Для корректной работы сайта необходимо включить поддержку JavaScript в настройках Вашего браузера Статистика Всего в библиотеке документов: 6556 Октавиан Август Октавиан Август, Caius Iulius Caesar Octavianus (лат.), Augustus (англ.) (родился в Риме 23 сентября 63 до н.э.; умер в Ноле 19 августа 14 н.э.) — первый римский император, сумевший соединить в своих руках военную, гражданскую и религиозную власть. Гражданские войны и приход к власти После убийства Цезаря (15 марта 44 до н.э.) в Рим приехал внучатый племянник и наследник убитого диктатора — Гай Октавий — будущий Октавиан Август. Известие о смерти Цезаря Октавиан получил в Аполлонии, где тогда собирались войска для похода на Восток. Он принял наследство и имя Цезаря, получив теперь имя Гай Юлий Цезарь Октавиан. Хотя Октавиан был представлен народу и к нему сразу присоединились ветераны и друзья покойного диктатора, реальная власть в этот момент принадлежала Марку Антонию, наиболее влиятельному человеку в партии Цезаря, претендовавшему на роль его преемника. В провинциях активизировались заговорщики, бежавшие из Рима после убийства Цезаря. Децим Юний Брут укрепился в Цизальпинской Галлии и Иллирии, Марк Юний Брут захватил Македонию, а Гай Кассий Лонгин — Сирию. Марк Антоний провел через народное собрание закон о передаче ему власти в Галлии и блокировал официальное усыновление Октавиана и возможность стать трибуном. Противники начали собирать войска — назревала новая гражданская война. В январе 43 до н.э. положение Октавиана легализовалось — в Сенате его поддержал Цицерон и родственники покойного Цезаря. Против Антония, осаждавшего Децима Брута в Мутине, были отправлены два консула с войсками, и 20 апреля Антоний был разбит. Децим Брут получил триумф и по решению Сената Октавиан должен был передать ему войска для преследования Антония. Однако Октавиан отказался — в его поддержку выступила армия, которая наотрез отказалась служить убийце Цезаря. Солдаты легионов открыто заявили о нежелании сражаться с бывшими солдатами полководцев Цезаря.

http://lib.cerkov.ru/authors/1404

Октавиан-Август. Начало Империи Мертвенность правительственного состава, ещё сомнительная при Кесаре (ибо царство Рима могло объясниться гением поработителя), выказалась после его смерти во всей свой наготе. Едва освобождённые, Римляне снова подпали под власть, не оправданную даже славой. Грязный и свирепый триумвират разделил между собою всё государство. Войско республики, под предводительством двух Кесаревых убийц, из которых один (Брут) был достоин лучших времён Рима, было явной насмешкой над самой республикой, ибо состояло по большей части из восточных народов, чуждых истинно римскому вопросу и республиканскому чувству. Торжество такого войска было бесплодно; его поражение было решительно. Вместе с войском, защищавшим свободу, казалось, погибло самоё государство. Оно разделилось на три, потом на две части, не зависимые ни друг от друга, ни от одного какого-нибудь центра и подчинённые чисто-военной власти. Новая борьба была неизбежна. Победа Октавия (прозванного Августом), сына кесарева по усыновлению, решила надолго судьбу мира. Держава римская снова окрепла в единство, управляемое уже не Римом, но, по крайней мере, из Рима, с римскими формами, римским вождём-императором. Недаром полмира благословляло Августа: он возвратил ему мир и законный порядок. Недаром благословлял его Рим: он возвратил ему государственное значение, которое совершенно утратилось во время триумвирата. Он действительно восстановил Рим. Но триумвират, хотя и недолговременный, выказал уже вполне тайну дотоле незамеченную, то, что правительственный город уже не существовал, что он исчез в государстве. Призрак власти, возвращённый ему Августом, мог ещё обманывать народы современные, но должен был, наконец, уступить место действительности и едва заслуживает внимание здравой и критической истории. С Августом, усыновлённым наследником Юлиев, взошло на престол и утвердилось в поверье народов предание альбанское. На первый ряд между богами стояла богиня, о которой мало говорят прежние историки – Венера; в начале летописи римской стала древняя, давно исчезнувшая без следа, но не забытая народами, великая колония восточно-иранского племени – Троя.

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksej_Homyak...

Дмитрий Степанов , кандидат исторических наук Все лекции цикла можно посмотреть здесь .   Термин «Россия» появляется в конце XV века, как ни странно, термин этот не русский – это греческий термин. Это греческое произношение слова «Русь» – «Россия». Приходит он вместе с Софьей Палеолог, о ней мы сейчас скажем отдельно. В конце XV века образуется русское централизованное государство. У нас нет, к сожалению, ни одного памятника Ивану III, хотя безусловно – это человек, сыгравший колоссальнейшую роль в нашей истории – это создатель современной геополитической реальности под названием Россия по большому счету. Не надо забывать, что при нем происходит освобождение от татаро-монгольского ига уже полное, окончательное, объединяются княжества вокруг Москвы и происходит создание централизованного государства. Это очень важный момент в нашей истории и современники естественно, они вообще в принципе разделяли все, что было до Ивана III и то, что было после. И эти колоссальнейшие сдвиги в нашей истории, они разумеется стали частью рефлексии нашей интеллектуальной элиты и естественно рассматривались с различных точек зрения. В частности, именно в конце XV века появляется очень важная традиция – это «Сказание о князьях Владимирских». Считается, что окончательно оно было записано в 1520-х годах, но все-таки большая часть исследователей считает, что появляется она при Иване III. Это довольно интересная традиция, она гласит о том, что наша правящая династия Рюриковичи происходят ни много, ни мало, как от младшего брата императора Октавиана Августа, от Августа Кесаря и в эту традицию действительно верили. Известно о том, что такой важный ее адепт, как Иван Грозный, все время ставил своему коллеге шведскому королю Юхану эту легенду в качестве примера. Юхан происходил из неродовых дворян, а Иван Грозный все время говорил ему о том, что мы от кесаря Августа родом ведемся. Это очень важный момент – это вписание московской династии в мировой контекст. Очень характерно, кстати говоря использование термина «кесарь» – это то же самое, что «цезарь», то же самое, что «царь». Но «кесарь» использовался исключительно по отношению к языческим императорам. Слово «царь» – это уже то, что носило под собой религиозный подтекст.

http://academy.foma.ru/2016/11/01/

Закрыть itemscope itemtype=" http://schema.org/Article " > 7 января – Рождество Спасителя в Вифлееме и рождение Империи в Риме 09.01.2014 420 Время на чтение 4 минуты 7 января мы празднуем величайший из двунадесятых праздников – Рождество Господа и Спаса нашего Иисуса Христа. Одновременно и в связи Рождеством, хотелось бы высказать мысль о теснейшей связи судеб Римской империи с Церковью. Поскольку Христос, по свидетельству евангелиста Луки, записался в Римскую власть, т.е. объявил Себя подданным Римской империи, божественная благодать через Христа перешла на Рим, превратив его в мистический образ неразрушимого христианского Царства. «Инако же Ромеиское Царьство неразрушимо, яко Господь в Римскую власть написася», — утверждает, например, старец Филофей. Евангелие от Луки сообщает нам: «В те дни вышло от кесаря Августа повеление сделать перепись по всей земле. И пошли все записываться, каждый в свой город. Пошел также и Иосиф из Галилеи, из города Назарета, в Иудею, в город Давидов, называемый Вифлеем, потому что он был из дома и рода Давидова, записаться с Мариею, обрученною ему женою, которая была беременна. Когда же они были там, наступило время родить Ей; и родила Сына Своего первенца, и спеленала Его, и положила Его в ясли, потому что не было им места в гостинице» (Лк. 2: 1-7). Таким образом, Святое Семейство, Иосиф и Мария, жившие в Назарете, оказались в Вифлееме, подчиняясь указу императора Августа о переписи населения всей Римской империи, причем перепись происходила по городам и весям рождения людей. Вифлеем был родным городом Иосифа и потому, согласно пророчествам, Господь Иисус Христос родился в Вифлееме. Евангельский сюжет еще раз подтверждает и усиливает тезис о божественном происхождении Римской империи, пространства которой стали первоначальными пространствами христианской проповеди и царство римлян в силу этого стало священным. Важно и то, что Империя совпадает по времени с приходом Спасителя на землю. Общепризнанно, 27 год до Р.Х. считается годом основания Римской Империи, со времени императора Октавиана Августа. И в это государство, являющееся идеалом своего времени, в этот мир явился Спаситель для того, чтобы свет христианства проник не только в каждую частную душу, но и переродил само общество.

http://ruskline.ru/special_opinion/7_yan...

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла Содержание КОНКУБИНАТ [лат. concubinatus; греч. παλλκεια, παλλακισμς, παλλακ, γραφος γμος], в рим. праве длительное фактическое сожительство мужчины и женщины, называемой в этом случае конкубиной (concubina), по различным причинам не признававшееся браком , однако не имевшее признаков порочной связи (как связь с малолетними или c близкими родственниками). Отличие К. от брака состояло в том, что конкубина была лишена чести брака (honor matrimonii), к-рая полагалась супруге, т. е. не разделяла социального положения и статуса своего сожителя. К. в Римской империи В юридических источниках нет определения К., подобного определению брака, предложенному рим. юристом Модестином. К. считался длительный союз между мужчиной и женщиной, к-рые не имели права заключать брак друг с другом (ius conubii), или же такой союз, в к-ром отсутствовало affectio maritalis, т. е. стремление состоять именно в браке. К., а не правильный брак (matrimonium iustum), возникал между лицами, относящимися к различным социальным сословиям: мужчина, как правило, обладал более высоким социальным статусом, чем женщина (как, напр., в случае с патроном и вольноотпущенницей). На этом основании некоторые исследователи видят в К. прообраз морганатического брака ( Leclercq. 1914. Col. 2499; Bonfante P. Diritto romano. Firenze, 1900. P. 195). Слово «конкубина» встречается уже у Плавта (II-I вв. до Р. Х.) ( Friedl. 1996. S. 94-96). В науке истоки К. принято усматривать в брачном законодательстве имп. Августа Октавиана ; впервые об этом говорится в работах итал. исследователей Г. Кастелли и П. Бонфанте. Закон имп. Августа «Lex Iulia de adulteriis coercendis» от 18 г. до Р. Х. устанавливал помимо прочего наказание за внебрачный союз со свободнорожденной незамужней женщиной. Внебрачный союз разрешался только с вольноотпущенницами и со свободнорожденными женщинами низкой морали и/или низкого социального положения; согласно источникам, к их числу можно отнести актрис, женщин, уличенных в прелюбодеянии, проституток, женщин неясного происхождения (obscuro loco natae - Dig. 25. 7. 3 pr.). Внебрачный союз с ними дозволялся и не квалифицировался как stuprum (преступная половая связь). Согласно определению Атилицина, приводимому Ульпианом, «можно, не опасаясь содеять преступление, иметь в качестве конкубин только тех женщин, по отношению к которым не совершается разврата» (Dig. 25. 7. 1. 1).

http://pravenc.ru/text/1841944.html

Содержание Предисловие бл. Иеронима I Второй Римский Император Октавиан Август III Тиверий (23, по другим 21 год) IV. Кай Калигула (царств. 3 года и 10 месяцев) V. Клавдий (царств. 13 лет, 8 месяцев и 28 дней) VI. Нерон (царств. 13 лет, 1 мес. и 28 дней) VII. Веспасиан (царст. 9 лет, 11 месяцев и 22 дня) VIII. Тит (царств. 2 года и 2 месяца) IX. Домициан, младший брат Тита (царствует 15 лет и 5 месяцев) X. Нерва (царствовал год и 4 месяца) XI. Траян (царств. 19 лет и 6 месяцев) XII. Адриан (царствовал 21 год) XIII. Антонин по прозванию благочестивый с сыновьями своими Аврелием и Луцием (царствовал 22 года, 3 месяца) XIV. Марк Антонин, он же и Вер и Л. Аврелий Коммод (царствовали 19 лет и 1 месяц) XV. Коммод (царствовал 13 лет) XVI. Элий Пертинакс (царствовал 6 месяцев) XVII. Север (царств. 18 лет) XVIII. Антонин по прозванию Каракалла, сын Севера (царствовал 7 лет) XIX. Макрин (царствовал один год) XX. Марк Аврелий Антонин (царств. 4 года) XXI. Александр сын Мамиеи (царств. 13 лет) XXII. Максимин (царств. 3 года) XXIII. Гордиан (царств. 6 лет) XXIV. Филипп (царств. 7 лет) XXV. Декий (царств. год и 3 месяца) XXVI Галл и Волузиан сын Галла (царствовали 2 года и 4·месяца) XXVII. Валериан и Галлиен (царств. 15 лет) XXVIII. Клавдий (царств. год и 9 месяцев) XXIX. Аврелиан (царств. 5 лет и 6 месяцев) XXX. Тацит (царств. 6 месяцев) XXXI. Проб (царств. 6 лет и 4 месяца) XXXII. Кар с Карином и Нумерианом (царств. 2 года) XXXIII. Диоклетиан (царств. 20 лет) Галерий Август (два года правил один) XXXIV. Константин (царствовал 30 лет и 10 месяцев)     Предисловие бл. Иеронима Евсевий Иероним своим Винкентию и Галлиену желает здравия. То был древний обычай ученых, что для упражнения ума они передавали греческие книги латинским языком, и что наиболее трудно, поэтические произведения знаменитых мужей переводили стихами. Поэтому и наш Туллий целые книги Платона перевел буквально и, издав гекзаметром Арата Римского, занимался Экономиком Ксенофонта. В этом деле эта золотая река красноречия так часто задерживается некоторыми твердыми и неодолимыми препонами, что незнающие, что это перевод, не поверят, что это писано Цицероном.

http://azbyka.ru/otechnik/Evsevij_Kesari...

1. Ирод Великий, царь Палестины 40–4 до Р.Хр., второй сын идумеянина Антипатра, который Юлием Цезарем был сделан прокуратором Иудеей в 47 году до Р.Хр. Пятнадцатилетним мальчиком он был назначен своим отцом прокуратором Галилеи и в 41 г. вместе с братом Фазаилом он был назначен Антонием четверовласником над Иудеей. В 40 году он был назначен царем, победил своего противника Маккавея Антигона, взял Иерусалим и истребил род Маккавеев в 37 г. до Р.Хр. После битвы при Акциуме 31 г. до Р.Хр. он принял сторону Октавиана, за что и был пожалован Трахонитской областью и Панеасом. Этот Ирод, который неизвестно по какой причине назван в истории Великим, был диким, безнравственным тираном, лишь прикрывавшийся западным образованием. Перестройкой и украшением храма (ибо идумеи после 130 г. до Р.Хр. приняли иудейство), основанием или расширением городов Ирод стремился снискать расположение народа, но недоброжелательное отношение иудеев к чужеземному игу увеличивалось, особенно, когда он по римскому образцу ввел игры и построил театр и ристалище (беговой круг) в Иерусалиме. Он умертвил Мариамну, одну из своих многочисленных жен, вместе с ее двумя сыновьями – Александром и Аристовулом. За несколько дней до своей смерти он велел убить своего сына Антипатра и, когда уже почувнствувал приближение смерти, приказал заключить в темницу многих лучших людей из народа и взял от своей сестры обещание, что они будут умерщвлены в момент его смерти для того, как он выразился, «чтобы он не умер неоплаканным». Обещание это все же не было исполнено. «Я хотел бы лучше быть его свиньей, чем сыном», сказал кесарь Август об Ироде. Во время его царствования в Вифлееме родился Иисус. Когда идумейский чужеземец на престоле Иуды услышал от Волхов о рождении иудейского царя, то испугался и, чтобы погубить его, приказал истребить всех младенцев мужеского рода в пределах Вифлеема, от двух лет и меньше. Вскоре после этого он умер от мучительной болезни на 70-му году жизни, процарствовав 37 лет (в 750 году по римскому счислению) ( Мф 2.1 ; Лк 1.5 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Spravochniki/s...

II. Хронологический перечень римских и греческих императоров, восточных патриархов, римских пап, русских князей, царей и императоров А. Римские и греческие императоры Октавиан Август 30 до P. X. – 14 по P. X. Тиверий 14–37. Кай Калигула 37–41. Клавдий I 41–54. Нерон 54–68. Гальба, Оттон и Вителлий 68–70. Веспасиан 70–79. Тит 79–81 . Домициан 81–96. Траян 98–117. Адриан 117–138. Антонин Пий 138–161. Марк Аврелий 161–180. Коммод 180–192. Пертинакс 192. Дидий Юлиан 193. Септимий Север 193–211. Каракалла 211–217. Макрин 217–218. Гелиогабал 218–222. Александр Север 222–235. Максимин I 235–238. Гордиан и другие 238–244. Филипп аравитянин 244–­249. Декий 249–251. Галл 251–253. Валериан 253–259. Галлиен 260–268. Клавдий II 268–270. Аврелиан 270–275. Фацит 275–276. Проб 276–282. Кар 282–283. Нумериан и Карин 283­–284. На востоке. Диоклитиан 284–305. Максимиан Галерий 305–311. Максимин Дака 305–313. Св. Константин В. 306–337. Ликиний 307–324. Константин II 337–340. Констанций II 337–361. Юлиан Отступник 361–363. Иовиан 363–364. Валент 364–378. Феодосий В. 379–395. Аркадий 395–408. Феодосий II 408–450. Маркиан 450–457. Лев I 457–474. Лев II 474. Василиск 474–477. Зенон 474–491. На западе. Максимиан 284–305. Максентий 305–312. Констанций I Хлор 305–306. Св. Константин В. 306–337. Констант 337–350. Магненций 350–353. Констанций 353–361. Юлиан Отступник 361–863. Иовиан 363–364. Валентиниан I 364–375. Грациан 375–383. Валентиниан II 383–392. Феодосий В. 383–395. Гонорий 395–423. Валентиниан III 423–455. Максим 455. Авит 456. Майориан 457–461. Либий Север 461–465. Анфимий 467–472. Олибрий 472. Гликерий и Юлий Непот 472–474. Ромул Августул 475–476. На востоке. Анастасий I Дикор 491–518. Иустин I 518–527. Св. Иустиниан I 527–565. Иустин II 565–578. Тиверий II 578–582. Маврикий 582–602. Фока 602–610. Ираклий 610–641. Константин III 641. Констанс или Константин (1V) 641–668. Константин Погонат IV (V) 668–685. Иустиниан II 685–695. Леонтий 695–698. Тиверий III 698–705. Иустиниан II (вторично) 705–711.

http://azbyka.ru/otechnik/Sergej_Bulgako...

А между тем такая картина требует существенного пересмотра. Возникший изначально как сообщество разбойников и почти сразу вступивший на путь огосударствления, Рим в ходе постоянных войн, больше связанных с обеспечением собственной безопасности, чем с жаждой господства, уже в I веке до н.э. превратился в единственную державу Средиземноморья. Успехи римского оружия во многом опирались на выработанный столетиями своеобразный, уходящий корнями в разбойничье прошлое кодекс чести, или, как называли сами римляне, «нравы предков», с такими важными составляющими, как дисциплина и мужество, верность долгу и прямолинейность. Но когда в обозначенное время римляне достигли высоты своего положения в мире, оказалось, что они идейно к ней не вполне готовы и нуждаются в осмыслении и теоретическом обосновании империи, своего места в мире. В отличие от греков, практический ум римлян столетиями не был склонен к теоретизированию, и, строго говоря, вплоть до времени Цицерона и Варрона (I в. до н.э.) не было по-настоящему осмыслено даже римское 700-летнее прошлое. Первый император Октавиан Август (27 г. до н.э. – 14 г. н.э.) понимал всю важность и одновременно сложность задачи, для решения которой создал мощный интеллектуальный кружок. Но решения оказались половинчатыми и хотя создали более-менее привлекательный образ Рима благодаря более высоким стандартам жизни (причем лишь для элит провинций, а не для широких слоев населения), однако не смогли создать образ будущего и скорее опирались, с одной стороны, на усталость римского общества от ужасов гражданских войн I века до н.э. и, с другой стороны, на неспособность завоеванных народов к сопротивлению римскому владычеству, чем на готовность двигать историю вперед. Римский миропорядок был образован именно эмпирическим путем, и Рим первых веков нашей эры оставался историческим текстом, так сказать, недосказанным и недописанным, довольно интересным сочетанием противоречий, как то: республиканские институты и монархия, власть императора и власть сената, гражданские свободы и политическая необходимость, сила права и право силы, Рим как завоеватель и Рим как общее отечество завоеванных народов. Римляне постоянно находились в поисках самоидентификации и сами не вполне могли выразить свои предпочтения: одни, будучи приверженцами императорского дома, с пиететом относились к последним в истории защитникам сенатского строя; другие, сами выходцы из сенатской оппозиции, уже не представляли Рим без сильной единоличной власти; для третьих римское отечество как бы терялось в объятиях мира как единого отечества всех людей. Если для философски настроенного греческого ума важнейшей задачей была реализация идеала, то для римлянина таковой была самореализация, поиск и нахождение себя.

http://pravoslavie.ru/104769.html

В.А. Федосик, В.В. Яновская, О.А. Яновский Глава 2. Кризис традиционных римских ценностей и христианские ценности и ментальные установки Христианство возникло и развивалось в первые века своего существования в Римской державе, в тот ее период, который историками принято называть эпохой империи. Сами же римляне в то время продолжали называть свое государство res publica, что являлось само по себе отражением в римской ментальности специфического процесса постепенности перехода через режим принципата от отношений граждан в римской цивитас к отношениям господства–подчинения в огромной державе, созданной в результате победоносных завоеваний. Формы государственности римской цивитас, римско-италийской федерации и огромного образования с многомиллионным населением различной этнической принадлежности и культурных традиций, где небольшая цивитас римлян оставалась отделенной от остальной массы населения, не соответствовали новым реалиям и потребностям управления мировой державой с ее провинциями в трех частях света. Режим принципата, установленный Октавианом Августом, являлся по своей сути монархией и одновременно сохранял большинство республиканских форм государственности (выборные магистраты, сенат, поначалу и комиции 41 , переставшие созываться уже Тиберием). Но реальная власть принадлежала императору-принцепсу, имевшему под своим командованием армию, право первым вносить свои предложения в сенате, пожизненную должность народного трибуна с ее правом «вето» на решения любых магистратов и органов власти, собственный бюрократический аппарат в Риме и провинциях, высшую жреческую должность 42 . Режим принципата постепенно перерастал в открытую форму монархии – прекратили свое существование народные собрания, компетенция сената в государственных делах была сведена к минимуму, функции магистратов и экс-магистратов (проконсулов, пропреторов, управлявших провинциями) становились компетенцией императорских служащих-чиновников. Ряды последних пополнялись, особенно с III в., за счет сословия всадников, а не как прежде из привилегированного сенаторского сословия, чья роль в государственных делах резко сократилась 43 . Фактически процесс превращения принципата в открытую (без республиканской «завесы») форму монархии завершился при Северах. Но полстолетия «века солдатских императоров» (235–284 гг.), с жестоким политическим кризисом, особой ролью в нем армии, вторжениями варваров не только в приграничные провинции, но и в испанские, малоазийские 44 , отложило окончательное оформление нового политического режима в Римской империи – домината, до правления Диоклетиана. Император официально стал именоваться dominus (господин), хотя такая титулатура (немыслимая для римской цивитас) закрепилась еще при Северах 45 . Римский сенат стал городским советом Рима, все управление государством было сосредоточено в руках императора, опиравшегося на бюрократический аппарат назначаемых чиновников при дворе и на местах.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010