Но явился ему во сне Ангел и объявил, что обрученная ему невеста родит от Духа Святого и что рожденного Ею Сына он назовет Иисусом (Ieshua), то есть Спасителем, так как Он спасет людей своих от грехов их. Поэтому, “ Не бойся принять Марию, жену твою!” — Иосиф признал этот сон за внушение свыше, повиновался ему, принял Марию, как жену, но “не знал Ее”, то есть жил с Нею не как муж с женою, а как брат с сестрою или, судя по громадной разнице в летах, скорее как отец с дочерью. Повествуя об этом, евангелист от себя добавляет: “ А все это произошло, да сбудется сказанное Господом чрез пророка, который говорит: Се, Дева во чреве приимет и родит Сына, и нарекут имя Ему: Эммануил ” (Исаия 7:14). Имя “Эммануил” означает “с нами Бог”. Здесь Исаия не называет рожденного Девою Эммануилом, а говорит, что так Его назовут люди. Это не есть собственное имя Рожденного Девою, а лишь пророческое указание на то, что в лице Его будет Бог. Св. Евангелист Лука отмечает, что время Рождества Христова совпало с переписью жителей Римской империи, которая была произведена по повелению кесаря Августа, то-есть римского императора Октавиана, получившего от римского сената титул Августа — “священного”. Эдикт о переписи вышел в 746 году от основания Рима, но в Иудее перепись началась приблизительно в 750, в последние годы царствования Ирода, прозванного Великим. Евреи вели свои родословные по коленам и родам. Обычай этот был так силен, что, узнав о повелении Августа, они пошли записаться каждый в город своего рода. Иосиф и Дева Мария происходили, как известно, из рода Давидова, поэтому они должны были отправиться в Вифлеем, называемый Давидовым городом потому, что в нем родился Давид. Так, Промыслом Божиим исполнилось древнее предсказание пророка Михея, что Христос родится именно в Вифлееме: “ И ты, Вифлеем, — Ефрафа, мал ли ты между тысячами (селениями) Иудиными? Из тебя произойдет Мне Тот, Который должен быть Владыкой в Израиле, и Которого происхождение из начала, от дней вечных ” (Михей 5:2, Мт. 2:6).

http://pravmir.ru/rozhdestvo-xristovo-na...

Но явился ему во сне Ангел и объявил, что обрученная ему невеста родит от Духа Святого и что рожденного Ею Сына он назовет Иисусом (Ieshua), то есть Спасителем, так как Он спасет людей своих от грехов их. Поэтому «Не бойся принять Марию, жену твою!» ( Мф. 1:20 ) – Иосиф признал этот сон за внушение свыше, повиновался ему, принял Марию как жену, но «не знал Ее» ( Мф. 1:25 ), то есть жил с Нею не как муж с женою, а как брат с сестрою или, судя по громадной разнице в летах, скорее как отец с дочерью. Повествуя об этом, евангелист от себя добавляет: «А все это произошло, да сбудется сказанное Господом чрез пророка, который говорит: Се, Дева во чреве приимет и родит Сына, и нарекут имя Ему: Эммануил» ( Ис. 7:14 ). Имя Эммануил означает «с нами Бог». Здесь Исаия не называет рожденного Девою Еммануилом, а говорит, что так Его назовут люди. Это не есть собственное имя Рожденного Девою, а лишь пророческое указание на то, что в лице Его будет Бог. Св. Евангелист Лука отмечает, что время Рождества Христова совпало с переписью жителей Римской империи, которая была произведена по повелению кесаря Августа, то есть римского императора Октавиана, получившего от римского сената титул Августа – «священного». Эдикт о переписи вышел в 746 году от основания Рима, но в Иудее перепись началась приблизительно в 750 г., в последние годы царствования Ирода, прозванного Великим. Евреи вели свои родословные по коленам и родам. Обычай этот был так силен, что узнав о повелении Августа, они пошли записаться каждый в город своего рода. Иосиф и Дева Мария происходили, как известно, из рода Давидова, поэтому они должны были отправиться в Вифлеем, называемый Давидовым городом потому, что в нем родился Давид. Так, Промыслом Божиим исполнилось древнее предсказание пророка Михея, что Христос родится именно в Вифлееме: «И ты, Вифлеем, – Ефрафа, мал ли ты между тысячами (селениями) Иудиными? Из тебя произойдет Мне Тот, Который должен быть Владыкой в Израиле, и Которого происхождение из начала, от дней вечных» ( Мих. 5:2 ; Мф. 2:6 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksandr_Mile...

Второе возражение — относительно того, что данная перепись вообще не проводилась — также несущественно. Согласно свидетельствам папирусов, перепись могла проводиться между 9 и 6 годом до нашей эры. А теперь обратимся к подлинной, а не условной дате Рождества Христова. Из Евангелия от Матфея мы знаем, что Спаситель родился во дни царя Ирода и прожил во время его правления около двух лет, поскольку Ирод, искавший Богомладенца, убил всех младенцев от двух лет и ниже, по времени, которое выведал от волхвов (Мф 2:16). Кроме того, поскольку Святое семейство вынуждено было бежать, то еще некоторое время прошло в Египте, прежде чем Ирод умер в 749 году от основания Рима, что точно известно из независимых исторических источников. Между тем ученый монах Дионисий Малый, делавший хронологический расчет года рождения Спасителя в начале VI века, ошибочно определил год Рождества как 753 год от основания Рима. Следовательно, Ирод умер в 4-м году до нашей даты Рождества Христова и Спаситель должен был родиться как раз около 6 года до нашей эры, и, в таком случае, его рождение как раз приходилось на тот же год, что и перепись, — как и сказано в Евангелии. Наконец, третье возражение — довод относительно того, что Квириний управлял Сирией уже после Рождества Христова — также нуждается в коррекции. В 1828 году в Риме была найдена надпись, согласно которой Публий Сульпиций Квириний дуумвир (высшая административная должность для муниципий и колоний) направил армию в Сирию незадолго до 6 года до Р.Х. (по нашему летоисчислению). Таким образом, и здесь мы видим удивительную точность евангелиста Луки. Если вернуться к вопросу о переписи, то, по свидетельству папирусов, в конце I — начале II века после Р. Х. она происходила каждые четырнадцать лет. И, по свидетельству Климента Александрийского, именно перепись в год Рождества Христова положила начало этой системе переписывания населения. Раннехристианские и византийские богословы и церковные поэты видели глубокий символизм в том, что Спаситель родился во время правления Октавиана Августа и, таким образом, тоже подчинился переписи, как и все граждане своей страны. Неслучайная звезда

http://foma.ru/rozhdestvo-vasilik.html

Для ускорения дела мною предложено редакции журнала „Вера и Церковь “ печатать лекции преосвященного Михаила по Новому Завету (в приложении), на что и получено любезное согласие. Что касается состава лекций, то несколько из них не будут помещены в настоящем издании, так как они уже вошли в состав известных печатных трудов преосвященного Михаила: Толковое Евангелие, Толковый Апостол и в его докторскую диссертацию: „О Евангелиях и евангельской истории по поводу книги Э. Ренана“. Это собственно лекции по Евангелию, которые в последние годы сам преосвященный опускал в аудитории, отсылая слушателей своих для ознакомления с известными предметами евангельского отдела прямо к своим печатным трудам. А лекции об апостоле Павле и его посланиях здесь будут изданы все без исключения. Николай Троицкий . 25 января 1900 г. Тула. Начальные евангельские события Когда исполнилось время, определенное премудростью Божией для совершения непостижимого для человеческой мудрости дела искупления человечества воплотившимся единородным Сыном Божиим, тогда Бог-Слово, благоволивший уничижить Себя до восприятия зрака рабия, явился в мир смиренно, без внешнего великолепия мирского, и Его явление примечено было первоначально лишь немногими, внимательными к путям божественного промысла в мире и жизни. Обычной чередой шел 747 год от основания Рима (принятое тогда летосчисление); обычной чередой шла жизнь мира с его обычными интересами повседневными; громадная римская империя, поглотившая в себя половину известного тогда мира, наслаждалась под крепким и умным правлением Октавиана-Августа миром и спокойствием, за некоторыми незначительными исключениями. Небольшая провинция в этой громадной империи, Палестина, также пользовалась миром, по крайней мере внешним, под управлением строгого до жестокости узурпатора Ирода, так называемого Великого, по происхождению идумеянина, значит чужеземца, а не природного еврея и не потомка царственного рода Давидова. В политическом отношении евреи дошли до глубокого уничижения, и в это время уничижившийся до восприятия зрака раба благоволил возвестить о предстоявшем Своем смиренном явлении на земле некоторыми знамениями, понятными впрочем немногим, внимавшим или следившим за знамениями времени.

http://azbyka.ru/otechnik/Mihail_Luzin/a...

К кон. VIII в. в результате завоеваний Каролингов в Зап. Европе возникла обширная Франкская держава. Стержнем политики франк. правителей, начиная с сыновей Карла Мартелла - Карломана и Пипина Короткого , но особенно при Карле Великом и имп. Людовике Благочестивом , было стремление к всестороннему «исправлению» (correctio) народа франков, к-рый воспринимался как наследник Римской империи. Поскольку, согласно принятому в христ. историософии делению мировой истории на 6 веков (aetates), последний, 6-й век, начало к-рого соответствовало правлению имп. Августа Октавиана и земной жизни Иисуса Христа ( Aug. De civ. Dei. XXII 30), вскоре, как ожидалось, должен был завершиться, существование Франкского государства имело эсхатологический смысл. В соответствии с каролингской концепцией королевской власти, разработанной в кон. VIII в. Алкуином и его ближайшим окружением, на короля франков возлагалась особая задача - сделать все необходимое, чтобы подготовить подданных к будущему спасению через распространение и укрепление христианства. В таком контексте опорой королевской власти оказывалась Церковь. Правители из династии Каролингов установили тесные отношения с Римскими понтификами, поддерживали миссионеров, которые проповедовали христианство в населенных язычниками приграничных областях Франкской державы, создавали новые еп-ства на подчиненных территориях, жестоко подавляли мятежи, жаловали земли и привилегии храмам и мон-рям, принимали их под королевское покровительство. В VIII в. во Франкском королевстве появились тысячи мон-рей и церквей, причем далеко не всегда это было следствием усилий со стороны королевской власти или миссионеров; часто храмы и монашеские обители возводились по инициативе представителей местной знати также и на территории зарейнской Германии. Важным направлением церковных реформ стала унификация богослужения; была организована работа по исправлению литургических книг (о церковной политике, литургической и монастырской реформах см. ст. Каролинги ). Образование

http://pravenc.ru/text/1681119.html

«Когда взошла заря, Ангелы начали торопить Лота, говоря: встань, возьми жену твою и двух дочерей твоих, которые у тебя, чтобы не погибнуть тебе за беззакония города. И как он медлил, то мужи те, по милости к нему Господней, взяли за руку его и жену его, и двух дочерей его, и вывели его и поставили его вне города… И пролил Господь на Содом и Гоморру дождем серу и огонь от Господа с неба, и ниспроверг города сии, и всю окрестность сию, и всех жителей городов сих, и произрастания земли. ( Быт.19:15, 24-25 )». Конечно, христианину не стоит думать, что жители Содома и Гоморры были самыми большими грешниками в человеческой истории. От такой точки зрения предостерегает Христос, но жесткость наказания за гомосексуализм, как и за другие тяжелые нераскаянные грехи, не оставляют сомнений в том, что христианин не может считать гомосексуализм вариантом сексуальной нормы, оправдывать их. Подтверждение этому можно найти и в текстах Нового Завета.  Новый Завет Первые свои шаги христианство делало в эпоху расцвета Римской империи. В I веке Рим представлял собой цивилизацию со сложившими этическими установками, среди которых не было осуждения гомосексуализма. О Гае Юлии Цезаре ходили слухи, что он пылал страстью к одному из юношей, в творениях римских историков можно найти осуждение некоторых императоров за безудержную похоть, за связи с мальчиками или кровными родственниками, но осуждению подвергался не сам гомосексуализм, а скорее невоздержанность и неумеренность в пороках. Про гетеросексуальность Октавиана Августа историки говорят скорее как об исключении из правил. В этих условиях молодой Церкви пришлось рассказывать христианам о недопустимости супружеской измены, однополых отношений и других грехов, распространенных в римском обществе. В Послании к Римлянам апостол Павел предупреждает верующих о недопустимости противоестественного поведения в сексуальной сфере: «Потому предал их Бог постыдным страстям: женщины их заменили естественное употребление противоестественным; « подобно и мужчины, оставив естественное употребление женского пола, разжигались похотью друг на друга, мужчины на мужчинах делая срам и получая в самих себе должное возмездие за свое заблуждение.

http://azbyka.ru/zdorovie/chto-svyashhen...

Любовь и благоволение неразрывны. Отец Небесный благоволил послать на землю Сына, потому что Он первый возлюбил мир Любовь и благоволение неразрывны. Отец Небесный благоволил послать на землю Сына, потому что Он первый возлюбил мир, прежде чем люди ответили Ему взаимностью (см.: 1 Ин. 4: 9). Сын принял на Себя грехи всего мира (см.: 1 Пет. 2: 24). По вере в Сына Божия мы, люди, из врагов Божиих становимся сынами Его и, как говорит апостол, получаем право взывать к Богу: Авва, Отче! (см.: Гал. 4: 6). Сегодня мы стоим в преддверии рождения Божественного Младенца, имя Которого – Чудный, Советник, Бог Крепкий, Отец вечности, Князь мира (Ис. 9: 6). С появлением на земле Божественного Младенца, казалось бы, в человеческих отношениях должны произойти радикальные перемены: и перекуют мечи свои на орала, и копья свои – на серпы; не поднимет народ на народ меча, и не будут более учиться воевать (Ис. 2: 4). Но при этом пророк Исаия не говорит о том, что какие-то профессиональные миротворцы наведут порядок на Земном шаре. Он пророчествует о том, что «люди доброй воли» станут иными, потому что земля [под их ногами] будет наполнена ведением Господа, как воды наполняют море (Ис. 11: 9). Две тысячи лет назад римские поэты прославляли императора Октавиана Августа как спасителя за то, что тот принес в Рим внутренний мир и процветание, а провинциям – безопасность. Но спустя два тысячелетия мы видим, какой кровавой ценой далось то процветание, насколько непрочным был римский мир (Pax Romana), насколько небезопасной была жизнь в провинциях. В противовес поэтам Рима апостолы говорят: Мир Божий превыше всякого ума (Флп. 4: 7), Царствие Божие не пища и питие, но праведность и мир и радость во Святом Духе (Рим. 14: 17). И хотя апостол Павел прямо говорит: Будьте в мире со всеми людьми (Рим. 12: 18), но пребывание мира Божия среди людей – это больше, чем законы социальной справедливости. Это такая расположенность души человека, когда всеми его поступками руководит любовь. Любовь Божия приносит на землю мир. Любовь познали мы в том, что Он [Сын Божий] положил за нас душу Свою: и мы должны полагать души свои за братьев (1 Ин. 3: 16).

http://pravoslavie.ru/99997.html

Мы можем предположить, что и великий полководец, человек высокой чести, нравственности, доблести и языческой набожности Сципион Публий Корнелий был возможно направляем и руководим Богом. Но здесь истинный Бог не являлся ему напрямую ни наяву, ни во снах. Здесь возможно Бог действовал через языческие верования римских граждан. Почему так? Нам это неизвестно, но именно, по словам самого Сципиона, откровения языческого бога Нептуна во сне дали чёткое указание Сципиону о помощи ему во время будущего штурма Нового Карфагена и об отливе озера и канала у стен города, и о возможности захватить город с этой стороны отлива. При этом как утверждают некоторые историки, что Сципион об отливе якобы узнал у рыбаков, и якобы обманул своих воинов, что это Нептун ему помог с отливом. Но тогда логически, если рыбаки знали о якобы регулярных отливах, то и жители Нового Карфагена тоже бы знали, и укрепили бы город, увеличили высоту стен на этом участке и оставили бы солдат для обороны, но никого не было на этом участке, т.к. новокарфагенцы были уверены, что канал и озеро никто не преодолеет в брод. Значит, отливов никогда и не было. А тут отлив случился именно по Божественной Воле для помощи Сципиону и римлянам в успешном штурме и начале сокрушения Карфагенского языческого государства с более мрачными языческо-сатанинскими культами Карфагена. Вообще Сципион Публий Корнелий был очень набожным гражданином Рима. Он мог ночами быть в храме и молиться о помощи божественных языческих сил в его предприятиях на благо Рима. Тогда римляне ещё не знали истинного Бога. Но именно в Римской Империи, когда установилось единоначалие императора Августа Октавиана, родился (вочеловечился) истинный Бог Иисус Христос. Об этом Православная Церковь так говорит в Рождественской стихире: « Августу единоначальствующу на земли,// многоначалие человеков преста:// и Тебе вочеловечшуся от Чистыя,// многобожие идолов упразднися.// Под единем царством мирским гради быша,// и во едино владычество Божества языцы вероваша.// Написашася людие повелением кесаревым:// написахомся вернии Именем Божества,// Тебе вочеловечшагося Бога нашего.// Велия Твоя милость, Господи, слава Тебе».

http://ruskline.ru/news_rl/2023/10/03/pe...

Следующий доклад был прочитан доцентом ПСТГУ А.С. Небольсиным на тему «Драматургическое и богословское значение техники " сцепления " (interlocking) в структуре Апокалипсиса». Предметом рассмотрения в докладе является употребление в Апокалипсисе литературного приема, именуемого сцеплением, суть которого состоит в том, что тот или иной фрагмент текста оказывается связанным как с предшествующим ему эпизодом, по отношению к которому он воспринимается как завершение, так и с последующим, по отношению к которому он занимает вводную позицию. После демонстрации применения указанного приема в конкретных фрагментах книги, в докладе указывается на его литературное, мнемоническое и богословское значение. Последнее в полной мере проявляется в 10-11 главах книги — благодаря применению техники сцепления фрагмент 11:1-13, посвященный служению двух свидетелей, оказывается богословским ядром всего Апокалипсиса, предлагая краткий символический срез всей истории Церкви, в ходе которой она осуществляет свое эсхатологическое по своей сути свидетельство перед миром. В докладе также высказано предположение о том, что употребление приема сцепления в Апокалипсисе может быть выражением христианского опыта жизни, а именно одновременного восприятия спасения как уже обретенного и как еще только чаемого. Ректор Смоленской семинарии протоиерей Георгий Урбанович делал сообщение по теме «Изучение Книги Откровения (2-3 гл.) по материалам археологических исследований и в контексте истории Малоазийского региона» на материале ежегодных экспедиций представителей Смоленской духовной школы в Малую Азию. Были представлены фотографии раскопок всех семи апокалиптических городов, и сделана попытка проанализировать исторические и археологические данные с точки зрения раскрытия смысла обращения к семи Церквам. Последним выступил преподаватель ПСТГУ протоиерей Александр Прокопчук с докладом на тему «Pax Romana в послании ап. Павла к Ефесянам и в Откровении ап. Иоанна». В сообщении было отмечено, что восприятие апостолами Павлом и Иоанном гражданской языческой власти не диаметрально противоположны и не взаимоисключают друг друга. Напротив, в поиске аналогов описания господства Иисуса Христа в мироздании они обращаются к римской императорской власти, которая была у них перед глазами. Новый тип правления, введенный с приходом к власти Юлия Цезаря и его племянника Августа Октавиана, становится отправным пунктом для описания возвышения Христа во вселенной. Следует отметить, что такой подход ни в коем случае не означает коллаборационизма священных авторов. Обе книги рассматривают бытие Церкви как противостояние сатанинским силам, которые повелевают земными властителями. Обе они, пусть и в разных временных перспективах, не сомневается в окончательном триумфе Господа Иисуса Христа.

http://patriarchia.ru/db/text/2520656.ht...

Та истина, что была некогда открыта Богом Аврааму и Исааку, Иакову, Моисею и многим другим древним ветхозаветным праотцам и пророкам, оказалась ныне подменена «преданиями старцев», ложным пониманием Божественного Откровения, легендами и мифами, заступившими место Истины. Иудейские законничество и начетничество почти полностью вытеснили в богоизбранном народе его прежнюю искреннюю и горячую любовь к Господу. Не лучше обстояли дела с поиском Истины и в окружающем Палестину языческом мире: у аристократии – цинизм или же показное равнодушие к самому понятию живой и неподдельной веры, у романтиков и философов – жажда оккультных переживаний. Кто-то холодно и лицемерно изображал, будто чтит своих богов, дабы продемонстрировать гражданскую и политическую благонадежность по отношению к Римской империи. Кто-то устремлялся на языческие капища и тонул в темной бездне ложных и губительных духовных откровений, мистических переживаний – среди многочисленных адептов вошедших в моду восточных культов. В эпоху пришествия в мир Христа прекрасное Средиземноморье, как всегда, сияло и искрилось под лучами жаркого южного солнца – но таким был лишь внешний облик того мира. На самом же деле он был скован ледяным холодом богооставленности и оккультизма. Двенадцать месяцев в году в нем царила непреходящая духовная зима. И вот однажды – в дни правления Римом императора Августа Октавиана – над миром взошло еще одно Солнце: духовное Солнце Правды ( Мал. 4:2 ). Именно это новое Солнце – ставший Человеком и родившийся на земле ради нашего искупления Сын Божий – оказалось в силах растопить Своими лучами лед той долгой духовной зимы. Впрочем, событие Рождества Христова было лишь началом наступавшей весны всеобщего спасения. Ожидаемое цветущее лето, чаемая древними праведниками и пророками полнота жизни в Боге все еще были не близко. За Рождеством Христовым должны были последовать Крест и Воскресение Господа, а также событие рождения Церкви Христовой – сошествие Святого Духа на апостолов. Но и теперь, в день Рождества Спасителя, восстававшее над миром новое духовное Солнце уже начало явственно согревать Своими Божественными лучами всю вселенную… Почти во всех русских православных храмах и монастырях существует добрая традиция: на Рождество в них ставится так называемый вертеп – из подручного материала устраивается небольшая пещерка, устилаемая соломой, с фигурками ангелов, пастухов, животных.

http://azbyka.ru/otechnik/Petr_Malkov/sv...

   001    002    003    004    005    006    007    008   009     010