Рубрики Коллекции " ЕГО ВЫ БОЛЬШЕ НЕ УВИДИТЕ! " 6 мин., 23.11.2011 Поделиться 23 ноября Русская Православная Церковь празднует память священномученика Августина (Беляева), архиепископа Калужского. Редко когда человеку, выходящему на поприще сугубого христианского служения, но обремененному обязательствами по отношению к сиротам-детям, удавалось с безраздельной верностью служить Христу, не оставляя и своего родительского долга. Таков был архиепископ Августин. Священномученик Августин родился в 1886 году в селе Каменка Костромской губернии в семье протоиерея Александра Беляева и в крещении был наречен Александром. Он закончил Костромскую духовную семинарию и Казанскую духовную академию, по окончании которой в 1911 году был направлен преподавателем русского языка и литературы в Пензенское епархиальное женское училище. В 1913 году он решил жениться на дочери священника Александра Любимова Юлии. Перед венчанием Александр приехал домой к родителям, и его встретил известный в тех местах странник. Приветствуя его, он сказал: «Ну, здравствуй, Саша-архиерей». «Ну какой же я архиерей, у меня невеста», — ответил тот. «А все-таки архиерей!» — повторил странник. В 1914 году у Александра и его жены Юлии родилась дочь Юлия, а в 1919 году — вторая дочь Нина, а в следующем году от скоротечной чахотки скончалась его жена, и он остался один с двумя сиротами — шести лет и девяти месяцев, которых ему помогла воспитать неграмотная, но глубоко верующая крестьянка Анисия Ефимовна. 28 августа 1920 года Александр был рукоположен во священника. Вскоре он с детьми переехал на родину в Кинешму, где стал служить в одном из городских храмов. Его самоотверженное пастырское служение вскоре сделало его известным не только среди православных города Кинешмы, но и во всей Иваново-Вознесенской епархии. В 1923 году, благодаря энергичной поддержке безбожной власти, большинство храмов в Иваново-Вознесенске были захвачены обновленцами. Епископ Иваново-Вознесенский Иерофей (Померанцев) отпал в обновленчество. 14 сентября 1923 года в Покровском кафедральном соборе в Иваново-Вознесенске состоялось собрание представителей православных общин города, единодушно постановившее направить Патриарху Тихону прошение с просьбой «благословить... общенародное избрание протоиерея Александра Беляева во епископа города Иваново-Вознесенска и совершить над сим народным избранником хиротонию во епископа».

http://foma.ru/ego-vyi-bolshe-ne-uvidite...

«Его вы больше не увидите!» Иногда какая-нибудь женщина в отсутствие владыки говорила детям: «Скоро ваш папа приедет и привезет вам много игрушек». Девочки на это отвечали: «Нет, папа ничего не привезет, он знает, что у нас все есть, а там, наверное, столько нищих, что на всех у него и не хватит подать». 23 ноября, 2011 Иногда какая-нибудь женщина в отсутствие владыки говорила детям: «Скоро ваш папа приедет и привезет вам много игрушек». Девочки на это отвечали: «Нет, папа ничего не привезет, он знает, что у нас все есть, а там, наверное, столько нищих, что на всех у него и не хватит подать». Памяти священномученика Августина (Беляева) 23 ноября Русская Православная Церковь празднует память священномученика Августина (Беляева), архиепископа Калужского. Редко когда человеку, выходящему на поприще сугубого христианского служения, но обремененному обязательствами по отношению к сиротам-детям, удавалось с безраздельной верностью служить Христу, не оставляя и своего родительского долга. Таков был архиепископ Августин. Священномученик Августин родился в 1886 году в селе Каменка Костромской губернии в семье протоиерея Александра Беляева и в крещении был наречен Александром. Он закончил Костромскую духовную семинарию и Казанскую духовную академию, по окончании которой в 1911 году был направлен преподавателем русского языка и литературы в Пензенское епархиальное женское училище. В 1913 году он решил жениться на дочери священника Александра Любимова Юлии. Перед венчанием Александр приехал домой к родителям, и его встретил известный в тех местах странник. Приветствуя его, он сказал: «Ну, здравствуй, Саша-архиерей». «Ну какой же я архиерей, у меня невеста», — ответил тот. «А все-таки архиерей!» — повторил странник. В 1914 году у Александра и его жены Юлии родилась дочь Юлия, а в 1919 году — вторая дочь Нина, а в следующем году от скоротечной чахотки скончалась его жена, и он остался один с двумя сиротами — шести лет и девяти месяцев, которых ему помогла воспитать неграмотная, но глубоко верующая крестьянка Анисия Ефимовна.

http://pravmir.ru/ego-vy-bolshe-ne-uvidi...

—258— и мн. др.), по местам чисто внешняя и случайная связь между отделами (4. 87. 236. 304. 378. 382. 424. 489. 579. 624. 692). Конспекты пред главами составлены слишком общё и неопределённо. К великому прискорбию, сочинение не свободно и от описок (30. 35. 61. 81. 96. 139. 203. 252. 286. 399. 421. 444. 568. 576. 578. 582. 629. 536. 641). Все перечисленные мной недочёты нужно считать отчасти неизбежными в такой большой и сложной работе, как работа о. Феодосия, и отчасти маловажными и легко устранимыми. Принимая всё это во внимание, мы думаем, что рассмотренное нами сочинение не только даёт право автору на степень кандидата богословия, но и может быть напечатанным. По тщательном исправлении, оно будет весьма полезной книгой по истории русской проповеди, так бедной произведениями подобного рода“. 26) Заслуженного ординарного профессора Александра Беляева о сочинении студента Остроумова Николая : „Учение о Святой Троице в сочинении Блаженного Августина De Trinitate“: „Сочинение г. Остроумова состоит из предисловия, введения, двух отделов исследования и заключения. Перечисливши в предисловии пособия для своего труда и сказавши несколько слов о богатстве богословской литературы в 4 и 5 вв., во введении он отмечает различные взгляды на христианское учение о троичности лиц в Боге, сообщает общие сведения о сочинении Августина De Trinitate и вкратце излагает содержание его. В первом отделе он излагает учение этого трактата о Боге вообще, о существе и свойствах Божиих. Во втором отделе, разделённом на три главы, он излагает учение трактата о Святой Троице вообще, о Сыне Божием и о Святом Духе. В заключении дана краткая оценка сочинения Августина. Задачи труда автора состояли в том, чтобы „на основании сочинения Августина De Trinitate изложить учение Августина о Святой Троице, показать особенности этого учения и отношение его к восточному богословию“. Первая и главнейшая из этих трёх задач выполнена им вполне удовлетворительно. Он старательно переводил и изучал обширное сочинение Августина De Trinitate, хо-

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

Священномученик Августин (Беляев), архиепископ Калужский и Боровский — 23 ноября 28 февраля 1886 года в Костромской губернии в семье протоиерея Александра Беляева родился пятый ребенок, названный Александром. Дом священника иногда посещал один благочестивый странник — и почему-то, обращаясь к маленькому Саше, называл его архиереем. В будущем пророчество исполнилось — Саша стал не только архиереем, но и мучеником за Христа. Прошло время, и в 1913 году Александр захотел жениться на девушке Юлии. Однако при встрече странник сказал ему: — Здравствуй, Саша-архиерей. — Ну какой же я архиерей, у меня невеста, — удивился Беляев. — А все-таки архиерей! — ответил странник. Свадьба состоялась, и у супругов родились две дочери, но семейное счастье продлилось недолго — в 1920 году Юлия умерла. С тех пор детей Александру помогала воспитывать няня. Похоронив жену, он решил полностью посвятить свою жизнь Богу и на исходе лета того же года стал священником. В те годы его дважды арестовывали за церковную деятельность. Выйдя из тюрьмы второй раз, он вместе с детьми переехал в Иваново-Вознесенскую епархию, в город Кинешму, где вскоре завоевал глубокое уважение паствы. И когда правящий архиерей епархии уклонился в обновленческий раскол, то на свободную кафедру собрание православных общин епархии постановило избрать именно протоиерея Александра Беляева. Патриарх Тихон пошел навстречу этому пожеланию и после пострига с именем Августин рукоположил священника в епископа. Любовь и уважение к новому архиерею были столь велики, что благодаря его служению за короткое время из раскола в Церковь вернулось несколько приходов. За это 5 февраля 1924 года владыка Августин был арестован. «Пользуясь положением духовного лица и используя религиозные предрассудки населения, старается направить последнее к сопротивлению законам советской власти», — так большевики сформулировали претензии, но, как ни странно, в этот раз отпустили епископа. Правда, долгое время после этого не давали служить в собственной епархии, а 9 октября 1926 года епископ Августин вновь был арестован и уже вскоре приговорен к трем годам ссылки в Среднюю Азию. Затем, в 1931 году, — еще раз к трем годам, но на этот раз уже лагерей.

http://foma.ru/datyi-noyabrya.html

Священномученик Августин ( Беляев ), архиепископ Калужский и Боровский – 23 ноября . – С.47. Священномученик Августин – Александр Беляев (1886-1937) родился в Костромской губернии в семье местного протоиерея. В 1920 году, после смерти любимой жены, оставившей ему двух дочерей, решил полностью посвятить свою жизнь Богу, стал священником. За церковную деятельность его дважды арестовывали. Выйдя из тюрьмы, уехал с детьми в Иваново-Вознесенскую епархию, в город Кинешму, где вскоре завоевал глубокое уважение паствы. Успешно противостоял обновленческому расколу. Православными общинами епархии был выдвинут на должность правящего архиерея, в связи с чем патриарх Тихон после пострига с именем Августин рукоположил священника в епископа. 5 февраля 1924 года был арестован, ему запретили служить в собственной епархии. В октябре 1926 года - новый арест и три года ссылки в Среднюю Азию. Затем, в 1931 году – еще к трем годам, но на этот раз уже лагерей. Вернувшись в 1934 году, Владыка стал епископом Калужским и Боровским, в 1936 году – архиепископом. В 1937-ом, с началом новой волны гонений, вновь арестован и приговорен к расстрелу. Убит 23 ноября   1937 года. Игумен Дамаскин (Орловский), член Синодальной комиссии по канонизации святых, руководитель фонда «Память мучеников и исповедников Русской Православной Церкви», клирик храма Покрова Божией Матери на Лыщиковой горе (Москва) www.fond.ru. Навстречу Христу . Памяти священномучеников Александра (Смирнова) и Феодора (Ремизова) – 14 ноября. Фото из архива автора//Фома. - – ноябрь 2008. – С.48. – (рубрика « Числа »). 14 ноября 1918 года приняли мученическую смерть отец Александр Смирнов, священник Крестовоздвиженской церкви села Вышегород Верейского уезда Московской губернии и отец Феодор Ремизов, настоятель Ризоположенской церкви того же села. Схваченные группой красноармейцев-карателей, они были подвергнуты жестоким издевательствам и, несмотря на это, встретили свой страшный конец с достоинством и молитвой. Палачи зверски расправились с отцом Александром и были напуганы тем, что исполосованный шашкой священник, вопреки всему, оставался жив, пока его не ударили прямо в сердце. После этого каратели подступили к отцу Феодору, который стал обличать их в жестокости и убийствах. Его начали избивать, повалили на землю и убили двумя выстрелами. Мощи священномучеников Александра и Феодора по благословению Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Алексия П и Высокопреосвященного митрополита Коломенского и Крутицкого Ювеналия 20 сентября 2003 года были помещены в храме Казанской иконы Божией Матери в городе Реутове (Московская область).

http://foma.ru/bibliografiya-foma-11-67-...

Вскоре отец Александр был возведен в сан протоиерея. В 1922 году возникло обновленческое движение, которое в 1923 году достигло большого размаха; благодаря энергичной поддержке безбожной власти, большинство храмов в Иваново-Вознесенске были захвачены обновленцами. Епископ Иваново-Вознесенский Иерофей (Померанцев) отпал в обновленчество, а викарный епископ Кинешемский Василий (Преоб­ра­жен­ский) был арестован властями. 14 сентября 1923 года в Покровском ка­федральном соборе в Иваново-Вознесенске состоялось собрание представи­телей одиннадцати православных религиозных общин города, съехавшихся для обсуждения вопроса о приглашении православного епископа на свобод­ную архиерейскую кафедру. Собрание единогласно постановило: «принять кандидатуру протоиерея Александра Беляева, проживающего в городе Кинешме, временно, впредь до возвращения епископа Василия и просить Патриарха Тихона посвятить протоиерея Александра Бе­ляева на просимую должность». «Согласно означенного постановления, – писалось в ходатайстве собрания Патриарху, – просим Ваше Святейшество благословить наше общенародное избрание протоиерея Александра Беляева во епископа го­ро­да Иваново-Вознесенска и совершить над сим народным избранником хиротонию во епископа». 17 сентября Патриарх Тихон постановил: «Ввиду явного уклонения в раскол Иваново-Вознесенского епископа Иерофея, считать кафедру города Иваново-Вознесенска свободной; назначить на нее протоиерея Александра Беляева». 21 сентября 1923 года протоиерей Александр по пострижении в монашество с именем Августин был хиротонисан во епископа Иваново-Вознесенского. Прибыв в Иваново, владыка ревностно принялся за исполнение архиерейских обязанностей. Он часто служил и за каждой литургией после чте­ния Евангелия произносил вдохновенное слово. Православные в Иванове полюбили архиерея. Перед богослужениями и после них его встречали и провожали толпы верующих. Его богослужения привлекали к себе сосредо­точенностью и духовным миром. После литургии владыка не спеша благословлял всех подходивших к нему.

http://fond.ru/kalendar/1211/olga/

-Мы с сестрой были близко знакомы с дочерью владыки. Она жила в Москве и бывала у нас, ее звали Юля (или Люся). И вот во время войны я слышала такой разговор    - это было  или во время самой войны, или вскоре после. Отпевал владыку Августина  в храме Ризоположения отец Николай Голубцов. Люся, владыкина дочка, была духовной дочерью отца Николая. Как мы узнали о кончине владыки?  Вернулся из  ссылки один престарелый батюшка и разыскал  ее по просьбе владыки. Он был с владыкой в одном лагере – они знали дуг друга как духовные лица -  однажды у владыки зашел разговор о том, что там умирают люди. Кто-то сказал: «Ну, Вы - то, владыка, уже готовы». Он ответил: «Я не готов, пока не отдам последнюю телогрейку, которая на мне, тому, кто больше в ней  нуждается». А была зима, лютая, с лютыми морозами. И в это время к ним в лагерь как бы на пересыльный пункт пришла партия ссыльных, которых перегоняли с места на место. Они переночевали и на следующий день должны были отправляться дальше по этапу. У одного из ссыльных была такая плохая одежонка, что он вряд ли перенес  бы эти морозы. И владыка, не подозревая, что ему самому скоро придется идти по этапу, отдал эту телогрейку этому заключенному ссыльному. И буквально в ближайшие же дни владыку и этого батюшку отправляют по этапу. Вот он потом и пришел к дочери владыки и рассказал эту историю. Владыка телогрейку отдал. Морозы были большие. Места были безлюдные, бездорожные,  их гнали как бы по полю. И вот владыка начал отставать. Ему кричали  конвоиры: «Беляев!» Оборачиваться было нельзя, но батюшка  обернулся.  Увидел, что владыка шел медленно, шатаясь. Потом крикнули еще раз: «Беляев!» эти конвоиры. Подталкивать его, очевидно, начали. Опять обернулся – владыка сидел на снегу. Потом лег. И так его и оставили, потому что деваться ему было некуда – поле, лес. А когда прибыли на новое место – написали: Беляев - выбыл. Эту версию рассказал батюшка – священник, который нашел дочку. -А вот фотографии, и надпись: В добрый час! На молитвенную память, епископ Августин – и стихи:

http://radonezh.ru/analytics/russkaya-ze...

23 ноября Русская Православная Церковь празднует память священномученика Августина (Беляева), архиепископа Калужского. Родился в 1886 году в селе Каменка Костромской губернии в семье священника, при крещении наречен Александром. Закончил Костромскую духовную семинарию и Казанскую духовную академию, по окончании которой в 1911 году был направлен преподавателем русского языка и литературы в Пензенское епархиальное женское училище. В 1913 году женился на дочери священника Юлии Любимовой. Через год в семье родилась дочь Юлия, а в 1919 году – вторая дочь Нина. В 1920 году от скоротечной чахотки скончалась жена, и Александр Беляев остался один с двумя сиротами – шести лет и девяти месяцев, которых ему помогла воспитать неграмотная, но глубоко верующая крестьянка Анисия Ефимова. 28 августа 1920 года Беляев был рукоположен во священника и вскоре переехал с детьми в Кинешму, где стал служить в одном из городских храмов. Благодаря самоотверженному пастырскому служению, он вскоре стал известен во всей Иваново-Вознесенской епархии. 14 сентября 1923 года, после того как епископ Иваново-Вознесенский отпал в обновленчество, состоялось собрание представителей православных общин города, обратившееся к Патриарху Тихону с просьбой «благословить… общенародное избрание протоиерея Александра Беляева во епископа города Иваново-Вознесенска и совершить над сим народным избранником хиротонию во епископа». Протоирей Александр был пострижен в монашество с именем Августин и 21 сентября 1923 года хиротонисан во епископа города Иваново. Владыка ревностно принялся за исполнение своих архипастырских обязанностей. Началось массовое возвращение приходов из обновленчества. 27 октября его вызвали в местное отделение ОГПУ и потребовали выехать в Кинешму, где ему разрешалось служить только в сельских храмах. В сентябре 1926 года Беляева обвинили в том, что он «обращает в христианство детей партийных работников», арестовали, судили и приговорили к трем годам ссылки в Среднюю Азию. После возвращения он был назначен на кафедру в Сызрань. 21 февраля 1931 года вновь арестован и приговорен к трем годам заключения в концлагерь. По окончании срока в 1934 году назначен епископом Калужским и Боровским. 2 апреля 1936 года преосвященный Августин возведен в сан архиепископа. Пасха 1937 года, благодаря торжественному и вдохновенному его служению, несмотря на гонения, ощущалась верующими в Калуге как одна из самых радостных. Арестован 20 сентября 1937 года, в ноябре тройка приговорила его к расстрелу. Дочери владыки, спросившей, что принести отцу, следователь ответил: «Подумайте лучше о себе, его вы больше не увидите». Архиепископ Августин расстрелян 23 ноября 1937 года и погребен в общей безвестной могиле.

http://foma.ru/bibliografiya-foma-11-103...

Священномученик Августин (Беляев), архиепископ Калужский. Последовавший Христу верою. Житие и мученический подвиг за веру архиепископа Августина (Беляева). Священномученик Августин (Беляев), архиепископ Калужский. Последовавший Христу верою. Житие и мученический подвиг за веру архиепископа Августина (Беляева)./автор жития архим. Дамаскин (Орловский). - М., 2020. - 442 с. : ил. В книге публикуется жизнеописание священномученика Августина (Беляева) и его литературно-богословское наследие, включающее кандидатскую работу, написанную в Казанской духовной академии, и ряд статей, напечатанных в различных дореволюционных церковных изданиях. Священномученик Феофан (Ильменский), епископ Соликамский. Ожидание праведников - радость. Священномученик Феофан (Ильменский), епископ Соликамский. Ожидание праведников - радость./автор жития архим. Дамаскин (Орловский). - М., 2022. - 624 с. : ил. В книге публикуется житие священномученика Феофана (Ильменского) и его духовное наследие, собранное из различных дореволюционных изданий. Священноисповедник Сильвестр (Ольшевский). Делатель неукоризненный. Духовное наследие. Священноисповедник Сильвестр (Ольшевский). Делатель неукоризненный. Духовное наследие : в 2 т./автор жития архим. Дамаскин (Орловский). - М., 2020. - Т. 1.- 726 с. : ил.; Т. 2 - 478 с. : ил. В книге рассказывается о миссионерской деятельности архиепископа Сильвестра (Ольшевского). Плодом миссионерской деятельности владыми Сильвестра  стало возвращение в лоно Русской Православной Церкви тысяч отпавших от единства с ней ее чад, десятки тысяч людей остановлены им от опрометчивого шага уклонения в раскол, и не сосчитать, сколько юных душ наставил владыка в шествовании истинным путем за Христом. Священномученик Владимир (Богоявленский), митрополит Киевский и Галицкий. Проповеди, слова, поучения. Священномученик Владимир (Богоявленский), митрополит Киевский и Галицкий. Проповеди, слова, поучения. В 3-х томах. - Тверь, Булат, 2008. - 528, 512, 496 с.Живое слово митрополита Владимира о Христе и Святой Церкви, размышления о будущем Родины, увещания бороться с личными и общественными грехами и пороками, глубокие и вместе с тем доступные размышления о едином на потребу звучат не только по-прежнему современно, питая душу человека, ищущего Бога, но и воссоздают в его сознании яркий образ самого священномученика, красоту и благородство его личности и показывают ужасающую действительность расцерковления общества, приведшего к революции, братоубийственной войне и гонениям на Церковь.

http://fond.ru/izdaniya-fonda/mucheniki-...

В 1947 году поселился в селе Ильинском Киржачского района Владимирской области, несколько лет трудился в колхозе на сельских работах и одновременно псаломщиком в храме. По благословению Преосвященного Онисима, архиепископа Владимирского, в 1954 году рукоположен во диакона и затем во священника (как целибат), назначен настоятелем Георгиевского храма в село Ильинское, где священствовал около 30 лет. В последние годы жизни продолжал трудиться в храме, совершая требоисправления и управляя церковным хором. В пении хора он возродил напевы Уссурийского монастыря, преемника многих традиций старого Валаама, где начинали свой монашеский путь основатели дальневосточной обители, посланцы Валаама иеромонах Сергий (Озеров) и иеродиакон Герман (Богданов). До конца своей жизни о. Николай сохранил преданность воле Божией, достигнув духов- ной мудрости при полной простоте, незлобии, смирении и доброте душевной. Эти качества привлекали к нему как отцу духовному и мирян и священнослужителей. За усердное церковное служение он был награжден наперсным крестом с украшениями, палицей, орденом св. равноапостольного князя Владимира и Патриаршей грамотой. Отпевание о. Николая в Георгиевском храме с. Ильинское совершили благочинный архимандрит Иустиниан (Саган), в сослужении настоятеля храма игумена Палладия (Отрошко), иеромонаха Христофора (Халикова) и протоиерея Василия (Глазистова). Похоронен о. Николай в ограде храма, над устроением которого он потрудился свыше 30 лет. С душевной скорбью и молитвой о почившем пастыре простились с ним прихожане и почитатели. 1989 Высокопреосвященнейший Августин (Беляев), архиепископ Калужский и Боровский Краткие биографические сведения Архиепископ Августин – в миру Александр Александрович Беляев, родился 28 февраля 1886 года в селе Каменка Костромской губернии, в семье священника. С детских лет в нем предугадывали будущего служителя церкви, так очевидно проявлялись в нем горячая вера и глубокая религиозность. Окончил Кинешемское духовное училище и Костромскую духовную семинарию. Учился в Казанской духовной академии, по окончании ее в 1911 году направлен учителем литературы в город Пензу. С 1911 по 1920 год преподавал в женском епархиальном училище и других учебных заведениях города. В 1913 году женился. В 1914 году родилась старшая дочь Юлия, в 1919 году – вторая дочь Нина. Тогда же исполнял обязанности церковного старосты, за что в 1920 году был арестован и находился в тюремном заключении. 22 июня 1920 года умерла от скоротечной чахотки его жена Юлия. Вскоре он принимает священство: 28 августа 1920 года рукоположен в сан иерея с назначением священником Рождественской церкви города Пензы. Служил священником в городе Кинешме, принял монашество.

http://azbyka.ru/otechnik/6/izbrannoe-st...

   001    002    003    004    005    006    007   008     009    010