Из богослужебных книг: а) Евангелие большого формата, на Александрийской бумаге, в сребропозлащенном с обеих сторон окладе. На передней доске средник и наугольники накладные с изображениями на них: сошествия Иисуса Христа во ад и 4 Евангелистов; на оборотной доске изображены лики: Божией Матери, пророков и Праотцев, а вверху – Господа Саваофа; весу в нем 1 пуд 30 фун.; издано в Москве в 1759 году при Императрице Елизавете Петровне; б) Евангелие в лист на полуалександрийской бумаге, в сребропозлащенном окладе; на передней доске средник и наугольники финифтяные, обложенные стразами, с изображением Воскресения Христова и Евангелистов; издано в Москве в 1791 г.; в) Евангелие в лист, обложенное синим бархатом; верхняя доска сребропозлащенная; на ней средник и наугольники финифтяные, вокруг обложенные стразами, с изображением Воскресения Христова и Евангелистов; весу в нем 27 фун. 84 зол.; издано в Москве в 1698 году; г) Евангелие в поллист, обложенное малиновым бархатом; средник и наугольники сребропозлащенные, с изображением Распятия Господня и Евангелистов; издано в Москве в 1654 году; д) Евангелие в поллист, обложенное алым бархатом; на нем лицевая сторона медная – высеребряная; средник и наугольники сребропозлащенные; издано в Москве в 1697 году, и е) Евангелие в четверть листа, обложенное синим бархатом; средник и наугольники серебряные с чернетью, с изображением Распятия Господня и Евангелистов; издано в Москве в 1685 году. Церкви принадлежат две каменные часовни, устроенные на городской площади, и каменная сторожка. Земли под домами священно-церковнослужителей 1905 кв. сажен. Копии метрических книг с 1800 года и исповедных росписей с 1830 года хранятся в целости. Опись церковного имущества составлена в 1890 году, – хранится в церкви. Причт: протоиерей, два священника, диакон и три псаломщика. – На содержание причт получает: процентов с церковного капитала 4,305 руб. и поручных доходов до 100 руб., а всего в год 4,405 руб. – Дома у причта собственные. При соборе имеется церковноприходская школа и помещается в доме, принадлежащем собору; открыта в 1889 г. Второй соборный храм во имя Святителя и Чудотворца Николая

http://azbyka.ru/otechnik/bibliog/istori...

Наш автор представляет и другие доказательства, по-видимому, более решительные, которые указывают, что библиотека коптская, находящаяся теперь в Турине, именно возникла в правление Александрийскою церковью архиепископа Феофила. Между начальными листами нашего сборника – говорит автор – мы находим лист с проповедью Феофила, какую он говорил в день Иоанна Крестителя и при ней лист, содержащий следующий интересный для нас акт; вот самый акт буквально: «…дар по обету сделанный одною женою. Господ Бог знает их имена. Она положила его в этом месте св. Иоанна Предтечи ради спасения своей души и своего покойного мужа, своих детей и всего своего рода, во имя их, чтобы Господь и Иоанн Креститель благословили их, наследников их и весь их дом, благословением Авраама, Исаака и Иакова. В мире. Аминь». Мы здесь – рассуждает автор – вероятно имеем дело с даром книг, которые и составили нашу библиотеку, с даром, сделанным богатою вдовою египтянкой из Фиваиды, вследствие обета её мужа. Место, куда сделан был дар, названо местом св. Иоанна Крестителя. Но если мы обратимся к коптской хронике, касающейся Александрийской церкви, о которой (хронике) сообщает сведения Zoega, то мы узнаем, что именно Феофил построил церковь и монастырь во имя Иоанна Крестителя. – После этого автор замечает: мы окончили наше дело; мы дали относительно вопроса о древности актов собора Никейского, нами найденных, некоторые первоначальные заметки. Во втором отделе своего сочинения, как мы сказали, автор передает самые документы коптские, им открытые. Прежде чем приступить к этому делу, автор делает следующие два замечания о своем переводе документов. Часть догматическую, говорит он, мы переведем всю буквально, потому что каждое слово здесь примечательно. Часть нравственная, т.е. сентенции, не одинакова по своему содержанию и по своей форме, однако она отличается параллелизмом как в изложении, так и в мыслях; это дает стилю замечательное величие и настоящую поэзию. При переводе, замечает издатель, мы опустим те места из этой части, которые стоят слишком изолированно от остального целого.

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksej_Lebede...

7. Храмовая икона Иоанна Предтечи. Предтеча изображен имеющим крылья и держащим в левой руке блюдо с отсеченною главою. Икона эта хорошей живописи и богато украшена: риза на ней сребропозлащенная, венцы украшены крупными аметистами, стразами и бирюзой. Весу в ризе 35 фун. 25 зол. Устроена в 1842 году усердием И. Н. Корнилова. Из Евангелий замечательны: 1. Евангелие, изданное в Москве в 1852 г., в лист, напечатанное на александрийской бумаге золотистою краскою, в сребропозлащенном окладе. Верхняя доска с накладными рельефными изображениями – в средине – Господа Вседержителя, с предстоящими: Божией Матерью и Св. Иоанном Предтечею, а по углам – Евангелистов; украшена изящной резьбой, а по ней – стразами и другими разноцветными камнями. На нижней доске вычеканен образ Покрова Пресвятые Богородицы. На внутренней стороне задней доски на металлической пластинке начертаны слова: «Евангелие сие пожертвовано в старый Покровский Собор усердием Шуйского 1-й гильдии купца Ив. Фед. Попова в 25 день декабря 1859 года». Весу в нем 1 пуд 10 фун. 2. Евангелие в поллист, древнее, юсовое. В начале его, на одном из белых листов, следующая надпись, сделанная рукою митрополита Геласия: «Смиренный Геласея Митрополит Сарский и Подонской». Это написано полууставом, ниже сего – скорописью: «Лета 7109 (1601) апреля в первый день, Преосвященный Геласея, Митрополит Сарский и Подонский, положил сию книгу Евангелие и с Евангелисты в пречестную обитель Великого Христова страстотерпца Александра в церковь на престол, – без выносу, по своей душе и по своих родителях. От многого желания и усердия и вы священницы и диаконы святые обители, прочитающия книгу сию, послушающе всю и пользующися не забудите помолитесь за многогрешного инока Геласея, яко да ваших святых молитв даст ми человеколюбец Бог покаяние. Егда скончается живот мой, Господа ради и любовной Его заповеди, поминайте мою многогрешную душу за упокой, родителей в синодик напишите, понеже убо аз заблудша овча стада пречестные обители Всемилостивейшаго Спаса и Боголепнаго Его Преображения и преподобнаго отца нашего архимандрита Евфимия Суждальскаго чудотворца и пострижены и благословенье приях от руку отца Архимандрита Иева, потом бысть в Суждале епископ, тож и архиепископ. А милость Божия и Пречистые Богородицы и великих Чудотворцев Московских Петра, Алексия и Ионы, молитвами и нашего смирения и благословения да есть и будет аминь». Евангелие сие приложено в церковь в 1855 году.

http://azbyka.ru/otechnik/bibliog/istori...

Parte III. Dello stato ecclesiastico de Copti» (лл. 44–86), – переписанная в Ораниенбауме в 1856 г. δ) Об александрийском патриархе (лл. 89–230) – с отметкой в конце: «Окончен перевод 15-го сентября 1851 г.». ε) Коптская епархия (лл. 233–240), – статистические таблицы монастырей, церквей и населения в греческом переводе с арабского, сделанном в 1852 г. вифлеемским священником, о. Ильей, как отметил о. Порфирий в конце статьи (л. 240 б ). ζ) Богослужение египетских, христиан коптов. Чин святого крещения (л. 245), – в русском переводе, но по-видимому, неоконченном, так как он прерывается на л. 247 началом молитвы. η) Перечень коптских патриархов в Египте (извлечен из книги: Historia patriarcharum Alexandrinorum Jacobitarum. Parisiis. 1713), – л. 226. За этим следует 2 листа из какого- то догматическая сочинения о коптах. θ) Τα δκα ματα (л. 262), – факсимиле на одной странице. Описания путешествий на Афон и по Афону составляют семь книг: 1) Афон. Первое путешествие на Афон и по этой горе Архимандрита (ныне Епископа) Порфирия Успенского в 1845 г.; – две книги в лист, из которых 1-я (IIA7) представляет черновую, состоящую из 459 листов или 918 страниц, которая вся писана рукой преосвящ. Порфирия карандашом, кроме небольшого числа листов, писанных чернилами, со снимками надписей и видами разных местностей, сделанными большей частью на прозрачной бумаге от руки; только к стр. 199 приклеена небольшая гравюра изображающая « αги αзму св27;т αго Аф αн αси27;», которая отлитографирована у А. Траншеля. Книга пересмотрена и исправлена. 2) 2-я книга (IIA7a) из 402 листов представляет чистовую предыдущей с некоторыми добавлениями; она писана также рукой преосвящ. Порфирия чернилами и только кое-где карандашом и с очень немногими исправлениями и помарками. В заглавии также сделано небольшое изменение, а именно прибавлено: «Часть I. Отделение первое», – со стр. 1 по 423, и «Часть I. Отделение второе», – со стр. 424 по конец книги; на листах видны помарки от рук наборщика, и кроме того есть пометка цензора, протоиерея киево-софийского кафедрального собора Михаила Богданова, о дозволении печатать.

http://azbyka.ru/otechnik/Porfirij_Uspen...

XV - нач. XVI в.; ныне в НГОМЗ), образ святителей Кирилла и Афанасия Александрийских и Леонтия Ростовского (кон. XV в.; ныне в НГОМЗ), икона Вознесения Господня (1543; ныне в НГОМЗ), «древняя» икона (40-е гг. XVI в. (?); ныне в ГТГ) «Собор св. отцов» - в верхней части, «Премудрость созда Себе дом» - в нижней части ( Макарий (Миролюбов). 1860. Ч. 2. С. 123). Среди «выдающихся... старинных по письму» икон указывался также образ блж. Андрея, Христа ради юродивого ( Слезскинский. 1901. С. 703). В мон-ре хранились старые выносные слюдяные фонари, позолоченный серебряный крест (1674), вложенный в приписной Ситецкий мон-рь строителем схим. Филаретом, а также 2 «древних креста, воздвизальный и напрестольный, в басменных окладах» ( Макарий (Миролюбов). 1860. Ч. 2. С. 123, 124, 180, 188. Примеч. 100), медное посеребренное блюдо (1661) с изображением Благовещения Пресв. Богородицы (Там же. С. 252), митра (1704) с позолоченным серебряным верхом, горностаевой опушкой, изображениями Покрова Пресв. Богородицы и Деисуса (Там же. С. 265). В нач. XX в. путешественник, общавшийся с настоятелем игум. Вонифатием, видел в ризнице Н. П. м. жестяную коробку с серебряными «монетами восточными... даже IX века; толщиною оне в бумажный лист» ( Слезскинский. 1901. С. 706), вероятно араб. дирхамами. В 1916 г. Н. П. м. был обращен в жен. скит и приписан к жен. общежительному Саввинову Вишерскому монастырю . Во время первой мировой войны (1914-1918) по благословению архиеп. Новгородского и Старорусского Арсения (Стадницкого) на территории Вишерской обители и Н. П. м. поселились эвакуированные насельницы рижского Сергиева во имя Святой Троицы монастыря во главе с дочерьми Б. П. Мансурова , 1-й игуменией (с 1923 схиигумения) Сергией (Мансурова Екатерина Борисовна 1926) и мон. Иоанной (Мансурова Наталия Борисовна; † 1935). Указом патриарха Московского и всея России св. Тихона (Беллавина) от 8/21 мая 1918 г. поселение рижских сестер в Н. П. м. было официально утверждено «с оставлением настоятельницею их игумении Сергии» (ЦВед.

http://pravenc.ru/text/2577779.html

Из предметов, замечательных по своей древности, имеются следующие: 1) Евангелие, отпечатанное в Москве в 1698 г., в лист, на александрийской бумаге, обложенное сребро-позлащенными 84 пробы досками, с изображением на них: в средине – сошествия Спасителя во ад, а по углам – четырех евангелистов; 2) Евангелие, отпечатанное в Москве в 1697 г., в поллист, на простой бумаге, обложенное темно-синим бархатом, с чеканными изображениями на лицевой стороне – в средине, на возвышенном сребро-позлащенном круге – Господа – Вседержителя, на углах – 4-х евангелистов; 3) крест сребро-позлащенный 84-й пробы, весом 1 ф. 37 зол., с чеканными изображениями: в средине – распятия Господа, по сторонам – снятия Спасителя со креста и положения Его во гроб, вверху – сошествия Спасителя во ад, внизу – Тайной Вечери. Год сооружения креста не известен, но по внешнему виду на до полагать, что он сооружен не позднее 1690-х годов. Когда Покровская церковь стала приходскою, сведений об этом не имеется. В настоящее время в состав прихода, кроме городских жителей, входят еще жители деревень: Пряничниковой – в 5 в., Сергеевой – в 8 в., Постниковой – в 9 в., Гоголюхиной – в 10 в., Глазуновой – в 12 в., Вагиной – в 13 в., Путимки – в 13 в., Пушкаревой горы – в 14 в., Бердуновой «на берегу» - в 8 в., Бердуновой «под севером» - в 9 в., Бердуновой «у Кривого озера» - в 9 в. и Добрыниной – в 10 в. Численность прихожан простирается до 514 м. п. и 569 ж. п. Городские прихожане разсеяны по всему городу и живут среди прихожан других церквей. Главное занятие их земледелие; только немногие занимаются мелкою торговлею или ремеслами. Деревенские жители исключительно земледельцы. В приходе имеется каменная часовня во имя Нерукотвореннаго Образа, существующая с давних времен. По преданию, она построена за городом на том месте, где по приговорам судебной власти совершались когда-то смертныя казни осужденных. Материал из книги " Приходы и церкви Екатеринбургской епархии " , 1902 г. Источник: сайт историка Оксаны Корневой

http://sobory.ru/article/?object=05751

Из южного предалтария ведёт каменная лестница в верхнюю храмину, где в двух отделениях помещается монастырская ризница, богатая вкладами от Российских Государей, Иерархов и Бояр: в ней хранятся напрестольные кресты, Евангелия, сосуды, митры, священнические фелони, стихари и епитрахили, воздухи, пелены, покровы, также св. иконы, данные на поминовение погребённых в сей обители. Укажем здесь на предметы, замечательнейшие по своей древности, богатству и по важности вкладчиков, и сохранившиеся после разных бедствий, испытанных монастырём с начала XVII по начало XIX века. Из семи напрестольных крестов: а. Золотой крест с черневым распятием и с мощами разных Святых, украшенный драгоценными камнями, дар Царя Феодора Алексеевича 10 Апреля 1680 года. б. Из пальмы резной крест с рукоятью искусной Греческой работы; он обложен сканным серебром с финифтью и украшен драгоценными камнями и жемчугом. На нём вырезаны двенадцать Господских праздников с Греческими надписями. Полагают, что это вклад от Патриарха Филарета Никитича , 45 и в. Золотой четвероконечный крест на серебряном поддоне, длиною 1 аршин без вершка. На нем литое распятие, у которого обе ноги И. Христа не пригвождены к кресту, но только один гвоздь под ними. Над главою Распятого в клейме хранятся капли крови Его, с черневою надписью; Святая праведная кровь Христова. Кроме разных украшений драгоценными камнями и жемчугом, в нем частицы мощей от разных Святых; на поддоне вырезано следующее: «в лета ЗРИА году, Августа в 6 день сий златый крест в дом Всемилостивого Спаса, что на новом, дал вкладом Преосвященнейший Павел, Митрополит Сарский и Подонский». Шесть напрестольных Евангелий в богатых серебряных окладах: одно, печатанное в Москве 1677 года, в десть, вклад Царевны Татианы Михайловны, сверху обложено гладкими золотыми деками с середником и четырьмя Евангелистами черневой работы, по местам украшено яхонтами, лалами и алмазами. Другое, печатанное в Александрийский лист, в Москве 1689 года, сверху покрыто чеканным, вызолоченным серебром и усеяно запонами из лалов, яхонтов и изумрудных искр, местами обнизано жемчугом. Третье, изданное в Москве 1652 года при Патриархе Иосифе, в десть, обложено серебром и вызолочено, сверх того унизано изумрудами, яхонтами и винисами.

http://azbyka.ru/otechnik/Ivan_Snegirev/...

к Нов. Зав., состав. П. Гильтебрандтом , стр. 1635). Мы имеем указания, свидетельствующие, пожалуй, что Златоуст, при поставлении во священника, действительно был почти юноша. Но эти показания неудобно принять, как достоверные. В славянской четьи-минеи под 13 числом ноября – «Житие иже во Святых Отца нашего Иоанна Златоустог о, патриарха Константина града, сокращенно собранное от Георгия, Архиепископа Александрийского, от Царя Льва Премудрого, от Метафраста, от Никифора Каллиста – книга 13-я, от Сократа Схоластика – книга 6-я, от Эрмия Созомена – книга 8-я и от прочих достоверных историков» – сказано о Златоусте: «родися в лето по Рождестве Христове 354-е». По этому счету заключение, что Св. Иоанн на 27-м году был диаконом – 381 г., на 32-м – 386 г. – священником, на 44-м году – Архиепископом, и на 53 году от рождения скончался, – так естественно. Георгий, Архиепископ Александрийский свидетельствует о Златоусте: «яко б возрастом лет осмнадесяте, крещен бысть Мелетием, Архиепископом Антиохийским, и поставлен чтецем» (Жит. Св. Иоанна Златоустог о при «Маргарите», изд. Моск. 1764 г. лист 114-й на обороте). И эти мнения можно бы принять, но одна несообразность сбивает с толку: надо признать, что Св. Иоанну было 15 лет, даже и того менее, когда он в 369 году был крещен и поставлен в чтеца, как это свидетельствует и Палладий – его друг. Не забудем: Св. Иоанн, оставив Ливания, был адвокатом и все еще не был крещен. Так неудобно принять ни 344 год, ни 354 – за время рождения Св. Иоанна и мы склонны думать, что 347-й год есть год рождения Златоуста, соглашаясь, что Св. Иоанн был поставлен священником на 39-м году жизни (Фаррар и проч. сторонники этого мнения и Малышевский, 31 стр.). На этом мы и покончим наши исследования о времени рождения Св. Иоанна Златоуста , повторяя общее убеждение, что год рождения Св. Иоанна с точностью определить трудно (о. В. Лебедев, стр. 170). § IV-й. Название «Χρυσοστομος», замечает Фаррар (1108 стр.), впервые было употреблено Иоанном Мосхом около 630 года.

http://azbyka.ru/otechnik/Simeon_Nikolsk...

По этой заповеди Господней и по примеру святых апостолов ( Деян.15:6 ), отцы церкви, для разъяснения важных вопросов в делах веры, собирались на соборы, где под водительством Духа Божия на основании Священного Писания , обличив еретиков, провозглашали в чём должно состоять православное учение и, для всегдашнего руководства, излагали правила веры, или каноны, касавшиеся церковного богослужения, управлении и суда, цель которых состояла в показании верующим, как подобаетъ въ дом жити, же црковь бга жива, столпъ и истины ( 1Тим.3:15 ). Авторитет канонов, или правил церковных, как постановлений, изданных от лица целого собора епископов и руководство верующим, должен быть очень велик; поэтому на всех, не покоряющихся этим определениям, нарекалась в древности соборами же анафема. Ко иже въ полагающимъ священныя и божественныя правила отецъ нашихъ, яже церковь утверждаютъ и все жительство украшаютъ, и къ божественному наставляютъ благобоязнству, анаема (старопечатная «Кормчая», лист 641). Соборов было семь вселенских и девять поместных. На этих соборах выражены и утверждены все догматы и правила, обязывающие православного христианина для получения спасения неуклонно следовать им. Первый Вселенский Собор был в городе Никее в 325 году, в царствование Константина Великого , первого христианского императора. Главным поводом к созванию собора было появление новой ереси арианства. Арий, александрийский пресвитер, человек даровитый, но гордый умом своим и учёностью, стал ложно проповедывать, что Сын Божий есть первое и превосходнейшее творение Бога, создан во времена, а потому не единосущен Отцу. Собор, осудил ересь Ария, признав Сына Божия единосущным Отцу; составлены были семь членов нашего Символа веры и подписаны императором Константином Великим и 318 отцами, присутствовавшими на соборе. Между прочим собор установил праздновать пасху в первый воскресный день после весеннего полнолуния 3 и составил 20 правил, касавшихся преимущественно церковной дисциплины. Но и после Никейского определения арианство не прекратилось, а послужило лишь к внутреннему разложению этой системы лжеучения; оно, как и всякая ложь, начало разделяться на различные отрасли, которые взаимно одна другую отрицали.

http://azbyka.ru/otechnik/sekty/opyt-sis...

Сам же я ничего не хочу, ибо смертный уже конец приближается. Когда ты сие учинишь, и тебе великому и милостивому Государю, и всей твоей державе, от Бога Вседержителя, великая милость и вспоможение будет. А Константинопольскому патриаршеству великое было гонение, но ныне, Божиею милостию, все исправилось и стал Патриархом Митрополит Филипопольский Феолипт, бывшаго Патриарха Митрофана племянник, муж весьма богобоязненный, и послал к твоему Царствию двух верных Архиереев, с граматами, и ты, Великий Государь, с радостию их прими, и свою царскую руку над ними поддержи, ибо патриаршество Константинопольское весьма оскудело и много должно; а если тебе Великому Государю о тех, которые посланы от Патриарха Константинопольскаго, некоторые лихие люди, не по делу напишут, и тебе бы им не верить. Держи всегда в сердце своем страх Божий и исправляй царство твое, которое дал тебе Бог, сколько можно, и оберегай в православной вере; составь училища и поставь наказателя, чтобы в нем учились Эллинской грамоте и были бы научены, от многих божественных книг, всей мудрости Божией православной веры. Посылаю Царствию твоему панагию, и ты ее всегда на себе носи, для соблюдения твоего царствия, чтобы Всесильный Господь Бог сохранил тебя от всякаго сопротивнаго зла, а наша молитва и благословение будут тебе во веки. Аминь.» (Ст. сп. 2-й лист 202) Не умилительно ли такое старческое поучение Святителя Александрийского, который был достойным преемником праведного Иоакима? Грамота Патриарха Иерусалимского Софрония заключала в себе также душеспасительные желания и советы. Он молил Господа, даровавшего Государю царствовать над таким богоустроенным и многородным царством, да подаст ему свыше благой разум и доброе рассуждение, для устроения Богом врученного царства, как подобает Царям благочестивым, ибо о всем должен дать ответ на втором пришествии Христовом. «Твори добродетельныя дела твои, как надлежит православной непорочной вере Христианской, соблюдай осторожно и держи прямо все, что писано в святом евангелии, святыми Апостолами, и что предано святой Божией Церкви, святыми Архиереями и святыми богоносными Отцами, которые, по благодати Святаго Духа, на семи Соборах изложили заповеди и утвердили заповеди Господни; и все, что они писали, да будешь иметь всегда крепко и богобоязненно, и благодать Святаго Духа да будет на тебе всегда и сохранит от всех врагов твоих, видимых и невидимых, и умножит царство твое во всяком благе; как блаженный отец твой, Царь Иван, будь праведен и милосерд к посланным к тебе, и не будь злосерд и завистлив на чужое добро; соблюдай себя от всякаго греха, да будешь честен и славен, от всех людей почтен, и во втором пришествии Христове, когда воздаст каждому по делам его.

http://azbyka.ru/otechnik/Andrej_Muravev...

   001    002    003    004    005   006     007    008    009    010