Том I Том II Том III Том V Том VI Том VII Основная идея предлагаемого вниманию читателей труда выражена в самом его названии: " История Европы: дохристианской и христианской», призванном обозначить главную тему и центральный нерв европейской истории, т.е. христианство. С констатацией именно этого обстоятельства органически связано и видение автором главной интриги истории европейского и средиземноморского региона в соотношении таких ключевых для нее метаисторических символов, как Рим — Новый Рим и Третий Рим, с одной стороны, преемствующих один другому, а с другой — синхронно сопребывающих. Автор не ставил перед собой задачи расширить объем конкретных знаний по истории Европы, ввести, как принято говорить на академическом жаргоне, в научный оборот новые документы, выявить ранее не известные факты. Свою задачу он видит в том, чтобы, опираясь на уже выполненные научные исследования, корректно и с соблюдением должных пропорций, изложить исторический материал исходя из такого видения драмы европейской истории, которое вытекает уже из самой его принадлежности к Православной Церкви. В первой части четвертого тома автор рассматривает век Октавиана Августа, эпоху Юлиев и Флавиев, эпоху Антонинов и др. Содержание Глава 1. Век Августа 1. Политическое противостояние в Риме после убийства Цезаря 2. Путь Октавиана на вершину власти 3. Политическая система принципата и внутренняя политика Августа 4. Включение в состав империи Альпийского региона, Паннонии и Иллирика 5. Римские провинции и войны на границах империи 6. Рождество Спасителя 7. Римская культура в золотой век Августа 8. Смерть Августа Глава 2. Эпоха Юлиев и Флавиев 1. Племенной мир Европы на рубеже эр 2. Правление Тиберия 3. Распятие и воскресение Спасителя 4. Правление Калигулы 5. Правление Клавдия 6. Завоевание Британии 7. Правление Нерона 8. Год четырех императоров 9. Правление Веспасиана 10. Правление Тита 11. Правление Домициана 12. Структура римского общества I столетия от Р. Х. 13. Экономика Римской империи эпохи раннего принипата

http://azbyka.ru/otechnik/Vladislav_Tsyp...

Фритц Ринекер, Герхард Майер (лютеране) Скачать epub pdf Ирод (Великий) Ирод (Великий) (греч. «потомок героя»), второй сын идумея, прокуратора Иудеи, Антипатра и его жены-аравитянки Кипры. И. лишь формально принадлежал к иудеям, но по своей приверженности к греч. культуре, в т.ч. к ее архитектуре, и любви к роскоши он был эллинистом. И. был ловким дипломатом и хорошим оратором. Он обладал мужеством, находчивостью и силой воли и вместе с тем был чрезмерно честолюбив и коварен. В своем стремлении к власти И. не гнушался никакими средствами. Сотни людей, и среди них его ближайшие родственники, пали жертвой его вероломства и болезненной подозрительности, особ. усилившейся в нем к концу жизни. Антипатр еще при жизни приобщил сыновей к управлению страной: старший, Фасаил, управлял Иерусалимом, а 15-летний И. стал прокуратором Галилеи. С самого начала И. был убежденным сторонником рим. власти. Он безжалостно боролся с действовавшими на границе с Сирией разбойниками, среди которых, вероятно, были и уцелевшие участники антирим. восстания. Борьба закончилась казнью разбойников. В результате 25-летний прокуратор заслужил благодарность рим. наместника в Сирии. Иерусалимский синедрион усмотрел в казни нарушение своих судебных полномочий; Ирод, приглашенный в синедрион в качестве ответчика, повел себя столь напористо, что его предпочли оставить в покое. После гибели Антипатра (43 г. до Р.Х.) Марк Антоний, которому подчинялась вост. часть Римской империи, утвердил его сыновей в правах правителей Палестины, возведя их в тетрархи. Но в одной из битв с хасмонеем Антигоном, последним из Маккавеев, и с парфянами, его союзниками, Фасаил попал в плен, где затем совершил самоубийство. И. вынужден был бежать. Он вернулся после того, как римский сенат, по настоянию Антония, назначил его царем Иудеи. После трехлетней борьбы Иерусалим был завоеван, и в 37 г. до Р.Х. И. стал полномочным царем. Когда в 31 г. до Р.Х. Антоний в морской битве при Акциуме был разбит Октавианом (ставшим впоследствии имп. Августом), И. отправился к победителю на о-в Родос. Проникновенной речью он завоевал доверие нового властелина, который значительно расширил его владения. Лишь однажды, самовольно начав войну с арабами, И. впал в немилость у Августа, впрочем, ненадолго.

http://azbyka.ru/otechnik/Spravochniki/b...

Нумизматическая выстака, приуроченная к 200–летию со дня рождения архимандрита Антонина (Капустина), открылась в Кургане 30 августа 2017 г. 14:25 Самые редкие библейские античные монеты жители и гости города могут увидеть на выставке, которая открылась в Курганском областном культурно-выставочном центре. Выставка члена Московского нумизматического общества Александра Оглоблина «Посвящение Антонину» приурочена к 200-летию со дня рождения архимандрита Антонина (Капустина) . В экспозицию вошло более 130 предметов, из них около 50 монет и медалей. Самые редкие — монеты Древней Греции, которые назывались лептой — «лепта вдовы» Александра Янная (103-76 гг. до н.э.), лепта Понтия Пилата (30 г. н.э.). В копилке нумизмата — монеты Ирода I Великого (40-4 гг. до н.э.), Иоанна Гиркана (142-104 гг. до н.э.), а также римских императоров Траяна, Веспасиана, Коммода, Гордиана III. Среди уникальных экземпляров — памятная монета римского императора Филиппа I Араба, выпущенная в 248 году в честь 1000-летия Рима, римская серебряная монета «динарий» Октавиана Августа — первого римского императора (27 г. до н.э. — 14 г. н.э.), тетрадрахма (древнегреческая серебряная монета) Александра Македонского (336-223 гг. до н.э.). Именно такие монеты были в коллекции архимандрита Антонина, о чем он упоминает в своих дневниках. На выставке курганцы впервые увидят и тирские шекели — печально известные 30 сребреников, которыми иерусалимские первосвященники расплатились с Иудой Искариотом за предательство Христа. Выставку монет дополняют 26 фотографий Александра Оглоблина, которые он сделал во время своего путешествия на Святую Землю — в Иерусалим, Назарет, Вифлеем. Три витрины посвящены 60-летию коллекционирования автора, где можно увидеть: первый рубль — новгородскую гривну (конец XIII — XIV в.), полтину Великого княжества Московского (XIV в.), первую московскую монету — деньгу Дмитрия Донского (1381-1382 г.), первую «мечевую» копейку Ивана IV Васильевича. На выставке также представлены памятные медали Московского нумизматического общества.

http://eparchia.patriarchia.ru/db/text/4...

Патриарх Иерусалимский Феофил: сегодня Церковь поднимает голос протеста Рождественское послание Патриарха Иерусалимского « Приидите, видим вернии, где родися Христос : последуем прочее, аможе идет звезда» (седален утрени Рождества). На краях Вселенной Единая, Святая, Соборная и Апостольская Православная Церковь празднует днесь сверхъестественное и восхитительное, чудесное и спасительное событие. Она празднует и отмечает событие крайнего человеколюбия Божиего, Его безмерной и непостижимой любви к человеку. Что это за событие, которому так радуется Церковь? Это то, что Бог в последние времена, в правление римского императора Октавиана Августа Цезаря, посетил так невиданно, неслыханно и неповторимо Свое творение – человека. «Смотря, он увидел бедствия» человека от диавола и греха и, умилосердовавшись, говорил ему не как изревле отцам во пророках, но в Сыне (см.: Евр. 1: 1–2), в Сыне Единородном, превечном, «сущем в недре Отчем» (Ин. 1: 18). Его, «равного Богу» (Флп. 2: 6), «Бог послал Сына Своего, Который родился от жены, подчинился закону, чтобы искупить подзаконных, дабы нам получить усыновление» (Гал. 4: 4–5). Безначальный, вневременный и бестелесный, Он взял временное начало и воплотился от Святого Духа и чистой крови Пресвятой Богородицы и Приснодевы Марии, так как Она приняла это небесное благовещение архангела Гавриила в Назарете (см.: Лк. 1: 38). Бог так узрел, так восхотел, так соблаговолил спасти человека через воплощение Сына. Это сила, а не насильственное вмешательство Божие в жизнь и историю человечества. Как сказал богоносный отец Кирилл Александрийский: «Бог, подразумевается Христос, вошел в этот мир, явившись как человек» (О правой вере//PG. 76. 1177) и «Бог соединяется с человеческой природой, чтобы человек стал частью божественной высоты» (Против человековидцев. Гл. 21//PG. 76. 1152). Проповеданное тайно Приснодеве в Назарете являлось очевиднейшим образом в Вифлееме. В этом городе, в богоявленной пещере Дева, когда «наступило время родить Ей, и родила Сына, Своего Первенца, и спеленала Его, и положила Его в ясли» (Лк. 2: 6–7).

http://pravoslavie.ru/50784.html

8 февраля 2008 г. Эта империя давно уже не существует на политической карте мира, но для России они имела и будет иметь огромное значение. У нас неоднократно выдвигались проекты возрождения этого государства. Чего стоит один «Греческий проект» Екатерины Великой! А выдающийся русский консерватор Константин Леонтьев предлагал отвоевать Царьград и передать его, вместе с другими византийскими землями, в личное владение русского императора. Из них он предлагал создать самостоятельное государство – центр «вселенского византизма», который должен «вылечить» излишне эмансипированную Россию. Леонтьев предсказывал, что это приведет к важным геополитическим подвижкам – центр России переместится в древний Киев, а Петербург станет чем-то вроде «балтийского Севастополя». О стремлении отвоевать Царьград и установить крест над Святой Софией даже и говорить нечего – оно был общим и для консерваторов, и для либералов. Сталин и тот, в конце своего правления, всерьез хотел заполучить проливы в Средиземное море. Отдельная тема – Третий Рим, предполагающий преемство России от Византии. Она поднимается и сегодня, причем не только в писаниях традиционалистов. Имя «Третий Рим» в наши дни дается даже и казино. Некоторые строгие ригористы сильно возмущаются этим – и, во многом, оправданно. Однако, в то же время, совершенно очевидно, что такая вот популярность свидетельствует об актуальности самого «третьеримства». Положение о том, что Москва, точнее Россия, есть Третий Рим, является предметом весьма напряженное дискуссии – историософской и политической. Апелляцию к двум Римам критикуют с разных позиций. Некоторые радикальные националисты считают, что она принижает значение собственно России и русского народа, заставляя их равняться на какие-то внешние образцы. Свои претензии к «Третьему Риму» есть и у некоторых православных фундаменталистов. Так, П. Паламарчук возражал против того, чтобы обращаться к Риму, который был языческим государством. И по этому поводу с ним полемизировал В. Кожинов: «А ведь в сочинениях старца Филофея, во-первых, с полной ясностью утверждается, что речь идет именно и только о христианском Риме – о Риме апостола Петра, а не Юлия Цезаря или Августа Октавиана. Это неоспоримо явствует уже из датировки начала того Первого Рима, о котором говорит Филофей. Одно из его первых посланий было написано в 1527 году, и в нем утверждалось, что Первый Рим начал свою историю 1505 лет назад, то есть тогда, когда, по мысли Филофея, была создана христианская Церковь, а ведь возникновение «языческого Рима» произошло почти на 800 лет ранее!»

http://pravoslavie.ru/36403.html

О седьмой заповеди блаженства «Блаженны миротворцы, ибо они будут наречены сынами Божиими» (Мф. 5, 9). Какие ассоциации вызывает у современного человека слово «миротворец»? Можно предположить, что для большинства из нас миротворец – это человек в камуфляже, берцах, бронежилете, каске и с автоматом наперевес. Преподобный Серафим Саровский однажды произнес величайшие слова: «Стяжи дух мирен, и вокруг спасутся тысячи». Одна популярная интернет-энциклопедия сообщает, что миротворческие силы применяются «в целях предотвращения или ликвидации угрозы миру и безопасности путем совместных принудительных действий (военная демонстрация, военная блокада и т.д.), если меры экономического и политического характера окажутся или оказались недостаточными», то есть так или иначе мир поддерживается в лучшем случае демонстрацией силы оружия, а в худшем… Но ведь явно в Евангелии сказано не о современных камуфлированных и вооруженных миротворцах, потому что тогда, во время жизни Христа и написания Евангелия, таких миротворцев не было. На самом деле были. Только назывались они немного по-другому и были по-другому вооружены. Штука в том, что оружие их было не менее смертоносным, чем современное. Есть даже специальный термин «PaxRomana» – «Римский мир» (иногда «Августов мир», по имени императора Октавиана Августа). Это период римской истории, ознаменованный относительным спокойствием. Количество военных конфликтов в Римской империи было сведено к минимуму. Но в реальности Римский мир был миром, поддерживаемым силой римских военных легионов, рассредоточенных по границам. Так территория Римского мира становилась территорией, где нет гражданской войны – дерутся варвары за границами империи. Нередко бывало и так, что легионы восставали и провозглашали нового императора. Современные военно-политические союзы являются, по сути, продолжением идеи PaxRomana, так что вооруженные миротворцы были придуманы не сегодня и даже не вчера, а очень и очень давно. Иисус Христос не мог не видеть римские гарнизоны, поддерживавшие мир в отнюдь неспокойной Иудее. Но вряд ли возможно, чтобы Христос назвал сынами Божиими язычников, презиравших израильский народ и его веру.

http://pravoslavie.ru/76897.html

Рождество Христово Событие праздника Господь Иисус Христос, Спаситель мира, родился от Пресвятой Девы Марии в царствование императора Октавиана Августа в городе Вифлееме. Август повелел сделать всенародную перепись во всей своей империи, к которой относилась тогда и Палестина. У евреев был обычай вести народные переписи по коленам, племенам и родам; всякое колено и род имели свои определенные города и праотеческие места, потому Преблагословенная Дева и праведный Иосиф, как происходившие от рода Давидова , должны были идти в Вифлеем (город Давида), чтобы внести и свои имена в список подданных кесаря. В Вифлееме они не нашли ни одного свободного места в городских гостиницах. В известняковой пещере, предназначенной для стойла, среди сена и соломы, разбросанных для корма и подстилки скоту, среди чужих людей, в обстановке, лишенной не только земного величия, но даже обыкновенного удобства, родился Богочеловек, Спаситель мира. Первым о рождении Спасителя в пещере упоминал живший во II веке святой Иустин Мученик, а во времена Оригена уже показывали пещеру, в которой родился Спаситель. После прекращения гонений на христиан, императором Константином Великим над этой пещерой был сооружен храм, о котором писал древний историк Евсевий. Эта пещера, как считают многие авторы, находилась в горе, которая стала соотноситься с самой Богородицей, а пещера – с ее чревом, вместилищем Невместимого Бога. По другому толкованию, пещера понимается как темное место, означающее собою падший мир, в котором воссияло Солнце правды – Иисус Христос. Звезда на месте предполагаемого Рождества Христова. Вифлеем Безболезненно родившая Богомладенца Пресвятая Дева Сама, без посторонней помощи, «повит Его и положи в яслех» ( Лк. 2 : 7). Но среди полночной тишины, когда все человечество объято было глубочайшим греховным сном, весть о Рождестве Спасителя мира услышали пастухи, бывшие на ночной страже у своего стада. Им предстал ангел Господень и сказал: «Не бойтеся, се бо благовествую вам радость велию, яже будет всем людем. Яко родися вам днесь Спаситель, иже есть Христос Господь, во граде Давидове» (Лк. 2: 10–11), и смиренные пастыри первыми удостоились поклониться ради спасения людей Снисшедшему до «рабия зрака». Кроме ангельского благовестия вифлеемским пастырям, Рождество Христово чудесною звездою возвещено было волхвам-звездословцам: по объяснению святых отцов, звезда, среди прочего, являлась воплощением ангельской силы . В лице восточных мудрецов весь языческий мир, незримо для него самого, преклонил свои колена пред истинным Спасителем мира, Богочеловеком. Войдя в храмину, где был Младенец, волхвы «падше поклонишася Ему, и отверзше сокровища своя, принесоша Ему дары: злато, и Ливан, и смирну» ( Мф. 2: 11 ).

http://pravoslavie.ru/33424.html

Скачать epub pdf 6. Обстоятельства рождения Как мы видели, евангелисты Матфей и Лука достаточно подробно описывают события, сопровождавшие рождение Иисуса: поклонение волхвов ( Мф. 2:1–12 ) и пастухов ( Лк. 2:8–20 ), обрезание Иисуса ( Лк. 2:21 ) и принесение Его в Иерусалимский храм ( Лк. 2:22–38 ). События, произошедшие приблизительно через два года после рождения Иисуса, описаны у Матфея: это бегство Иосифа и Марии с Младенцем в Египет ( Мф. 2:13–15 ) и избиение младенцев разгневанным царем Иродом ( Мф. 2:16–18 ). Из этих рассказов лишь один имеет параллели в исторической литературе за пределами христианской традиции: об избиении младенцев. Об этом эпизоде упоминается в труде языческого автора Макробия «Сатурналии», где рассказывается об императоре Октавиане Августе: «Так как он услышал, что среди мальчиков-двухлеток, которых приказал истребить в Сирии царь иудеев Ирод, оказался даже его сын, сказал: лучше быть свиньей Ирода, чем его сыном». Конечно, можно предположить, что Макробий, неоплатоник, живший в V веке, узнал об избиении младенцев Иродом из христианских источников, а рассказ о реакции на новость императора Августа был не более чем анекдотом. Избиение младенцев. Фреска. Джотто. 1305– 1313 гг. Тем не менее наличие этого упоминания у Макробия служит косвенным подтверждением историчности повествования Матфея об избиении младенцев. О неимоверной жестокости Ирода и о том, что он казнил трех своих сыновей (правда, ни один из них не был младенцем к моменту казни), известно и из других источников. Рассказы об обстоятельствах, связанных с рождением Иисуса, интересны не столько с исторической, сколько с богословской точки зрения. Каждый из этих рассказов подчеркивает особый характер рождения Иисуса от Девы как события, выходящего за рамки обычной человеческой истории. И родословие Иисуса, и явления ангелов, и сны Иосифа, и другие детали повествования иллюстрируют главную весть: Бог вмешался в человеческую историю, послав на землю Мессию, в пришествии Которого нашли свое исполнение надежды и чаяния богоизбранного народа.

http://azbyka.ru/otechnik/Ilarion_Alfeev...

Юлий Цезарь, императоры-спасители и культ императора в Риме Нам понятно и близко негативное отношение к культу императора в Иудее. Но зададимся вопросом – какое же отношение было к этому культу у язычников? 13 июля, 2012 Нам понятно и близко негативное отношение к культу императора в Иудее. Но зададимся вопросом – какое же отношение было к этому культу у язычников? Имя Юлия Цезаря, рожденного 12 (или 13) июля на рубеже двух последних веков до Рождества Христова, связано с началом обожествления римских императоров. Гай Юлий Цезарь Хотя так называемые «божественные почести» люди оказывали военачальникам и правителям в эллинистических государствах Малой Азии, а также и в самой Римской республике, тем не менее, именно Юлий Цезарь был первым, кого провозгласили «божественным Юлием» — «Divus Julius». Его также называли и «спасителем», по-гречески – «сотер». Усыновленный племянник Юлия Цезаря — и не менее, чем Цезарь, знаменитый — император Октавиан Август был… «сыном божиим», то есть «сыном божественного Юлия». «Сыновьями божиими» продолжали называть императоров и в дальнейшем. Именно о динарии кесаря с надписью «Тиберий Цезарь, сын божественного Августа» спрашивали «некоторые из фарисеев и иродиан» (Мк 12,13-17) Иисуса Христа, Сына Божия. Но, поставив Спасителю вопрос-ловушку, они сами попадают в нее. «Достаточно взглянуть на всю ситуацию, учитывая реалии того времени. Противники Иисуса Христа задают Ему хитрый вопрос-ловушку: Должно платить подать языческому властителю или нет? Сказав «Да», Он окажется другом римлян, антипатриотом и даже беззаконником. Сказав «Нет», Он рискует быть обвиненным как мятежник-зилот, «разбойник». Первое слово Иисуса – «Принесите Мне динарий, чтобы Мне видеть его». Можно подумать, что Иисус никогда не видел римского динария, что Его глаза не осквернялись видом «иконы» кесаря, изображенного на монете. Вот теперь, мол, Он желает видеть те деньги, о которых его спрашивают. Благочестивый иудей не имел права вносить в храм римские деньги с изображениями кесаря. В храме действовала иная, храмовая валюта. Однако, «благочестивые» фарисеи, не уловив подвоха, достают динарий (в храме!) и предъявляют его Иисусу. Следует знаменитое слово: «Отдавайте кесарево кесарю, а Божие Богу» (архим. Ианнуарий (Ивлиев) .

http://pravmir.ru/yulij-cezar-imperatory...

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла Содержание КЕСАРИЯ ПРИМОРСКАЯ (Кесария Палестинская) [греч. Καισρεια Παρλιος, Καισρεια της Παλαιστνης; лат. Caesarea Maritima, Caesaraea Palaestina; ныне Цезарея, Израиль], город-порт на берегу Средиземного м., построен Иродом Великим в 22-10/9 гг. до Р. Х. на месте древнего финик. поселения Стратонова Башня. Назван в честь имп. Октавиана Августа ( Ios. Flav. De bell. I 21. 7). Главный порт рим. Палестины, резиденция царя, затем рим. прокураторов, после 70 г. по Р. Х.- столица пров. Иудея (впосл. Палестина). История План Кесарии 1. Дворец Ирода Великого 2. Ипподром 3. Театр 4. Храм Августа 5. Порт План Кесарии 1. Дворец Ирода Великого 2. Ипподром 3. Театр 4. Храм Августа 5. Порт Финикийское поселение Стратонова Башня впервые упоминается в папирусах Зенона (259 г. до Р. Х.). Город часто переходил в руки разных правителей. Приблизительно в 103 г. до Р. Х. был завоеван Александром Яннаем и присоединен к царству Хасмонеев. В 63 г. до Р. Х. Помпей передал порт в юрисдикцию римской пров. Сирия. Впосл. имп. Марк Антоний отдал город Клеопатре. После победы над войском Марка Антония у мыса Акций в 31 г. до Р. Х. Октавиан Август подарил местность Ироду Великому (Ibid. I 20). Возле естественной бухты у Стратоновой Башни Ирод построил великолепный город и порт, выдающееся инженерное сооружение своего времени, с глубокой гаванью и системой волноломов. С северо-востока вход в порт был украшен скульптурами и башнями, самая высокая из к-рых носила имя Друза, пасынка имп. Августа. С высокого холма на порт смотрел храм Ромы и Августа. Город был спланирован по четкой ортогональной сетке улиц; со значительного расстояния по акведуку подавалась вода. Среди общественных зданий города Иосиф Флавий упоминает театр, амфитеатр, рынки и дворец (Ibid. I 21. 8). В честь окончания строительства и открытия порта Ирод учредил «Кесарийские игры». К. П. сначала населяли в основном язычники, но вскоре появилась и иудейская община. Одним из поводов к началу антиримского восстания в 66 г. по Р. Х. стал конфликт между язычниками и иудеями в К. П. (Ibid. II 13).

http://pravenc.ru/text/1684275.html

   001    002    003   004     005    006    007    008    009    010