Не удалось извлечь искомое из базы (((

По поводу легенды о Нероне должно заметить, что после смерти этого императора – изверга распространилась молва, будто он не умер и опять явится. Об этом говорит Тацит в своей Истории и Светоний в Жизнеописании Нерона. Эта молва распространилась как среди язычников, так и среди христиан. У христиан легенда о Нероне потерпела некоторые изменения. Между тем как одни из них, подобно язычникам, верили, что Нерон не умер, а продолжает жит, скрываясь где то в Азии, откуда опять явится в свое время, другие полагали, что хотя он убит, но некогда воскреснет и опять явится. Другое существенное добавление к легенде у христиан было сделано то, что они в лице Нерона, имеющего прийти из Азии, или воскреснуть, стали ждать антихриста. Вероятно, эта легенда о Нероне, как антихристе, сложилась и была распространена среди простых христиан, среди черни, склонной к суеверию. Но Нерон своими беспримерными жестокостями нагнал такой ужас на население Римской империи, одно имя его и память о нем так пугали воображение, что этой легенде давали веру и образованные люди, даже некоторые писатели христианские. Однако лучшие богословы не доверяли этой легенде. Напр., Августин прямо называет слухи о Нероне, имеющем прийти в качестве антихриста, странными. Другие знаменитые богословы древности признавали антихриста только предшественником или прообразом антихриста, а это показывает, что они не верили, будто он явится вторично в виде настоящего антихриста. Но навеянный зверствами Нерона страх и приводящая в содрогание память о нем так были сильны и столь долго жили в населении Римской империи, что они отпечатлелись в творениях богословов даже позднейших веков. Напр., отцы и учители Церкви четвертого и пятого веков полагали, что Апостол тайною беззакония назвал Нерона, не смотря на то, что Апостол написал свое Второе Послание к Фессалоникийцам тогда, когда Нерон был только наследником престола и не начинал еще тиранствовать. Точно также прообразом антихриста многие отцы признавали именно Нерона, а не Калигулу, Домициана, Диоклетна, или иных жестоких римских императоров.

http://azbyka.ru/otci-cerkvi-ob-antixris...

«Ни у кого нет сомнения, что Апостол сказал это об антихристе», говорит Блаженный Августин. «Между тем как темные слова Апостола (об удерживающем и держай), говорит тот же учитель, толкуют один так, другой иначе, нет, однако, сомнения в том, что Апостол сказал то, что Христос не придет судить живых и мертвых дотоле, пока сначала не придет противник Его антихрист для обольщения омертвевших душою». Да и действительно, непредубежденный, безпристрастный читатель и толкователь Послания не может не видеть с первого же взгляда, что Апостол говорит о втором видимом пришествии Христа для суда над живыми и умершими и о предваряющем это пришествие явлении антихриста. Отмечаем эти черты святоотеческого толкования особенно в виду мнений некоторых свободомыслящих ученых новейшего времени, которые, вопреки прямому и ясному смыслу слов Апостола о втором пришествии Христа и о явлении антихриста и согласному пониманию их почти всеми богословами, древними и новыми, толкуют их превратно, и не находят в них учения ни о втором видимом пришествии Христа пред кончиною мира, ни об антихристе. Почти все древние богословы полагали, что Апостол отступлением назвал самого антихриста, и даже в некоторых латинских кодексах Библии вместо discessio (отступление) было поставлено слово refuga, что значит беглец, каковым названием обозначали антихриста, как беглеца или отступника от истины. Но Амвросиаст отличает отступление от антихриста и под отступлением разумеет упадок Римской империи, который будет предшествовать явлению антихриста. Кстати скажем, что почти все богословы последующих веков под отступлением не разумели антихриста. Все древние богословы, за исключением одного Ефрема Сирина, в словах Апостола о лице, которое откроется в свое время, видели указание на антихриста, а  Ефрем Сирин полагал, что это сказано о Христе. Кого разумел в этих словах Апостол – антихриста, или Христа, этот вопрос и доселе решается различно. Но огромное большинство богословов находит здесь указание на антихриста. Все древние богословы, по-видимому, не полагали различия между выражениями удерживающий и держай, и думали, что обо выражения означают один и тот же предмет.

http://azbyka.ru/otci-cerkvi-ob-antixris...

Если же под держащим разуметь существование язычества, идолопоклонства, а под изъятием из среды держащего – совершенное уничтожение идолопоклонства, имеющее совершиться чрез распространение Евангелия по вселенной, силою определения Божия; то при таком понимании возникает иное затруднение. Проповедание Евангелия во свидетельство всем народам, как и самый способ выражения показывает, означает, что не останется на земле ни одного народа, который не слыхал бы евангельской проповеди. Бог сделает это для того, чтобы никто из людей не мог на суде оправдываться в вине идолослужения тем, что он не знал и не слыхал евангельской проповеди и потому не мог сделаться христианином. Но слова о проповедании Евангелия по всей вселенной во свидетельство всем народам не означают, что все люди до одного примут проповедь и все сделаются христианами. Отцы и учители Церкви, напр. Ириней, Златоуст, Феодорит и другие, прямо говорили, что антихрист будет запрещать и уничтожать и идолослужение; следовательно оно будет существовать и при антихристе, то есть, при явлении его не все люди будут христианами. Поэтому о язычестве нельзя сказать, что когда оно будет взято от среды, тогда и явится антихрист. Сообщаемое Августином мнение, будто удерживающее есть не что иное, как тайна беззакония, которая означает злых и лицемерных людей, находящихся в Церкви, а взятие держащего от среды означает явное отпадение от Церкви злых, имеющее быть в последние времена, противоречит некоторым местам Писания. Правда, пред пришествием антихриста некоторые члены Церкви отступят от веры и, следовательно, явно отделятся от Церкви ( 1Тим.4:1 ). Но вообще тогдашние люди, хотя отрекутся силы благочестия, однако вид его будут сохранять ( 2Тим.3:5 ), т. е. видимо они не выйдут из Церкви, будут называться и даже казаться христианами. Конечно, они будут отделены от Церкви судом Божиим, но для людей этот суд не очевиден, и следовательно для людей такие мнимо верующие будут оставаться тайной беззакония до самого антихриста, не будут явно, видимо отделившимся от Церкви стадом.

http://azbyka.ru/otci-cerkvi-ob-antixris...

Эта жизнь есть нечто богоподобное, нечто божественное в мире. Неужели кто осмелится обвинять Бога в недостатке любви и благости за то, что Он создал существа с такою жизнью? He возблагоговеет ли, напротив, пред неизмеримостию любви Божией, проявленной в том, что Бог отблесками Своих совершенств награждает Своих тварей и делает их причастниками вечной блаженной жизни? Бог знал, что многие из созданных Им разумно-свободных существ не воспользуются дарованными Им благами, злоупотребят свободой, будут грешить, страдать и погибнут; но неужели справедливо было ради добровольно погибающих не творить тех, которые разумно воспользуются благами жизни и будут вечно блаженствовать? Неужели бытие добра, жизни и счастье нужно было принесть в жертву тому, чтобы не явилось зло? He значит ли это – добро побеждать злом. И так, по требованию Своей любви к миру Бог должен был сотворить разумно-свободные существа, следовательно, по вышесказанному, не мог устранить возможность зла. «Человек так был создан, говорит Августин, что возможность греха была в нем необходима, а самый грех – только возможен. Грех виновен, возможность греха естественна». И так, Бог, допустивший эту возможность, не виновен в происхождении греха. Но если уже нельзя было предотвратить возможность зла в мире, то, по крайней мере, Бог все устроил так, чтобы эта несчастная возможность не перешла в действительность. Он вложил в ангелов и в человека положительную наклонность к добру, любовь к нему и понимание его красоты. Он одарил их разумом светлым и чистым, силами духа свежими, бодрыми и крепкими. Кроме того, Он содействовал им в усовершенствовании и укреплении их нравственной свободы Своею благодатью, Своим присутствием и промышлением о них. Даже и человеку, облеченному вещественным телом, Он являлся яве; не говорим уже об ангелах. Далее, созданные по образу Божию, ангелы и человек имели естественное и непреодолимое влечение к своему Первообразу и к нравственному теснейшему единению с Ним. Божественная красота, Божественные совершенства должны были устремлять их взоры, привлекать их сердце к Богу.

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksandr_Bely...

Он говорит даже, что «opus operatum есть совершение внешнего действия без внутреннего расположения», или настроения 112 . Ясно, что «opus operatum» обозначает у Альберта великого чисто пассивное отношение человека к таинству. Им выражается такое действие Церкви, которое внешним образом прилагается к человеку, как своему личному объекту. «Opus operans» обозначает напротив действие самого человека, такой акт, в котором человек является самодеятельным субъектом. Альберту великому, впрочем, ещё не известно положение, что ех opere operato действуют все таинства. Он утверждает это только по отношению к крещению, евхаристии, священству и елеосвящению. Только по отношению к этим таинствам он допускает, что существенное действие их состоит исключительно во внешних условиях совершения их, помимо внутреннего расположения или настроения приступающего к ним, что эти таинства не требуют со стороны приемлющего их никакой самодеятельности. В покаянии и браке напротив существенное действие составляет продукт двух факторов, в одинаковой мере необходимых; оно зависит и от «opus operatum» Церкви и от «opus operans» приступающего к ним. С особенной строгостью «opus operatum» различали схоластики от «opus operans», когда рассуждали об отношении новозаветных таинств к ветхозаветным, разумея под этими последними обрезание, совершение пасхи, и т. п. Вопрос об этом предмете возбуждён был ещё блаж. Августином, который высказал относительно его положение, что «таинства нового завета даруют спасение, а таинства ветхого завета заключают в себе обетование об Искупителе» 113 . Опираясь на это Августиново положение, схоластики поставили вопрос о значении и действии таинств ветхого завета в их различии от таинств новозаветных. Пасхазий Ридберт и Ратрамн усвоили себе взгляд, что вера составляет необходимое условие (conditio sine qua non) для получения благодатных даров таинства (res sacramenti); держась этой точки зрения, они не могли допустить никакого существенного различия между ветхозаветными и новозаветными таинствами 114 .

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Belyae...

наместника занял комнаты иеромонаха Аарона, да и новоопределенный эконом уже поместился с удобностию в комнатах прежнего Правления. Ваше Высокопреосвященство предписали заштатным бедным ученикам делать пособие из процентной суммы, определенной в Вифанскую семинарию покойным преосвященным митрополитом Платоном, но поскольку оная сумма состоит только из 150 р., а сверх ста человек положенных по штату, сирот и беднейших отцов детей, долженствующих содержаться на казенном коште, имеет на лицо более 50 человек таких, которые не имеют никакого способа к содержанию себя по той причине, что по разорении Москвы сверх ста бедных учеников, содержавших в Спасо-Вифанской семинарии, поступило в оную из Московской Академии 100 человек, также не могущих содержаться на своем коште, да 50 человек таковых же из лаврской семинарии, кроме 150 человек, бывших на коште оной семинарии. Сообразив все сие число учеников, содержавших в Вифанской и Лаврской семинарии, также и то, что все почти, бывшие прежде на казенном коште в прежней Московской Академии и все бедные, переведенные из Дмитровской семинарии поступили в Вифанскую семинарию, всех же имеющих нужду в пособии простиралось до 500 человек, исключив же 300 человек, отправленных в уездные училища, имеющих нужду в содержании должно простираться до 200 человек; то не благоволите ли Ваше Высокопреосвященство по крайней мере на сей случай из имеющейся остаточной от прежних и нынешних годов суммы, 20600 рублей, находящейся в сохранной казне и за всем расчетом деньги, которые должны быть употреблены по сей последней трети до 1815 года, положить на содержание сверх ста человек, назначенных по штату, еще 36 человек, полагая на каждого по 60 рублей, что составит 2160 рублей» 19 . Преосвященный Августин не утвердил этого представления семинарского Правления, положив на нем такую резолюцию: «Как на все цены возвышаются, то остальную сумму от содержания по семинарии должно хранить на непредвиденные случаи, а бедных ею содержать в уставе не сказано. Чтобы принадлежащим к Владимирской епархии ученикам обучаться в Вифанской семинарии решить не могу, а семинарское Правление и об том и о другом имеет представить комиссии духовных училищ».

http://azbyka.ru/otechnik/Andrej_Belyaev...

Поэтому он просил для Московской епархии, кроме Перервинской семинарии, устроить опять семинарию в Вифании. Комиссия согласилась с представлением преосвященного Августина и постановила, кроме Перервинской семинарии, открыть по новому уставу и Вифанскую семинарию. По указу Св. Синода от 21 сентября 1814 г. было произведено испытание всем воспитанникам, учившимся в духовных школах Московской епархии, и после этого испытания определился и состав воспитанников преобразованной Вифанской семинарии. Из бывших воспитанников Вифанской семинарии признаны способными обучаться в ней по новому уставу 63 человека; в Вифанскую семинарию переведены были 133 воспитанника закрытой Лаврой семинарии, 50 учеников бывшей славяно-греко-латинской Академии и риторы закрытой Дмитровской семинарии около 20 человек. 5 ноября 1814 года последовало торжественное открытие Вифанской семинарии по новому уставу в присутствии членов академической конференции. Новому семинарскому начальству предстояла на первых порах трудная задача устроить быть многочисленных учеников, которые переполнили семинарский корпус, поместились с немалою теснотою в монастырской богадельне, в домах штатных монастырских служителей и даже крестьянских избах соседнего с семинарией села Глинкова. В виду переполнения семинарии воспитанниками семинарское начальство охотно увольняло всех, желавших поступить в епархиальное ведомство и побуждало иноепархиальных учеников к переходу в свои епархии, но иноепархиальные ученики умоляли оставить их в семинарии, несмотря на то, что им приходилось жить в крестьянских избах и буквально нищенствовать на своем коште 2 . Ревизовавший Вифанскую семинарию в июле года ректор Петербургской Академии архимандрит Филарет в своём отчёте писал: «Дом семинарский для настоящего» числа учащихся тесен. Зала собрания так тесна, что и один Риторический класс не мог поместиться в ней свободно для испытания, а зимою она вовсе не употребительна. Жилые комнаты служат и учебными. Кухня удалена от столовой, и переносимое кушанье простывает.

http://azbyka.ru/otechnik/Andrej_Belyaev...

Невозможно и преступно отказываться от того великого христианского наследия, которым обладает Европа. Даже если сама Европа не готова признать свое наследие христианским, не готова признать его значимости, – та самая Европа, которая сформировалась и существует сегодня именно благодаря христианству. Христианство на протяжении веков проявлялось не только в чисто церковных, религиозных произведениях и творениях, но и в подавляющем большинстве художественных произведений человеческого гения. «Исповедь» блаженного Августина, «Божественная комедия» Данте, трагедии Шекспира, «Фауст» Гете, романы Диккенса – без этого невозможно представить себе ни современного общества, ни нас самих. Для будущего священника знание этих основ чрезвычайно важно. Во-вторых, художественная литература дает бесценный материал для изучения жизни и людей. Я так и говорю своим студентам: благодаря литературе вы можете прожить не одну жизнь, а десятки разных жизней. Одна из работ митрополита Антония (Храповицкого) называется так: «Пастырское изучение жизни и людей по творениям Достоевского». Но это изучение возможно и по другим европейским авторам. Это бесценный психологический и нравственный материал, который необходимо осмыслять и использовать. Можно подойти к нему и с другой стороны, так сказать «в апофатическом ключе», как например епископ Варнава (Беляев), который называл мировую литературу энциклопедией заблуждений, «зеркалом людских пороков и неисчерпаемой сокровищницей человеческой глупости». Действительно, человеческие страсти, их зарождение и развитие, теоретически описаны в аскетической христианской литературе, а в жизненных примерах они запечатлены в литературе художественной. Равным образом, многие особенности возрастной психологии могут быть понятны из чтения светских произведений. Например, «Над пропастью во ржи» Джерома Сэлинджера – прекрасный образец описания внутреннего мира подростка. Причем подростка не простого. Кто-то отметил, что это книга о будущем священнике. И действительно, оригинальное название этой книги – Catcher in the Rye, дословно «ловец во ржи». Этот образ отсылает нас к евангельским словам Христа апостолам Петру: «Не бойся, отныне будешь ловцом человеков» (см. Лк 5, 10; Мк 1, 17).

http://pravoslavie.ru/54708.html

Ректор, инспектор и эконом живут в особом деревянном доме, где теснится и правление, а прочие учителя в монастыре. Почти все они жалуются на неудобство своих жилищ. Епархиальный преосвященный намеревается исправить настоятельские в монастыре комнаты и, что конечно пристойнее нынешнего помещения, поместит в нём ректора, а его нынешние комнаты отдать учителям. Местное начальство находит также нужным построить новый дом, который бы имел на нижнем каменном этаже верхний деревянный, но для жилых ли или для учебных комнат его назначить, ещё не решено. Вероятно, что в нём же нужно будет дать комнаты инспектору. Сумма на сие должна быть испрошена от Коммисси Духовных Училищ и должна быть испрошена по необходимости. Казеннокоштных Правление не находит возможности удовлетворять согласно со всеми требованиями устава; на своекоштных бедных учеников предположенная монастырская сумма ещё не собрана; своекоштные терпят недостаток в квартирах. Одни теснятся в малых домах у монастырских служителей, другие живут в ближнем селе Владимирской епархии, отдалённом от семинарии небольшою рекой. Для уменьшения обременительного числа учеников можно бы отпустить по принадлежности 55 иноепархиальных учеников, но некоторые из них родились неподалёку от Вифанской, вдали от епархиальной семинарии и, будучи даже сиротами, соглашаются нищенствовать на своём коште, только в Вифанской семинарии. Трудные местные обстоятельства Вифанской семинарии могут привести к мысли искать для неё иного места в епархии. Но здесь она имеет ту выгоду для своего благоустройства, что находится под, ближайшим надзором Академии, как Перервинская семинария под надзором епархиального преосвященного». После ревизии семинарское правление, по предложению преосвященного Августина, представило свои предположения о постройке нового корпуса для семинарии и об исправлении старого, но эти предположения не скоро осуществились. Между тем Платонов семинарский корпус всё более приходил в ветхость. В вакацию 1815 года начальство произвело в нём кое-какие исправления и для более удобного размещения своекоштных учеников испросило у преосвященного дозволение поместить их в монастырском богаделенном дом, а тех, которые жили в монастырской конюшенной, поместить в домах штатных служителей на неводном двор.

http://azbyka.ru/otechnik/Andrej_Belyaev...

   001    002    003    004    005   006     007    008    009    010