Выше, в § 4, была коротко изложена история изучения славянской версии Евангелия, а также приведены соображения в пользу первичности служебного Четвероевангелия среди различных типов евангельского текста у славян. Что касается краткого и полного евангельского апракоса, то датировать их появление по историко-лингвистическим основаниям крайне затруднительно. Представляется, впрочем, что некоторые тексты этого типа созданы были в то время, когда в употреблении еще была глаголица. Вопрос о смене славянских алфавитов Г. А. Ильинский (1931) связал с событиями 893 г. Как известно, введение христианства в Болгарии вызывало протесты: в 866 г. произошло восстание, в котором участвовало и боярство, и простонародье, в 889–893 гг. князем Владимиром была предпринята попытка восстановления языческих культов. Собор 893 г., созванный князем Борисом-Михаилом, был призван закрепить христианские преобразования в стране. Возможно, именно по решению этого собора славянская литургия заменила в Болгарии литургию на греческом языке, а кириллица, будучи более простым и знакомым населению алфавитом, 19 – глаголицу. 35 Безусловно, столь важный вопрос, как смена алфавита церковных книг, не мог быть решен стихийно без санкции гражданских и церковных властей. Однако глаголица оставалась в церковном употреблении по крайней мере до XI в., о чем говорит существование таких рукописей, как Мариинское, Зографское, Ассеманиево евангелия, Синайский евхологий (РНБ, Глаг. 3), Синайская псалтырь. Приходится думать, что в разных частях Болгарии отношение к двум славянским алфавитам не совпадало. В восточной Болгарии, в ее столице Преславе, кириллица укрепилась быстро; здесь ее введение могло быть результатом деятельности Константина Преславского. Библейские переводы симеоновской группы, как кажется, и созданы были на кириллице. Церковным центром западной Болгарии был Охрид, и принято считать, что епископ охридский Климент до конца своих дней (916 г.) оставался верен глаголице. Таким образом, оценивая отношения между текстами, написанными на глаголице и кириллице, можно размещать их в хронологической последовательности, признавая за текстами глаголическими историческое старшинство, но можно думать о локальном размежевании текстов, приписывая глаголическим источникам западноболгарское происхождение.

http://azbyka.ru/otechnik/Anatolij-Aleks...

В сер. XI в. началась полемика между мон-рями Сен-Дени и Санкт-Эммерам в Регенсбурге (Германия), которая касалась вопроса об обладании подлинными мощами Д. А. Регинвард, настоятель мон-ря Санкт-Эммерам (1049-1064), во время строительных работ в монастырской церкви обнаружил высеченную на камне надпись. В ней сообщалось, что в храме покоятся мощи Д. А., увезенные из Сен-Дени при герм. имп. Арнульфе (король вост. франков в 888-899), кор. зап. франков Одоне (888-898) и настоятеле монастыря Эбулоне. После обретения мощей Отлох Санкт-Эммерамский составил сказание о перенесении святыни в Регенсбург. В сказании сообщается, что законный кор. зап. франков Карл Простоватый был отстранен от власти герц. Одоном и прибыл в Кёльн к кор. Арнульфу, прося его помощи. Арнульф вторгся в королевство зап. франков и помирил противников. Он остановился недалеко от Парижа и посетил монастырь Сен-Дени. Настоятель Эбулон подарил ему кн. «О небесной иерархии», читая к-рую король изумился величию святого и пожелал получить его мощи. Один из приближенных Арнульфа и родственник Эбулона, Гислиберт, согласился помочь королю. Он вкрался в доверие к настоятелю и осмотрел крипту, где покоились мощи Д. А. Вечером, во время пира в мон-ре, Гислиберт подкупил хранителей святыни, похитил мощи и ночью бежал в стан Арнульфа. Наутро, узнав о пропаже, к королю прибыл Эбулон. Арнульф обещал найти и вернуть похищенную святыню. Во избежание скандала король посоветовал настоятелю положить на место мощей Д. А. останки др. святого, что, согласно Отлоху, и сделал Эбулон. Из благоговения перед Д. А. Арнульф всегда возил мощи святого с собой, а перед смертью передал их в мон-рь Санкт-Эммерам. Регенсбургский еп. Тутон (893-930) велел замуровать мощи в стену церкви, закрыв их каменными плитами с надписью, удостоверяющей подлинность святыни. В рассказе Отлоха есть ряд исторических несоответствий. Карл Простоватый был помазан на царство в 892 г., но не получил реальной власти в королевстве зап. франков и обратился за помощью к кор. Арнульфу (893). Арнульф признал королевское достоинство Карла, однако отказал ему в военной поддержке. В 895 г. Арнульф признал также королевское достоинство Одона. Соглашение между Карлом и Одоном было заключено в 897 г. без непосредственного вмешательства Арнульфа. Согласно Отлоху, мощи были похищены из Сен-Дени в 893 г. Настоятель Эбулон умер в том же году, однако еще в 892 г. он принял сторону Карла Простоватого, был изгнан Одоном из Сен-Дени и бежал в Аквитанию, где и скончался.

http://pravenc.ru/text/178443.html

Несмотря на все это, и здесь сказалось влияние Зерникава. Первое из упоминаемых доказательств состоит в указании на разрушение византийской империи турками (§ 313); у Зерникава это доказательство излагается на стр. 899; из Феофанова опровержения на это доказательство у Зерникава находятся только указания на то, что временные бедствия часто посылаются Богом не для наказания за грехи, но для других премудрых целей (Zoern. p. 900), и на опустошение сарацинами Африки и истребление там христианства (Zoern. p. 899). Другое доказательство латинян, опровергаемое Феофаном, состоит в указании на то, что Константинополь взят был турками именно в праздник Пятидесятницы (§ 313). Опровержение этого доказательства Феофаном несколько различается от опровержения его Зерникавом. Зерникав положительно утверждает, что Константинополь взят был 29 мая 1453 г., в каковой год первый день праздника Пятидесятницы падает на 20 мая (р. 902); Феофан же не говорит ничего определенного о времени взятия города, – он указывает только на то, что историки разногласят между собою в определении дня, месяца и года взятия города и тут же приводит несколько различных мнений их по этому предмету. Из историков, на которых ссылается Феофан (в конце § 313), у Зерникава упоминается только один – Лаоник Халкондил (Zoern. p. 903). Опровергаемое Феофаном доказательство латинян из мысли о реликвиях, перенесенных из Греции в Италию (§ 315), у Зерникава опровергается на стр. 893–894: у обоих богословов находятся упоминание о мощах св. Николая, перенесенных латинянами в Италию (Zoern. p. 894), и мысль о подложности многих латинских реликвий (Zoern. p. 893); оба богослова также говорят о назоретском доме Богородицы, чудесным образом перенесенном в Италию, где он существовал еще во времена каноника Иоанна Дубдана (путешествовавшего в 1652 г.), и указывают на то, что, по рассказам, как в Палестине, так и в Италии существует целый (integra, tota) дом Богородицы (zoern. p. 893). Опровергаемое Прокоповичем доказательство из чудес (§ 316) у Зерникава опровергается на стр.

http://azbyka.ru/otechnik/Feofan_Tihomir...

Из них Аспарух, по преданию славян, княжил очень долго и заставил греческого императора не только отказаться от Мизии, где жили славяне, но и платить дань 307 . Тербелл и Комерсиии известны были счастливыми войнами с греками 308 . Династия Кубрата окончилась смертию Комерсия, убитого (762 г.) болгарами 309 . Выбранный вместо Комерсия воинственный Телец убит был в войне с греками. Об его преемниках до Крума почти ничего не известно 310 . Крум (807– 814 г.) счастливыми войнами с греками расширил пределы болгарского государства, так что в состав его вошла вся Охридская страна и вся северная часть Македонии и Фракии. Опустошив верхнюю Фракию, он овладел (812 г.) городами Дебельтом, Анхиалом и Месемвриею: разбив греческия войска, окружил (813 г.) Константинополь, завладел Адрианополем и взял многих в плен греков во Фракии и Македонии. Счастливый 1019 г. в войнах, Крум был очень жесток: убив (811 г.) на войне греческого императора Никифора (802– 811 г.), он сделал из черепа его чашу, обложил ее серебром, и угощал из ней приближенных на пирах 311 . Он умерь скоропостижно (12 апреля 814 г.). – Мортагон, заклю-чив мир с греческим императором Львом, оказал (823 г.) ему содействие в подавлении в Греции мятежа, но был в Болгарии жесток к пленным христианам 312 . При Борисе – Михаил болгарское государство простиралось от Великой Моравы, вдоль по течению Дуная, до его устья и обнимало все побережье Черного моря до Бургасского залива, часть северной Фракии, земли верхней Албании и почти всю Македонию 313 – Борис, уступив престол старшему сыну своему Владимиру, удалился (885 г.) в монастырь; но Владимир распутством и грабежами заслужил справедливый гнев подданных, – оттого Борис велел (888 г.) ослепить его и заключить в темницу, и, передав управление государством другому сыну своему, Симеону, снова удалился в монастырь, где и скончался в 907 г. 314 Царствование Симсона называют золотым веком для Болгарии. Этот государь (888 – 927 г.) мною заботился о просвещении своих поддашиых, много воевала., и большею частию счастливо, с греками, сербами, мадьярами, хорватами 315 , и получил титул царя и от папы императорский венец; но в борьбе с мадьярами он потерял приобретения Крума, в борьбе с сербами и хорватами много пролил крови без нужды; ввел при своем дворе роскошь и напыщенность византийского двора, в администрации – характер византийского управления, словом: пересаживал на болгарскую почву почти все, что нашел в Византии. При нем силы Болгарии заметно стали слабеть. Он умер 27 мая 927 г. 316 . Преемником Симеона был Петр, младший сын его от второго брака. Симеон отдал ему власть помимо старшего своего сына Михаила, рожденного от Первого брака, и, чтобы Михаил не отнял у брата царской власти, велел постричь его в монашество. Но Михаил по смерти отца сбросил с себя монашескую одежду и восстал против брата, но был убит своими же сообщниками.

http://azbyka.ru/otechnik/Germogen_Dobro...

оправдало эти надежды. Болгарский правитель явился в Константинополь принять крещение, сам император пожелал быть его крёстным отцом и дал ему христианское имя Михаил, а патриарх Фотий, виновник этого крупного успеха, с радостью приветствовал в лице новообращённого «самое прекрасное сокровище из всех, приобретенных его усилиями». Вслед за своим государем весь болгарский народ перешёл в христианство, и болгарский царь, несмотря на временные колебания между Византией и Римом, предпочёл византийское влияние. Он допустил в свою страну православное духовенство и попал в сферу византийской политики. Его сын, юный Симеон, был направлен в Константинополь, чтобы получить византийское образование. По словам византийского хрониста, он изучал там «риторику Демосфена и силлогизмы Аристотеля» настолько усердно, что его называли полугреком (hetniargos). Память о своём пребывании в византийской столице он, по-видимому, сохранил надолго. Когда он наследовал отцу, его первой заботой было ввести при своём дворе титулы, костюмы и церемониал императорского двора, чтобы казаться почти равным византийскому императору. Утверждая в своём царстве влияние византийской культуры, он, тем не менее, питал честолюбивые замыслы, стремился завоевать гегемонию на Балканском полуострове и едва не добился этого в длительной войне против Византии. Но когда он в 927 г. умер, оставив трон малолетнему наследнику, всё изменилось. Между обоими государствами был восстановлен мир, и в долгое правление царя Петра (927–968 гг.) влияние Византии глубоко проникло в Болгарию. Византийская дипломатия приняла для этого необходимые меры. По особой милости болгарскому царю был пожалован титул басилевса, делавший его почти равным императору. Он женился на представительнице императорской фамилии, внучке Романа Лекапина. Болгарам в Константинополе оказывали особое внимание. К послам царя, «болгарским друзьям», как их часто называли, относились с такой любезностью, что это даже жестоко задевало самолюбие некоторых западных послов.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

В качестве вкладов игум. Евфимий дал обители 7 книг, из них 4 «своего писма». Известны также автографы игум. Евфимия (РГБ. Вол. 133, 213, 566; ГЛМ. 204). В 20-40-х гг. XVI в. в И. В. м. работал Вассиан Кошка , полностью или частично переписавший 8 книг (ГИМ. Епарх. 114, 231, 258; Син. 927; РГБ. Вол. 511, 517, 530; Муз. 1257). Авторство Вассиана считается установленным в отношении Жития прп. Фотия, ученика Кассиана Босого (ГИМ. Син. 927. Л. 171-178), и слова «О преставлении св. еп. Тверского Акакия и о житии его вкратце» (РНБ. Погод. 1564. Л. 52-56 об.). Авторство Вассиана в отношении Словарного свода, Жития Кассиана Босого, письма «о нелюбках иноков Кириллова и Иосифова монастырей» вызывает сомнения ( Дмитриева Р. П. Вассиан Кошка//СККДР. Вып. 2. Ч. 1. С. 119-120). В 1563-1564 гг. Вассиан вел записи во вкладной книге (ГИМ. Епарх. 419. Л. 1-6, 128-129 об.). Он переписал вышеназванные статьи, а также 11-е Слово из духовной грамоты прп. Иосифа Волоцкого, «Слово кратко» в защиту монастырских имуществ, «Повесть о прп. Пафнутии Боровском» и др. Наиболее интересными являются сборники Вассиана (ГИМ. Син. 927 и РГБ. Муз. 1257), составленные преимущественно из сочинений насельников И. В. м. или из произведений, им посвященных. Др. волоколамский книгописец сер. XVI в.- монастырский слуга и «книжный мастер» Фома Васильев Попов известен лишь по «запродажной» записи 1555/56 г. на Евангелии из б-ки Хиландарского мон-ря на Афоне 66) (см.: Д. Каталог рукописа манастира Хиландара. Београд, 1978. С. 71). Важным источником пополнения б-ки были вклады. «Всякий сколько-нибудь выдающийся исторический деятель, вышедший из Волоколамской общины, непременно продолжал поддерживать с нею связь и наконец вносил свое имя в число монастырских вкладчиков книгами и деньгами» ( Жмакин. 1881. С. 119). Новгородский архиеп. Феодосий передал 22 книги, архим. Алексий (Ступишин) - 14, еп. Рязанский Леонид (Протасьев) - 20, архиеп. Полоцкий Трифон (Ступишин) - 11, архиеп. Казанский Лаврентий - 12, игум. Иоасаф (Луковниковский) - 15 книг.

http://pravenc.ru/text/673721.html

Будучи одним из ближайших сподвижников Романа, Н. М. занимал важное место при дворе и сделал успешную карьеру. Он имел титулы патрикия и магистра. В окт. 927 г. болг. царь Петр прибыл в К-поль для подписания мирного договора с Византией и для вступления в брак с Марией (Ириной) Лакапиной, дочерью Софии и Христофора, т. е. внучкой Н. М., к-рый лично встречал буд. зятя у ворот столицы и сопровождал его во дворец. Однако в конце этого же года придворный путь Н. М. завершился. Он был обвинен в подстрекательстве Христофора к заговору против отца, отправлен в ссылку и пострижен в монахи. Из переписки Н. М. известно, что годы изгнания он провел в своем имении на берегах Геллеспонта. В число его корреспондентов входил высокопоставленный сановник, патрикий и мистик Иоанн. В посланиях, адресованных Иоанну (Ep. 12, 18), др. чиновникам, а также в письме имп. Константину VII Багрянородному (Ep. 31) содержатся сведения, указывающие на то, что Н. М. ходатайствовал об отмене наказания и надеялся вернуться в К-поль. Нек-рые вельможи, также попавшие в опалу при имп. Романе I, получили помилование или еще в правление этого же императора, или в начале независимого царствования Константина VII, однако прошения Н. М. так и не увенчались успехом, и он оставался в ссылке до кончины. Скорее всего Житие прп. Феоктисты было написано им в тот же период, т. е. после 927/8 г. Л. Г. Вестеринк, напротив, считает более вероятным создание текста до 919 г. ( Westerink. 1973. P. 27). К периоду ссылки относится и упоминание Н. М. в эпиграмме некоего Евфимия Грамматика, сохранившейся в трактате имп. Константина VII Багрянородного «О фемах». Вероятно намекая на происхождение Н. М. из Пелопоннеса, автор эпиграммы называет его «хитрым на вид и похожим на славянина (γαρασδοειδς ψις σθλαβωμνη)» ( Constantino Porfirogenito. De thematibus/A cura di A. Pertusi. Vat., 1952. P. 91). Н. М. адресовано одно из т. н. Посланий Анонимного учителя, где автор обращается к Никите Монаху и утешает его в сложившихся неприятных обстоятельствах, после чего рекомендует посланца, отправленного с письмом, как прекрасного человека и высказывает предположение, что тот может стать хорошим другом для адресата ( Markopoulos A., ed. Anonymi professoris epistulae. B.; N. Y., 2000. Ep. 100. P. 97. (CFHB; 37)).

http://pravenc.ru/text/2565408.html

Она разместилась в новом, недавно отстроенном здании. Общее количество мест рассчитано для размещения 100 человек в комфортабельных номерах эконом-класса (двухместных), VIP-hoмepax (двухместных) и апартаментах. Отдельно предусмотрены так называемые «семейные» номера, состоящие из двух комнат – для родителей и детей. Для удобства размещения инвалидов предусмотрены пандусы и специальные номера на первом этаже. На третьем этаже размещен домовый храм в честь святого благоверного князя Александра Невского. В гостинице имеется просторный, оформленный в классическом стиле конференц-зал на 266 мест, в котором могут проводиться встречи, совещания и иные мероприятия как проживающими в ней, так и иными организациями и частными лицами. На первом этаже расположены Трапезные палаты с большим залом на 120 человек и с малым залом на 50 человек. Распорядок работы трапезной не ограничен расписанием завтраков, обедов и ужинов. Любой желающий в удобное для него время может заказать себе приготовленную с молитвой монастырскую пищу. Для деловых людей предусмотрен, так называемый, «бизнес-ланч». Гостиница имеет свою прачечную, которая принимает заказы и от сторонних лиц. Адрес: Россия, Республика Мордовия, г. Саранск, рабочий поселок Луховка, с. Макаровка, ул. Нагорная, д. 35 Телефоны: +7 (8342) 28-27-02 (дежурный администратор), +7 (937) 511-78-78 Сайт: Гостиница «Макаровская» , Иоанно-Богословский Макаровский мужской монастырь Гостиница для паломников при Параскево-Вознесенском женском монастыре, с. Пайгарма Параскево-Вознесенский женский монастырь славится своим гостеприимством. Здесь радушно встречают любого паломника, любую экскурсионную группу: накормят, предоставят жильё. Некоторые паломники остаются пожить в монастыре какое-то время. Проживая несколько дней в монастыре, паломники выполняют порученные им работы-послушания в саду, на огороде, в трапезной, а также посещают богослужения. Адрес: Россия, Республика Мордовия, Рузаевский р-он, с. Пайгарма Телефоны: +7 (83451) 5-11-47 , +7 (927) 186-78-11 , +7 (927) 170-97-94 Электронная почта: mikmart@rambler.ru Сайт: Параскево-Вознесенский женский монастырь Гостиница для паломников Свято-Варсонофиевском женском монастыре, с.

http://azbyka.ru/palomnik/Где_остановить...

In 910 the Monastery of Cluny was founded in Burgundy in eastern France, by William the Pious, Duke of Aquitaine. Under its first abbot, Berno of Baume (d. 927), high standards of monastic observance were set and followed – including a return to the strict Benedictine Rule first established by Saint Benedict of Nursia in the 6th century, independence from lay control, and economic self-sufficiency. By the time of Berno’s death, several neighboring monasteries had adopted Cluny’s standards, and under Berno’s gifted successors, especially Saint Odo (r. 927–942) and Saint Odilo (r. 998–1048), hundreds of monasteries, especially in France and Italy, adopted these reforms. These “Cluniac houses” became a major force for general reform in the entire Western Church in the 11th century. The Great Schism In 1009 Pope Sergius of Rome wrote a confession of faith which included the filioque in the Nicene Creed. Because of this, the Church of Constantinople removed his name and that of the Roman Church from the diptychs (the official list of sister churches and bishops who are liturgically commemorated by a given church). Then in 1014, the Roman Church, after resisting for over 200 years Germanic pressure to adopt the filioque, finally used this addition to the Creed in public worship for the first time – at the coronation of Henry II as Holy Roman Emperor. Ironically, forty years later the Latin Christians would accuse the Greek Christians of being heretical for not using the filioque. As we have seen, tensions between the two great halves of the Christian world had been simmering for many years, with roots going back to the early centuries of the Church. The two different languages – Greek in the East and Latin in the West – reflected differences in basic worldview, which contributed to different approaches in theology. The Latins tended to use philosophical, legal, and juridical concepts and categories in an attempt to make the mysteries of the Faith more comprehensible to the human mind, while the Greeks tended to more readily accept the paradoxical, ineffable mysteries of the Faith as being ultimately far beyond the limits of human logic and understanding. And the Greeks, more than the Romans, stressed the crucial importance of having a vibrant, dynamic experience and relationship with the living God, in order to better understand the Holy Scriptures and the mysteries of the Faith. Also, the loss of the political unity of the Empire was a huge factor in disrupting communication between East and West. And the rivalry between the Holy Roman Empire in the West and the Byzantine Empire in the East exacerbated the rift.

http://azbyka.ru/otechnik/Foma_Hopko/the...

Вскоре Симеон скончался, а его сын Петр (927-969) был миролюбивым ученым человеком, поспешившим заключить мир с Византией. Роман высидел свое время. Петр женился на дочери Романа и был признан царем болгар. Болгарский патриархат, основанный Симеоном, признала Византия. Но положение изменилось. Теперь Петр был послушным зятем Романа. А все уступки византийцев наконец принесли мир и добрые отношения, которые продолжались еще долгие десятилетия после мирного договора 927 г. Нужно отметить, что во время правления Петра в Болгарии появилась секта богомилов (она была названа так по имени ересиарха попа Богомила). Происходила она от павликианства, в свою очередь происходившего от манихейства. Согласно богомилам, мир управляется двумя принципами - Добром (Бог) и Злом (Сатаниил), и этот конфликт определяет все, что происходит на земле. Весь видимый мир - дело Сатаны и является злом. Значит, главное в жизни - отказ от всего плотского и материального. Все церковные ритуалы и обряды богомилы считали злом. В секте был очень силен социальный протест; к ней присоединились многие бедняки, восстававшие против богатых и знатных. Отсюда богомильство распространилось на Далматское побережье, где еретики назывались бабуни, или патарены, в Северную Италию, и где они стали известны под названием катаров (чистых), и наконец - на юг Франции, усвоив название альбигойцев. Там секта весьма укоренилась. Она была весьма привлекательной для многих, усиливаясь во времена кризисов и притеснений, когда ее пессимистический взгляд на этот мир казался пострадавшим особенно верным. Несмотря на свой кажущийся аскетизм (осуждение браков, отказ от животной пищи и т.п.), секта имела широкую популярность: ведь такой аскетизм требовался лишь от небольшого круга избранных «чистых» и принявших крещение. Все остальные могли жить, в общем, как им хотелось, соблюдая лишь самые рудиментарные правила нравственности. Крещение они принимали перед самой смертью, уповая на то, что станут избранными в следующем воплощении. Церкви предстояла упорная борьба с этим лжеучением.

http://sedmitza.ru/lib/text/434796/

   001    002    003    004   005     006    007    008    009    010