А слова: Тайна беззакония уже действует, только, кто держит ныне, пусть держит, пока от среды будет, и тогда откроется тот беззаконник, по мнению Иеронима, имеют следующий смысл: „Во многих бедствиях и беззакониях, которыми Нерон, нечестивейший из цезарей, утеснял мир, заключается зародыш пришествия антихриста, и что после будет делать этот, это отчасти осуществляется в том; только что Римская империя, которая ныне владеет всеми народами, устранится и из среды будет, тогда и придёт антихрист, источник беззакония” 498 . Блаженный Августин относительно последнего гонения на Церковь , имеющего быть от антихриста, говорит: „Обыкновенно спрашивают: когда это будет?” По мнению Августина, это „вопрос совершенно неуместный”. „Если бы нам нужно было, – рассуждает он, – знать об этом, то кому лучше, как не самому Богу – Наставнику, сказать бы о том спрашивавшим Его ученикам?.. Но Он сказал им: не ваше дело знать времена и сроки, которые Отец положил в Своей власти ( Деян. 1:7 ). Не о часе, конечно, или дне, или годе, а о времени спрашивали они, когда получили этот ответ 499 . Таким образом, мы напрасно стали бы рассчитывать и определять года, которые ещё остаются сему веку, когда из уст Истины слышим, что знать это не наше дело. Некоторые, впрочем, говорили, что от вознесения Господа до Его последнего пришествия может пройти четыреста, другие – пятьсот, а иные – даже и тысяча лет. А как каждый из них обосновывает своё мнение – разъяснять это и долго, и нет надобности. Ибо они пользуются человеческими догадками, а не указывают что-либо несомненное из авторитета канонического Писания. Поистине, всем им, рассчитывающим этот предмет по пальцам, развязывает пальцы и повелевает успокоиться Тот, Кто говорит: не ваше дело знать времена и сроки, которые Отец положил в Своей власти” 500 . Слова Апостола о тайне беззакония, об удерживающем и о держай Блаженный Августин признаёт столь тёмными, что не решается и толковать их. „Но, – говорит он, – не скрою, однако же, человеческих догадок, какие мне пришлось слышать, или читать”. „Некоторые думают, – продолжает он, – что в этом случае речь шла о Римской империи 501 и что Апостол Павел не хотел писать об этом открыто из опасения подвергнуться клевете, будто он недоброжелательно относится к этой империи, в которой надеялись видеть царство вечное, так что, говоря: тайна беззакония уже в действии, он подразумевал будто бы Нерона, действия которого казались уже действиями антихриста. Поэтому иные делали предположения, что Нерон воскреснет и будет антихристом. А другие полагали, что он и не убит, а скорее скрыт, чтобы считали его убитым; и что в то самое время, как считается убитым, он скрывается живым в цвете тех же самых лет, какие имел, пока в своё время откроется и восстановится на царство. Но такого рода предположения, – делает оценку их Августин, – мне кажутся слишком странными”.

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksandr_Bely...

Они изучают духовную жизнь в трех срезах (духовном, душевном, плотском), по трем сторонам (способностям), сразу с девяти точек зрения! Я не говорю уже про бесчисленные переходы между ними и оттенки»/ Варнава (Беляев) еп. Т. 1. 1998, с. 240–241/. Знают они и то, что «против трех сил души три князя злобы, борясь с подвижниками, делают нападения, и в чем кто ни преуспеет и над чем ни трудится, в том и борим бывает ими»/ Григорий Синаит . 1900, с. 210/. Диавольские искушения направлены против трех главных сил человеческой души: мыслительной, желательной и волевой. Соответственно, это мечтания, страсти и своеволие. С ними, согласно святоотеческим представлениям, нужно бороться вниманием (против мечтаний), трезвением (против страстей) и смирением (против своеволия). Сравнительный анализ основных понятий христианской антропологии и современной психологии представляет нашу непосредственную задачу в следующих главах. Как нам кажется, он будет полезен для современных психологов, с одной стороны, ищущих новые пути своего развития и, с другой стороны, изучающих свои корни и истоки, которые, так или иначе, связаны с христианским учением о душе. Литература Августин. Творения. Т. 1–3. Сост., подг. текста С. И. Еремеева. СПб.: Алетейя, Киев: УЦИММ-пресс, 1998. / Амвросий (Гренков) иеросх./Поучения старца иеросхимонаха Амвросия о том, сколь много мы заботимся о теле и сколь мало о душе, а также о покаянии. М.: Печ. А. И. Снегиревой , 1896. Варнава (Беляев) еп. Основы искусства святости. Опыт изложения православной аскетики. В 4-х т. Нижний Новгород: Издание Братства во имя святого князя Александра Невского, 1997–1998. Введенский А. И. Опыт построения теории материи на принципах критической философии. Ч. 1: Умозрительные элементы теистического миропонимания. СПб., 1888. Владиславлев М. Психология. Исследование основных явлений душевной жизни. В 2-х т. СПб., 1881. Воронцов А. А. Учение Библии о душе человека//Православный собеседник. 1900, 7–8, с.1–46, 9, с.47–48 (отд. изд.: Казань: Типо-лит.

http://azbyka.ru/otechnik/antropologiya-...

и его предтечей; 4) о гибели А.; 5) об «удерживающем». Цитируя пророческие слова Христа: «Я пришел во имя Отца Моего, и не принимаете Меня; а если иной придет во имя свое, его примете» (Ин 5. 43), Виноградов видит в разгадке имени «А.» ключ к пониманию тайны, однако в решении этой проблемы он довольствуется известными фактами. Так, он отмечает, что имя «А.» употребляется ап. Иоанном в греч. тексте как во мн., так и в ед. ч., при этом «в первом случае без члена, во втором с членом» (С. 19), поэтому в первом случае имеются в виду антихрист. силы вообще, во втором - предполагается определенное лицо. Символом антихрист. сил является «четырехсоставный зверь», упоминаемый уже в Дан 7. 1-7, и он же - «зверь из моря» в Откровении ап. Иоанна Богослова, в то время как «зверь из бездны» есть А. По мнению Виноградова, «антихрист означает буквально: противника Христа, лицо, которое будет всеми силами и способами стремиться уничтожить самую идею о Христе. В этом резкое и существенное отличие антихриста от лжехристов, лжемессий, которые признают идею о Христе, но ложно ее истолковывают» (С. 20-21). Под τ κατχον, «удерживающим», считает Виноградов (разделяя взгляды Тертуллиана и др.), необходимо иметь в виду «государство... как начало выражающее и охраняющее нравственный и правовой порядок» (С. 75), в то время как κατχων, «держай», следует понимать как главу гос-ва, находящегося под особым покровительством ангела страны и народа (т. зр. нем. богослова И. К. фон Гофмана ). В 1898 г. проф. МДА А. Д. Беляев публикует соч. «О безбожии и антихристе», одно из самых обширных исследований на рус. языке. Беляев рассматривает 4 большие темы: 1) причины и история безбожия, его масштабы в XIX в.; 2) учение об А. в творениях отцов, учителей Церкви и христ. писателей (св. Иринея Лионского, Оригена , св. Кирилла Иерусалимского, св. Ефрема Сирина, свт. Иоанна Златоуста , блж. Феодорита Кирского, св. Иоанна Дамаскина, Тертуллиана, Викторина , блж. Августина, Лактанция , св. Амвросия Медиоланского); 3) положительное раскрытие правосл.

http://pravenc.ru/text/115828.html

77. Аврелий Августин, блж. О граде Божьем. Кн. 20, гл. 19.// 78. Деревенский Б.Г. Учение об Антихристе в древности и средневековье. СПб. Алетейя, 2000. С.426-427) 79. Истрин В.М . Откровение Мефодия Патарского и апокрифические видения Даниила в византийской и славяно-русской литературах: Исследования и тексты. М., 1897. С. 6-7 80. Б.Г. Деревенский отмечает, что в источниках «царство римское» могло быть заменяемо на «царство христианское». Возможно, в этом месте изначально стояло «царство римское». 81. Деревенский Б.Г. Учение об Антихристе в древности и средневековье.- СПб. Алетейя, 2000.- С.441-442 82. святитель Иоанн Златоуст.Толкование на второе послание к Фессалоникийцам. Беседа 4// 83. Блаженный Феофилакт Болгарский. Толкование на Второе послание к Фессалоникийцам святого апостола Павла// 84. Изложено по пересказу А.Д. Беляева: Беляев А.Д. О безбожии и антихристе// http://azbyka.ru/otci-cerkvi-ob-antixriste#1_5 85. Изложено по пересказу А.Д. Беляева: Беляев А.Д. О безбожии и антихристе// http://azbyka.ru/otci-cerkvi-ob-antixriste#1_5 86. Отождествление «тайны беззакония» с Нероном и императорами-гонителями мы находим в упоминаемых толкованиях у св. Викторина Петавийского, Амвросиаста, блаж. Аврелия Августина, блаж. Иеронима Стридонского, святителя Иоанна Златоуста, блаж. Феофилкта Болгорского и др. 87. Единственный, у кого мы нашли противопоставление Римского царства Царству Христову это священномученик Ипполит Римский: « Мне пришла на сердце некоторая мысль, могущая оказать пользу душе, посему я и не оставлю ее нераскрытой. После того, как в сорок втором году при Кесаре Августе родился Господь, со времени которого стало процветать Римское царство, после того, как и Господь чрез своих апостолов призвал все племена и языки и (таким образом) создал общество верующих христиан, носящих в сердце своем Господа и имя ново, - с тех пор, в подражание этому и тем же самым образом стало действовать и то царство, которое «по действу сатанину» господствует теперь, и оно подобным же образом, собирая наиболее сродных себе из всех племен и называя их римлянами, само начало готовиться к борьбе. Вот почему, собственно, когда Господь родился в Вифлееме, и была произведена первая перепись при Августе, дабы люди мира сего, записавшиеся у земного царя, получили имя римлян, а верующие в Царя Небесного получили имя христиан, которые носят на челе победный трофей над смертью ». Однако и это противопоставление у автора не так однозначно: ведь Сам Господь был записан в переписи и значит тоже получил имя римлянина. Скорее всего, священномученик имел в виду действие все той же «тайны беззакония». (Священномученик Ипполит Римский. Толкование на книгу пророка Даниила. Книга четвертая. О видении пророка Даниила. Видение восьмое. О четырех зверях// )

http://ruskline.ru/analitika/2018/07/23/...

Фульгенций, западный писатель VI в., говорит: „плоть Марии, зачатой обыкновенным образом, в беззакониях, была бесспорно плоть греха, от которой однакож родился Сын Божий в подобии плоти греха“ 333 . Чтобы показать согласие своего догмата с постоянным и общим преданием, паписты приводят из святых отцов и учителей церкви многочисленные выдержки, где пресв. Дева называется Ноевым ковчегом, лествицей Иакова, неопалимою купиною, чистою голубицею, землею неповрежденною, и проч. и проч. Но эти выдержки никакого отношения к римскому догмату собственно не имеют, так как приведенные и подобные приведенным похвальные эпитеты в честь Богоматери содержат в себе указание на высокие свободно-нравственные совершенства ее, ради которых она соделалась сосудом благодати и сподобилась быть Материю Господа, но не заключают в себе даже и намека на что нибудь похожее римской доктрине. Большое значение богословы Рима придают следующим словам блаж. Августина: excepta igitur sancta virgine Maria, de qua propter honorem Domini nullam prorsus, cum de peccatis agitur, habere volo quaestionem. Но относительно этой цитаты Геранжер совершенно справедливо замечает: sans doute il ne s’agit ici que de pechés actuels. То есть, слова блаж. Августина не могут подтверждать римского догмата потому, что у него речь идет о грехах произвольных, как последствиях греха первородного, но не об изъятии пресв. Девы от первородного греха в самом зачатии. Ссылка папистов на блаж. Августина не может быть признана доказательною и потому еще, что знаменитый учитель запада оставляет вопрос открытым и нерешенным и из благоговения к пресв. Деве, как Матери Господа, решительно отказывается от всякого рассуждения о ней, когда дело идет о грехах 334 . В рассуждениях автора книги О церкви замечательно то, что он считает невозможным отнести римский догмат к новизнам и в тоже время сам относит утверждение его в католицизме к эпохе схоластики. „Известно, – говорит он, – что это учение, ныне выставляемое западной новизной, принято западом не раньше двенадцатого века, когда оно перенесено с востока первыми крестоносцами“ 335 .

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Belyae...

По приведенная из Августина цитата вовсе не подтверждает того, что доказывается ею в книге О церкви. Дело в том, что вопроса о чистилище блаж. Августин касался в своих сочинениях не раз. Он придает этой доктрине формулу близкую к той, которую она имеет и в католической догматике. По блаженный Августин не выдавал учения о чистилище за церковный догмат. Напротив оно приводится у него только под видом мнения, хотя и вероятного, но церковию не авторизованного и во всяком случае требующего проверки и исследования. Incredibile non est, – замечает великий учитель западной церкви о посмертных очистительных наказаниях, – sed utrum ita sit, quaeri potest 346 . О церковных догматах так не выражаются. Ясно, что блаж. Августин говорит об очистительных наказаниях только как о предмете частных богословских умозрений, но отнюдь не вселенских верований церкви. Если бы он признавал учение о существовании за гробом временных очистительных наказаний церковным догматом: то, конечно, не выразился бы, что, хотя это вопрос и вероподобный, однако подлежащий еще исследованию. Шире, чем у автора книги О церкви, ставится полемика из-за доктрины о чистилище в ультрамонтанской литературе. Уверяют, что идея чистилища не только содержалась в верованиях древней церкви, но что она допускается восточною церковию и в настоящее время. Доказательства на это находят в молитвах церкви за усопших. Автор книги О церкви сделал очень хорошо, что не прибег к э тому аргументу. Церковь действительно воссылает молитвы к Богу за отшедших наших братий и верует, что за пределами гроба до окончательного определения участи каждого из нас на страшном суде Христовом возможен для некоторых переход из состояния мучения в состояние блаженства. Но с другой стороны несомненно, что загробное состояние не есть состояние инерции и покоя, исключающего всякое развитие, и переход из состояния мук к состоянию блаженства нельзя представлять себе процессом механическим. И за гробом есть место развитию. Только оно будет в зависимости от нравственных задатков, приобретенных в настоящей жизни.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Belyae...

В 1923 году Святейшим Патриархом Тихоном назначен епископом Иваново-Вознесенским и Кинешемским. Хиротония во епископа совершена 8/21 сентября 1923 года. Управляя Ивановской епархией, некоторое время вынужденно жил в Москве, находясь под надзором. Служил в Преображенском соборе. По ходатайству верующих города Иванова, ему разрешали приезжать в Иваново для совершения богослужений. В 1925 году принимал участие в погребении Святейшего Патриарха Тихона, вместе с другими архиереями выносил гроб с телом почившего Патриарха. 30 марта/12 апреля 1925 года подписал акт о местоблюстительстве митрополита Петра. В 1926 году арестован, выслан в Среднюю Азию в город Ходжент. По сведениям, приведенным в труде митрополита Мануила, с 1 октября 1929 года – епископ Алма-Атинский. С 1 апреля 1930 года – епископ Сызранский. В 1931 году – вновь арестован и сослан в концлагерь Лодейное Поле на реку Свирь. В 1934 году вернулся из лагеря и назначен епископом Калужским и Боровским. 2 апреля 1936 года возведен в сан архиепископа. В 1937 году арестован, осужден на 10 лет без права переписки. Место и год смерти – неизвестны. По сообщению очевидца-священника, вернувшегося из ссылки, Владыка Августин скончался на пешеходном этапе. Памяти архиепископа Августина (Беляева) Мой отец – священник Зосима Трубачев, встретился с Владыкой Августином в Москве в 1924 году, и тогда же он получил назначение в Ивановскую епархию, которой управлял в те годы епископ Августин. Некоторое время о. Зосима служил в Кохме – предместье Иванова, а с 1925 года – настоятелем Введенского храма в самом Иванове. Годы были трудные – обновленческий раскол, закрытие храмов, гонения на Церковь и духовенство, открытая борьба с религией. В трудных условиях отец отстаивал сохранение Введенского храма, смело проповедовал, проводил воскресные беседы, даже установил колокольный звон (храм, сооруженный в предреволюционные годы, не имел колокольни, при о. Зосиме построили деревянную колоколенку и установили колокола). Совершались крестные ходы, хотя богоборческие силы всячески препятствовали. Помню пасхальный крестный ход перед началом Светлой заутрени, когда шествие окружили «безбожники» и пытались криками, свистом и силой приостановить его. Немало душевных терзаний доставляло отцу и внутрицерковное окружение, концертное направление хорового пения, не все служители храма разделяли его ревностное отношение к сохранению церковных установлений, и некоторые противодействовали ему. В этих условиях поддержка Владыки Августина не только укрепляла положение отца как настоятеля, но и ощущалась им как проявление отеческой любви, придавала силы. Надо было обладать большим мужеством, чтобы не сойти с избранного пути и побуждать прихожан не отрекаться от веры.

http://azbyka.ru/otechnik/6/izbrannoe-st...

331 Такое деление беседы находит себе противников в лице, напр., пр. Беляева, еп. Михаила и др. Первый замечает против такого разделения, что оно не есть общепринятое и не разделяется некоторыми отцами церкви. Но сам проф. Беляев не указывает разделительного пункта, полагая, что речь относится вообще к последним временем мира и, кроме того, во многих местах к разрушению Иерусалима. См. о безбожии и Антихристе I т. стр. 173 прим. I. Еп. Михаил также не указывает решительно переходнаго стиха и потому именно его толкование отличается неустойчивостью и двойственностью. См. напр., ст. 34 и 36 ев. Мф.Эти-то недостатки толкования и побуждают отыскать разделительный стих, который сообщит толкованию больше определенности и устойчивости. 333 Так, напр., у Оригена в толковании на ев. Матфея читаем:... nondum est praedicatum Evangelium regni in toto orbe. Non enim fertur praedicatum esse Evangelium apud omnes Aethiopas, maxime apud eos, qui sunt ultra flumen; sed nec apud Seras, nec apud Orientem audierunt Christianitatis sermonem. Quid autem dicamus de Britannis, aut Germanis, qui sunt circa Oceanum, vel apud Barbaros, Dacos et sarmatas, et Scythas, quorum plurimi nondum audierunt Evangelii verbum, audituri sunt autem in ipsa seculi consummatione. Migne. Patr. curs. compl. t. XIII (ed. 1857) Origenis opera omnia c. 1655. Подобным образом рассуждает и бл. Августин в письмах к Гезихию. Quod enim putat Venerabilitas tua jam noc (praedicatum Evangelii) per ipsos Apostolos factum, non ita esse certis documentis probavi. Sunt enim apud nos, hoc est, in Africa, barbarae innumerabiles gentes, in quibus nondum esse praedicatum Evangelium... in quibus enim gentibus nondum est Ecclesia, oportet ut sit. – Migne. Patr. Curs compl. t. XXXIII. (ed 1845). Augustini opera omnia. Epistola CXCIX cap. XII, 46 col. 922. 48. col. 923. 336 Из древних: Амвросий Медиол., бл. Августин, Ориген; из западных богословов: Bleeck, Schanz, Lange, Luthard, Cornely, Dorner и др. 339 Некоторые богословы думают, что Христос совершил пасху за день раньше законного времени, г. е. 13-го Нисана, а умер на крест 14-го днем в пятницу Следовательно, эсхатологическая беседа тогда должна падать на среду – 12-го Нисана, или на Вторник 11-го Нисана.

http://azbyka.ru/otechnik/Sergij-Savinsk...

Рубрики Коллекции Священномученик Августин (Беляев): «И отец родной не с вами, он в чужом краю...» 1 мин., 23.11.2016 Поделиться Священномученик Августин (в миру Александр Александрович Беляев) родился в 1886 году в селе Каменка Костромской губернии. Выпускник Казанской Духовной академии, преподаватель русского языка и литературы. Староста храма, затем — священник. Неоднократно подвергался арестам и тюремному заключению за активную церковную деятельность. После внезапной смерти в 1920 г. горячо любимой жены о. Александр воспитывал двух детей Юлию — с 6-ти лет и Нину — с 9-ти месяцев. Служил в Пензе, Кинешме. В 1923 г. принял монашеский постриг, по просьбе собрания православных общин Иванова рукоположен во епископа Иваново-Вознесенского. Успешно преодолел обновленческий раскол в епархии. Дальнейшая жизнь владыки Августина отразила всю трагическую историю гонений: преследования арестами и запрещением проживания в определенных городах и областях, ссылка в Среднюю Азию, заключение в концлагерь и расстрел по обвинению в «контрреволюционной деятельности» вместе с несколькими клириками и мирянами 23 ноября 1937 года. ДОЧЕРЯМ Спите, деточки родные, Бог ваш сон хранит. Сны пошлет вам золотые, Лаской окружит. Горе к вам подкралось рано, Принесло кручин. В цвете лет отняло маму, Сделало почин. И отец родной не с вами, Он в чужом краю, Запечатанный печатью Верности Христу. Дети, вновь Христос страдает, Колет терн главу, Ваш отец там помогает Крест нести Ему. По материалам сайта Фонда Новомучеников и Исповедников Российских Сохранить Поделиться: Поддержите журнал «Фома» Журнал «Фома» работает благодаря поддержке читателей. Даже небольшое пожертвование поможет нам дальше рассказывать о Христе, Евангелии и православии. Особенно мы будем благодарны за ежемесячное пожертвование. Отменить ежемесячное пожертвование вы можете в любой момент здесь Читайте также © Журнал Фома. Все права защищены, 2000—2024 Наверх

http://foma.ru/svyashhennomuchenik-avgus...

   001    002    003    004    005    006    007    008    009   010