Григорий (Воинов) , архимандрит. К воспоминаниям о Московском митрополите Филарете//Душеполезное чтение. М. 1890, ч. 1, февраль; 1891, ч. 3, декабрь. Григорий (Воинов) , архимандрит. К воспоминаниям о митрополитах Санкт-Петербургском Исидоре и Московском Филарете//Душеполезное чтение. М. 1893, ч. 1, март и апрель. Григорий (Воинов) , архимандрит. К воспоминаниям о Московском митрополите Филарете//Воспоминания архимандрита Пимена, настоятеля Николаевского монастыря, что на Угреше. Смесь. М. 1877, стр. 137–143. Григорий (Воинов) , архимандрит. Пастырское попечение митрополита Филарета об ограничении торговли в воскресные и праздничные дни//Душеполезное чтение. М. 1872, ч. 1, стр. 110–112. Григорий (Воинов) , архимандрит. Проект для сооружения в Москве храма во имя Христа Спасителя, составленный митрополитом Московским Филаретом//Душеполезное чтение. М. 1895, ч. 1, январь. Григорий (Воинов) , архимандрит. Сборник для любителей духовного чтения. М. 1889–1890, стр. 1021, 89–90, 94. Григорий (Воинов) , архимандрит. Слово по случаю празднования столетнего юбилея в Бозе почившего митрополита Московского Филарета//Православное обозрение. М. 1883, январь. Дернов А.А., протоиерей. Филарет, митрополит Московский и Иннокентий, архиепископ Херсонский (опыт краткой характеристики). СПб., 1901. Дмитриев Д. Гефсиманский скит: Памяти незабвенного иерарха Церкви Московской, митрополита Филарета. Свято Троице-Сергиева Лавра, 1898, а также//Душеполезное чтение. М. 1895, ч. 3, ноябрь, декабрь; 1896, ч. 2, стр. 564–574. Дмитриев Д. Из воспоминания о пребывании приснопамятного митрополита Филарета в Гефсиманском Скиту//Душеполезное чтение. М. 1892, ч. 2, июль//Прибавления к «Церковным ведомостям». СПб., 1892, 32. Добронравин К. протоиерей. Филарет, митрополит Московский//Странник. СПб., 1868, т. 2, 4, стр. 556; т. 5, стр. 65–86. Смирнов А. А., протоиерей. Филарет, архиепископ Тверской. Ярославский и Московский (1819–1826). М. 1896. Смирнов А. А., протоиерей. Петербургский период жизни митрополита Филарета (1808–1819). М. 1894. См. также//Чтения в Обществе любителей духовного просвещения. М. Сергиев Посад. 1863–1894; 1893, 12, стр. 465–536.

http://azbyka.ru/otechnik/Manuil_Lemeshe...

Вот как было дело. Чтобы лучше разобраться в нем, надо, прежде всего, узнать, какая стража стояла у гроба Господня. Охранявших гроб Евангелист называет воинами (Мф. 28, 12); а так как служители храма и синедриона не были воинами, то следует признать, что охраняла гроб воинская стража. Но из каких воинов она состояла и кому была подчинена? Некоторые толкователи Евангелия говорят, что стража была иудейская, состоявшая из воинов постоянного еврейского отряда, который, как народное войско, находился в подчинении синедриона и был вне всякой зависимости от римского правителя. В подтверждение этого приводят изречение Пилата: Имеете стражу; пойдите, охраняйте, как знаете (Мф. 27, 65). " Если (говорят) Пилат сказал первосвященникам - имеете стражу , - то, значит, они действительно имели свою собственную стражу. Потому-то (говорят) и не предали суду воинов, охранявших гроб и согласившихся признаться, что на карауле спали " . Воины эти были подчинены синедриону; и, конечно, синедрион, покупая у них такое согласие, не мог предать их суду за нарушение караульной службы. Но если бы это было так, если бы синедрион действительно имел свой собственный воинский отряд, состоящий из преданных ему евреев и не подчиненный в служебном отношении Пилату, то зачем первосвященники и старейшины обещали воинам, охранявшим гроб Господень, свое заступничество перед Пилатом? Ведь они сами, без Пилата, могли освободить их от всякой ответственности. А если такое предстательство было обещано, то это означает, что охраняли гроб подчиненные Пилату римские воины. Им, действительно, угрожала бы большая ответственность, если бы Пилат узнал, что они спали на карауле все до единого. В римских войсках была строгая дисциплина, нарушение которой наказывалось беспощадно. Мы знаем, что когда Апостол Петр был чудесным образом освобожден из темницы, то Ирод казнил воинов, карауливших его (Деян. 12, 19). Такой же казни подлежали и те воины, на дежурстве которых произошло бы похищение тела Иисуса. Однако, воинов, охранявших гроб Господень, не только не казнили, но даже не судили. Почему же их не судили? Ведь если они, исполняя поручение синедриона, разглашали, что спали на карауле и что в это время Апостолы украли тело Иисуса, то слух о таком нарушении караульной службы должен был дойти до Пилата; и Пилат не мог оставить его без расследования; расследовав же, не мог оставить без наказания виновных; и, конечно, предстательство ненавистного Пилату синедриона не могло бы освободить от ответственности виновных воинов. А потому следует признать, что если этих воинов не судили, то на это были особые причины, о которых я скажу ниже.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=100...

«Великое гонение» императора Диоклетиана (303–313) Перемены наметились в конце 90-х гг. III в., их связывают с успешной персидской кампанией цезаря Галерия в 298 г. Вскоре после ее окончания Галерий начал производить систематическую чистку рядов армии от христиан. Исполнителем был назначен некто Ветурий, который предложил выбор: или повиноваться и остаться в своем звании, или лишиться его, противясь приказу. Эти меры касались как офицеров, так и солдат. Некоторые воины-христиане, крепко стоявшие за веру, поплатились жизнью, например Самосатские мученики Роман, Иаков, Филофей, Иперихий, Авив, Иулиан и Паригорий , мученик Аза и 150 воинов и др. По Лактанцию, главным виновником и исполнителем «Великого гонения» был Галерий, что вполне согласуется с фактами. Лактанций долго проживал при дворе в Никомидии и поэтому был важным, хотя и небеспристрастным свидетелем происходившего и считал, что не следует видеть причину Гонений только в личности цезаря Галерия или во влиянии его суеверной матери. Нельзя снимать ответственность за преследования христиан и с императора Диоклетиана. По мнению некоторых исследователей, политика импераора Диоклетиана изначально была антихристианской: коренное противоречие между Церковью и государством было очевидно императору, и только необходимость решения текущих задач правления мешала ему осуществить Гонения. Так, в первые годы правления Диоклетиан был занят многочисленными реформами; ему пришлось бороться с внешними врагами, подавлять восстания и мятежи узурпаторов. Законодательство императора Диоклетиана свидетельствует о том, что целью императора было восстановление старых римских порядков. Диоклетиан прибавил к своему имени титул в честь Юпитера (Jovius), а Максимиан — в честь Геракла (Herculius), что должно было продемонстрировать приверженность правителей к древним религиозным традициям. «Дух войны» с христианами витал и среди образованных язычников, так что цезарь Галерий был не единственным сторонником Гонений в окружении Диоклетиана. Ученик философа Порфирия Гиерокл, наместник провинции Вифиния, накануне начала Гонений опубликовал памфлет, озаглавленный Λϒοι φιλαλθεις πρς τος χριστιανος (Правдолюбивые слова к христианам). Такое настроение язычников-интеллектуалов способствовало началу Гонений, и власти не могли этого не учитывать.

http://azbyka.ru/palomnik/Рим

28 июля праздник Смоленской иконы Пресв. Богородицы установлен в благодарность пресв. Богородице за чудеса, бывшие от этой иконы, как то: при нашествии татар за избавление от осады Смоленска в 13 стол. (в 1237 г.) и за избавление нашего отечества от нашествия французов и с ними двадцати народов в настоящем столетии (в 1812 г.). Икона эта по преданию, написана св. Евангелистом Лукою, подобно Владимирской иконе пресв. Богородицы, ею благословлена в путь в Россию греческая царевна Анна, супруга св. равноапост. Князя Владимира. Владимир Мономах перенес икону в Смоленск, отчего она стала называться Смоленскою. Называется еще икона эта Одигитриею, с греческого Путеводительницей, потому что Пресв. Богородица однажды явившись двум слепцам в Константинополе привела их во Влахернскую церковь к сей своей иконе, от которой они получили прозрение. В 14 стол. (в 1396 г.), во время нашествия Тамерлана на южные области России, икона Смоленская, по великому уважению к ней народа, перенесена была в Москву. В 15 же стол. (в 1436 г.), при велик. кн. Василии Темном и митрополите моск. Ионе, по просьбе жителей Смоленска, снова была возвращена туда. Возвращение иконы в Смоленск было совершено с великим торжеством. Вел. князь, митрополит, духовенство, войско и народ с крест. ходом провожали икону две версты за город, где, по совершении молебствия со слезами отпустили из Москвы в Смоленск, оставив у себя список с чудотвор. иконы. На месте молебствия впоследствии времени (в 1524 г.) при вел. Кн. Василии Иоановиче, в память возвращения Смоленска от Литвы, построен Новодевичий монастырь, в котором поставлен список с чудотв. иконы Смоленской. В самый же день возвращения, 28 июля, установлен праздник в честь Смоленской иконы с крестным ходом в монастырь. Чрез Смоленскую икону пресв. Богородица помогла нашим соотечественникам против татар и французов таким образом. Когда Батый, хан татарский, осадил Смоленск, тогда один праведный воин Меркурий от иконы слышал голос, повелевавший идти в стан неприятельский убить татарского исполина. Меркурий действительно убил исполина устрашившего русских воинов и, побораемый свыше молниеносными мужами, в присутствии светлой жены, т. е. Самой Богородицы, Меркурий избил множество татар, так что ужас объял их, и Батый отступил от города. В нашествие французов, чудотворная Смол. икона накануне Бородинской битвы носима была по лагерю для благословения и укрепления русского войска на великий подвиг борьбы за веру и отечество, и действительно одушевила их крепко стоять против сильного врага.

http://azbyka.ru/otechnik/Ivan_Buharev/o...

Сохранилось следующее описание 1680 г. Никольской церкви 1649 г., просуществовавшей до рубежа XVIII–XIX в.в.: «Церковь Николая Чудотворца деревянная с трапезою рублена клецки, кругом до алтарей паперть, крыта тесом. В церкви Царские двери и столбцы, и сень писаны по золоту, местных икон: образ Спасителев, образ Пресвятой Богородицы " Знамение " в окладах; образ Николая Чудотворца; оклад, венец и фата басемные; образ Илии пророка, образ Трех Святителей: Василия Великого, Иоанна Златоустаго и Григория Богослова и священномученика Власия; образ московских чудотвор цев: Петра, Алексия, Ионы и Филиппа, деисусы ветхи, да 32 иконы шестилистные. В алтаре на престоле Евангелие покрыто бархатом зеленым, евангелисты серебряные резные, крест благословенный писаный на краске; за престолом образ Пресвятой Богородицы, венец и фата басемные, сосуды церковные серебряные, позолочены местами; кадило одно серебряное, одно медное, чаша водосвятная. Ризы тафтяные, оплечье камка на золоте; ризы полотняные, два подризника, двое поручи, патрахель атласная, два пояса. В церкви хоругвь, писано Воскресение Христово». В том же 1680 г. село было приобретено боярыней М. М. Грушецкой, которая из своих угодий пожаловала на содержание Никольской церкви «10 четей пашни в поле и в дву потомуж» (это около 20 га) земли и лугов на 10 копен сена ежегодно. В Васильевском окрестных деревнях тогда жило 70 душ мужского пола. В церкви служили попы Афанасий Андреев (1680–1682 г.г.) и Иаков Степанов (1709–1722 г.г.). Во время Отечественной войны 1812 г. район с. Васильевское с его древней Ростовской дорогой вошел в маршрут знаменитого Тарутинского маневра фельдмаршала М. И. Кутузова, предпринятого главнокомандующим русских войск сразу после оставления Москвы с 5 по 21 сентября (по ст. стилю). Рвавшиеся из сожженной Москвы на плодородный российский юг французы, получили отпор от русских войск, ставших в ключевых местах на Пахре. Упорные кровопролитные бои происходили и на Бяконтовом Мысу у переправы через Пахру на древней Ростовецкой дороге. Здесь погибло немало русских воинов. Все они были с честью похоронены на кладбище Васильевского погоста близ Никольской церкви как герои-защитники Отечества.

http://sobory.ru/article/?object=48721

Ф., календарей и т. д. Е. Ф. отправила воинам рус. армии неск. составов с рождественскими подарками. В 1914 г. в продажу поступила переизданная Е. Ф. кн. «Под благодатным небом»; прибыль, полученная от продажи книги, была отдана в пользу детей воинов. К этому изданию Е. Ф. привлекла выдающихся художников: Нестерова, В. Д. Поленова , Н. К. Рериха , Корина и др. Комитет Е. Ф. проводил сбор средств для содержания бездомных детей в приютах и окончания строительства помещений для детских трудовых артелей. Средства комитета, привлеченные с момента его создания и до 1 янв. 1916 г., позволили оказать помощь семьям 75 тыс. призванных воинов, в приютах проживало 45 тыс. детей воинов (в т. ч. 30 тыс. ясельного возраста); остро нуждающимся было выдано 7,8 млн обедов; в бесплатных и дешевых квартирах размещалось и получало пособие 25 тыс. лиц, чьи родственники были призваны в действующую армию; для нужд армии было изготовлено более 25 млн предметов обмундирования; бесплатно или по льготной цене выдано топлива примерно 89 тыс. семей воинов; денежные пособия получило ок. 341,5 тыс. семей; общее число зарегистрированных нуждающихся семей воинов, которым оказывалась та или иная помощь учреждениями Е. Ф., превышает 895 тыс. Подавляющее большинство просьб нуждающихся было удовлетворено. В 1914 г. Е. Ф. начала работу по организации Братского кладбища при ц. Всех святых во Всехсвятском, на к-ром был построен храм Преображения Господня по проекту архит. Щусева. В июне 1915 г. комитет великой княгини принял решение выделить 500 тыс. р. на расширение Сергиево-Елисаветинского убежища для увечных воинов, где раненые солдаты и дети погибших воинов обучались сапожному, портновскому, переплетному делу. Е. Ф. занималась подготовкой и отправкой на фронт походных церквей. В 1915-1917 гг. в обществе получили распространение безосновательные обвинения имп. Александры Феодоровны и Е. Ф. в шпионаже в пользу Германии. Е. Ф. в письмах имп. Николаю II отмечала, что Г. Е. Распутин пребывает «в духовной прелести», отношения между Е.

http://pravenc.ru/text/189843.html

Филарет Московский ); – служение православных воинов должно быть подобно служению Ангелов – воинов Небесных: воинам подобает «стоять в истине и правде и смело разить врагов веры, престола и Отечества» ( свт. Иннокентий Херсонский ); – христианское самопожертвование воина «не ради земных выгод», а ради спасения ближних и Отечества как их совокупности, подобна жертве Христа за род человеческий ( свт. Иннокентий Херсонский ); – православные воины, павшие на поле брани, подобны христианским мученикам, проливавшим свою кровь за веру Христову ( свтт. Филарет Московский, Игнатий (Брянчанинов) и Феофан Затворник, прп. Макарий Оптинский ); – кровь погибших воинов, пролитая ими в сражениях за Отечество, искупает их грехи пред Богом (т.е. вменяется в покаяние) и сподобляет милосердия Божия, т.е. спасения души ( свт. Иннокентий Херсонский ); – служение милосердия (медицинская помощь, уход, духовная поддержка), оказываемая раненым воинам, подобна служению древних христиан мученикам в их страданиях за Христа, ибо «рана верного воина... будет сиять в вечности» ( свт. Филарет Московский ); – раны умерших воинов будут свидетельством их подвига верности Богу и земному Отечеству, а сами они у престола Божия будут ходатайствовать о своих благодетелях, пребывающих на земле ( свт. Филарет Московский ). Надо отметить, что некоторые из рассмотренных святых распространяют достоинство мученичества (с пролитием крови и бескровного, т.е. святости вообще) практически на все проявления достойного христианского поведения при любых тесных обстоятельствах ( свт. Феофан Затворник ), а другие, напротив, не применяют термин «мученик» или «святой» даже к погибшим воинам, хотя уподобляют их самопожертвование жертве Христовой ( свт. Иннокентий Херсонский ). И опять, одни авторы категорично утверждают мученическое достоинство (святость и спасение души) всех павших воинов ( свт. Феофан Затворник, Игнатий (Брянчанинов) ); другие осторожно говорят, что «многие» из них (т.е. не все) получат «оставление грехов» (т.е.

http://radonezh.ru/2023/07/10/russkie-sv...

В 1904 г., во время русско-япон. войны 1904-1905 гг., на средства пермского духовенства учредили больницу для увечных воинов (Там же. Ф. 192. Оп. 1. Д. 61. Л. 48). Еп. Палладий (Добронравов) активно способствовал развитию в епархии трезвеннического движения; за время его пребывания на Пермской кафедре были открыты 136 приходских об-в трезвости. Деятельность приходских об-в трезвости координировало Пермское епархиальное братство трезвости. В 1916 г. в епархии было 76 об-в трезвости, в них состояли 2890 членов (Годичное собрание епарх. братства трезвости//Пермские ЕВ. 1917. Отд. неофиц. 14/15. С. 277-278). После начала первой мировой войны еп. сщмч. Андроник организовал Епархиальный попечительный совет о нуждах военного времени, объединявший и координировавший работу приходских попечительных советов. При крупных приходах действовали попечительства о нуждах военного времени. В 1916-1917 гг. на средства Епархиального попечительного совета о нуждах военного времени содержались 25 мест в этапном лазарете им. Пермской Церкви, приюты в мон-рях для сирот воинов, приют в Кунгуре для солдат-инвалидов и др. учреждения; попечительства оказывали материальную помощь семьям воинов (Там же. Отд. неофиц. 30/32. С. 483-486). Еп. сщмч. Андроник возглавлял Комитет по сбору пожертвований на нужды раненых воинов. Ежегодно в их пользу епархия жертвовала 4 тыс. р. (ГАПК. Ф. 664. Оп. 1. Д. 9. Л. 33). Для ухода за ранеными при Епархиальном попечительном совете был образован Женский союз. В сборе вещей для воинов и их семейств участвовали клирики. Консистория распорядилась об учреждении в каждом приходе попечительского совета о семьях воинов (Там же. Ф. 442. Оп. 1. Д. 5. Л. 104). В. В. Вяткин, Э. П. Р. Крестные ходы до 1917 г. в Пермской епархии можно разделить на совершавшиеся на горнозаводских предприятиях (организовывались при поддержке заводской администрации), на церковные шествия в память об избавлении от бедствий, а также на праздничные крестные ходы (подробнее см.: Мухин. 1997. С. 147-152). Пермский губернатор Болотов, управлявший территорией, включавшей Пермскую и Екатеринбургскую епархии, писал, что в Екатеринбургской епархии крестных ходов в течение года бывает «менее, чем в Пермской епархии за 2 месяца» (ГАПК. Ф. 65. Оп. 3. Д. 167. Л. 147). В пределах совр. г. Перми в кон. XIX в. ежегодно проводилось 19 крестных ходов. Наиболее известными в епархии в предреволюционные годы были крестные ходы вокруг Преображенского кафедрального собора (26 апр., в честь свт. Стефана Пермского, с участием всего городского духовенства), вокруг пермского Успенского мон-ря (15 авг., в праздник Успения Пресв. Богородицы), из Перми на Белую гору (в июле, в честь прп. Серафима Саровского), вокруг Соликамска в 9-ю пятницу по Пасхе (в память о тех, кто погиб при набегах враждебных племен в XVI в.).

http://pravenc.ru/text/2580028.html

«Сказано: благословляй врагов, а она ( Церковь ) говорит: можно ругать. Речь Иисуса говорит только то, что не должно защищаться от врагов, что ни в каком случае не должно воевать; церковь же 1500 лет проповедует противное и благословляет воинов». 1997 Как должно понимать учение Господа о любви ко врагам – этого вопроса мы рассматривать пока не будем: вся сила обвинения сосредоточивается в словах: « церковь же 1500 лет благословляет воинов». В этом Святая Церковь действительно виновата, – если угодно; но перед кем и перед чем?! Дабы решить вопрос основательно и всесторонне, должно, прежде всего, рассмотреть, как и в каких формах Церковь обыкновенно благословляет воинов? Раздельнее и яснее выражаясь, мы должны сказать, что Церковь не только вообще благословляет воинов, как и каждого —51— христианина, но ещё: 1) молится нарочито «о христолюбивом воинстве»; 2) освящает особым чином военные знамёна. Прежде чем, однако ж, приступить к рассмотрению этих т. е. вин Церкви, почитаю нужным заметить, что, благословляя христолюбивых воинов, Церковь отнюдь не забывает заповеди Господа о любви к врагам: напротив, она за них молится. В доказательство сошлюсь на следующие слова одной молитвы, которая читается каждогодно в день Рождества Христова: «О премилосердый Господи! Пробави милость Твою ведущим Тя: но и неищущим Тебе явлен буди; ещё и врагов наших сердца к Тебе обрати: и всем языком и племеном во Единем истеннем Христе Твоём познан буди. Да от восток солнца до запад, всеми убо языки, единем же сердцем, вси языцы восклицают Тебе гласом радования: слава Тебе, Богу, Спасителю всех, во веки веков». 1998 Почитаю важным напомнить об этих словах молитвы потому в особенности, что в первый раз она читалась в том самом храме (а потом читается ежегодно во всех храмах Православной Церкви), который подвергся во время войны 12-го года ужаснейшему поруганию от врагов, о каковом, a propos замечу, в эпопее своей Л. Н-ч не обмолвился ни единым словом… На этом основании обвинительный акт Л. Н-ча против Церкви должен видоизменить свою заключительную часть так: она виновна в том, что молясь за врагов, благословляет воинов.

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

Продолжая доказывать, что охраняли гроб Господень римские воины, спрошу еще: если бы синедрион имел свое собственное еврейское войско, то зачем же первосвященники ходили к Пилату и просили его, чтобы он приказал охранять гроб до третьего дня? Не лучше ли было бы, не унижаясь перед язычником, приказать воинам своей еврейской стражи охранять гроб, тем более что к своей страже первосвященники должны были относиться с большим доверием? Имея свой воинский отряд, первосвященники не обязаны были бы спрашивать у Пилата разрешения приставить часть отряда ко гробу. А если первосвященники просили Пилата, чтобы он приказал охранять, то это самое доказывает, что речь шла о страже из подчиненных Пилату римских воинов и что обратились первосвященники с такой просьбой к Пилату потому, что сами не имели никакого воинского отряда. Иосиф Флавий, еврейский историк первого века, удостоверяет, что на время пасхи римские правители Иудеи посылали к храму Иерусалимскому особый отряд римских воинов для охранения порядка ( " Иудейские древности " . Кн. 20. 1л. 5). Этот отряд, если и не был подчинен в служебном отношении первосвященникам, все-таки должен был руководствоваться их указаниями и советами по охранению порядка, должен был помогать им. Но и при таких отношениях к этому отряду римских воинов первосвященники не могли поручить ему (или части его), без особого разрешения Пилата, охрану гроба Господня на такое продолжительное время, до третьего дня. Потому-то они, не имея собственного воинского отряда, пошли к Пилату просить, чтобы он приказал охранять гроб. Пилат не мог простить первосвященникам то насилие, какое они учинили над ним, заставив его предать смерти ни в чем не повинного Праведника (Мф. 27, 19). Он уже высказал им свое негодование, резко ответив на просьбу об изменении надписи на кресте: что я написал, то написал (Ин. 19, 22). Так же резко ответил и теперь Пилат на просьбу приказать охранять гроб: имеете стражу; пойдите, охраняйте, как знаете (Мф. 27, 65). Говоря так, Пилат, конечно, подразумевал ту стражу из римских воинов, которая охраняла порядок при храме. С другой стороны, если бы синедрион действительно имел свой еврейский отряд воинов, то несомненно, что воины этого же отряда были бы посланы синедрионом и в Гефсиманский сад взять Иисуса под стражу; и тысяченачальник , явившийся с воинами в этот сад (Ин. 18, 12) был бы тоже тысяченачальником того же еврейского войска. Но одно уже слово " тысяченачальник " , то есть командующий тысячным отрядом воинов, доказывает всю неправдоподобность такого предположения. Евреи постоянно бунтовали против римской власти, особенно в дни своей пасхи; и потому нет ни малейшего основания предполагать, что римляне позволили им иметь в Иерусалиме свое собственное войско, да еще в таком значительном составе. Такой непростительной ошибки никогда не сделало бы римское правительство, умевшее держать в строгом подчинении покоренные народы.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=100...

   001    002   003     004    005    006    007    008    009    010