По сему расположению к обители окрестного дворянства, повсягодно приносившего избытки свои в пользу ее, Добрый монастырь, с половины XVII столетия, т. е., с 1667 года, до учреждения Духовных Штатов в 1764 году, находился в самом цветущем состоянии. Довольство его зависело наиболее от того, что монашествующие не имели надобности приобретать никаких жизненных потребностей на деньги, а, напротив, будучи снабжаемы предметами первой необходимости в избытке, могли излишнее продавать и на вырученные деньги улучшать устройство обители (возведением новых зданий, украшением храмов и приумножением церковных и ризничих вещей). Так первый Архимандрит обители, Варсонофий (которого, как видно по многим при нем дарам обители, любили и уважали Бояре и все окрестные жители), пользуясь расположением благотворителей обители, в 1673 году, с помощью их, устроил другую Архимандрическую шапку, также среброкованую с жемчугом; 20 в 1674 году устроил третью шапку Архимандрическую панихидную, по описанию вкладной книги, также значительную. 21 Две сии шапки и третья, пожертвованная прежде сего Князем Одоевским, составляли первое богатство и украшение церковкой утвари Доброго монастыря и существовали до упразднения б нем Архимандрии, т. е., до 1768 года, а в сие время, по Указу Крутицкой Духовной Консистории, шапки оны взяты в Москву в Дом Архиерейский, где и остались. 22 Прочая утварь церковная по временам устроилась Настоятелями, при пособии и усердии многочисленных благотворителей. Так: 1, в 1680 году устроено напрестольное Евангелие в десть, обложено бархатом рытым червчатым, па нем распятие и Евангелисты резные позлащены, на исподней доске наугольники серебреные белые; 23 2, в 1687 году крест сребропозлащенный с 16 мощами, в 12 местах, в нем весу 103 золотника, устроен вкладчиками попечением Архимандрита Иллариона; 24 в то же почти время серебреное кадило в 2 фунта и 4 золотника; 25 3, В 1690 году сделан ковчег для хранения Св. даров, 26 и 4, В 1692 году Стольник Тимофей Григорьевич Ртищев подал, по своих родителях, Евангелие Александрийской бумаги в лист печатное, а цена Евангелию 150 рублей, при Архимандрите Макарии. 27 Из сих вещей остаются ныне в первобытном виде: крест с мощами, ковчег для Св. Таин и большое Евангелие, а первое Евангелие и кадило переделаны, за ветхостью.

http://azbyka.ru/otechnik/Leonid_Kavelin...

(Син,170) Минея-четья, месяц Октябрь, домакарьевского состава, 1 в., 1°, русский полуустав, 369 л. (Комплект тот же, что и в Син,169). Водяные знаки: 1. Голова быка с крестом, Тром. 680,1538 г. 2. Тиара, Тром. 616, 618, 1538 г. л.1. Изящная плетеная заставка в красках и с золотом. Инициал византийского стиля. Заглавие написано золоченой вязью: «Месяца октябриа в 1 день чюдо святыя владычицы нашея Богородица честнаго и славнаго ея Покрова». л.4. Слово Иоанна Златоустог о: «Егда вне церкви обретеся Вутропии отторжен бысть и о еже Предста царица одесную тебе в ризах позлащенах», л.145. Житие Иоанна Рыльского. На полях рукописи есть карандашные пометы К.И.Невоструева . Арх. Савва. Указатель ..., стр.209; М.Н.Сперанский. Октябрьская минея-четья домакарьевского состава. Известия ОРЯС, кн. 6, СПб., 1901, стр. 57–87. (Син.91) Минея-четья, месяц Апрель, домакарьевского состава, 16 в., 1°, русский полуустав, 790 д. Водяной знак: Гербовый под короной щит с подковой и крестом в поле, Кам, 78, 79, 1570–1571 гг.; Папская Тиара, Лих. 1634, 1635, 1636 г. л.1. Заглавие киноварной вязью и киноварный инициал. л.158. Житие Мефодия. л.170 об. Похвала Кириллу и Мефодию. л.790 об. Запись: «В сей книге 790 листов метил и щитал Петр Александров». Переплет XVIII в. – картонный. Арх. Савва. Указатель ... стр.209. (Син.89) Минея-четья, месяц Июнь, домакарьевского состава, XVI в., 1°, четкий русский полуустав, Ш+ 470 л. Водяной знак: Папская тиара, Лих. 1634, 1635, 1636 г. л.Ш об. Запись Афанасия Скиады: «Videtur scriptus seculo 17». л.1. Киноварное заглавие, написанное красивой вязью, и инициал. В тексте – киноварные инициалы и заглавия. Переплет XVI в. На верхней крышке наклейка с надписью XVII в.: «Житие Дионисия чудотворца из мастерской палаты». Арх. Савва, Указатель ... стр.209. (Син.986–997 и 174–183) Великие четьи-минеи митрополита Макария. Сер. XVI в., в развернутый александрийский лист, написаны русским четким полууставом разных рук. Рукописи украшены изящными заставками нововизантийского стиля в красках по золотому фону (в расцветке преобладает синяя краска), которые защищены прокладками из шелковой тафты. Заглавия написаны киноварной вязью прекрасного рисунка, начальные инициалы также выполнены киноварью.

http://azbyka.ru/otechnik/Makarij_Moskov...

Относительно места создания рукописи мнения исследователей расходятся. Можно полагать, что М. Е. написано на болгаро-серб. языковом пограничье. В. Ягич , В. Вондрак, А. И. Соболевский , С. М. Кульбакин, М. Вейнгарт и др. относили памятник к сербохорват. языковой области, А. С. Будилович, Л. Милетич, П. А. Бузук, И. Поливка, П. А. Лавров, Н. ван Вейк, А. М. Селищев и др.- к юго-зап. болгарской. В совр. македон. исследовательской лит-ре господствует мнение о македонском происхождении М. Е., в сербской - о серб. происхождении. Рукопись состоит из 23 тетрадей, без 6 первых и 2 последних листов. Из 1-й тетради остались 2 последних листа, к-рые хранятся в Вене. Основная часть рукописи, находящаяся в РГБ, содержит 22 тетради. Из них со 2-й по 21-ю включительно полные, по 8 листов, в 22-й тетради - 7 листов, в 23-й - 4 листа. В подавляющем большинстве тетрадей присутствует потетрадная пагинация большими глаголическими буквами под титлом. Основная часть М. Е. имеет отдельную нумерацию рукой А. Е. Викторова, к-рая заканчивается листом 172, лист после листа 166 помечен 2 номерами - 167 и 168. Один лист после листа 166-го отсутствует. Исходный л. 134 утрачен, вместо него вставлен новый, на к-ром евангельский текст написан кириллицей сер. XIV в. Григорович и Викторов указывали на наличие в конце рукописи фрагментов кириллического Синаксаря, который, вероятно, был пришит к изначальному тексту; в настоящее время эти фрагменты отсутствуют. Исходно М. Е. содержало полный текст Евангелия-тетр. В настоящем своем виде рукопись начинается с Мф 5. 23 и заканчивается Ин 21. 17. Два листа М. Е., хранящиеся в Вене, содержат текст Мф 5. 23 - 6. 16. В тексте рукописи и на полях имеются многочисленные глаголические и кириллические записи и пометы, относящиеся к разному времени. Особенности литургической разметки кодекса рассмотрены А. М. Пентковским, к-рый считает их важным аргументом в пользу того, что на слав. язык первоначально было переведено Евангелие-тетр, а не апракос. Некоторые записи стерлись и выцвели, другие перекрыты позднейшими кириллическими вставками. Кириллические записи и пометы разделяются на несколько хронологических пластов. По мнению Ягича, самыми ранними, датируемыми кон. XIII - нач. XIV в., являются выполненные блестящей киноварью указания дней евангельских чтений. Несколько позже или одновременно с ними были сделаны записи чернилами с указанием: а) номеров глав Аммония Александрийского, к-рые дублируют соответствующие глаголические приписки, а иногда и перекрывают их, б) времени чтений, в) зачал и концов. К кон. XIV в. относится 2-я группа киноварных приписок, передающих оглавление евангельского текста.

http://pravenc.ru/text/2562024.html

Источниками Геннадиевой Библии — в основной и существенной ее части — послужили новгородские списки отдельных частей славянского Библейского текста. Судим так потому, что большая часть свода 1499 г. опирается на тексты, известные в Новгороде с XI–XII вв. 4 . Обращался Геннадий в поисках лучших текстов в тогдашние книжные центры, в соседние с Новгородом области; так, известно его послание к ростовскому архиепископу Иоасафу (февр. 1489 г.): “да есть ли у вас в Кирилове, или Фарафонтове, или на Каменном книги: Селивестр папа Римскый, да Афанасий Александрийскый, да Пророчьство, да Бытья, да Царство, да Притчи, да Менандр, да Иисус Навин Занеже те книги у еретиков все есть” 5 . Но поиски эти скорее говорят не о скудости собственных новгородских церковных хранилищ в Библейских текстах, а о некоторого рода широте плана новгородского владыки. Он поименовывает в современном обозначении все известные тогда составные части Библии 6 , отмечает книгу Менандра, внесенную в учительный отдел Библейских книг в западной Руси. Он знает состав славянской Библии, потому что имеет у себя ее списки, но для его предприятия нужно иметь возможно больше этих списков; у него видны замыслы о подборе лучших текстов, то есть по тогдашнему времени здесь нужно видеть план полного критического издания Библии. В том же послании к Иоасафу 1489 г. видно, что Геннадий уже осведомлен о различии текста некоторых Библейских книг жидовствующих от обычного церковного текста: “жидова еретическое npeдahie дрьжатъ — псалмы Давыдова или пророчества испревращали” 7 . Итак, по ближайшему подбору своих текстов Геннадиевская Библия — чисто русского происхождения. Она объединила в себе господствовавший в то время на Руси вид славянского перевода, известного в Новгороде с весьма давнего времени. Нет никаких данных, чтобы в этот свод был привлечен какой-либо текст из пределов, далеких от Новгорода 8 , или ходячий текст был существенно переработан новгородскими исправителями по выработанным редакцией соображениям. По-видимому, собственно новгородская ревизия текстов ограничивалась общим определением исправности избранных для свода списков со стороны полноты их текста. Одобренный в этом отношении список, по-видимому, прямо поручался главным наблюдателем этого дела, архиепископским архидиаконом Герасимом переписчикам, которые, в сознании важности своего труда, и занесли свои имена в выходной лист (л. 1): п’исали. с—е —ихъ суть  —имена вас’иль гр’идп кл’име»нтъ

http://pravmir.ru/gennadievskaya-bibliya...

Археологические предметы: Евангелие в лист 1791 г., серебряный крест 1794 г., книги: церк. устав 1766 г., минея праздничная в лист 1748 г., 12 мес. миней 1781 и 1782 г., Октоих 2 ч. в лист 1750 г., Триодь постная 2 книги 1699 г., Триодь цветная 1780 г., служебник в 4 листа 1744 г., служба Успению Богородицы 1765 г., служба Великом. Евстафию 1765 г., Евангелие 1763 г., послед. молеб. пений 1763 г., чин исповедания отроков в 8 листах 1769 г., требник в лист 1780 г., Октоих нотный 1785 г., ирмологий нотный 1766 г., Ефрема Сирина 1719 г., кормчая 1787 г., прологи 4 книги 1779 г., розыск 1783 г., о церкви и таинствах 1793 г., житие Димитрия Ростовского 1786 г., о должностях пресвитеров 1777 г., о вечном блаженстве святых 1784 г. и грамота о построении храма 1798 г. В. И. Шабалин «Вятская епархия. Историко-географическое и статистическое описание. Вятка, 1912 г.». Протоиерей Терентий Степанов с выборными от прихожан подал прошение 24 февраля 1798 года о строительстве в селе новой каменной церкви. Преосвященный Амвросий выдал на это прошение грамоту 13 марта 1798 года на постройку в селе вновь каменной церкви вместо ветхой деревянной во имя Покрова Пресвятой Богородицы с приделом в четь Святителей Афанасия и Кирилла, Патриархов Александрийских в теплом храме. В архитектурном плане церковь представляет собой каменное здание высотой 14,1 метра. Вдоль продольной оси последовательно поставлены двускатный четверик храма с полукруглой апсидой алтаря и прямоугольная трапезная. Церковь закрыта в 1938 году. В церкви служили: 1. Агафоников Василий Владимирович. Протоиерей. Родился 5 марта 1885 года. В селе Медяны Вятского уезда. Окончил курс Вятской Духовной семинарии в 1906 году и рукоположен в сан иерея. К Покровской церкви перемещен 6 января 1913 года и служил до 1918 года. Арестован 30 ноября 1937 года и расстрелян 9 декабря 1937 года на Бутовском полигоне. Собором 2000 года причислен к лику святых. 2. Кудрявцев Петр Евграфович (1838, 1839). 3. Орлов Иоанн - противораскольнический миссионер (1838).

http://sobory.ru/article/?object=30377

3) Святого Григория Богослова поучения, Василия Великого беседы на шестоднев, Афанасия Александрийского слова на Ариан, и Иоанна Дамаскина книга небеса. Перевод с греческого иеромонаха Епифания Славинецкого. Напечатана в Москве 1665 года в два столбца. 4) Меч духовный, сочинение Лазаря Барановича архиепископа Черниговского, киевское издание 1666 года. 5) Книга, содержащая Историю или повесть святого и преподобного отца нашего Иоанна, иже от Дамаска, о преподобном отце Варлааме пустынножителе и о Иоасафи царе индийском. В царствующем граде Москве, в типографии верхней, в лето 1680. На заглавном листе в рамке резное на дереве изображение аллегорической фигуры мира и брани с надписью: «начертал Симон Ушаков 7188 года». 6) Устав церковный. По листам надпись «Лета 7195 (1687) декабря в 6 день, сию книгу, устав, дал в дом Пресвятой Богородицы честного и славного Ее Успения, в Тихонову пустынь, стольник Михаил Артемьевич Камынин, по своим родителям в вечный помин». 7) Триодь цветная, московской печати, в лист, 169 года. Надпись по листам: «1701 года месяца декабря куплена сия книга, глаголемая триодь цветная, в монастырь Тихона Чудотворца, что в уезде Ярославца-малого, при наместнике иеромонахе Антонии, на деньги строителя монаха Ионы бывшего Шаровкина монастыря». 8) Евангелие учительное иеромонаха Кирилла Транквиллиона в лист, печатано в Уневском монастыре 1696 года; на заглавном листе рисунок и имя резчика: «року 1696 иеромонах Никодим». 9) Апостол московской печати 1745 года, с надписью: «дана сия книга в Тихонову пустынь в церковь Преображения Господня той же пустыни наместником иеромонахом Тихоном 1755 года». 10) Каноны Богородичные с малым повечерием, в ¼ долю листа, киевского издания 1746 года. 11) Следованная псалтирь в лист киевской печати 1750 года 12) Книга Аввы Дорофея , в долю листа, виленского издания 1767 года. Сверх того монастырская библиотека состоит из книг духовно-нравственного и исторического содержания, пополняемая ежегодно выпискою новых книг и духовных периодических изданий. В числе исторических книг есть в ней вся «древняя Вивлиофика», издание Николая Новикова.

http://azbyka.ru/otechnik/Leonid_Kavelin...

– Пресвитеры, собирающиеся на молитву без посланного епископом пресвитера, подлежат проклятию – 6 Гангрского Собора. – Пресвитер, отлучённый епископом, если водрузит жертвенник и принесёт жертву, подлежит проклятию – Карфагенского [Собора правила] 10, 11, 29. – Восхищающие недарованное, раздражают Бога – правило апостолов Петра и Павла, лист 30. Монашествующие – вступающие в монастырь дают обед девства – Василия Великого правило 17-е. Монашествующие – проходят трёхлетнее испытание – Двукратного 5-е. Монашествующие – пострижение совершается в присутствии игумена – Двукратного 2-е. Монашествующие – должны жить всегда в монастыре – IV-ro 4-е. Монашествующие – не должны без благословения настоятеля выходить из монастыря – VI-ro 46-е. Монашествующие – не должны переходить в другой монастырь – VI-ro 4-е. Монашествующие – должны быть безбрачны – IV-ro 16-е. Монашествующие – имущества у монахов не должно быть – Двукратного 6. Миропомазание – освящение мира принадлежит епископам – 6-е Карфагенского. Миропомазание – по крещении помазывать миром – 47-е Лаодикийского. О чинопринятии еретиков – 8 правило I-ro, 7-е II-ro; 95-е VI-ro; послание к епископу Мартирию, лист 293 об.; Феофила Александрийского правило 12-е, лист 272; Карфагенского 69-е; Василия Великого 1-е, 47-е; Тимофея Александрийского, лист 606. О безсвященнословных браках – лист 522 и далее. Разность обычаев – сравнить 13 и 55 – VI-ro с 71-м Карфагенского. Разность обычаев – совершение литургии по полудни – 29–41 Карфагенского с 8-м VI-ro Вселенского Соборов. Разность обычаев – градская власть должна помогать церкви – 67, 94 Карфагенского. Разность обычаев – еретики мечом посекаеми да бывают – лист 519 об. Об отмене правил – 15-е Неокесарийского отменено 16-м VI-ro; 5-е апостольское – 12-м VI-ro; 1-е купно всех апостол=29 Лаодикийского; 37-е апостольское=8-м VI-ro; см. ещё предисловие, лист 6, о Пасхе, и ср. с ним 7-е Лаодикийского и 1-е Антиохийского [Соборов]. 9) Большой или Великий катихизис – заключает в себе изложение веры в вопросо-ответах. Составлен протоиереем (Волынская губерния) Лаврентием Зизанием и напечатан в 1627 году в Москве в патриаршество Филарета.

http://azbyka.ru/otechnik/sekty/opyt-sis...

Весом 77 золотников. 7. Крест напрестольный, серебряный, вызолоченный, осыпанный жемчугом, с надписью на нем с другой стороны: «7160-го (1652) году, индикта 6-го состроен сей честный крест при державе государя царя и великого князя Алексея Михайловича всея Руси и по благословению великого господина нашего Святейшего Никона, Патриарха Московского и всея Руси, в Сретенский монастырь, что на Москве, на Сретенской улице, при игумене Дионисии». Вес 1 фунт 4 золотника. 8. Евангелие в малый лист, печатанное в Москве в 7190-м (1681) году, при Святейшем Патриархе Иоакиме. На загибе верхней сребро-позлащенной доски Евангелия имеется следующая надпись: «Дана сия книга Евангелие в вечное поминовение в Сретенский монастырь, в церковь Пресвятой Богородицы, по боярину князю Василию Петровичу Прозоровскому и по сродникам его. Лета 7197-го, августа в 26-й день». 9. Евангелие в лист, печатанное в Москве в 1698 году. 10. Евангелие в большой лист на александрийской бумаге, печатанное крупными буквами в Москве в 1759 году и скрепленное по листам следующей надписью: «Сия книга священное Евангелие устроено в обитель Сретения в 1786 году тщанием той обители игуменом Арсением, а выходу из теснения типографского 1759 года, месяца февраля». 11. Потир серебряный, вызолоченный, с следующей резной надписью на поддоне: «Чаша Сретенского монастыря Пречистыя Богородицы, что на Москве, на Сретенской улице». На том же поддоне внизу вырезаны следующие надписи: «Пречистой Богородицы, что на Москве, на Сретенской улице, при игумене Дионисии». И под чашей: «При державе государя царя и великого князя Алексея Михайловича всея Руси, по благословению великого господина Святейшего Никона, Патриарха Московского и всея Руси, состроены сии сосуды в Сретенский монастырь. Лета 7162-го индикта 7-го». На дискосе надпись следующая: «Блюдо Сретенского монастыря Пречистыя Богородицы, что на Москве, на Сретенской улице». Такая же надпись имеется и на одном блюдечке. Сосуды весом 1 фунт 50 1 / 2 золотников. 12. Две священнических ризы из серебряной позолоченной парчи, затканной шелковыми цветами, с бархатными оплечьями, богато украшенными жемчугом, яхонтами, сапфирами, изумрудами и бирюзой.

http://pravoslavie.ru/31491.html

Кирила, архиепископа Александрийского, правило 3, лист 273. Чрез церковныя заповеди еже писанием отрицатися епископии и приносити таковая писания неким святителем, аще бо достойни суть святителства да служат, аще ли ни, да не отрицаются; но обличени бывше о злых своих дел судом да извергутся, егоже некогда Прокл от беды и страха и прещения неких, якоже реша, отречеся. Карфагенского собора правило 72, лист 148. Не подобает ни единому же епископу оставити господское седалище и на ини переселитися. Или во своих вещах упражняющуся, о своем престоле нерадети. Толкование. Не токмо от града во град преходити епископу различными правилы возбранено есть, но ни ветхия епископии оставити, идеже бе искони престол церкве его, и в другую церковь сущую в пределе его преити, и оныя честь в сию преложити правило се не прощает. Но ни в своих особных вещах упражнятися ему, паче потребы не оставляет и о попечении и о учителстве людей своих нерадети возбраняет. Василия Великого правило 17, лист 231. Презвитер Вианор кленся и раскаявся за ускорение таковыя клятвы. Толкование. Сей презвитер Вианор от некоего притуждаем и не могий того стужении терпети, и от смущения клятся к тому не служити, и потом раскаявся служити восхоте. И вопрошен быв о сем Великий Василий, аще приятель есть; и повелевает, аще кается о ускорении клятвы – прияти его. Обаче не в соборных церквах служити ему, да не будет соблазн многим, но особно презвитерская действовати; рекше служити. Из книги Григория Богослова . От предисловия 14. Сто и пятьдесят епископов, повелением царя Феодосия Великого, приидоша от различных областей в Константин град на Македония духоборца преже составления еже о нем беседу, зело удивишася Григорию Богослову о богословья высоте и житья его чистоте и наречением общим престол Константина града сему утвердиша, едва повинушася многими молбами царевыми. Посем уведев некия от египетских епископ еще завидящих и наречением ругающимся, и три епископа того имянующа. Зависть убо уведев, умысли изыти, яко да не прочим епископом и роду смущенье к египецким будет его ради, и убо старость непщевав и недуг и невежество и неискуство и ины вины, и предлежащее изгласи слово.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikon_Minin/de...

248. Триодь Постная , в лист, 385 лл., полууставом начала XVII в., с разрисованными буквами, в кожаном переплете. На полях внизу листов 1–11 приписки скорописью: 1) «Сию книгу Триодь Постную положили в дом Рождеству Пречистые и архиепископом александрийским Афонасию Великому и Кириллу и преподобным отцем нашим Зосиме и Савватию Соловецким начальником Арсеней да Онтоман Федоровы дети Власьева по своих родителех»; 2) «Сия книга Треодь Постная от церкви Рождества Пресвятыя Богородицы что на Устюге». Состав: 1) службы Триоди (1–369); 2) седалны и мученичны на 8-мь гласов их же глаголем по первых кафизмах во всю святую Четыредесятницу (370–385 об.). На задней доске переплета оклеена опись книг рукописных и печатных вышеупомянутой церкви Рождества, половины XVII в., полная, беловая. 249. Триодь Постная , в лист, 348 л.л., без начала, полууставом начала XVII в., с разрисованными буквами, в кожаном переплете. Порваны листы: 321, 322, 332, 345 и 348. На л. 348 об. следующая запись писца: «Славу и благодарение Господу Богу и Спасу нашему Иисусу Христу и Пречистей Его Матери и всем святым восылаем, давшему помощь иж книгу сию рекомы Треодь к святым церквам священноначалом я наставником им же и детем по пророку глаголющему и иж в киих гранесах недоведе и вы добре и с тихостию исправляйте, не поношая друг друга и Бог мира да будет с вами и спасет всех вас и нас молитвами вашими и сподоблешему и совершити ю в художестве и трудех непотребного и многрешного раба священноерея Георьгия и прочих о Господе трудившихся аминь Лета 7119 (1611) году месяца марта в 7 день совершена сия книга на память святых священномученик иж з Херсуне епискупствовавших Василя и Ефрема и Евгенья и Капитона и Елфера и прочих». На полях внизу листов: 1–6 и 70–89 приписки скорописью: 1) «книга Треодь Посная Леонтиевской церкви в Кочкове»; 2) «Сия книга Треодь Постная Воскресенья Христова да Николы чудотворца Вологоцкого уезду Авнежския волости Сремшимгоря (?) Белого а положили сию книгу миром a буде кто сию книгу вынесет вон из церкви и буде кто украдет и тот человек будет проклят во веки аминь».

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

   001    002    003    004   005     006    007    008    009    010