Протоиерей Олег Тэор много делает для увековечивания памяти воинов псковского гарнизона. Издательский отдел храма с помощью компьютерной графики воссоздал портреты героев Псковской воздушно-десантной дивизии, легендарной 6-й роты, а также десантников со всей России с 1994 года, погибших в Чечне. В память о них изданы сборник стихов и книги. В храме формируется архив – документы, фотографии солдат и офицеров. Их приносят не только родственники и друзья погибших, но осуществляется и целенаправленный поиск. Издан Синодик. Ежедневно поминаются имена убиенных воинов и всех псковских десантников, ныне несущих службу в Чеченской республике. Каждый четверг в храме служится молебен о мире в Сербии и Чечне. С 2007 года сотрудники храма каждый год с середины февраля до середины марта проводят «Дни памяти и скорби», тогда организуются выставка книг и фотографий, личных вещей погибших, проводятся экскурсий для детей, школьников, студентов, курсантов и всех тех, кто чтит память павших. Ежегодно 11 сентября, в день усекновения главы Иоанна Предтечи, Русской Церковью совершается поминовение православных воинов, за веру и Отечество на поле брани убиенных. В этот день отец Олег посещает воинские захоронения, служит литии, встречается с ветеранами и воинами. На псковской земле молитвенно сохраняется память о трагических событиях отречения царя Николая II от престола и явления иконы Божией Матери «Державная» в селе Коломенское. Ежегодно в этот день от воинского храма Александра Невского идет крестный ход к часовне в честь иконы Божией Матери «Державная». Часовня построена в 1996 году и посвящена памяти воинов, погибших во второй половины ХХ века. В самом храме Александра Невского 1 марта 2001 года, в годовщину гибели 6-й роты псковского гарнизона, установлены памятные доски с именами павших. Там же в память всех погибших за Отечество воинов всех времен горит неугасимая лампада на панихидном столе. К Пасхе издательский отдел храма обязательно печатает поздравления родственникам погибших воинов, на которых стоят две подписи: командира Псковской десантной дивизии и настоятеля храма святого Александра Невского. Это слова любви и соучастия: «Помните, что Русская Православная Церковь – с вами, с вашими семьями, родными и близкими. Она молится и будет молиться о дорогом для вас человеке, погибшем за Отечество, о вас, надеясь на помощь Божию…».

http://pravoslavie.ru/28564.html

Филарет Московский); – служение православных воинов должно быть подобно служению Ангелов – воинов Небесных: воинам подобает «стоять в истине и правде и смело разить врагов веры, престола и Отечества» (свт. Иннокентий Херсонский); – христианское самопожертвование воина «не ради земных выгод», а ради спасения ближних и Отечества как их совокупности, подобна жертве Христа за род человеческий (свт. Иннокентий Херсонский); – православные воины, павшие на поле брани, подобны христианским мученикам, проливавшим свою кровь за веру Христову (свтт. Филарет Московский, Игнатий (Брянчанинов) и Феофан Затворник, прп. Макарий Оптинский); – кровь погибших воинов, пролитая ими в сражениях за Отечество, искупает их грехи пред Богом (т.е. вменяется в покаяние) и сподобляет милосердия Божия, т.е. спасения души (свт. Иннокентий Херсонский); – служение милосердия (медицинская помощь, уход, духовная поддержка), оказываемая раненым воинам, подобна служению древних христиан мученикам в их страданиях за Христа, ибо «рана верного воина... будет сиять в вечности» (свт. Филарет Московский); – раны умерших воинов будут свидетельством их подвига верности Богу и земному Отечеству, а сами они у престола Божия будут ходатайствовать о своих благодетелях, пребывающих на земле (свт. Филарет Московский). Надо отметить, что некоторые из рассмотренных святых распространяют достоинство мученичества (с пролитием крови и бескровного, т.е. святости вообще) практически на все проявления достойного христианского поведения при любых тесных обстоятельствах (свт. Феофан Затворник), а другие, напротив, не применяют термин «мученик» или «святой» даже к погибшим воинам, хотя уподобляют их самопожертвование жертве Христовой (свт. Иннокентий Херсонский). И опять, одни авторы категорично утверждают мученическое достоинство (святость и спасение души) всех павших воинов (свт. Феофан Затворник, Игнатий (Брянчанинов)); другие осторожно говорят, что «многие» из них (т.е. не все) получат «оставление грехов» (т.е. спасутся) или получат венцы славы (т.е.

http://pravoslavie.ru/155309.html

2 Макк. 12:45 Ныне воспоминается усекновение главы Иоанна Крестителя и совершается поминовение православных воинов, на брани убиенных. Это нынешнее поминовение учреждено потому, что «сей день в рассуждении пострадавшего за истину Предтечи Господня есть приличный, дабы в оный всеобщую Богу молитву принести и о подобно пострадавших и положивших живот свой за веру и отечество» 6 . Какое же мы имеем уверение, что молитва церковная за убиенных воинов, ныне и присно приносимая, им полезна? Во дни Маккавеев, когда народ иудейский сражался с иноплеменными врагами за свободу своей веры и отчизны, после одной успешной битвы победители стали собирать тела падших, чтобы похоронить их в гробницах отеческих. К удивлению, под одеждою этих правоверных воинов, нашлись идолослужебные вещи, которыми они как добычею хотели воспользоваться, но которые брать себе закон евреям запрещал ( Втор. 7:25 ). Все обратились к молитве о прощении умершим сего преступления; а военачальник, Иуда Маккавей, собрал до двух тысяч драхм серебра и послал в Иерусалим, чтобы за грех принесена была там жертва. Случай этот ясно показывает, что молиться за убиенных на брани воинов есть дело достохвальное и для них полезное. Аще бо падшим востати не чаял бы , пишется об Иуде, излишно было бы и всуе о мертвых молитися . Но он, как замечено далее, имел еще святую и глубокую мысль; он помышлял, что «скончавшимся во благочестии уготована превосходная награда; посему принес за умерших умилостивительную жертву, да разрешатся от греха». Верование древнее и истинное, что за дела благочестия ожидает награда на небесах; а смерть за веру и отечество также издревле и справедливо почиталась высоким подвигом благочестия. Так смотрел и Маккавей на заслугу своих воинов, убитых в сражении. Поскольку же они омрачили свой подвиг тем, что взяли вещи, которые посвящены были идолам, то доблестный их военачальник употребил внушенные ему верою средства, чтоб их грех не воспрепятствовал их вечному мздовоздаянию. Как велик подвиг православных воинов, полагающих душу за свое отечество, это изъясняется и учением Спасителя.

http://azbyka.ru/otechnik/Sergij_Lyapide...

Не правда ли странная аргументация, если учесть, что Предтеча Господень никакого отношения к воинскому званию не имел, разве только то, что обличал воинов ( Лк. 3, 24 ). Сам он не брал меча в руки. Пострадал он за веру, конечно, но не в том смысле, как это разумеется, когда говорят о воинах, “за веру жизнь свою положивших”, и во всяком случае он пострадал не за отечество. И если уже искать подобия для воинов, то скорее у святых воинов же, в особенности на брани убиенных. Но дело даже не в этом, а в том, что данное поминовение идет в разрез со всей уставною системой поминовения и с Уставом на данный день. Дело в том, что это было назначено на такой исключительный день в году, каких очень немного, когда устранены все заупокойные моления со всех служб, даже с полунощницы. Несмотря на это, такое поминовение совершалось, как печальный свидетель начавшегося с XVIII века игнорирования уставов и церковных традиций, в угоду сильных мира сего. Слава Богу, сейчас этот обычай уже не соблюдается. Вместо него введен день трезвости, когда рекомендовано Св. Синодом РПЦ совершать молебное пение о страждущих недугом винопития. Самое печальное, что творить заупокойное моление в великий праздник не было особой нужды т.к. у нас уже был установлен еще в XIV в. особый день для поминовения воинов, первоначально совершавшийся за убиенных на Куликовом поле, а затем к ним стали присоединять поминовение вообще всех воинов, во все периоды отечественной истории мужественно подвизавшихся и жизнь свою за веру и Отечество положивших. Причем, для этого был избран не день битвы, 8 сентября, потому что в этот день не может быть поминовения усопших из-за двунадесятого праздника (Рождества Богородицы). А кроме того, поминовение приличнее всего приурочивать к субботе. При этом, обратите внимание, избрали не субботу перед праздником, ибо эта суббота в некоторые годы может совпадать с праздником Индикта или предпразднством Рождества Богородицы, а отнесли этот день на субботу пред днем св. великомуч. Димитрия Солунского (26 окт.), которого русские считали своим особым покровителем и помощи которого, в частности, приписывали свою победу над Мамаем.

http://azbyka.ru/video/36-pominanie-usop...

Разделы портала «Азбука веры» ( 1  голос:  5.0 из  5) Предыдущий Следующий 36. Поминание усопших воинов Приветствую все домашние церкви, которые сейчас с нами на связи, словами Христос Воскресе! Мы продолжаем закомиться с разными аспектами церковно-богослужебной жизни. Завтра мы будем праздновать день Победы! Праздник этот не церковный, однако… Определением Архиерейского собора РПЦ 1994 года установлено совершать в день победы (26апреля/9 мая) особое ежегодное поминовение усопших воинов, за веру, отечество и народ жизнь свою положивших, и всех страдальчески погибших в годы ВОВ. Вообще Православная Церковь (во всяком случае русская) считает своим особым долгом молиться за православных воинов и военачальников, отдавших жизнь за православную веру и Отечество. Для этой цели у нас был даже составлен особый чин поминовения о православных воинах и о всех за веру и отечество на брани убиенных. Чин этот — обычная панихида. Но в тексте ектенийных прошений и возгласов «имярек» заменено общей формулой; канон же взят из последования на исход души и прекрасно приспособлен к данному случаю, например: «Слово ми подаждь молитися, Милосерде, о подвизавшихся за веру и Отечество мужественно» (песнь 1, троп. 1); «Услыши, Троице Святая… гласы молебные, приносимые Тебе в Церкви о пострадавших в воинстве за Церковь Твою Святую» (п. 4, тр. 3); «Молебницу Тя о пострадавших за Церковь Сына Твоего и свое Отечество предлагаем» (п. 9, тр. 4). Правда, этот чин был составлен для совершения поминания православных воинов на 29 августа (11 сентября), в день Усекновения главы Иоанна Предтечи. Данное поминовение было установлено в 1769 году в период войны с Турцией и Польшей, по распоряжению императрицы Екатерины II. “Сей день, — говорилось в печатавшемся „Чине поминовения о православных воинах”,— в рассуждении пострадавшего за истину Предтечи Господня, есть приличнейший ко оной всеобщей Богу молитве и о подобноположивших живот свой за веру и отечество… Кроме того, говорилось, что Предтеча Господень пострадал за истину как добрый воин небесного отечества; его предстательству поручает Святая Церковь и своих чад-воинов, которые подвизались за истину и добро и жизнь свою положили за свое Отечество.

http://azbyka.ru/video/36-pominanie-usop...

Поминовение усопших после Пасхи совершается верующими с древних времен, как можно заключать из слов св. Амвросия Медиоланского и св. Иоанна Златоустог о. «Достойно и праведно есть, братия, говорит св. Амвросий, после торжества Пасхи, которое мы праздновали, разделить радость нашу со св. мучениками, и им, как участникам страданий Господа, возвестить славу воскресения Господня». Слова Амвросия хотя относятся к памяти св. мучеников, но они могут быть приведены в доказательство и древности нашего православного обыкновения совершать память усопших после Пасхи в понедельник или вторник Фоминой недели. Ибо начало торжественного поминовения усопших в вере положено в новозаветной Церкви благочестивым обыкновением творить память мучеников, среди коих погребали древле и прочих умерших 769 . Древле христиане ходили на гробы св. мучеников и других умерших так же, как и ныне православные христиане стекаются на кладбища усопших своих 770 . Святой же Иоанн Златоуст на поминовение умерших, совершаемое ныне Православною Церковью во вторник Фоминой недели, весьма ясно указует в беседе своей о названии кладбища и о кресте. «Для чего отцы наши, вопрошает святитель, оставив молитвенные домы в городах, установили сегодня собираться нам вне города и на сем именно месте? поскольку, отвечает Златоуст, сегодня Иисус Христос сошел к мертвым, потому здесь и собираемся мы, – потому и самое место сие названо кладбищем». Дни поминовения православных воинов, за веру и отечество во брани живот свой положивших. Церковь совершает поминовение воинов, за веру и отечество во брани убиенных, с древнейших времен. Иуда Маккавей за 170 лет до Р. X. принес жертву за умерших воинов (2Макк.12:38–46). В Церкви Православной Всероссийский начало особенного поминовения православных воинов положено ранее 1689 года 771 . Дни, назначенные Церковью преимущественно для поминовения православных воинов, за веру и отечество живот свой во брани положивших, суть: день Усекновения Предтечи, 29 августа, и Суббота Димитриевския пред 26 днем октября. Поминовение православных воинов в 29 день августа

http://azbyka.ru/otechnik/Grigorij_Debol...

Закрыть itemscope itemtype="" > Памяти русских воинов На Минском Братском военном кладбище открыт мемориал памяти воинов Первой мировой войны 24.08.2011 926 Время на чтение 11 минут Торжественно-траурная церемония открытия мемориала Братского кладбища с перезахоронением останков воинов Русской императорской армии, погибших в годы Первой мировой войны, прошла 14 августа 2011 года на Минском Братском военном кладбище 1914-1918 годов. В мероприятии участвовали Патриарший Экзарх всея Белоруссии митрополит Минский и Слуцкий Филарет, глава администрации Президента Белоруссии Владимир Макей, министр обороны Белоруссии генерал-лейтенант Юрий Жадобин, председатель Минского горисполкома Николай Ладутько, посол России в Белоруссии Александр Суриков, дипломатические представители стран-членов бывшей Антанты, представители белорусских и зарубежных общественных организаций. Три гроба с останками воинов Русской императорской армии были доставлены на бронетранспортере под государственным флагом Белоруссии и торжественно перезахоронены военнослужащими роты почетного караула Минобороны Белоруссии с участием военного оркестра. «Известных и неизвестных героев той войны едва не поглотил зыбкий песок истории, - сказал на церемонии глава администрации Президента Владимир Макей. - Возрождение Минского Братского военного кладбища - это не только символ духовного преображения общества но и дань благодарности тем, кто сложил голову в боях за родную землю». Война пришла в Белоруссию осенью 1915 года. Российско-германский фронт растянулся на 400 км. Здесь прошли крупнейшие сражения, жестокие и кровопролитные. В районе озера Нарочь кайзеровские войска впервые применили оружие массового поражения - удушающие газы. «Созданный по решению Президента Беларуси Александра Лукашенко мемориал в честь героев и жертв Первой мировой войны знаменует собой восстановление исторической справедливости. Он является свидетельством того, что мы, современные белорусы, - народ, который с уважением относится к своему прошлому и его героям, по-христиански чтит память тех, кто погиб при выполнении воинского долга», - подчеркнул Владимир Макей. Он отметил, что Белоруссия «миролюбивая страна. Наш народ не раз испытал ужас вражеских нашествий и всегда находил в себе силы для возрождения. Может быть, и поэтому мы особенно остро не приемлем насилие, грубое вмешательство в суверенные дела нашего государства».

http://ruskline.ru/analitika/2011/08/25/...

Имя 1612–1622 1750–1780 1828–1849 1880–1890 1908–1916 1922–1928 1932–1938 1941–1949 1951–1958 1961–1965 1966–1970 Абрам, Авраам, Авраамий, Аврам, Аврамий, др. евр. «отец множества», «великий отец» Абросим, Амвросий, гр. «бессмертный» Авангард, новообразование от нарицательного существительного Аввакум, Абакум, др. евр. «любовь божья» Август, лат. «священный» Августа, лат. «священная» Августина, лат. «возвышенная» Авдей, Авдий, др. евр. «слуга божий» Авдотья, нар. от Евдокия (см.) Аверкий, Аверьян, лат. «удерживающий» Авил, Авив, Авим др. евр. «колос» Авксентий, Аксен, гр. «растущий» Автомон, Автоном, гр. «создатель законов» Агап, Агапий, гр. «любимый» Агапит, гр. «возлюбленный» Агата, Агафья, гр. «добрая, хорошая» Агафон, гр. «добрый» Агей, Аггей, др. евр. «торжественный, праздничный» Аглая, Аглаида, гр. «блестящая, светлая, светоподобная» Агния, Агнесса, гр. «чистая, непорочная» Аграфена, см. Агафья Агриппина, лат. «труднорожденная» Адам, др. евр. «красный муж» (человек, вылепленный из глины) Аделаида, Адель, герм. «благороднорожденная» Аделла, см. Аделина Аделина, герм. «благородная» Адольф, герм. «благородный волк», «благородный воин» Адриан, лат. человек из Адрии (город в древней Италии) Аза, др. евр. «черная» Азарий, Азария, др. евр. «божья помощь» Аида, егип. от имени героини оперы Д. Верди Акила, лат. «орел» Акилина, лат. «орлиная» Аким, Еким, Яким, Иоахим, др. евр. «поддержка свыше» Акиндин, Анкундин, Кудин, гр. «безопасный» Аксен, нар. от Авксентий (см.) Аксинья, нар. от Ксения (см.) Акулина, нар. от Акилина (см.) Алевтина, нар. Алефтина, гр. «ума щающая» и «чуждая дурного» Алег, см. Олег Александр, гр. «защитник людей» Александра, ж. к Александр Алексей, гр. «защитник, помощник» Алентина, искажение от Валентина Алик, уменьш. от Александр (см.) Алим, гр. «помазанный» Алина, уменьш. от Аделина, Акилина (см.) Алипат, Алипий, нар. Алип, гр. «беспечальный» Алиса, гр. «правда» или герм. производное от Аделаида (см.) Алистрат, нар. от Евстратий (см.) Алифан, нар. от Альвиан (см.)

http://azbyka.ru/otechnik/Spravochniki/r...

Введенский припомнил разгар зимы, стынущий на морозе храм и летящую навстречу кованую калитку, аза нею потешающегося парня… - Идти, не оглядываться! «Все они на одно лицо!» — вздохнул отец Андрей. Впереди, освещенная тусклым светом лампочки из-под потолка, близилась глухая серая стена. Вдруг она раскололась надвое, и отец Андрей увидел… …Воры с литовцами вламывались в Городок темной сентябрьской ночью. Укрывшийся еще накануне днем лазутчик отомкнул ворота передовому отряду. Сонная, в подпитии, стража погибла под ножами без единого звука. В распахнутые ворота, чавкая копытами по подмерзающей грязи, влетела конница; пешцы, звякая оружием, устремились по улочкам спящего беззаботно города. В узких извивах не видно ни зги — лишь месяц окровавленным оком сумел выглянуть раз-другой в разрыве туч. Треща смолою, занялись факелы, и в разных концах города пыхнули пожары. В зловещих отблесках огня заметались, обуянные смертным ужасом, полуодетые жители. Стыли отчаянные крики, гасли последние стоны, лишь огонь трещал, разгораясь весело и неистово, выстреливая снопами искр; дерево трещало и под ударами ломившихся в клети лиходеев. Нечая Щелкунова еле растолкал в постели старый слуга. После крепкой воеводской медовухи — седмицу беспробудно пить и сдохнуть можно — разламывалась голова, мутило нутро, и еще толком не прочухавшийся Нечай, накинув на плечи зипун, вышел на волю к калитке. Заслышав шум, он отомкнул засов, выглянул на улицу и нос к носу столкнулся с усатой озверелой рожей и едва уклонился от сверкнувшей молнией перед глазами сабли. Пудовым своим кулачищем звезданув в висок, Нечай свалил лихоимца замертво, бросился, скумекав, что худо дело, за секирой в дом… и от оглушающего удара по затылку сполз под ворота тяжелым кулем. Опамятовался, когда уже и дом и подворье опряло пламя. Яркой рождественской свечой пылала церковь напротив. Кто-то склонился к Нечаю, норовя пособить подняться — дочь в наброшенной поверх исподней рубахи шали. - Живой, тятенька? - Покуда… Щелкунов ощупывал сгустки крови в волосах на затылке.

http://azbyka.ru/fiction/pozhinateli-plo...

537 «Комментарий на учение апостола Иоанна о Логосе». – Речь идет о статье «Жизненный смысл христианства» (философский комментарий на учение о Логосе ап. Иоанна Богослова). Опубл.: Православное обозрение. 1883. 1. 544 …празднуя свое возвращение к богу. – Более точно: «Лебеди поют и радуются в этот последний свой день, как никогда прежде» (Федон, 85а). 546 «носили ризу истины, истканную от вышнего богословия». – Из кондака в неделю Святых отцов Первого Вселенского собора. 549 «сделал себе ремесло из опасности». – В «Предисловии» («Zarathustras Vorrede») к книге Ницше «Так говорил Заратустра» эти слова были обращены к умирающему канатному плясуну (сверхчеловеку): «Ты из опасности сделал себе ремесло, аза это нельзя презирать. Теперь ты гибнешь от своего ремесла». 550 ...статья Владимира Соловьева «Общий смысл искусства». – Статья была впервые опубликована в журнале «Вопросы философии и психологии» (1890. 5. С. 84–102). 551 …так называемых «Русских символистов». – Под названием «Русские символисты» Брюсов издал в 1894–1895 гг. три сборника, состоящие преимущественно из его собственных стихов, напечатанных под разными псевдонимами (В. Даров, К. Созонов, А. Бронин и др.). Помимо самого Брюсова, в сборнике приняли участие А. Миропольский (А.А. Ланг), Э. Мартов (А.Э. Бугон), В. Хрисонопуло, Н. Нович (Н.Н. Бахтин), Г. Заронин (А.В. Гиппиус). Сборники получили скандальную известность (около 50 отзывов в печати). Владимир Соловьев посвятил каждому сборнику по язвительной рецензии (Вестник Европы. 1894. С. 890–892; 1895. 1. С. 421–424; 1895. 10. С. 847–851), присовокупив к третьей заметке собственные пародии на символистские стихи: Вл. С. Еще о символистах//Вестник Европы. 1895. С. 292. См. также: Тяпков С.Н. Русские символисты в литературных пародиях современников. Иваново, 1980. 552 …с именем Маллармэ и Мореаса. – Малларме Стефан (Mallarme; 1842–1898), Мореас Жан (Moreas; наст. имя Яннис Пападиамандопулос; 1856–1910), французские поэты-символисты. 553 ...с манифестом 1886 года. – Речь о статье Жана Мореаса «Манифест символизма», опубликованной в «Фигаро» 18 сентября 1886 г. Литературным критикам предлагалось в ней называть Бодлера, Малларме и других символистами, а не декадентами.

http://azbyka.ru/otechnik/filosofija/rel...

   001    002    003   004     005    006    007    008    009    010