Вопрос о происхождении сектантства давно уже волнует русскую мысль; особенно много говорят и пишут о нем в последнее время, однако к единодушному решению не пришли. Так, одни видят в сектантстве явление заносное и объясняют его иноземным влиянием, другие же считают его явлением самобытным и выводят из условий исключительно внутренних, местных. Одни смотрят на сектантство, как на явление религиозное, другие же – как на социально-политическое; одни признают его явлением светлым, свидетельствующим о прогрессивном движении нашего народа, а другие – болезненным, и сообразно с этим объясняют его происхождение. Более беспристрастные исследователи и писатели согласны, однако, в том, что причины сектантства нужно искать не в условиях быта и обстоятельствах истории, а в области религиозно-нравственной психологии. Поиски же в этой области приводят к тому заключению, что такими причинами служат: гордость и высокомерие, дающие в результате «духовную прелесть», самоволие в вере и самочиние в деле спасения, греховная воля и патологическое состояние сердца человека, как источника чувствования. Гордость как стремление человека стать выше какого бы то ни было стеснения и ограничения и быть абсолютно свободным деятелем в мире приводит в результате к теоретическому устранению Бога и поставлению на Его места человека, т.е. к самообожанию, а на дальнейшей ступени – к пантеизму. Гордый, самообольщенный в своем божестве человек считает излишним в деле спасения какие бы то ни было посредства – у него есть свои средства спасения: свою плоть он может обуздать радениями, оскоплением, постом, веригами и, восходя от совершенства к совершенству, достигнуть сам собой безгрешности и святости. Отсюда естественно, что церковь , которая будто бы порабощает человека и полагает границы его свободной воле, не нужна, таинства – тоже, потому что Дух Святый всегда прибывает в нем; иерархия – излишня, потому что каждый сам священник, царь и пророк; не нужны святые храмы, иконы, кресты, посты и уставы церковные, не нужно и Святое Предание, а Святое Писание если и нужно, то толковать его может каждый по своему личному разумению. Освобождая себя таким образом от всяких стеснений в деле веры и спасения, самообольщенный, гордый от сознания своих необычайных достоинств, человек впадает в состояние духовной прелести и то считает себя святым, безгрешным, о чем объявляет даже публично, то признает в себе пророческое и даже божеское достоинство, не стесняясь в то же время творить разные мерзости. 2 Все это – такие черты, которые ясно показывают, что сектантство – явление болезненное, патологическое, одностороннее, а все секты – не что иное как глубоко греховные, патологические, болезненные проявления ложно направленного религиозно-нравственного самосознания человека. 3

http://azbyka.ru/otechnik/Konstantin_Plo...

Глава XXIV Отражение искушения дьявола было полным и совершеннейшим откровением Богочеловеческой Личности Спасителя мира. Нравственный образ Спасителя мира в безусловном царственном величии и совершеннейшей красоте истины и правды, закона и суда. Абсолютное добро, равное самой идее о нем, явлено Богочеловеком во всей его целокупности. Точнейшее изъяснение положений о нравственном образе Спасителя мира. Богочеловек в общественном Его служении и при разных положениях. Нравственный образ Спасителя мира и Евангелия. Спаситель мира есть историческая Личность. При Божественном естестве Он был вместе истинным и действительным человеком. В Богочеловеке человеческий род не только приводился к Богу, но и водворялся в Боге. Третье Лицо Святой Троицы – Дух Святой и Богочеловеческая Личность Спасителя мира. Окончание и отражение искушения от дьявола в пустыне – есть полное и совершеннейшее откровение Богочеловечной Личности Иисуса Христа – безгрешной, невинной, пребывающей в совершеннейшем, идеальном добре, в истине и правде, законе и долге бытия. Общественная потом деятельность Иисуса Христа и подвиг Его служения были делом искупления и спасения рода человеческого. «Моя пища, – говорил Иисус Христос, – есть творить волю Пославшего Меня, и совершить дело Его» ( Ин.4:34 ); «пославший Меня Отец, Он дал Мне заповедь, что сказать, и что говорить. И Я знаю, что заповедь Его есть жизнь вечная» ( Ин.12:49–50 ). «Отче! – молитвенно взывал Иисус Христос к Отцу Небесному перед Своими страданиями, – ...Я прославил Тебя на земле, совершил дело, которое Ты поручил Мне исполнять» ( Ин.17:4 ). Но говоря и действуя так, Иисус Христос оставался всегда свободной, самоопределяющею Себя Личностью : «Я отдаю жизнь Мою... Никто не отнимает ея у Меня, но Я Сам отдаю ее. Сию заповедь получил Я от Отца Моего» ( Ин.10:17–18 ), «да разумеет мир, яко люблю Отца» ( Ин.14:31 ). В этом именно отношении воли человеческой к воле Божественной и воплощалось и определялось как общее, так и всякое частное воление Богочеловека во всем, что истинно и право, что нравственно и благочестно, что законно и должно, что невинно и безгрешно, что праведно и непорочно, что свято и совершенно.

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann-Ivanov/d...

Глава десятая «Сын человеческий, изреки пророчество на пастырей Израилевых, изреки пророчество и скажи им пастырям: так говорит Господь Бог: горе пастырям Израилевым, которые пасли себя самих! не стадо ли должны пасти пастыри?» ( Иез. 34:2 ). «Горе пастырям, которые губят и разгоняют овец паствы Моей, говорит Господь» ( Иер. 23:1 ). В словах Господа, записанных Евангелистом Иоанном в главе десятой, заключается установление на вечно общины Христовой взамен древней ветхозаветной общины, которой пастыри оказались недостойными своего призвания. Но независимо от того, что пастыри ветхозаветной церкви оказались недостойными, пришло время, Господом Богом назначенное для устроения на земле царства Божия, в коем Царь и Пастырь есть Сам Господь. Он же Господь, Сын человеческий есть Дверь в сие царство Божие, ибо никто не может перейти из мира материальных интересов к миру горнему духовному,– к миру высоких нравственных стремлений, к пренебрежению земных радостей и к светлым радостям духа, – иначе, как чрез ту Дверь, которая находится на рубеже двух миров, ибо Слову Божию, второй Ипостаси Святыя Троицы, угодно было спуститься до земли и человека и восприять плоть человека, дабы встретить человека с милосердием Сына человеческого, – когда он волею своею пойдет к воплотившемуся Богу, – и ввести его в мир духовный, в мир абсолютной правды и добра и чистой любви и в радостную жизнь вечную. Таково значение Пастыря и Двери в нашей жизни, уже сложившейся под христианским влиянием, хотя конечно далеко еще не совершенной. Но перенесемся мыслию в церковь ветхозаветную, в церковь, которая в особенности в последние четыре века, до Рождества Христова 1012 превратилась в общину, пасомую – как выражались и прежде пророки – пастырями для себя, при чем пастыри эти губили и разгоняли овец паствы Господней. Вместо духа Господня пастыри эти ввели дух казуистики, мелочной обрядности, и понизили уровень чувства и мышления души человеческой, или – говоря словами Самого Господа – «взяли ключ разумения, сами не вошли и входящим воспрепятствовали» 1013 .

http://azbyka.ru/otechnik/Georgij_Vlasto...

«Дела их не допускают их обратиться к Богу своему, ибо дух блуда внутри них, и Господа они не познали» (Ос. 5: 4), – говорит Господь о погрязших во грехах израильтянах. Как указывает один из древних толкователей: «Не помыслят о покаянии те, кто постоянно преуспевают в погибели». Из этих слов становится ясно, что самое страшное для человека – не падение в грех, а привычка греха, его постоянство, которое настолько пленяет сердце, что душа уже не может оставить пристрастие и обратиться к Богу. Наши сделки с совестью постепенно становятся невидимой стеной, которую со временем всё труднее и труднее преодолеть, так что наконец мы даже забываем о том свете, который исходит от Солнца, закрытого стеной. Причем абсолютно не важно, какие строительные материалы будут употреблены для возведения этой преграды – огромные валуны или маленькие булыжники: результат один и тот же. Свойство же греха неизменно: аппетит приходит во время еды – чем больше грешишь, тем больше втягиваешься в этот процесс. «Будут есть, и не насытятся; будут блудить, и не размножатся; ибо оставили служение Господу» (Ос. 4: 10), – предупреждает Господь. Наконец, это забвение Бога настолько умерщвляет душу, что она становится не способной реагировать на промыслительные наказания. Тогда совершается самое страшное – Господь больше не воспитывает человека, не способного воспринимать божественные посещения: «Я оставлю наказывать дочерей ваших, когда они блудодействуют, и невесток ваших, когда они прелюбодействуют, потому что вы сами на стороне блудниц и с любодейцами приносите жертвы, а невежественный народ гибнет» (Ос. 4: 14). «Вот это – страшно, вот это – конец, когда уже не карают нас за беззакония, когда уже не исправляют нас, прегрешающих», – восклицает древний толкователь. Но Господь здесь говорит также и об особой ответственности за состояние общества тех, кто принадлежит к Его избранникам. От их ревности, от их стремления к покаянию зависит многое, слишком многое, чтобы позволять себе судить, вместо того чтобы чувствовать ответственность за происходящее рядом с ними! Поэтому если мы, призванные Богом в Его Церковь, не будем стремиться к Творцу, то нечего удивляться, что такого стремления не показывают наши ближние: «…потому что вы сами на стороне блудниц и с любодейцами приносите жертвы, а невежественный народ гибнет» (Ос. 4: 14).

http://pravoslavie.ru/74724.html

Единство Церкви по образу Единства Святой Троицы (Православная Триадология как основа Православной Экклезиологии) Источник Скачать epub pdf Девятнадцать веков тому назад Апостол Павел «проходя (в Афинах) и осматривая то, что чтут Афиняне, нашел алтарь (жертвенник), на котором было написано: НЕВЕДОМОМУ БОГУ («Agnosto Theo»)» ( Деян. 17. 23 ). Нет сомнений, что алтарь сей был поставлен лучшими представителями человеческой мысли, достигшими того предела мудрости, который для естественного человеческого разума остается непревзойденным даже до ныне, ибо в процессе естественного логического мышления – Бога познать нельзя. Познание истины об истинном Боге явилось следствием откровения. В истории Божественной икономии (домостроительства) спасения нашего Церковь отмечает некоторые моменты, как наиболее существенные, ежегодным воспоминанием – празднованием их. В исторической последовательности порядок этих событий таков: Благовещение, Рождество Христово, Крещение Господне, Преображение, Страсти Господни, Воскресение, Вознесение и Сошествие Святого Духа. В путях откровения Бога человеку каждое из этих событий связано со всеми другими органически и нерасторжимо, однако день Пятидесятницы, когда мы празднуем сошествие Святого Духа, должен быть отмечен как завершение откровения о Великом Боге Всетворце и Вседержителе. Бог независтлив, несамолюбив и нечестолюбив. Дух Божий смиренно и терпеливо ищет всякого человека на всех путях его, чтобы дать ему познание о Себе н тем приобщить Своей Божественной вечности (ср. Деян. 10. 35 ), и потому во все времена каждый человек мог и может в той или иной мере познавать Бога истинного, однако вне явления Бога Слова во плоти и вне сошествия Святого Духа в Пятидесятницу совершенное познание Бога невозможно. Вне Христа, явившегося во плоти, никакой духовный, философский или мистический опыт не дает человеку возможности познать Божественное Бытие как Единую непостижимую абсолютную Объективность в Трех непостижимых абсолютных Субъектах, т.е. как Троицу единосущную и нераздельную.

http://azbyka.ru/otechnik/Sofronij_Sahar...

Епископ Якутский Роман: Погружение в прорубь полезно только с молитвой Никакое сакральное действие не может совершаться помимо нее, без нее, вопреки ей. 17 января, 2013 Никакое сакральное действие не может совершаться помимо нее, без нее, вопреки ей. Епископ Якутский и Ленский Роман на сайте «Православная Якутия» обратился  к боголюбивой пастве в дни Крещения Господня: Дорогие братия и сестры! В эти светлые дни Православная Церковь, торжественно прославив Рождество Спасителя нашего Иисуса Христа, отмечает великий праздник – Крещение Господне, или Богоявление. Издавна наш благочестивый народ любит всем сердцем Праздник Крещения Господнего. Обращаясь к неисчерпаемому источнику богословия – православному богослужению – мы вместе со всей полнотой Православия призваны уяснить духовный смысл Богоявления. Вода – древнейший религиозный символ. В Священном Писании в рассказе о сотворении мира упоминается о воде: «Земля же была безвидна и пуста, и тьма над бездною, и Дух Божий носился над водою». (Быт.1:2) Таким образом, вода становится символом зарождения и обновления жизни. Именно поэтому вода часто воспринималась во многих культурах как первичная субстанция. Но после грехопадения прародителей – вся земля несет печать проклятия (Быт. 3:17). Не осталось ничего, чтобы было изъято из катастрофических последствий, все подвержено тлению, в том числе и символ жизни — вода. Господь Иисус Христос – Новый Адам (1Кор.15:45); и как через ветхого Адама все существующее стало причастно тлению и смерти, так через Иисуса Христа – все освящается, обновляется, оживотворяется. Во Христе весь мир получает новое существование, становится новым творением (2Кор.5:17). В молитве, которую священник от имени всех молящихся читает во время освящения воды, говорится «Ты и иорданские струи освятил, ниспослав с небес Всесвятого Твоего Духа и сокрушил головы гнездящихся там змиев». Слова эти объясняют нам, что Господь Иисус Христос, приняв Крещение от руки Иоанна Предтечи, тогда, две тысячи лет назад, освятил и изъял водную стихию из абсолютной власти тления, уничтожив над ней власть духов злобы и назначив ей стать источником возрождения, очищения и чистоты.

http://pravmir.ru/episkop-yakutskij-roma...

Завет ru Zavetru ru Zavet ru mail@pavland.ru mail@pavland.ru Завет ru http://www.zavet.ru/a/i/rss.png Хула на Святого Духа Автор: ТКАЧЕНКО Александр Правда ли, что Бог не прощает этого греха? В чем заключается хула на Святого Духа? С заповедями «не укради, не убий, не прелюбодействуй» все ясно и без дополнительных пояснений. Но чтобы не впасть в грех хулы на Духа, следует точно знать — каких именно действий нужно избегать. К сожалению, с этим у многих христиан сегодня нет полной определенности. Есть в Евангелии место, которое приводит в недоумение и тревогу великое множество людей, знакомящихся с текстом Священного Писания. Это — слова Христа: Посему говорю вам: всякий грех и хула простятся человекам, а хула на Духа не простится человекам; если кто скажет слово на Сына Человеческого, простится ему; если же кто скажет на Духа Святаго, не простится ему ни в сем веке, ни в будущем (Мф 12 :31–32). Тревога и недоумение здесь вполне закономерны. Тревога — потому что речь идет не о каких-то отвлеченных предметах, а о самом важном вопросе в судьбе каждого человека — его участи в жизни вечной. А недоумение — потому, что этот евангельский фрагмент неизбежно ставит вдумчивого читателя перед целым рядом вопросов, ответы на которые невозможно получить только лишь из текста Евангелия. Почему хула на Духа лишает человека абсолютно всех шансов на спасение, в то время как хула на Христа остается безнаказанной? Ведь и Христос, и Святой Дух являются ипостасями одного и того же Бога-Троицы. Откуда же такое различие в последствиях хулы? Почему Бог все-таки не прощает хулу на Духа? Ведь христиане призваны к всепрощению, дабы уподобиться Богу в этой добродетели. Но оказывается, что Бог почему-то прощает не всё и не всем. И в чем же, наконец, заключается эта самая хула на Духа? Ведь если все обстоит так серьезно, нужно точно знать — что же именно Бог не прощает никому и никогда. Иначе, похулив ненароком Духа, даже знать не будешь, что ты уже погиб для жизни вечной. А потом хватишься — ан поздно уже: нет тебе прощения ни в сем веке, ни в будущем. И как тут быть?

http://zavet.ru/a/rss_1303373768.html

Закрыть itemscope itemtype="" > В храме свт. Николая Миссионерского отдела РПЦ состоялось крещение японского борца Токаши Киши Чин Крещения совершил клирик храма иерей Валерий Буланников 15.09.2012 2029 Время на чтение 3 минуты Двенадцатого сентября в храме Святителя Николая Миссионерского отдела РПЦ по благословению Председателя отдела митрополита Белгородского и Старооскольского Иоанна был совершен чин Крещения над японским борцом Токаши Киши. Интересен и поучителен его путь к Православию, который показывает нам еще раз, что Дух Божий дышит, где Он хочет. Со школьных лет Токаши занимался разными видами восточных единоборств. В процессе занятий он постепенно осознал, что только знание техники и приемов борьбы не может удовлетворить его желания стать по-настоящему сильным. Он стал задумываться, откуда и кем дается эта сила, ведь она не есть, по его ощущениям, только результат занятий физическими упражнениями. Мышцы только проводники этой силы, а не ее источник. Он, скорее, лежит вне человека. Токаши обратился к изучению традиционных восточных религий, прежде всего, буддизма и его учению о жизни как некоей дороги. Куда ведет это дорога и откуда черпает силы человек, чтобы ее пройти? У него было немало хороших учителей-буддистов, но четких ответов на свои вопросы Токаши так и не получил. Обратился он и к христианству, о котором еще в школе читал немало книг. Но и христианство для него предстало как очередное религиозное и моральное учение, которое предлагает лишь правила добропорядочной жизни. Оно показалось ему всего лишь неким подобием все того же буддизма. Но наряду с религиозными поисками он продолжал интересоваться и различными видами борьбы и единоборств. В своих поисках он наткнулся на систему единоборств Древней Руси Рябко. Ему сразу показалась она необычной, не похожей на все прежние единоборства и виды борьбы. Необычными были не сами приемы рукопашного боя, а как протекал сам бой. Во многих видах восточных единоборств огромную роль играет настрой бойца, его характер, где агрессивность - одна из главных черт и особенность таких боев. Именно в агрессивном настрое участники таких единоборств черпают свою энергию и силу. Это хорошо было знакомо Токаши, и его сразу поразило, что в системе Рябко такая агрессивность абсолютно отсутствует. При этом эффективность защиты была очень высокой. Он приехал в Россию, стал принимать участие в тренировках и увидел то, что прежде никогда не встречал среди коллег-единоборцев - высокую собранность духа, необычную выдержку и стойкость и опять же полное отсутствие агрессии в отношении противника. Общаясь и тренируясь со своими русскими коллегами, он почувствовал, что в нем растет желание познакомиться и с их религией и верой. Из простых объяснений новых друзей он понял, что главное - вера в Господа Иисуса Христа, следование Его учению и заповедям и общение с Ним через Таинства и молитву.

http://ruskline.ru/news_rl/2012/09/15/v_...

Закрыть itemscope itemtype="" > «Вряд ли это недоразумение, скорее всего – провокация» Диакон Владимир Василик об обвинениях в адрес иерея Глеба Грозовского 14.11.2013 2352 Мы часто многого не знаем. И часто все намного серьезнее, чем мы думаем. Но что касается сути того страшного обвинения, которое предъявили о. Глебу Грозовскому, то по совести должен сказать: я не верю ему ни на грош. Потому что я многие годы знал о. Глеба. Он учился у меня в Санкт-Петербургской Академии. И всегда удивлял меня своей чистотой и простодушием, удивительной сердечной детскостью. Про него можно сказать словами Анны Ахматовой о Борисе Пастернаке: «Он награжден каким-то вечным детством Той щедростью и зоркостью светил, И вся земля была ему наследством, И он ее со всеми разделил». Это обвинение абсолютно не вписывается в характер о. Глеба, в его воспитание и жизнь. Он воспитан в замечательной священнической семье. Семейство, к сожалению, безвременно почившего протоиерея Виктора Грозовского - прекрасного пастыря и человека - эталон православной семьи. О. Глеб действительно имел и имеет совесть и страх Божий, любовь к Богу и людям. И это чувствовали и чувствуют окружающие, прежде всего дети - которые тянулись и тянутся к о. Глебу. Невольно вспоминаются детские стихи про дедушку Стефана: «Тебя деточки любили За тобой гурьбой ходили» Поверить обвинению в адрес о. Глеба - все равно, что представить деда Мороза в роли киллера. Почему же это обвинение было выдвинуто? Вряд ли это недоразумение, скорее всего - провокация. Кому она выгодна? Многим. Кто желает бросить тень на Церковь, помешать ее плодотворному сотрудничеству с государством и обществом. Кроме того, о. Глеб - духовник команды «Зенит». А поскольку в последнее время усилились нападки на государство относительно проведения Зимних Олимпийских игр, то понятно, в какую волну попал о. Глеб. Он встал на дороге у тех, кто не желает, чтобы у российских граждан был здоровый дух в здоровом теле, чтобы они спортивный подвиг соединяли с подвигом духовным, чтобы вера в победу основывалась на вере в Бога.

http://ruskline.ru/news_rl/2013/11/14/vr...

Закрыть itemscope itemtype="" > Слова вразумления и ободрения 13.04.2020 685 Время на чтение 5 минут Эта небольшая книга в мягком переплете стала для меня доброжелательным, но при этом взыскательным спутником на пути этого Великого поста. В ней собраны проповеди архимандрита Кирилла (Павлова), многолетнего духовника Троице­-Сергиевой Лавры, сказанные батюшкой в разные годы, но объединенные одной темой — темой Великого поста. Проповеди отца Кирилла отличает очень простой язык, но при этом они полны глубины, мудрости, а главное — искренней обеспокоенности о тех, кому адресованы. И эта обеспокоенность пастыря заставляет беспокоиться и тебя: а на что похож мой пост? А не слишком ли прохладно я живу? А где необходимые усилия, чтобы это святое время не прошло даром? С чем я приду к Пасхе? Отец Кирилл прожил долгую и трудную жизнь. Прошел всю Великую Отечественную войну, в том числе и ад Сталинградской битвы, а после Победы, демобилизовавшись, вступил на новое поле брани — духовное. В 1946 году он поступил в Богословский институт (будущую Московскую духовную семинарию), в 1954 году принял монашеский постриг с именем Кирилл в честь преподобного Кирилла Белозерского, а позже — сан иеромонаха. Полвека отец Кирилл нес пастырское служение, утешал, наставлял, вразумлял стекавшуюся к нему со всей России паству. На тринадцать лет тяжелейшая болезнь приковала батюшку к кровати, но не сломила его дух, даже будучи абсолютно неподвижным, он был для приходивших к нему людей духовной опорой. Вот уже три года отца Кирилла нет с нами, но его слово живо и продолжает утешать, наставлять, вразумлять. В сборник «Время покаяния» включены проповеди, сказанные отцом Кириллом на все значимые богослужения Великого поста. Начиная с Прощеного воскресенья, мы проходим вместе с батюшкой трудную первую седмицу поста, родительские субботы, Крестопоклонную, Страстную. Особое внимание уделено молитве преподобного Ефрема Сирина, Литургии Преждеосвященных Даров, Пассиям. И темы, которые поднимает пастырь в своих обращениях к нам, касаются ключевых моментов жизни христианина: прощения, молитвы, поста, покаяния.

http://ruskline.ru/opp/2020/04/13/slova_...

   001    002   003     004    005    006    007    008    009    010