Рубрики Коллекции Система пользовательского поиска Упорядочить: Relevance Relevance Библиография. «Фома» – декабрь 2014 17 мин., 24.12.2014 1-я страница обложки –- символ рубля на круглом прянике (фото www.lori.ru) и надпись «Традиции в цене». См. рубрику «Тема номера. Традиционные ценности» (С.12-34). Пролог :      (на заставке фото enki22, www.flickr.com) Геннадий Шпаликов . « Людей теряют только раз …». Стихотворение//Фома. - – декабрь 2014. – С.2. – (рубрика « Пролог »). Содержание : С.3. Колонка главного редактора: Владимир Легойда . Vita nova , или Почему книги должны соединяться с жизнью . В коллаже фото Steven Guzzardi, www.lori.ru//Фома. - – декабрь 2014. – С.4-5. – (рубрика « Колонка главного редактора »). Интервью номера: Аза Тахо-Годи : « Лосев молился даже на ученых советах ». Известный филолог о пользе книжных корешков, древних языков и подарке мадам Жозефины . Беседа с Азой Тахо-Годи, хранительницей наследия великого русского ученого Алексея Федоровича Лосева. Беседовал Юрий Пущаев . Фото из архива А. А. Тахо-Годи//Фома. - – декабрь 2014. – С.6-11. – (рубрика « Интервью номера »). Имеются биографические справки: « Алексей Федорович Лосев » (С.9), « Аза Алибековна Тахо-Годи » (С.10). В материал включена биографическая заметка об А. Ф. Лосеве « Истории из жизни мудреца », которую подготовил Дмитрий Шеваров (С.9,10). Тема номера. Традиционные ценности   Т радиционные ценности возвращаются . Вступление от Редакции. Фото Владимира Ештокина//Фома. - – декабрь 2014. – С.12-13. – (рубрика « Тема номера. Традиционные ценности »). Дмитрий Соколов-Митрич . По какому поводу живем? или Что понимают клиенты ПОТОМ-банка после сорока . Фото Наталии Федоровой//Фома. - – декабрь 2014. – С.14-15. – (рубрика « Тема номера. Традиционные ценности »). 17 добрых традиций: не забыть и не потерять . Рассказывают педагог-психолог высшей категории Татьяна Воробьева и иерей Стефан Домусчи , заведующий кафедрой вероучительных дисциплин Православного института св. Иоанна Богослова. Подготовили Валерия Михайлова и Дарья Баринова . Фото Владимира Соколова, Елены Тараториной, Наталии Федоровой, Анны Гальпериной и фото Pachakutik, www.flicr.com//Фома. - – декабрь 2014. – С.16-27. - (рубрика « Тема номера. Традиционные ценности »). Имеется иллюстрированная врезка:

http://foma.ru/bibliografiya-foma-12-140...

785. Донской – Богородицкий, мужской, ставропигиальный, 1-го класса (с 1764 г.), в Москве, на окраине города, у Калужской заставы, на урочище, именуемом издревле Воробьевским станом. Основан после 1591 г. царем Феодором Иоанновичем в воспоминание победы на самом этом месте над Крымским ханом Казы-Гиреем, одержанной помощию чудотвор. иконы Донской Божией Матери, поднесенной Донскими казаками в дар еще Вел. кн. Димитрию Иоанновичу и бывшей с ним на Куликовской битве. Чудотвор. икона Донской Божией Матери, стоявшая прежде в Благовещенском соборе в кремле, по устроении монастыря перенесена в соборный храм в честь ее имени. Первым игуменом был Гурий в 1598 г. В 1867 г. здесь проживал на покое архиеп. Ярослав. Евгений. Любецкий, “Живописный вид Донского мон. в историч. и современ. описании всего замечательного», Москва, изд. 1846 г.; Забелин, “Истор. опис. Москов. ставроп. Донского м-ря», Моск., 1865 г.; Дмитриев, “Донской м-рь», Моск., 1857 г., отдельн. оттиск из “Ведом. Москов. Город. Полиции»; “Ист. Росс Иер.», II, 365; Ратшин, 211; “Матер. для стат. Росс.», 1841 г., I, 103; “Опис. монаст.», 1817 г., 38; “Свед. о существ. в Росс. лавр. и мон.», 81; “Ист. и топограф. опис. городов Московск. губ.», 1787 г., прибавл., 34; “Путеш. ко свят. мест. русским», I, 155; “Зап. Археолог. Общ.», VIII, 159; “Москов. губ. вед.», 1851 г., 32, 33 (описание); “Извл. из отч. Об.-Пр.», 1841 г., 10 (перестройка собора); “Москов. губ. в.», 1841 г., 31 (в 1678 г. владел 1.427 двор. крест.); “Воспом. о посещ. свят. Моск. Госуд. Наслед.», 1838 г., 7; Строев, “Спис. иер. и настоят.», 154, 5; Проценко, “М-ри в России», 21; “Дополн. к Акт. истор.», IX, 46 (Разрядн. книга 1678 г.; стр. 114, крестн. ход); X, 15 (Разряд. запис. 1682 г. о венчании на цар. Иоанна и Петра Алекс.); XII, 57 (Указ 1689 г. о сборе славленных денег; 1 руб.); “Акты юридич.», 356 (Память 1702 г. о сборе на продовольствие царицы инокини Маргариты Алексеевны с приписного к м-рю Железноборов. м-ря); “Временник Общ. ист.», 1853 г., XVII, Новый летописец, 37 (о создании обители Пр.

http://azbyka.ru/otechnik/Spravochniki/o...

Пскова», 56, 41 (кратк. история), 103 (надписи на колоколах). 1328. Успенский – Пречистый – Богородицкий – Горицкий или Городецкий, женский, 3-го класса (с 1764 г.), при селе Старой Ладоге, С.-Петербургской губ., Новоладожского у., в 12 вер. к югу от Новой Ладоги, на левом берегу р. Волхова. Достоверно известно, что он уже существовал в XV стол., в начале XVII ст. разорен шведами, потом возобновлен старицею Акилиною и в 1624 г. ему отданы во владение пашни Ореховского мон. в Боровичском у. и Горицкого-Рождественского в Старой Ладоге. В соборном храме Успения находится чудотвор. икона св. великомуч. Варвары, а в приделе Благовещения чудотвор. образ Успения Божией Матери. С 1718 по 1725 г. в монастыре содержалась в заточении царица Евдокия Федоровна Лопухина , первая супруга Имп. Петра I. При м-ре находится училище на 10 девоч. “Историко – статистич. описание третьеклассного Староладожского Успенского монастыря», СПб., 1865 г. (время основания его спутано с Аркадиевским Новгородским монастырем); “Ист. Росс. Иер.», III, 746, 749; V, 4; Ратшин, 479; “Ист.-статист. свед. о С.-Пбург. епархии», вып. I, 15, 24, 25, 37; вып. II, Отд. III, 143–238 (Третьеклассный Староладожский Успенский женский монастырь); “Извл. из отч. Об.-Пр.», 1843 г., 95 (надел. лесом); 1857 г., 106 (пожертв. 2 дерев. лавки с землею); 1884 г., 243 (училище); Строев, “Спис. иер. и настоят.», 278, 5; “Дополн. к Акт. истор.», IX, 94 (Ц. гр. 1682 г. о владении вотчин. и рыбн. ловлями; 1619 – 1621 г. строительн. старица Акулина; 1682 г. Капитолина); Макарий, “Ист. Р. Ц.», VII, 33; “Временник Общ. ист.», 1851 г., XI, 34, 55, 84 (Переписн. кн. Вотск. пятины 1500 г.); “Опис. докум. и дел архива св. Синода», III, 1723 г., 1 (иером. Клеоник назначен в м-рь для священнослуж. во время пребывания царицы старицы Елены); “Русск. истор. Библиот.», II, 384, 126 (жалов. грам. 1622 г. на безоброчн. пользование рыбн. ловлею на р. Волхове; старица Акулина 1622 г. и старица казначея Ираида 1646 г.). 1329. Успенский – Пристанский или Пристаннический, мужской, заштатный (с 1764 г.), Воронежской губ., Валуйского у., при слободе Подмонастырской, в 3 вер.

http://azbyka.ru/otechnik/Spravochniki/o...

и чудотворная икона Спасителя, сидящего на престоле Св. и чудотвор. икона Господа Вседержителя , сжатою рукою, что в куполе Софийского собора Св. и чудотворная икона св. исповедников Христовых – Гурия, Самона и Авива, что в приделе сих исповедников, в Софийском соборе Св. и чудотворная икона с изображением в лицах псаломского стиха «Предста царица одесную Тебе или царь царем. Св. и чудотворная икона Божией Матери, именуемая Корсунскою Св. и чудотворная икона Спасителя, что на сенях церкви во имя святителя Иоанна архиепископа Новгородского Св. и чудотв. Тихвинская икона Божией Матери в той же церкви Св. и чудотв. икона Покрова Пресвятой Богородицы, что в Кремлевской Покровской церкви Св. и чудотв. икона (настенная) Спасителя, что в Спасской Кремлевской часовне Св. и чудотв. икона святителя и чудотворца Николая, (также настенная) что в Николаевской Кремлевской церкви Чудный крест, находящийся в часовне подле самого почти Кремля Св. и чудотв. икона Знамения Божьей Матери, что в Новгородском Знамен. собор Св. явленная чудотворн. икона святителя и чудотворца Николая, что в Николаевском Дворищенском соборе Св. и чудотв. икона великомученицы Параскевы. именуемой Пятницы, что в Пят-ницкой церкви, приписной к Николаевскому собору Св. чудотворн. образ Спасателя, писанный на алебастре, что в Ильинской градской церкви Св. чудотв. икона Божией Матери весьма похожая на Владимирскую, что в часовне близ Филипповской церкви Св. явленная чудотворн. Смоленская икона Божией Матери, что в Спасской церкви, состоящей подле Знаменского собора Св. и чудотвор, икона Рождества Пресвятой Богородицы, что в Богородице-Рождественской церкви, на Молоткове Св. и чудотв. Тихвинская икона Божьей Матери, что в кладбищенской церкви на Красном поле Св. чудотв. икона Умиления Божией Матери, известная более под имененем Казанской, что в Троицкой градской церкви. Св. чудотворн. храмовая икона Покрова Пресвятой Богородицы, в Николо-Кочановской или Пантелеймоновсвой церкви. Св. явленная и чудотв. икона св. Семиона- Богоприимца, что в Зверином Девичьем монастыре Св.

http://azbyka.ru/otechnik/Gavriil-Krasny...

Большое внимание уделяла обитель духовно-нравственному воздействию на народ. В проповедях священноиноки разъясняли учение Церкви о войне, о высоте служения христолюбивых воинов, ценой своей жизни защищающих святую веру и Отечество. Такие поучения, с одной стороны, пробуждали патриотическое сознание народа, с другой – напоминали об истинном смысле человеческой жизни – спасении души, о необходимости готовиться к смерти как к переходу в жизнь вечную. Правильное православное отношение к жизни и смерти духовно укрепляло и воинов в действующей армии, их семьи, оставшиеся без кормильцев. Для удовлетворения религиозных потребностей воинов Глинская пустынь командировала в 1915 году в действующую армию двух иеромонахов – о. Игнатия и о. Архиппа. С ними были отправлены ризница, богослужебные книги, облачения и деньги 1428 . В 1915–1916 гг. на защиту Отечества из Глинской пустыни было отправлено 75 послушников 1429 . Кроме того, для нужд военной церкви Глинская обитель отправила в Курскую Духовную Консисторию ризницу с иконами, книгами и облачениями, а также другими принадлежностями общей стоимостью до 600 рублей 1430 . Глинская пустынь заботилась не только о духовной, но и о материальной помощи страждущим в военное время. Помощь эта была направлена как на излечение раненых воинов, так и на поддержку семей призванных воинов. В Глинской пустыни был устроен лазарет для больных и раненых воинов на 20 человек. Все необходимые для лазарета вещи (медикаменты, кровати, белье) были заготовлены на средства обители. Ухаживали за больными монашествующие под руководством опытного инока-фельдшера 1431 . Кроме того, при обители был устроен санаторий на 12 человек для воинов, нуждающихся после лечения в отдыхе, а также приют для детей погибших (на 15 мальчиков) 1432 . Для увечных воинов были оборудованы столярная, сапожная и швейные мастерские 1433 . В Курске на средства епархиальных монастырей был оборудован госпиталь. От Глинской пустыни поступало 20% средств на его содержание 1434 . На оборудование и содержание еще одного госпиталя (в Знаменской роще Курского монастыря) только в 1914 г. Глинская пустынь пожертвовала более 2000 руб. 1435 .

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Maslov/g...

В наше время ситуация как бы повторяется, но парадоксальным образом. Воины-мусульмане в составе российской армии имеют ясную религиозную мотивацию для участия в Специальной военной операции (СВО) на Украине, основанную на учении, разработанном за долгую историю ислама (в Коране и хадисах) и сформулированную в доктринальных документах российских мусульман. Что же касается православных воинов и военных священников, то в их распоряжении имеются только разделы о войне и мире в «Основах социальной концепции Русской Православной Церкви» (ОСК) (II.1–4; III.8, VIII.1–5; XVI.1), «Катехизис для воинов» (дополнение к Катехизису свт. Филарета (Дроздова), военные трактаты византийских авторов и разрозненные высказывания преимущественно русских святых позднего времени. При этом в ОСК тема посмертной участи воинов практически не затрагивается. Представляется целесообразным, чтобы Русская Церковь приняла специальный доктринальный документ, конкретизирующий в указанной части общее учение о войне, выраженное в ОСК. В отсутствие такого документа автор первоначально задался целью исследовать указанный предмет, для чего планировал рассмотреть события мировой и русской истории, которые оставили свидетельства об отношении Церкви и современников к посмертной судьбе воинов-христиан, а также проанализировать условия, при которых Церковь считала (в лице ее иерархов и святых подвижников) или могла бы считать и почитать погибших воинов-христиан святыми. Однако в силу вышесказанного автор решил предварить указанную работу исследованием исламской традиции в отношении к посмертной участи павших воинов, которая для многих непосвященных представляется простой и однозначной. Однако при ближайшем рассмотрении оказалось, что в исламе для признания погибшего воина шахидом существуют определенные условия. Они и стали предметом изучения в данной работе. 1. Отношение мусульманской уммы России к СВО и смерти воинов-мусульман Тема данного исследования получила актуализацию в связи с началом 24 февраля 2022 г. Специальной военной операции (СВО) России по демилитаризации и денацификации Украины. На известие об этом и последующие события отреагировали как Русская Православная Церковь, так и российские мусульмане, которые приняли соответствующие документы (фетвы).

http://radonezh.ru/2023/04/24/nemychenko...

Кирик и Иулитта, мучч. в Тарсе. 15 июля. 284–305.       Хрисогон, муч. Аквилейский при Диоклетиане и Максимиане Геркулии. 22 дек. Епитект пресв. и Астион монах, мучч. Алмиридские. 7 июля. Мучч. Аназарвские: Марин старец. 18 окт. Феодулия, Елладий, Макарий и Евагрий. 5 февр. Валент муч. Анкирский. 18 мая. Аскалон, муч. Антинойский. 20 мая. Мучч. Антиох. в Писидии: Александр, Алфей, Марк, Никон, Неон, Илиодор, Зосима и 30 воинов. 28 сент. Марина. 17 июля. Диодор и Родопиан, мучч. Афродисийские. 29 апр. Филикс, муч. Варкинонский. 22 авг. Мокий пресв., муч. Византийский. 11 мая. Феодотия с тремя чадами и прочими до 120, мучч. Вифинская. 29 июля и 22 дек. Автоном, еп. Италийский, муч. Вифинский. 12 сент. Иулиан и 40 другов его, мучч. Галатские. 12 сент. Никандр врач, муч. Египетский. 15 марта. Параскева, великомученица Иконийская. 28 окт. Анастасия, великомученица Иллирийская и другие. 22 дек. Аза н 150 воинов, мучч. Исаврийские. 19 ноября. Капетолина и Еротинда, мучч. Каппад. 27 окт. Евпл диакон, муч. Катанский 11 авг. Дорофея дева, и жены: Христина и Каллиста, и Феофил, мучч. Кесарийские в Каппадокии. 6 февр. Сисиний, муч. Кизический. 23 ноября. Мучч. Киликийские: 284–305.             Косма и Дамиан, Аравляне, врачи безмездные, и с ними Леонтий, Анфоим и Евтропий. 17 окт. 3осима пустынник. 19 сент. Афанасий комментарисий 4 янв. Феодор еп., и жены: Лукия, Иароя, Киприлла и др. мучч. Киринейские. 4 июля. Александр еп. и другие мучч. Команские. 12 авг. Мина воин, великомуч. Котуанский. 11 ноября. Вит отрок, Модест пестун и Крискентия питательница, мучч. Луканийские. 15 июня. Мучч. Мелитинские: Еодоксий, Зинон, Макарий и др. 6 сент. Иерон, и дружина его, 33 мучч. 7 ноября. Мучч. Никомидийские: Аникита и Фотий. 12 авг. Филетер. 30 дек. Мучч. Никейские: Диомид врач. 16 авг. Антонина. 1 марта. Феврония, преподобномуч. Писивийская. 25 июня. Десять мучч. в Перге Леонтий, Аттий и проч. 1 авг. Епихария, мученица Римская. 27 сент. Святые жены Римские: Прискилла и Лукина. 7 июня. Архелая, Фекла и Сусанна, преподобномучч. Салернские. 6 июня.

http://azbyka.ru/otechnik/Dmitrij_Vershi...

ПОМИНОВЕНИЕ ВОИНОВ 29 АВГУСТА В 1769 году, по распоряжению императрицы Екатерины Второй, установлено совершать 29 августа поминовение православных воинов. Это поминовение, назначенное на такой исключительный день в году, каких очень немного, когда устраняются все заупокойные моления со всех служб, даже с полунощницы, находится в полном противоречии с Уставом Церковным и со всею уставною системою поминовения. Неосновательны и мотивы приурочивания поминовения воинов именно к этому дню: «Сей день, – говорится в конце печатавшегося отдельной книжкой «Чина поминовения о православных воинах», – в рассуждении пострадавшего за истину Предтечи Господня, есть приличнейший ко оной всеобщей Богу молитве и о подобноположивших живот свой за веру и отечество». Все святые мученики страдали за истину, и если уже искать подобия для воинов, то скорее у святых воинов же, в особенности на брани убиенных 226 . Предтеча Господень никакого отношения к воинскому званию не имел 227 . Сам он не брал меча в руки. Пострадал он за веру, конечно, не в том смысле, как это разумеется, когда говорят о воинах, «за веру жизнь свою положивших», и во всяком случае он пострадал не за отечество. И какая нужда, нарушая Устав Церковный, творить заупокойное моление в великий праздник, когда у нас есть Димитриевская суббота, по первоначальному своему назначению по преимуществу имеющая в виду поминовение православных воинов, за веру и отечество жизнь свою положивших. В 1903 году и светской властью сделано было распоряжение о совершении в войсках поминовения усопших воинов именно в Димитриевскую субботу 228 . Несмотря на это, сохранилось и поминовение 29 августа, как печальный свидетель начавшегося с XVIII века отхождения от Церкви и от жизни по заветам Церкви, игнорирования уставов и традиций церковных, угодливости даже и в богослужении пред сильными мipa сего 229 . ПРАЗДНИК ХРАМА Храмовые праздники по своей торжественности и по строю службы причисляются к великим праздникам. Они имеют и отдание 230 и, за исключением первой и страстной седмиц Великого поста и первого дня Пасхи, никогда не переносятся на другое время, но неотложно совершаются в свой день, ЗАНЕ ХРАМ И НЕ ВЕЛИКАГО СВЯТАГО БОЛЬШИ ВОССЛЕДУЕТСЯ СВЯТАГО НА СВОЙ ЕМУ ХРАМОВЫЙ ПРАЗДНИК, ЕЖЕ ДОЛЖНО ЕСТЬ БДЕНИЕ БЫВАТИ И НИКАКОЖЕ ОСТАВЛЯТИ НА ПАМЯТЬ ЕГО, НИЖЕ ПРЕЛАГАЕТСЯ НА ИН ДЕНЬ 231 .

http://azbyka.ru/otechnik/Afanasij_Sahar...

Червонная Русь 210. Черногория 139. 140. 141. 142. 221. Черногорская Церковь 145. Черногорские храмы 146. Черногорский: иеромонах сингел 193; митрополит 139. 146; народ 145; санитарный отряд 142. Черногорское Общество Красного Креста 139; см. Всероссийское. Черногорцы 139. Черное море 5. 35. Черноморское побережье 34. Чехи 191. Чуриловский Николай Фавстовнч, справщик типографии 277. Шавельские лазареты 280. Шавельский Георгий Иванович, протопресвитер 183. 184. Шавельское православное петропавловское Приходское Братство 280. Швеция 181. 303. Шептицкий Андрей, митрополит 216. Мар-Шимон, патриарх 222. Штеттин, в Германии 187. Юго-западный краи 175. Южная армия 309. Южный райоп 157. Южные епархии 194. 202. 205. Юра святого собор во Львове 216. Ялта 123. Ямбургский: епископ 72;Уездный Комитет Бсероссийского Земского Союза 280. Яцкевич Виктор Ивановнч, и. о. товарища обер-прокурора Св. Синода 286. 4 См. газеты за эти дни и «Правит. Вестн.» 1914 г. Л» 159 с сообщением о манифестациях в провинции 23 Зачатки этого гражданского долга проявлялись и прежде. Высочайше утвержденными 9 июля 1877 года временными правилами разрешено было учреждение особых Попечительств для пособия нуждающимся семействам воинов. На основании примечания к § 8 означенных правил существующим уже в некоторых местностях Приходским Попечительствам о неимущих предоставлено было право, в порядке, указанном временными правилами, обращать свою деятельность и на предмет пособия нуждающимся семействам воинов. Главное Попечительство для пособия нуждающимся семействам воинов обратило внимание, что участие в помощи семействам воинов 10.000 Приходских Попечительств, действовавших в то время, могло бы принести несомненную пользу, и, с соизволения Августейшей покровительницы Попечительств Государыни Императрицы, снеслось с православным духовным ведомством, о возможном привлечении Приходских Попечительств при церквях к делу помощи нуждающимся семействам воинов. По заслушании предложенного исполнявшим должность синодальнаго обер-прокурора отношения по сему предмету Главного Попечительства Святейший Синод 26 октября – 26 ноября 1877 г. за 1615 определил: «Об изъясненном предположении Главного Попечительства для пособия нуждающимся семействам воинов, удостоенным Высочайшего одобрения Ея Императорского Величества Августейшей покровительницы Попечительств, дать знать всем епархиальным преосвященным для объявления чрез приходских священников Приходским Попечительствам при православных церквах, с приглашением их, согласно п. 5 § 5» положения о сих Попечительствах, к участию в деле помощи нуждающимся семействам воинов». И только.– «Церковн. Вести.» 1877 г. 60, ч. офф., стр. 213–214. – Эти временные правила действовали и в 1904–1905 годах. – «Церк. Вед». 1905 г.

http://azbyka.ru/otechnik/Stefan_Runkevi...

Здесь раненые обучались также сапожному мастерству, для чего им предоставляли необходимые материалы. Великая княгиня выразила глубокую признательность персоналу . На следующий день, 22 мая, Елисавета Феодоровна посетила дом, который приобрела для раненых воинов. Предполагалось, что это строение будет соединено с лазаретом А.И. Коншиной на Большой Якиманке и станет представлять с ним одно учреждение. В тот же день она побывала в 81м свободном эвакуационном госпитале для душевнобольных воинов на Большой Полянке, в доме Учительского института. Находившимся в госпитале воинам Елисавета Феодоровна раздавала образки и св. Евангелия, а также живые цветы. После посещения госпиталя Великая княгиня зашла помолиться в домовую церковь при Учительском институте. В те же майские дни Елисавета Феодоровна посетила городской лазарет СТ. Морозова по Ново-Песковскому переулку. Прибыв туда, прежде всего проследовала в сооруженную при нем временную церковь, где присутствовала на литургии. Раненые воины приобщались Святых Тайн. Из церкви Великая княгиня прошла в лазарет, где беседовала с ранеными воинами, раздавала им образки и св. Евангелия . После посещения лазарета для раненых воинов на Большой Ордынке Елисавета Феодоровна осматривала дома, которые предполагалось снять для Марфо-Мариинской обители с целью создания приюта для слепых воинов . Затем посетила лазарет для слепых воинов в Денежном переулке, обошла всех воинов, беседовала с ними. Отсюда проследовала в лазарет для ослепших воинов в Старо-Монетном переулке и беседовала с больными . 19 мая в 10 утра Великая княгиня посетила садоводство при Беклемишевском приюте Общества попечения о неимущих и нуждающихся в защите детях, расположенное при доме названного приюта на Большой Серпуховской улице. Здесь Елисавета Феодоровна осмотрела оранжереи, где работали воспитанники приюта. Затем она отбыла в лазарет Общества распространения между образованными женщинами технических знаний, осматривала лазарет, беседуя с ранеными, раздавая им образки и св.

http://azbyka.ru/fiction/kogda-zhizn-ist...

   001   002     003    004    005    006    007    008    009    010