Закрыть itemscope itemtype="" > Христианская цивилизация: новый перелом? Статья 3 25.10.2007 940 Время на чтение 19 минут Статья 1 Статья 2 Статья третья, историософско-богословская: " Узловые моменты истории " , или Об истоках кризиса европейской цивилизации Несколько слов о пресловутом единстве христианского мира Либеральные " просветители " наших дней, неустанно готовящие, по западному образцу, наш, православный, " II Ватиканский Собор " , убеждены в непреложности основного либерального догмата о " единстве христианского мира " . Как относиться к этому, если строго следовать исторической правде? Понятно, что все зависит от " точки отсчета " . То, что изначально Западная и Восточная Церкви, основанные на общем вероучении, были едины, общеизвестно и не подлежит сомнению. Однако известно и последующее расхождение двух традиций, как догматическое, так, что не менее важно, и духовное. Считать это расхождение несущественным, тем, чем можно пренебречь, может только человек с абсолютно антинаучным и вырожденческим сознанием. Афонские исихасты, Нил Сорский, Паисий Величковский, преподобный Серафим, оптинские старцы, весь сонм отцов " Добротолюбия " , мастеров " умной молитвы " , с одной стороны, и неистовый основатель ордена иезуитов Игнатий Лойола, а также изнывающие от специфического эротического возбуждения во время своих религиозных экстазов католические дамы типа " святой " Терезы или " блаженной " Анжелы, с другой, никак не могут быть носителями одной и той же традиции. Многие православные богословы связывают это крайне принципиальное расхождение, так сказать, в " методе " духовной жизни, в способе богообщения с проблемой Filioque. Дело в том, говорят они, что данное учение об исхождении Святого Духа от Отца и Сына вносит субординацию внутрь Пресвятой Троицы и принижает Третью ипостась по сравнению с первыми Это приводит к тому, что Святой Дух, то есть ипостась, как бы заведующая духовной жизнью человека, непозволительно сближается с чувственным (эмпирическим), тварным миром, и таким образом чувственный элемент вносится в духовную жизнь, в молитвенную практику. В этом и заключается главная особенность католической мистики, которая, с точки зрения строгого Православия, есть прелесть, то есть духовное искажение, помрачение. Об этом подробно писал, в частности, святитель Игнатий В понимании исихастов, это есть сведение ума в нижнюю часть сердца, близкую к утробе и к половым органам. (Правильная православная умная молитва основана на сведении ума в верхнюю часть сердца.) Данная ересь порождает многие особенности романско-католической культуры с ее специфической чувственно-мистической взвинченностью, истеричностью и прямой эротоманией (яркие примеры чего находим в многочисленных и достаточно подробных жизнеописаниях " прекрасных дам " Римско-Католической Церкви, составляющих излюбленное чтение прозападно настроенных рафинированных интеллигентов как недавнего прошлого, так и наших

http://ruskline.ru/monitoring_smi/2007/1...

И в то же время, когда вчитываешься в творения представителей самого крайнего аскетизма или слышишь его защитников, также не можешь не признать, что и здесь есть какая-то правда. А между тем совершенно ясно, что Антоний Великий и Макарий Египетский 2 представляют из себя нечто совершенно иное, чем те христиане, которые в своих катакомбах рисовали Христа, благословляющего новобрачных 3. В чём же правда этих различных религиозных эпох? Как осмыслить соотношение между тем и другим? В чём утверждать мировое значение аскетического христианства, чтобы примирить чувство правды по отношению и аскетизма, и первоначального христианства? ---------- Жизнь человеческая полна глубочайших внутренних противоречий, полна борением самых противоположных, враждебных стихий. Вот почему так грубо–ошибочно почти всякое суждение о живом человеке: здесь временное состояние духа его, беспрерывно находящееся в движении, возводится на степень статического состояния. Индивидуальные различия бесконечны. Один колеблется от святости до преступленья, другой от житейских грехов до житейской порядочности — но всё же столкновениями противоположных сил исполнена жизнь нашего духа. Христианин воспринимает жизнь человека как мировую тяжбу за некоторую абсолютную ценность. Человек — герой мировой трагедии, которая заложена в самую основу мироздания. Жизнь — не гармоничный аккорд, а бурный, душу надрывающий диссонанс 4. Этот диссонанс достигает своей величайшей степени в чувстве любви. Здесь утверждение плоти, начала конечного, восстаёт на слияние в духе, в начале бессмертном. Безумная, слепая, всю душу порабощающая  страсть посягает на светлую, чистую, радостную любовь: тёмная жажда плоти, обладания, похоти стихийно борется в душе человеческой с нетленным началом в любви 5. Любовь христианина — Голгофа, распятие плоти своей во имя вечной духовной правды. Добро и зло, любовь и страсть, творчество и разрушение, безобразие и красота, дух и плоть, Христос и Антихрист — вот какие антиномии разрывают на части человеческую душу.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=117...

иерей Евгений Шилов III. Католическая мариология III.1. Апостольская конституция папы Пия IX “Ineffabilis Deus” (8 декабря 1854 г.) 289 Апостольская конституция О ДОГМАТИЧЕСКОМ ОПРЕДЕЛЕНИИ НЕПОРОЧНОГО ЗАЧАТИЯ ДЕВЫ БОГОРОДИЦЫ В ВЕЧНУЮ ПАМЯТЬ СОБЫТИЯ Невыразимый Бог, Чьи пути милость и истина, воля Которого -всемогущество, и мудрость Которого крепко простирается от одного конца до другого и упорядочивает все прекрасно, предвидя от самой вечности печальнейшее падение всего рода человеческого, происходящее от преступления Адама, и в тайне, сокрытой от века, первое дело Своей благости решил восполнить еще более сокровенным таинством через воплощение Слова, так, чтобы человек, [следуя] опасным хитрым действиям диавола, вопреки замыслу Милосердного [Бога], не погиб во грехе (in culpam), и чтобы то, что погибло в первом Адаме, во втором было славно восстановлено, с самого начала и прежде века избрал и определил матерь Своему Единородному Сыну, из которой Он родится, став плотью, в блаженной полноте времен. И Он одарил Ее любовью выше всех творений мира, и Ее одну возлюбил благосклоннейше настроенной волей. Поэтому Она, будучи намного выше Ангельского Духа и всех святых, почерпает изобилие всех небесных даров из сокровищницы божества и удивительно ими преисполняется, так что Она всегда абсолютно (prorsus) свободна от скверны (labe) греха, и вся Она прекрасна и совершенна в полноте своей невинности и святости, больше которой, созданной Богом (sub Deo), совершенно невозможно помыслить, и которой, кроме Бога, никто не может достичь. И это было совершенно уместно, чтобы Она сияла, всегда украшенная совершеннейшими блистаниями святости, и была поистине свободна от скверны самого первородного греха. И величайшую победу над древнем змеем одержала та преисполненная почтения мать, которой даровал Бог Отец Своего единственного Сына, Которого Он любит сердцем Своим, как Его порождение равное Ему, и даровал таким образом, чтобы Он (Сын) был естественным образом одним и равно общим Сыном Богу Отцу и Деве. И Сам Сын избрал Ее сделать Себе матерью, и от Нее Святой Дух пожелал и сотворил так, что Она зачала и родила Того, из Которого Сама произошла.

http://azbyka.ru/otechnik/konfessii/kato...

Новое сергианство Вихри враждебные веют над нами, темные силы нас злобно гнетут, в бой роковой мы вступили с врагами, нас еще судьбы безвестные ждут. Причем враги эти – ни в коем случае не собственные страсти и пороки! 24 января, 2012 Вихри враждебные веют над нами, темные силы нас злобно гнетут, в бой роковой мы вступили с врагами, нас еще судьбы безвестные ждут. Причем враги эти – ни в коем случае не собственные страсти и пороки! Когда я впервые попал за границу в 1992-м году, я встретил православных из РПЦЗ. Они были практически такими же, как и православные в России (более того, они из нее совсем недавно уехали), но с одним существенным отличием: «в ту церковь ни ногой». И меня они тут же стали просвещать: мол, «красная церковь» безблагодатна… Почему, недоумевал я? Из-за декларации митрополита Сергия 1927 года, отвечали мне. Об этой декларации я к тому моменту уже знал, она казалась мне достаточно спорной (по меньшей мере), но логики этой я понять не мог. Более полувека назад один из иерархов моей церкви пошел на сомнительный компромисс с властями. Но от меня-то никто не требовал подписаться под этой декларацией. И что же, теперь Святой Дух навсегда оставил тех, кто не прервал общения с этим иерархом? Но тогда Он наверняка оставил тысячу или более лет назад и византийских, и римских епископов, которые тоже не всегда проводили безупречную политику. Земная церковь состоит из грешных людей, которые часто совершают неблаговидные поступки. Если нас это не устраивает, остается только основать собственную секту, которая будет лишена всякой исторической памяти, а заодно и исторических грехов. Так я тогда рассуждал, и теперь так думаю, и не мог я понять тех, кто упорно говорил мне о сергианстве в начале 1990-х. Церковь была нищей, но абсолютно свободной, если бы даже она захотела пойти на недостойный компромисс с политиками, те и слушать бы ее не стали, у них были совершенно другие заботы. Да и что такого страшного в этой самой декларации, рассуждал я? «Ваши-наши радости», как говорили мне знакомые из РПЦЗ? Но вчитаемся в формулировку митрополита Сергия: «Мы хотим быть православными и в то же время сознавать Советский Союз нашей гражданской Родиной, радости и успехи которой – наши радости и успехи, а неудачи – наши неудачи». Разве это так уж сильно отличается от сказанного А.А. Ахматовой : «Я была тогда с моим народом там, где мой народ, к несчастью, был»? Митрополит Сергий говорил о радостях и неудачах своей Родины, а не ВКП(б) или лично товарища Сталина , и думаю, что разгул красного террора он относил отнюдь не к радостям, а к бедам Родины. Примерно так разъяснил смысл этой декларации как раз незадолго до того, в 1991-м г. и патриарх Алексий .

http://pravmir.ru/novoe-sergianstvo/

О душевном мире, неудачах, смысле жизни и молитве. Из беседы митр. Афанасия со студентами Университета Кипра Прекрасный отдых для человека – посвятить пусть и немного времени в своей жизни молитве. Если после изнурительного дня ей будет посвящено немного времени и человек освободит себя, чтобы приобщиться Духу Божию, Духу Святому, который есть в Церкви, щедрому и изобильному, тогда он действительно полноценно отдохнет. 23 января, 2014 Прекрасный отдых для человека – посвятить пусть и немного времени в своей жизни молитве. Если после изнурительного дня ей будет посвящено немного времени и человек освободит себя, чтобы приобщиться Духу Божию, Духу Святому, который есть в Церкви, щедрому и изобильному, тогда он действительно полноценно отдохнет. Молитва – отдых для души Прекрасный отдых для человека, дорогие мои, – посвятить пусть и немного времени в своей жизни молитве. Если после изнурительного дня ей будет посвящено немного времени и человек освободит себя, чтобы приобщиться Духу Божию, Духу Святому, который есть в Церкви, щедрому и изобильному, тогда он действительно полноценно отдохнет. Ведь отдых – это не когда мы долго спим или совершаем разные путешествия. И это тоже, конечно, отдых для тела. Но отдых для души, духовный отдых, гораздо важнее и значительнее. Человек по-настоящему отдыхает, когда научится живой связи с Богом. Я говорю это, потому что каждый замечает, сколь дивный покой обретает дух человека во время святых богослужений Церкви (как было на молебном каноне ко Пресвятой Богородице, который мы с вами пропели). Насколько эти священные тропари, сочиненные святыми, имевшими опыт познания Святого Духа и присутствия Божия в своем сердце и выразившими именно этот опыт в церковной музыке, тропарях, песнопениях, помогают духу человека взойти к Богу и приобщиться Духу Святому. Его же дарует Господь ищущим и жаждущим Его. Всё это дает нам верное ощущение присутствия Божия, отдохновения, верное ощущение, если можно так выразиться, увеселения, развлечения. Я абсолютно уверен в том, что от одной настоящей молитвы, от одной службы, от одного священнодействия в храмовом пространстве ты отдохнешь так, как невозможно отдохнуть в лучших развлекательных центрах, куда ходят люди, – они покидают их еще более уставшими, чем пришли, более нервозными. Порой они так возбуждены, что один убивает другого.

http://pravmir.ru/o-dushevnom-mire-neuda...

От здорового духа к здоровому телу Интервью со спортивной легендой Югославии тренером футбольного клуба «Црвена звезда» Душаном Дулетом Савичем Душан Дулет Савич один из лучших сербских футболистов XX века. В настоящее время является спортивным директором футбольного клуба «Црвена звезда». Его имя стало легендой. Савич известен своей бескомпромиссной традиционалистской позицией по разным вопросам общественной жизни. Известный спортсмен отвечает на вопросы корреспондентов газеты Сербской Православной Церкви «Православие». Душан Дулет Савич - Спорт стал делом всей Вашей жизни. Каково соотношение телесного и духовного в спорте? Действительно ли в здоровом теле здоровый дух, или в здоровом духе здоровое тело? - Это абсолютно верно. Не знаю, что точнее - первое или второе утверждение. Прежде всего, необходимо начать со здорового духа, чтобы у человека было здоровое тело. И я думаю, что это отношение духовного и телесного то, на чем нужно воспитывать новые поколения, чтобы у нас была здоровая молодежь и здоровая нация. Если духовное и телесное не связаны между собой, то человек остается ограничен в чем-то одном, без чего он не является целым. В наступающей эпохе мы должны работать над воспитанием молодежи, над просвещением и тела и духа. Это необходимо для формирования жизнеспособной и сильной нации. - Как сегодня спорт может помочь в формировании новых поколений? - Очень важно, чтобы у детей были внешкольные спортивные занятия. Сиденье по кафе, хождения на какие-то наркоманские концерты, скакание и размахивание руками лишенные всякого смысла – все это ни к чему не ведет. Одна форма организации их свободного времени и то, что им необходимо обеспечить - это посещения литературных вечеров, выставок, настоящих нормальных концертов, занятия спортом и т.д…. Я уже не говорю о духовных вечерах, которые Церковь должна была бы организовывать по всюду как можно больше, чтобы ввести молодежь в нашу веру и культуру, чтобы они как можно больше узнали самих себя. Спорт может многому научить.

http://pravoslavie.ru/4616.html

П.Л. Сапронов Содержание Введение Часть первая. Бог философов Глава 1. Философия как путь обожения Глава 2. Почему невозможен философский материализм Глава 3. Философия и нигилизм Глава 4. Бог и единое по Платону и Плотину Глава 5. Бог, ум, мышление §1. Бог как Перводвижущий. Аристотель §2. Бог как абсолютный дух. Г.В.Ф. Гегель Глава 6. Бог и вещь в себе. И. Кант Глава 7. Бог философов. Взгляд автора Часть вторая. Бог Богословов Глава 8. Священное писание, вероучение и богословское знание Глава 9. Бог Богословов восточной Церкви §1. Бог в богословии преп. Максима Исповедника §2. Бог в богословии св. Иоанна Дамаскина Глава 10. Бог схоластов §1. Богословие высшей сущности §2. Богословие единого Бога. Фома Аквинский §3. Богословие первоначала. Иоанн Дунс Скот Глава 11. Бог протестантов §1. Бог в лютеранском богословии §2. Бог Жана Кальвина Глава 12. Бог христианских богословов ХХ века §1. Бог в богословии о. Сергия Булгакова §2. Бог в богословии Вальтера Каспера §3. Бог в богословии Карла Барта Глава 13. Бог в философской теологии Глава 14. Бог Богословов. Взгляд автора §1. Бог и сущность §2. Бог и любовь §3. Бог и Лицо Заключение     Как соотнесено между собой осмысление Бога в философском и богословском знании? Отвечая на этот вопрос, автор демонстрирует две основные тенденции, характерные для философии и богословия. Во-первых, философия не только пытается свести Бога к первосущему, но и сохраняет связь с Богом в его неуловимости философией. Во-вторых же, богословие не просто использует философский инструментарий в обращенности к Богу, но и выдвигает на передний план сущность и природу в ущерб ипостасности, по существу подменяя Бога богословов Богом философов или сближая одного с другим. Между тем, Бог богословов только тогда сохраняет прочную связь с Богом вероучения и Откровения, когда Он понимается как единство трёх Лиц (Ипостасей). При этом сущность (природа) Бога не существует помимо Отца, Сына и Святого Духа. А это даёт основание для радикального утверждения, согласно которому сущность (природа) в Боге и есть его ипостасность. Вывод этот следует из авторского подхода к ключевой проблеме богословия и аргументируется в соответствующем разделе книги. Она адресована как богословам и философам, так и студентам, изучающим богословские и философские дисциплины. Введение

http://azbyka.ru/otechnik/bogoslovie/bog...

По вопросу об отношении интеллигенции к Церкви существуют два совершенно противоположных взгляда. Одни утверждают, что между интеллигенцией и Церковью наблюдается «братоубийственная война» или по меньшей мере весьма существенная рознь по большинству вопросов самого жизненного свойства. И эта рознь будто бы продолжает все более и более увеличиваться и грозит в будущем, быть может весьма недалеком, полным отделением интеллигенции от церкви. Другие вовсе отрицают существование этой розни и говорят, что она есть фикция или выдумки духовенства, точнее сказать, плод досужей фантазии духовных журналистов. Интеллигенция, говорят они, есть необходимая часть церкви; церковь же едина; в ней нет и быть не может искусственного деления на какие-то враждебные лагери. Говорить о войне между интеллигенцией и церковью это значит играть в руку нашим врагам, для которых всякое ослабление России и всякая внутренняя рознь её, конечно, очень приятны. Да и кто такое эта таинственная интеллигенция? Для церкви Божией есть только пастыри и пасомые, духовенство и миряне. Для неё есть члены церкви Христовой более сведущие и менее сведущие. Первых, пожалуй, и можно назвать интеллигенцией, но в таком случае в составе её неизбежно надо мыслить и само духовенство, ибо курьезно было бы выделять из числа просвещенных сынов Церкви самих представителей её, уполномоченных быть предводителями и руководителями всех верующих сынов Церкви, в том числе и образованных. Интеллигенция не может быть враждебна Церкви уже и потому, что она не знает Церкви, можно сказать не имеет о ней даже надлежащего представления. Учебные годы никакого знания ей о Церкви не сообщили, а после годов учения она о церковной жизни, о святости этой жизни никакого представления получить не могла. Интеллигенцию можно упрекать разве только в том, что она смешивает понятие о Церкви с понятием о духовенстве, т.е. абсолютное учреждение с относительною, временною и вообще вовсе не много значащей индивидуальностью служебного класса этого учреждения, т.е. духовным сословием. «Мы православны, но к Церкви не принадлежим: потому что мы не из духовного звания» – вот в каком только смысле интеллигенция не церковна. По духу же любви, проникающему всю умственную и практическую деятельность интеллигенции, она, интеллигенция, глубоко церковна. Она вся проникнута тем духом церковной истины, который есть дух любви. Кто решится утверждать, что интеллигенция не делает ничего доброго, не помогает ближним, безучастна к государственным нуждам и т.п.? Вся наша интеллигенция во время голодовок работала, кормила, помогала, жертвовала и силами, и здоровьем. В глубине своей души интеллигенция, как таковая и церковна, и духовна, и в своем терпении великодушна. Её стремлении и идеалы, хотя, и бессознательно, но всё-таки церковны. 1

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

поиск:   разделы   рассылка Павел Круг Дух закона и правда жизни Ужесточения закона о свободе совести в России пока не ожидается Источник:  НГ-Религии Андрей Евгеньевич Себенцов – ответственный секретарь Комиссии по вопросам религиозных объединений при правительстве РФ. Когда в 1997 году принимался новый Закон " О свободе совести и о религиозных объединениях " , в российском обществе вспыхнула масса споров о том, какие нормы следует в него включать, а какие – нет. За десять лет закон доказал свою эффективность в качестве юридического инструмента в такой тонкой сфере, как свобода совести. Однако осталось множество проблем, обозначенных еще десять лет назад. Корреспондент " НГР " обратился к секретарю Комиссии по вопросам религиозных объединений при правительстве РФ Андрею Себенцову как к юристу и чиновнику, который постоянно обращается к этому закону в своей профессиональной деятельности. – Как вы считаете, удовлетворяет ли этот закон в нынешней редакции интересы религиозных организаций и объединений? Насколько велик разрыв между нормами закона (например, светскость) и реальным положением дел? – Я считаю, что к закону, в целом, все приспособились и никто ничего лучше предложить не может. Хотя, конечно, пожеланий изменить его в ту или в другую сторону всегда было предостаточно. Но закон держится довольно устойчиво, он более или менее удовлетворяет всех. Это связано прежде всего с позицией Русской Православной Церкви. Еще когда его принимали, митрополит Крутицкий и Коломенский Ювеналий (Поярков) говорил: " Закон-то хороший, а вот какая политика будет... " Между нормой и реальностью в любой сфере есть определенные разрывы. Вместе с тем происходит и некоторая переоценка понятий. Если 20 лет назад светскость понималась как нечто абсолютно атеистическое, то теперь это – немного другое. То, что РПЦ активно предпринимала попытки объяснить, что светскость и религиозность не противоречат друг другу, что они очень близки, сыграло свою роль в понимании этого принципа. Крупные юристы в России на эту тему пока что не высказались. Может быть, в будущем нас ожидает серьезный спор на эту тему и мы узнаем, что есть истина в данном плане с юридической точки зрения.

http://religare.ru/2_45389.html

ПОСЛАНИЕ СВЯЩЕННОГО СИНОДА УКРАИНСКОЙ ПРАВОСЛАВНОЙ ЦЕРКВИ Президенту, Верховной Раде и Правительству Украины, духовенству, монашествующим и всем верным чадам Украинской Православной Церкви Сегодня православный народ, как истинный хранитель веры и благочестия, особенно обеспокоен тем, что происходит в религиозной, политической, экономической, научной и культурной жизни нашей страны и всего мира. В этом мы видим отрадное проявление бдительности и духовного трезвения в церковной среде. В свою очередь, со всей пастырской ответственностью перед Богом за вверенные нам души отмечаем, что современная цивилизация, к сожалению, не только стремительно секуляризируется, но и нередко руководствуется в своем развитии идеями богопротивными и богоборческими. Следствием этого являются использование неизвестных доселе средств массового уничтожения, международный терроризм, пропаганда разврата и насилия через средства массовой информации, грубое вторжение в тайну жизни и тому подобное. Современный западный мир при постоянных разговорах о свободе и вольном развитии в действительности своим стилем жизни делает человека абсолютным рабом страстей и греховных желаний. Тлетворный антихристианский дух все активней проникает в нашу повседневную жизнь посредством упорного навязывания западных ценностей: идолов комфорта, самоуверенности, вседозволенности и т. д. Согласно Откровению, в определенное время этот процесс закончится воцарением антихриста и отлучением многих верных от благодати Божией через принятие зловещей пагубной печати. Ибо как, по словам святителя Иоанна Златоуста, перед всемирным потопом человечество потонуло в своих грехах, так и в конце истории люди сначала проникнутся духом антихриста и потом примут его печать. Сейчас у многих верующих - чад Украинской Православной Церкви - большую тревогу вызывает намерение руководящих структур Украины ввести в стране всеобщую кодификацию, согласно с Постановлением Кабинета Министров Украины " О мероприятиях относительно введения идентификационных номеров физических лиц " от 6 ноября 1997 года. Немало православных христиан склонны (не без основания) видеть в этом исполнение апокалиптического пророчества про печать антихриста, воспринимая идентификационные номера как указанное святым апостолом и евангелистом Иоанном Богословом " число зверя " (см. Откр. 13, 17-18).

http://pravoslavie.ru/shengen/upc_sinod....

   001    002    003   004     005    006    007    008    009    010