Алпатов. М., 1971. С. 103-124; [Горина Т. Н. ] Даниил Черный//Художники народов СССР: Биобиблиогр. словарь. М., 1976. Т. 3. С. 282-283; Смирнов В. , псевд. [Брюсова В. Г. ], Вольгин А. , псевд. [Андроник (Трубачёв), игум. ]. Прп. Андрей Рублёв, иконописец//ЖМП. 1980. 7. С. 69-79; Сергеев В. Н. Рублёв. М., 1981, 19862, 19903, 1994; Троица Андрея Рублёва: Антология/Сост.: Г. И. Вздорнов. М., 1981, 19892; Лелекова О. В. , Наумова М. М. Состояние и проблема реставрации росписей 1408 г. в Успенском соборе Владимира//Проблемы реставрации памятников монумент. живописи: Сб. науч. трудов. М., 1987. С. 65-86; Житие прп. Андрея Рублёва//Канонизация святых: Поместный собор РПЦ, посвящ. юбилею 1000-летия крещения Руси: ТСЛ, 6-9 июня 1988 г. М., 1988. С. 51-59; M ü ller L. Die Dreifaltigkeitsikone des Andréj Rubliów. Münch., 1990; Попов Г. В. Андрей Рублёв: Явление мастера: О творчестве художника ок. 1400 г.//Человек. 1992. 2. С. 119-132; он же. Андрей Рублёв. М., 2002; он же. Андрей Рублёв. М., 2007; Служба с житием преподобным Андронику, Савве, Александру чудотворцам, преподобным Андрею Рублёву и Даниилу Черному иконописцам. М., 1995; Филатов В. В. Описание фресок собора Успения на Городке в Звенигороде: (Нов. открытия)//ДРИ. СПб., 1995. [Вып.:] Балканы. Русь. С. 379-410; Дудочкин Б. Н. Андрей Рублёв: Мат-лы к изучению биографии и творчества. М., 2000; он же. Андрей Рублёв: Биография. Произведения. Источники. Лит-ра//Худож. культура Москвы и Подмосковья XIV - нач. XX в. М., 2002. С. 300-421. (Тр. ЦМиАР; 2); Лелекова О. В. Консервация и исслед. иконостаса Троицкого собора ТСЛ//Троице-Сергиева Лавра в истории, культуре и духовной жизни России: 2-я междунар. конф.: Тез. докл. Серг. П., 2000. С. 50-52; Smirnova E. Il XV e il primo terzo del XVI sec.: formazione d. scuola nazionale//La pittura russa/A cura di E. Smirnova. Mil., 2001. Т. 1. P. 341-382; Осташенко Е. Я. Андрей Рублёв: Палеологовские традиции в моск. живописи кон. XIV - 1-й трети XV в. М., 2005; Попова О. С. Андрей Рублёв//БРЭ.

http://pravenc.ru/text/171187.html

Лит.: Снегирев И. М. Древности Рос. гос-ва. М., 1849. Отд. 1. 15; Покровский Н. В. Сийский иконописный подлинник/ОЛДП. СПб., 1897. Вып. 3. С. 120. (ПДПИ; 122); RBK. Bd. 2. Sp. 1061; Антонова, Мнева. Каталог. Т. 1. С. 17; Т. 2. С. 35, 56, 80, 372. Ил. 9; Николаева Т. В. Древнерус. мелкая пластика XI-XVI вв. М., 1968. Табл. 72; Менолог. С. 193, 195, 201, 204, 364, 369; Лазарев В. Н. Страницы истории новгородской живописи: Двусторонние таблетки из собора св. Софии в Новгороде. М., 1977. Табл. 20; Смирнова Э. С., Лаурина В. К., Гордиенко Э. А. Живопись Вел. Новгорода: XV в. М., 1982. 63 (20б). С. 301-320, 518; Зонова О. В. О ранних алтарных фресках Успенского собора//Успенский собор Моск. Кремля: Мат-лы и исслед./Отв. ред.: Э. С. Смирнова. М., 1985. С. 70, 72. Ил. 21; Лифшиц Л. И. Монументальная живопись Новгорода XIV-XV вв. М., 1987. С. 502, 518. Ил. 167, 168; LCI. Bd. 7. Sp. 474-476; Иконопись Палеха: Из собр. МПИ. М., 1994. С. 37, 135, 146. Табл. 30; Евсеева. Афонская книга образцов. С. 60, 197, 270; М. Uлycmpaцuje патеричких прича у припрати Хиландарског католикона//Осам векова Хиландара: Ucmopuja, духовни живот, уметност и архитектура: науч. скуп. Окт. 1998. Београд, 2000. С. 505-537; Пивоварова Н. В. Фрески ц. Спаса на Нередице в Новгороде: Иконогр. программа росписи. СПб., 2002. С. 142. Ил. 152, 182; Meinardus O. F. A. Two Thousand Years of Coptic Christianity. N. Y.; Cairo, 2002. P. 155-170, 192, 193; Zibawi M. L " arte copta: L«Egitto cristiano dale origini al XVIII sec. Mil., 2003. P. 64, 87, 136, 158-159, 203, 212; Иконы Вел. Новгорода XI - нач. XVI в.: Кат. М., 2008. С. 89-99, 354-356, 359-360, 363, 389. Кат. 3, 60; Сарабьянов В. Д. Образ монашества в росписях Спасской ц. Евфросиньева мон-ря//Гicmopыя i apxeaлoriя Полацка i Полацкай зямлi: Мат-лы V Miжhap. навук. конф. Полацк, 2009. С. 152-176; он же. Спасо-Преображенская ц. Евфросиньева мон-ря и ее фрески. М., 2009; Филатов В. В., Камчатнова Ю. Б. Наименование и надписи на иконных изображениях: Справ. для иконописцев. М., 20093. С. 231.

http://pravenc.ru/text/Макария ...

1: Die mittelalterischen Hymnenmelodien des Abendlandes. Basel, 1956. (MMMA; 1); Die liturgischen Hymnen in Schweden. Bd. 2/Ed. by C. A. Moberg, A.-M. Nilsson. Tl. 1: Die Singweisen und ihre Varianten; Tl. 2: Abbildungen ausgew. Quellenhandschriften. Uppsala, 1991. (Acta univ. Upsaliensis. Studia musicological Upsaliensia. N. S.; 3); Waddell C. The 12th-Cent. Cistercian Hymnal. Trappist (Kentucky), 1984. 2 vol.; idem. Hymn Collections from the Paraclete. Trappist, 1987-1989. 2 vol.; Hymnarium oscense: [Catedral de Huesca] (s. XI)/Ed. A. Durán, R. Moragas, J. Villareal. Zaragoza, 1987. 2 vol.; Lagnier E. Corpus musicae hymnorum augustanum. Aosta, 1991; Mele G. Psalterium-Hymnarium arborense: il manoscritto P. XIII d. Cattedrale di Oristano (sec. XIV/XV). R., 1994; Hymnen. Bd. 2: Hymnen aus spanischen Quellen/Hrsg. v. C. J. Gutiérrez. (MMMA; 10) (в печати); Milfull I. The Hymns of the Anglo-Saxon Church: A Study and Edition of the «Durham Hymnal». Camb., 1996. Изд. нем. гимнов: Luther M. Deudsche Messe und ordnung Gottis diensts. Wittemberg, 1526; idem. Geystliche Lieder/Ed. V. Babst. Lpz.:, 1545. 2 Tl.; Martin Luthers Deutsche geistliche Lieder/[Hrsg. v.] C. v. Winterfeld. Hildesheim, 1966r; Geistliches Gesangbüchlein: Wittenberg 1551: Lieder und Motetten die nur 1524, 1525 und 1544 im Wittenbergischen Gesangbüchlein enthalten oder in Handschriften und Drucken verstreut sind// Walter J. Sämtl. Werke. Kassel, 1955. Bd. 3; Neue deutsche geistliche Gesänge für die gemeinen Schulen. Wittenberg, 1544/Hrsg. v. J. Stalmann. Kassel, 1992. (Musikdrucke aus den Jahren 1538-1545 in prakt. Neuausg./G. Rhau; 11); Das Babstsche Gesangbuch von 1545/Faksimiledruck mit einem Geleitwort hrsg. v. K. Ameln. Kassel; L., 1988. (Doc. musicologica. R. 1; 38); Geistliche Deutsche Lieder D. Mart. Lutheri und Anderer frommen Christen ... mit 4 und 5 Stimmen nach gewönlicher Choral Melodien richtig... gesetzet. Frankfurt an der Oder, 1601; Geistliche Seelen-Musik: Bestehend in Betrachtungen u. Gesaengen/H.

http://pravenc.ru/text/Гимны.html

La 1769 erau practic tiprite toate capitolele filocalice ale lucrrii lui Nicodim Aghioritul, începând cu Sf. Simeon Noul Teolog, primul mare isihast tiprit integral în românete, cu mult înainte de a se tiprii în orice alt limb modern. Dar, pân la aceast realizare care încununeaz o perioad numit – spuneam – paisianism, a fost necesar mult munc i nu mai puin rugciune a inimii (sau a minii, dup Evagrie Ponticul). Care sunt deci primii isihati cunoscui la noi? Am spus ceva mai sus c, la noi, spiritualitatea isihast sau filocalic s-a introdus în secolul al XIV-lea, relativ imediat dup ce Sf. Grigorie Palama reuise s impun Bizanului doctrina energiilor necreate. Mitropolitul român Tit Simedrea arta 133 c existau isihati români printre chiar ucenicii Sf. Grigorie Sinaitul, de la Paroria i Kalifarevo (Bulgaria). O legtur special aveau rile noastre i cu Athosul în general, cu Cutlumuul în mod deosebit. Or, Athosul era tocmai “cuibul” isihasmului bizantin. De la Athos ne venise Nicodim i tot de la Athos ne-a venit stareul Hariton, protosul Sf. Munte, pentru a-i solicita domnului Vladislav I refacerea mnstiri Cutlumu unde vieuiau i muli români. Aa devine Cutlumuul ctitorie româneasc. Acelai isihasm era sprijinit de marii Patriarhi Calist i Filotei Kokinnos, acesta din urm el însui ucenic direct i biograf al Sf. Grigorie Palama ce polemizase cu concepia romano-catolic potrivit creia este posibil cunoaterea lui Dumnezeu prin raiune, tiin, cultur. Pentru noi, românii, figura cea mai apropiat este cea a lui Nicodim de la Tismana, reorganizator al monahismului i întemietor al mnstirilor de obte. Venise de la Athos, purtase coresponden teologic cu Eftimie al Târnovei, ucenic al unui alt mare isihast, Sf. Teodosie de Kalifarevo. Venirea lui Nicodim la noi a lsat urme adânci în Ortodoxia româneasc al crei monahism era acum proaspt reorganizat prin el. Încep s apar mnstiri cu via chinovitic, mnstiri care dureaz pân azi. Începe s se dezvolte o via monahal care va alimenta prin spiritualitatea ce-i este proprie cultura pe o perioad de cel puin cinci veacuri. i totul avea s fie produsul acestui curent isihast, care, din punct de vedere cultural, avea s însemne revalorificarea întregului tezaur patristic. Aa apar primele traduceri ale operelor Sf. Prini, chiar dac în slav 134 , în Moldova i ara Româneasc, chiar de la începutul sec. XV. Aproape tot ce s-a creat a fost sub impulsul acestui tip de trire isihast.

http://azbyka.ru/otechnik/molitva/isihaz...

SchalkMak G.Schalkhausser, Zu den Schriften des Makarios von Magnesia. Leipzig 1907 (Wortregister 211–218). [ca 400] SchartHaun B. Schartau, Codices Graeci Haunienses. Kopenhagen 1994. SchedeMyos J.Papademetriu, τ Σχδη το Μυς, in: Classical Studies presented to B.E.Perry. Urbana 1969,210–222. [s.XII] SchilHyp E.Schilbach, Die Hypotyposis der Katholikoi Kritai ton Rhomaion. BZ 61 (1968) 44–70 (Index S.70). [s.XIV] SchilMet E.Schilbach, Byzantinische metrologische Quellen. Thessalonike 21982. [großteils ersetzt durch GeomFisc] SchiroSched G.Schirò, La schedografia a Bisanzio nei sec. XI–XII e la scuola dei SS. XL martiri. BollGrott 3 (1949) 11–29. [s.XI–XII] SchmalzMed G.Schmalzbauer, Medizinisch-Diätetisches über die Podagra aus spätbyzantinischer Zeit. JÖB 23 (1974) 229–243 (Glossar 240–243). [s.XV] SchminckStud A.Schminck, Studien zu mittelbyzantinischen Rechtsbüchern. Frankfurt 1986. [s.IX–X] SchneidPol R.Schneider, Griechische Poliorketiker, II. Berlin 1908. [s.X] SchneidUrk F.Schneider, Mittelgriechische Urkunden für San Filippo di Gerace. Quellen u. Forschungen 10 (1907) 247–274. ScholAesch Scholia graeca in Aeschylum, I. II/2, ed. O.Langwitz Smith. Leipzig 1976.1982. ScholAeschD Aeschylus, Tragoedia, rec. G.Dindorf. T.III: Scholia graeca. Oxford 1851. ScholAeschin Scholia in Aeschinem, ed. M.R.Dilts. Stuttgart 1992. ScholApRh C.Wendel, Scholia in Apollonium Rhodium vetera. Berlin 21958 (Index 394–401). ScholAr Scholia graeca in Aristophanem, ed. F.Dübner. Paris 1877. ScholArat Scholia in Aratum vetera, ed. J.Martin. Stuttgart 1974. ScholAristid Scholia in Aristidem, ed. W.Dindorf, Aristides III. Leipzig 1829. ScholAristPol Scholien zu Aristoteles, in: O.Immisch, Aristotelis Politica. Leipzig 1909, 295–329. ScholArK Scholia in Aristophanem ed. edendave cur. W.J.W.Koster – D.Holwerda. I–IV. Groningen 1960–1996.– I/IA siehe ScholArProl, IV siehe TzetzAr.– I 2: Sch. vet. et Tricl. in Equites, ed. D.Mervyn Jones – N.G.Wilson. 1969; I 3,2: Sch. rec. in Nubes, ed. W.J.W.Koster. 1974; II 4: Sch. rec. in Lysistratam, ed. J.Hangard. 1996; III 1a: Sch. vet. in Ranas, ed. M.Chantry. 1999; III 1b: Sch. rec. in Ranas, ed. M.Chantry. 2001; III 4a: Sch. vet. in Plutum, ed. M.Chantry. 1994; 4b: Sch. rec. in Plutum, ed. M.Chantry. 1996.

http://azbyka.ru/otechnik/Spravochniki/l...

Изд.: Fabri F. Evagatorium in Terrae Sanctae, Arabiae et Egypti peregrinationem/Hrsg. C. D. Hassler. Stuttg., 1843-1849. 3 Bde; Ludolphi rectoris... in Suchem De Itinere Terrae Sanctae Liber/Ed. F. Deycks. Stuttg., 1851; Idem.: Ludolphus de Sudheim. De Itinere Terre Sancte/Éd. G. A. Neumann//Archives de l " Orient latin. P., 1884. T. 2. Documents. P. 305-377; Magistri Thietmari Peregrinatio/Ed. J. C. M. Laurent. Hamburg, 1857; Viaggi in Terra Santa di Lionardo Frescobaldi e d " altri del sec. XIV/A cura di C. Gargiolli. Firenze, 1862; Peregrinatores Medii Aevi Quatuor/Ed. J. C. M. Laurent. Lpz., 1864; Descriptiones Terrae Sanctae ex saeculo VIII. IX. XII. et XV/Ed. T. Tobler. Lpz., 1874; Itinera Hierosolymitana et descriptiones Terra Sanctae bellis sacris anteriora/Ed. A. Molinier, T. Tobler. Gen., 1879-1885. 2 vol.; Riant P. E. Exuviae sacrae Constantinopolitanae. Gen., 1877-1878. 2 t.; Œuvres de Ghillebert de Lannoy, voyageur, diplomate et moraliste/Ed. C. Potvin. Louvain, 1878; Libro d " oltramare di Fra Niccol ò da Poggibonsi/Publ. A. Bacchi della Lega. Bologna, 1881. 2 vol.; Le Voyage d " Outremer de Bertrandon de la Broqui è re premier écuyer tranchant et conseiller de Philippe le Bon, duc de Bourgogne (1432-1433)/Ed. C. Schefer. P., 1892; R ö hricht R. Le pèlerinage du moine augustinien Jacques de Vérone (1335)//Revue de l " Orient latin. P., 1895. Vol. 3. P. 155-302; Zweier deutscher Ordensleute Pilgerfahrten nach Jerusalem in den Jahren 1333 und 1346/Hrsg. F. Khull. Graz, 1895; Haskins C. H. A Canterbury Monk at Constantinople, c. 1090//EHR. 1910. Vol. 35. P. 293-295; Sinica Franciscana/Ed. A. van den Wyngaert. Quaracchi, 1929. Vol. 1: Itinera et relationes Fratrum Minorum saeculi XIII et XIV; Valentini R., Zucchetti G. Codice topografico della città di Roma. R., 1940-1953. 4 vol.; Liber S. Jacobi: Codex Calixtinus/Ed. W. M. Whitehill et al. Santiago de Compostela, 1944. 3 vol.; Kaeppeli T., Benoit P. Un pèlerinage dominicain inédit du XIVe siècle//RB. 1955.

http://pravenc.ru/text/1237723.html

Л., 1982; Итальянский гуманизм эпохи Возрождения: Сб. текстов/Пер. с лат. и коммент.: Н. В. Ревякина и др. Саратов, 1984; Martin Luther e il protestantesimo in Italia: Bilancio storiografico. Mil., 1984; Pievi e parrocchie in Italia nel basso Medioevo (sec. XIII-XV). R., 1984. 2 vol.; Сочинения итал. гуманистов эпохи Возрождения (XV в.)/Ред.: Л. М. Брагина. М., 1985; Ролова А. Д. Конец эпохи Возрождения в Италии: Специфика экономики и общества в XVI в. Рига, 1987; Gaspare Contarini e il suo tempo/A cura di F. Cavazzana Romanelli. Venezia, 1988; Il Concilio di Trento nella vita spirituale e culturale del Mezzogiorno tra XVI e XVII sec./A cura di G. De Rosa, A. Cestero. Venosa, 1988. 2 vol.; San Carlo Borromeo: Catholic Reform and Eccesiastical Politics in the Second Half of the 16th Cent./Ed. J. M. Headley, J. B. Tomaro. Wash., 1988; Vauchez A. Ordini mendicanti e società italiana (XIII-XV sec.). Mil., 1990; Vescovi e diocesi in Italia dal XIV alla metà del XVI sec. R., 1990. 2 vol.; Caponetto S. La Riforma protestante nell " Italia del Cinquecento. Torino, 1992; Баткин Л. М. Итальянское Возрождение: Проблемы и люди. М., 1995; Burke P. The Italian Renaissance: Culture and Society in Italy. Princeton, 19992; История лит-ры Италии: В 4 т. М., 2000. Т. 1: Средние века/Ред.: М. Л. Андреев и др.; Брагина Л. М. Итальянский гуманизм эпохи Возрождения: Идеалы и практика культуры. М., 2002; Бродель Ф. Средиземное море и средиземноморский мир в эпоху Филиппа II/Пер. с франц.: М. А. Юсим. М., 2002-2004. 3 т.; Romeo G. Inquisitori, esorcisti e streghe nell " Italia della Controriforma. Firenze, 2003 2; Краснова И. А. Война Восьми Святых и ее влияние на внутреннюю политику Флоренции//Образ войн и революций в исторической памяти. Пятигорск; Ставрополь; М., 2009. С. 270-289; она же. Горожанки Флоренции между семьей и монастырем: Индивидуальный выбор, брачные стратегии и социальное принуждение//Диалог со временем. М., 2010. Вып. 31. С. 124-153; Najemy J. M. Italy in the Age of the Renaissance: 1300-1550.

http://pravenc.ru/text/2033697.html

при ун-те функционирует Центр документации, в наст. время переименованный в Ин-т религ. исследований (Istituto per le scienze religiose di Bologna), в его б-ке хранится архив Ватиканского II Собора . Ист.: Denifle H. Die Statuten der Juristen Universität Bologna vom Jahre 1317-1347//ALKGMA. 1887. Bd. 3. S. 196-397; Chartularium Studii Bononiensis: Documenti per la storia dell " Università di Bologna dalle origini fino al sec. XV. Bologna, 1909-1940. 13 vol.; Il «Liber secretus iuris caesarei» dell " Università di Bologna: 1451-1500. Mil., 1984; Il «Liber secretus iuris pontificii» dell " Università di Bologna: 1451-1500/A cura di C. Piana. Mil., 1989. Лит.: Rashdall H. The Universities of Europe in the Middle Ages . Oxf., 1942, 1987r. Vol. 1. P. 87-268; Storia della Università di Bologna/A cura di A. Sorbelli, L. Simeoni. Bologna, 1944-1947. 2 vol.; Vergottini G. de. Bologna e lo «Studio» nell " età di Accursio: Atti del Conv. intern. di studi accursiani (Bologna, 1963). Bologna, 1968. T. 1. P. 3-24; Fasoli G. Per la storia dell " università di Bologna nel Medio Evo. Bologna, 1970; Fried J. Die Entstehung des Juristenstandes im 12. Jh.: Zur sozialen Stellung und politischen Bedeutung der gelehrten Juristen in Bologna und Modena. Köln, 1974; Schmugge L. Codicis Iustiniani et Institutionum baiulus: Eine Neue Quelle zu Magister Pepo zu Bologna//Ius Commune. 1977. T. 6. P. 1-9; Stelzer W. Zum Scholarenprivileg Friedrich Barbarossa (Authentica «Habita»)//DA. 1978. Bd. 34. S. 123-165; Alma mater studiorum saecularia nona: Bologna, 1088-1988/A cura di U. Eco. Bologna; Mil., 1987; L " Università a Bologna: Personnaggi, momenti et luoghi dalle origine al XVI sec./A cura di O. Capitani. Bologna, 1987; D " Amato A. I domenicani e l " Università di Bologna. Bologna, 1988; Cultura universitaria e pubblici poteri a Bologna dal XII al XV sec.: Atti del 2 Conv. (Bologna, 1988)/A cura di O. Capitani. Bologna, 1990. Д. В. Зайцев Церковные архитектура и искусство Облик Б. определяют средневек. жилые башни (в XIV в. их насчитывалось ок. 170; самая высокая, Торре Азинелли (нач. XI в.), достигала почти 100 м), дворцы, портики и улицы XIV-XVI вв., перекрытые аркадами (общая протяженность 34 км); вдоль дороги, ведущей к ц. Мадонна ди Сан-Лука (за пределами города), находится самая длинная в мире галерея протяженностью 3,5 км, с более 600 арками. Огромную роль в развитии города сыграла программа перестройки города (в к-рой принял активное участие Аристотель Фьораванти ), осуществленная семьей Бентивольо, правившей в Б. в кон. XV в. Основы церковной архитектуры Б. были заложены в романскую эпоху, но значительный вклад внесла готика: наиболее известны ц. св. Франциска (XIII в.) и ц. св. Петрония (см. также ст. Чертоза ). Эпоха Возрождения затронула городскую архитектуру в меньшей степени, однако фасады и интерьеры мн. церквей были перестроены (Сан-Джакомо Маджоре, Сан-Джованни ин Монте и др.; оригинальная постройка того времени - ц. Сан-Микеле ин Боско).

http://pravenc.ru/text/149693.html

Образ Лоретской Мадонны воспроизводится на иконе Божией Матери «Прибавление ума» . Но история чуда от этой иконы, случившегося в XVII в., не имеет отношения к Лоретскому преданию. Ист.: Angelita G. L " historia della translatione della Santa Casa della Madonna a Loreto: Trad. in lingua volgare… Con il compendio dell " indulgenze concesse da vari sommi Pontefici, alla suddetta Santa Casa. Macerata, 1580; Martorelli P. V. Teatro istorico della Santa Casa Nazarena della B. Vergine Maria e Sua ammirabile: Translazione in Loreto. R., 1732-1733. 2 vol.; Glavinich F. Historia Tersattana: Raccolta dalle antiche, e moderne historie, annali e traditioni. Rijeka; Zagreb, 1989; Grimaldi F. La Chiesa di Santa Maria di Loreto nei documenti dei sec. XII-XV. Ancona, 1984; idem. Pellegrini e pellegrinaggi a Loreto nei sec. XIV-XVIII. Loreto, 2001; Ricci G. Virginis Mariae Loretae Historia/A cura di G. Santarelli. Loreto, 1987; Santarelli G. Loreto Arte. Ancona, 1988; Кирпичников А. И., ред. Русское сказание о Лоретской Богоматери//ЧОИДР. 1896. Кн. 3. Отд. 2. С. 3-18; РФА. Т. 3. С. 537-540. Лит.: Кириллин В. М. Текстологический анализ ранних редакций «Сказания о Тихвинской Одигитрии»//Лит-ра Др. Руси: Источниковедение. Л., 1988. С. 129-143; Цыпкин Д. О. Сказание «О Молукитцкых островех» и Повесть о Лоретской Богоматери: (Из сб. БАН, Арханг. собр. Д. 193, XVI в.)//ТОДРЛ. 1990. Т. 44. С. 378-386; Cracco G. Alle origini dei santuari mariani: Il caso di Loreto//Loreto: Crocevia religioso tra Italia, Europa e Oriente. Brescia, 1997. P. 97-164; Scaraffia L. Loreto. Bologna, 1998; Bacci M. Il pennello dell " Evangelista: Storia delle immagini sacre attribuite a S. Luca. Pisa, 1998. P. 292-298; Гукова С. Н. Икона «Богоматерь Прибавление ума» и Лоретская Мадонна//ИХМ. 2001. Вып. 5. С. 94-110; Плюханова М. Б. Сказание о Лоретской иконе Богоматери//Чудотворная икона Тихвинской Богоматери: Иконография, история, почитание. СПб., 2001. С. 7-12; она же. Культ Божьей Матери Лоретской, его русские параллели и связи//ТОДРЛ. 2007. Т. 58. С. 669-696; eadem (Pljukhanova M.). Reliquie in volo e in viaggio tra Oriente e Occidente nel XV sec. e l " idea di Terza Roma (la Casa di Loreto, il Capo di Sant " Andrea, l " Odighitria di Tikhvin)//Liturgia e agiografia tra Roma e Costantinipoli: Atti del I e II Seminario di Studio, Roma; Grottaferrata, 2000-2001/A cura di K. Stancev, S. Parenti. Grottaferrata, 2007. P. 259-275; она же. Новый Иерусалим в «италийской пустыни»: сказания о перенесении дома Богородицы в Лорето//Новые Иерусалимы: Иеротопия и иконография сакральных пространств/Ред.-сост.: А. М. Лидов. М., 2009. С. 419-444; Белоброва О. А. Русские посольские и паломнические отклики на святыни Лорето//Книга и литература в культурном контексте. Новосиб., 2003. С. 109-115; Sensi M. Loreto, una chiesa «miraculose fundata»: Icona di Gerusalemme e di Nazaret. Firenze, 2013.

http://pravenc.ru/text/2110734.html

1: L " antichità e il medioevo (рус. пер.: Луццатто Дж. Экономическая история Италии: Античность и средние века. М., 1954); Saitta G. Il pensiero italiano nell " Umanesimo e nel Rinascimento. Bologna, 1949-1951. 3 vol.; Рутенбург В. И. Очерк из истории раннего капитализма в Италии: Флорентийские компании XIV в. М.; Л., 1951; он же. Народные движения в городах Италии: XIV - нач. XV в. М.; Л., 1958; он же. Италия и Европа накануне Нового времени: Очерки. Л., 1974; он же. Титаны Возрождения. Л., 1976; он же. Итальянский город от Раннего Средневековья до Возрождения. Л., 1987; Baron H. The Crisis of the Early Italian Renaissance. Princeton, 1955. 2 vol.; Sapori A. Studi di storia economica. Firenze, 1955-1967. 3 vol.; Очерки истории Италии: 476-1918 гг./Ред.: М. А. Гуковский. М., 1959; Alberigo G. I vescovi italiani al Concilio di Trento (1545-1547). Firenze, 1959; Storia d " Italia. Torino, 1959. Vol. 2: Dalla crisi della libertà agli albori dell " illuminismo/А cura di F. Catalano е. а.; Итальянские гуманисты XV в. о церкви и религии/Сост., ред. и предисл.: М. А. Гуковский. М., 1963; Де Санктис Ф. История итал. лит-ры. М., 1963-1964. 2 т.; Scaduto M. Storia della Compagnia di Gesù in Italia. R., 1964-1974. Vol. 3-4: L " epoca di Giacomo Lainez, 1556-1565. 2 pt.; Catalano F. Dal Quattrocento al Novecento: La crisi italiana alla fine del sec. XV. Mil., 1966; Котельникова Л. А. Итальянское крестьянство и город в XI-XIV вв.: (По мат-лам Сред. и Сев. Италии). М., 1967; Procacci G. Storia degli italiani. R.; Bari, 1968. Vol. 1; Weinstein D. Savonarole et Florence: Prophétie et patriotisme à la Renaissance. P., 1973; Storia d " Italia/А cura di R. Romano, C. Vivanti. Torino, 1974. Vol. 2: Dalla caduta dell " Impero romano al sec. XVIII. 2 pt.; I poteri temporali dei vescovi in Italia e in Germania nel Medioevo/A cura di C. G. Maier, H. Schmidinger. Bologna, 1979; Горфункель А. Х. Философия эпохи Возрождения. М., 1980; Петров М. Т. Итальянская интеллигенция в эпоху Ренессанса.

http://pravenc.ru/text/2033697.html

   001   002     003    004    005    006    007    008    009    010