Первое писано в 1205 г.; папа убеждает в нем Калияна заключить мир с константинопольскими латинянами и даровать свободу взятому им в плен (в адрианопольской битве 14 апреля 1205 г., в которой Калиян наголову разбил латинян) константинопольскому императору Балдуину (у Миня т. 215, стр. 705; вместе с царем писано было и к архиепископу или примасу ibid.); Калиян не только не исполнил ни той, ни другой просьбы папы, во и самого посла его принял не совсем почетно (ibid. стр. 1162). Второе послание от 6 июня 1207 г.; папа снова убеждает в нем Калияна заключить мир с константинопольскими крестоносцами (у Миня т. 215, стр 1162).]. Мы уже говорили выше, что сношения начались по инициативе не болгар, а папы. Это не подлежит никакому сомнению и совершенно ясно видно из первых посланий папы в Калияяу а сего последнего к папе. Калиян говорит, что начать сношения помышлял не только он сам с самого начала царствования, но еще и его братья Петр и Асень, – нет сомнения, что он дипломатическим образом лжет; но если бы он даже говорил и правду, во всяком случае его и его братьев неоднократно посыланные послы, как прямо он свидетельствует, ни однажды не могли дойти до Рима, и об этих попытках посольств папе ничего не было известно. Что касается до того, что болгары так горячо ухватились за предложение папы или с такой поспешной готовностью отвечали на его вызов, то причиной этого, как мы уже упоминали, были их тогдашние политические обстоятельства и нужды: получить для своих новых государей торжественное признание в их сане от главы западной церкви для них чрезвычайно важно было по отношению к своим западным соседям (именно королю венгерскому), и потому-то именно они и приняли предложение так, как будто сами давно о нем помышляли. Основываясь на изложенной выше переписке Калияна с папой Иннокентием, принимают (см. Барония ann. 893, n. IX, Паджи ad ann. 927, n. VI), будто государи болгарские первого царства, начиная с Симеона, находились в общении с римской церковью (т. е. так как некоторое время находился в общении с римской церковью и предшественник Симеона Борис, будто состояли в этом общении все до одного христианские государи болгарские первого царства).

http://azbyka.ru/otechnik/Evgenij_Golubi...

Андроник I Гид 1222–1235 Иоанн I Аксух 1235–1238 Мануил I 1238–1263 Андроник II 1263–1266 Георгий 1266–1280 Иоанн II 1280–1284,1284–1297 Феодора 1284 Алексей II 1297–1330 Андроник III 1330–1332 Мануил II 1332 Василий 1332–1340 Ирина Палеологина 1340–1341 Анна Анахутлу 1341–1342 Иоанн III 1342–1344 Михаил 1344–1349 Алексей III Иоанн 1349–1390 Мануил III 1390–1417 Алексей IV Василий 1417–1429 Иоанн IV 1429–1460 Давид 1460–1461 В 1461 Трапезунд захвачен османами 5. Болгария Аспарух 680/1–701/2 Тервель 701/2–718/9 неизвестный 718/9–725 Севар 725–739 Кормисош 739–754/6 Винех 754/6–762 Телец 762–765 Сабин 765–767 Умор 767 Токту 767–772 Паган 772 Телериг 772/3–777 Кардам 777/8-ок. 803 Крум ок. 803–814 Дукум 814 Дицевг 814–815 Омуртаг 815–831 Маламир 831–836 Пресиан 836–852 Борис I Михаил 852–889 Владимир Расате 889–893 Симеон (царь) 893–927 Петр 927–969 Борис II 969–971 В 971 Болгария присоединена к Византии Западное болгарское царство Самуил 976–997–1014 Гавриил Радомир 1014–1015 Иоанн Владислав 1015–1018 Пресиан II 1018 В 1018 Западная Болгария присоединена к Византии Второе болгарское царство AcehьI 1186–1196 Петр II 1196–1197 Калоян (Иоанн) 1197–1207 Борил 1207–1218 Иван Асень II 1218–1241 Коломан Асень 1241–1246 Михаил I Асень 1246–1256 Коломан II 1256–1256/7 Константин Тих 1257–1277 Михаил II 1277–1279 † Ивайло 1278–1280 Иван Асень III 1279–1280 Георгий I Тертер 1280–1292 Смилец 1292–1298 Чака, сын Ногая 1299 Феодор Святослав Тертер 1300–1322 Георгий II Тертер 1322–1323 Михаил Шишман 1323–1330 Иван Стефан 1330–1331 Иван Александр 1331–1371 Иван Шишман (Тырново) 1371–1393 Иван Срацимир (Видин) 1360–1396 В 1393/6 Болгария захвачена Османской империей; в Видине на правах вассала султана до 1422 правил Константин, сын Ивана Срацимира 6. Сербия Властимир, великий жупан ок. 825-ок. 860 Мутимир ок. 860–891 Первослав 891–892 Петар Гойникович 892–917 Павле Бранович 917–920/1 Захарий Первославлевич 920/1-ок. 924 Часлав Клонимирович 927-после 950 После 950 Сербия присоединена к Византийской империи. В Зете (Дукле)

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Он поддерживал употребление за богослужением родного языка и был ревностным защитником автокефалии Мирным договором 927 г. признание болгарской автокефалии предусматривалось, но нет полной ясности с признанием Патриаршего титула Предстоятеля Болгарской Церкви. По одной версии, такое признание состоялось в 927-м г., по другой – оно относится к более позднему времени. Так, в «Тактиконе Бенешевича» – памятнике, описывающем дворцовый протокол 930-х – 940-х гг. – упоминается не Патриарх, но архиепископ Болгарии, поставленный на 16-е место после синкеллов Восточных Патриархов. То же место в диптихе иерархов указано Предстоятелю Болгарской Церкви в книге Константина Багрянородного «О церемониях». В «Списке архиепископов Болгарии», составленном в XII веке, говорится, что синклит провозгласил Дамиана Патриархом Болгарии при Императоре Романе Лакапине. Статус Патриархата Болгарская Церковь «предположительно… получила в период, когда Патриарший престол в Константинополе занимал Феофилакт (933–956), сын Императора Романа Лакапина. Именно с Феофилактом, своим свойственником, Царь Петр поддерживал тесные связи» . Патриарх Дамиан возглавлял Болгарскую Церковь с 927 по 971 г. В этот период в Болгарии имелось около 30 епархий. После признания Патриаршего титула Предстоятеля Болгарской Церкви в Константинополе по требованию ромейской церковной и государственной власти его кафедра была перенесена из столичного Преслава на север Болгарии, в Доростол (Дристра, Силистра). Епархиальные кафедры имелись тогда в таких городах, как Видин (Быдин), Пловдив (Филиппополь), Средец (Триадица, современная София), Охрид. Смерть супруги Царя Петра Марии Ирины, внучки Романа Лакапина, расторгла родственные узы между двумя правящими домами. Вскоре после этого, в 965-м г., Петр, возможно, подталкиваемый боярским окружением, все еще заряженным антиромейскими настроениями, потребовал от Константинополя возобновить выплату дани, предусмотренной договором 927 г. Правивший тогда в Константинополе Император Никифор Фока, выдающийся полководец, заслуженно прославленный как победитель агарян, отвоевавший у них Крит, ответил на это требование отказом, сопровождаемым оскорбительной отповедью, обозвав Петра «князем в тулупе». Возобновление вражды между ромеями и болгарами стало свершившимся фактом.

http://pravoslavie.ru/153261.html

Во вне пожинали плоды бестолковой политики Александра. В 913 году Симеон прошёл со своими болгарами до столицы, опустошая всё на пути; в следующем году болгары взяли при помощи измены даже Адрианополь, но не могли отстоять его от греков. Правительство приготовилось к серьёзным действиям. Все войска, даже азиатские, были сконцентрированы в Европе для решительного нападения на болгар; командование было вверено одному из самых дельных генералов империи Льву Фоке. Одновременно византийское золото воздействовало на умы печенегов; их действия должен был поддержать византийский флот под начальством адмирала Романа. Однако Роман вёл себя весьма двусмысленно. Ожидаемая печенежская помощь не явилась по его вине, и таким образом, 20 августа 917 года, византийцы под начальством Льва потерпели ужасное поражение при Ахелое. Интриги враждовавших соперников, Льва и Романа, закончились полным поражением Льва. Император Константин был номинально объявлен совершеннолетним. 25 марта 919 года управление перешло в руки Романа Лекапина, провозглашённого великим етериархом (генерал гвардейского отряда из иноземцев). Дочь его Елена стала женой императора; уже в апреле того же года он получил вновь созданное достоинство василеопатора (отца императора), а его высокий военный пост был вверен его сыну Христофору. Слабый Константин скоро назначил своего энергичного тестя цезарем, 17 же декабря 919 года он был торжественно коронован патриархом Николаем, как соимператор (919–944 гг.). Главной опасностью для империи являлись болгары и критские корсары. При Симеоне (893–927 гг.) Болгарское царство достигло вершины своего могущества. Принятый им титул »царь болгар и самодержец ромеев« свидетельствует нам о ясном намерении заменить в политическом отношении дряхлеющую Восточно-римскую империю, подобно тому, как и возведённый в сан патриарха митрополит Преславы, очевидно, предназначался занять место вселенского патриарха. Границы Болгарии раздвигались всё шире за Адрианополь, Месимврию и Водену на счёт Византийской империи; на западе, после покорения старинных иллирийских областей, они достигли Адриатики. Византия прибегла к старой испытанной политике: сербы и кроаты были подняты против своих восточно-балканских братьев. Тяжёлое поражение (927 г.) Алогоботура кроатами и наступившая в этом же году смерть великого царя отмечают собой начало упадка Болгарии. Сын Симеона, набожный, миролюбивый и слабый царь Пётр (927–968 гг.), заключил после короткой борьбы в Македонии мир с Византией, и сердечное согласие обеих великих держав было окончательно закреплено браком царя Петра с внучкой императора Романа Марией, первой византийской царицей на болгарском троне. Блестящим политическим ходом восточно-римского правительства было торжественное признание болгарского патриархата; этим болгарская национальная церковь окончательно была прикреплена к православию, и всякая связь с древним Римом была порвана.

http://azbyka.ru/otechnik/Vladimir_Benes...

Преподобный Иоанн Рыльский жил в конце IX – первой половине X века в царствование болгарских царей Бориса I (852–889), Владимира (889–893), Симеона (893–927) и Петра (927–969). Он родился около 876 года в семье благочестивых поселян в с. Скрино на правом берегу реки Струмы, на одном из склонов горного хребта Руен. Рано лишившись родителей, святой Иоанн в детстве был пастухом у чужих людей. Однажды хозяин стада избил мальчика за то, что тот потерял корову с теленком. Святой обратился за помощью к Богу, и Господь не только услышал его, но и явил чудо, из которого было видно, что отрок Иоанн – избранник Божий. Святой отрок нашел корову с теленком за Струмой, но пока он их искал, воды в реке прибавилось, и теленок не мог перейти через реку. Святой Иоанн помолился Богу, положил на воду свою верхнюю одежду, начертал на ней крест, взял теленка и прошел с ним, как посуху, на другой берег. Хозяин, видевший это чудо, ощутил страх Божий и, щедро наградив отрока, отпустил его из своего дома. Раздав имущество бедным, святой Иоанн поступил послушником в один из близлежащих монастырей (по всей вероятности, в монастырь во имя святого Димитрия, расположенный на вершине Руена). Там святой Иоанн научился читать и писать, стал изучать Священное Писание , Богослужебные книги, творения святых отцов. Через некоторое время он принял иноческий постриг и уединился в окрестном лесу, где поселился в сплетенной из хвороста хижине. Из-за нападения разбойников преподобный Иоанн вынужден был переселиться в пустынную местность в верхнем течении Струмы, где жил в пещере. Двенадцать лет подвизался он там, в подвиге поста и молитвы, а затем перешел на Рыльские горы. Не оставаясь долго на одном месте, святой Иоанн переходил по склонам вершин Бричебора, Царев верх и Еленин верх, пока не поселился в месте, называемом Голец. Долгое время преподобный Иоанн жил в дупле дерева, и звери не причиняли ему вреда. Все время святой плакал о своих грехах и молился. По Промыслу Божию место подвигов преподобного Иоанна обнаружили пастухи. Молва о его святой жизни разнеслась по всей округе, и к отшельнику стали приходить страждущие. Видя страдания людей, преподобный стал молиться о болящих, которые по милости Божией исцелялись. Через некоторое время, желая безмолвствовать, преподобный Иоанн переселился в просторную пещеру на высокой скале. Здесь подвизался он более семи лет, претерпев много искушений от бесов. Подвижник носил длинную кожаную одежду, которая со временем превратилась в лохмотья, питался травами. Но и это место подвигов преподобного Иоанна было открыто.

http://azbyka.ru/otechnik/Pravoslavnoe_B...

После отстранения Владимира старый князь в обход права на престолонаследие второго своего сына Гавриила, решил поставить правителем Болгарии Симеона. Двадцатисемилетний высокообразованный монах должен был отказаться от своего монашеского пути и принять управление государством. Но главное слово в этом вопросе принадлежало Церкви. Поэтому осенью 893 г. был созван собор в Преславе. Первым вопросом, поставленным на соборе, было отстранение Владимира и провозглашение Симеона князем болгар. Для символического духовного и политического перерождения было решено перенести столицу из Плиски в Преслав. В старой столице многое напоминало о языческом прошлом – дворцы, надписи, здания. Там витали воспоминания о языческих божествах. Церковное строительство в какой-то степени изменило лицо Плиски, но этого явно было недостаточно. Перенесением столицы необходимо было показать, что христианство окончательно и безвозвратно победило язычество, что противопоставлению протоболгар славянам в государстве нет места. Одна вера, один закон, один властитель и единение во всем. Новой столицей, ставшей со временем блестящим и величественным Великим Преславом, утверждалась эта, основная идея князя Бориса. На соборе Климент был рукоположен во епископы и стал «первым епископом болгарского языка». Еще одним исключительно важным решением собора в Преславе стал отказ от греческого языка в государственной деятельности Болгарии и церковном богослужении, полная замена его на славянский язык. Единственным дошедшим до нас источником этого события являются русские летописи, сведения для которых, по всей вероятности, взяты из староболгарских источников. Большое внимание к так называемому «Преложению священных книг» в почти всех русских летописных известиях, дает полное основание предполагать, что произошедшая в 893 г. в Болгарии перемена имела огромное значение не только для болгарской, но и всей славянской истории 27 .      Начавшееся после Преславского собора правление болгарского царя Симеона (893-927) известно как «золотой век» славянской письменности.

http://pravoslavie.ru/155732.html

Как известно из описания авторского списка И.-В. п., несохранившаяся авторская редакция включала следующие тексты: предисловие об основании Волока Ламского (ныне Волоколамск), «Слово о житии Пафнутия Боровского», «Повести отца Пафнутия», написанное Досифеем (Топорковым) Надгробное слово прп. Иосифу Волоцкому, рассказ прп. Иосифа о прп. Макарии Калязинском, собранные Досифеем разные повести. По мнению Л. А. Ольшевской, в авторской редакции центральной была фигура прп. Пафнутия Боровского. В сохранившемся патерике в сборнике ГИМ. Син. 927 акцент сделан на личности прп. Иосифа Волоцкого. Помимо патериковых повестей в сборник ГИМ. Син. 927 вошли Жития преподобных Иосифа Волоцкого (в редакции Саввы Крутицкого), Кассиана Босого и Фотия Волоцкого, Надгробное слово прп. Иосифу, краткая служба ему же и ряд полемических сочинений прп. Иосифа. В сборнике ГИМ. Син. 927 нарушен хронологический принцип расположения материала, использованный иноком Досифеем. Досифей пишет, что при составлении И.-В. п. его целью было рассказать «перьвее о отци Пафнутии, и о ученицех его, и елика от него они слышаша; потом же и о отце Иосифе, и о ученицех его, и елика от него слышахом и сами видехом» (Древнерус. патерики. 1999. С. 83). Автор также привел повести, услышанные им в разных мон-рях, в первую очередь в Пафнутиевом Боровском в честь Рождества Пресв. Богородицы и в Иосифовом Волоколамском, а также рассказы некоторых мирян. Автор подчеркивает, что записывал только совр. события и предания («подщахомся писанию предати бывшая точию в лета наша»), чтобы доказать неизменность Божия попечения о мире и о святых как в древности, так и в «последняя лета». Труд Досифея был направлен против еретиков жидовствующих , утверждавших, что «в нынешняя времена» невозможны чудеса и знамения, совершавшиеся св. отцами в древности. Переданные иноком Досифеем повествования, вероятно, были составлены в разное время и в жанровом отношении неоднородны. В предисловии к И.-В. п. делается экскурс в историю Волока Ламского и Новгородской земли, рассказываются предания о посещении ап. Андреем Первозванным Руси, о расселении славян у оз. Ильмень, об основании г. Волока св. кн. Ярославом (Георгием) Владимировичем Мудрым, о строительстве им в городе Крестовоздвиженского и Ильинского монастырей и Воскресенской ц. после явления князю прор. Илии , а также о пожалованиях кн. Ярослава духовенству и мон-рям в городе (автор пишет: «...и даст им грамоты вечныя, и печати златыя приложи, ихже мы самовидци быхом и прочтохом» - Там же. С. 82). Подчеркивается, что Волок Ламский никогда не был «взят от агарян», приводятся восходящие к рассказу прп. Пафнутия Боровского легенды об арх. Михаиле, преградившем Батыю путь в Вел. Новгород, о гибели Батыя (легенда о гибели Батыя принадлежала Пахомию Логофету ), сообщается о крещении деда прп. Пафнутия - татар. баскака.

http://pravenc.ru/text/673723.html

Так главная рукопись, содержащая полностью толкование св. Ипполита на Даниила, бывшая под руками и у русского переводчика, – Моск. дух. ак. (из собрания Иосифо-Волоколамского монастыря) 486, 1519 г., названа папирусною, тогда как ркп. писана на бумаге со знаком кисти руки и звёздочки; две ркп. московской синодальной библиотеки 178 и 182 (обозначенные сиглами С 1 , С 2 ), кажется названы совершенно напрасно: под этими стоят Макарьевские Четьи-Минеи за январь и июль – в них я нашел только одно проложное житие Ипполита под 30 января – и ничего более. Папирусная=(!) ркп. Иосифо-Волоколамского монастыря (под сиглою J) 217, мне кажется, тоже самое, что и ранее упомянутая, действительно существующая, – 486: в указателе Иосифа 1882 г. этой ркп. – 217 с толков. Ипполита – нет. Вывод о славянском переводе такого рода, будто толкование св. Ипполита на Даниила (неоднократно) „переводилось на славянский язык и составляло необходимую принадлежность лучших русских книгохранилищ на основании наличных данных не может быть оправдан: перевод славянский был один, и рукописи этого перевода крайне редки. Есть, нам кажется, возможность определить, когда был сделан перевод толкований на славянский язык: священный текст в кн. пророка Даниила читается в этом переводе в том виде, в каком он употребляется у писателей века царя Симеона (927), отрывки из Толкования приводятся в Святославовом Изборнике 1073 г., писанном для того же царя Симеона; 927 год можно поставить крайним пределом, позже которого не мог явиться перевод; в Сборнике XV в. Арх. Мин. Ин. Д., 903/1468, составленном в основной своей части ок. 912 г. (912 год упоминается последним в хронике византийских императоров, здесь приведенной), ни одной выдержки из толкового извода прор. Даниила нет, и Даниил приведен, также как и другие книги, известные впоследствии, с толкованием, в ином изводе: можно полагать, что к 912 г. не было еще сделано перевода священных книг с толкованием, и толкования явились в переводе между 912–927 гг. 1 Наблюдение над священным текстом у св.

http://azbyka.ru/otechnik/Ivan_Troickiy/...

В 922 г. по инициативе Вселенского Патриарха римский папа Иоанн X через своих послов Феофилакта и Карра попытался посредничать между Болгарией и Византией (Письмо Патриарха Николая Мистика 228). Чтобы добиться признания своего самозванного титула «Василевс», Царь Симеон завязал связи с Римско-католической Церковью. Во второй половине 926 г. в Великий Преслав прибыли послы римского папы – Епископ Мадельберт и Иоанн, дюк Кумский, посредничать о заключении мира между Болгарией и Хорватией. В начале 927 г. болгарские войска потерпели поражение в Хорватии. Как видно, связи с римскими еретиками были предосудительными и даже далеко до их добровольного отпадения от соборного единства Церкви в 1053 г. Царь Симеон пошел против Божией воли. В 927 г. он внезапно умер. Но военные победы Царя Симеона и устрашающая мощь Болгарского государства заставили Византийскую империю в 927 г. подписать мирный договор с Болгарией, признать автокефалию и патриаршеское достоинство Болгарской Церкви, как и преподтвердить во второй раз, после Кана Тервеля, царский титул болгарского государя как равнозначный титулу ромейского василевса. Титанические усилия болгарских Царей увенчались успехом и с тех пор, несмотря на все исторические превратности, Болгарское государство и Болгарская Церковь обладают высшим достоинством Царства и Патриархии. В Болгарии снова расцвело, после раннехристианской эпохи, монашество. Восстанавливались старые монастыри, в старых отшельнических пещерах селились болгарские монахи, воздвигались новые обители. В середине X в. воссиял строгий монашеский подвиг отшельника св. Иоанна Рыльского, небесного покровителя болгарского народа († 946 г.). В лоне самых высоких на Балканском полуострове Рыльских гор он основал болгарскую национальную святыню Рыльский монастырь. Св. Иоанн Рыльский оставил после себя «Завть» не только для рыльских монахов, но и для болгарского народа, который является его путеводной звездой. " Завет» св Иоанна Рыльского выдает его как высокообразованного и начитанного духовника. Из монашеской школы св. Иоанна Рыльского вышли его последователи препп. Прохор Пшинский вв.), Гавриил Лесновский (XI в.), Иоаким Осоговский вв.).

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Ряд источников (например, «Сказание инока Христодула о чудесах великомученика Георгия», начало X века) сообщают о большом числе странствующих иноков, не принадлежавших к братии определенной обители. Учреждение Болгарского Патриаршества В 919 году, после побед, одержанных над греками, князь Симеон провозгласил себя «царем болгар и ромеев»; царский титул его сына и преемника Петра (927–970) был официально признан Византией. В этот период БПЦ получила статус Патриархии. Относительно точной даты этого события имеются различные мнения. Согласно представлениям того времени, статус Церкви должен был соответствовать статусу государства, а ранг церковного главы — титулу светского владыки («нет царства без Патриарха»). Исходя из этого, было высказано предположение, что Симеон утвердил Патриаршество в Болгарии на Преславском Соборе 919 года. Этому противоречит факт переговоров, которые Симеон вел в 926 году с Римским папой Иоанном X о возведении болгарского архиепископа в сан Патриарха. Традиционно считают, что Патриарший титул предстоятеля БПЦ был официально признан Константинополем в начале октября 927 года, когда между Болгарией и Византией был заключен мирный договор, скрепленный династическим союзом 2 держав и признанием Петра, сына Симеона, царем болгар. Существует, однако, ряд серьезных аргументов, которые свидетельствуют о признании патриаршего достоинства БПЦ не в момент воцарения Петра (927), а в последующие годы его правления. 2-й сигиллий императора Василия II Болгаробойцы, данный Охридской Архиепископии (1020), говоря о территории и юридических правах БПЦ времен царя Петра, именует ее Архиепископией. «Тактикон Бенешевича», описывает церемониальную практику византийской империи двора около 934–944 гг., ставит «Архиепископа Болгарии» на 16-е место, после синкеллов Римского, Константинопольского и восточных Патриархов. Такое же указание содержится в трактате императора Константина VII Багрянородного (913–959) «О церемониях». В «Списке архиепископов Болгарии», так называемый список Дюканжа, составленный в середине XII века и дошедший в рукописи XIII в., сообщается, что по приказу императора Романа I Лакапина (919–944) императорский синклит провозгласил Дамиана Патриархом Болгарии, а БПЦ признана автокефальной. Предположительно этот статус БПЦ получила в период, когда Патриарший престол в Константинополе занимал Феофилакт (933–956), сын императора Романа Лакапина. Именно с Феофилактом, своим свойственником, царь Петр поддерживал тесные связи и обращался к нему за советом и разъяснением относительно ереси богомильства — религиозно-социального движения, получившего распространение в Болгарии с середины XI века.

http://pravoslavie.ru/orthodoxchurches/p...

   001   002     003    004    005    006    007    008    009    010