Второй же этап совпадает с периодом установления в Риме единоличной власти Кесаря Октавиана Августа. После поражения Марка Антония в гражданской войне против Октавиана Ирод,хранивший верность до этого Марку Антонию, занял сторону победителя, ставшего теперь Кесарем Августом. В благодарность Октавиан Август утвердил в 30 г. до Р.Х Ирода на престоле Иудеи и помимо подаренных новых территорий вернул те участки, которые были отобраны Клеопатрой. Теперь царство Ирода Великого включало все территории Хасмонейского царства за исключением некоторых городов Декаполиса. Находясь в политической зависимости от Римского престола, Ирод однако располагал полной автономией в вопросах внутренней политики. Он учредил Совещательный союз, в который как и на многие административные должности назначались преимущественно эллинизированные евреи и даже иностранцы. Армия теперь была по преимуществу наемной, состоявшей из фракийцев и галлов. Ирод предпринимал большие усилия для эллинизации населения Иудеи, что объясняется как политическими причинами, так и личной симпатией монарха к греческой культуре. Так, даже новые номиналы монет, отчеканенные при Ироде Великом, уже не содержали палеоеврейского шрифта, замененного на древнегреческий и латынь. А символика монет, разработанная предшественниками Ирода – Хасмонейскими монархами, была полностью упразднена, хотя фрагментально сохранялись трудно узнаваемые еврейские мотивы. Иродом была создана настоящая служба сыска, агенты которой в разных частях страны должны были выявлять заговорщиков и саботажников, выступающих против интеграции Иудеи в Римское сообщество и вообще против политики и личности Ирода. В результате работы осведомителей этой шпионской сети в разное время по тайным приказам Ирода погибло большое количество людей, имена которых мы вряд ли уже узнаем. Но некоторые из них история все же сохранила. Паранойя Ирода Мариамна родила Ироду 5 детей, ей было всего 25 лет, когда венценосный супруг заключил её под стражу с фабрикованным обвинением в супружеской измене. Удивительно, но главным свидетелем против Мариамны была её мать – Александра! По всей видимости, Александра спасала свою жизнь, так как сама была в списке смертников. Понятно, что послушный суд вынес приговор, который Ирод приготовил накануне – смерть! Но казнь любимой женщины обратилась для Ирода наказанием.

http://pravoslavie.ru/58552.html

Но казнь любимой женщины обратилась для Ирода наказанием. Иосиф Флавий сообщает, что Ирод после казни погрузился в депрессию. Он приказал забальзамировать тело Мариамны и оставить её во дворце, а сам при этом в исступлении бродил по своим покоям и звал её по имени. По всей видимости, у Ирода начал развиваться психоз - он даже начал слышать голоса. Ирод был серьёзно болен. Именно в этот период мать казнённой Мариамны - Александра, заручившись силовой поддержкой единомышленников, принимает решение захватить престол. Она провозглашает себя царицей, объявив, что из за психической болезни Ирод больше не может управлять страной. Но действия Александры только мобилизировали до этого ослабленного Ирода - Александра и все заговорщики были казнены даже без судебного разбирательства. Ирод Великий - эстет-созидатель Итак, очевидно, что репутация царя-убийцы была вполне заслужена Иродом Великим. Но поразительно, как противоречит этот чудовищный образ тому образу монарха-эстета, который закрепился за ним благодаря сооружённым им уникальным архитектурным памятникам. На протяжении своего правления Ирод перепланировал большое количество городов как в Иудее, так и в Галилее, а сам Иерусалим значительно расширил и укрепил. Мало того, в далёких Афинах, Тарсе, на острове Родос, в Александрии и в самом Риме на его средства были построены термы и форумы, гимназии и арены для спортивных игр. Строительные проекты Ирода Великого отличались особой роскошью и монументальностью. Иосиф Флавий сообщает, что монарх лично принимал участие как в проектировании, так и в каждом этапе строительства своих объектов, независимо от того, в какой части страны они находились. По всей видимости, Ирод был достаточно образованным человеком. В своих проектах он использовал революционную архитектурную технику, разработанную римскими инженерами. Заслуживают особого внимания такие уникальные города, появившиеся благодаря строительному гению Ирода, как Кесария (названа Иродом в честь своего патрона - кесаря Августа Октавиана) и Себастия. Эти города спроектированы с системой параллельных и пересекающих улиц, храмами, театрами, амфитеатрами, термами и жилыми кварталами. Славу Кесарии, безусловно, составлял её порт - одно из уникальных в инженерном отношении сооружений.

http://ruskline.ru/monitoring_smi/2011/0...

То есть, потому и не появился в России русский роман, в котором, как в шолоховском " Тихом Доне " , отразился бы во всей его трагической полноте современный, не имеющий аналогов в мировой истории цивилизационный сбой. И даже если наступят последние времена, наши русские писатели, может быть, самого князя тьмы, будут изображать, как Лев Толстой Наташу Ростову, вглядываясь в мерцания лишь собственных человеческих свойств. Но эта способность – не только русской, а и всех национальных литератур – полагать, что человек лучше, а не хуже, чем он есть на самом деле, – до сих пор давала основу для человеческого развития, а не для того одичания, которое заложено в современный единый культурный стандарт. 3. НО ЕСЛИ НЕТ УКАЗА О ЗАПРЕЩЕНИИ РУССКОЙ ЛИТЕРАТУРЫ, ТО ДОЛЖЕН БЫТЬ САМОДЕЙСТВУЮЩИЙ МЕХАНИЗМ ЭТОГО ЗАПРЕЩЕНИЯ До появления единого либерального стандарта в культуре и литературе почти каждый выдающийся писатель был обречен состояться по той же причине, по какой не только на национальных, а и на мировых рынках спросом пользовались китайский шелк и индийские специи, немецкая швейная машинка «Зингер» и придуманный венгром «Кубик Рубика». Например, коммунист Шолохов широко издавался на антикоммунистическом Западе, а идеолог англо-саксонского колониализма Киплинг был хорошо известным советскому читателю. Да даже и Кнут Гамсун, поддержавший нацистов и избежавший тюремного заключения по причине своего преклонного возраста, широко издавался не только в западных странах антигитлеровской каолиции, а и в СССР . Но надо обратить внимание и на то, что золотой век Древней Греции был эпохой Перикла, среди учителей которого были Анаксагор ( " Перикл, кто имеет нужду в светильнике, тот пусть подливает масла!» – подсказывал он своему ученику, особо не мудрствуя), а также Зенон и, например, Дамон, утверждавший, что «музыку следует сделать крепостью государства». А золотой век Древнего Рима точно так же неслучайно совпал с эпохой Октавиана Августа и его правой руки Гая Цильния Мецената – защитника и покровителя многих наиболее значительных римских поэтов, в том числе, оказавшихся после поражения республиканцев в гражданской войне с не совсем удобными политическими биографиями. Например, это Меценат вернул Вергилию отнятое у него имение, а Горацию, являющемуся сыном небогатого вольноотпущенника, подарил собственное сабинское поместье. При всем том, что на мольбы Мецената посвятить оды императору Октавину поэты, если судить по дошедшим до нашего времени их текстам, особо не откликались (да даже и на просьбы своего благодетеля погостить у него в Риме Гораций имел возможность отвечать, что в одиночестве сабинского поместья ему охотнее пишется).

http://ruskline.ru/swr/2021/01/05/o_russ...

Свидетельство самой книги не позволяет сделать вывод о безусловной верности к.-л. из 2 датировок. Те места, к-рые можно было бы рассматривать как указания на время создания И. Б. О., допускают различное толкование. В Откр 11. 1-2 говорится о том, что Тайнозритель должен измерить храм и «поклоняющихся в нем». Сторонники ранней датировки видят здесь указание на еще стоявший Иерусалимский храм, разрушенный римлянами только в 70 г. Однако большинство авторов (как древних, так и современных) понимают эти слова символически. В Откр 17. 7-11 описывается «зверь», на котором сидит «великая блудница» (17. 2), а его головы отождествляются с 7 царями, из которых «пять пали, один есть, а другой еще не пришел, и когда придет, недолго ему быть» (17. 10). При отнесении образа зверя к Римской империи - этот взгляд разделяется большинством современных экзегетов - в его головах естественно видеть именно рим. императоров, и тогда вопрос датировки сводится к определению того, кто этот 6-й царь, к-рый «есть» и при к-ром соответственно написана книга. Однако дать однозначный ответ на этот вопрос практически невозможно. Во-первых, отсутствуют четкие критерии для определения того, кто должен считаться 1-м царем, и следует ли включать в подсчет императоров Гальбу, Отона и Вителлия, правивших после смерти Нерона в общей сложности менее полутора лет. Во-вторых, неясно, является ли число царей (7) историческим или символическим. Если первым царем считать Октавиана Августа или Юлия Цезаря при условии, что учитываются и 3 императора, правившие после Нерона, то 6-м получаются Гальба (правил с июня 68 по январь 69 г.) или Нерон (54-68). Если считать Августа 1-м царем и не учитывать Гальбу, Отона и Вителлия, тогда 6-м оказывается Веспасиан (69-79). Видение ап. Иоанна Богослова. Икона. 3-я четв. XV в. (ВГИАХМЗ) Видение ап. Иоанна Богослова. Икона. 3-я четв. XV в. (ВГИАХМЗ) Первые 2 варианта безусловно благоприятствуют ранней датировке И. Б. О., а 3-й ее допускает. Но нек-рые исследователи за точку отсчета предлагают принять смерть и воскресение Иисуса Христа как события, определяющего богословие И. Б. О. ( Collins A. 1984; Prigent. 2000). Первым по счету царем при таком подходе может рассматриваться либо Тиберий, при к-ром Христос был распят, либо Калигула, к-рый был 1-м императором, взошедшим на престол после этого события. Если 1-м царем считать Тиберия, то в случае учета 3 императоров, правивших после Нерона, 6-м оказывается Отон (правил с янв. по апр. 69 г.), а без них им будет Тит (79-81). Если 1-м царем принять Калигулу, 6-м является либо Вителлий (правил с апр. по сент. 69 г.), либо Домициан. Отон и Вителлий в роли 6-го царя соответствуют ранней датировке И. Б. О., Тит в строгом смысле слова не соответствует ни ранней, ни поздней, и лишь делающий Домициана 6-м царем вариант с Калигулой как 1-м царем (при пропуске Гальбы, Отона и Вителлия) соответствует поздней датировке.

http://pravenc.ru/text/471605.html

Христиане, новое религиозное меньшинство, исповедовали истину «Богу - Богово, кесарю - кесарево». Но так как в Риме «кесаревым» было всё (или почти всё), христиане сразу были объявлены вне закона и автоматически зачислены в государственные преступники. Pax Romana держался на двух столпах - греческой логике и римском праве. Христиане принесли в Рим традицию, которая с точки зрения логики была бессмыслицей, а с точки зрения права - преступлением. Строго говоря, христиан осуждали не за их веру, а за то, что они не хотели признать и наравне со всеми подданными Римской империи почитать божественную сущность императора. Так и не понял Рим слова Христа Спасителя: «Царство Моё не от мира сего». Царство может быть только одно - римского императора! А боги, как и люди, должны служить ему. Железный порядок, не знающий исключений: «Кто не с нами, тот против нас»! Так христианство и начало свой путь в истории - в атмосфере презрения и преследований. В такой атмосфере писалась и книга Откровения. Вернёмся к повествованию Апокалипсиса. Как мы помним, автор Откровения упомянул о семи царствующих особах Рима. И если последовательно их перечислить, то, согласно римской хронологии, получится следующий список: 1. Гай Юлий Цезарь Октавиан Август (16 января 27 г. до Р. Х. - 19 августа 14 г.); 2. Тиберий Юлий Цезарь Август (19 августа 14 г. - 16 марта 37 г.); 3. Гай Юлий Цезарь Август Германик (Калигула) (18 марта 37 г. - 24 января 41 г.); 4. Тиберий Клавдий Цезарь Август Германик (24 января 41 г. - 13 октября 54 г.); 5. Нерон Клавдий Цезарь Август Германик (13 октября 54 г. - 9 июня 68 г.); 6. Сервий Сульпиций Гальба Цезарь Август (9 июня 68 г. - 15 января 69 г.); 7. Марк Сальвий Отон (15 января 69 г. - 16 апреля 69 г.). Здесь действительно необходимо сосредоточиться. Здесь ум, имеющий мудрость. Семь голов суть семь гор, на которых сидит жена, и семь царей, из которых пять пали, один есть, а другой ещё не пришёл, и когда придёт, недолго ему быть. И зверь, который был и которого нет, есть восьмой, из числа семи, и пойдёт в погибель (Откр. 17, 9-11).

http://ruskline.ru/monitoring_smi/2012/0...

Фрагмент храма Юпитера (кон. II — нач. III в.), включенный в мечеть Омейядов Фрагмент храма Юпитера (кон. II — нач. III в.), включенный в мечеть Омейядов В 66 г. до Р. Х. Д. захватили военачальники Гнея Помпея - Лоллий и Метелл ( Ios. Flav. Antiq. XIV 2. 3; De bell. I 6. 2). На территории Сирии была образована рим. провинция с центром в Антиохии; Д. перешел под протекторат Рима и вошел в состав Десятиградия (Декаполиса) ( Plin. Sen. Natur. hist. 5. 74; Ptolem. Geogr. V 15. 22). Марк Антоний подарил Д. Клеопатре, но после победы Октавиана Августа над Египтом Д. вернулся в состав пров. Сирия. С 24 г. до Р. Х. к Д. относилась и часть территории итуреев (до горы Ермон). В Д. были большая иудейская община и множество синагог (ср.: Деян 9. 2). Возможно, часть иудеев была связана с ессеями, о чем говорит найденный в караимской генизе в Ст. Каире «Дамасский документ», названный так потому, что в тексте неск. раз упоминаются те, которые «вступили в Новый Завет в земле Дамаска» (CD 6. 19; 8. 21; 19. 34; 20. 12). Поскольку фрагменты этого памятника встречаются и среди кумранских находок (5Q12, 6Q15 и др.), исследователи рассматривают его в контексте истории Кумранской общины (подробнее см. в ст. Кумран ). Именно в Д. отправился Савл с письмом от первосвященника, в котором разрешалось преследовать христиан. Однако на дороге ему явился Воскресший Господь, в результате чего Савл обратился ко Христу, став ап. Павлом (Деян 9; 22; 26. 12-23). Набатейский царь Арета IV, разбивший Ирода Антипу, поставил во главе Д. своего наместника. К этому времени относится эпизод из жизни ап. Павла, описанный в 2 Кор 11. 32 и Деян 9. 25, когда ему пришлось бежать из Д., спустившись по стене в корзине (он вернулся в город позже, проведя нек-рое время в соседней Аравии - Гал 1. 17). Рим. имп. Калигула (37-41) полностью передал Д. Арете, под властью к-рого тот находился до смерти царя в 39/40 г. Иосиф Флавий сообщает, что в 66 г. во время I Иудейской войны жители Д. убили 10,5 тыс. евреев ( Ios. Flav. De bell. 2. 20. 2; 7. 8. 7 говорится о 18 тыс., с женами и детьми).

http://pravenc.ru/text/168694.html

Рожденного от Девы Марии нарекли Иисусом. Эммануил – имя не собственное, а символическое, означающее «с нами Бог», ибо в Господе Иисусе Христе Бог явился на земле и стал жить с людьми. Убежденный словами ангела, Иосиф «принял жену свою», то есть отказался от намерения отослать Ее от себя, оставил жить в своем доме как жену, и «не знал Ее, как, наконец, Она родила Сына Своего первенца». Написанное не значит, будто после рождения Иисуса он стал жить с Ней как с супругой. «Первенцем» же Иисус называется не потому, что Пресвятая Дева имела после Него других детей, а потому, что Он родился первым и притом единственным. В Ветхом Завете, например, Бог повелевает освятить Себе «всякого первенца», независимо от того, будут ли после него в семье другие дети или нет. Иосиф знал о намерениии Марии сохранить девство. Кроме того, он был в преклонном возрасте, его первая супруга к тому времени умерла, а дети от первого брака повзрослели. Именно они упоминаются в Евангелии как «братья Иисуса Христа» ( Мф. 13:55 , Ин. 2:12 и др.). Обстоятельства и время Рождества Христова Подробнее всего об обстоятельствах Рождества Христова и о времени, когда оно произошло, говорит евангелист Лука ( Лк. 2:1–20 ). Рождество Христово он приурочивает к переписи всех жителей Римской империи, проведенной по велению «кесаря Августа», то есть римского императора Октавиана, который получил от римского сената титул Августа – «священного». К сожалению, точной даты этой переписи не сохранилось, но время правления Октавиана Август, личности, хорошо известной в истории, а также при помощи других данных, о которых будет сказано дальше, дает нам возможность хотя бы приблизительно, с точностью до нескольких лет определить год Рождества Христова. Принятое у нас теперь летоисчисление «от Рождества Христова» было введено в VI веке римским монахом Дионисием, названным Малым. В основание своих исчислений Дионисий поставил тот расчет, что Господь Иисус Христос родился в 754 году от основания Рима, но, как показали более тщательные исследования, расчет его оказался ошибочным: Дионисий указал год, по крайней мере, на пять лет позже действительного.

http://azbyka.ru/otechnik/Pravoslavnoe_B...

Кстати, такое сущностное различие наглядно видно на примере современной политической системы Североамериканских соединенных штатов с двумя основными партиями — республиканской и демократической. Нам в советское время по телевизору политические обозреватели внушали, что между ними нет принципиального различия и республиканство лишь другое название буржуазной демократии. Различие есть! И даже рядовые граждане Штатов его очень даже чувствуют, а многие осознают и юридически. Однако это к слову. Вернемся в Древний Рим. Во времена Второй пунической войны Рима против Карфагена, против Ганнибала на исходе третьего века до Рождества Христова римский военный трибун Публий Корнелий Сципион Африканский Старший после побед в Испании местными жителями иберами стал величаться почетным воинским титулом «император». С той поры римские легионеры после побед в крупных сражениях ввели обычай именовать своих победоносных полководцев императорами. Позже почетный титул был признан для военачальников-триумфаторов и Римским Сенатом. Никаких изменений правового статуса тогда данный титул не давал, он был временным концевым прибавлением к полному имени, но титул императора и триумф были максимально возможным достижением для римских военачальников. Титул давался только на время триумфа, в официозе упоминался некоторое время после, и факт его присвоения указывался в ежегодном завещании. Гай Юлий Цезарь. Прижизненный бронзовый портрет Неоднократно Сенатом провозглашался императором победоносный триумфатор Гай Юлий Цезарь. Его племянник Октавиан Август, при усыновлении его Юлием Цезарем получивший право именоваться Цезарем, после битвы при Мутине первый раз получил от Сената титул императора вместе с овацией, правда, без триумфа, который достался Дециму Бруту. Всего многолетний первый консул — принцепс Август Октавиан Цезарь за разные заслуги перед Римом в разные годы был провозглашен Сенатом в качестве императора двадцать один раз. Именно со времен Августа возник обычай титул «Император» указывать в начале полного имени.

http://ruskline.ru/analitika/2020/11/22/...

е. время выхода и объявления Августова указа о переписи отличается здесь от совершения самой переписи в Иудее. Нет в самом деле никаких препятствий принять за верное, что по указу Августа, изданному перед временем рождества Христова о переписи всей Римской империи, такая перепись началась и в Иудее ко времени рождества Христова, но потом, по случаю смерти Ирода великого и происшедших по поводу ее некоторых политических замешательств в Иудее, она приостановлена была там, и только позднее, лет через 12–15, снова продолжена была и окончена в правление Сирией и Иудеей проконсула Квириния. – Замечание евангелиста, что эта перепись была первая при Квириние в Иудее, имеет целью, как полагать надобно, указание, что Иисус Мессия родился именно в то время, когда в переписи ясно обозначалось, что Иудея дошла до крайней степени уничижения (что хорошо сознавали и сами иудеи и что поэтому вызвало возмущение их против Римлян, Деян.11:26 ): и примечательно в самом деле, что Господь Иисус, при самом рождении своем, должен был быть записан как подданный Римского государства. – Что указ Августа о всеобщей переписи действительно был – это видно из повествования Тацита, римского историка того времени (Ann. 1, 11), что по смерти Августа (ок. 17-го г. по P. X.), сын и преемник его Тиверий прочитал в сенате римском собственноручную записку Августа, в которой между прочим содержатся подробные указания на силы и богатства государства и на военные силы городов союзников. – Как Август мог дать подобные указания относительно Иудеи без подобной переписи? А что и страны союзников Августа, каков был Ирод, подвергались переписи – в этом нет ничего невероятного, когда мы знаем, что такое был в то время римский император, особенно такой, как Октавиан Август. Что в частности Ирод не мог не исполнить этого указа Августа, видно из того, что его в Риме не очень жаловали (Иосиф. Antt. 4,1; 17, 5–8, 11), да и он имел характер и льстивый и честолюбивый, а потому готов был сделать все в угоду римскому деспоту, только бы сохранить свою деспотическую власть над Иудеей.

http://azbyka.ru/otechnik/Mihail_Luzin/t...

Авва – евр. «отец», принятое в ранневизантийское время обозначение настоятеля монастыря или особенно уважаемого старца из числа монахов. Авгар (Абгар, Агбар) – Авгар V Ухама (Черный), топарх (правитель) Эдессы в 4 г. до н. э. – 7 г. н. э. и в 13–50 гг. н. э., по преданию, крещенный апостолом Фаддеем. Прокопий приводит две легенды, связанные с этим персонажем – о мудрости А., убедившего императора Августа отпустить его из Рима на родину, и об исцелении А. Иисусом Христом, с которым он состоял в переписке. Вторая легенда сохранилась у Евсевия Памфила в «Учении Аддая-апостола» (конец IV в.) и у армянского историка Моисея Хоренского (ок. 410–490 гг.). Легенду о письме Христа к А. передает и Евагрий Схоластик . См.: мандилион. Август – с лат. «возвеличенный богами, величественный, священный»; титул, который происходит от священного имени Август. Императоры именовались А. начиная с Октавиана Августа, наследника Гая Юлия Цезаря, которому сенат Рима впервые даровал это имя 16 января 27 г. до н. э. Ср.: севаст. Августа – заимствованный от римлян официальный титул и одновременно должность византийской императрицы, родившей императору детей. Ср.: василисса, август. Августал – императорский представитель в провинции (эпархии), викарий диоцеза Египет, наместник (префект) Египта со второй половины IV в. В ранневизантийскую эпоху было два А. – Верхнего и Нижнего Египта. С 539 г. они были упразднены, а территория Египта разделена на пять частей. Во главе двух из них – Александрии и Фиваиды – стояли А. Иные названия – префект августал, эпарх Александрии, архонт Александрии, кир Александрии. Августей – см.: триклин Августея; большая (или тронная) зала дворца Дафны, входившего в комплекс Большого императорского дворца. Августион (Августий) – центральная площадь Константинополя с одноименным дворцом, который внутренними переходами был связан с Большим императорским дворцом. А. получил своей название в честь августы Елены, матери Константина I Великого. Здесь был расположен Милий, а неподалеку – бани Зевксиппа.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

   001    002    003    004    005    006    007   008     009    010