Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла КАЛИГУЛА [лат. Caligula] (31.08.12, Анций, ныне Анцио - 24.01.41, Рим), рим. император (с 18 марта 37), из династии Юлиев-Клавдиев. Офиц. имя и титул: Гай Цезарь Германик Август, великий понтифик, четырежды консул, император, наделен властью трибуна 4 раза, отец отечества (Gaius Caesar Germanicus Augustus, Pontifex Maximus, Consul IV, Imperator, Tribuniciae potestatis IV, Pater Patriae); был рим. консулом в 37 и 39-41 гг. В быту носил имя Гай; прозвище К. (букв.- «башмачок») происходит от маленьких калиг (caliga), похожих на солдатскую обувь, к-рые К. носил в детстве, во время кампаний своего отца в Германии. Сам К. это прозвище не признавал. К.- 3-й из 6 детей Германика (15 г. до Р. Х.- 19 г. по Р. Х.; усыновлен имп. Тиберием и в 14-19 гг. по Р. Х. считался его возможным преемником) и Агриппины Старшей (14 г. до Р. Х.- 33 г. по Р. Х., дочь Марка Агриппы и внучка Августа Октавиана ). Из-за ухудшившихся отношений между матерью К. и его двоюродным дедом имп. Тиберием после смерти Германика К. жил сначала у своей прабабки Ливии (вдовы Августа), а после ее смерти - у бабки Антонии. С 23 г. по указанию Тиберия К. переехал на его виллу на о-в Капри, где жил до начала своего правления. В 33 г. женился на Юнии Клавдилле в Анции, но вскоре Юния умерла во время родов вместе с ребенком. Перед смертью имп. Тиберий объявил К. и Тиберия Гемелла (сына Друза Младшего) равноправными наследниками, но указал, что сменить его должен К., хотя тот и не имел опыта управления. В Рим Калигула прибыл 28 марта 37 г. и получил от сената титул августа, использование к-рого ранее было отменено Тиберием. При поддержке префекта претория Макрона К. вскоре получил и звание принцепса сената. В начале правления К. воздал почести умершему Тиберию, выплатил преторианцам 2 тыс. сестерциев, снизил налоги, выплатил долги предыдущих императоров, отменил закон об оскорблении величества и объявил политическую амнистию. Он посетил Пандатерию и Понцию, места изгнания своей матери Агриппины и брата Нерона, перевез их прах в Рим и похоронил с почестями в мавзолее Августа, тем самым продемонстрировав приверженность к благочестию и заслужив одобрение общества. В кон. 37 г. К. заболел (предположительно энцефалитом; по Светонию, это была эпилепсия с поражением мозга; по др. версии, сказались его психологические переживания детства). После выздоровления поведение К. кардинально изменилось, хотя возможно, что эта перемена существенно утрирована рим. историографами (Светоний и Тацит).

http://pravenc.ru/text/1319967.html

Закрыть itemscope itemtype="" > 7 января – Рождество Спасителя в Вифлееме и рождение Империи в Риме 09.01.2014 421 Время на чтение 4 минуты 7 января мы празднуем величайший из двунадесятых праздников – Рождество Господа и Спаса нашего Иисуса Христа. Одновременно и в связи Рождеством, хотелось бы высказать мысль о теснейшей связи судеб Римской империи с Церковью. Поскольку Христос, по свидетельству евангелиста Луки, записался в Римскую власть, т.е. объявил Себя подданным Римской империи, божественная благодать через Христа перешла на Рим, превратив его в мистический образ неразрушимого христианского Царства. «Инако же Ромеиское Царьство неразрушимо, яко Господь в Римскую власть написася», — утверждает, например, старец Филофей. Евангелие от Луки сообщает нам: «В те дни вышло от кесаря Августа повеление сделать перепись по всей земле. И пошли все записываться, каждый в свой город. Пошел также и Иосиф из Галилеи, из города Назарета, в Иудею, в город Давидов, называемый Вифлеем, потому что он был из дома и рода Давидова, записаться с Мариею, обрученною ему женою, которая была беременна. Когда же они были там, наступило время родить Ей; и родила Сына Своего первенца, и спеленала Его, и положила Его в ясли, потому что не было им места в гостинице» (Лк. 2: 1-7). Таким образом, Святое Семейство, Иосиф и Мария, жившие в Назарете, оказались в Вифлееме, подчиняясь указу императора Августа о переписи населения всей Римской империи, причем перепись происходила по городам и весям рождения людей. Вифлеем был родным городом Иосифа и потому, согласно пророчествам, Господь Иисус Христос родился в Вифлееме. Евангельский сюжет еще раз подтверждает и усиливает тезис о божественном происхождении Римской империи, пространства которой стали первоначальными пространствами христианской проповеди и царство римлян в силу этого стало священным. Важно и то, что Империя совпадает по времени с приходом Спасителя на землю. Общепризнанно, 27 год до Р.Х. считается годом основания Римской Империи, со времени императора Октавиана Августа. И в это государство, являющееся идеалом своего времени, в этот мир явился Спаситель для того, чтобы свет христианства проник не только в каждую частную душу, но и переродил само общество.

http://ruskline.ru/special_opinion/7_yan...

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла Содержание КОНКУБИНАТ [лат. concubinatus; греч. παλλκεια, παλλακισμς, παλλακ, γραφος γμος], в рим. праве длительное фактическое сожительство мужчины и женщины, называемой в этом случае конкубиной (concubina), по различным причинам не признававшееся браком , однако не имевшее признаков порочной связи (как связь с малолетними или c близкими родственниками). Отличие К. от брака состояло в том, что конкубина была лишена чести брака (honor matrimonii), к-рая полагалась супруге, т. е. не разделяла социального положения и статуса своего сожителя. К. в Римской империи В юридических источниках нет определения К., подобного определению брака, предложенному рим. юристом Модестином. К. считался длительный союз между мужчиной и женщиной, к-рые не имели права заключать брак друг с другом (ius conubii), или же такой союз, в к-ром отсутствовало affectio maritalis, т. е. стремление состоять именно в браке. К., а не правильный брак (matrimonium iustum), возникал между лицами, относящимися к различным социальным сословиям: мужчина, как правило, обладал более высоким социальным статусом, чем женщина (как, напр., в случае с патроном и вольноотпущенницей). На этом основании некоторые исследователи видят в К. прообраз морганатического брака ( Leclercq. 1914. Col. 2499; Bonfante P. Diritto romano. Firenze, 1900. P. 195). Слово «конкубина» встречается уже у Плавта (II-I вв. до Р. Х.) ( Friedl. 1996. S. 94-96). В науке истоки К. принято усматривать в брачном законодательстве имп. Августа Октавиана ; впервые об этом говорится в работах итал. исследователей Г. Кастелли и П. Бонфанте. Закон имп. Августа «Lex Iulia de adulteriis coercendis» от 18 г. до Р. Х. устанавливал помимо прочего наказание за внебрачный союз со свободнорожденной незамужней женщиной. Внебрачный союз разрешался только с вольноотпущенницами и со свободнорожденными женщинами низкой морали и/или низкого социального положения; согласно источникам, к их числу можно отнести актрис, женщин, уличенных в прелюбодеянии, проституток, женщин неясного происхождения (obscuro loco natae - Dig. 25. 7. 3 pr.). Внебрачный союз с ними дозволялся и не квалифицировался как stuprum (преступная половая связь). Согласно определению Атилицина, приводимому Ульпианом, «можно, не опасаясь содеять преступление, иметь в качестве конкубин только тех женщин, по отношению к которым не совершается разврата» (Dig. 25. 7. 1. 1).

http://pravenc.ru/text/1841944.html

В 39 г. до Р. Х. В. издал свой 1-й поэтический сборник - «Буколики» (Bucolica - пастушеские песни, от греч. Βουκολικóς - пастушеский, сельский). В сборник вошли 10 написанных гекзаметром стихотворений (эклог). Эклоги с нечетными номерами представляют собой диалоги, с четными - монологи. Действие эклог, основная тема к-рых - жизнь пастухов, разворачивается в идиллической сельской обстановке. Образцом для «Буколик» послужили «Идиллии» Феокрита ( Дилите . С. 288). Самое знаменитое из входящих в сборник стихотворений - 4-я эклога, посвященная Азинию Поллиону. В ней В. предсказывает буд. золотой век и скорое рождение ребенка, к-рый изменит течение жизни на земле. Поэт рисует картину буд. счастливой жизни, когда всякий труд будет излишним, поскольку повсюду человек будет находить все, что ему нужно (omnis feret omnia tellus - Ecl. IV 39). Христ. писатели видели в этой эклоге пророчество о рождении Христа ( Aug. Ep. 258; Euseb. Constantini imperatoris oratio ad coetum sanctorum. 19-20; Ioan. Damasc. Passio sancti Artemii (dub.). 46//PG. 96. Col. 1293). Возможно, по этой причине Тертуллиан называл В. «христианской по природе душой» (anima naturaliter christiana - Apol. 17. 4), а Данте в «Божественной комедии», обращаясь к В., писал: «... ты дал мне верить в Бога» (Чистилище. XXII 73). Совр. исследователи более прозаичны в трактовке этого пророчества: в нем видят указание на младенца, ожидавшегося в то время в семье Азиния Поллиона, или Антония, или Августа Октавиана. Иногда утверждается, что речь вообще идет не о конкретном младенце, но об аллегорическом образе грядущего мира и благоденствия ( Дилите . С. 293). В общем характере этой эклоги, ее ненависти к войне и жажде спокойной жизни В. отразил стремление к миру, охватившее в то время все рим. общество. Лит. значение «Буколик» состоит гл. обр. в совершенстве стиха, превосходящего все прежде написанное в республиканском Риме. «Буколики» оказали влияние на последующую лит-ру. Им подражали рим. авторы Тит Кальпурний (I в. по Р. Х.) и Марк Аврелий Немезиан (III в. по Р. Х.). В средневековье жанр, в к-ром написаны «Буколики», получивший наименование «пастораль», развивался в творчестве трубадуров, позже его использовали Ф. Петрарка и Дж. Боккаччо .

http://pravenc.ru/text/150393.html

Е.В. Герцман Беседа II. Задолго до евангелистов Шел четвертый год 195-й олимпиады или 757 год от основания Рима. Императору Августу исполнилось шестьдесят шесть лет. Судьба отпустила ему еще целых десять лет жизни. Следующему императору Тиберию в тот год минуло сорок шесть лет. Тогда же он был усыновлен Августом, облечен властью трибуна еще на десять лет и стал именоваться Тиберий Юлий Цезарь. В том же году своим дедом Августом был усыновлен Агриппа Постум – буйный младший сын сподвижника императора Марка Випсания Агриппы и его единственной дочери Юлии Старшей. Тогда же по приказу Августа Тиберий усыновляет своего племянника Германика – старшего сына талантливого полководца Друза Старшего и младшей дочери Марка Антония Антонии Младшей. С тех пор Германик стал именоваться Германик Юлий Цезарь. В Галилее уже восьмой год властвует Ирод Антипа, которому суждено оставаться там у власти еще тридцать пять долгих лет. В том же году Архелай, ставший царем Каппадокии благодаря Антонию, а затем перешедший на сторону Октавиана после битвы при Акции, подавляет восстание в Иерусалиме. Тогда же происходит восстание против Рима Иуды Галилеянина и фарисея Саддока. О первом из них впоследствии будет написано: «...явился Иуда Галилеянин и увлек за собою довольно народа; но он погиб, и все, которые слушались его, рассыпались» ( Деян.5:37 ). В том же году римский полководец Вар казнит две тысячи повстанцев. Но самому Вару остается жить всего пять лет, и он покончит жизнь самоубийством. У древних стен Ранним утром одного из весенних дней этого года по дороге в Иерусалим ехала небольшая повозка, запряженная двумя лошадьми. Солнце еще не поднялось из-за горизонта, но было уже светло. Лошадей погонял сидящий на повозке мужчина средних лет. Он безучастно смотрел на дорогу. Нетрудно было догадаться, что он ехал если не всю ночь, то, во всяком случае, уже много часов подряд. Однако, несмотря на это, он уверенно держал поводья в руках. Так их держат люди, привыкшие всю жизнь работать руками, – люди, которым по плечу любое дело. Такие люди с одинаковой легкостью и уверенностью могут обращаться и с топором, и с молотком, и с поводьями.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла ИМПЕРАТОРОВ КУЛЬТ одна из форм гос. религии в Др. Риме. В Риме И. к. оформился в правление имп. Августа Октавиана (63 г. до Р. Х.- 14 г. по Р. Х.). Традиционно И. к. связывают с учрежденным сенатом в республиканскую эпоху культом удачи (лат. felicitas) полководца; в то же время нек-рые рим. политические деятели, такие как Марк Фурий Камилл, Публий Корнелий Сципион Африканский, Луций Корнелий Сулла, Квинт Серторий, Гай Юлий Цезарь и Марк Антоний, приветствовались народом как богоизбранные; в вост. провинциях Рима обожествляли эллинистических царей и местных династов, иногда там почитались рим. полководцы и наместники как спасители и благодетели (напр., культы Тита Квинкция Фламинина, Марка Клавдия Марцелла, Луция Лициния Лукулла и Гнея Помпея Магна); на западе Римской державы обожествлялись «друзья и союзники римского народа» (напр., цари Масинисса, Миципса, Бокх II, Юба I и Юба II в Нумидии и Мавритании). В I в. до Р. Х. культы «харизматических» политиков (Лукулла, Помпея, Цезаря) в Риме стали повсеместными. Гая Юлия Цезаря (100-44 гг. до Р. Х.) еще при жизни почитали на Востоке (SIG3. 760; SEG. XIV 474), а затем и в Риме. После того как Цезарь стал диктатором (49 г. до Р. Х.), его статуя была установлена в святилище Квирина. Цезарь получил собственного жреца (фламина Юлия) ( Suet. Iulius. 76. 1), именем императора был назван месяц квинтилий (июль). После гибели Цезаря в его честь в Риме был построен храм, к к-рому был приписан особый жрец, а именно Марк Антоний ( Cicero. Phil. 2. 110). Однако офиц. культ Цезаря был установлен Августом Октавианом в нач. янв. 42 г. до Р. Х., а храм «божественному Юлию» был освящен лишь в 29 г. до Р. Х. Исследователи различают прижизненную дивинизацию Цезаря и посмертную деификацию. Процедура деификации Цезаря стала образцом обожествления императоров Рима: акт обожествления (consecratio) требовал свидетельства того, что душа почившего императора покинула погребальный костер в виде возносящегося в небо орла. После смерти Цезаря произошло еще одно событие, к-рое убедило армию и народ в том, что он - божество. Во время первых игр, учрежденных Августом Октавианом в его честь, в течение 7 дней в небе была видна комета.

http://pravenc.ru/text/389513.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла Содержание ИТИНЕРАРИЙ [лат. itinerarium, от лат. iter - путь, поездка, дорога], описание маршрутов (как правило, сухопутных) между различными пунктами с указанием промежуточных стоянок и часто расстояния между ними. В лат. христ. литературе И. называют путеводители по местам паломничества (Палестина, Рим, Сантьяго-де-Компостела и др.), а также путевые записки пилигримов. В Византии заметки паломников и описания св. мест получили название проскинитариев , в русской традиции к подобным сочинениям были близки хожения. В древности Тексты, сходные по форме с И., были известны на Ближ. Востоке (в Вавилонии, Ассирии, Хеттском гос-ве) уже в кон. III тыс. до Р. Х. ( Edzard. 1980). Наиболее подробный из них (сохр. в 3 версиях) датируется нач. II тыс. до Р. Х.; в нем описано путешествие (возможно, военный поход) из Юж. Месопотамии в г. Эмар на верхнем Евфрате (ныне Талль-Маскана, близ г. Халеб, Сирия) с указанием промежуточных пунктов и времени, потраченного на переход между ними ( Hallo W. W. The Road to Emar//J. of Cuneiform Studies. Camb. (Mass.), 1964. Vol. 18. N 3. P. 57-88). К вавилонским И. типологически близко описание скитаний Израиля по пустыне в ВЗ (Числ 33. 1-49; см.: Davies. 1979). В Др. Греции были широко распространены периплы (греч. περπλους - плавание вокруг), в к-рых описаны морские маршруты и плавания с указанием стоянок и расстояния между ними, но сухопутные И. практически не известны. Имеются лишь косвенные сведения о существовании подобных текстов. Так, в войске царя Александра Великого (336-323 гг. до Р. Х.) специальным «счетчикам шагов» (Βηματιστα) было поручено измерять расстояние между стоянками, а также описывать местность (рельеф, флору, фауну и т. д.). Записки «счетчиков шагов» не сохранились, но известны по сообщениям позднейших античных географов ( Пьянков И. В. Средняя Азия в античной географической традиции. М., 1997. С. 43-44). Для возникшего в эллинистическую эпоху жанра географического описания периэгезы (περιγησις - букв. «обведение вокруг») были характерны большая детализация, наличие исторических и мифологических экскурсов (напр., «Описание Эллады» Павсания и др.). Периэгетические сочинения повлияли на записки средневековых паломников. Единственный известный сухопутный И. эпохи эллинизма - «Парфянские стоянки» (Σταθμο Παρθικο) Исидора Харакского (I в. до Р. Х.- I в. по Р. Х.). В этом небольшом трактате (возможно, он был частью более обширного географического сочинения, написанного по заказу рим. имп. Августа Октавиана в связи с предполагаемым походом на Парфию его внука Гая Цезаря в 1 г. до Р. Х.) описаны главные дороги Парфянского гос-ва от Месопотамии до Арахосии (территория совр. Афганистана и Пакистана). Вероятно, Исидор пользовался парфянскими офиц. документами, т. к. он указывает расстояния в ближневост. схойнах (ок. 5,5-6 км), а не в греч. стадиях.

http://pravenc.ru/text/1237723.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла Содержание ПЕРГАМ [Греч. Πργαμον; ныне Бергама, Турция], древнегреческий, римский и визант. город в Сев.-Зап. Анатолии; одна из древнейших кафедр христ. Церкви. Наиболее ранние археологические находки, свидетельствующие о поселении П., датируются кон. VIII в. до Р. Х. Согласно древнегреч. мифологической традиции, П. был основан троянцами. Основатель города - Пергам, сын Андромахи и Гелена, носил имя в память о цитадели Трои, к-рая называлась Пергамом. В письменных источниках П. впервые упомянут в 400/399 г. до Р. Х. в «Анабасисе» греч. историка Ксенофонта. В эпоху эллинизма прежде малозаметный П. стал столицей Пергамского царства династии Атталидов (ок. 281-133 гг. до Р. Х.), одним из крупнейших политических и культурных центров античной ойкумены. Наиболее значительные строительные и художественные проекты в П. были реализованы при царях Евмене I (263-241), Аттале I (241-197), Евмене II (197-159) и Аттале II (159-138). Цари П. стремились превратить столицу во вторые Афины и в достижении этой цели вполне успешно соперничали с птолемеевской Александрией . В 1-й пол. II в. здесь была собрана б-ка из 200 тыс. свитков книг, которая уступала лишь Александрийской. Вся центральная часть П. на акрополе во II в. до Р. Х. была превращена в единый комплекс дворцов, храмов и общественных зданий. По заказам царей П. были созданы знаменитые произведения искусства: Пергамский алтарь Зевса и Афины, скульптурная группа «Лаокоон». В П. работали философы Гегесин (глава Платоновской академии во II в. до Р. Х.), Кратипп (учитель Цицерона, I в. до Р. Х.), Аполлодор (учитель Октавиана Августа, I в. до Р. Х.). С кон. III в. до Р. Х. П. поддерживал постоянный союз с Римской республикой. По мере роста могущества римлян увеличивалась зависимость П. от них. В 133 г. до Р. Х. по завещанию Аттала III Пергамское царство было передано Риму и преобразовано в 1-ю римскую провинцию в Азии. Согласно Плутарху, в 43 г.

http://pravenc.ru/text/2579970.html

Рубрики Коллекции Система пользовательского поиска Упорядочить: Relevance Relevance Правда о святом Валентине, которую стоит узнать фанатам праздника 5 мин., 13.02.2024 В редакцию пришел вопрос читателя: «Почему православные игнорируют святого Валентина и не празднуют день его памяти? Они что — против любви?» На самом деле святого Валентина православные не игнорируют, но, напротив, молитвенно и с благоговением чтут его память. И даже не один, а несколько раз в году. Штука в том, что укорененный в массовом сознании образ святого Валентина не имеет ничего общего с исторической реальностью. Согласно распространенному представлению, Валентин жил во второй половине III века в Риме, был военным врачом и священником. Он не подчинился изданному императором Клавдием указу, который запрещал воинам вступать в брак, тайно венчал влюбленные пары и за это был казнен. Позже в память о его благородном служении возник праздник. Легенда, безусловно, красивая. Но что же было в действительности? Во время правления императоров Клавдия II (268–270) и Аврелиана (270–275) в Римской империи пострадали и приняли смерть за Христа целых два Валентина. Один из них был священником в Риме, его обезглавили в 269 году, другой — епископом в г. Интерамне, он принял смерть четырьмя годами позже. Был еще третий мученик Валентин, но сведений о нем практически нет. Известно лишь, что он пострадал примерно в это же время в Карфагене. Никто из них не имел отношения к военной службе и не венчал по ночам влюбленных. Да и при всем желании они не могли этого делать, поскольку никакого специального чина венчания тогда не существовало. Христиане заключали брак по гражданским законам Римской империи. Что же касается церковной стороны, молодые люди просто объявляли о своем намерении перед лицом членов общины, получали благословение епископа и скрепляли свое намерение совместным участием в Евхаристии. Наконец, вступать в брак легионерам в течение всего времени военной службы запретил еще император Октавиан Август в I веке. Позже, в 197 году, римский правитель Септимий Север этот запрет отменил. Последующие императоры периодически восстанавливали указ Августа, однако достоверных свидетельств о возобновлении запрета на брак именно при Клавдии у нас нет.

http://foma.ru/pravda-o-svjatom-valentin...

Часть первая. Раздел I. [К Оглавлению] Раздел I. Догматическое богословие как наука. 1. Понятие о догматическом богословии. 1.1. Предмет догматического богословия. Понятие о догматах Православное догматическое богословие есть наука, в систематическом порядке раскрывающая содержание основных христианских вероучительных истин (догматов), принимаемых всей полнотой Православной Церкви. Рассмотрим эволюцию самого понятия догмата. Само слово " догмат " происходит от греческого глагола doktin, который в инфинитиве звучит как " докейн " или " докин " , в зависимости от транскрипции древнегреческих слов по Рейхлину, либо по Эразму Роттердамскому. Слово " докин " буквально означает " думать " , " считать " , " полагать " , может иметь также значение верить, а слово " догмат " происходит от перфекта глагола " ( " dedogme " ), что можно перевести на русский язык как " определено " , " решено " , " положено " , " установлено " . Сам термин " догмат " имеет дохристианскую историю, он использовался в античной греческой философии, где под понятием " догмат " понимались философские аксиомы, т, е. постулаты, не требующие доказательств, на которых строится философская система. Естественно, что в разных философских школах были разные догматы. Например, Платон в своем известном труде, который назывался " Государство " , называет догматами правила И нормы, которые относятся к человеческим понятиям о справедливости и о прекрасном. Сенека этим же термином обозначал основы нравственного закона, которому должен следовать каждый человек. И, наконец, поскольку этот термин содержит в себе некий оттенок обязательности, им обозначали постановления высшей государственной власти. В Новом Завете мы встречаем употребление слова " догмат " в двух смыслах. Во-первых, оно может пониматься как некоторое постановление, в частности, в Евангелии от Луки «ловом " догма " назван указ кесаря Августа Октавиана о проведении переписи в восточных провинциях Римской империи (Лк. 2, 1), а в книге Деяний Постановления первого Иерусалимского Апостольского Собора названы «ta dogmata», т. е. множественное число от «dogma» (Деян. 16, 4).

http://sedmitza.ru/lib/text/431676/

   001    002   003     004    005    006    007    008    009    010