Справка: По определенно Святейшего Синода от 21 февраля 1906 года за 1058, «увольнение студентов из Академии по прошениям» отнесено в разряд дел, окончательно решаемых самим Советом Академии. Определили: Студентов Августина Кукса и Владимира Малкална уволить, согласно их прошениям, из Академии, с выдачею установленных свидетельств. На сем журнале резолюция Его Высокопреосвященства: «1906 г. Окт. 3. Смотрено». 9 сентября 1906 года. 26 Присутствовали, под председательством Ректора Академии Евдокима, Епископа Волоколамского, заслуженные ординарные профессоры А.Д. Беляев и М.Д. Муретов , ординарный профессор М.М. Тареев , экстраординарные профессоры – А.А. Спасский, В.Н. Мышцын , И.В. Попов и И.Д. Андреев и доцент С.И. Смирнов . В собрании сем окончивший курс в Московской Духовной Академии в 1905-м году и оставленный при Академии для приготовления к замещения вакантных преподавательских кафедр, кандидат богословия, Федор Россейкин прочитал, согласно определению Совета Академии от 6 июня текущего года, две пробные лекции по древней гражданской истории, одну на тему по собственному избранию: «Реформа Клисфена», другую – по назначению Совета Академии: «Начальный политический строй у Греков». Обе лекции, прочитанные профессорским стипендиатом Федором Россейкиным, признаны были Советом Академии удовлетворительными. Справка: 1) По § 81 лит. б п. 4 устава духовных академий избрание кандидатов на должность доцента значится в числе дел Совета Академии, представляемых на утверждение Епархиального Преосвященного. 2) По § 48 того же устава «для получения звания доцента надлежит иметь степень не ниже магистра». 3) Согласно § 55 академического устава лицам, определяемым на вакантные кафедры с —251— званием исправляющих должность доцентов, до окончательного утверждения в степени магистра, срок для получения ими сей степени назначается не более двух лет со дня поступления на должность. Определили: 1) Ходатайствовать пред Его Высокопреосвященством об утверждении профессорского стипендиата, кандидата богословия, Федора Россейкина исправляющим должность доцента Академии по кафедре древней гражданской истории. – 2) Объявить кандидату Россейкину, что для определения на должность доцента по означенной кафедре он должен получить степень магистра богословия не позже двух лет со дня утверждения настоящего журнала Его Высокопреосвященством.

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

Сюда к нему в лагерь приехали его духовные дочери Анастасия и Нина, которые привезли продукты и теплые вещи. Они ехали через Ленин­град и там купили для владыки свежих фруктов и овощей. Приехав на станцию Лодейное Поле, они остановились у знакомого владыке священника и пошли в сельсовет за разрешением на свидание. Там их спросили, кто они будут епископу. Они сказались племянницами, и им бы­ло велено прийти через пять дней за разрешением. Переживая, что за пять дней фрукты испортятся, они решили отправиться в лагерь немедлен­но. Пошли по лесной дороге, не вполне уверенные, правильно ли идут. И увидели идущего им навстречу старичка. Они спросили его, далеко ли до лагеря. – Да нет, это недалеко. А вы к кому идете? – К Беляеву. – Ой, это такой хороший человек. Идемте, я вас отведу. Он так строго постится. Старичок привел их к воротам лагеря и велел им подождать. Через некоторое время к воротам вышел владыка – обритый, в кепке и в плаще; они поначалу его не узнали. Владыка провел их на территорию лагеря и устроил в санчасти. Они прожили здесь пять дней, а через пять дней пошли в Лодейное Поле за разрешением на свидание и, получив его, вернулись обратно. В последний день перед отъездом они пробеседовали с владыкой до позднего вечера и не заметили, как наступила глубокая ночь. Но разрешенные для свидания дни окончились, и оставаться дальше было нельзя. Идти надо было десять километров, причем дорога пролегала через глухой темный лес. Страх охватил их сердца. Владыка проводил их до ворот конц­лагеря, благословил и сказал: «Идите и не бойтесь, я буду молиться за вас». Они успокоились и благополучно, мирно добрались до города. Послушник епископа диакон Борис был отправлен в другой концлагерь, также недалеко от станции Лодейное Поле, и в заключении скон­чался. По окончании срока заключения, в 1934 году преосвященный Августин был назначен епископом Калужским и Боровским. Когда владыка приехал в Калугу, туда приехала дочь Нина, но жила она отдельно от него. Поначалу епископа в городе знали немногие, и он снимал маленькую ком­нату. Первую Пасху владыка праздновал вдвоем с дочерью. Впослед­ствии, когда владыку узнали в городе, он переехал в дом к одному из калужских священников. Здесь ему стало жить попросторнее, и сюда к нему стали приезжать духовные дети из Москвы. Бывало нередко в эти годы, что в дом приходила милиция, чтобы проверить, нет ли в доме посторонних. Затем владыка переехал на улицу 1905 года, где он прожил до ареста; у него было две комнаты, в одной из них жила няня Анисия Ефимовна.

http://fond.ru/kalendar/1211/olga/

Православные в Иванове не согласились с решением местных властей о высылке епископа Августина в Москву, тем более что это было сделано без суда; они стали добиваться возвращения архиерея в город. Было со­брано множество подписей под обращением с просьбой вернуть епископа Августина в Иваново. Среди подписавшихся было много рабочих. Когда подписи были собраны, верующие отправили с документами своих представителей во ВЦИК к Калинину. Им удалось склонить к защите своего правого дела одного из чиновников ВЦИКа, который помог им добиться того, что незаконное решение о высылке епископа Августина было отменено, и владыка вернулся в Иваново. Положение православных в те годы было тяжелым: власти преследо­вали их арестами, взимали с них огромные налоги, принуждали работать в двунадесятые праздники и в воскресные дни. Работницы ивановских ткацких фабрик и крестьяне спрашивали епископа, как им поступать, ведь работать в эти дни грех. И владыка ответил на этот вопрос в проповеди после литургии, пересказав им рассказ одного из русских писателей о злом и жадном помещике, который заставлял крестьян работать на себя всю неделю, оставляя им возможность работать на своем поле лишь в праздники. И крестьянам приходилось пахать даже на Пасху. Они ставили зажжен­ную свечу на свой плуг и, идя за ним, пели пасхальные песнопения. «Да, бывает, что мы всего оказываемся лишены, даже церковного богослужения, но веры и нашего внутреннего благочестия, нашей свободы во Христе нас не может лишить никто», – заключил епископ Августин свое слово. Почти ежедневные проповеди, все возрастающая известность архиерея, любовь к нему ивановской паствы, а также почти полное поражение обновленцев в Иванове приводили в ярость местных безбожников, и 1 сен­тяб­ря 1926 года начальник Ивановского ОГПУ отправил донесение началь­нику 6-го секретного отдела ОГПУ Тучкову в Москву, потребовав от москов­ских властей разрешения на высылку епископа Августина за пре­делы Ива­новской области. В своем заявлении он, в частности, писал: «Уба­ю­кан­­ный неприкосновенностью... гражданин Беляев пришел к заключению, что бороться с ним Губотдел не может и что в размахах работы ему в настоящее время не стоит стесняться... Эта наглая уверенность гражданина Беля­ева вылилась в новые формы работы для создания нелегальных кружков по­ка не оформленных христиан, имеющих целью завлечь и возвратить в " ло­но Церкви " детей вообще, в частности коммунистов, в возрасте 13-16 лет.

http://fond.ru/kalendar/1211/olga/

1864 г. декабря 4. Размышляя о назначении Урусова управляющим 11-м отделением, прихожу к мысли, что при новых преобразованиях законодательных Государю может быть угодно было, чтобы Урусов наблюдал за интересами церкви православной. Лучше закон направлять и исправлять в пользу церкви тогда, как он составляется, нежели тогда, как составленный он вносится в государственный совет, где судьба его зависит от случайного большинства голосов. Муравьев пишет мне, что в Петербурге в книжном магазине Базунова выставлена для продажи публике в русском переводе жизнь Иисуса Ренана. Раскольники на Рогожском кладбище составили учёный комитет, чтобы следить за всем, что. пишется против них, и противодействовать сему. Из Московских Ведомостей увидите, что Катков преследуется денежными штрафами за статьи свои против Ферроти и сепаратизма. Не дошло до нас ещё объяснение сего дела. Но благоприятели его поспешили заявить внимание, отданное ему митрополитом в день его именин. Со стороны Владыки, по моему мнению, весьма благоразумно такое действование; ибо он приобретает в пользу церкви сильный голос, по крайней мере, удержит от мнений в пользу раскола. О. Владимир Гетте прислал благодарственное письмо к Ректору за избрание в доктора православного богословия, считает для себя неожиданною честью стать в ряду с высшими учёными православной церкви и видит в сем обязанность усугубить свои труды в пользу православия. Из Варшавы пишет тамошний протоиерей Славин, что закрытие монастырей прошло тихо, и если скорбели, то отдельные личности и по отдельным личностям, а не по учреждению, напр. одна скорбела по Августине, другая по Доминике, третья по каком-нибудь Франциске. Гиляров говорит, что книг Синодальной типографии продаётся в настоящее время четвёртая часть против прежнего. Ахматов спросил нашего Ректора: правда ли, что Вы удержали Гилярова перейти в Петербург, сказав: охота Вам быть Иваном Семёновичем Гаевским? Ректор отвечал: не помню, что я говорил ему, но я более отсоветовал ему занимать это место, которое он имеет теперь, потому что он способен быть более дирижёром, нежели директором, т. е. составлять проекты, руководить, давать идеи, а не исполнять чужие.

http://azbyka.ru/otechnik/Andrej_Belyaev...

Обстоятельное изложение этого вопроса по сему западному учителю см.: Писарев Л. Учение блаж. Августина, епископа Иппонского, о человеке в его отношении к Богу. Казань, 1894. С. 70 и след. Ч. 1. Гл. 3; ср.: Булгаков С. Свет Невечерний. Созерцания и умозрения. М.: Путь, 1917. С. 237 и след. § 2. Пол в человеке. 206 Здесь я вовсе не берусь решать проблему пола и брака до самого ее дна, но лишь касаюсь ее со стороны общей темы, проводимой в параграфе. Для этого я просто беру наиболее всем известный и ежедневно повторяемый в утренних молитвах текст и толкую его. 207 Aristophanes. Comoediae. V. 5. Recensuit I. Bekkerus. London, 1829. Nota in «Pax». 496; Pape W. Handwцrmerbuch der griechischen Sprдche. Bd.  1. Braunschweig, 1842. S. 1239. 209 В старое время в Требнике печаталась особая молитва на очищение «бабе детинной, принимавшей младенца», то есть, по-нынешнему, акушерке, врачу и т. д. Кто благочестив, тот не оставит этого и теперь. Бабки в деревнях часто требуют эту молитву от священника. 221 Творения. Ч. 5. Сергиев Посад, 1892. С. 49 и след. Слова подвижнические об отречении от мира. 223 «Позволим себе, – скажу вместе с Григорием Богословом (см. прим. 5), – немного позабавиться с забавляющимися рассказчиками басней и к сказанному радоватися с радующимися и плакаты с плачущими ( Рим. 12, 15 ) присовокупить и сие: поговорить о пустом с пустословами». При слезах бывает и смех, как это заметили стихотворцы (Илиада, V, 484). Приведу несколько слов из сатирической книги «Физиология и анатомия человека» (Петроград: Новый сатирикон, 1916. С. 69–70, passim). Так как это не цитата из классиков, то тем самым еще больше должно быть стыдно чревоугодникам, когда, выражаясь фигурально, даже уличные мальчишки им носы показывают. «Пищеварением своим, – язвит Н. А. Тэффи в этой книжке, – человеческая особь наиболее гордится. Для этого в сущности очень простого физического процесса люди часто собираются скопом нередко с большой торжественностью... Такое совместное пищеварение людей... называется «банкетом»... Все счастливые, несчастные, деловые и веселые моменты своей жизни человек отмечает этим процессом. Он ест в театре, на похоронах, в окружном суде, на выставке, на вокзале, на Юнгфрау, в вагоне, ест на земле, на воде, в воздухе, ест, когда его судят, когда его женят, когда он смотрит на водопад, когда слушает шансонеток, когда заключает коммерческую сделку, когда требует смены министерства и когда приходит на любовное свидание... Едят, кушают, уплетают, лопают...» См. о взглядах святых на еду: «Основы» Отдел III. Гл. 5. § 4. Наука, литература, искусство – цитату из П. Флоренского .

http://azbyka.ru/otechnik/Varnava_Belyae...

Хотя Рöнтш, как мы уже имели случай заметить, принадлежит к христианско-теистическому направлению, и сочинение его, касающееся рассматриваемого нами вопроса, имеет христианско-апологетический характер, однако этот писатель имеет совершенно противоположный взгляд на характер Семитов и Арийцев и на их религию, нежели Грау. Он ставит Семитов ниже Арийцев во всем, не исключая и религии. Он говорит, что унижать натуральную религию Арийцев, как это делает Грау, значит ставить между религией истинной и ложной, откровенной и естественной такую пропасть, через которую нельзя перебросить никакого моста, значит позабыть слова Тертуллиана , что душа по природе христианка, и слова Августина, что христианство существовало прежде, нежели появилось название христиан. С другой стороны, по мнению Рöнтша, Грау слишком много придал значения в вере и истории Израиля естественному фактору, т. е. семитическому характеру этого народа, приписав особенностям семитической расы то, что, собственно, было действием Божественного руководства. Грау был введен в заблуждение Ренаном, он должен был вовсе отвергнуть мнения Ренана, а не исправлять их. Действительно, соглашается Рöнтш, семитическая раса имеет особенный, ей одной принадлежащий, характер; религия этой расы также отличается особенным характером, но о семитическом монотеизме не может быть и речи, потому что такого монотеизма нет, есть только монотеизм Израильский. В противоположность Грау, Ренану и Лассену, Рöнтш говорит, что в светской культуре, особенно в торговле, промышленности в прочих собственно материальных сторонах цивилизации, Семиты мало отстали от Арийцев и имели большое влияние на последних. Довольно, говорит он 107 , вспомнить об изобретении букв Финикиянами, системы мер и веса Вавилонянами, каковые изобретения перешли от них ко всем народам. Совершенно в разрез указанным писателям Рöнтш утверждает, что именно в религии Семиты далеко отстали от Арийцев. Между тем как, говорит он 108 , историей семитической культуры можно наполнить тома, материал семитической религии может быть помещен на одном листе. Если, добавляет он, признавать все языческие религии естественным продуктом народного духа и самым верным отражением его, то непонятно, каким образом Грау и другие, во всем унижая Семитов перед Арийцами, ставят их выше последних только в религии.

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksandr_Bely...

Характерно, что идея управления временем является одной из ключевых религиозных максим большевизма (впрочем, эта максима характерна для Нового времени (эпохи модерна) в целом, именно эта эпоха изобрела «машину времени»). Так, В.Н. Муравьев, русский космист, в молодости близкий к метафизике всеединства, а после революции считавший себя «больше большевиком, чем сами большевики» пишет в 20-е годы книгу «Овладение временем», где высказывает идею, согласно которой время должно быть технически переработано, упорядочено, и из хаотического времени мира должно возникнуть время-вечность рукотворного бессмертия Этот же пафос сверхбольшевизма слышался в стихах Маяковского, в названии книги В. Катаева «Время, вперед!» и в фантастической повести А. Беляева «Властелин времени». Не стоит думать, что эта масштабная задача производственного овладения временем, которое больше не рассматривается как дар и как способ существования сотворенного Богом мира, было всего лишь фантастической или философской мечтой. В те же 20-е годы возникает и начинает активно работать Институт труда, созданный А. Гастевым, – в нем-то и начинает работать после выхода своей главной книги Валериан Муравьев с.16-17]. Идея производственного овладения временем, которая была одной из составляющих частей «безбожной пятилетки», символически отображена на обложке того же журнала «Безбожник у станка», где основную часть пространства изображения занимают вздымающиеся вверх красные производственные конструкции, а в нижнем правом углу рабочий выметает из этого технически организованного мира окарикатуренную фигуру Бога. С богословской точки зрения здесь заявлена нетривиальная идея. Христианское богословие времени, наиболее яркой иллюстрацией которого является XI книга «Исповеди» блаженного Аврелия Августина, предполагает, что время сотворено Богом, а также и то, что время как бы раздваивается. У апостола Павла мы находим два типа времени: время как хронос (как автоматически протекающее гомогенное время ежесекундных изменений) и время как кайрос – время события, время, которое неподвластно и неподконтрольно человеку, потому что это время всегда предшествует человеческому опыту и является залогом того, что в истории, в разрыве хронологического времени может явить себя нечто внеисторическое, божественное. Это наблюдение и описание двух времен живого христианского опыта принадлежит немецкому философу Мартину Хайдеггеру. «Хайдеггер фокусирует внимание на различии между хронологическим и кайрологическим временем. Хронологическое время характеризуется как нечто исчислимое, объективное, доступное распоряжению, и при этом ничего не говорящее о смысле исторических событий. Кайрологическое время принадлежит к осуществленной историчности жизни и не может объективироваться. Кайрос настает внезапно, являясь как событие, которым мы не можем распоряжаться»

http://bogoslov.ru/article/5406999

Еще до напечатания своей истории митрополит Платон чрез посредство своего викария Августина давал ее для прочтения известному видному и влиятельному члену Новиковского общества И.И. Тургеневу. Тургенев в своем письме, адресованном к преосвященному Августину, с восторгом отзывается о церковной истории митрополита Платона, присоединяя несколько критических замечаний, не безынтересных для характеристики взглядов этого видного масона Платонова времени. «Преосвященный Владыко! Милостивый мой Государь! Возвращая при сем оригинал церковной нашей истории, сочиненный Его Высокопреосвященством, почтеннейшим и все любезнейшим во архипастырях, скажу вам с прирожденною мне откровенностью, что я ее не читал, а проглотил; радовался, видя пастыря совсем удаленного от духа многим духовным начальникам приписываемого; видел философа беспристрастного и истину сердечно любящего и выставляющего ее весьма искусно, ибо, познатель человеческой природы, знает он, что не всяк на лице истины, ярким и светлым светом блистающее, взирать может и свет ее слабое или не приученное зрение ослепляет; видел богослова кроткого и духом благочестия водимого, но неумолимо однако ж гремящего противу заклятых врагов Христовых, а притом и не скрывающего слабостей и пороков своих благочестивых архиереев; видел сына церкви и отечества усердного и воздыхающего о нестроении и той и другого. Но сочинитель выше моей похвалы. Мне остается со всеми любителями отечественной истории его всеусердно благодарить за пастырское попечение о просвещении людей, и что так уже в не молодых летах предприял и совершил таковый труд, о коем другой может быть и не думал, или только что поговорил. Жаль подлинно, что скудны мы русские в лучших источниках, откуда бы почерпать было можно достовернейшее и подробнейшее, есть ли только есть что почерпать. Наше отечество поздно узнало науки, а между тем военный и потом мятежный дух, рождавший междоусобия, не давал возможности возникнуть духу любви к письменам. Что касается до моих, на сия история, примечаний, то во-первых ныне слабость моего телесного здоровья делать их не дозволяет, – я едва только при данном мне недельном сроке прочесть успел книгу, да я же и не так сведущ в истории, чтобы мог что сказать к лучшему.

http://azbyka.ru/otechnik/Andrej_Belyaev...

Иными словами, следует переосмыслить основные черты теории прогресса с богословской корректировкой. Такими чертами нам представляются следующие три: 1. утверждение единства человеческого рода; 2. миропроектное целеполагание; 3. линейно направленное время как возможность исторического исследования. Единство человеческого рода подверглась сомнению ещё в печально знаменитой концепции «конца истории» Ф. Фукуямы. Напомню, что в программной его работе речь идёт не просто о конце прогресса, но о « конце истории и последнем человеке ». Ницшеанские аллюзии в данном случае даны не для красоты слога. Напомним его слова: «Вполне допустимо сказать, что невероятный исторический пессимизм, порождённый двадцатым веком, дискредитировал почти все Универсальные Истории» . Противостояние подобному отрицанию универсальности рода человеческого со стороны богословия заставляет вспомнить работы ещё XIX столетия — достаточно указать на название магистерской диссертации того же Кудрявцева-Платонова —  О единстве рода человеческого (опубликована в 1853 году). Академическое богословие всегда было достаточно чутко к тем возможностям прогресса, которые не отметались сразу же как не соответствующие православному мировоззрению. В 20-е годы XX века выпускник МДА епископ Варнава (Беляев) пишет: «Прогресс есть осуществление при помощи благодатных средств Царства Божьего на земле. В этом лишь случае он приемлем для христианства, и только в этом случае он действительно осуществляется постоянно в мире, хотя и в очень малых размерах (Лк. 12, 32)» . Были ли основания для подобного принятия прогрессизма? Основания эти вполне святоотеческие. Классический текст блаженного Августина Иппонского о двух градах представляет христианскую общину как некий альтернативный социум, пребывающий до времени в старом социуме, но с его ценностями не связанный. «Земной град, который верою не живёт, - говорит блаженный Августин, - стремится кземному миру и к нему направляет согласие в управлении и повиновении граждан,чтобы относительно вещей, касающихся смертной жизни, у них был до известнойстепени одинаковый образ мыслей и желаний.

http://bogoslov.ru/article/372423

Деморализующее влияние индульгенций для них составляло предмет слишком щекотливый и они оставили его в стороне. Чтобы потушить спор, они думали заставить Лютера умолкнуть угрозами, выставив его противником не Тецеля, а папы. Индульгенции дает папа. Как же смеет отвергать их Лютер, какой-нибудь ничтожный монах? Не ясно ли, что Тецель служит только ширмами, за которыми Лютер желает скрыть свое мятежное восстание против верховного авторитета папы? Но августинский монах принадлежал к разряду тех натур, на которых угрозы действуют раздражающим образом. Уличаемый своими противниками в восстании против авторитета папы, Лютер не хотел отступить пред теми опасностями, какие вытекали для него из этого обвинения. Так как от прямого спора об индульгенциях уклонялись, то он и остановился на вопросе о папском авторитете, который поставили его противники. Папа раздает индульгенции. Он же утверждает и учение об них своим авторитетом. А это учение вредно влияет на народ, действует на него развращающим образом, подрывает самые основы нравственно-добродетельной жизни. Итак следует ли верить папскому учению? Обязателен ли для нас авторитет римских первосвященников? Вот вопрос, на который натолкнули реформатора его противники. Угрозы и обвинения, которыми думали запугать его, расшевелили в нем то чувство, которое всегда живуче было в немецком народе, которое, хотя и подавлено было в средние века гнетом папства, но давно уже просилось наружу и влекло Германию к умственной и моральной свободе. Под возбуждением этого чувства, и в увлечении полемикою, Лютер становится проповедником самой широкой свободы совести и религиозных убеждений. Библия ничего не говорить об индульгенциях. Следовательно папа заблуждается, идет против Христа и апостолов. Авторитет его, значит, в делах веры необязателен. Прочь же этот авторитет! Папа не глава церкви, и повиноваться ему не следует, потому что он повелевает делать то, чего не заповедал ни Христос, ни апостолы. В этом смысле папа – антихрист, противник Христу.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Belyae...

   001    002    003    004   005     006    007    008    009    010