Формирование монастырской б-ки (прежде всего путем переписки книг) происходило (особенно на раннем этапе) в тесном взаимодействии с книжными собраниями и скрипториями московских и подмосковных (прежде всего Троице-Сергиева, а с рубежа XV и XVI вв. и Иосифова Волоколамского) общежительных монастырей, а также, вероятно, и с митрополичьими обителями. На это указывают, в частности, кирилло-белозерские списки с рукописей аскетического содержания, переписанные русскими писцами в К-поле и на Афоне в посл. четв. XIV-XV в. ( Кистерев. 2001). Сохранилось более 40 рукописных книг, датируемых 1-й четв. XV в., в их числе - «Христофорово» Евангелие (1416-1417), выполненное «каллиграфическим полууставом» (см.: Вздорнов Г. И. Искусство книги в Др. Руси: Рукописная книга Сев.-Вост. Руси XII - нач. XV в. М., 1980. 103). Старец Христофор также был переписчиком книг ( Турилов. 2004). Др. известным книжником в это время был Мартиниан ( Шевченко. 1991; Турилов. 2004). В 1-й пол. XV в. в создании рукописей принимал участие и монастырский дьяк Олешко Павлов (или Палкин). В сер. XV в., при игум. Трифоне, в К. Б. м. была составлена особая (в отношении учительной части) редакция Пролога Стишного (неполный комплект - РНБ. К-Б. 1/1240. Дек.-февр. (1452); Соф. 1353. Июнь-авг.), вероятно с использованием более ранней, Троицкой редакции (Предварительный сводный каталог церковнославянских проложных текстов/Сост.: М. В. Чистякова. Вильнюс, 2013. Т. 1: Сент.). Не позднее 60-х гг. XV в. здесь же, возможно, было написано «Сказание о болгарской и сербской патриархиях», обосновывающее автокефалию Русской Церкви ( Белякова Е. В. Обоснование автокефалии в рус. Кормчих//Церковь в истории России. М., 2000. Сб. 4. С. 139-161). Во 2-й пол. XV - нач. XVI в. насельником обители был знаменитый книжник иером. Евфросин . Некоторое время в К. Б. м. трудился над написанием Жития прп. Кирилла знаменитый книжник Пахомий Логофет. На рубеже XV и XVI вв. известным книжником был бывш. игум. мон-ря Гурий (Тушин) . По данным монастырской описи кон. XV в., в Успенском соборе было 213 книг, не считая тех, к-рые находились в кельях. Опись сохранилась в небольшом сборничке (РНБ. Кир.-Бел. 101/1178) и состоит из 3 разделов: «инвентарь» (перечисление книг по названию), «черняк» (описание 41 книги с раскрытием содержания) и «беловик» (наиболее систематическое описание 24 сборников с указанием содержащихся произведений и количества листов) ( Никольский. Описание рукописей. 1897; Зарубин Н. Н. Очерки по истории библиотечного дела в Др. Руси: Применение форматного принципа к расстановке книг в древнерус. б-ках и его возникновение//Сб. Рос. Публичной б-ки. Пг., 1924. Т. 2. Вып. 1. С. 190-229; Шибаев. 2007; Он же. 2008).

http://pravenc.ru/text/1840459.html

Ягныш Михаил Баранов сын Овцын [см. Баран, Овца], 1500 г., Новгород Ягнятев Семен Гаврилович, 1596 г., Коломна Ягода Иван, конец XV в., Новгород Ягренева Анна, вотчина в Переяславле у Переяславского озера, где ныне село Ягренево, начало XV в.; Ягреневы, вотчинники, XV в. и позже, Переяславский уезд Ягункин Пятуня, царский конюх, 1573 г. Ядренкин Василий, подьячий, 1663 г., Москва Ядучевы см. Адучевы Ядыкины , крестьяне, 1628 г., Белев Ядыш Каловский [см. Каловский], помещик, 1608 г., Нижний Новгород Язвецов Лука, послух, 1420 г., Радонеж; Иван Федорович, середина XVI в., Рязань Язвец – барсук Язка Иван Михайлович Годунов [см. Годуй], умер перед 1597 г. Языков Никифор Иванович с братьями, конец XV в. (1495 г.), Новгород; Бундо [см. Бундо] Языков, дворянин, 1498 г.; Андрей Языков, писец, 1540 г., Владимир; в XVI в. и позже несколько фамилий разного происхождения в Дмитрове, Муроме, Арзамасе, Новгороде и других городах [см. Бунд, Любава, Небрат, Неведом, Пасмур] Яичная Уха Михаил, бортник, 1612 г., Нижний Новгород Яйцов Гаврило Григорьевич, вторая половина XV в., Кашин Яковцовы Роман и Семен Яковлевичи, XVI в., Коломна и Кашира Якушкин Третьяк [см. Третьяк] Григорьевич, 1550 г., Псков; Иван Данилович, 1577 г., Коломна; Иван Яковлевич, 1606 г. Якшило Яков, митрополичий слуга, середина XV в.; от него – Якшиловы; Неклюд [см. Неклюд] Семенович Якшилов, 1507 г. Якши – добро, хорошо (татар.) Ср. современное – якшаться Якшин Петр, 1640 г., Белоозеро Якша, Яхно – Иаков, Яков Ялец, Яльцев : Андрей Игнатьевич Ялец Беклемишев [см. Беклемиш], первая половина XVI в.; Яков Яльцев, помещик, конец XV в. (1495 г.), Новгород Яман Семен Игнатьев, слуга Калязина монастыря, конец XV в.; Федор Семенов Яманов, слуга Калязина мона стыря, 1539 г. Яман – 1) клич сдачи – пощады; 2) дурной, худой (татар.); 3) домашний козел Ян, Янов : Иван Ян Мусоргский Монастырев [см. Монастырь, Мусорга], конец XV в.; кн. Иван Андреевич Ян Ростовский, середина XV в.; от него – князья Яновы-Ростовские; Николай Янов, турчанин, помещик, 1560 г., Владимир; Осип Янов, казнен в опричнине; его сыновья Федор и Василий, дьяки, конец XVI в.

http://azbyka.ru/otechnik/Spravochniki/o...

7 . еще два (неполных) сборника поучений на разные дни и праздники из святого Златоуста и других, в списках XIV-XV в. Три последние сборника составлены несомненно у нас в России, потому что наряду с творениями древних учителей Церкви заключают в себе и сочинения русских писателей – Феодосия Печерского , Кирилла Туровского и некоторых безымянных 2796 . Жития святых. Прологи, Патерики: 1. жития святых числом до 25, писанные в 1431 г. на Афоне иноком русским Афанасием и потом переписанные по повелению игумена Троицко-Сергиева монастыря Зиновия (1432–1443); 2 . жития: Нифонта и Феодора Студита , писанные около 1250 г., Симеона Столпника, писанное в 1296 г., Епифания Кипрского в списке XIV в., Панкратия Тавроменийского в списке XIV в. Варлаама и Иоасафа Индийских в двух списках XIV и XV вв., Иоанна Златоустог о, Андрея Юродивого в отдельных списках XV в. 2797 ; 3 . Прологи, более двадцати книг, в списках XIII, XIV и XV вв. 2798 ; 4 . Патерик азбучный в списке конца XIV и трех списках XV в.; 5 . Патерик Скитский в списках 1296 г. и XV в.; 6 . Патерик Римский, или повести о жительстве святых отцов, святого Григория Двоеслова , папы Римского, в двух списках XIV и XV вв.; 7 . Патерик Египетский в списке начала XV в. 2799 Сочинения и сборники смешанного содержания. В числе этих сборников одни несомненно составлены в Греции, по крайней мере, не содержат в себе русских статей, а другие составлены в России, потому что наряду со статьями древних учителей Церкви заключают в себе и статьи русские, хотя немногие. К сборникам первого рода относятся: 1 . обширное сочинение Никона Черногорца (XI в.) самого разнообразного содержания: и догматического, и нравственного, и аскетического, и обрядового, и канонического. В сочинении этом две отдельные части, которые большею частию и переписывались отдельно как два особые сочинения. Одна называется Пандекты, состоит из 63 Слов и известна в списке 1296 г., в четырех списках XIV и трех XV в. Вторая – Тактикон, или Типикон, содержит 40 Слов и известна в списке 1397 г. и трех списках XV в. В сочинении Никона Черногорца приводится бесчисленное множество мест и отрывков из весьма многих древних писателей Церкви, так что предки наши, читая одно это сочинение, могли знакомиться со многими отцами и учителями, творения которых еще не были переведены на славянский язык 2800 ;

http://azbyka.ru/otechnik/Makarij_Bulgak...

Б51 Волканово Евангелие-апракос XII в., Импер. Публ. библ. F. п. I. 82 (из собр. преосв. Порфирия). Б52 Оршанское Евангелие-апракос XIII в., Церковно-археолог. Музея при киевской дух. акад. 44. Б53 Евангелие-апракос XIV в. 181 л. библ. Киево-Печерской Успенской Лавры. Б54 Евангелие-апракос XIII в., 131 л. Ярославского Архиерейского дома. Б55 Евангелие-апракос XIV–XV в., 159 л., Общества археологии, истории и этнографии при Импер. казанском университете.   III. Третьей редакции В Чудовская рукопись Нового .Завета, усвояемая, по преданию, святителю Алексию, XIV в., хран. в ризнице Московского Чудова монастыря. В1 Четвероевангелие, усвояемое преп. Никону Радонежскому чудотворцу, XIV в., хран. в ризнице Троице-Сергиевой Лавры, 1. В2 Четвероевангелие XIV в. Импер. Публ. библ. О. п. I. 1 (из собр. гр. Ф. А. Толстова). IV. Четвертой редакции Г Константинопольское четвероевангелие 1383. г., Моск. Синод, библ. 26–742. Г1 Четвероевангелие, усвояемое преп. Никону Радонежскому чудотворцу, XIV в., библ. московской дух. акад. 138 (фундам.). Г2 Библия 1499 г., Моск. Синод, библ. 1–915. Г3 Четвероевангелие XV в., библ. московской духовной академии 1 (фундам.). Г4 Четвероевангелие XV в., библ. моск, духовн. акад. 2 (фундам.). Γ5 Четвероевангелие XV в., библ. моск, духовн. акад. 3 (фундам.). Г6 Четвероевангелие XV в., библ. моск, духовн. акад. 17 (Волокол.). Г7 Евангелие-апракос, XIV–XV в. хран. в ризнице Троице-Сергиевой Лавры, 5. Г8 Евангелие-апракос ок. 1392 г., хран. в ризнице Троице-Сергиевой Лавры, 6. Г9 Четвероевангелие XIV–XV в., хран. в ризнице Троице-Сергиевой Лавры, 7. Γ10 Четвероевангелие 1472 г., библиотеки Троице-Сергиевой Лавры, 66–14. Г11 Евангелие-апракос XIV–XV в., Успенской ц. Клементьевского прихода в Сергиевом Посаде, Моск. губ. 1 Четвертая редакция раньше разделилась мною на две: русскую, содержащуюся в Константинопольском Евангелии 1383 г. и русско-болгарскую, содержащуюся в полном списке Библии 1499 г. и в бумажных рукописях XV–XVI в. В виду того, что все главные особенности последней, русско-болгарской редакции содержатся уже в четвероевангелии Константинопольском, ныне нахожу более целесообразным слить эти две редакции в одну, принять за основной список Константинопольское четвероевангелие 1383 г.

http://azbyka.ru/otechnik/Grigorij_Voskr...

Чернава Мавра, холопка, 1603 г., Новгород; Чернавка, холопка Тимофея Волынского, 1541 г.; Чернава Максим, крестьянин, 1624 г., Курмыш Ср. в сказках – девка-чернавка Чернев Зиновий, послух, жонец XV в., Московский уезд Черней Фомин, крестьянин, 1530 г., Рязань Чернец, Чернцов : Чернец Иванович Паюсов [см. Паюсовы], конец XV в. (1493 г.), Новгород; Чернцовы, XVI в. и позже, Бежецк Черник Василий, крестьянин, 1624 г., Нижний Новгород; Черник Иванов, крестьянин, 1606 г., Белев Черница Александрович Безобразов [см. Везобраз], 1495 г.; у него брат Беляница [см. Беляница] Черниченков Павел, посадский человек, 1624 г., Тверь Чернобаев Иван, крестьянин, 1564 г., Заонежье Чернобесов Протасий Мартинов, крестьянин, первая половина XV в., Кострома; Чернобесовы, крестьяне, середина XV в., Нерехта Костромского уезда Чернобровкин Григорий, 1617 г., Углич Черногубов Злоба [см. Злоба] Прокофьевич, 1534 г., Соль Галицкая Черногуз Иван, крестьянин, конец XV в., Новгород Черносвитовы , 1628 г. 106 Черносовка ( Черная Совка ) кн. Михаил Иванович Засекин [см. Засека], 1502 г. Чернуха Ефремов, посадский человек, конец XVI в., Устюжна [см. Солганко] Черный – очень распространено в XV в. и позже [см. Тарабыка] Чернышев Василий Ширяев [см. Ширяй], помещик, 1577 г., Коломна [ср. Уваровы] Чернятин Алешка, крестьянин, 1642 г., Тихвин Чернятинские , князья, отрасль рода тверских князей [см. Шах]. Фамилия от села Чернятина в Твери Черт, Чертов : Михаил Глебович Черт Шукаловский [см. Шукал], вторая половина XV в.; Иван Григорьевич Черт Каменский [см. Каменский], первая половина XV в.; Михаил Алексеевич Черт Стромилов [см. Стромило], середина XV в.; от него – Чертовы, фамилия митрополичьих слуг [см. Лыско, Чертенок, Шолох] Чертанов Иван Федорович, 1563 г., Ярославль Чертенок Василий Михайлович Шукаловский [см. Шукал] Всеволож, сын Михаила Черта [см.Черт], писец, 1493 г., Ростов; кн. Алексей Григорьевич Долгорукий [см. Долгорукий], вторая половина XVI в. Чертовские , помещики, 1545 г. и позже, Новгород [см. Шишка]

http://azbyka.ru/otechnik/Spravochniki/o...

Син. 840, 1-я треть XV в.; 838, 1386 г.; РНБ. Соф. 127, кон. XIII - нач. XIV в.; РГБ. Муз. 364, 1343 г.; Вол. 2, кон. XIV - нач. XV в.), «болгарскую» (РНБ. Соф. 125, нач. XV в.; 128, XIV в.; ГИМ. Син. 538, 1-я пол. XV в.) и «древнерусскую», т. е. смешанную (РГАДА. Тип. 73, XV в.; 78, кон. XIV- нач. XV в.; 80, 2-я пол. XII в.; 81, XV в.; 83, кон. XIV - нач. XV в.; ГИМ. Син. 837, 1369 г.) ( Лозовая. 2009. С. 75-82). Два древнейших древнерус. П. сохранились лишь фрагментарно: в Национальном музее во Львове им. митр. Андрея Шептицкого (Q. 404/31333, нач. XII в., 3 листа) и в Российской государственной б-ке (Ф. 178. 11074, 2-я пол. XII в., 1 лист). Особенностью П. (как и Шестодневов) было наличие особых циклов кратких припевов по 9-й песни канона, к-рые назывались похвалами и имели двойное посвящение - Пресв. Богородице и теме седмичной памяти ( Крашенинникова. 2006. С. 366-367). В древнерус. Студийско-Алексиевском уставе упоминания о П. известны только по поздним спискам (ГИМ. Син. 333, 1398 г.; 905, XV в.). Ряд канонов апостолам Петру и Павлу, св. Иоанну Предтече, Пресв. Богородице, помещенных в древнерусских (РНБ. Соф. 125, 128), болгарских (нижний слой палимпсеста Vat. Barber. gr. 388, XIII-XIV вв.) и сербских (РНБ. Q. п. I. 54, кон. XIII - нач. XIV в.; ГИМ. Увар. 521, нач. XIV в.) П., написан свт. Климентом Охридским († 916), имя к-рого содержится в акростихах 8-й и 9-й песней. Нек-рые особенности текстов этих канонов позволяют предположить, что формирование 1-й редакции слав. П. завершилось в Болгарии к 895-896 гг. Вероятно, именно эта редакция П. и др. разновидностей Октоиха распространилась в Др. Руси вскоре после ее Крещения, в Болгарии же - в X - 2-й трети XI в. Впосл. П. испытал влияние греч. студийской практики, и ряд песнопений свт. Климента был вытеснен канонами прп. Иосифа Песнописца ( Крашенинникова. 2006. С. 379-382). Лит.: Husmann H. Hymnus und Troparion: Stud. zur Geschichte der musikalischen Gattungen von Horologion und Tropologion//Jb. d. Staatl. Inst.

http://pravenc.ru/text/2578971.html

Строительную деятельность И. необходимо воспринимать в контексте деятельности др. Новгородских архиепископов, в первую очередь архиеп. Евфимия II. Строительство И. в Отенском мон-ре деревянной трапезной с ц. свт. Николая Чудотворца аналогично возведению архиеп. Евфимием II деревянной ц. св. Иоанна Златоуста в Лисицком монастыре (1457). Сооружение остальных построек Отенского мон-ря также соотносится со строительством архиеп. Евфимия II в Вяжищах. Традиционным было и возведение только что хиротонисанным владыкой церкви на владычном дворе, а также его участие в реконструкции новгородских крепостей. Следует подчеркнуть особую преемственность в типах создаваемых построек: как и архиеп. Евфимий II, И. строил и монастырские храмы с трапезными палатами, и надвратные храмы (не только на владычном дворе, но и в Детинце и в Вяжищах). Изобразительное искусство времени И., для к-рого характерно господство камерных форм и лирических интонаций, противопоставляется масштабному, активному искусству времени архиеп. Евфимия II ( Смирнова. 1994. С. 62, 92, 97). В области архитектуры в 60-х гг. XV в. также заметна тенденция к строительству небольших монастырских храмов: достаточно отметить, что из больших церквей в 60-х гг. XV в. были возведены только 2 храма: ц. вмч. Димитрия на Славковой ул. и Воскресения на Мячине. Новгородская архитектура во 2-й пол. XV в. шла по пути создания все более камерных построек: уменьшались размеры храмов, их внутреннее пространство становилось более тесным. При этом упрощение форм не допускалось, а происходило «сжатие»: небольшому храмовому объему придавались цельность и компактность. Наиболее ярко это проявляется в ц. прав. Симеона Богоприимца Зверина монастыря и в ц. свт. Николая Чудотворца в Гостинополье. В то же время небольшие монастырские храмы строились и в 30-50-х гг. XV в., поэтому вряд ли можно однозначно говорить о повороте в культурной политике с кон. 50-х гг. XV в. Построенные И. церкви не отличаются от остальных памятников храмовой архитектуры Новгорода 60-х гг. XV в. Храмы, возведенные в 1458-1470 гг., можно условно разделить на 2 группы: церкви «на старой основе», в той или иной степени повторяющие планировочное и объемно-пространственное решение храма-предшественника, и «новые» храмы, архитектурная композиция к-рых уже целиком связана с развитием новгородского зодчества XV в. При этом перестроенные церкви имеют мн. черты, свойственные «новым» храмам, прежде всего декор, характерный для памятников XV в. Т. о., в последний период развития новгородской архитектуры наблюдается нек-рое смешение, переплетение 2 основных стилистических линий, характерных еще для архитектуры 40-50-х гг. XV в.: при сохранении общей типологии, свойственной храму-предшественнику, «храмы на старой основе» обретают черты «новой» архитектуры.

http://pravenc.ru/text/578254.html

Содержание и тон письма ясно показывают, как изменился к концу правления И. В. характер его отношений с духовными лицами. 27 окт. 1505 г. вел. князь скончался, а в янв. следующего года на главные рус. кафедры были поставлены представители духовенства, сопротивлявшиеся политике вел. князя: Новгородскую кафедру занял игум. Троице-Сергиева мон-ря Серапион, которого прославляли в духовной среде за смелое противостояние И. В. на Соборе 1503 г., Ростовским архиепископом стал брат прп. Иосифа Волоцкого Вассиан II (Санин) Лит.: Пресняков А. Е. Образование Великорус. гос-ва. Пг., 1918. М., 1998; Казакова Н. А., Лурье Я. С. Антифеодальные еретические движения на Руси XIV - нач. XVI в. М.; Л., 1955 (по указ.); Черепнин Л. В. Образование рус. централизованного гос-ва в XIV-XV вв. М., 1960; Бернадский В. Н. Новгород и Новгородская земля в XV в. М.; Л., 1961; Каштанов С. М. Социально-полит. история России кон. XV - 1-й пол. XVI в. М., 1967; он же. Финансы средневек. Руси. М., 1988; Аграрная история северо-запада России: 2-я пол. XV - нач. XVI в. Л., 1971; Казакова Н. А. Русско-ливонские и русско-ганзейские отношения: Кон. XIV - нач. XVI в. Л., 1975; Флоря Б. Н. О путях полит. централизации Рус. гос-ва: (На примере Тверской земли)//Об-во и гос-во феодальной России. М., 1975. С. 287-298; Хорошкевич А. Л. Рус. гос-во в системе междунар. отношений кон. XV - нач. XVI в. М., 1980; Зимин А. А. Россия на рубеже XV-XVI ст. М., 1982; Назаров В. Д. Свержение ордынского ига на Руси. М., 1983; он же. «Любосоветный самодержец»// Сахаров А. Н., Назаров В. Д., Боханов А. Н. Подвижники России: Ист. очерки. М., 20063. С. 147-168; Кобрин В. Б. Власть и собственность в средневековой России (XV-XVI вв.). М., 1985; Алексеев Ю. Г. Освобождение Руси от ордынского ига. Л., 1989; он же. Государь всея Руси. Новосиб., 1991; он же. Под знаменами Москвы. М., 1992; Лурье Я. С. Иван III Васильевич//СККДР. Вып. 2. Ч. 1. С. 369-371 [Библиогр.]; он же. Две истории Руси XV в. СПб., 1994; Соловьев С. М. Сочинения в 18 кн. М., 1989. Кн. 3. Т. 5/6; Кром М. М. Меж Русью и Литвой. М., 1995; Карамзин. ИГР. 1998. Т. 6; Успенский Б. А. Царь и патриарх: Харизма власти в России: (Визант. модель и ее рус. переосмысление). М., 1998 (по указ.); Алексеев А. И. Под знаком конца времен. СПб., 2002; он же. Заметки о религиозности Ивана III//Исследования по истории средневек. Руси: К 80-летию Ю. Г. Алексеева: Сб. ст. М.; СПб., 2006. С. 187-201; Плигузов А. И. Полемика в Рус. Церкви 1-й трети XVI ст. М., 2002 (по указ.); Борисов Н. С. Иван III. М., 20063; Мат-лы междунар. науч. конф. «Иван III и проблемы рос. государственности», 25-26 нояб. 2005. [СПб.], 2006. (Тр. кафедры истории России с древнейших времен до XX в.; 1); Скрынников Р. Г. Иван III. М., 2006; Тарасов А. Е. Религиозные аспекты политики моск. князей во 2-й пол. XV - 1-й трети XVI в.: АКД. М., 2007; Абеленцева О. А. Митр. Иона и установление автокефалии Рус. Церкви. М.; СПб., 2009 [Библиогр.].

http://pravenc.ru/text/469780.html

Известно 9 греч. списков Жития Г. С., древнейший из к-рых, написанный в XIV в., сохранился фрагментарно (Ioannina. Coll. Matsouki. S. N., Fol. 451v - 453r). К XV в. относится список из Великой Лавры (Ath. Laur. I 117, Fol. 224r - 257v), к рубежу XV и XVI вв.- список из афонского Пантелеимонова мон-ря (Ath. Pant. 173, Fol. 63r - 124v), к XVI в.- список ГИМ. Син. греч. 293 (Fol. 7r - 40r). Остальные списки Жития датируются XVII - нач. XIX в. Очень быстро, уже в 3-й четв. XIV в., Житие Г. С. было переведено на слав. язык. Перевод был осуществлен, по всей видимости, вместе со сборником сочинений Г. С. (подобно Житию прп. Иоанна Лествичника ) и бытовал в слав. письменности преимущественно в таком виде. Только в слав. версии присутствует пространное описание кончины преподобного. Слав. перевод Жития Г. С. сохранился в значительном числе списков - 22 (их каталог и описание составлены А. Деликари ( Δεληκρη. 2004. Σ. 199-213). Древнейшие болг. списки хранятся в Зографском мон-ре 214, 2-я пол. XIV в. (водяные знаки 1371-1385 гг.), РНБ. Погод. 1282, 1-я четв. XV в., РНБ. Соф. 1366, XV в. К 1479 г. относится 1-й датированный серб. список в составе «Панегирика» Владислава Грамматика (Рильский мон-рь. 4/8 (61)). Наиболее ранние рус. списки, содержащие Житие,- ГИМ. Син. 923, 1-я четв. XV в., РГБ. Троиц. 748 (1647), XV в., РГБ. Троиц. 186 (1866), XV в., РГБ. Троиц. 116 (91), кон. XV в., НБ МГУ. 2 Ci 295, ок. 1500 г., ГИМ. Епарх. 348 (502), кон. XV - нач. XVI в. Сборники сочинений Г. С. с его Житием имелись в б-ках крупнейших мон-рей XVI-XVII вв., но в небольшом количестве: в Иосифо-Волоколамском мон-ре, по описи 1545 г., хранился 1 список (КЦДР: Иосифо-Волоколамский мон-рь. 1991. С. 31), в Соловецком мон-ре книга с Житием появилась между 1582 и 1597 гг. (Описи Соловецкого мон-ря XVI в. СПб., 2003. С. 160), в Кирилло-Белозерском мон-ре в описи 1601 г. значилось 3 списка (Опись строений и имущества Кирилло-Белозерского мон-ря 1601 г. СПб., 1998. С. 124-125), 2 из к-рых приходятся на время прп. Нила Сорского (РНБ. Кир.-Бел. 89/214 и 120/245). Иконы с изображением Г. С. в монастырских описях не упоминаются.

http://pravenc.ru/text/168073.html

Лит.: Vitale V. Il dominio della parte guelfa in Bologna, 1280-1327. Bologna, 1901; Chone H. Die Handelsbeziehungen Kaiser Friedrichs II. zu Seestädten Venedig, Pisa, Genua. B., 1902; Luchaire A. Innocent III. P., 1905-1908. Farnborough, 1969 2. 6 vol.; Hessel A. Geschichte der Stadt Bologna von 1116 bis 1280. B., 1910; Sthamer E. Dokumente zur Geschichte der Kastellbauten Kaiser Friedrichs II. und Karls I. von Anjou. Lpz., 1912-1926. 2 Bde; Abbeg E. Die Politik Mailands in den ersten Jahrzehnten des 13. Jh. Lpz., 1918; Hampe K. Papst Innocenz IV. und die sizilische Verschwörung von 1246. Hdlb., 1923. (SHAW; 8); Hagemann W. Die Entstehung der Scaligersignorie in Verona (1259-1304). B., 1937; Scivoletto N. Fra Salimbene da Parma e la storia politica e religiosa del sec. XIII. Bari, 1950; Pontieri E. Ricerche sulla crisi della monarchia siciliana nel sec. XIII. Napoli, 1958; Gracco G. Società e stato nel medioevo Veneziano: Sec. XII-XIV. Venezia, 1965; idem. La chiesa di Venezia nei sec. XI-XIII/Ed. F. Tonon. Venezia, 1988; Cognasso F. Il Piemonte nell " età sveva. Torino, 1968; La guerra del Vespro siciliano/Ed. M. Amari, F. Giunta. Palermo, 1969; Абрамсон М. Л. Южная Италия, XI-XIII вв.//История Италии/Под ред. С. Д. Сказкина. М., 1970. Т. 1. С. 130-199; она же. Сицилийское королевство как особый вариант гос. структуры в Зап. Европе//СВ. 1994. Вып. 57. С. 3-16; Баткин Л. М. Период городских коммун//История Италии. М., 1970. Т. 1 С. 200-272; Kamp N. Kirche und Monarchie im staufischen Königreich Sizilien. Münch., 1973. Bd. 1: Prosopographische Grundlegung: Bistümer und Bischöfe des Königreichs, 1194-1266; idem. Der Episkopat und die Monarchie im staufischen Königreich Sizilien//QFIAB. 1984. Bd. 64. S. 84-115; Paolini L., Orioli R. L " eresia a Bologna fra XIII e XIV sec. R., 1975. 2 vol.; Bowsky W. M. A Medieval Italian Commune: Siena under the Nine, 1287-1355. Berkeley, 1981; Housley N. J. The Italian Crusades: The Papal-Angevin Alliance and the Crusades against Cristian Lay Powers, 1254-1343.

http://pravenc.ru/text/2033697.html

   001    002    003    004    005    006    007    008    009   010