Из эпистолярного наследия П. Д. сохранилось лишь неск. писем: посвящения Адельперге (перед «Римской историей»), Карлу Великому (перед эпитомой Секста Помпея Феста) и Адальхарду (перед сборником писем свт. Григория Великого), а также письмо, отправленное аббату Теодомару из Франкии (Die Gedichte. 1908. S. 11-13, 69-73, 123-130; рус. перевод писем Адальхарду и Теодомару - ПСЛЛ, VIII-IX вв. С. 100-102). По-видимому, П. Д. от имени аббата Теодомара написал письмо кор. Карлу Великому, сопровождавшее посланную из Монте-Кассино к франк. двору копию Устава св. Бенедикта (CCM. T. 1. P. 137-175). В послании содержатся пояснения к правильному соблюдению норм монашеской жизни (об авторстве П. Д.: Costambeys. 2018. P. 59-60). Ранее приписываемый П. Д. комментарий на Устав св. Бенедикта в действительности написан его учеником Хильдериком ( Zelzer K. Überlegungen zu einer Gesamtedition des frühnachkarolingischen Kommentars zur Regula S. Benedicti aus der Tradition des Hildemar von Corbie//RBen. 1981. Vol. 91. N 3/4. P. 373-382). П. Д.- автор 2 сочинений по грамматике и лексике лат. языка. По поручению кор. Карла Великого, но, очевидно, уже в Монте-Кассино им была составлена эпитома (сокращенная версия) трактата «О значении слов» (De verborum significatione) лат. грамматика Секста Помпея Феста, к-рый в свою очередь основывался на труде Марка Веррия Флакка, автора эпохи рим. имп. Августа Октавиана (63 г. до Р. Х.- 14 г. по Р. Х.). Сочинение П. Д. было довольно широко известно в средневек. Европе, особенно в IX-X вв. Поскольку полный текст книги Секста Помпея Феста не сохранился, составленная П. Д. эпитома имеет значение и для реконструкции античного оригинала (Glossaria Latina. 1930). Вероятно, во Франкии П. Д. написал комментарий на трактат «Искусство грамматики» Элия Доната (IV в.), сохранившийся в единственной рукописи кон. VIII в. из мон-ря Лорш (Expositio Artis Donati. 1990). П. Д. написал как минимум одно стихотворение на тему лат. грамматики (De speciebus praeteriti perfecti - Die Gedichte. 1908. S. 74-81).

http://pravenc.ru/text/2578551.html

М. из О. создал сравнительно компактный (в авторском формате вместе с прологом к основному тексту занимал ок. 27 листов) и удобный в использовании справочник по мировой истории. Возможно, первоначально он создавался как своего рода дополнение к «Схоластической истории» Петра Коместора († ок. 1179), описывавшей события библейской истории от Сотворения мира до земной жизни Христа. Помещая историю пап слева, а императоров справа, М. из О. наглядно демонстрировал превосходство церковной истории над светской. «Хроника…» начиналась с Рождества Христова (т. к. Христос рассматривался как 1-й папа Римский), к-рое произошло на 42-м году правления имп. Августа Октавиана . Первоначальная редакция «Хроники…» оканчивалась 1268 г., 2-я редакция включала продолжение до 1272 г., заключительная, 3-я редакция - до 1277 г. В последней редакции М. из О. добавил в пролог краткий рассказ о более ранних светских правителях начиная с царя Нина, основавшего Вавилон (изложение опирается на средневек. концепцию 4 всемирных монархий: вавилонян, персов, греков и римлян; см. в ст. Даниил, пророк ветхозаветный), а также подробное описание Рима и его святынь. В заключительной части 3-й редакции избыток материала вынудил М. из О. отступить от строгого формата. В эту редакцию был включен и др. дополнительный материал: именно там впервые появляется история Иоанны папессы , заимствованная М. из О. из «Хроники» доминиканца Жана де Майи (ок. 1250). В прологе М. из О. указывал в качестве источников сочинения Тита Ливия, Орозия, сб. «Деяния Римских понтификов» (вероятно, одна из версий Liber Pontificalis ), труды Павла Диакона, Бонизона, еп. Сутри, Готфрида из Витербо, Гервасия Тильберийского, Винцентия из Бове , а также соч. «Чудеса города Рима» (М. из О. ссылается на это произведение как на «Хронику» некоего Эскодия), «Декрет» Грациана и жития святых. Он также использовал сочинения Бенедикта из Сант-Андреа, Сикарда Кремонского, Жана де Майи, «Хронику пап и императоров» неизвестного автора из Тиволи (Chronica pontificum et imperatorum Tiburtina) и др.

http://pravenc.ru/text/2562422.html

Октавиан Август первым начал писать слово imperator впереди своего личного имени, но его огромная власть соединена была не с императорским титулом, а с должностью принцепса – первого члена сената, что расширительно интерпретировалось также и как звание первого гражданина Рима. При этом сам он говорил, что его реальное влияние на ход государственных дел вытекает не столько из его разнообразных должностных обязанностей, сколько из его авторитета. В I столетии от Р.Х. титул императора усваивался и полководцам, не обладавшим, в отличие от Августа и последовавших за ним принцепсов, верховной властью. Затем установился обычай, законодательно не сформулированный, чтобы императорами титуловались исключительно принцепсы. Но этот титул по-прежнему был обусловлен одержанными победами, так что во многих случаях он употребляется с добавлением в титуле числа, обозначавшего количество таких побед: дважды или трижды император. Император мыслился не стоящим вне и над республикой, а занимающим ключевое положение в системе республиканской власти Из двух высших званий верховного правителя Рима одно – «император» – имело преимущественное отношение к военной, а другое – «принцепс» – к гражданской власти. Правители Рима были императорами для воинов – их пожизненными верховными главнокомандующими, которым воины приносили присягу на верность, и пожизненными же принцепсами для граждан Римской республики. По мере милитаризации Рима и дальнейшего падения значения сената в системе власти титул императора стал основным в титулатуре правителя, и со временем императоры перестали усваивать себе звание принцепса сената, ставшего лишь декоративным органом. Но важно подчеркнуть, что император, как и прежде, мыслился не стоящим вне и над республикой, а занимающим ключевое положение в системе республиканской власти Рима. Императорский титул сохранили правители Римской империи, когда она стала христианским государством и когда ее столица была перенесена на берег Босфора, в область преобладающего грекоязычия. Греческим эквивалентом титула императора было «автократор», что можно перевести на русский язык как «самодержец», при том что русское осмысление этого термина в его первоначальном значении указывает на суверенитет, на независимость, по контрасту с былой зависимостью наших князей от Орды. Хотя греческие панегиристы величали римских императоров, или автократоров, царями – василевсами, по-латыни – rex (как титуловались до учреждения республики римские цари и как в Риме называли монархов варварских народов и племен), но в официальную титулатуру это слово было включено лишь при Ираклии, то есть уже только в VII столетии. При этом само государство и при Ираклии, и после него по-прежнему именовалось республикой, или, по-гречески, политией, в переводе на церковнославянский язык – «жительство». Это слово употреблено в славянском переводе тропаря праздника Воздвижения Креста Господня : «Победы царям на варваров даруя и Твое сохраняя Крестом Твоим жительство», по-гречески – политию.

http://pravoslavie.ru/117895.html

«Хроника о двух царствах» в 8 книгах относится к наиболее значительным историко-философским сочинениям средневековья. В своем произведении О. Ф. дал широкий исторический обзор от Сотворения мира до современных ему событий, попытался на основе пророческих книг Библии изобразить грядущий Страшный Суд. Структура произведения подчинена идее перенесения власти от одной мировой державы к другой (translatio imperii). В основе этой концепции лежит преемственность 4 царств (regna): вавилонян, мидян и персов, греков и римлян; гос-ву римлян суждено стать, по мысли О. Ф., последней мировой державой. В 1-й книге описывается ход мировой истории от Сотворения мира до перехода Вавилонского царства в руки мидян и основания Рима. Во 2-й книге изложение доводится до начала правления имп. Августа Октавиана (31 г. до Р. Х.). Третья книга начинается с Рождества Христова и доходит до правления имп. св. Константина Великого (306-337). В 4-й книге О. Ф. повествует об упадке Римской империи и о возвышении гос-ва франков при Хлодвиге, в 5-й книге - о событиях от правления кор. Теодориха в Италии до раздела державы Каролингов между внуками имп. Карла Великого (841-843), в 6-й книге изложение доведено до смерти папы Римского Григория VII (1085), в 7-й книге - до событий 1146 г., 8-я книга посвящена грядущему (с т. зр. О. Ф.- в недалеком будущем) Апокалипсису. В основе «Хроники...» лежит идея блж. Августина о временном и вечном царствах (градах, лат. civitates): земном и Небесном, диавола и Христа, Вавилоне и Иерусалиме ( Ehlers. 2013. S. 181). Вечный «Град Божий» олицетворяет Церковь. Ей, по мысли О. Ф., была передана и всякая временная власть (regnum temporale maximum) над всеми земными царствами, которым предназначено погибнуть перед Страшным Судом (Ibid. S. 181-182). О. Ф. понимал историю как священную, подчиненную Божию замыслу ( Goetz. 1984. S. 71). В «Деяниях Фридриха» О. Ф. выбрал одним из главных философских концептов идею об «изменчивости вещей» (mutatio rerum); в центре сочинения находится фигура имп. Фридриха Барбароссы. Первая книга посвящена истории рода Штауфенов - от правления герц. Фридриха фон Бюрен до смерти кор. Конрада III (1151). В значительной степени она была основана на материале 7-й книги «Хроники...», однако изложенном в более оптимистичном ключе. Во 2-й книге речь идет об эпохе Фридриха Барбароссы - от его избрания королем (1152) до собрания рейхстага в Регенсбурге (1156). В правлении этого императора (имп. коронация Фридриха состоялась 18 июня 1155) О. Ф. видит воплощение единства царства (regnum) и священства (sacerdotium), к-рые управляют христ. Церковью (см. ст. Двух мечей теория ) (Ibid. S. 248-258).

http://pravenc.ru/text/2581747.html

до Р. Х.: «Храм божественного приемного отца Октавиана был одним из первых строительных проектов, предпринятых Августом, и одним из первых завершенных им сооружений» . «Какими бы намерениями ни руководствовались триумвиры в 42 г., храм Цезаря в конце концов стал местом семейного культа, который был в то же время полностью интегрирован в государственную религию», подчеркивает П. Уайт, отмечая далее: «Что касается личного интереса Августа к культу Цезаря, то я бы предположил, что он рассматривал его как модель, которую он имел возможность формировать, подготавливая свое собственное обожествление (apotheosis)» . С другой стороны, екатерининскому Исаакиевскому собору, достраивавшемуся уже при Nabлe I, можно уподобить и храм самого Октавиана (aedes Divi Augusti), который начал строиться в Риме (в долине между Палатином и Капитолием) при императоре Тиберии, стремившемся актуализировать посмертный культ своего отчима, однако был завершен лишь при Калигуле в 37 г. по Р. Х. Столь долгое строительство храма говорит о стремлении возвести «чрезвычайно великолепное здание, не считаясь с расходами…» . Показательна принадлежавшая М. В. Ломоносову идея установки статуи Nempa I b Петропавловском соборе, от которой отказались в 1765–1766 гг.  Если бы этот проект был в ту пору осуществлен, то в наличии статуи первого российского императора в Петропавловском соборе при строительстве в последующие десятилетия екатерининского Исаакиевского собора как «величественного памятника Петру Первому» можно было бы увидеть некоторое подобие размещения изображения Октавиана Августа в храме Марса Мстителя (aedes Martis Ultoris) в ходе строительства храма самого Октавиана: «Пока строилось святилище в Риме, они водрузили золотое изображение Августа на ложе в храме Марса и оказывали этому изображению все те почести, которые они собирались впоследствии воздавать его статуе» . В конце концов статуя Nempa I («Meдhый всадник» Э. М. Фальконе) появляется в 1782 г. неподалеку от строящегося Исаакиевского собора, не вторгаясь в храмовое пространство.

http://bogoslov.ru/article/6191976

Поэтому Октавиан готовил нединастическую передачу власти. По закону избрание принцепса-императора принадлежало сенату. Существовала небольшая, но вероятность саботажа. Поэтому, помимо личного влияния, за выбором должны были следить спецслужбы - гвардия императора. Ведь командир преторианской гвардии по должности был одновременно и градоначальником Рима и осуществлял надзор за высшими чиновниками империи. Увы, план Августа не был полностью реализован. Умер видевшийся ему преемником Марк Агриппа, причем, уже умер со знаком власти на пальце - императорским перстнем. В итоге, после чреды трагических смертей, Август, у которого не было сына, вынужден пойти на крайние меры - усыновление Тиберия, женитьба его на родной дочери Юлии и последующая династическая передача власти. Модель, услужливо подсказанная нам историей, заставляет задуматься. Первым делом, на ум приходит вопрос о средствах, использование которых помогли Октавиану безболезненно для страны и почти незаметно для лояльной элиты сохранить преемственность политического курса. Основным рычагом, конечно, была армия. Только ее верность, сила и сплоченность позволила Августа замирить провинции и подавить олигархические восстания. Научный горьким опытом тайной борьбы, Август приблизил и одарил преференциями преторианскую гвардию, сделав ее дееспособной спецслужбой. Наконец, Октавиан сумел обозначить иерархичность общества, раздав сословиям, а не провинциям, различные привилегии и отличия. Таким образом, к решающему моменту Август обладал не только полнотой власти. Каждый гражданин, варвар и поэт видели в принцепсе личного - своего - правителя. И на момент передачи власти символом суверенитета являлась не кровь Августа и не его полномочия, а политический курс на " увековечивание Рима " . Август, передавая власть, вписывал в историю каждого жителя Империи. Именно эта идея и подкрепленные ею успехи, как во внешней, так и во внутренней политике легли в основу беспрекословного подчинения народа монарху. Август действительно превратился из личности в мифическое существо, олицетворявшее принцип существования власти. Принятый народом, этот принцип реализовался, сохранив Империю.

http://ruskline.ru/monitoring_smi/2006/1...

В 21 до н.э. Август окончательно ввел в семью Агриппу, женив его на своей дочери Юлии Октавиане Августе, а их детей усыновил, тем самым сделав их своими наследниками. Однако в 12 до н.э. Агриппа умер, и Август, остро нуждавшийся в способных и преданных помощниках, обратил большее внимание на своих пасынков — Тиберия и Друза, которые в этот момент уже командовали войсками в Паннонии и Германии. Август выдал свою дочь Юлию за Тиберия, но брак этот не принес радости. Юлия взбунтовалась против династической политики отца еще после смерти Агриппы, а брак с Тиберием только усилил это чувство, и супруги относились друг к другу с отвращением, тем более, что Тиберию пришлось развестись со своей любимой первой женой. Поэтому через некоторое время произошел разрыв между Августом и Тиберием, который попросил освободить его от общественной жизни и уехал на Родос. 2 до н.э. ознаменовался новым политическим кризисом — поведение Юлии становилось все более и более вызывающим (многочисленные любовные связи и оргии), и Август от имени Тиберия дал ей развод и сослал на Пандатерию, а затем в Регий, где она и умерла в 15 н.э.. Когда в 2 — 4 н.э. умерли внуки (дети Агриппы и Юлии), то у 66-летнего принцепса не осталось выбора и он был вынужден вернуть и " ради государства " усыновить Тиберия. Внешний кризис 4 — 13 н.э. еще более укрепил положение Тиберия, который после подавления восстаний в Германии и Паннонии, и особенно после катастрофы Публия Квинтилия Вара в Тевтобургском лесу (9 н.э.), фактически стал соправителем Августа. В 13 н.э. Тиберий получил продление трибунской власти и проконсульский империй, и тогда же Август сделал его главным наследником имущества. В мае 14 н.э. Август вместе с Тиберием провел свой последний ценз Сената и перепись населения. После этого 19 августа император умер. Август в качестве своей основной заслуги выставлял установление мира (рах Augusta), под которым понимал окончание гражданских войн и внутренних смут, длившихся целое столетие, и упрочение внешних границ. Он представлял собой новый тип властителя, гениально соединившего авторитарную власть, способную поддерживать порядок и единство в империи, с законностью, основанной на уважении и соблюдении республиканских форм правления и одобрении Сената. Сочинения Августа О своей военной и политической деятельности Август поведал в 35 главах " Деяний божественного Августа " (Res gestae divi Augusti лат.). Этот труд был составлен императором незадолго до смерти для того, чтобы он был вырезан на бронзовых досках и помещен перед его мавзолеем. Хотя со временем эти доски были утрачены, по всей империи были распространены многочисленные копии текста и его греческие переводы. " Деяния... " Августа — это не автобиография в чистом виде, а политический манифест, сжатый и весьма выборочный отчет о своей военной и политической деятельности. Библиография

http://lib.cerkov.ru/authors/1404

Последним полководцем, которого Сенат наградил званием императора за победу на поле боя, но который притом не являлся принцепсом, был в 21 году нашей эры римский военачальник Квинт Юний Блез. Случилось такое при Императоре-принцепсе Тиберии — наследнике Императора Августа. Республика не против Империи Многие присоединенные к Риму народы разных Царств почитали Императора Августа Октавиана как своего Царя, Монарха, но сам Август был убежденным республиканцем и требовал выше всего ценить его постоянно продлеваемый титул первого консула Рима — принцепса. Так сложилась система единоличного правления в виде Республиканского принципата — с первым консулом во главе, хотя с годами титул первого консула был потеснен титулом Императорским. Цезарь Август Октавиан. Прижизненный портрет В обиходном сознании издавна принято считать, что со времен Императора Августа Римская Империя стала Монархией. И по степени единоличного могущества так оно и было на деле — de facto! Но рамках строго римского права — de jure — Рим оставался Сенатской Республикой вплоть до реформ Императора Диоклетиана. В духовном аспекте нам не надо забывать, что Господь наш Иисус Христос, Бог-Слово воплотился и родился при Императоре Августе в Римской Республике, а также и принял Крестную Смерть при Императоре Тиберии в республиканском Риме. И в этом смысле понятие «республика» было освящено земной жизнью нашего Спасителя. До Диоклетиана Императорский титул за прямыми или юридическими наследниками Августа Октавиана и даже за узурпаторами de jure утверждался только Сенатом. И хотя со времен Императора Нерона данный титул стал даваться пожизненно, но провозглашение нового императора одними легионами и гвардией не считалось узаконенным. Только после первой большой победы новый кандидат для Верховной Власти в ходе триумфа утверждался в качестве Императора-принцепса. Множество военачальников или римских патрициев, провозглашенных императорами в пору безвластия гвардией, которые правили Римом от нескольких дней, недель или месяцев, даже успевших отчеканить монеты со своим именем и профилем, строго говоря, настоящими Императорами не считались, если их титул так и не был утвержден Республиканским Сенатом.

http://ruskline.ru/analitika/2020/11/22/...

Косвенным признаком республиканского контекста императорского титула было то обстоятельство, что в Византии и на Западе до Средневековья не употреблялся титул «императрица» применительно к жене императора. Императорским женам часто, но не всегда усваивался титул августы, восходящий, естественно, к супруге Августа Октавиана, удостоенной почетного имени, которое предоставлено было ее мужу. Когда же правительница государства усваивала себе власть, аналогичную не только по факту, но и юридически той, которой обладали императоры, – это случай со святой Ириной, которую мы ныне не вполне правомерно, только по языковой инерции, именуем императрицей, – она называла себя в латиноязычных актах «императором». Именно так подписывалась под латиноязычными актами святая Ирина: Imperator Irina. Республиканским элементом в государственном строе Римской империи, прямым продолжением которой была империя Ромейская, называемая также кабинетным именем «Византийской», является отсутствие юридически признанного наследственного принципа при передаче верховной власти преемнику. По факту преемником мог быть и наследник, но никакими законами такой порядок передачи власти не предусматривался. Средством передачи верховной власти сыну или другому близкому родственнику было привлечение его к соправительству при жизни правителя, сопряженное с усвоением ему титула августа или цезаря. Хотя в известные периоды империей правили династические императоры, но все же «порфирогенеты», или «багрянородные» василевсы – те, что родились в правление своего отца, не составляли большинства среди императоров. Наследственный принцип передачи верховной власти имеет совсем иные, не римские и не византийские корни. Он действовал в восточных монархиях, в эллинистических государствах и, наконец, у варварских германских народов, оказав лишь некоторое влияние на юридическую мысль и государственную практику Византии. Но кто становился преемником императора, когда это не был его близкий родственник? Если оставить за скобками нередкие случаи свержения и убийства правителей, захвата власти узурпатором – чаще всего военачальником, возглавившим успешный мятеж, то существовала еще практика адаптации императором лица, избранного им в преемники: он тем или иным образом вводился в семью действующего правителя, удостаивался высших титулов цезаря и августа и становился соправителем, с тем чтобы принять полноту верховной власти после кончины возвысившего его императора.

http://pravoslavie.ru/117895.html

Между тем снег идет по всему воздуху; гибнут стада, большие туши быков стоят, окруженные снегами, и олени густыми стадами (370) увязают в новых [снежных] скалах, из которых едва виднеются верхушки их рогов. Тут на них не натравливают собак, не расставляют сетей, не обращают в бегство, дрожащих от ужаса, пуническими стрелами, но бьют в упор железом, пока они тщетно стараются пробить грудью противостоящие горы [снега], тяжко ревущих (375) убивают и весело уносят [домой] с громкими криками. Сами [жители] проводят свои безмятежные досуги в вырытых пещерах глубоко под землей, прикатывают к очагам собранные дубы и целые вязы и предают их огню. Здесь они проводят ночи в играх и весело в чашах (380) заменяют вино кумысом и кислым соком рябины. Таково свободное племя, которое под гиперборейской медведицей 815 поражается дуновением рифейского эвра 816 и прикрывается щетинистыми рыжими шкурами животных. (Перевод В. В. Латышева из: ВДИ. 1949. 1. С. 196–197) Император Август Гай Юлий Октавиан Август (63 г. до н. э. – 14 г. н. э.), с 29 г. до н. э. – римский император. В конце жизни Август написал своеобразный отчет о своей жизни и деятельности, названный «Res gestae Divi Augusti» («Деяния божественного Августа»), который был выбит на мраморных плитах на латинском и греческом языках и установлен в храмах Августа и Рима. Фрагменты этой надписи были найдены в Анкаре, Антиохии, в Аполлонии Галатской, Антиохии Писидской. В «Деяниях» рассказывается о карьере Августа, его должностях и почестях, о его расходах на граждан и государство, а также о его политических действиях на войне и во время мира, в том числе о посольствах скифских и сарматских племен. Текст: Res gestae Divi Augusti ex monumentis Ancyrano et Antiocheno Latinis, Ancyrano et Apolloniensi Graecis/Texte établi et commenté par J. Gagé. 3 ed. Paris, 1977; Res gestae Divi Augusti/Hrsg. von Е. Diehl. Berlin, 1935; Augustus. Meine Taten. Res gestae Divi Augusti. Lateinisch-Griechisch-Deutsch. 4. Aufl./Ed. Е. Weber. Munchen; Zurich, 1985.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

   001    002    003    004    005   006     007    008    009    010