Человек этот был, по-видимому, исключительных, военных и политических дарований. Если вспомнить, что происходило в Римской империи до воцарения Октавиана Августа, то остается только удивляться, каким образом Ирод смог маневрировать между всеми борющимися сторонами и при этом уцелеть. Кто там только не был замешан, включая Клеопатру. Тем не менее, Ирод все-таки остался у власти. Одно из известных его деяний то, что в двадцатом году до Рождества Христова он начал перестройку Храма. Когда Христос сказал: «Разрушьте храм сей, и Я в три дня воздвигну его», ему сказали, что храм этот строился сорок шесть лет. Второе восстановление храма произошло за гораздо меньший срок, за двадцать лет, а вот та реконструкция, которую затеял Ирод, к моменту этого диалога Христа с иудеями как раз и продолжалась где-то сорок шесть лет. Ирод был человеком крайне жестоким, и, понимая всю незаконность своей власти, он весьма жестоко относился даже к своим родственникам; спустя семь лет после воцарения он казнил свою жену, после этого у него было еще семь жен. Ирод казнил и многих своих сыновей, так что Август в свое время шутил, говоря, что в доме Ирода гораздо безопаснее быть свиньей, нежели сыном, по той причине, что свинины иудеи не ели, а вот сыновей своих Ирод уничтожал весьма усердно. В конце концов, их осталось только трое: Архелай, Ирод Антипа и Филипп, известные нам уже по Евангелию. Вот, собственно, конец ветхозаветной истории и начало истории новозаветной. К характеристике Ирода можно прибавить еще вот что: иногда удивляются, почему же такое событие, как избиение младенцев в Вифлееме, никак не было зафиксировано в других источниках. До нас вообще дошло мало исторических трудов того времени. Когда Ирод уже умирал, он вполне отчетливо понимал, что никто расстраиваться не будет о его кончине. Тогда он повелел взять достаточно большое количество заложников, юношей из самых знатных семейств, и умертвить их в тот момент, когда он умрет, чтобы среди иудеев был плач по случаю его кончины. Для человека с таким масштабом злодеяний избиение младенцев в Вифлееме было весьма рядовым событием. В связи с Иродом исполнилось одно из древнейших пророчеств, которое прозвучало из уст патриарха Иакова: скипетр отошел от Иуды. Со времен царя иудейского Седекии не было царя в самой Иудее, кроме Александра Янная, но тут царский скипетр попадает в руки идумеянина. И в этот момент происходит величайшее событие, а именно Рождество Христово, Христос приходит в мир.

http://sedmitza.ru/lib/text/431243/

Нет сомнений, что переход от республики к монархии - процедура не однодневная, а потому требует некой переходной формы правления. Наиболее известной из подобных форм в истории был период правления Октавиана Августа (27 до Р.Х. - 14 от Р.Х.), когда он, не отменяя старых республиканских учреждений, с соизволения народного собрания соединил в своем лице как первого из сенаторов (princeps) все главные власти и должности: консула, проконсула, трибуна, цензора, понтифекса. Потомки же Августа по крови или усыновлению - Юлии-Клавдии (Тиберий (14-37), Калигула (37-41), Клавдий (41-54), Нерон (54-68)) - стали полноправными Императорами, которые, несмотря на своё язычество, признавались Святой Церковью Удерживающими. Принцепсом Август стал поневоле, в силу сложнейшей внутриполитической обстановки. А в это время на окраинах Рима в далеком Вифлееме родился Спаситель. Борьба за власть вынудила Августа испросить у Сената чрезвычайные полномочия на определенный срок, в результате чего власть полностью сосредоточилась в одних руках. И если до этого рейтинг доверия Августу был высоким, то после зачистки сепаратистской элиты и " пятой колонны " народ буквально боготворил своего правителя. И было за что. Жесткой рукой был наведен порядок, закончились раздоры между соперничающими кланами, надолго подавлены мятежи в провинциях. Октавиан вернулся в Рим победителем. И сложил с себя чрезвычайные полномочия. Целью своей Август видел не власть, а благо государства в исторической перспективе. Поэтому отмена чрезвычайного положения, как бы мы сказали сейчас, нужна была для демонстративного снятия напряжения. Реально Октавиан готовил трон для монарха. Причем Август хотел видеть на троне достойнейшего, рассматривая отведенное ему самому время, как шанс объединить, успокоить и подготовить страну. Только опытный, умный и решительный человек мог продолжать политику Августа так, чтобы сохранить и преумножить раздираемую сепаратистами и жадными до власти олигархами римскую Империю. В своих мечтах Август видел не роскошь на старости лет, а Рим, пребывающий вечно.

http://ruskline.ru/monitoring_smi/2006/1...

Центром И. к. при Августе Октавиане стал воздвигнутый в память о гибели Цезаря храм Марса Мстителя в Риме: т. о. в глазах армии и народа Август приобщился к «харизме» приемного отца и еще при жизни стал получать божественные почести на основании того, что был сыном «божественного Юлия». В Египте его именовали «богом от бога» (POxy. 1453; OGIS. 655) и почитали, как фараона и бога Ра , в Александрии ему был посвящен храм Кесарион. Многочисленные храмы в честь Августа (иногда вместе с богиней Ромой (Dea Roma): напр., храм Ромы и Августа в Эфесе, 29 г. до Р. Х.) были возведены в М. Азии. Август почитался на Востоке как спаситель, освободитель (Зевс Элевтерий), податель благ и отец человеческого рода (в Риме он был наречен «отцом отечества», Pater Patriae). Культовые мероприятия в честь основателя принципата были строго регламентированы. В храмах Ромы и Августа ежегодно с участием представителей провинциальных общин совершались торжественные богослужения, к-рыми руководил верховный жрец провинции. В 27 г. до Р. Х. сенат провозгласил Октавиана «Августом», т. е. «божественным», «возвышенным», «священным», (греч. σεβαστς - достойный наивысшего почитания). Культ Августа широко распространился и на западе империи: в провинциях по инициативе местной знати и ветеранов Августу и его преемникам были посвящены алтари, храмы, статуи, надписи. Вслед за Цезарем Август возглавил жрецов Рима, став в 12 г. до Р. Х. верховным понтификом. К тому времени он уже был членом ряда жреческих коллегий - авгуров, квиндецимвиров, эпулонов, арвальского братства, а также коллегий тициев и фециалов. Алтари богини Ромы и Августа были возведены в галльских провинциях (напр., алтарь в Лугдуне (ныне Лион), построенный в священном лесу и окруженный статуями, к-рые олицетворяли 60 галльских общин), а спустя неск. лет - в ряде городов провинций Германии и Асии. Иногда культ Августа сливался с культами др. богов, в частности Геркулеса и Меркурия. В Риме Август не был непосредственным объектом культа. При жизни императора обожествлялся только его гений (genius - личное божество-хранитель), культ которого стал частью культа домашних богов - манов, ларов и пенатов, и нумен (numen - божественная сила).

http://pravenc.ru/text/389513.html

Рим переживал тяжелое время. Борьба между Октавианом и другими искателями верховной власти в Рим, сопровождавшаяся всеми ужасами междоусобной войны, поколебала в самом основании все понятия о правах собственности и жизни. Хорошо жилось Виргилию среди роскошной итальянской природы в наследственном родовом имении близ Мантуи. Но вдруг является новый нежданный владелец его земли; Октавиан, одержав победу при Филиппах в 42 году до Р.Х., захотел наградить своих сподвижников земельными участками, не справляясь о том, кому принадлежали эти участки до сих пор; одному из них досталась-было земля Виргилия. Но ходатайство Азиния Поллиона возвратило поэту отцовское наследство. Снова зажил-было Виргилий на своей земле, изобразив себя в 1-й эклоге под именем счастливца Титира, который под покровительством божества, т.е. императора Августа, спокойно живет на своей земле и на которого с завистью смотрит Мелибей, не пользовавшийся таким покровительством. Но счастье поэта было не продолжительно. После победы при Перузии в 41 г. до Р.Х. начинается новый раздел земель между военными, и на землю Виргилия является новый владелец – сотник Аррий; на первых порах поэту пришлось думать уже не об удержания за собою своего имущества, а о сохранении своей жизни. Поэт изобразил свое несчастное положение под именем Меналка в 9-й эклоге. Впрочем, ходатайство сильных друзей и личное расположение самого Августа к поэту скоро успокоили Виргилия и навсегда упрочили за ним обладание своею собственностью. Теперь поэт мог беспрепятственно предаться занятиям поэзией. Вскоре ему представился случай воспользоваться своим поэтическим даром для того, чтобы на языке Муз отблагодарить своего главного благодетеля – Азиния Поллиона, а отчасти и самого императора Августа. Первый из них за взятие Салона – города в Далмации удостоился получить лавровый венок, а потом в 40 г. до Р.Х. сделался консулом; к довершению его счастья в том же самом 40-м году у него родился сын Азиний Галл, прозванный, в память взятия Салона, Салонином. С семейной радостью Азиния Поллиона совпала по времени подобная же радость и у императора Августа по случаю рождения его родного племянника – Марцелла, который был усыновлён своим дядей. В честь этих лиц и написана Виргилием 4-я эклога, которая обыкновенно причисляется к буколической поэзии, хотя и не совсем справедливо, потому что по своему главному, преобладающему содержанию составляет стихотворное произведение не пастушеской поэзии, а такой поэзии, которую можно было назвать консульскою, героическою и царскою 2 .

http://azbyka.ru/otechnik/Nikandr_Gloria...

Дальняя Испания (Hispania Ulterior) и резиденцией претора. Первоначально колония была окружена двойной стеной протяженностью 2650 м, к-рая охватывала площадь 47 га (1-й периметр был построен из крупного необработанного камня, перед 2-й стеной был выкопан ров). До рубежа II и I вв. до Р. Х. Кордуба, как военное укрепление, почти не обустраивалась в соответствии с рим. градостроительными традициями. Пространство будущей застройки было организовано по 2 осям - cardo (от сев. ворот (впосл. Пуэрта-де-Осарио) к южным, выходившим к Гвадалквивиру) и decumanus (точное расположение неизвестно; впосл. в направлении с востока на запад шли несколько крупных параллельных улиц). С кон. II в. известно о существовании форума (в р-не совр. пл. Сан-Мигель), тогда же началось строительство каменных общественных зданий и частных домов; их внутренние помещения украшали настенными росписями и статуями. В 80-70-х гг. до Р. Х. началась чеканка монеты с легендой «Кордуба» ( Chaves Trist á n. 1977). Во время гражданской войны в Риме (49-45 гг. до Р. Х.) Кордуба, оказавшаяся под контролем сторонников Помпея, была захвачена и разорена войсками Юлия Цезаря . Заметный рост античной Кордубы и обустройство города относятся ко времени правления имп. Октавиана Августа (27 до Р. Х.- 14 по Р. Х.). Ок. 25 г. до Р. Х. в рамках реформы адм. деления колония Кордуба (Colonia Patricia Corduba) стала центром пров. Бетика и Кордубского округа (Conventus Cordubensis). Площадь города была увеличена до 78 га за счет строительства новой стены с юга, сооружались мостовые и портики. Были построены театр и амфитеатр, на средства императора возведен 1-й городской акведук (Aqua Augusta). К эпохе правления Августа относится большое число надписей, в к-рых сообщается о строительстве зданий, коммуникаций и т. п. Периодом расцвета Кордубы считается эпоха после правления Августа и до кон. III в. по Р. Х. Начатое при Августе каменное строительство значительно расширилось, использование каррарского мрамора при отделке зданий стало настолько распространенным, что в городе появились мастерские по его обработке ( M á rquez Moreno.

http://pravenc.ru/text/2057236.html

Сначала правители сменялись часто. Так, после смещения тетрарха Архелая (6 г. по Р.Х.) до смерти императора Октавиана (Августа) (14 г. по Р.Х.) было три прокуратора (Копоний, М.Амбивий, Анний Руф). Приемник Августа, император Тиберий, без крайней необходимости не устранял наместников. Он имел своеобразную административно-этическую доктрину. “В самой природе всякого должностного лица,— говорил он,— лежит стремление к любостяжанию. Если должности будут предоставляться чиновникам ненадолго и не на определенное, но на короткое время, то эти чиновники приложат все свое старание обобрать людей состоятельных. Если же их назначить на более продолжительный срок, то они, имея перед собою возможность беспрепятственного грабежа, вскоре, вследствие своего обогащения, утомятся этим и надолго оставят подчиненных в покое” . Поэтому за 22 года царствования Тиберия было только два наместника. Понтий Пилат (26–36 г. н.э.) был пятым прокуратором. Власти его подчинялись Иудея и Самария. Вовлеченный духовно слепыми вождями иудейского народа в борьбу с ненавидимым ими Проповедником, именно он, как римский судья, произнес последнее слово, определившее Узнику мучительную смерть. Однако, даже при самом тщательном и детальном анализе с юридической точки зрения, понять происшедшее невозможно, ограничившись событиями той ночи и того утра. Поэтому исследование необходимо начать с богословских оценок и духовно-нравственных наблюдений изучаемых нами событий. I Духовный смысл той борьбы, которая предшествовала суду и распятию, Сам Спаситель открыл в беседе с учениками: Мир «Меня ненавидит, потому что Я свидетельствую о нем, что дела его злы» (Ин. 7, 7). Борьба добра и зла началась с того дня, с того часа, когда древний искуситель нашел вход в сердца наших прародителей и произошло грехопадение. Об этом свидетельствует Священное Писание. По причине поврежденности человеческой природы грех постепенно овладевал не только отдельными людьми, но и целыми народами. Человечество не имело в себе внутренних сил победить грех и уничтожить зло.

http://pravoslavie.ru/put/070226110810.h...

Автор радует историков Рима климатологическим открытием, что «римляне оставили свои дальние провинции еще и потому, что там было слишком холодно и голодно зимой» (с. 14). Чхартишвили прочел в «Огоньке» о теории климатических колебаний в Европе, немного запутался в хронологии смены климатических оптимумов и пессимумов (он говорит о «римском теплом периоде (250 до н.э. – 400 н.э.)», на самом деле римский климатический оптимум – так это называется – начался в правление Октавиана Августа, около 30 до н.э., и за расширение Рима никак не был ответственен) и выдал читателю теорию, что «наше государство – продукт климатических колебаний» (с.15), зародившееся в «средневековый теплый период» (так автор назвал средневековый климатический оптимум). К этой занимательной климатологии Чхартишвили присовокупил трогательный рассказ о Гренландии, где, как известно, когда-то росли коровы и паслась трава, а теперь только холод и эскимосы. Вот как потеплело! Потому и такой странный народ, как «русославяне», забрался на север и размножился. И вновь автора подводит полузнание и путаница в хронологии. Викинг Эрик Рыжий открыл теплую Гренландию около 1000 года, когда и в самом деле средневековый климатический оптимум был в разгаре, а на Руси в стольном граде Киеве закатывал пиры Владимир Красно Солнышко, уже успевший креститься. А вот переселение славян по Русской равнине – это VIII и IX века – период очень плохой погоды. С 793 по 880, как раз тогда, когда зарождалось наше государство, 13 лет были годами голода и наводнений, а 9 имели очень холодные зимы. Так что если русские и создали государство по климатическим причинам, то отнюдь не потому, что потеплело, как считает Чхартишвили, а напротив – чтобы спастись от холода. 2 После климатических штудий и с тем же уровнем компетентности Чхартишвили рассказывает про «таборы блуждающих земледельцев» (с.26), бродившие по Евразии, в то время как в лесной зоне отсиживались финны, управляемые «кастой волхвов» (с. 24). На них налетают свирепые гунны, у которых вместо семьи была «какая-то стаеобразная форма полигамии» (с. 36). Что такое «стаеобразная форма полигамии» – над которой уже потешается полрунета – не очень понятно, а главное – непонятно, откуда Чхартишвили её взял. Существуют два описания нравов гуннов – у Приска Панийского и у Аммиана Марцеллина. Первый говорит просто о многоженстве гуннов на примере Аттилы. И ничего стаеобразного в его описании нет – всё вполне сходно с любым восточным гаремом. Один муж – много жен: «Зарина, Джамиля, Гюзель, Саида, Хафиза, Зухра, Лейла, Зульфия, Гюльчатай...».

http://pravoslavie.ru/66108.html

Все ждали Спасителя, который восстановит на земле мир и порядок, объединив под своей властью всю ойкумену. Такового видели в Октавиане Августе, действительно положившем конец много лет раздиравшей Рим гражданской войне. Именно Августа, а затем и его преемников – римских императоров – именовали такими титулами как «спаситель», «господь», «сын божий», «бог от бога», Императору оказывались божественные почести, его культ был официальным культом Римской империи, также мы можем говорить об имперском богословии, бывшем неотъемлемой частью единой с религией государственной идеологии. Итак, не только евреи, но и все человечество – в лице Сердиземноморской цивилизации – к началу I века осознавало, что исчерпало или почти исчерпало свои возможности, зашло в тупик, выйти из которого может только при божественном вмешательстве в историю. Иными словами, спасения ждал не только Симеон. Аналогичную ситуацию мы наблюдаем и сейчас: независимо от вероисповедания и своих убеждений, принадлежности к той или иной культуре, все ощущают, что не только экологические, но и все прочие ресурсы цивилизации почти исчерпаны, что мы живем в ситуации поистине глобального, всеобъемлющего кризиса, выход из которого не просматривается. Вера в человеческий разум и прогресс, свойственная XVIII – XIX веку, похоже, навсегда отошла в прошлое вместе с тоталитарными идеологиями и порожденными ими режимами, а идеология потребления, комфорта и успеха не дает удовлетворительного ответа зачем, для чего жить, в чем цель и смысл человеческого существования кроме зарабатыванья денег и оставления их в супермаркетах и на курортах. Человечество по прежнему разделяется на народы и государства, но эти границы чем дальше, тем больше становятся лишь условностями: где бы мы ни жили, мы все меньше отличаемся друг от друга и по взглядам, и по образу жизни. Кроме того, точно также как в первом веке, так и в нашем, двадцать первом, можно говорить о единой, подчинившей себе всех и вся Империи и имперской идеологии: в нашем случае – это Соединенные Штаты и не только культивируемый повсеместно американский образ жизни, но и соответствующий ему образ мыслей и представлений.

http://pravmir.ru/o-sreteni-ispovedanii-...

Действительно, Золотой век, рассвет Римского государства приходится на период правления четырёх императоров от Траяна до Марка Аврелия, последовательно находившихся у власти по два десятилетия каждый. Октавиан Август, Карл Великий, Пётр Первый. Осуществились бы их замыслы при постоянной смене верховной власти? Может ли самостоятельное государство позволить себе непрерывную чехарду политиков-временщиков? Древние Афины принято считать первой демократией. При этом периодом высшего рассвета античного полиса по праву называют золотой век Перикла. В течение пятнадцати лет до самой смерти Перикл ежегодно избирался на высший пост. Граждане Рима в сложные периоды снова и снова отдавали верховную власть в руки одного достойного правителя и не боялись наделять его чрезвычайными полномочиями. Когда под влиянием демагогов они отступали от этого правила, думая о сменяемости и боясь узурпации, республику настигали бедствия. В конечном итоге такая узурпация произошла, но к тому времени порядки и нравы настолько выродились, что абсолютная единоличная власть Суллы, Цезаря и Августа была спасением для республики, погибающей от беспредела знати, политических кризисов и гражданских войн. Кто-то скажет: «Сейчас другое время. Общество развивалось. Теперь это не работает». Хорошо. Посмотрим, как последние десятилетия менялась власть в ведущих западных демократиях. Франция. В 1959 году была образована пятая французская республика, которую возглавил 68-летний глава правительства четвёртой республики Шарль де Голль, уже руководивший страной в 1940-ые. Генерал де Голль десять лет был президентом и покинул свой пост за год до смерти в возрасте 78 лет. Ему на смену пришёл Жорж Помпиду, который начал работать с де Голлем ещё в 1940-ые, а в 1960-ые возглавлял его правительство. Помпиду занимал президентское кресло до самой своей смерти в 1974 году, когда на внеочередных выборах за власть стали бороться политики нового поколения: Валери Жискар д " Эстен, Франсуа Миттеран и Жак Ширак. Эти три человека по очереди управляли Францией следующие тридцать три года.

http://ruskline.ru/special_opinion/2015/...

М.- выдающийся исследователь и научный деятель. С 1863 г. он руководил изданием монументальной сер. «Корпус латинских надписей» (Corpus inscriptionum Latinarum/Hrsg. v. d. Berliner Akad. B., 17 vol. in 55 t.; при жизни М. вышло 20 томов) и позднее, в 1872 г.,- изданием дополнений к нему (Ephemeris epigraphica: Corporis inscriptionum latinarum supplementum. R.; B., 1872-1913. 9 vol.), был одним из инициаторов важнейших проектов в области античного языкознания (Thesaurus linguae Latinae, 1893), исторической географии (созданная в 1890-1892 комиссия по изучению рим. границы - лимеса, Reichs-Limes-Forschung) и просопографии (Prosopographia Imperii Romani, 1897). Один из основателей журнала по классической филологии «Гермес» (Hermes: Zeitschrift für classische Philologie, с 1866), Немецкого археологического ин-та в Риме (1871). С 1875 г. активно участвовал в издании сер. «Monumenta Germaniae Historica» , инициатор и в 1875-1898 гг. главный редактор подсерии «Auctores antiquissimi» (Древнейшие авторы). М. подготовил издания сочинений Кассиодора , Иордана , Гильды , ряда позднеантичных и раннесредневек. хроник ( Проспера Аквитанского , Идация , Исидора Севильского , Беды Достопочтенного и др.), а также Liber Pontificalis (издание не завершено). В ходе работы над этими изданиями М. много путешествовал по Европе, изучал рукописные собрания различных б-к. Он также подготовил комментированные публикации важнейших источников по истории Рима и рим. права: завещания имп. Октавиана Августа (Res gestae divi Augusti: Ex monumentis Ancyrano et Apolloniensi. B., 1865, 18832); «Дигест» Юстиниана (Digesta Iustiniani Augusti. B., 1868-1870. 2 vol.); Кодекса Феодосия ( Theodosiani Libri XVI cum constitutionibus Sirmondianis. B., 1905. 2 vol. in 3), нек-рых егип. папирусов. В июле 1880 г., во время пожара в доме М., сгорела значительная часть его б-ки, в т. ч. ряд рукописей и редких книг, полученных для работы из б-к Кембриджа, Галле, Брюсселя и Ватикана. Нереализованным остался проект М. по подготовке новых изданий византийских авторов (см.: Croke B. Mommsen and Byzantium//Philologus. B., 1985. Bd. 129. S. 274-285).

http://pravenc.ru/text/2564092.html

   001    002    003    004    005    006    007    008    009   010