Добринской); 1638 г., 70 (двор Прилуцкого м-ря, в приходе Воскресен. на Никитской ул.); “Русск. истор. Библиот.», III, 54 (празднов. в Москов. Успен. соборе 1630 г. Дмитрию Вологодскому 11 февр.; благовест в ревут, трезвон большой; аще ли в пост, выпевати напредь); IV, 851 (Палинодия 1621 г.; 11 февр. память Дмитрия, игум. Прилуцкого, нового чудотвор.), 853 (его же память 3 июня). 1175. Спасораевский или Спасский – Раифский – Кезовский, женский, ныне село Спас на Кезе, Нижегородской губ., Семеновского у., в 35 вер. к зап. от Семенова, при р. Кезе. Существовал в XVII ст. и в 1677 г. им управлял строитель Тихон. По представлению архимандрита Питирима в 1713 г. обращен в женский для присоединенных к православию раскольниц. Упразднен в 1764 г. В нем были церкви: каменная Происхождения честных древ и деревянная Введения Пресв. Богородицы. “Ист. Росс. Иер.», IV, 361; Строев, “Спис. иер. и настоят.», 627, 27; Макарий, “Пам. цер. древн. Нижегор. губ.», в “Зап. И. Археол. Об.», X, 87; “Опис. докум. и дел архива св. Синода», I, 748 (дело 1721 г. о допущении крестьян Городец. волости в раменные леса для рубки леса); “Древн. Росс. Вивлиоф.», 1790 г., XV, 431 (строит. монах Дионисий в 1719 г. присутствовал при собеседовании епис. Питирима с раскольниками); Макарий, “Ист. Нижегород. Иерар.», 45. 1176. Спасо – Ренская, мужская пустынь, ныне слобода Спасоренская, Тверской губ., Весьегонского у., в 15 вер. к зап. от Весьегонска, при слиянии ррч. Рены и Званы. По преданию, основана в XV ст. преп. Зосимою Соловецким, останавливавшимся здесь и оставившим игумену посох, который и доныне хранится в церкви. В архиве Краснохолмского Антониева Николаевского м-ря, к которому пустынь была приписана после своего разорения литовцами, в описи 1575 г., говорится: «да к монастырю же пустынь на усть реки Рени и Званы, а в ней храм Преображенье Спасово». В XVIII стол. в ней были две церкви: Преображения и Зосимы и Савватия Соловецких, колокольня, 4 кельи, ограда с 3 башнями, все деревянное. Упразднена в 1764 г. “Ист. Р. Иер.», VI, 225; “Известия Археол. Общ.», 1880 г., IX, 74 (старин. храмы в Весьегон. у. с видом и планом церкви); “Древности, Труды Москов. Археол. Общ.», 1874 г., т. IV, вып. 2, известия, 86 (Воскресенского, “Опис. Спасо-Ренской пуст.»); 1880 г., т. VIII, исследов., 13 (в 1687 г. пустынь уже состояла приписною к Антониеву Николаев. м-рю и в это время в ней строителем был Никон), 58 (опись пустыни в 1575 г.). Игум. Анатолий, “Истор. опис. Краснохолм. Антониева м-ря», 93.

http://azbyka.ru/otechnik/Spravochniki/o...

22 марта в 11 часов утра приехал, наконец, Государь в сопровождении гофмаршала князя Долгорукова. Он немедленно поднялся к детям, где его ожидала Государыня. После завтрака он зашел к Алексею Николаевичу, где я находился в эту минуту, и разговаривал со мною с обычной простотой и благожелательностью. Но при виде его побледневшего и похудевшего лица было ясно, что он также много перестрадал за время своего отсутствия. П. Жильяр. Указ. соч. 1917 года, марта 2 дня приехал ко мне ктитор Феодоровского Собора Димитрий Никол. Ломан и сообщил, что меня приглашают явиться в Знаменскую церковь, взять чудотвор. Икону Царицы Небесной, с Нею прийти в Александровский дворец и отслужить молебен в детской половине дворца, где лежат больные в кори царские дети. Был подан автомобиль, который и довез меня до Знаменской церкви. Войдя в Церковь и встретив там о. настоятеля прот. Иоанна Ф. Сперанского, отказавшегося от служения молебна, но уже распорядившегося приготовить облачение, достать Икону и собрать людей для несения Ее, я тот час облачился, взял крест и с причтом Знаменской церкви при пении тропаря «Яко необоримую стену и источник чудес стяжавше Тя раби Твои, Богородице Пречистая…» отправились во дворец. Пропуск во дворец, хотя и охранялся часовыми Сводного Пехотного полка, был свободен. С первого подъезда мы поднялись во второй этаж на детскую половину и, пройдя ряд светлых комнат, вошли в полутемную большую комнату, где лежали на отдельных простых кроватях больные дети. Икону поставили на приготовленный стол. В комнате было так темно, что я едва мог разглядеть присутствующих в ней. Императрица, одетая сестрою милосердия, стояла подле кровати Наследника, недалеко от Нее стояли др. сестры милосердия и няни. Пред Иконою зажгли несколько тоненьких восковых свеч. Начался молебен. О, какое страшное, неожиданное горе постигло Царскую Семью! Получилось известие, что Государь, вызванный Императрицею в Царское Село и уже поспешно возвращавшийся из Ставки в родную семью, задержан на дороге, арестован и даже возможно, что отрекся от Престола.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=524...

1211. Страстный – Богородицы – Одигитрии – Новодевичий, женский, 3-го класса (с 1764 г.), в гор. Москве, у Тверских ворот, на бульваре. Основан в XVII ст. царем Алексеем Михаиловичем при церкви, построенной в 1641 г. по случаю принесения сюда из села Палец Нижегородской губ. чудотвор. иконы Одигитрии Божией Матери, называемой Страстной, празднество которой совершается в шестое воскресенье после пасхи. Самая икона около 1681 г. возвращена обратно в село Пальцы. Здесь находится честная глава Анастасии Узорешительницы. “Краткий истор. очерк Моск. Страстн. м-ря» напечатало в “Чтен. И. Общ. ист. и древн.», 1876 г., II, смесь, 61–67; “Ист. Росс. Иер.», VI, 331; Ратшин, 263; “Опис. монаст.», 1817 г., 106; Проценко, “М-ри в России», 50; “Ист. и топограф. опис. городов Москов. губ.», 1787 г., прибавл., 78; “Извл. из отч. Об.-Пр.», 1842 г., 96 (надел. лесом); 1850 г., 87 (сооруж. колокольни с 2 при ней корпусами для келий); 1855 г., 12 (освящ. церкви св. Алексия челов. Божия над св. вратами); “Нижегор. губ. в.», 1852 г., 44 (о принесении иконы Бож. М.); Строев, “Спис. иер. и настоят.», 220, 37; “Дополн. к Акт. истор.», V, 26 (Выходы патриар. 1666 г., стр. 116, принесение иконы Богород. Одигитрии); IX, 107 (Роспись жалованья 1677 г., стр. 331); Горчаков, “Монаст. Приказ», прилож. докум., 62, 15 (Промем. 1723 г. о колич. двор. в вотчин. и об оклад. госуд. сборов); “Чтения в И. Общ. ист.», 1858 г., IV, Отд. 2, 48 (Нашеств. франц. 1812 г. при игум. Тавифе); 1865 г., III, смесь, 10 (в 1731 г. дано старицам по 10 коп. на помин цар. Евдокии); “Дворцов. разряды», III, 305 (встреча мощей патр. Иова 1652 г.), 670 (встреча образа Богород. Бож. М. Одигитрии из Польши 1667 г. 16 октяб.), 1351 (посещ. цар. Алексеем Мих. в апр. 1675 г.), 1355 (посещ. цар. Натальею Кирил. 11 апр. 1675 г.), 1402 (сюда сослана в мае 1675 г. под начало к игум. Дарье жена Пушкина Настасья Петр.); Ивановъ, “Опис. госуд. архива стар. дел», 348 (в 1700 г. имел 130 двор. крест.); “Опис. докум. и дел архива св. Синода», I, 53 (указ 1720 г. о возобновл. выдачи м-рю хлебн. и денежн. жалованья), 55 (указ 1720 г. о назнач. жалованья и пособия для содерж. старицы Акулины Облеуховой, помещенной здесь за службу и раны ее мужа); II, ч. 1, 125 (прошение 1722 г. игуменьи Памфилии о возобновл. выдачи м-рю ружного жалованья), 231 (дальнейший ход этого прошения), 888 (вотчина м-ря в Вологод. уез.), прилож , XII, IV (письмо А. И. Макарова о назначении м-рю денежн. и хлебн. жалов.); III, прилож., XL (ведом. о расход. Монаст. Приказа; в 1722 г. 40 руб. на строение кровель м-ря); IV, 1724 г., 326 (дело о дьяке Кульбицком; в 1697 г. игум. Юлия); VIII, 255 (Дело о пострижении вдовы рейтара Домны Байковой), 372 (прошение 1728 г. вдовы иродиакона Ксении Яковлевой в м-ре; тогда здесь было монахинь 71 и вкладчиц белиц 55), 466 (прошение игумении Евпраксии Рыковой о пострижении в м-ре 58 белиц); “Древн. Росс. Вивлиоф.», 1789 г., XI, 295 (церкви м-ря).

http://azbyka.ru/otechnik/Spravochniki/o...

ист.», 1846 г., I, смесь, 9, 10; 1860 г., III, Отд. 1, 142 (в 1744 г. имел 1.945 душ. крест.); 1863 г., III, Отд. 1, 115 (в 1801–1804 г. м-рь уплатил 20.220 руб. на построение Ряаан. собора), IV, Отд. 1, 260 (опис. в церк. истор. отнош.); Иванов, “Опис. госуд. архива стар. дел», 347 (в 1700 г. имел 162 двор. крест.); “Опис. докум. и дел архива св. Син.», II, ч. 1, 83 (в 1722 г. имел в Москве, за Яуз. воротами, в Козмо-Дем. приходе, дерев. подворье), ч. 2, 440 (дело 1722 г. о неприличн. образах; архимандр. м-ря прислал в Синод резной образ св. Николая), 535 (прошение 1722 г. архим. Гедеона об отпуске его по обещанию в Никол. Чернеев м-рь); VII, 223 (дело 1727–30 г. по доносу монаха Ионы на архим. Гедеона); VIII, 303 (доношение архим. м-ря Гедеона и иеромон. Питирима), 465 (сюда отправлен под начал полковн. Лев Селиванов); “Опис. Москов. архива Мин. Юстиции», I, 2428 (межев. книга 1693 г. вотчинн. земли м-ря в полях между Перевицкой чернопосадской земли); “Журн. Мин. Вн. Дел», 1841 г., XL, 470 (древн. Рязан. епархии; в 1631 г. игум. Игнатий, в 1669 г. игум. Ферапонт); “Переписн. книги Москвы», 1739–45 г., V, 3 (опись пустыря Радонеж. Никол. м-ря, на котором было подворье, в Печатницк. ул., в приходе ц. Успения); “Матер. для ист. г. Рязани XVII и XVIII ст.», 46 (опись 1696 г. двора Радовицкого м-ря, внутри гор., подле девич. Явленского м-ря). 1014. Нилова – Столбенская, мужская пустынь, заштатная (с 1764 г.), Тверской губ., Осташковского у., в 8 вер. водою к сев. от Осташкова, на острове Столбенском озера Селигера и частью на полуострове Светлице (кладбище для мирян). Основана в 1528 г. преп. Нилом, пришедшим сюда из основанной им в 1515 г. Серемской пустыни и преставившимся в 1555 г. 7 декаб., в каковой день чтится его память. Мощи преподобного, обретенные в 1667 г., открыто почивают в Богоявленском соборе, построенном в 1825 г. Тут же находятся чудотвор. иконы: Владимирской Божией Матери, принесенная самим основателем пустыни, преп. Нила, писанная в 1595 г., Тихвинская, присланная сюда в 1670 г.

http://azbyka.ru/otechnik/Spravochniki/o...

2. Абалакский-Знаменский , мужской, 3-го класса, Тобольской губ. и округа, при селе Абалакском, в 26 вер. к вост. от Тобольска, на правом берегу р. Иртыша. Учрежден в 1785 г. преосвящ. Варлаамом I, по приказанию которого сюда был переведен мужской Богоявленский-Невьянский мон. из Пермской губ. и назван Знаменским в честь известной во всей Сибири чудотв. иконы Знамения Божией Матери Абалацкой. Икона эта писана в 1637 г. протодиаконом Софийского Тобольского собора по случаю явления Богоматери в селе Абалаке некоей благочестивой вдовице Марии, почитается всеми жителями края и ежегодно переносится в Тобольск 8 июля в воспоминание чудесного избавления в 1665 г. от беспрерывных дождей, угрожавших неурожаем и голодом. Сулоцкий, “Сказание об иконе Божией Матери, именуемой Абалакскою”, Москва, 1853 г.; Березин, “Абалацкий мон. и чудотвор. икона Знамения Б. М.”, Казань, изд. 1848 г.; “Ист. Росс. Иерар.”, III, 59; Ратшин, 522; “Опис. монаст.”, 1817 г., 1; Проценко, “М-ри в России”, 2; Спасский, “Сибир. Вестн.”, 1818 г. I, 117; Зверинский, “Список насел. мест Тобольский губ.”, CLXXXIII; “Тобольские губ. ведом.”, 1857 г., 12 (Икона Абалатской Знамения Бож. Мат.), 14 (Торжественное приношение в Тобольск Абалакской Бож. Мат. и сопровождение ее обратно); 1858 г., 43 (окрестн. Тобольска: Абалакский мон.); 1865 г., 43 (Абалак. Знамен. мон.); Зан. И. Р. “Геогр. Общ.”, 1861 г., I, Отд. II, 116 (копия с иконы в Знаменском соборе гор. Семипалатинска); “Извл. из отч. Об. Пр.”, 1843 г., 95 (надел. лесом); Строев, “Спис. иер. и настоят.”, 326; “Известия Археол. Общ.”, 1859 г., I, 356 (икона Знам. Бож. Мат.); 1863 г., IV, 422 (древние иконы в Тобол. епар.); 1868 г., VI, 96 (камен. церкви XVII ст.); “Временник Общ. ист. и древн.”, 1849 г. III, Спасский, “Список с чертежа Сибир. земли”, 11, примеч. 3 (об основ. м-ря и иконе); “Древн. Росс. Вивлиоф.”, 1774 г., VI, 239 (о явлении Бож. Матери и иконе в 1636 г. 25 июля); 1775 г., VII, 361 (в 1680 г. в селе Абалаки сгорели от молнии 2 церкви и колокольня).

http://azbyka.ru/otechnik/Spravochniki/o...

Какой праздник 21-го Ноября? 21-го Ноября празднуется Введение во храм Пресв. Богородицы родителями, по обету, для жизни там до совершеннолетия. (Ист.– там же) Какой и в память кого установлен праздник 6-го Декабря? 6-го Декабря праздник Святителя и Чудотвор. Николая. Установлен в память сего великого святителя. (Ист. – там же.) Какой праздник 25-го Декабря и сколько времени он продолжается? 25-го Декабря праздник Рождества Христова в городе Вифлееме в вертепе (в пещере, куда загоняли скот). Продолжается он три дня, почему и назван трехдневным праздником. (Ист.– Матф. 2, 1–12 ). Что служится в сей праздник после обедни? В сей праздник после обедни служится молебен в память избавления России от французов в 1812 году. Как называются все указанные праздники? Все указанные праздники – это все праздники, так называемые непереходящие, т.е. бывающие постоянно в одни и те же числа месяцев. Кроме непереходящих, какие праздники есть еще? Кроме непереходящих, есть еще праздники переходящие, т.е. бывающие ежегодно в разные числа месяцев. Какие переходящие праздники? Переходящие праздники, это: 1) Вход Господень в Иерусалим, иначе Вербное воскресенье, 2) Пасха или Светлое Христово воскресенье, 3) Вознесение Господне и 4)Пятидесятница, или Троицын день. Когда празднуется и в память чего установлен праздник Входа Господня в Иерусалим? Праздник Входа Господня в Иерусалим празднуется за 6 дней до Пасхи. Установлен в память бывшего за 6 дней до Пасхи торжественного входа Спасителя в Иерусалим. Праздник сей называется иначе Вербным воскресеньем потому, что за утреней в сей праздник стоят с вербою в руках, подобно тому, как некогда шествовавшего в Иерусалим И. Христа встречали с пальмовыми ветвями в руках Иудеи (Ист.– Иоан. 12, 1–18 ). Когда празднуется и в память чего установлен праздник Пасхи или Светлого Христова воскресения? Какие особенности имеет сей праздник? Светлое Христово воскресение, иначе Пасха, празднуется в разное время, в числа от 22-го Марта до 25-го апреля. Установлен сей праздник в память того, как Христос Спаситель распятый и умерший на кресте за наши грехи воскрес. (Ист. Матф. 28, 1 – 15 .) Праздник Пасхи или Светлого Христова воскресения – первый и главный у нас праздник, праздник праздников. Празднуется целую неделю, 7 дней, почему и называется семидневным праздником.

http://azbyka.ru/otechnik/Ivan_Buharev/o...

Умоли Господа Бога даровати в царствовании его крепкий и ненарушимый мир, благочиние, просвещение умов и сердец и земли плодоносне, пастырем святыню, законам правду и силу, военачальником мудрость и непобедимое мужество, градоначальником суд, воинству преданность вере, Царю и отечеству, и неодолимую храбрость, всем же православным христианам здравие и благочестие. Сохраняй обитель твою святую от всех наветов 114 вражиих, да словом и делом прославляется в ней всесвятое имя Отца и Сына и Святаго Духа ныне и присно и во веки веков. Аминь. (Из акаф. 1860 г.). 11-е число. Память свящ.-муч. Антипы Пергамского. Священномученик Антипа был учеником Иоанна Богослова и епископом Пергамской церкви в Малой Азии. Не смотря на то, что в его время страшно гнал христиан император Диоклетиан, св.. Антипа усердно обращал ко Христу язычников. Император велел бросить его в раскаленного медного быка, в идольском капище. Тело его не сгорало от огня и было погребено христианами. Св. Антипа обладал даром исцелять болезни, особенно зубную. Чудотвор., икона его с мощами находится в Москве в церкви его имени. Тропарь, гласа 4-й. Идольския лести упразднил еси, Антипо, и диавольскую поправше силу, пред богоборцы дерзновенно 115 Христа исповедал еси. Темже с Ангельскими чины в вышних водворяяся, Владыце всех словословие принося, и о нас молебное благодарение предлагавши, благодать цельбы даруя. Сего ради 116 тя чтим, священномучениче Антипо, моли Христа Бога, да спасет души наша. Молитва, О, преславный священномучениче Антипо и скорый помощниче христианом в болезнех! Верую от всея души и помышления, яко дадеся 117 тебе от Господа дар болящия врачевати и разслабленныя укрепляти. Сего ради 118 к тебе, яко благодатному врачу болезней, аз немощный прибегаю и твой досточтимый образ с благоговением лобызая, молюся: твоим предстательством у Царя небеснаго испроси мне болящему исцеление от удручающая мя зубныя болезни, аще бо и недостоин есмь тебе, благостнейшаго отца и приснаго заступника моего: но ты, быв подражатель человеколюбия Божия, сотвори мя достойна твоего заступления чрез мое обращение от злых дел к благому житию, уврачуй обильно дарованною тебе благодатию язвы и струпы души и тела моего, даруй ми здравие и спасение и во всем благое поспешение, да тако, тихое и безмолвное житие поживем во всяком благочестии и чистоте, сподоблюся со всеми святыми славити всесвятое имя Отца и Сына и Святаго Духа. Аминь. (Из акаф. 1897 г.). 12-е число. Св. Василий епископ Рязанский. Сначала он был епископом в Муроме. Здесь по наветам духа злобы, горожане восстали против него, и он, став на разложенную на воде реки свою мантию, удалился в Рязань. Рязанский князь Олег принял его и имел к нему особенное уважение. Его уважал и св. Алексий, митрополит московский. Скончался он в 1360 году.

http://azbyka.ru/otechnik/Ivan_Buharev/p...

588. Перекомский или Перекопский – Николаевский – Розважский , мужской, заштатный, Новгородской губернии и уезда, в 20 верстах от Новграда, близ р. Веренды, впадающей в 3 вер. ниже в оз. Ильмень. На настоящем месте он начал свою жизнь только в начале XVI ст., когда игумен Роман, ученик преп. Ефрема, перенес из Верендовского Николаевского (см. это сл.) камен. церковь св. Николая, построенную в 1407 г., дерев. Богоявления и мощи преп. Ефрема. Монастырь перестроен в 1806 г.; мощи преп. Ефрема покоятся в богатой раке; память преподобного чтится церковью 16 мая и 26 сент. В 1764 г. монастырь упразднен. В 1796 г. сюда переведены иноки Николаевского-Розважского м-ря и с этого времени к нему приписана часовня с Чудным крестом, что у Волховского моста в Новгороде. “Ист. Росс. Иерар.”, V, 466; Ратшин, “Полн. собр. ист. свед. о монаст.”, 386; Проценко, “М-ри в России”, 37; “Словарь ист. о свят. в России”, III; Неволин, “Пятины, в Зап. И. Р. Геогр. Общ.”, VIII, прилож. III, 71; Макарий, “Археол. опис. церков. древн.”, I, 639; Озерецковский, “От Спб. до Ст. Руссы”, 90; “Новгор. сборн.”, IV, Отд. 6, 62; “Новгор. губ. в.”, 1851 г., 47 (Указат. свят. и древн. Новгор.; Чудный крест в принадл. м-рю часовне близ моста в Новгороде); “Пут. по св. мест. Русск.”, II, 267; Павлов, “Ист. опис. святыни Новгор.”, 28; Вихров, “Новгор. святые места”, 47; Толстой, “Книга глагол. опис. о Росс. свят.”, 41, 127 (преп. Ефрем); Строев, “Спис. иер. и наст. м-рей”, 113, 61; Ключевский, “Жит. свят.”, 263, 463; Макарий, “Ист. Р. Ц.”, VII, 30, 448 (жит. преп. Ефрема); “Известия Археол. общ.”, 1861 г., II, 85 (о приписке часовни); “Временник Общ. ист.”, 1850 г., VI, 113 (писцов. кн. 1583 г.); 1856 г., XXIV, запись о ружн. церк. и м-р. 1577–89 г., 38 (руга игум. Никодиму и 18 старцам); “Чтения в И. Общ. ист.”, 1860 г., III, Отд. I, 150 (в 1744 г. имел 26 душ крест.); 1861 г., I, Отд. 3, 27 (Древ. церк. обряды в Новг.), II, Отд. 3, 30 (Обозр. древн. мон. рукоп. и книг); Бычков, “Опис. рукоп. И. П. Библ.”, I, 310, 1 (месяцеслов XVII ст.; память перенесения мощей преп. Ефрема 16 мая); “Русск. истор. библиот.”, IV, 853 (Палинодия 1621 г.; 16 мая память преп. Ефрема Перекопского м-ря Новгород., нового чудотвор.).

http://azbyka.ru/otechnik/Spravochniki/o...

Аза подняла лицо свое и плакала, а христианин глядел на нее, колени его незаметно согнулись, он поклонился ей в ноги и тихо промолвил: — Живая! живая!   Утешенье совершились — пришла новая жизнь в смущенную душу Азы. Христианин раскрыл ей в коротких словах ученье Христово и снова закончил похвалой ее сердцу, но Аза непременно хотела знать: есть ли люди, живущие по этому учению, во взаимной любви, при которой нет ни осуждения, ни зла, ни нищеты. — Они были, — отвечал христианин. — Отчего же не все таковы и теперь? — Это трудно, сестра. — В чем же тут трудность? — Слушай, как они жили. Христианин прочел ей на память места из Деяний: «У множества уверовавших в спасительность его учения было одно сердце и одна душа, — никто из имения своего ничего не называл своим, но все у них было общее, и все, что у них было, они разделяли по нужде каждого и каждый день собирались вместе и вместе принимали пищу в веселии и простоте сердца» (Деян. IV, 32). — Как это прекрасно! — воскликнула Аза. — Но как это трудно. «Так Иоссия, прозванный от апостолов Варнавою, что значит «сын утешения» — левит , родом из Кипра, у которого было свое поместье, — продал его и принес деньги к ногам апостолов» (37). После многих сумрачных дней лицо Азы осветилось отрадной улыбкой: Варнава отдал поместье, и назвали его: «сын утешения»… Аза выше подняла лицо и сказала: — Это нетрудно. — Так иди же отсюда, куда я тебя научу, и расскажи тем людям, к которым придешь, все, что ты мне рассказала. Чужеземец назвал ей место, где сходятся христиане Александрии, и кто их епископ. Аза, ни минуты не медля, встала и пошла по его указанию. — Мне знакомо лицо твое: ты очень похожа на блудницу, которая часто ходила на берегу Нила? — Я сама и есть та блудница, — отвечала Аза, — но я не хочу возвращаться туда, где ты мог меня видеть, — я хочу быть христианкой. — Это прекрасно, но ты должна прежде очистить себя постом и раскаянием. — Я все готова исполнить, что нужно. Ей сказали, как надо поститься, она пошла и долго постилась, питаясь тем, что ей давали из сострадания. Наконец она изнемогла и пришла снова с просьбой крестить ее и принять со всеми в общенье. Клирики сказали ей: ты должна принести при всех покаяние.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=691...

— Я не знаю, в чем твоя вера: это касается наших жрецов; но я верю, что грязь так же марает ногу гречанки, как и ногу всякой иной, и одинаково каждую жжет уголь каленый. Не смущай меня, грек; Ио покорила себе мое сердце — иди обними твою дочь и жену и приди ко мне завтра.   А когда незнакомец ушел, Аза тотчас же опять взяла свое покрывало и пошла к богатому ростовщику. Она заложила ему за высокую цену все свое имущество и взятое золото отдала на другой день незнакомцу. Через малое же время, когда прошел срок сделанного заклада, ростовщик пришел с закладною и взял за себя все имущество Азы, а она должна была оставить свой дом и виноградник и выйти в одном бедном носильном платье. Теперь у нее не было ни средств, ни приюта. Скоро увидели ее в этом положении прежние знакомые ее родителей и стали говорить ей: — Ты безумная девушка, Аза: смотри, до чего тебя довела твоя безрассудная доброта! Аза отвечала, что ее доброта не была безрассудна, потому что теперь она лишь одна потерпит несчастье, а без этого погибало целое семейство. Она рассказала им все о несчастье эллина. — Так ты вдвое безумна, если сделала это все для людей чужой веры! — Не порода и вера, а люди страдали, — ответила Аза. Услыхав такой ответ, знакомые почувствовали против Азы еще большее раздражение. — Ты хочешь блистать своей добротою к чужеверным пришельцам, ну так живи же, как знаешь, — и все предоставили ее судьбе, а судьба приготовила ей жестокое испытание.   Аза не могла избежать тяжких бедствий по причинам, которые крылись в ее воспитании: она совсем не была приготовлена к тому, чтобы добывать себе средства своими трудами. Она имела молодость, красоту и светлый, даже проницающий ум и возвышенную душу, но не была обучена никакому ремеслу. Прелестное, девственное тело ее было слабо для того, чтобы исполнять грубые работы, — береговые поденщицы ее отгоняли; она не могла носить ни корзин с плодами, ни кирпичи на постройки, и когда она хотела мыть белье на реке, то зола из сгоревшего нильского тростника разъедала ее нежные руки, а текучая вода производила на нее головокружение, так что она упала в воду, и ее, полуживую, без чувств, вытащили из Нила.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=691...

   001    002    003    004    005    006    007    008    009   010