Предисловие архиепископа Кентерберийского Книга митрополита Иоанна Зизиуласа «Бытие как общение», вышедшая ранее, по праву может считаться одним из наиболее значительных богословских сочинений конца двадцатого века; она оказала и продолжает оказывать влияние на экуменический диалог, а также на терминологию и богословские представления многих церквей, стремящихся прояснить свои собственные основания и свое видение пастырского служения. Однако все сказанное Зизиуласом о церкви опиралось на определенные положения, касающиеся понимания слова «Бог» и влияния этого на наше понимание бытия. На последующих страницах эти мысли получают более глубокое развитие, в результате чего перед нами возникает детально разработанная модель христианского богословия вообще. Таким образом, настоящая книга представляет собой сочинение по систематическому богословию, хотя она и не строится по образцу, характерному для таких сочинений. В то же время это в известном смысле апологетическое сочинение. Зизиулас ставит перед атеизмом серьезную проблему одним лишь утверждением, что бессмысленно обсуждать, «существует или не существует» Бог , если при этом абстрагироваться от вопроса о том, «как» Он существует. Вопрос о существовании Бога есть, по сути, вопрос об отношениях, в которые мы признаем себя включенными, ибо Бог есть несводимый к чему–то более простому живой комплекс отношений: Отец, Сын и Святой Дух. Но этот «комплекс» не есть просто заданная множественность, это есть действие свободы: личностная свобода и любовь Отца рождают неразлучного с Ним Иного – предвечного Сына – и «выдыхают» предвечного Духа. Отец никогда не существует сам по себе и не есть просто одна из трех находящихся друг подле друга божественных ипостасей; именно Его абсолютная свобода быть всецело для Иного и в Ином и составляет источник и основание трбической жизни. И эта всецелая свобода для Иного становится тем прозрением, которое позволяет нам постичь свободу творения со всеми вытекающими из нее последствиями. Это не только приложимо к церкви и литургической жизни, но и имеет значение для этики и для нашего понимания жизни и смерти. Суть христианской этики отнюдь не в присуждении очков за определенного рода поведение и черты характера; христианская этика имеет своим основанием уважение и радость, которые вызывает в нас инаковость мира, и прежде всего личностного иного, свободного и таинственного, – инаковость, раскрывающаяся благодаря Духу, пребывающему в общении народа Христова.

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Ziziulas...

Разделы портала «Азбука веры» 46 лет. Женат. 2 сына — 18 и 20 лет (ещё зависят от нас — учатся). Работа относительно неплохая для нашей глубинки. Зарплаты на жизнь хватает, но не более того. Выходных жду с понедельника, но и в выходные грусть-печаль. Жизнь — сплошной день сурка. Потерял ощущение смысла. Ничего не хочется, кроме как забыть обо всём. Если бы пил, то забухал бы наверное. Была бы возможность, целую неделю или две ничего бы не делал. Абсолютно ничего! Может, читал бы и гулял. В церковь ходил регулярно (до короны), но это не добавило ощущения смысла. Молитва суха и безжизненна. Зачем пишу сюда? Не знаю. Примерно представляю, каким будет ответ. И всё же, зачем жить!? Похожие вопросы 4 Ответа Для человека важно понять смысл жизни, от этого зависит его дальнейшая деятельность и конечный результат. Христианину, в отличие от неверующего, дано подробное разъяснение о смысле жизни и все необходимое, чтобы воплотить это в реальность. От Бога жизнь даруется человеку в качестве способности к самостоятельному развитию и совершенствованию, а также к уподоблению  Богу и  обожению . Благодатное участие в жизни Христа, доступное человеку посредством  таинств  Церкви, и прежде всего  Евхаристии , преображает его жизнь, уподобляя ее вечной Божественной жизни. Будучи «храмом Божиим», в котором живет Дух Божий ( 1Кор.3:16 ), человек призван постоянно соотносить свою жизнь с ее Божественным основанием, при этом конечной целью человеческой жизни признается ее возвращение к Божественному Источнику и вечное пребывание в Нем. (Подробнее: Жизнь ) Из вашего рассказа, очевидно, что вы обладаете многими дарами – семья, дети, работа, храм, но для вас это не имеют ценности и представляется в серых тонах обыденности. Любой дар от Бога – это драгоценное семечко, которое дается человеку, чтобы он его взрастил и получил плод. Для этого человеку нужны знания, как это правильно сделать, чтобы растение не погибло, и приложить к этому свое усердие и труд. Ссылки для самостоятельного изучения материала:

http://azbyka.ru/vopros/zachem-zhit/

Разделы портала «Азбука веры» ( 4  голоса:  5.0 из  5) “Сегодня мы публикуем обращения Священных Синодов Греческой и Украинской Православных Церквей к православным народам своих стран, которые уже столкнулись с проблемой навязчивого внедрения в повседневную жизнь компьютерных систем учета, основанных на цифре 666…” Огромный интерес наших читателей вызвала статья “Шенгенская Зона”, опубликованная в третьем номере нашего журнала. Редакция продолжает получать множество писем, где читатели просят держать их в известности о развитии событий, касающихся столь важной для христиан проблемы правильного и трезвого взгляда на предсказанные в Священном Писании события, связанные с последними временами человеческой истории. Сегодня мы публикуем обращения Священных Синодов Греческой и Украинской Православных Церквей к православным народам своих стран, которые уже столкнулись с проблемой навязчивого внедрения в повседневную жизнь компьютерных систем учета, основанных на цифре 666. Послание Священного Синода Украинской Православной Церкви. Президенту, Верховной Раде и Правительству Украины, духовенству, монашествующим и всем верным чадам Украинской Православной Церкви Сегодня православный народ, как истинный хранитель веры и благочестия, особенно обеспокоен тем, что происходит в религиозной, политической, экономической, научной и культурной жизни нашей страны и всего мира. В этом мы видим отрадное проявление бдительности и духовного трезвения в церковной среде. В свою очередь со всей пастырской ответственностью перед Богом за вверенные нам души отмечаем, что современная цивилизация, к сожалению, не только стремительно секуляризируется, но и нередко руководствуется в своем развитии идеями богопротивными и богоборческими. Следствием этого являются использование неизвестных доселе средств массового уничтожения, международный терроризм, пропаганда разврата и насилия через средства массовой информации, грубое вторжение в тайну жизни и тому подобное. Современный западный мир при постоянных разговорах о свободе и вольном развитии в действительности своим стилем жизни делает человека абсолютным рабом страстей и греховных желаний. Тлетворный антихристианский дух все активней проникает в нашу повседневную жизнь посредством упорного навязывания западных ценностей: идолов комфорта, самоуверенности, вседозволенности и т. д. Согласно с Откровением, в определенное время этот процесс закончится воцарением антихриста и отлучением многих верных от благодати Божией через принятие зловещей пагубной печати. Ибо как, по словам святителя Иоанна Златоуста , перед всемирным потопом человечество потонуло в своих грехах, так и в конце истории люди сначала проникнутся духом антихриста и потом примут его печать.

http://azbyka.ru/apokalipsis/shengenskay...

Разделы портала «Азбука веры» ( 6  голосов:  5.0 из  5) Оглавление Беседа 11. Философское содержание христианского учения После издания императором Константином в 313 году Миланского эдикта, сделавшего христианство допустимым и даже поощряемым, в храмы хлынули миллионы людей для подготовки к крещению («оглашения»), самого крещения и участия в богослужениях. Период патетики, когда Святой Дух отверзал перед уверовавшими небеса, давно кончился, и этой массе нужно было объяснить , во что они теперь веруют. К сердцу надо было подключать уже и разум. Так перед учителями Церкви встала задача чётко и ясно сформулировать основы христианского учения о Боге, мире и человеке в понятной форме, иными словами, изложить философский аспект нового верования. Проделанная в III веке работа по осмыслению Священного Писания подготовила для этого хорошую теоретическую базу, и период экзегетики естественно перешёл в период догматики. И здесь главную роль играла александрийская научная школа. Когда философские идеи христианского Откровения начали систематизировать, оказалось, что они абсолютно оригинальны и даже там, где в них используются достижения прежней метафизики, им придаётся совершенно новый и более глубокий смысл. Мы приведём здесь четыре такого рода идеи. 1. Бог создал мир из ничего (ex nihilo). Об этом сказано во второй Маккавейской книге, глава 7я, стих 28. Творящие боги существуют во всех религиях. Но везде они организуют мир из первобытного хаоса, который существует изначально. В античном язычестве творящие боги (деды и прадеды Зевса, Афины и так далее) преображали хаос в космос (по-гречески «красота, порядок», откуда слово «косметика»). Иногда при реорганизации первичной материи богами её объём существенно возрастал. Например, в древнекарельском эпосе Калевала мир сотворяется из утиного яйца. Но исходное вещество яйца всё-таки было необходимо. В природных процессах материя не прибавляется, одним из фундаментальных законов физики является закон её сохранения. Но любой из нас может увидеть воочию, как он нарушается, взглянув на мироточивую икону, которых в наше время десятки тысяч.

http://azbyka.ru/fiction/vera-i-razum-ev...

Разделы портала «Азбука веры» Блаженны чистые сердцем, ибо они Бога узрят ( Мф. 5:8 ) Бога не видел никто никогда; Единородный Сын, сущий в недре Отчем, Он явил. ( Ин. 1:18 ) Если бы вы знали Меня, то знали бы и Отца Моего. И отныне знаете Его и видели Его. Филипп сказал Ему: Господи! покажи нам Отца, и довольно для нас. Иисус сказал ему: столько времени Я с вами, и ты не знаешь Меня, Филипп? Видевший Меня видел Отца; как же ты говоришь, покажи нам Отца? ( Ин. 14:7-9 ) Несмотря на Божие Вездеприсутствие, Бога невозможно видеть физическим зрением, поскольку Бог не имеет в себе того, из чего состоит видимый мир. Бог есть Дух ( Ин.4:24 ). Бог имеет особую природу, не имеющую аналогий в тварном мире. Духовный мир закрыт от абсолютного большинства людей в этой жизни. Но ждать осталось недолго, каждый человек, рано или поздно, увидит тот мир.  «У скончавшегося, как у новорожденного дитяти, открываются очи, когда он становится вне настоящей жизни, – очи души, говорю я, коими он зрит подлинную природу сущего; открывается слух… открываются уста… раскрывается вкус… дается сила осязания…» св. Григорий Нисский Наряду с физическим, существует духовное зрение. Духовным (внутренним) зрением Бога видят бесстрастные свидетели – святые . Преподобный Симеон Новый Богослов : Все те, которые видят только телесными очами и только этот чувственный свет, слепы суть; и им ни о чем другом не должно заботиться, как о том, чтоб отверзть умные очи души своей, и увидеть невечерний Божественный свет. Неспособность ощущать проявления чего-либо не значит, что незамеченное нашими чувствами отсутствует. Иначе мы будем наивно ограничивать реальность лишь своим личным, далёким от совершенства, чувственным восприятием. В частности, мы не видим телесными глазами не только Бога, но и вполне материальные вещи и явления, такие как субатомный мир, статическое напряжение. Также мы не видим свой собственный ум (в существовании которого едва ли кто сомневается) и т. д. Далеко не вся информация приходит через зрение, есть ещё разум, чувства (мы же не видим тепло, запахи, звуки, вкус).

http://azbyka.ru/kto-videl-boga

Разделы портала «Азбука веры» Догмат о Пресвятой Троице является одним из самых таинственных догматов Церкви. Бог беспределен в Своем совершенстве, а человеческий разум ограничен. Из Божественного Откровения известно, что Бог, будучи абсолютно единым по сущности, — троичен в Лицах. Эти Лица: Отец, Сын и Святой Дух. Каждое из Них — Бог, однако все Они — не три Бога, но один. Несмотря на то, что постичь это положение во всей полноте (для человека) невозможно, в какой-то мере понять его всё же и можно, и нужно. Для частичного уяснения догмата о Пресвятой Троице святые отцы прибегали к различным аналогиям, используя примеры из области бытия тварного мира. Одна из наиболее известных аналогий: солнце, свет, тепло. Как солнце не мыслится без рождаемого им света и исходящего от него тепла, так и в Единотроичном Боге различаем Бога Отца, рождающего Сына, Самого Сына и исходящего от Отца Святого Духа. Эта аналогия имеет некоторое основание в Священном Писании, так как Бог сопоставляется в нём со светом ( Ис.60:20 ), именуется Светом ( Ин.1:8 ), Отцом светов ( Иак.1:17 ), аллегорически обозначается как Солнце правды ( Мал.4:2 ). Пример солнца и луча в качестве аналогии рождения Богом Отцом Единородного Сына использовал святой Дионисий Александрийский . Как свет не мыслится без сияния, а сияние света без самого света, полагал он, так и Отец не мыслится без Сына, а Сын без Отца. Вот его слова: «Всегда есть Христос, как Слово, Премудрость и Сила… Как сияние вечного Света, конечно, и Сам он вечен. Если всегда существует свет, то, очевидно, всегда существует и сияние. О существовании самого света мы заключаем потому, что существует сияние, и свет не может быть не светящим… Если есть солнце, то есть и луч, есть и день; если нет ничего подобного, то трудно сказать, что есть и солнце… Бог же есть вечный Свет, не начинался и никогда не прекратится. Следовательно пред Ним и с Ним находится (πρκειται κα σνεστιν ατ) и вечное Сияние, безначальное, всегда рождающееся и проявляющее Его. Это Сияние и есть премудрость, Которая говорит: Аз бех, о Ней же радовашеся, на всяк же день веселяхся пред лицем Его на всяко время» 1 .

http://azbyka.ru/analogii-presvyatoj-tro...

Разделы портала «Азбука веры» Оглавление: Господь Иисус Христос никогда не говорил: “Я Бог, поклоняйтесь Мне”? Филипп Чэмпион В разговоре с христианами мусульмане часто используют один и тот же аргумент, впервые высказанный исламским проповедником Ахмадом Дидатом. Он гласит: “Нигде в Библии Иисус не говорит, что Он — Бог, и нигде Он не призывает поклоняться Ему”. Тем самым, мусульмане намекают своим слушателям, что в Священном Писании не содержится учения о Божественности Господа Иисуса Христа. Я уже частично рассматривал этот вопрос в других статьях 1 , 2 Из Священного Писания мы знаем, что Христос множество раз принимал поклонение (От Иоанна 9:38 ; От Матфея 14:33 ; От Матфея 28:9 ; От Луки 24:52 ), а также благословлял называющих Его Богом и Сыном Божиим (От Иоанна 20:28-29 ; От Матфея 16:16-18 ). Спаситель говорил иудеям, что Он и Отец — одно (От Иоанна 10:30 ), а также называл Себя единственным путем, истиной и жизнью (От Иоанна 14:6 ), прекрасно зная, что единственной истиной и жизнью является Господь Бог (Иеремия 10:10). Тем не менее, критики христианства продолжают требовать от нас дополнительных цитат, в которых Христос говорил бы о Своей Божественности. Целью данной статьи является разбор нескольких таких явных евангельских отрывков. Периодически мы также будем ссылаться на Коран, чтобы сравнить полномочия Аллаха с полномочиями Господа Иисуса Христа. «…И приблизившись Иисус сказал им: дана Мне всякая власть на небе и на земле. Итак идите, научите все народы, крестя их во имя Отца и Сына и Святаго Духа, уча их соблюдать все, что Я повелел вам; и се, Я с вами во все дни до скончания века. Аминь. (Св. Евангелие от Матфея 28:18-20 ) Примечательно, что Господь Иисус Христос не только подтверждает здесь православное учение о Пресвятой Троице, утверждая, что Отец, Сын и Дух Святой имеют единое Божественное Имя (стих 19й), но также говорит Своим ученикам, что Ему дана всякая власть на земле и на небе. Эта же мысль встречается и в других местах Евангелия, где Спаситель говорит о Своей абсолютной власти над миром видимым и невидимым:

http://azbyka.ru/naibolee-rasprostranyon...

Разделы портала «Азбука веры» После прочтения практически всех книг Библии и прослушивания проповедей, Святой Дух открыл мне, что я нарушил почти все заповеди, только разве что не убил никого, не прелюбодействовал (так  как не женат, но блуд был), ну и не сделал никому насилия. Поразмыслив, я пришел к выводу, что из моих грехов, мне светит наверное многолетняя, или не дай Бог даже и пожизненная епитимья. Ко причастию меня наверное вообще не допустят. Страшно идти, так как не хочется быть связанным оковами очень долгой епитимьи. Да и не понятно выполню я ее или нет. Зачем ввязываться в новый грех  если и старых предостаточно? 9 Ответов так как не хочется быть связанным оковами очень долгой епитимьи. А оковами вечных мук в аду хочется быть связанным?? Вадим,вам просто жизненно необходимо исповедаться и причаститься! И не бойтесь никакой епитимии,смело воцерковляйтесь! Не пустят причаститься. Вадим, хорошо, что читаете Библию, и что прочитали много. Но не уяснили, что Крестная Жертва Христа покрывает все грехи людей, уверовавших в Него. Бог даром прощает живому человеку абсолютно всё, при наличии покаяния, то есть при наличии исправления души и жизни. И Церковь это знает и использует в практике. Прогноз сроков — дело неблагодарное. Но поступки обычной жизни, если они не связаны с противлением Богу (ворожьба, гадание, устройство расколов, ересей), сегодня в Церкви никого не удивляют. Ежедневно в храмах об этом исповедуются множество людей, и подходят к Причастию. Сходите 2–3 раза на исповедь, а после подготовьтесь к Причастию. И всё будет хорошо. Вадим, Ваше письмо свидетельствует о нарушенной иерархии ценностей. Следует во всём ставить главным отношения с Отцом Небесным. Страшно должно быть находиться в плену неисповеданных грехов, которые препятствуют богообщению, подчиняют волю дьяволу. Господь ценой Креста дарует нам возможность освободиться от греховных пут и вернуться к Нему! Какие тут могут могут быть препятствия! Даже ради элементарной благодарности Творцу нужно бегом бежать на исповедь, а не подсчитывать, какой конкретно барыш Вы от неё получите…

http://azbyka.ru/vopros/stoit-li-idti-na...

Рубрики Коллекции Система пользовательского поиска Упорядочить: Relevance Relevance Хула на Святого Духа. Правда ли, что Бог не прощает этого греха? 13 мин., 12.04.2014 В чем заключается хула на Святого Духа? С заповедями «не укради, не убий, не прелюбодействуй» все ясно и без дополнительных пояснений. Но чтобы не впасть в грех хулы на Духа, следует точно знать — каких именно действий нужно избегать. К сожалению, с этим у многих христиан сегодня нет полной определенности. Есть в Евангелии место, которое приводит в недоумение и тревогу великое множество людей, знакомящихся с текстом Священного Писания. Это — слова Христа: Посему говорю вам: всякий грех и хула простятся человекам, а хула на Духа не простится человекам; если кто скажет слово на Сына Человеческого, простится ему; если же кто скажет на Духа Святаго, не простится ему ни в сем веке, ни в будущем (Мф 12:31–32). Тревога и недоумение здесь вполне закономерны. Тревога — потому что речь идет не о каких-то отвлеченных предметах, а о самом важном вопросе в судьбе каждого человека — его участи в жизни вечной. А недоумение — потому, что этот евангельский фрагмент неизбежно ставит вдумчивого читателя перед целым рядом вопросов, ответы на которые невозможно получить только лишь из текста Евангелия. Почему хула на Духа лишает человека абсолютно всех шансов на спасение, в то время как хула на Христа остается безнаказанной? Ведь и Христос, и Святой Дух являются ипостасями одного и того же Бога-Троицы. Откуда же такое различие в последствиях хулы? Почему Бог все-таки не прощает хулу на Духа? Ведь христиане призваны к всепрощению, дабы уподобиться Богу в этой добродетели. Но оказывается, что Бог почему-то прощает не всё и не всем. И в чем же, наконец, заключается эта самая  хула на Духа? Ведь если все обстоит так серьезно, нужно точно знать — что же именно Бог не прощает никому и никогда. Иначе, похулив ненароком Духа, даже знать не будешь, что ты уже погиб для жизни вечной. А потом хватишься — ан поздно уже: нет тебе прощения ни в сем веке, ни в будущем. И как тут быть?

http://foma.ru/xula-na-svyatogo-duxa.htm...

священник Андрей Лоргус Скачать epub pdf Глава 6. Душа и тело 6.1. Связь души с телом Тайна связи между телом и душой волновала многие умы – и богословов, и философов. Есть ли в природе принцип, более таинственный, нежели связь души и тела, принцип, благодаря которому предполагаемая духовная субстанция приобретает над материальной такую власть, что самая утонченная мысль может действовать на самую грубую материю. Так восклицает философия, ощущая в этой тайне средоточие проблемы духа и материи. «Таинственно и связал (Бог) персть с умом и ум с духом» 350 , – говорит святитель Григорий Богослов , подразумевая под перстью тело и плоть, а под умом – умную, духовную природу души. Несмотря на различение тела и плоти, о котором мы уже говорили (см. главу четвертую «Тело и плоть человека»), здесь мы будем то и другое называть телом, т.е. понятием более емким, кроме случаев, где это особо оговаривается. Точно так же и у святых отцов вместо «тело» могут встречаться «плоть», «персть», а вместо «душа» – «дух», «ум». Ясно, что здесь рассматривается связь сущностей, которые противоположны друг другу по природе, по происхождению, как это мы видели в разделе 3.3 «Состав природы человека». 6.1.1. Происхождение души и тела Душа и тело происходят из одного начала, одновременно. Но это не абсолютный принцип, а лишь утверждение, что ни душа сама по себе, ни тело само по себе не предваряют друг друга в происхождении и не существуют друг без друга. Святитель Григорий Нисский говорит: «Ни душа прежде тела, ни тело без души... но единое начало у обоих» 351 . «Не предшествуют души телам, как учат манихеи...» 352 – полемизирует Псевдо-Афанасий. Так же и преподобный Иоанн Дамаскин : «...Вместе тело и душа созданы, а не сперва одно, потом – другое, как пустословит Ориген » 353 . Ориген , как мы уже видели, считал, что души сотворены были прежде мира, и в каждом человеке «...душа предшествует телу, а тело – это кожаные одежды» 354 . Так же учили Феодорит Киррский: «Душа создана вместе с телом...» 355 ,

http://azbyka.ru/otechnik/antropologiya-...

   001    002    003    004   005     006    007    008    009    010