Мы говорили о крещении Болгарии в 865 г. при хане Борисе (в отличие от своих предшественников, он уже носил славянское имя). Ученики свв. Кирилла и Мефодия, эмигрировавшие из Моравии на Балканы, сделали Болгарию настоящим центром славянской христианской цивилизации. Как мы помним, сын Бориса Симеон (893-927) значительно расширил пределы Болгарии, распространил свою власть на весь Балканский полуостров и неоднократно угрожал самому Константинополю. Симеон ставил себе цель воцариться в Константинополе, и он, как никто другой до и после него, был близок к этому. Он не только добился признания себя царем (т.е. императором) болгар, но даже почти добился титула «император римлян». Лишь с большим трудом Византии удалось справиться с болгарской угрозой. Симеону пришлось удовлетвориться созданием собственного болгарского патриархата в своей столице Преславе. Про все эти события уже достаточно подробно шла речь выше. При сыне Симеона миролюбивом св. Петре (927-969) отношения между Византией и Болгарией нормализовались до такой степени, что Константинополь даже признал новый болгарский патриархат. Вновь болгарские войны начались в последние годы царствования Петра и при его преемнике Борисе II (969-971). После сокрушения восточноболгарской державы - вначале русским князем Святославом, а затем византийским императором Иоанном Цимисхием (971 г.) - последовало возрождение Болгарии на македонской территории под управлением царя Самуила с политическим и церковным центром в Охриде. Войны продолжались до 1018 г., когда император Василий II Болгаробойца наголову разбил войска царя Самуила, включил болгарские земли в Империю и отменил патриаршество. Вместо него была учреждена автономная Охридская архиепископия. В результате его походов и реформ Болгария оказалась подавлена настолько, что не пыталась отделиться от Империи в течение почти двухсот последующих лет. Ранняя история славянского христианства, духовно определявшаяся великими миссионерами свв. Кириллом и Мефодием и их учениками и сформированная славными деяниями Симеона и Самуила, никогда не будет забыта их потомками. Обширный корпус христианской литературы, как переведенной с греческого, так и оригинальной славянской, бережно хранился и расширялся в центрах славянской учености, сохранявшихся и под греческим владычеством. Другие славянские писания ввозились из Киевской Руси.

http://sedmitza.ru/lib/text/434811/

Литургическое творчество продолжалось весь 9 и 10 века. Самым великим творцом церковных песнопений 9 века был св. Иосиф (память 4 апреля), написавший до 300 канонов. Прославились также: Георгий Никомидийский , инокиня Кассия, еп. Марк, еп. Феофан и инок Марк Начертанные, названные так потому, что во время гонений на православных иконоборцы выжгли на их лицах раскаленным железом «начертания». В 10 веке многие светские люди составляли духовные песнопения, как, например, имп. Константин Багрянородный, имп. Лев Мудрый и Симеон Метафраст . Устроителем жизни Афона был св. Афанасий (910–1000), поселившийся на св. горе в 960 году (память 5 июля). С конца 10 века св. гора Афонская стала самым значительным центром монашеской жизни, так как туда переселились многие монахи из областей, занятых мусульманами. Там основали монастыри греки, русские, болгары и итальянцы (жители города Амальфи). Св. Афон в течение веков будет местом встреч между представителями всех христианских народов. В 9 веке основался новый крупный христианский центр, – Охрида, столица Болгарского Царства, которое при царях Симеоне Великом (893–927) и Самуиле (977–1014) играло в жизни православного Востока значительную роль. Находясь между двумя юрисдикциями – Константинополя и Рима, Болгария, в течение полутора веков, была третьим христианским центром в Европе, особенно после получения архиепископом охридским автокефалии (полной независимости) в 927 году. В Болгарии в 9–10 веке возникла новая ересь – богумилов, являющаяся частично восстановлением манихейства. По учению богумилов, человека создал сатана, а Бог вдохнул в него только душу. Богумилы отвергали все внешние обряды, а из таинств признавали одно крещение, чрез возложение рук. С ними боролся великий подвижник и проповедник православия, св. Иоанн Рыльский (умер в 946 году, память 19 октября). В 11 веке на смену Болгарскому Царству, которое было покорено Византией в 1018 году, пришла Киевская Держава, которая в эпоху Ярослава Мудрого стала крупным церковным и культурным центром.

http://azbyka.ru/otechnik/novonachalnym/...

1. Освобождает сына св. Царя Бориса – Симеона от монашеского звания и монашеских обетов и провозглашает его болгарским Царем. 2. Св. Климент рукополагается во Епископа Величкого как первый болгарин-Архиерей и тем полагается начало болгарской церковной иерархии из болгар. 3. Столица болгарского государства переносится из гор. Плиски в гор. Преслав. 4. кънигъ» – официальный переход с греческого языка на письменный болгарский язык в богослужении Болгарской Церкви и в государственной администрации. 893–927 гг. Царь Симеон Великий. 894 г. Война Болгарии с Византией. 894 г. Умирает Моравский князь Святополк. 894–896 гг. Война Болгарии против угров (венгров, мадьяр). Январь 898 – январь 900 гг. Папа Иоанн IX. 899 г. Епископ Вихинг покидает Моравию, чтобы поселиться в гор. Регенсбург по приглашению баварского короля Арнульфа и оставляет Моравскую кафедру без титуляра. Будучи одержим интригантством, он перессорился со всеми и настроил всех немецких Епископов против себя. Те созвали церковный собор против него и заточили его в монастырь, где он и окончил свою жизнь. 899/900 гг. Моравский князь Моймир II попытался восстановить Моравскую Церковь . Папа Иоанн IX посылает легатов Римской Церкви восстановить моравский диоцез, поставив одного Архиепископа и трех Епископов. Протест Баварского Епископа перед римским папой по этому поводу. 905/6 гг. Великая Моравия погибает от венгров (мадьяр), которых Царь Симеон прогнал из Задунайской Болгарии и загнал их в болгарскую Паннонию, где они поселились и основали свое государство. С тех пор Болгария потеряла свои владения в средней Европе. †2/15.V.907 г. Кончина св. равноапостольного болгарского Царя Бориса-Михаила. †23.XII/5.I.910 г. Кончина св. Наума Охридского. С августа 913 – до 927 г. Войны Болгарии с Византией. В 913 г. Царь Симеон входит в Константинополь, принятый с почестями. Мир с Византией. 914–928 гг. Римский папа Иоанн X. Лето 914 г. Новая война Болгарии с Византией из-за несоблюдения договорных условий со стороны Византии. Болгария завладевает Адрианополем.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

К этому и приступили пришедшие Климент, Ангеларий и Наум с учениками. О масштабе просветительской деятельности св. Климента Охридского свидетельствует тот факт, что уже за первые семь лет (886–893) существования школы для взрослых ее окончили 3500 человек. В дальнейшем в «Охридской книжной школе» было создано множество переводов греческих текстов. Наум, другой ученик Кирилла и Мефодия, основал крупный монастырь на берегу Охридского озера С. 181–191]. Еще один ученик святых братьев, Константин Преславский, стал родоначальником древнеболгарской поэзии и историографии С. 170]. Вероятно, он был и создателем второй славянской азбуки, заменившей глаголицу 45  и получившей название «кириллица» в честь св. Кирилла. В период правления царя Симеона (893–927), сына и достойного преемника царя Бориса, болгарское духовное просвещение достигло вершин и вошло в историю как золотой век древней болгарской письменности и культуры. Славянский язык стал языком Болгарской Церкви и государства, св. Климент Охридский – «первым епископом болгарского языка» 46 . По всей стране были созданы школы, библиотеки, монастыри, осуществлялись переводы не только церковной литературы, но и светской 47 . Автор пространного Жития Климента Охридского отзывается о болгарских правителях с высочайшей похвалой за их ревностную поддержку миссионерского дела Климента и его учеников 48 . Из Болгарии славянская письменность распространяется в Сербию, Боснию, Хорватию, на Русь. Это была эпоха подлинного расцвета славянской культуры. Кирилло-Мефодиевская традиция является духовными корнями и стволом веры, на котором выросли ветви, листья и плоды новой православной культуры. В этом процессе можно выделить три основных этапа развития: сначала происходит прививка ветви национальной культуры к стволу Христовой веры и Церкви (просвещаемый народ приобретает научный язык и литературу, наследует общий строй православной культуры); затем идет рост, развитие этой национальной культуры по мере превращения слабой веточки в ствол национальной Церкви (с одной стороны, происходит восприятие и усвоение православной культуры, с другой – возникает своя собственная самостоятельная литература и устраивается национальная духовная жизнь) и, наконец, плоды новой национальной Церкви на едином церковном стволе, потому что Церковь – Едина. Примечания

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Сразу после принятия христианства князь Борис предпринял активные шаги к провозглашению автокефалии Церкви. Сначала с этой просьбой болгары обратились к Константинопольскому Патриарху Фотию, но получили отказ. Причина отказа заключалась в том, что, по мнению Патриарха, Болгарская Церковь еще достаточно молода и должна находиться в подчинении Константинополю. Борис, вынашивая вместе с мыслью об автокефалии идею независимого государства, обращается к Римскому папе Николаю I. Переговоры с Римом тянулись с 866 по 869 г. и закончились безрезультатно. Тогда Борис вторично обращается в Константинополь Итогом переговоров было то, что 4 марта 870 г. Константинопольский Патриарх Игнатий объявил Болгарскую Церковь автономной. Первым архиепископом автономной Болгарской Церкви стал Иосиф. Таким образом, было положено начало административному устройству Болгарской Православной Церкви. В 889 г. Борис отрекся от престола и удалился в монастырь. Престол унаследовал старший сын Бориса – Владимир (889 – 893), ярый антихристианин. Он хотел ликвидировать христианство в Болгарии, но по приказу отца Владимир был схвачен, ослеплен и посажен в тюрьму. В конце IX в. большую миссионерско-просветительскую роль сыграла деятельность учеников святых равноапостольных Кирилла и Мефодия – святых Климента, Наума, Горазда и Ангелария, которые прибыли в Болгарию, будучи изгнанными из Моравии. При болгарском князе Симеоне (893927) Болгарская Церковь переживала свой расцвет. Сам Симеон принимал деятельное участие в литературном движении. Он поставил своей главной задачей создать корпус христианской книжности на славянском языке. По его указу был составлен сборник «Златоструй», состоящий из переводов творений св. Иоанна Златоуста . При нем же была переработана для болгар византийская эклога – «Закон Судный Людям». Помимо этого, Симеон смог реализовать свои амбиции по поводу превращения Болгарии в самое сильное государство на Балканах, оттеснив Византию на второй план. Симеон провел несколько удачных войн с Византией и отвоевал у нее Фракию, Фессалию, а затем подчинил Сербию. Это позволило Симеону объявить Болгарию империей, а себя – «императором (басилевсом) болгар и ромеев». Ощутив себя политически независимым м могущественным, в 919 г. Симеон созвал в Преславе Церковно-Народный Собор, где состоялось провозглашение автокефалии Болгарской Православной Церкви и возведение ее в ранг Патриархата.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

После возведения св. Климента в сан «первого епископа болгарского языка» (893/4) царь Симеон (893-927) отправил Н. О. в Македонию продолжать учительское служение. Согласно источникам, Н. О., будучи священником, следовал обетам целибата и нестяжания; ок. 900 г. он принял монашество и, благодаря ктиторам, кн. Борису и царю Симеону, на Охридском оз. основал монастырь во имя арх. Михаила (с XVII в. посвящен основателю, см. Наума Охридского монастырь ). В притворе храма этого мон-ря он и был похоронен. Литературная деятельность В исторических источниках нет сведений о лит. деятельности Н. О. В 1978 г. Кожухаров в серб. Минее Служебной XIII в. (Ath. Zogr. N 88, серб. правописание) нашел канон ап. Андрею с акростихом «првааго хрстова сла хвалёё нёшчёё наум» (первого апостола Христова восхваляет нищий Наум). Позднее словац. исследователь Л. Матейко ( Matejko. 1998) выдвинул и убедительно обосновал гипотезу о том, что первоначально канон имел 2-ю песнь и начало акростиха читалось как «прво[званн]аго» (это подтверждает единственный рус. список канона, где это слово, составляющее устойчивый эпитет ап. Андрея, помещено в начале 1-го тропаря 1-й песни ( Турилов. 2006. С. 31); все известные южнослав. списки дают явно ошибочное написание «прьвозданнаго»). Язык текста отличается архаичностью, нет сомнений, что он принадлежит Н. О. На основе стилистического и лингвистического анализа (в т. ч. примеров передачи звука буквами «шч») Кожухаров предположил, что Н. О. был и автором канона на перенесение мощей свт. Иоанна Златоуста с акростихом «Перенесение мощей [мошчёё] Златоуста воспеваю», который находится в т. н. Скопской праздничной минее XIII в. (НБКМ. 522; см.: Кожухаров. 2004. С. 33-44). Эту гипотезу оспаривал болг. исследователь Г. Попов ; он считал, что автор данного канона - Климент Охридский ( Станчев, Попов. 1988. С. 145-147). Не исключено, что в будущем может быть установлено авторство Н. О. одного из минейных канонов с анонимным фразовым акростихом, атрибуция к-рого уточняется. Почитание

http://pravenc.ru/text/2564754.html

Св. Климент Охридский стал ближайшим другом и советником Царя Бориса. Сам Царь Борис был ревностным христианином с сильным влечением к монашеству. В 888/9 гг. он отказался от троиа, принял монашество и удалился в монастырь, но и оттуда он зорко следил за государственными и церковными делами. Трон занял его старший сын Расате-Владимир. Но он изменил делу своего отца – содействовал возврату язычества, начал преследовать христианство, проявлял благожелательство к Западной Римской Церкви, что вынудило св. Царя Бориса выйти из монастыря и твердой рукой подавить языческую реакцию. Владимир был свергнут с трона и ослеплен. Царем был воздвигнутего младший сын, молодой монах Симеон, который уже успел проявить свой литературный талант под находчивым псевдонимом Черноризец Храбр. В 893 г. в гор. Великий Преслав был созван Церковно-народный собор, который постановил: 1. Симеон освобождается от монашества, чтобы стать Царем (893–927 гг.). (Старших братьев Симеона, Гавриила и Иакова к этому времени не было в живых. У Царя Бориса не было иного выбора.) На соборе перед всеми Царь Борис пригрозил новому Царю, что если он в чем-либо отступит от христианства и от Церкви, то его постигнет участь его старшего брата (Reginonis Chronicon, MGH, I, p. 580). 2. Столица государства переносится из Плиски в Преслав, чтобы окончательно порвать с язычеством. 3. Принято эпохальное решение на государственно-церковном уровне, скрепленное авторитетом власти – кънигъ» – официальное введение болгарского языка как богослужебного в Болгарской Церкви и отстранение греческого языка от богослужения. 4. Св. Климент поставляется первым болгарским Епископом Величким в Дольней (Нижней) земле, ныне называемой Македония, что является основанием начала болгарской иерархии из болгар. Греческое духовенство удалялось из Болгарии. Византия реагировала на этот государственно-церковный акт Болгарии удалением болгарского торжища из Константинополя в Солониках, в результате чего вспыхнула новая болгаро-византийская война в 894 г., закончившаяся болгарской победой.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

He was probably the most powerful Bulgarian leader of all time in his capacity as both a military commander and a patron of spiritual life, culture, and literature. During his reign Bulgaria probably saw its greatest territorial expansion (although some scholars argue that its territory was slightly greater during the reign of Tsar Samuil (r. 977/997-1014 AD)) coving all of Southeast Europe and much of Central Europe (estimates range around 650,000 sq. km.), including all or parts of modern-day Bulgaria, Romania, Greece, Turkey, Serbia, Albania, the Republic of Macedonia, Kosovo, Montenegro, Bosnia, Hungary, Moldova, and Ukraine, bordering on the three seas – the Black Sea, the Aegean, and the Adriatic. What is deemed more important, however, is that his reign saw the so called Golden Age of Old Bulgarian culture and literature in the Old Bulgarian language (also known today as Church Slavonic), with its cultural influence later spreading to other Slavic peoples in South and Eastern Europe. The future Tsar Simeon was born in 864 or 865 AD, at about the time the First Bulgarian Empire adopt Christianity as its official and only religion. He was the third son of St. Knyaz Boris I (r. 852-889; 893 AD), and since he was intended to become head of the Bulgarian Orthodox Church, his father sent him to be educated at the Imperial University of Constantinople, the capital of the Byzantine Empire, also known as the University of the Palace Hall of Magnaura. Simeon studied there between ca. 878 and ca. 888 AD, and because of his erudition, Byzantine chroniclers to refer to him later as “the half-Greek”. After his return to Bulgaria, Simeon started participating in the translation of religious works fromGreek into Bulgarian at the Preslav Literary School. However, Knyaz Vladimir Rasate (r. 889-893 AD), Knyaz Boris I’s first-born son and successor to the throne, attempted to abandon the recently introduce Christianity and restore paganism. This led the aged Knyaz Boris to lead a de facto coup d’etat removing Vladimir from the throne, and making Simeon the Knyaz (King) of Bulgaria during the Preslav Council (Assembly) of 893 AD which also decided to move the capital of the First Bulgarian Empire from Pliska to Veliki Preslav (Great Preslav) in order to do away with any pagan traditions.

http://pravoslavie.ru/82610.html

Повелеваем также быть им обузданными нашей силой и быть им изгнанными из ваших земель, дабы одна больная овца не заразила бы всего стада.» (ЛИБИ, т. II, с. 298.) [Папы Иоанн X (914–928 гг.), Иоанн XIII (965–972 гг.), Венедикт VII (974–983 гг.), Александр II (1061–1073 гг.) и Григорий VII (1073–1085 гг.) тоже запрещали богослужение на словено-болгарском языке, а у папы Александра прорвалось назвать св. Мефодия еретиком.] Зима 885/6 гг. Гонения в Великоморавии, организованные Епископом Вихингом, против Епископа Горазда и учеников Святых братьев с обвинениями их в государственной измене и посягательстве на власть Святополка (Блаж. Феофилакт, Архиепископ Болгарский и Охридский, Житие св. Климента Охридского, IX, 29). Ученики Святых братьев устремляются в Болгарию. Свв. Климент и Наум, Ангелярий, Савва и Горазд добираются до Болгарии. Свв. Климент и Наум пешком доходят до гор. Белграда на Дунае. Боритаркан (комендант) Белградской крепости Радислав принимает их и отправляет к св. Царю Борису в Плиску, так как знает, что св. Царь Борис разыскивает и ждет необходимых ему людей, которые владеют словено-болгарской грамотой и у которых есть богослужебные книги на болгарском языке (Пространное греческое житие св. Климента Охридского блаж. Феофилакта, Архиепископа Болгарского и Охридского). В столице болгарского государства Плиске св. Царь Борис принимает учеников Святых братьев (Пространное житие св. Климента Охридского). Свв. Климент и Наум по происхождению болгары (Димитрий Хоматиан, Краткое житие св. Климента Охридского; Второе житие св. Наума Охридского). После г. Письмо св. Патриарха Фотия св. Царю Борису (ГИБИ, т. IV, с. 105–106). 29.VIII.886 г. Император Василий I умирает. Начало декабря 886 г. Второе низложение св. Патриарха Фотия с патриаршества его воспитанником Императором Львом Мудрым. 888/9 г. Св. Царь Борис-Михаил принимает монашество и передает власть своему старшему сыну Владимиру-Расате. 889–893 гг. Царь Владимир-Расате. Проводит откровенно антихристианскую политику с возвратом к язычеству и с гонениями против христианских священнослужителей. В то же время заигрывает с Германией и проявляет склонность к католическому Риму. †6/19.II.891 г. Кончина св. Патриарха Фотия. 6.X.891–4.IV.896 гг. Папа Формоза. Сентябрь 892 – май 893 гг. Германо-болгарский союз против Великой Моравии. Возобновление германо-болгарского договора 883 г. †Осень 893 г. Св. Царь Борис выходит из монастыря, свергает с престола своего сына Владимира и ослепляет его, возводит на престол своего младшего сына Симеона и созывает Первый болгарский церковно-народный собор (Reginonis Chronicon, 2; ЛИБИ, т. II, с. 307), который принимает следующие решения:

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Воинственный епископ искал бранной славы и добычи, и успел наделать вреда Чехии, но и сам не избег кары: на обратном пути отряд его внезапно был настигнут отрядом славян в земле сорабов или сербов (живших по Лабе, Соляве и Мльдаве и одноплеменных с лужицкими сербами), пограничной с Тюрингией и восточной Франконией, 331 произошла жестокая схватка, в которой одним из первых был убит предводитель-епископ в июле 893 года. Отряд его бросился в бегство, но задержанный проливным дождем близ речки и болота Хемниц, потерпел полное поражение. 332 Если взять во внимание, что этот епископ был в большем почете и милостях у Арнульфа, наделявшего его разными правами и привилегиями относительно десятин, доходов и проч., что в пору последней борьбы Арнульфа с Моравией ближайшим советником и другом его был майнцский архиепископ Гаттон, прозванный у современников «сердце короля», то нельзя не прийти к грустному выводу о духе тогдашней немецкой иерархии, неприязненной славянам, простиравшей свою неприязнь и на славянскую церковь . Это был тот же дух, который жил в известных нам епископах гонителях и мучителях святого Мефодия, а теперь имел своего представителя в самой Моравии в лице Вихинга. Только ценой бедствий, испытанных в войну 892–893 годов, Моравия избавилась от Вихинга. Этот злой гений Святополка, льстиво выдавший себя доброжелателем его, каким лживо выставлял его и папа Стефан V, теперь, во время войны 892–893 годов, уже, как видно, не смог скрыть своей роли, в качестве сообщника Арнульфа, ревнителя немецкого преобладания в Моравии и Паннонии и врага славянской народности и церкви. Святополк, окончательно убежденный в предательском характере Вихинга, прогнал негодяя, которого зато принял Арнульф и сделал его своим канцлером. 333 По изгнании Вихинга, славянское духовенство в Моравии и Паннонии могло вздохнуть свободнее. Оно еще хранило предания святого Мефодия и его ближайших учеников, имело учеников его и в собственной среде и, без сомнения, могло выставить лиц, достойных, в епископском сане принять в руки управление церковью, поднять благоустройство ее, удерживая славянское богослужение, учение и уставы православия, завещанные ей св.

http://azbyka.ru/otechnik/Ivan-Malyshevs...

   001    002    003   004     005    006    007    008    009    010