Он неоднократно публично хвастался тем, что «был, есть и будет Патриархом Киевским и всея Руси-Украины», продолжает носить особый русский патриарший головной убор, ведя себя, как Патриарх. Он оставался хозяином положения на созванном объединительном соборе, избравшем незаконно «рукоположенного» им же Епифания. Сегодня Филарет — постоянный член Синода, который утверждает, что является также управляющим всеми приходами Киева. Эти факты, по всей видимости, известны и не лишены церковного значения. В завершение отметим несомненный факт, что Мелитианский раскол был уврачеван не решением Александрийского Патриархата, к юрисдикции которого как епископ Ликопольский относился Мелитий, а решением Первого Вселенского Собора. 3. Кроме того, украинский вопрос не имеет никаких аналогий с РПЦЗ . Этот случай касается отсечения проживающих в диаспоре русских от Русской Церкви, находившейся под советским надзором. Здесь не было ни отлучений от Церкви, ни анафем, и апостольское преемство не ставилось под сомнение. А когда пал атеистический режим, состоялось воссоединение. Исправление раскола совершилось в храме Христа Спасителя через особое церковное последование и молитву о воссоединении. Что касается болгарского раскола, то никакого отношения или аналогии с украинским вопросом он не имеет. Последний есть разрыв внутри Поместной Церкви, в то время как болгарский раскол на протяжении долгого времени был удалением целого народа от Вселенского Патриархата и всего Православия. Его исправление началось во время заседания Всеправославной комиссии, собравшейся для подготовки Всеправославного Предсобора в Ватопедском монастыре на Афоне в июне 1930 года. Основным условием, которое ставилось и в итоге было выполнено, была просьба о прощении со стороны Болгарской Церкви. Наконец, в результате многолетних сложных переговоров в 1945 году раскол прекратил свое существование, способствуя достижению мира в Православии. 4. Мы безусловно разделяем заботу Вселенского Патриархата о том, чтобы предоставить возможность верующим на Украине, жертвам многолетнего разделения, вновь войти в лоно Единой, Святой, Кафолической и Апостольской Церкви.

http://patriarchia.ru/ua/db/text/5403659...

Подобает и тебе, Царю, сотворять милостыню и добрыя дела к Богу, как и отец твои блаженной памяти». Далее Патриарх извещал его о получении милостыни и что отправляет к нему, с послом Царским, двух верных и добрых своих сослужебников: честного Архиепископа Элассонского Арсения и другого, Епископа Дирахийского Паисия, которые, принеся к нему молитву и благословение, «о иных делах изустно известят, ибо ныне великая скорбь на великую Церковь, от беззаконнаго Батиста, (Паписта?) возложения ради великой дани, и другой еще лукавый человек, по имени Никифор, преступил Божию заповедь и великия причинил убытки Церкви, и их прокляли все Соборы. Молим Царствие твое, да восприимешь милостиво посланников наших, и они исповедуют Тебе скорби наши и изнеможения, да помилуешь и поможешь нам, ибо другой надежды не имеют молебники твоего Царскаго здравия, а отца твоего блаженнаго схимника Иону, поминаем во вседневных синодиках. Еще извещаем о мире (мνре) великом, что сотворил отец твой для великой Церкви у Патриарха, и то роздали по всем церквам; а ныне его уже не стало и народ Христианский скорбит об нем, а нам то сотворить нельзя, потому что то дело есть царское. Да сотворит и твое Царствие сие миро (мνро) великое, как и блаженный отец твои Царь, и будет тебе всемирное благословение и хвалебное благодарение, и Вседержитель Бог да призрит и сохранит Царствие твое мирно, здраво и многолетно, и возрастит его во всяком благе, и наследишь вечное царство. Аминь. Да еще послали мы, для соблюдения твоего Царствия, мощи, которые вынули из мощехранительницы: часть от главы Св. Лазаря, котораго воскресил из мертвых Господь, мощи Св. муч. Соломонии, преподобномученицы Параскевы и Св. муч. Евдокии.» Грамота писана 1585 года Мая 27-го. (Лист 184) Патриарх Александрийский Сильвестр, в грамоте своей после обычных приветствий, извещал Царя: что хотел писать его Благородству, поучение великое и не возмог старости ради, ибо всех человеков на земле одолевает старость, и его также обдержит и уже близок конец живота его, написал однако же, сколько возмог.

http://azbyka.ru/otechnik/Andrej_Muravev...

Почему какими украшениями самый папа был возвеличен (по узаконению равноапостольного Великого Константина, данному от него святому Сильвестру в то время, когда приносил он скипетр царствия из древнего Рима в царствующий град, коим узаконением великий Сильвестр, так и будущие по нем архиереи Рима носили на главах своих златую диадему, теми же самыми украшениями и святой Кирилл, по его образу, себя украсил, с того времени и последовавшие в Александрии священноначальники в память вечную оного происшествия даже и доныне украшаются как титлом папы, так и все непокровенными главами священнодействуют, один александрийский патриарх служит, имея главу свою покрыту своим венцом. Хотя ж выше под §§ 43 и 98 (ныне стр. 35 и 71) сказано, что апостолы Господни Иаков, брат Божий, и Иоанн Богослов носили на главах увясло (πταλου), яко священники Иисуса Христа, но сие не противоречит вышеприведённому Феодора Вальсамона показанию о начале установления в церкви архиерейской митры. Ибо после оных апостолов, чтобы кто из преемников их или последовавших потом епископов до времен Сильвестра святого и Кирилла александрийского носил на главе своей митру, о том ни в одном церковном писателе не упоминается. Из сего и заключить следует, что после оных апостолов обыкновение то престало, и началось оно паки на западе при Сильвестре святом, на востоке же при Кирилле Александрийском , в оттоле и в другие страны света пришло» (изд. 1804 г. стр. 40). Но если пропуск этих двух примечаний лишает удовольствия читателя знать, как объясняет автор древность происхождения священных богослужебных принадлежностей: митры, дикирия и трикирия, то уничтожение других примечаний говорит о крайней небрежности и неряшливости издателя и заставляет читателя с недоверчивостью относиться к настоящему изданию. Дело в том, что между опущенными примечаниями есть такие, на которые прямо делаются ссылки в самой книге И. Дмитревского. На стр., например, 206 примечание 56 гласит следующее: «Смотри ниже в толковании Симеона число 50 и примечание на оное», через лист, на стр.

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksej_Dmitri...

Преподобный Максим Грек (1470-1556). Место изоляции Иосифо-Волоцкий монастырь. – С.69; Священномученик Иларион (Троицкий). Место изоляции Соловецкий лагерь особого назначения. – С.70; Святитель Лука (Войно-Ясенецкий) (1877-1961). Место изоляции: Лубянка; Святитель Николай Сербский (Велимирович) (1880-1956). Место изоляции Дахау. КУЛЬТУРА (раздел). – С.72-87. Школа «Фомы». Книга:   Домострой протопопа Сильвесттра . [«Домострой» - книга, регламентирующая домашний быт состоятельного человека XVI века. Автор-составитель : Священник Сильвестр, настоятель Благовещенского собора Московского Кремля, один из сподвижников молодого царя Ивана Грозного, государственный деятель и церковный писатель; Время написания : 1547 г.; Содержание: В книге изложены основы уклада православной семейной и хозяйственной жизни; Подборка инфрмационных сведений из истории книги ; 7 фактов о протопопе Сильвестре. Подготовил Михаил Козлов ]. Ил.: Протопоп Сильвестр. Портрет; Один из разворотов современного издания – «Если муж сам не учит добру»; Современное иллюстрированное подарочное издание в кожаном переплете. ИД «Экономическая газета», 2012; Академик Д. С. Лихачев; «Послание и наказание от отца к сыну». Лист из рукописи XVI в.; Соловецкий монастырь. Фото Владимира Ештокина//Фома. - – сентябрь 2016. – С.72-73. – (раздел « Культура », рубрика « Школа “Фомы”. Книга »). Митрополит Иларион ( Алфеев ). Новый Завет: от свитков до книг. Как создавались и выглядели рукописи Евангелий Ил.: Древний египетский папирус, датируемый 30 годом до нашей эры. Отрывок из Псалмов Давида; Древний свиток. Традиционно в церковном искусстве пророки и евангелисты изображались с древними свитками в руках; Знаменитый Синайский кодекс, датируется IV веком н. э.; Таблицы канонов (фрагментов Евангелий) Евсевия Кесарийского, составленные в V веке на основе Диатессарона Аммония Александрийского; Комплютенская полиглотта – первое издание Библии, в котором текст был напечатан на четырех языках; Заседание Объединенного библейского общества, которое в наши дни ведет работу над изданиями Святого Писания. Фото; Эразм Роттердамский. Портрет//Фома. - – сентябрь 2016. – С.74-81. – (раздел « Культура »).

http://foma.ru/bibliografiya-foma-9-161-...

15 Оставь грехи наши, отпусти неправды наши и яви милость Твою в час сей; скоро да предварят нас щедроты Твои; дай хвалу устам упадших духом и сокрушенных сердцем; даруй нам мир " . 16 Тогда всевидящий Бог и над всеми Святый во святых, услышав молитву смирения, поразил надмевавшегося насилием и дерзостью, сотрясая его туда и сюда, как тростник ветром, так что он, лежа недвижим на помосте и будучи расслаблен членами, не мог подать даже голоса, постигнутый праведным судом. 17 Тогда его друзья и телохранители, видя внезапную и тяжкую казнь, постигшую его, и опасаясь, чтобы он не лишился жизни, поспешно вынесли его, будучи сами поражены чрезвычайным страхом. 18 Через несколько времени, придя в себя после испытанного наказания, он нисколько не пришел в раскаяние и удалился с жестокими угрозами. 19 Возвратившись в Египет и умножая дела своей злобы, он с упомянутыми участниками в пиршествах и друзьями, забывшими всякую справедливость, не только пресыщался бесчисленными студодействами, но дошел до такой дерзости, что произносил там проклятие на Иудеев, и многие из друзей его, смотря на пример царя, и сами следовали его желаниям. 20 Наконец он решился публично предать позору народ Иудейский, и поставил на башне своего дворца столб, сделав на нем надпись: " Кто не приносит жертв, тому не входить в свои священные места; Иудеев же всех внести в перепись простого народа и зачислить в рабское состояние, а кто будет противиться, тех брать силою и лишать жизни; 21 внесенных же в перепись отмечать, выжигая им на теле знак Диониса - лист плюща, после чего отпускать их в назначенное им состояние с ограниченными правами " . 22 Но чтобы не сделаться ненавистным для всех, он прибавил в надписи, что, если кто из них пожелает жить по обрядам языческим, тем давать равные права с Александрийскими гражданами. 23 Посему некоторые, ради права гражданского презрев отечественное благочестие, поспешно передались, как будто могли они от будущего общения с царем приобщиться великой славы. 24 Но большая часть укрепились мужеством духа и не отпали от благочестия; они отдавали деньги за жизнь свою, и небоязненно пытались избавиться от записи, имея добрую надежду получить помощь, и от отпавших отвращались, почитая их врагами своего народа и избегая всякого общения с ними и дружественного обхождения.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/481/...

Поэтому, братья мои, будем исполнять волю Отца, призвавшего нас к жизни, будем более стремиться к добродетели, оставя худую наклонность как предшественницу грехов наших; бежим нечестия, чтобы не постигло нас зло. Ибо если мы будем стараться делать добро, то водворится в нас мир. По этой–то причине не найти его тем, которые приносят страх человеческий, предпочитая здешнее наслаждение будущему обетованию. Не знают они, какую муку имеет в себе здешнее наслаждение, и какую сладость — будущее обетование. И если бы они только одни это делали, то было бы сносно; но они постоянно внушают худые учения свои невинным душам, не зная того, что вдвойне примут осуждение, — и сами они, и слушатели их. Глава XI Веруя в Божественные обетования, будем служить Богу, и будет нам вечное блаженство. Итак, будем служить Богу сердцем чистым, и да будем праведны; если не будем служить, по неверию нашему в обетование Божие, то будем несчастны. Ибо и пророческое слово говорит: «несчастны двоедушные, колеблющиеся сердцем, которые говорят: все это мы слышали и во время отцов наших, а мы, ожидая со дня на день, ничего такого не видали. Неразумные! сравните себя с деревом, возьмите в пример виноградную лозу: сперва она теряет лист, потом образуется отпрыск, после этого незрелый, наконец, спелый виноград  . Так и народ мой терпел беспокойство и скорби, а потом получит благо». Итак, братья мои, не будем сомневаться, но останемся тверды в надежде, чтобы получить воздаяние. Ибо верен Тот, Кто обещал воздать награды каждому по делам его. Если мы будем творить правду пред Богом, то войдем в царство Его и получим те обещанные блага, «которых ухо не слыхало и око не видало и на сердце человеку не приходило»  . Глава XII Будем постоянно ожидать Царства Божия. Итак, будем ежечасно ожидать Царства Божия в любви и праведности, потому что не знаем дня явления Божия. Сам Господь на вопрос одного о том, когда придет Его Царство, отвечал: когда двое будут одно, и внешнее будет как внутреннее, мужеский пол вместе с женским будет ни мужеский, ни женский  . Но двое бывают одно, когда мы говорим друг другу истину, и когда в двух телах непритворно бывает единая душа. И «внешнее как внутреннее» значить следующее: внутреннее означает душу, а внешнее означает тело. Поэтому как тело твое видно, так и душа твоя да будет явна в добрых делах. И мужеск пол с женским ни мужеский, ни женский — это… оканчивается дошедший в александрийской рукописи текст этого послания. Недостающее объяснение последнего пункта можно дополнить из Климента Александр. Strom. III, с. 9), где под мужеским разумеется гнев или ярость (θυμος); под женским — пожелание (επιθυμια) которые должны прекратиться. Приложение. Второе послание св. Климента Римского к Коринфянам (Гл. 12, 5–20)  .

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=692...

Препараты коры крушины: слабительные сборы, Рамнил, экстракт крушины, сироп крушины. Препараты листьев сенны (кассия, Александрийский лист): настой, экстракт сухой в таблетках, Антросеннин, Сенадексин, Пурсенид, Тисасен, Сенадекс, Сенаде, Глаксенна, Гербион Лаксана, Регулакс. Препараты корня ревеня — порошок, таблетки, сухой экстракт. Плоды жостера, из которых готовят отвар. При хронических запорах также применяется Бисакодил и его синонимы, Гутталакс, Регулакс (комбинированный препарат). Для размягчения каловых масс и их продвижения при хронических запорах применяют растительные масла (фенхелевое, оливковое, миндальное), вазелиновое масло, докузат натрия(Норгалакс), свечи с глицерином. Эффект от их применения наступает через 4–5 часов. Слабительное при беременности Как было сказано выше, при беременности разрешено небольшое количество препаратов. Это связано с тем, что большое усиление перистальтики кишечника может вызвать тонус мускулатуры матки. Но также известно, что беременность способствует запорам. Что делать, если с будущей мамой приключилась такая неприятность? Для начала стоит прибегнуть к немедикаментозному методу: увеличить объём выпиваемой жидкости, покушать свеклу, чернослив, яблоко или ложку растительного масла натощак, однодневный кефир, исключить закрепляющие продукты (рис, несвежий кефир, перловку и др.) Если простые средства не помогли, то существует несколько препаратов, применяемых при беременности. Дуфалак содержит пребиотик лактулозу, которую расщепляет бактерии толстого кишечника. Продукты расщепления лактулозы мягко стимулируют перистальтику кишечника, кроме того, размягчаются каловые массы, увеличиваясь в объёме, от чего происходит и механическое раздражение рецепторов толстой кишки. В итоге кишечник опорожняется. Эффект наступает через 3–6 часов. Лактулозу содержат препараты Прелакс и Нормолакт. О препарате Фортранс (Форлакс, Макроголь, Транзипег) было сказано выше. А вот средство Микролакс на фармрынке  появилось относительно недавно. Микроклизмы этого препарата содержат несколько компонентов, разжижающих каловые массы. Опорожнение наступает быстро (5–15 минут). Рекомендуется при беременности и даже для малышей в период новорожденности. Заключение

http://azbyka.ru/zdorovie/sovremennye-sl...

Начало Евангелия от Марка. Лист с инициалом из Борилианского кодеса. Ок. 875–975 г. (Университетская б-ка, Утрехт. 09) Начало Евангелия от Марка. Лист с инициалом из Борилианского кодеса. Ок. 875–975 г. (Университетская б-ка, Утрехт. 09) Кроме того, обсуждается присутствие в оригинале Мк 1. 1 слов υο θεο (Сына Божия). В большинстве ранних источников (Ватиканский, Александрийский и Синайский (рукой корректора) кодексы, Кодекс Безы и др.) эти слова есть. Это же чтение подтверждается свидетельством лат. перевода сочинения сщмч. Иринея Лионского ( Iren. Adv. haer. III 10. 6; 16. 3). Однако они пропущены в изначальном тексте Синайского кодекса, в ряде ранних арм. и груз. рукописей, а также в цитатах у некоторых раннехрист. авторов (Ibid. III 11. 8; Orig. In Ioan. comm. 1. 13. 79-81; 6. 24; Idem. Contr. Cels. 2. 4; Cyr. Hieros. Catech. 3. 6; Hieron. Ep. 57. 9; Idem. In Mal. 3. 1). Возможно, слова были пропущены по ошибке из-за обилия nomina sacra, записанных в сокращенной форме. Нек-рые ученые считают, что они были добавлены на очень раннем этапе бытования текста как обобщение основной темы этого Евангелия ( Head. 1991). Против вставки говорит наличие подобных выражений в начале ветхозаветных книг (ср.: Тов 1. 1; Еккл 1. 1; Притч 1. 1). Окончание Евангелия от Марка в рукописной традиции представлено неск. вариантами. В качестве Textus Receptus получило распространение т. н. длинное окончание Мк 16. 9-20 (именно оно приводится в церковнослав. и синодальном переводах). Оно присутствует в большинстве греческих (начиная с Александрийского кодекса), лат., сир. рукописей и в гот. переводе. Первое достоверное свидетельство его существования содержится в лат. переводе сочинения сщмч. Иринея Лионского, к-рый цитирует Мк 16. 19 ( Iren. Adv. haer. III 10. 5-6). Среди сохранившихся цитат из сочинения Папия Иерапольского встречается рассказ о некоем Иусте Варсавве, который испил яд, но остался жив ( Euseb. Hist. eccl. III 39. 9; в ином варианте этой истории говорится о змеином яде: Boor C., de. Neue Fragmente des Papias//TU. 1888. Bd. 5. H. 2. S. 170. Frg. 6), что может указывать на знакомство Папия с Мк 16. 18. Аллюзии на длинное окончание Евангелия от Марка нек-рые видят в 1-й Апологии Иустина Мученика ( Iust. Martyr. I Apol. 45, 50), но, хотя лексика в целом совпадает, цитаты слишком коротки для подтверждения этих выводов. Спорят также о присутствии длинного окончания в оригинале Диатессарона .

http://pravenc.ru/text/2562164.html

А. Ю. Виноградов Иллюстрированные списки И. м. Из сохранившихся рукописей И. м. иллюстрированы 3: том на янв. из Художественного музея Уолтерса в Балтиморе (Baltim.W 521); том на февр. и март из ГИМ (Греч. 376 (Син. греч. 183)) и 5 листов из Музея Бенаки в Афинах (Athen. Ben. 71). Мучиничество святых Феопеммпта и Феоны Никомидийский. Миниатюра из Минология. 1034-1041 гг. (?) (Baltim. W 521. Fol. 25v) Мучиничество святых Феопеммпта и Феоны Никомидийский. Миниатюра из Минология. 1034-1041 гг. (?) (Baltim. W 521. Fol. 25v) Балтиморский минологий происходит из библиотеки Александрийского Патриархата в Каире (бывш. Cahirens. gr. 33), откуда он был похищен в нач. XX в. и в 1930 г. в Париже приобретен амер. коллекционером Г. Уолтерсом. Часть листов утрачена в древности и заменена бумажными в XVI в. (размер листов - 299/301×232/236 мм, размер миниатюр - 71/80×144/160 мм). Сохранилось 24 иллюстрации к житиям святых и гомилиям на 4-25 янв. (на 5 и 18 янв. по 2 текста); лист с миниатюрой на 2 янв. находится в Гос. б-ке в Берлине (Berolin. SB. gr. Fol. 31) (см.: Halkin. 1939; Vikan. 1973; Patterson- Š ev enko. 1993). Минологий, находящийся в ГИМ, был привезен в Москву в 1654 г. Арсением (Сухановым) из мон-ря Кастамонит на Афоне. В томе содержится 55 текстов житий (по одному на каждый день) и 4 гомилии. Сохранилось 57 миниатюр, иллюстрирующих каждый текст (кроме Житий прп. Парфения, еп. Лампсакийского, и мч. Кодрата Коринфского, первые листы к-рых утрачены; размер листов 311/3×244/6 мм, размер миниатюр 65/80×145/150 мм) (см.: Владимир (Филантропов). 1894; Фонкич, Поляков. 1993; Дер-Нерсесян. 1973; Попов. 1911; Laty š ev. 1911-1912; Древности. 2004). Фрагменты рукописи из Музея Бенаки представляют собой 5 листов пергамена (размер листов 85/130×175/185 мм, размер миниатюр 64/66×136/148 мм). На миниатюрах изображены: мч. Фемистоклей (Fol. 1); вмч. Феодор Тирон (Fol. 2v); прп. Лев, еп. Катанский (Fol. 3v); сщмч. Поликарп, еп. Смирнский (Fol. 4v), и свт. Тарасий, архиеп. К-польский (Fol. 5v) ( Λππα-Ζιζκα Ε., Ρζου-Κουροπου. 1991).

http://pravenc.ru/text/389515.html

Если желаешь быть монахом, ступай в Скит. Я сказал ей на то: оставь теперь эти речи и скажи мне, ужели нет у вас богобоязненного человека, который бы принимал странников? Она говорит мне: о! Что сказал ты, отче авва! Мы имели здесь одного каменосечца, который творил много добра странникам. Видя добрые дела его, Господь даровал ему благодать; и он, как мы слышим, теперь патриций. Услышав о том, я сказал себе: ты совершил убийство сие. Потом нанял корабль и прибыл в Византию. Осведомясь о доме египтянина Евлогия, я пришел и сел у ворот его, ожидая, пока он выйдет. Наконец, появляется он с великою пышностию. Я воззвал к нему: яви мне небольшую милость; я хочу побеседовать с тобою наедине. Но он не обратил на меня внимания, лишь с презрением ударил меня тростию. Я забежал вперед и снова воззвал, и снова получил удар. Так я прострадал четыре недели, не имея случая поговорить с ним. Впадши в уныние, пошел я, с плачем повергся пред иконою Пресвятыя Богородицы и обратился к Спасителю: Господи, разреши меня от поручительства за человека сего, или и я пойду в мир! Приняв это в помышление, я заснул и услышал сильный шум и голос: Августейшая проходит. Увидел, что перед Нею шли тысячи и тьмы чинов, и воззвал: Владычица моя! Помилуй меня! Она остановилась и спросила: что с тобою? Что тебе нужно? Говорю: я поручился за Евлогия, что теперь патриций, повели разрешить меня от поручительства за него. Но Она сказала: Мне до сего дела нет! Как хочешь, так и выполни поручительство! Проснувшись, я решил: если мне даже придется умереть, не отступлю от ворот его, пока не улучу случая поговорить с ним. Опять пришел к воротам и, когда он вышел, воззвал к нему, но подбежавший вратарь нанес мне столько ударов, что все тело мое покрылось ранами. После сего, еще более возмалодушествовав, я сказал себе: пойду в Скит, и если хочет Бог, то Он спасет и меня и Евлогия. Найдя Александрийский корабль и войдя на него, я от скорби лег и заснул. И вот вижу себя снова в храме Святого Воскресения и Того Отрока, сидящего на камне и смотрящего на меня столь грозно, что от страха я задрожал, как лист, и не мог открыть уст своих, ибо окаменело сердце мое.

http://azbyka.ru/otechnik/Feofan_Zatvorn...

   001    002   003     004    005    006    007    008    009    010