Седьмое. Преподобный Максим Исповедник свидетельствует: «Христосъ Господь каолической церковью нарече правое и спасенное вры (Четьи-Минеи, 21 января). Согласно с ним учит и преподобный Никон, игумен Чёрной горы, говоря, что « церковь – не стны суть, но правая Божественныхъ правилъ, святыхъ соборовъ и святыхъ Апостолъ» («Тактикон», Слово 22). Не ясно ли, что эти изречения указывают неизменное свойство церкви, самого её Основателя Христа и силу словес Его, Его же правда пребывает во веки, и слово Его есть непререкаемая истина, аще не времъ, – взывает апостол, – нъ (Христос) вренъ пребываетъ: рещис бо не можетъ ( 2Тим.2:13 ), и паки: да будетъ же Богъ истиненъ, всякъ же человкъ ложь (Апология Швецова). Разбор. Швецов хочет оправдать раскол изречениями отцов церкви, отрывочно выбирая оные из их творений. Но усилия его тщетны. У отцов церкви, которых он приводит здесь, и в мысли не было учить, как учит Швецов, что церковь Христова может существовать одной верой без верующих (может ли, например, быть беседа без беседующих?). Святой Максим говорит о «спасенномъ вры но исповедание не может быть без исповедующих людей, которые и составляют церковь Христову; а из них не могут быть исключаемы лица, составляющие церковную иерархию: Как уврютъ, – говорит апостол Павел, – не услышаша; как же услышатъ без проповдающаг; ( Рим.10:14 ). Слова эти сказаны Максимом Исповедником в ответ еретикам единовольникам, которые, чтобы доказать правоту своего учения и склонить святого Максима к принятию оного, спросили его: «Коея еси церкви: византийской ли, или римской, антиохийской ли, или александрийской, или иерусалимской? Се вся тыя церкви с подлежащими им странами с нами согласуют 165 : аще убо и ты кафолической еси церкви, убо едино буди с нами». Но так как церковь Христову можно узнать не по множеству народа (иначе значило бы «вровать въ люди» – Большой катихизис, лист 17 об.), а по самому учению, по вере, которую они непоколебимо содержат (Большой катихизис, лист 120 об.) и по примеру апостола Петра исповедуют (Большой катихизис, лист 128 об.), – то и Максим Исповедник , обличая ложное учёное понимание вопросителей о церкви кафолической, судивших о ней по числу частных церквей, говорит: «Христосъ Господь каолическою нарече быти правое и спасенное вры того ради и Петра, добр исповдавшаго, нарече блаженна, на его же таковую (православно исповедующую) создати церковь всхъ Господь обща» (Четьи-Минеи 21 января).

http://azbyka.ru/otechnik/sekty/opyt-sis...

Шестого марта 1685 года, рассказывают так называемые «греческие статейные списки», приехали в Москву к великим государям «греческие породы философии и богословии учителие и святаго Евангелия проповедателие Иоанникий и Софроний». Они представили лист от гетмана Ивана Самойловича к государям, где гетман пишет, что учителя-греки Иоанникий и Софроний Лихуды дали о себе ему, гетману, такое показание: «Едут совершенным намерением к царствующему великому граду Москве, для такой причины: когда от брата вашего, блаженные и святые памяти великаго государя, царя и великаго князя, Феодора Алексеевича всея Великия и Малыя и Белыя России самодержца, его царскаго пресветлаго величества, был в Царьгороде послом дьяк Прокофий Возницын, тогда чрез него их монаршеское святейшему патриарху Вселенскому внесено было слово, дабы он, святейший патриарх, сыскал людей разумных греческаго исповедания, которые бы философии и богословии учение исследовали, и прислал бы их к нему, великому государю, к Москве для научения младенцов. И он, святейший патриарх, еще вскоре и не возмогл таких получити, оба-че минувшу времени сыскал с Фессалонийскаго города их Иоанникия и Софрония, и виде их добре в философии и богословии суще наказанных, указал им в путь итить к царствующему великому граду Москве к вам великим государем, единым под солнцем правоверным монархом, и они, восприяв путь свой, шли на польскую землю». В Москве в Посольском приказе Лихуды показали при расспросе, что они родные братья, жители города Кефалония монастыря Пречистыя Богородицы Панагия Иэрия. В 1683 году «для благословения ради» поехали они в Царьград ко Вселенским патриархам, были у них у благословения и прожили в Константинополе пять месяцев. «И в Царьгороде призывали их, Иоанникия и Софрония, Александрийский и Антиохийский патриархи и говорили им, чтоб они поехали в царствующий град Москву к великим государем, их царскому величеству, и увидели их государские пресветлые царские очи и были б у святейшаго патриарха у благословения, и богословие и граматическое и философское учение себе объявили; а им-де, Вселенским патриархом, по воле великих государей, их царского величества, велено призывать в царствующей град Москву ученых людей чрез посла дьяка Прокофья Возницына. И они-де, увидав желание великих государей чрез посла Прокофья Возницына и прошение Вселенских патриархов, взяв у Вселенских патриархов свидетельствованный за руками лист, из Царьгорода к Москве поехали в прошлом во 192 (1684) году июля в 3 день». «А к великим государям и к святейшему патриарху от Вселенских патриархов грамот с ними никаких не прислано, а не послали-де Вселенские патриархи грамот своих с ними, Иоанникием и Софронием, к великим государям и к святейшему патриарху для того, что опасался в то военное время отнятия у них от турков или от татар на дороге. И те выше объявленные листы: святейших Вселенских патриархов свидетельствованная заручная грамота, да лист гетманской приняты и переведены» 120 .

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Kapter...

Шестое. Другое место – из пророка Осии: наведетъ гдь втръ зноенъ из пстыни нань, и изсшитъ жилы и пстошитъ источники сей изсшитъ землю и вс сосды любимы ( Ос.13:15 ) и ещё: Погибнетъ к сопротивис бг своем: падтъ сами, и младенцы ихъ и во утроб имщы ихъ разсдтс ( Ос.14:1 ). втръ инъ жгущъ отъ пустыни?» – вопрошает списатель слова Ипполита, помещённого в большом Соборнике, и отвечает: «разв антихристъ хотяй явитися и изсохнутъ жилы водамъ и плоди въ лта его» (лист 121). Жилы, источники и сосуды церковные, – толкуют беспоповцы, – Писание называет епископы, а подручники – священники и диаконы. Значит, при антихристе церковь погибнет подобно Самарии, и в ней не будет священства. Разбор. Составитель слова говорит, что под ветром знойным разумеется антихрист, но что разумеется под жилами и источниками – умалчивает. А беспоповцы прямо заявляют, что жилами и источниками Писание именует епископов, а подручниками священников и диаконов, но какое Писание и где так именует их – не указывают и указать не могут. Выдумывающих же произвольные толкования блаженный Феофилакт называет еретиками (Благовестник на 65 зачало Ин., лист 125; ср. «Книга о вере», лист 216 и «Просветитель», с.185 по казанскому изданию 1896 года). В чудовском списке подлинного Ипполитова слова, найденного господином Невоструевым, о пророчестве Осии вовсе не упоминается. А блаженные Феодорит и Феофилакт Болгарский под знойным ветром разумеют Кира, царя персидского, который разрушил Вавилонское царство; под жилами и источниками – царский род и пособия власти (творения блаженного Феодорита в русском переводе, том IV, с.313 по изданию 1857 года; толкование блаженных Феодорита и Феофилакта см. по 2-му изданию Братства святителя Петра чудовской рукописи «Об антихристе», с.169 и 175; ещё в сводном толковании на 16 пророков у Озерского часть 1, с.471); а святые Кирилл Александрийский и Ефрем Сирин разумели под знойным ветром Господа, победителя смерти, под жилами и источниками – источники смерти. Слова: погибнет Самария и прочее святой Кирилл и блаженный Феодорит относят в собственном смысле, а не к новозаветной церкви (в чудовской рукописи по 2-му изданию Братства с.165 и Феодорит, том IV, с.313). Итак, при свете учения святых отец оказывается, что о прекращении священства здесь ни слова не говорится.

http://azbyka.ru/otechnik/sekty/opyt-sis...

103 Если вблизи имеется храм, то антиминс в день освящения до звона переносится с благоговением (без особого чина) в этот храм и полагается там на престоле. 104 Все те молитвы, которые читает архиерей при устроении престола, не читаются священником, поскольку они читаны архиереем при освящении им антиминса. 105 Омовение верхней доски престола с употреблением мыла необязательно, если она новая и чистая. «Поелику мыло употребляется только для омовения трапезы, которая и без оного может быть омовена, особенно когда деревянная, хорошо выглажена и чиста; следовательно, и употреблять его, или нет, едино есть» (Преосв. Николай. В отв. на вопр. старообр. М., 1839). 106 «Приемлют священницы дску трапезы, начальствующий же кропит святой водою столпы или единостолпие, ничтоже глаголя, и укрепляется дска трапезы, якоже лепо, и омывается теплою водою, и отирается, и паки кропится святой водою... и поливается родостамною («гуляфною водою»), аще есть таже вином, аще ли несть родостамны, вином точию. Таже начальный иерей помазует св. трапезу Миром. Помазуется же святая трапеза святым великим Миром сице: крест сотворит посреди дски трапезныя, и на четырех углах по кресту сотворит» (Чиновник святейшего кир Паисия, папы и патриарха Александрийского. Перев. на слав, яз., лист 12; см. также Большой Требник. Киев, 1862). 107 См. Церковн. ведомости 1903 г., 39, ст. 1500, ч. неофиц. Ср. Большой Требник. Киев, 1862; Чиновник. М., 1798; Требник, 1677 г. В Чиновнике Паисия, патриарха Александрийского, перевед. на слав, яз., говорится: «Таже кропит (священник) алтарь и церковь всю св. водою и помазуют Миром — первое на восток, на алтарной стене над горним местом. Второе над западными дверми. Третие над южными дверми. Четвертое над северными дверми, на стенах крестообразно» (лист 12). 108 См. Дополнительный Требник. 109 «Князи» — это верхние косяки дверей. Смысл этих слов таков: «Двери, поднимите ваши верхи, двери вечные — поднимитесь, ибо входит Царь славы (Господь)». 110 Для освящения Евангелия в Требнике не указаны молитвы. Евангелие, как слово Божие, свято, и потому оно не освящается. Только новый переплет с иконами на Святое Евангелие освящается по чину освящения разных икон (см. Дополнительный Требник).

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/3045...

9 Сентября. На введение Богородицы. „Якоже пишет пророк”. 21 Ноября. О милостыни и о смирении. „Яко подобает милостыню хотно творити”. 2 Июля. Об Аврааме. 9 Октября. Перед Воздвижением креста поучения два. 13 Сентября. На Воздвижение честного креста. 14 Сентября. В неделю св. праотец слово со стихи. 16 Декабря. О Евлогии монасе и о нищем расслабленном. 12 Сентября. Пророка Захарии к немилостивым. 5 Сентября. Об исповедании. 13 Ноября. Како достоит у церкви стояти со страхом всякому веровавшему. 17 Мая. О кузнеце, двигнувшем гору. 6 Октября. На предпразднство рождества Богородицы. 7 Сентября. О крестящихся и прочитающих книги. 31 Августа. О милостивом схоластице. 8 Октября. Похвальное Кириллу архиепископу и Мефодию. 14 Октября. Похвальное мученикам Сергию и Вакху. 7 Октября. Похвальное апостолу Фоме. 6 Октября. О разбойнице, спасшемся слезами в 10 дни. 17 Октября. О старцех, иже спасоша блудницу учением. 14 Сентября. Три поучения на праздники. 1 Сентября. О юноше совлачащем мертвецы. 2 Сентября. Сборники слов: Евангелие учительное [ см. выше стр. 269 ], Сборники слов Златоустого [ см. выше стр. 271 ]. 5. Статьи догматического и нравственного содержания. Творения Дионисия Ареопагита [ см. выше стр. 269 ]. Василия Великого к Амфилохию о св. Духе [ см. выше стр. 267 ]. У Жмакина в митрополите Данииле, стр. 430, примечание 4. Подлинник в Патрологии Миня t. 32, p. 68–217: Περ το γ ου Πνεματος πρς.... μφιλχιον..., ν κεφαλαοις λ’ (30). Григория Нисского слово против Евномия и о воскресении [ см. выше стр. 269 ]. У Жмакина ibid. стр. 333. Взято Даниилом из толкования на Деяния Апостольские. Многосложный свиток [ см. выше стр. 272 ]. (В словах [ стр. 277–292 ] много догматического). Анастасия, патриарха Аниохийского, и Кирилла Александрийского  – Изложение вкратце о вере по вопрошению. Синодальная рукопись листы 105–106, стр. 321, XVI век. Академическая рукопись лист 1. Академическая рукопись лист 169: Кирилла Александрийского вопросы и ответы о Троице, – это же или особое? На греческом у Миня t.

http://azbyka.ru/otechnik/Evgenij_Golubi...

   Если вблизи имеется храм, то антиминс в день освящения до звона переносится с благоговением (без особого чина) в этот храм и полагается там на престоле.    Все те молитвы, которые читает архиерей при устроении престола, не читаются священником, поскольку они читаны архиереем при освящении им антиминса.    Омовение верхней доски престола с употреблением мыла необязательно, если она новая и чистая. «Поелику мыло употребляется только для омовения трапезы, которая и без оного может быть омовена, особенно когда деревянная, хорошо выглажена и чиста; следовательно, и употреблять его, или нет, едино есть» (Преосв. Николай. В отв. на вопр. старообр. М., 1839).    «Приемлют священницы дску трапезы, начальствующий же кропит святой водою столпы или единостолпие, ничтоже глаголя, и укрепляется дска трапезы, якоже лепо, и омывается теплою водою, и отирается, и паки кропится святой водою... и поливается родостамною («гуляфною водою»), аще есть таже вином, аще ли несть родостамны, вином точию. Таже начальный иерей помазует св. трапезу Миром. Помазуется же святая трапеза святым великим Миром сице: крест сотворит посреди дски трапезныя, и на четырех углах по кресту сотворит» (Чиновник святейшего кир Паисия, папы и патриарха Александрийского. Перев. на слав, яз., лист 12; см. также Большой Требник. Киев, 1862).    См. Церковн. ведомости 1903 г., 39, ст. 1500, ч. неофиц. Ср. Большой Требник. Киев, 1862; Чиновник. М., 1798; Требник, 1677 г. В Чиновнике Паисия, патриарха Александрийского, перевед. на слав, яз., говорится: «Таже кропит (священник) алтарь и церковь всю св. водою и помазуют Миром — первое на восток, на алтарной стене над горним местом. Второе над западными дверми. Третие над южными дверми. Четвертое над северными дверми, на стенах крестообразно» (лист 12).    См. Дополнительный Требник.    «Князи» — это верхние косяки дверей. Смысл этих слов таков: «Двери, поднимите ваши верхи, двери вечные — поднимитесь, ибо входит Царь славы (Господь)».    Для освящения Евангелия в Требнике не указаны молитвы. Евангелие, как слово Божие, свято, и потому оно не освящается. Только новый переплет с иконами на Святое Евангелие освящается по чину освящения разных икон (см. Дополнительный Требник).

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/3045...

Его же лист 16. «И вообще, если тщательно исследуем весь новый завет, то нигде не встретим в нем, чтобы смерть приписывалась Богу, но – или Христу, или Господу, или Сыну. А эти имена: Христос, Сын, Господь, когда усвояются в писании Единородному, обозначают оба естества, иногда божество, иногда человечество, а иногда то и другое вместе. Напр. когда Павел в послании проповедует: аще бо врази бывше примирихомся Богу смертию Сына Его ( Римл. 5, 10 ): то обозначает сим человечество Сына. Но когда он же говорит (в послании) к Евреям: Бог глагола нам в Сыне, имже и веки сотвори ( Евр. 1, 1. 2 ): то показывает божество Сына; ибо не плоть сотворила веки, сама быв сотворена после многих веков.». И ниже: «не божество имело братом Иакова, не смерть Бога Слова возвещаем, когда вкушаем Господню плоть и кровь» ( 1Кор. 11, 26 ). Его же (Нестория) лист 23. «Я замечаю в нашем народе великую привязанность к вере и пламенную ревность к благочестию, но по невежеству в божественных догматах он часто впадает в заблуждения. В этом впрочем виноват не самый народ, но, как бы выразиться приличнее? – Наставники ваши не имели времени сообщить вам точнейшего учения». Петр, пресвитер александрийский и первенствующий из нотариев, сказал: вот он прямо говорит здесь, что никто из бывших до него учителей не говорил народу того, что он говорил. Флавиан, епископ филиппийский, сказал: так как все сказанное Несторием отвратительно и богохульно, и слух наш не может более выносить сих мерзостей: то пусть все богохульные его слова, в изобличение их виновника, будут внесены в акты. Петр, пресвитер александрийский и первенствующий из нотариев, сказал: достопочтеннейший и благочестивейший митрополит и епископ карфагенский Капреол с диаконом Везулою прислал сему святому собору послание. Если повелит ваше благочестие, я прочитаю это послание, равно и перевод его «Епископ Капреол благочестивейшим и блаженнейшим сослужителям, отовсюду сошедшимся на собор, желает о Господе всякого блага. «Я желал, благочестивейшие братия, чтобы при настоящем положении дел созван был ваш досточтимый собор, – и нам хотелось бы отправить на сей собор не достойное слез извинение, но благоустроенное посольство, состоящее из нескольких собратий и епископов наших, избранных общим голосом.

http://azbyka.ru/otechnik/pravila/dejani...

Указом Священного Синода от 1732 г . было прямо запрещено при освящении храма священником поливать престол розовою водою с красным вином и помазывать св. Миром престол и стены храма на том основании, что освящать престол и храм может только архиерей (ссылка в Большом Требнике на Дионисия Ареопагита. О свящ. иерархии, гл.5). Однако еще Московский Собор  в1667 г. постановил при освящении храма священником помазывать трапезу св. Миром, на том основании, что священнику дано право помазывать крещаемого св. Миром; а такое же священнодействие, подобное св. Крещению и Миропомазанию, совершается и при освящении престола и храма. В 1903 г . Свящ. Синод рассмотрел этот вопрос и на основании представленной в Синод «Исторической справки» прот. К. Никольского было разрешено вновь возобновить древнюю практику помазания св. Миром стен храма и престола при освящении храма священником (см. Церк. Ведомости 1903 г . стр. 1500, неофиц. часть). Омовение верхней доски престола с употреблением мыла необязательно, если она новая и чистая. «Поелику мыло употребляется только для омовения трапезы, которая и без оного может быть омовена, особенно когда деревянная, хорошо выглажена и чиста; следовательно, и употреблять его, или нет, едино есть» (Преосв. Николай. В ответ на вопрос старообр. М., 1839). «Приемлют священницы дску трапезы, начальствующий же кропит святою водою столпы или единостолпие, ничтоже глаголя, и укрепляется дска трапезы, якоже лепо, и омывается теплою водою… и поливается родостамною («гуляфною водою») аще есть таже вином, аще ли несть родомтамны, вином точию. Таже начальный иерей помазует св. трапезу Миром. Помазуется же святая трапеза святым великим Миром сице: крест сотворит посреди дски трапезныя, и на четырех углах по кресту сотворит» (Чиновник святейшено кир Паисия, папы и патриарха Александрийского. Перев. на слав. яз., лист 12; см. также Большой Требник. Киев, 1862). См. Церковн. ведомости 1903 г ., ст.1500, ч. неофиц. Ср. Большой Требник. Киев. 1862; Чиновник. М. 1798; Требник, 1677 г . В Чиновнике Паисия, патриарха Александрийского, перевед. на слав. Яз, говорится: «Таже кропит (священник) алтарь и церковь всю св. водою и помазует Миром – первое на восток, на алтарной стене над горним местом. Второе над западными дверми, на стенах крестообразно» (лист 12). Для освящения Евангелия в Требнике не указаны молитвы. Евангелие, как слово Божие, свято, и потому оно не освящается. Только новый переплет с иконами на Святое Евангелие освящается по чину освящения разных икон (см. Дополнительный Требник). скрыть способы оплаты Подпишитесь на рассылку Православие.Ru Рассылка выходит два раза в неделю: Мы в соцсетях Подпишитесь на нашу рассылку

http://pravoslavie.ru/2325.html

10. Состояние тогдашних храмов в Почаевском монастыре Выше сказано, что кроме древней Успенской каменной церкви под горой была другая каменная большая Свято-Троицкая церковь , сооруженная Домашевскими на самой скале, внутри которой находился живописный источник с стопой Божией Матери. К этой церкви примыкали другие шесть деревянных меньших церквей. В Лавре есть древняя картина, изображающая осаду Почаевского монастыря турками в 1675 году; тогдашний вид обители, по изящной восточной архитектуре сказанной Троицкой церкви и стоявшей внизу ее Успенской церкви, а также по существованию в сие время шести других церквей, представляется даже величественным. Неоспоримо, что эти храмы по внутреннему состоянию были благолепно и, конечно, имели по ризнице и утвари своей драгоценности. В Лавре есть большое в Александрийский лист напрестольное напечатанное в Москве в 1689 году Евангелие в серебряном окладе весом один пуд и тридцать фунтов; есть и другое напрестольное Евангелие, печатанное в Львове в меньший лист также в серебряном окладе. Две древние иконы, местные Спасителя и Богоматери вышиной в 1¾ и шириной в 1¼ аршина, в серебряных ризах, находящиеся ныне в Пещерной церкви, представляют драгоценный памятник превосходной живописи тогдашнего времени. Вскоре после порабощения Почаевского монастыря униатами Луцкий униатский епископ Феодосий Рудницкий (1736 г.) обозревал Почаевский монастырь во всех частях его, и подробно описал, между прочим, утварь и ризницу его. В так называемой визите сего Епископа значится, что тогдашние храмы Почаевского монастыря, по внутреннему благолепию, не были бедны. Десять серебряных и позолоченных с полным прибором потиров, три серебряных позлащенных ковчега, восемь серебряных подсвечников, серебряные ризы и венцы на иконах, серебряные лампады и кадильницы, а главное – оклад чудотворной иконы с золотым венцом, украшенным драгоценными камнями; наконец шесть напрестольных Евангелий, в серебряных окладах, составляли тогдашнее церковное богатство. По ризнице монастырской церкви также не были бедны.

http://azbyka.ru/otechnik/Agafangel_Solo...

162 Об отпадении означенных малоросцев от Восточной Церкви и присоединении к Римскому костелу, чти в старопечат. книге О правой вере, в гл. 21, 23, 24 и на лист. 271. И еще в старопечат. книге, называемой Кириллова, в Посланиях Мелетия, Патриарха Александрийского к благочестивому князю Василию Острожскому и прочим воеводам и архиереям. И во историческом известии о возникшей в Польше Унии, напечат. в Москве 1805-го года. В сих книгах обстоятельно описано, кто первоначально сему злу виновники были, а именно, пять епископов разных епархий, о коих любопытный может видеть во означенной Истории на стран. 40-й. Тамо показано, по каким причинам они отступили от правоверия и подчиненности православным патриархам. 163 О Ветковской Церкви, кто и когда устроил и освятил ее, где и по каким причинам, и почему называют ее Ветковскою, чти в полном историческом известии о старообрядцах (напечат. 1795-го года) в первой части, на стран. 101, 102, и во второй части на стран. 1-й, и в третьей части на стран. 17-й и 41-й и след., и 60-й. 165 Подобных означенным акефалам и отщепенцам, к сожалению правоверных, ныне и у нас в России имеется премножество. Они состоят из отлучившихся от Святой Церкви, называющихся старообрядцами, которые также разбились на (Смотри Полное Известие о старообрядцах) и несогласные между собою секты, как и вышеупоминаемые акефалы, и не хотят быть под правлением епархиальных архиереев, по той причине, что архиереи отправляют Богослужение по новоисправленным книгам. Старообрядцы толкуют, будто бы чрез книжное исправление исказили веру и ввели в Великороссийскую Церковь много разных ересей. Того ради (будто бы) они и отлучаются от нее, по той причине и книги исправленные отвергают и читать не хотят, а некоторые из ревностнейших старообрядцев опасаются такие книги даже и в руки брать. И сие не есть ли знак последней глупости! . 166 Испытайте писаний, яко вы мните в них имети живот вечный, и та суть свидетельствующая о мне ( Ин.5:39 ). И паки рече Господь: тогда сущии во Иудеи, да бежат в горы ( Мк.13:14 ). Толкование св. Иоанна Златоуста : «Предведая Господь, яко такое будет в последние дни смятение, повелевает, иже суть христиане, хотящии в правду в христианстей вере утвердитися, не к чесому же иному да бежать, точию к Писанию: аще на ино что взирати будут, соблазнятся и погибнут, не разумеюще, кая бы была истинная Церковь Христова». Сие взято из старопечатной книги, называемой Вера, лист 215. Печат. при Иосифе Патриархе.

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Malinovs...

   001    002    003    004    005    006    007    008    009   010