву, где приобретает три иконы: Преображение Господа нашего Иисуса Христа, Пресвятой Богородицы и " Богородицы Всех Скорбящих Радости " и две большие иконы Святой Троицы в серебряном и золотом окладах. Вернувшись, помещик поделился с женой Серафимой мыслью об основании общины, и та, поддержав его, сама включилась в работу. Она поехала в Саратов к епископу Иоанникию, и получила благословение на строительство.

http://azbyka.ru/palomnik/Каменно-Бродск...

   001   002     003    004    005    006    007    008    009    010