Но в других случаях Базаров не дозволял себе говорить старичкам: «Куда с вашим искусством, с вашим знанием»; напротив жесткую правду он относил и к себе самому: «Куда нам до Либиха! сперва надо азбуке выучиться и потом уже взяться за книгу, а мы еще аза в глаза не видали». Такая сдержанность такой головы, в придирчивом к нему споре, сообщает Базарову в Тургеневском романе такое достоинство, в котором, на мой взгляд, много уступает ему антагонист, представляющий сторону «отцов». Сами «отцы» это чувствуют и откровенно наконец признаются, в лице Николая Петровича, в том, что точно,при всех их претензиях идти за веком, «песенка их спета» а, в лице Павла Петровича, в том, что не только пустое барство, но и высящееся над другими самоуважение и чувство аристократизма еще не составляют достоинства. Тургеневские «отцы», насколько их представляет в романе Павел Петрович, самый спор ведут уже, приметно, как люди «отставные», думая поразить своих противников такими ударами, которые для них уже получили значение ударов мечом картонным. И г. Тургенев, изображающий все это в живой действительности, вот как и прямо берет сторону этих «отцов» против таких «детей»: «Он (Павел Петрович) начинал чувствовать тайное раздражение. Его аристократическую натуру возмущала совершенная развязность Базарова. Этот лекарский сын не только не робел, он даже отвечал отрывисто и неохотно»... Мудрено ли, что и Базаровым овладевало нетерпение, зачем он связывался с такими спорщиками? Таким образом и в отношении к этим схваткам старого поколения с новым ясно, кажется, оказывается, что г. Тургенев пристрастен разве к новому в лице самого даже такого его представителя, каков Базаров, по крайней мере, уж никак не к старому. Взглянем поближе и на отношения Базарова к родным своим отцу и матери. Здесь уж, кажется, до наглядности явно пристрастие к последним г. Тургенева, и ненависть его к Базарову, дозволявшему себе злые, впрочем «часто тупые или бессмысленные, выходки» насмешки и над теми медицинскими средствами, которые сам же советовал отцу своему, и над самим отцом, который тотчас же пускал их в ход.

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksandr_Buha...

Бог непрестанно сходит в мир, но творя в нём Свою волю, свободу человека не нарушает. И в этом как раз корень драматизма , более того, трагизма самй истории, обусловленный незримо присутствующей в знаниях, которыми руководствуется человек в своих действиях, дихотомии добра и зла. В условиях свободы и то, и другое обладает равными возможностями, причём зло поначалу весьма часто оказывается целиком скрытым «благими намерениями». Всякий этап исторического развития определён результатом встречи Божественного Промысла с очередным проявлением «выбирающей воли» личности, облечённой властью, следовательно, выражающей согласно своему статусу волю общественную. Насколько совпадает их целеполагание, настолько и благоприятен результат встречи. Чем это может обернуться для целого народа с врождённым стремлением к самосохранению, в том случае, если воля его усыплена, либо подавлена самомнением убежденного в своей непогрешимости правителя, руководимого ложным целеполаганием? Их общая судьба выражена словами Христа: «Если слепой ведёт слепого, то оба упадут в яму» (Мф.15,14). Естественно, сама тайна Божественного Промысла для человека неисповедима, но не может ли она ему сообщаться, являться - открываться , оставаясь при этом тайной для его разума? II Утвердительный ответ на этот вопрос мы находим у Лосева, причем, он неукоснительно руководствуется им в своих фундаментальных работах, демонстрируя ясное понимание единой сущности исторического процесса на конкретных этапах, будь то тысячелетняя эпоха античности или христианское Средневековье, европейское Возрождение или капиталистический Запад. Следует, однако, учесть, что многолетняя творческая деятельность опального мыслителя осуществлялась в условиях, когда малейшее подозрение идеологической цензуры в причастности его к откровениям христианского благовестия было смерти подобно. Весь трагизм этой беспримерной жизни выражен в доверительном признании восьмидесятилетнего философа: «Моя церковь внутрь ушла. Я своё дело сделал, делайте своё дело, кто помоложе. Я вынес весь сталинизм, с первой секунды до последней на своих плечах И у меня не отчаяние, а - отшельничество... Как Серафим Саровский, который несколько лет не ходил в Сейчас можно понять глубочайший смысл упоминания старого профессора о своём отшельничестве: наедине с Богом он - монах, во всём усматривающий Его волю. Впрочем, как вспоминает в своей книге о Лосеве Аза Алибековна Тахо-Годи, он и во время учёного заседания способен был погрузиться в священнобезмолвие умной Иисусовой молитвы, обучившись ей в давние времена у афонских монахов, осенить себя незаметно для собеседников мелким крестом под пиджаком против сердца.

http://ruskline.ru/analitika/2011/03/28/...

Аглаий , ( светлый, греч.) из 40 мучч. севастийских, 9 марта. Агния (непорочная, греч.) дева, мученица римская, 21 янв. Агн (агнец, лат.) из 26 мучч. готфских, 26 марта. Агрипина , мученица римская, 23 июня. Агриппа (дикая конница, греч.), 18 февр. Адам (красный, муж, евр.) преп., из числа избиенных в Синае и Раифе, 14 янв. Адриан , (из Адрии, италийского города, или на адриатическом море живущий), муч. коринфский, 17 апр. Адриан , муч. никомидийский, 26 авг. Адриан и Еввул мучч., постр. в Кесарии палест., 3 февр. Аетий (орел, греч.), из 40 мучч. севастийских, 9 марта. Аетий , из 42 мучч. амморейских, 6 марта. Аза , муч. исаврийский, 9 ноября. Азадан диакон, муч. персидский, 10 апр. Азария (помощь Божия, евр.) пророк, 3 февр. Азария , из трех отроков, 17 дек. Азат скопец, муч. персидский, 17 апр. Азат скопец, муч. персидский, 20 ноября. Аифала , муч. арвильский, 11 дек. Аифал диакон, муч. персидский, 1 сент. и 3 нояб. Акакий , (незлобивый, греч.) муч. птолемандский, 4 марта. Акакий сотник, муч. византийский, 7 мая. Акакий , из 40 мучч. севастийских, 9 марта. Акакий , муч. милитский (в Карии), 28 июля. Акакий , пресв. прусский, 19 мая. Акакий преп., еп. мелитинский, 17 апр. и 15 сент. Акакий , преп. синайский 7 июля и 29 ноября. Акепсим еп., муч. персидский, 3 ноября. Акепсим , преп. сирийский, 3 ноября. Акепсий , муч. арвильский, 11 дек. Акила (орел лат.), или Аквила , ап. из 70, 14 июля. Акила , муч. трапезундский, 21 янв. Акилина (орлиная, лат.), мученица вивлийская, 13 июня. Акилина , мученица синопская, 7 апр. Акиндин (безопасный, греч.), муч. никомидийский, 18 апр. Акиндин , муч. фракийский, 22 авг. Акиндин , муч. персидский, 2 ноября. Акутион и Акутий (острый, острее, лат.), муч. путеольский, 21 апр. Алвиан или Олвиан (богатый, греч.), еп. анфйский, 4 мая. Алевтина (Валентина) египтяныня, мученица кесарийская, 16 июля. Александра (мужественная, отгоняющая, греч.), царица, 23 апр. Александра из 7 дев, мучениц анкирских, 18 мая. Александра , муч. амисская, 20 марта.

http://azbyka.ru/otechnik/Sergij_Spasski...

124 Счисление раскольников. Русский Вестник, том 73, 1868 г., февраль, стр. 416, 417. Таким ведением полицейских ведомостей и объясняется, очевидно, отчасти уменьшение общего числа раскольников за 1837–50 годы, достигшее до невероятной цифры. За 1837 г. всех раскольников показано 1.003.816, аза 1850 их показано только 749.951 (у Варадинова, кн. VIII, стр. 375, 576). 137 В положительном смысле за означенное количество раскольников высказываются И. П. Липранди (Сбор. Кельсиева, II, 146), Кельсиев (Сборн. I, в предисловии стр. XXX), П. И. Мельников (Русский Вестник, том 73, 1868 г., февраль, стр 441). князь Орлов (Русская Старина 1881 г., май, стр. 95) и некот. другие. Отрицательно относятся к нему, напр., проф. Н. И. Ивановск ий (О численности раскольников в Православном Собеседнике 1867 г., II, стр. 258), проф. Η. И. Субботин (О сущности и происхождении раскола в России. Спб. 1892. стр. 8–9), о. Павел Прусский (Братское Слово, 1876, стр. 199–213), настоятель Гуслицкого единоверческого монастыря о. Парфений (Душеполезное чтение. 1864 – июль и 1866 – ноябрь). 156 Это, по словам проф. Н. И. Ивановск ого , сознавали и сами исследователи, чем и объясняется появление в их отчетах отдельной графы, куда вносились ими не раскольники в строгом смысле, а только зараженные духом раскола или «колеблющиеся». Брянчанинов и Арнольди в своем отчете о числе раскольников в костромской губернии показали в этой графе 57.500; это – цифра, превышающая цифру действительных раскольников в этой губернии на 48.072 чел. (Сбор. Кельсиева, вып. IV, стр. 324). Синицын число «колеблющиеся» показал в ярославской губернии в 175.500, следовательно больше, чем на половину в сравнении с общим итогом, который простирается до 300.000. По замечанию Синицына, «они изредка, чрез 3, 4 и 5 лет причащаются св. таин и составляют только «запас для раскола тайного или явного» (Там же, стр. 64, 95). Православный Собеседник., 1867 г., II, стр. 290. 175 Собран. постан. по ч. раск. по вед. Св. Синода, II, стр. 526–529; – по вед. м. вн. д., стр. 469.

http://azbyka.ru/otechnik/sekty/gosudars...

Что истинно объясняю, таковые обиды и от турок я не видал, живущи в Иерусалиме. Се моя жизнь и спасение – трудиться на едином месте для Гроба Господня, где хочу и мою жизнь положить, а не в другом монастыре; а оставить меня на моем Иерусалимском подворье по болезни моей по-прежнему, аза напрасно претерпевающему по ложным доносам, каковых испросить, честного ли они поведения, и не по зависти ли таковые клеветы и обиду со мной учинили, и представить по-прежнему производить мне служение; означенные же выше и деньги, принадлежащие Гробу Господню, по выздоровлении своем должен представить во Иерусалим, и разделю оную нищим святым, живущим во Иерусалиме; а ныне хотят разорить и упразднить императорский дар и жертву, которая подарована Богу; первый дар в Бессарабии ныне называется город Кишинев, которая была сила Гроба Господня, и с прочими местами и землею, которая приносила доходу во Иерусалим до миллиона, и подарена России, государю императору Патриархом нашим Поликарпом, дабы и Россия сторицею воздала, да и должна за таковой богатый дар возблагодарить во Святой Град Иерусалим. Но сие удивления достойно, что наше подворье никакого важного доходу не имеет, но и то от зависти хотят и стараются его разорить, дабы не было доходу Иерусалиму – на что и ожидаю милостивейшей резолюции, всемилостивейший государь! Прошу Вашего Императорского Величества о сем моем прошении решение учинить. К сему прошению Иерусалимского подворья архимандрит руку приложил. Материалы к истории Иерусалимской Патриархии. С. 208–212. 25. Определение Св. Синода С.-Петербург 23 мая 1823 г. Копия 1823 года мая 23 дня по указу Его Императорского Величества Святейший Правительствующий Синод слушали показание, взятое от отлучившегося из Москвы самовольно Иерусалимского там подворья архимандрита Арсения, в коем изъяснил, что он, быв в разных местах, прибыл в С.-Петербург для испрошения милостыни в нанесенных ему оскорблениях, отъятием собственности его и церкви Гроба Господня принадлежащих вещей и о возвращении оных с тем, что, ежели благоугодно будет оставить во управлении его подворье, то он готов принять на себя сие, а иначе просит уволить его во Иерусалим.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Lisovo...

Станем же, чадо мое, станем добре на страже нашей и чаще будем помнить Бога и прославлять Его, во псалмех, и пениих, и песпех духовных воспевающе и поюще ( Ефес. 5:19 ) Ему торжественно аллилуйя. Лизе своей передашь, что без воздержания в пище трудно ей будет воспитать в себе дух молитвенный, обуздать язык свой и даже стяжать источник сокрушения: пусть же подвизается поусерднее. Доброе начало, как первая прочная окраска материи, надолго соблюдет ее душу от омрачения, и не скоро изменит она цвет добродетели своей. От кофе воздержалась бы, как вредного для нее и усиливающего в ней движение чувственности. О трудностях, на пути спасения предлежащих, много не думала бы, а лучше бы спешила в тяжелые минуты искушения и во время уныния с мольбою о помощи ко Господу. Много, как видится, развлечено ее внимание; поэтому немудрено, если она, подобно человеку, взирающему в одно и тоже время и на небо, и на землю, ничего не заметит ни там, ни здесь: от одного берега отстанет, да не пристанет и к другому. Не кручинилась бы много о молитве, не вполне самособранной; такая молитва – удел ангелов и подвижников ангелоподобных; а нам с нею нужно начать с аза : следить сначала за чтением речи молитвенной, или содержания, вникать в ее смысл и отражать вниманием набегающие помыслы; скверные мысли отражать с терпением и раз, и два, и десять, в случае упорства, и отражать всего чаще именем Господа, с всецелою преданностью вволю Божию. За усилие ослабить движение гнева и порывы прочих страстей в душе вполне заслуживает похвалы. Не смущалась бы недостатком энергии и усердия к молитве и без смущения бы нудила себя и натягивала бы, как пловцы канат и ветрила свои. Настанет час воли Божией, и поспешит благодать; тогда ей будет легче: душа, как птенец оперенный, воспарит тогда к небу быстро и легко. Христос с тобою, чадо. 15 июля, 1854 г. Дивны дела Божии и чуден Советник и Помощник Господь наш во всех благих начинаниях наших. Как одному из Апостолов в предотвращение гордости попустил Он некогда быть искушаемым от ангела сатанина ( 2Кор. 12:7 ), так и теперь труженикам и поборникам добра дает нередко уразуметь, что сила Божия в немощи совершается (– ст.9).

http://azbyka.ru/otechnik/Gerasim_Dobros...

Мы не удивились бы нимало, если бы доказано было, теперь только вероятное, тождество таинственного сокровища, вечно искомого Финнами и вечно скрывающегося от поисков, Сампо или Самбо, с сокровищем духовной жизни Индостана Сваям-бгу, с которым Брахман вечно старается соединиться. Догадки этимологические, как и все другие, отдельно ничего не значат: они получают смысл свой от сличения всех данных, как словесных, так и фактических. Мы видели, что высшие касты Индии, слово Санскритское и святыня духовного брахманства, т. е. всё лучшее и благороднейшее, принадлежит Ирану. Местного, туземного, кроме смещения племён и синкретизма религиозного, нет ничего в Индостане. Влияние его на за-Индские страны было ничтожно, а влияние за-Индских народов на него весьма велико: это доказано частыми завоеваниями, о которых поэзия сохранила ясное воспоминание. Вишну не принадлежит раннему Иранскому развитию Индостана: это видно из Вед, едва упоминающих имя его. Итак, позволительно искать его начала вне Индии, и тогда все вероятности соединятся в пользу Славян. Их долгое общение с Индостаном или Индостанской семьёй, доказанное из сличения языков, их соседство с Индостаном, доказанное именем Афганистана (от Аза или Алеф-Ван) и именем гор Виндгия (от Венд), имя Вишну и его разумная этимология, его водный характер, приличный богу мореплавателей Вендов, соединение с ним небесной голубицы (Лакшми), напоминающей и Диану Вендо-Эллийскую, и Фриггу Скандинавскую, и Венеру Вендо-Италийскую, и Семирамиду Бактро-Ассирийскую, в честь которой до сих пор празднуется в день Преображения Господня голубиный праздник на берегах озера Ванского (Вендского), – всё доказывает Вендское происхождение младшего божества в Тримурти. Заметим, что одно обстоятельство может быть приведено против славянства богини Фригги-Венеры; это отсутствие имени богини в Несторовом рассказе об идолах. Во-первых, рассказ Нестора о том, что было в XI веке после Р.Х. не доказывает ничего против фактов, бывших гораздо прежде Р.Х.; во-вторых, его свидетельство (бесспорно, важное вообще) ничтожно, когда оно опровергается другими свидетельствами, взятыми из быта и языка Славянского: и из быта и языков всех других народов; в-третьих; песни сохранили имена богине, и, следовательно, никакое свидетельство не может заставить сомневаться в их существовании; в-четвёртых, отсутствие храмов и надписей в честь Славянских богинь, там, где было много храмов, как в Балтийском поморье, и много надписей, как в Иллирии (в честь Берона, Белина, Харта, Ладовия и др.), может привести к тому заключению, что поклонение общественное принадлежало богам, а домовое богиням, и, следовательно, объяснит молчание Нестора; наконец, самое молчание Нестора не доказано.

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksej_Homyak...

Белокуров С.А. , историк – 466 Бернини Л., архитектор – 603 Богданов А.П., историк – 466 Болотов Дмитрий, собиратель древних рукописей – 489 Большаков Т.Ф., собиратель древних рукописей – 489, 497 Бон-Фрязин, итальянский архитектор – 581 Борис, калужский поп – 405 Борис Годунов, русский царь – 581 Браманте Д., итальянский архитектор – 603 Булавин Кондратий, донской казак, предводитель восстания – 618 Булгаков Иван, судья – 375 Булгаков М.А., писатель – 395 Бутурлин А.Б., генерал-аншеф, сенатор, владелец рукописи – 492 Бычков А.Ф., историк и археограф – 483, 491, 494 Бычков В.В., искусствовед – 456 Бычков И.А., библиотекарь – 491, 500, 516 В аза, королевская династия в Швеции и Польше – 572 Варвара, киевская княгиня – 569 Варвара, св. мученица – 139, 255, 569 Варлаам Леницкий, писатель-путешественник – 485, 594 Варлаам Ясинский, киевский митрополит – 410, 568 Варсонофий, писатель-паломник – 435 Варсонофий, священноинок – 385 Варух, ученик пророка Иеремии, библ. – 106, 223, 224, 348, 501, 614 Василий (см. Кичибей) Василий, «гость», писатель-путешественник – 503, 506 Василий, московский купец (см. Пути-мец В.Н.) Василий Великий , церковный проповедник, св. – 496 Василий Македонский, византийский император-581 Василий III, великий князь Московский – 563, 571, 609 Васильев Иван, крестьянин – 385 Васильев Иван, священник – 391 Вахромеев Гурий, архитектор – 621 Велешанин, исследователь – 623 Венгеров C.A., историк литературы – 625 Венедик Савва, грек – 61, 177, 303 Виноградов В. В., историк языка – 472, 479 Виньола Д., итальянский архитектор – 603 Вирсавия, жена царя Давида, библ. – 105, 222, 347, 606, 612, 613 Вишневецкий Иеремия, князь, украинский и польский магнат – 574 Владимир I, киевский князь, св. – 573 Власий, священноинок – 385 Власов И.В., археограф – 490 Воронцова A.B., историк литературы – 626 Востоков А.Х., собиратель и исследователь древних рукописей – 483 Вургафт С.Т., историк – 626 Вышатин М.И., вязниковский подьячий, выговский старообрядец – 409 Вязмитин Родион (Иродион), посадский человек – 11, 132, 248, 423, 524, 534

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

С порученным ему предметом он был, как видно, очень мало знаком; но нам приятно было слышать его живую, весёлую болтовню; у нас вовсе почти не было наставников с живым, свободным словом. Наш молодой наставник, вместо серьёзного преподавания предмета, занимал нас забавными анекдотами. Он рассказывал, например, нам, что он видел в Ревельской лютеранской кирке картину, на которой изображено путешествие Иакова в Месопотамию: Иаков представлен сидящим в коляске, запряжённой парой лошадей цугом. Единственным памятником преподавания Церковной истории г. Недешевым сохранились у меня на двух или трёх листах записки об отделении Западной церкви от Восточной. —147— 1839 г. Что касается до еврейского языка, который суждено было преподавать г. Недешеву, то он не знал по этому предмету, как говорится, ни аза в глаза. Мы, по крайней мере, научились уже у прежнего профессора читать и писать по-еврейски, и даже умели делать разбор грамматический, знали довольно твёрдо формы глаголов: он читать даже не умел. Бывало, придёт к нам в класс с немецкой Библией , и когда кто-нибудь из нас, прочитавши по еврейской Библии какой-нибудь стих, начинает повторять готовый уже перевод протоиерея Павского, он не обинуясь говорил иногда: „что это, господа, по немецки-то не так нужно перевесть“. Диковинные дела творились в наши блаженные времена!.. Но г. Недешев, не разумея еврейского языка, владел немецким так же свободно, как и русским: поскольку родился и воспитался среди немцев, в Ревеле, где отец его был сначала на службе. Не долго, однако ж, оставался у нас этот милый учитель-полу-немец; он мелькнул пред нашими глазами, как метеор: через месяц или два его уже не стало: он улетел назад, в северную столицу, не помню, на какую должность. Его место занял у нас товарищ его по академии и также кандидат Александр Афанасьевич Кохомский – сын архиерейского ризничего во Владимире, о. Афанасия, который много лет занимал эту должность, не состоя ни при какой городской церкви: за ним числилось священническое место при церкви села Лежнева, о котором у меня была выше речь.

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

– Не хочешь говорить, не надо; скажешь, когда захочешь. Обвинял себя во всем: «Если б я любил ее больше, этого бы не было!» Был несправедлив к себе: всех дочерей любил, а Маки больше всех. Думал, что знает царица, от кого дочь беременна; но не знала и она. Может быть, только царевнина няня, старушка Аза, кое-что подозревала, но скорее дала бы себе вырвать язык, чем сказала бы. Странные слухи ходили по городу: будто бы царевну обольстил бродяга, беглый раб, а может быть, и сам Изеркер, Изка Пархатый; это ему и не так трудно было сделать, потому что за царскими дочерьми надзор был плохой: видели, как царевна Макитатона выходила ночью одна в пустыню через потайную дверь в садовой стене Мару-Атону. И прибавляли не без злорадства, что Пархатые очень довольны: от царевны-де родится ихний царь, Мессия. Однажды принесли во дворец карлика Иагу, избитого до полусмерти. Он подрался с толпою уличных оборванцев, глазевших на непристойный рисунок, сделанный углем на стене: шесть царевен стояли в ряд, а внизу была надпись: Нас, маленьких, шесть, Сами мы – крошки, А большущие головы — Словно гири из олова Или тыквы на грядках. Подгибаются ножки, Шатаемся на пятках: Трудно нам головы несть. Тыквоголовых нас шесть. Рядом был другой рисунок: царевна Макитатона с огромным животом, и надпись: Вот она, царевна-шлюха. Нагуляла себе брюхо; За царевной едут сваты, А жених ее – Пархатый. Царь позволил Маки жить уединенно в женском тереме Мару-Атону, ожидая родов. Здесь проводила она целые дни в совершенно темной, точно подземной, горнице с закрытыми ставнями и занавешенными окнами: страдала болезнью, находившей на нее и раньше, припадками, – светобоязнью. Свет дневной резал, как ножами, не только глаза ее, но и все тело; если луч солнца проникал в щелку, стонала, кричала, как от нестерпимой боли. Старшая царевна Меритатона – Рита, супруга Заакеры, была неразлучна с Маки. Сестры-погодки – одной было пятнадцать, другой четырнадцать – нежно любили друг друга, хотя были несхожи, как день и ночь. Маки уступила Рите жениха своего, Заакеру, страстно любившего ее и любимого ею: дала обет девства богу Аттису. В горной пустыне, неподалеку от Мару-Атону, находилась часовня бога. По ночам слышались оттуда завыванья радевших скопцов, подобные вою шакалов.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=189...

   001    002    003    004    005   006     007    008    009    010