В Преславе в Дворцовом мон-ре был найден керамический «иконостас» с иконами 893-927 гг. из керамики же, имеющими закругленную вверху форму. согласно реконструкции Т. Тотева, иконы помещались в верхней части арочных интерколумниев, а найденная там же прямоугольная керамическая икона - в нижней. Т. о., предполагается, что в этой А. п. было 2 ряда икон в интерколумниях. Однако, по мнению большинства исследователей (А. Эпштейн, М. Аспра-Вардавакис), процесс заполнения интерколумниев иконами получил свое развитие не ранее нач. XIII в. К этому времени формируется двухъярусная система декорации (иконы на архитраве и в интерколумниях), напр. в ц. Богородицы Елеусы около с. Велюсы (Македония), 80-е гг. XI в. Традиция закрытия А. п. иконами окончательно сложилась к поздневизант. эпохе. С XII в. в греч. и слав. Типиконах как студийской, так и иерусалимской традиции встречаются указания на правила возжигания лампад и свечей перед образами Спасителя, Богоматери и святых на темплоне (см., напр.: Дмитриевский. Описание. Т. 1. С. 677; Gautier P. Le Typicon de la Théotokos Kécharitôménè//REB. Vol. 43. 1985. P. 109-113; Типикон. Т. 1. С. 79-81). А. п. первых каменных соборов Руси делались в основном из камня или плинфы. Каменные преграды Десятинной ц., кон. X в.; собора Св. Софии в Киеве , 1-я пол. XI в.; Успенского собора Киево-Печерского мон-ря, 2-я пол. XI в., реконструируются как преграды с колоннами, парапетами, архитравами, т. е. представляют тип конструкции, известный по памятникам визант. круга. В XII-XIII вв. А. п. на Руси делались преимущественно из дерева (только в 4 памятниках XII-XIII вв. открыты следы каменных архитектурных преград: в соборе Рождества Богородицы в Боголюбове, 2-я пол. XII в.; в Успенском соборе в Галиче, сер. XII в.; в церкви в Василёве близ Галича, нач. XIII в.; в Благовещенской ц. в Чернигове, кон. XII в.). По данным Т. А. Чуковой и В. Д. Сарабьянова, А. п. известны примерно в 30 памятниках кон. X - раннего XIII в.: 7 - из камня, 2 - из плинфы (ц. Иоанна Богослова в Смоленске, 2-я пол. XII в., и предположительно в Спасской ц. в Переяславе-Хмельницком, нач. XII в.), 1 - из камня и дерева (Спасский собор в Чернигове, 1-я пол. XI в.), церкви Новгорода и Ст. ладоги и др., XII-XIII вв.- из дерева.

http://pravenc.ru/text/115170.html

Церковь Премудрости Божьей, или Святая София, выстроенная Юстинианом в VI в., стала центром религиозной жизни восточного православного мира. Она несомненно была самым большим и роскошным религиозным сооружением во всех христианских землях. Согласно «Начальной русской летописи», послы киевского князя Владимира, посетившие этот храм в 987 г., докладывали: «И не знали – на небе или на земле мы, ибо нет на земле такого зрелища и красоты такой…» Святая София, или, как ее еще называли, «великая церковь », дала образец богослужения, принятый всем христианским миром. Это заимствование было стихийным и основывалось на нравственном и культурном авторитете столицы империи: Православная Церковь и сегодня использует византийский богослужебный чин IX в. Монашеские и миссионерские движения. Как в столице, так и в других центрах империи монашеское движение продолжало развиваться в том виде, в каком оно сложилось в течение первых веков христианства. Община константинопольского Студийского монастыря насчитывала более тысячи монахов, посвятивших себя молитве, послушанию и аскезе. Они часто противостояли как правительству, так и церковному официозу, защищая фундаментальные принципы христианства от политических компромиссов. Студийский устав (руководство монашеской жизни) был воспринят дочерними монастырями, прежде всего знаменитым Киево-Печерским монастырем. В 963 г. император Никифор II Фока предложил свое покровительство прп. Афанасию Афонскому , чья Лавра (большой монастырь) до сих пор является центром монашеской республики Святой Горы Афон (под протекторатом Греции). Писания прп. Симеона Нового Богослова (949–1022), настоятеля монастыря св. Маманта в Константинополе, – наиболее замечательный пример восточнохристианской мистики – оказали решающее влияние на позднейшее развитие православной духовности. Исторически наиболее значимой стала миссионерская экспансия византийского христианства в страны Восточной Европы. В IX в. Болгария стала православной страной и при царе Симеоне (893–927) основала свой собственный автокефальный (административно независимый) патриархат в Преславе.

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Mejendor...

Этот текст есть в Изборнике Святослава 1073 г., переведенном еще при болгарском царе Симеоне (893–927), но в летописи использован другой перевод, изобилующий ошибками. 485 В Никоновской летописи говорится о сирийском происхождении Михаила, что прямо указывает на синкелла Иерусалимского патриарха (подробнее – в разделе 5). Митрополит Переяславский Леон (1070-е гг.) был автором грекоязычного сочинения против латинского обряда причащения опресноками (гостиями). Антилатинская полемика, хотя и в более резкой форме, присутствует в наставлении Владимиру. Видимо, поэтому летописцы считали современниками крещения Руси то одного, то другого писателя. 486 Авторы остальных антилатинских сочинений, Ефрем (около 1055–1061), Георгий (1061–1073), Иоанн II (1077–1089), были известны по летописям как Киевские митрополиты. Ко временам Ярослава Владимировича (1016–1018, 1019–1054) относились Феопемпт, Иоанн I и Иларион. Поэтому Леон и Михаил были приписаны к эпохе Владимира. Каким же путем возникло ошибочное соотнесение деятельности патриарха св. Фотия, который действительно пытался просветить Русь, с правлением первых князей-христиан из рода Рюриковичей? Во всех византийских хрониках сохранилось недатированное известие о нападении Руси на Константинополь в правление императора Михаила III (842–867). Из двух гомилий патриарха Фотия известно, что это было в 860 г. В Окружном послании 867 г. он сообщал уже о крещении Руси, но патриарх, конечно, выдавал желаемое за действительное. 487 Судя по всему, Фотий развернул активную миссионерскую деятельность от хазарских степей до славянских земель. Большую роль в ней играли создатели славянской азбуки свв. Кирилл и Мефодий. 488 О крещении русов после нападения на Константинополь писал и Продолжатель Феофана, трудившийся во времена самостоятельного правления Константина Багрянородного (945–959). Он рассказал и о крещении болгарского князя Бориса, которое, по его мнению, относилось ко времени малолетства императора Михаила и его совместного правления с матерью Феодорой.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

С. в. составлен Отцами Церкви и утвержден на Никейском (325 г.) и Константинопольском (381 г.) Вселенских соборах. Известен также как Символ трехсот восемнадцати святых отцов. С. в. читается как молитва на богослужениях и в домашних условиях, а также исполняется хором присутствующих в храме. Кроме общехристианского (апостольского) известен С. в. Св. Афанасия Великого (более подробно излагает учение о Троице и Воплощении Христа). Подробное токование С. в. дается в «вопросо-ответах» – катехизисах, катехизических поучениях или в специальных документах, именуемых «Исповеданием веры». Католики исповедуют свой латинский С. в. – Кредо. Символограф – нотарий, заготовляющий акт (символаион), тогда как подписи свидетелей под ним заверял тавулларий. В других случаях ничем не отличен от тавуллария, заверявшего сделку. В IV-VI вв. любой С. входил в корпорацию и до VI в. подчинялся префекту претория, а не эпарху. Симеон Болгарский (878–927 гг.) – правитель раннесредневековой Болгарии, с 893 г., вел упорную войну с Византией, разбил ее войска в 894896 гг., принудил к территориальным уступкам в 904 г. В 912 г. С. появился под стенами Константинполя, и Патриарх Николай Мистик , вероятно, вынужден был, короновать его как кесаря, а дочь объявить невестой юного Константина Багрянородного. В 913 г. добился предоставления титула «василевса болгар», который передал своему сыну, Петру Короткому. Византийцы вскоре отказались от этих уступок, и в 914 г. С. вновь начал военные действия, не прекращавшиеся вплоть до его смерти. Симеон Логофет – писатель второй половины Х в., который в простом стиле, краткими фразами составил «Хронографию» после 948 г., вероятно, ближе к концу Х в. См.: Симеон Метафраст . Симеон Новый Богослов (949–1022 гг.) – один из самых видных византийских мистиков рубежа X-XI в. Уроженец Пафлагонии, мальчиком привезенный в Константинополь для продолжения обучения, он тем не менее отказался от прохождения дальнейшего курса наук. В возрасте около 30 лет стал монахом Студия, потом перешел в другой столичный монастырь Св.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

После заключения мирного договора князя крестил архиерей, присланный из Константинополя, и Борис был наречен по имени своего восприемника имп. Михаила. Большое участие в христианском просвещении Бориса принял патр. Фотий. Известно его послание к князю от 865 г. Князь крестил своих подданных, наказав тех бояр, которые попробовали воспротивиться. Через два года после крещения в (855 г.) Борис, недовольный тем, что греки не присылали в Болгарию архиепископа или патриарха, три года вел переговоры с Римом. Но затем он снова обратился в Константинополь; где Собор 869–70 годов назначил полунезависимого архиепископа Иосифа. Этим было положено начало церковно-административному устройству болгарской Церкви. Приход в Болгарию (ок. 866 г.) изгнанных из Моравии учеников свв. Кирилла и Мефодия – свв. Климента, Горазда, Наума, помог развитию в стране широкой просветительной деятельности. В 893 г. князь Борис-Михаил удалился в монастырь, где и скончался в 907 г., будучи затем причислен к лику святых. Болгарская Церковь окончательно организовалась при его сыне и втором преемнике славном Симеоне (888–927). Он и сам занимался, и поручал просвещенным людям переводы вероучительных книг с греческого на славянский язык. Ему принадлежит «Златоструй», его современнику Иоанну, болгарскому экзарху – «Шестоднев» и др., Константину, епископу Болгарскому – «Учительное Евангелие» и др., черноризцу Храбру «Сказание о письменах» славянских. Этим Симеон заложил основание болгарской письменности. Он стремился к устройству национального независимого церковного управления. Хотя болгарская церковь на первых порах была в иерархической зависимости от константинопольского патриарха, Симеон, расширивший свое государство за счет побежденной Византии, провозгласил Доростольского митрополита Леонтия патриархом, без согласия патр. Константинопольского. В тридцатых годах 10 века при болгарском царе Петре (968 г.) греческая Церковь признала доростольского архиеп. Дамиана автокефальным с титулом патриарха. Патриарх выбирался из болгар болгарскими архиепископами.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Talber...

Распад государства аваров способствовал новому распространению Болгарского государства. Отпор василевсов Никифора I и Михаила I грозному хану Круму закончился двумя страшными поражениями ромейской армии в 811 и 813 г. После христианизации Моравы болгарский хан Борис отправил посла к франкам, но перед угрозой византийской армии отказался от этого союза и в 864 г. был крещен по византийскому обряду. Однако новый царь, принявший имя Михаил, искуссно использовал соперничество между Римом и Константинополем, чтобы сохранить за своей Церковью некоторую автономию. Вскоре после прихода к власти в 893 г. энергичного царя Симеона Болгарского вновь разгорелся конфликт между Болгарией и Империей, затем последовали серьезные распри, длившиеся до 927 г После договора, заключенного с царем Петром, сыном Симеона, они утихли, но в 965 г. василевс Никифор II Фока, недовольный отказом Б. платить дань, обратился к князю Святославу с просьбой напасть на Б. Вскоре Болгария вновь оказалась под византийским господством. В конце Х в. болгарский правитель Самуил восстановил Болгарское царство, но при василевсе Василии II в 1000–1014 гг. началось наступление ромеев, Болгария была покорена и разделена на фемы. В 1185 г. в результате мятежа Асеня вновь было создано независимое Болгарское государство, известное как Второе Болгарское царство. Царь Кало- ян обратился к Риму, признал власть Папы и повел ожесточенную войну с Византией. Позже Б. заключали союзы с Латинской Романией – Латинской империей крестоносцев и продолжали теснить ромеев, однако рассорились с латинами и в союзе с Никейской империей в 1237 г. повернули против них. Вторжение монголов и победы Никейской империи положили конец болгарскому господству на Балканском полуострове, но до конца существования Византии Б. оставались ее соперниками, способствуя тем самым усилению османов и приближая свою гибель под ударами турок. Болгов Николай Николаевич – российский историк конца ХХ – начала XXI вв., специалист по истории поздней античности и ранней Византии (II-VII вв.), доктор исторических наук, профессор, заведующий кафедрой всеобщей истории Белгородского государственного университета.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Однако после того, как ученики Мефодия были изгнаны из Моравии, они естественно направились в Болгарию и здесь ввели принципы моравской миссии. Греческий был заменен славянским языком, и христианская культура Византии предстала перед болгарами в славянской форме, которую они могли воспринять. Болгарская церковь росла быстро. Около 926 г. в правление Симеона Великого (годы царствования 893–927) был основан независимый Болгарский патриархат, признанный патриархом Константинополя в 927 г. Мечта Бориса — собственная автокефальная церковь — сбылась всего через пятьдесят лет после его смерти. Болгарская церковь стала первой национальной славянской церковью. Византийские миссионеры направились также в Сербию, принявшую христианство во второй половине IX в., около 867–874 гг. Сербия тоже лежала на водоразделе между восточным и западным христианским миром, но после колебаний последовала примеру не Моравии, а Болгарии, признав юрисдикцию Константинополя. В стране появились славянские богослужебные книги и стала развиваться славяно–византийская культура. Сербская церковь обрела частичную самостоятельность при св. Савве (1176–1235), крупнейшем национальном святом, посвященном в Никее в 1219 г. в архиепископы Сербии. В 1346 г. был создан Сербский патриархат, признанный Константинополем в 1375 г. Обращение Руси тоже косвенно связано с деятельностью Кирилла и Мефодия, но о нем мы будем говорить ниже, в следующем разделе. Христианизация болгар, сербов и русичей — «духовных детей» двух фессалоникийских греков — заслуженно дала им звание «апостолов славян». Еще одна балканская страна, Румыния, имела более сложную историю. Румыны хотя и находились под влиянием соседей–славян, изначально были латинянами по языку и этническому характеру. Дакия, составляющая часть современной Румынии, была римской провинцией с 106 по 271 гг., но христианские общины, основанные в тот период, видимо, исчезли после ухода римлян. Часть румын, кажется, была обращена в христианство болгарами в конце IX — начале Х вв., но полная христианизация двух румынских княжеств, Молдавии и Валахии, относится уже к XIV в.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=718...

Горазда, Св. Наума (основателя известного монастыря на Охридском озере) и др. учеников Св. Мефодия, развил широкую просветительную деятельность на славянском языке. Св. Климент, объезжая страну, понятно для народа проповедывал слово Божие, разъяснял заповеди и догматы . Св. Князь Борис удалился в 893 г. в монастырь, где скончался в 907 г. При втором сыне его Симеоне, правившем по воле отца с 896 г., Св. Климент был поставлен в 899 г. епископом. Св. Климент, подготовив достойных людей, поставил многочисленных священников, диаконов, чтецов. Царь Симеон ( † 927) известен и тем, что в 907 г. прекратил церковную зависимость от Царьграда и объявил Доростольского митрополита Леонтия патриархом болгарской Церкви. Это был золотой век православной национальной культуры Болгарии. Позднее последняя политически и культурно подпадает под власть Византии. Эта просвещенная православная страна имела большое значение для зарождавшегося христианства на Руси. Из Моравии христианство перешло в Богемию (Чехию). Распространению его способствовал брак (871) кн. Святополка с богемской княжной. В 874 г. богемский князь Боривой и его супруга Людмила крещены были в Велеграде Св. Мефодием. Святитель лично трудился в Чехии. В Праге воздвигнуты были церкви Св. Климента и Св. Георгия. После кончины Боривоя (894), Чехия, в лице Св. Людмилы († 928) и, воспитанного ею в знании славянской письменности, внука Св. Вячеслава, имела двух преданных Православию членов династии. Оба они прияли мученическую смерть от родственников. Св. Вячеслав был убит в 935 г. братом Болеславом, главой языческой партии. Последний старался истреблять христиан, пока германский император Оттон I, силою оружия, не принудил его в 950 г. оставить их в покое. При кн. Болеславе II Благочестивом христианство восторжествовало, но как католическое. В 967 г. в Праге учреждена была католическая епископия. Саксонский славянин Дитмар, знавший славянский и латинский языки, поставлен был епископом. Народ некоторое время боролся за Православие.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Talber...

– Византийский император Константин Великий участвовал в Первом вселенском церковном соборе (325 г.). Β рукописи ошибочно: «7-събор». 126 И мы же почтохомъ такова писаниа и удивихомься... – Это замечание и заставляет сомневаться в том, что Фома, автор Слова, читавший «похвалу святыхъ отець ο великомъ княз Борис», записанную по приказу посла Фомы, идентичен этому послу. 130 ...слыша южескаа царици премудрость Соломоню и прииде от конець земли, и слышати хотя премудрость Соломоню? – Β Библии повествуется, что царица Савская (из южной части Аравии), наслышавшись ο необычайной мудрости еврейского царя Соломона, решила лично убедиться в достоверности слухов и совершила поездку в столицу Соломона. См. 3Цар. 10, 1–2 . 131 ...нареку его Тивириа кесара Правосудна. Но Тиверий не повели людемъ своимъ въ красныхъ ризахъ и въ златыхъ блистаниихъ предъ собою ходити. – Ο Тиберии, римском императоре (14–37 гг.), писали, что он жил в простоте, собственным примером борясь против роскоши общества. 133 ...иже просвщаютъ... человека, грядущаго в миръ. – Ср. заключительную молитву службы Первого часа в Часослове. 134 И Августа его нареку, и при неможе имена человечьская напишася... – Август – римский император (27 до н. э. – 14 н. э. гг.); при нем была произведена очень тщательная перепись населения. Эта перепись упоминается в Евангелии от Луки в связи с рассказом ο рождении Иисуса Христа. 135 ...Семиона ли его нареку златоструйнаго и любокьнижнаго или Птоломию Книголюбца? – Речь идет ο болгарском царе Симеоне (893–927 гг.), покровителе литературы и книжности, которого сравнивали с другим книголюбцем древности, царем Птолемеем Египетским (ум. в 283 г. до н. э.), создателем публичной библиотеки в Александрии. 136 ...Констянтина ли царя его нареку, или Устиана царя, или Феодося, царя благочестиваго, иже и соборы утвердиша православна ихъ крестианства? – Имеются в виду византийские императоры, принимавшие деятельное участие во вселенских соборах христианской церкви: Константин Великий , участвовавший в 325 г.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

При младшем сыне Бориса, царе Симеоне I (893–927), Болгария достигла высшей степени своего могущества, превратившись в самое влиятельное государство на Балканах и во всей Восточной Европе. Ее земли доходили до северных склонов Карпат и Днепра на севере, до Адриатического моря на западе, Эгейского – на юге и Черного – на востоке. Симеон родился в 864 или 865 году, когда страна уже была христианской. Наследником княжеского престола являлся его старший брат Владимир, поэтому младший сын должен был стать главой Болгарской Церкви. Он получил блестящее образование в Константинополе и около 888 года вернулся в Болгарию. Годом позже князь Борис I удалился в монастырь, а воцарившийся Владимир начал гонения на христианство и попытался восстановить язычество. Борис покинул монастырь, сверг старшего сына с престола и созвал церковно-народный собор, который объявил церковно-славянский язык официальным языком Церкви и государства и возвел на болгарский трон Симеона. Начало правления нового царя ознаменовалось войной с пришедшими на Дунай мадьярами и с Византией. Симеон одержал победу и добился долгого (почти на четверть века) мира с Константинополем; более того – Византия была вынуждена ежегодно выплачивать дань Болгарии. После смерти императора Льва VI Философа (912) Симеон, имевший виды на императорский престол, представлял собой вполне реальную угрозу самому существованию слабевшей империи. В 913 году он воспользовался отказом наследников Льва VI выплачивать дань и появился перед Константинополем с сильным войском, которое, по легенде, «расположилось от Влахерна до Золотых ворот и от Золотого Рога до моря». Осада города завершилась подписанием договоров, предусматривавших возобновление ежегодной выплаты дани, женитьбу малолетнего императора Константина VII Багрянородного на дочери Симеона (что в итоге не состоялось) и признание царского титула болгарского правителя. Позже Симеон добился и патриаршего статуса Болгарской Церкви (впрочем, независимая иерархия была официально признана Византией уже после его смерти). Это была первая автокефальная национальная церковь в Европе, во главе которой стоял патриарх. Таким образом, можно говорить о том, что ко времени обретения болгарами своей обители на Афоне Болгарское царство уже играло заметную роль среди граничащих с Византией государств.

http://pravoslavie.ru/82528.html

   001    002    003    004    005    006    007   008     009    010