The Byzantine defeat at theBattle of the Achelous (Acheloos) River was followed by another Bulgarian military victory in theBattle of Katasyrtai. After his great victory at Anchialos, Knyaz Simeon assumed the title of Tsar, theSlavic-Bulgarian form of Caesar, i.e. Emperor, and more specifically the titles “Basileus of All Bulgarians and Greeks” (“Basileus” being the title of the Byzantine Emperors) and “Autocrat of All Bulgarians and Romans” (referring to the fact that the Byzantine Empire was technically a continuation of the Roman Empire), and began to strive ever more stubbornly to sit on the throne in Constantinople; the head of the Bulgarian Orthodox Church was promoted from Archbishop toPatriarch. The imperial title of the Bulgarian Tsar and the Patriarchate status of the Bulgarian Church, however, were only formally recognized by Byzantium after Tsar Simeon’s death, in 927 AD, to his heir, St. Tsar Petar I (r. 927-969 AD). In the last decade of his reign, Tsar Simeon waged even more wars in pursuit of his dream of sitting on the Byzantine throne, which, however, moved further away after in 920 AD Byzantine admiral Romanus Lecapenus (Romanos Lekapenos) removed Empress Zoe as a regent, betrothed his daughterHelene Lekapene to the underage Emperor Constantine VII, and became a Co-Emperor, which is whatBulgaria’s Tsar Simeon had aspired to do. Tsar Simeon waged wars on Byzantium even more fiercely,besieged Constantinople a couple of more times, launched a campaign down south all the way to theIsthmus of Corinth, crushed Serbian revolts and annexed all of Serbia, and even planned a joint attack on Constantinople together with Fatimid Caliph of Egypt, Ubayd Allah al-Mahdi Billah, who was supposed to contribute the Egyptian Navy; the plan failed only because the Byzantines managed to capture the Bulgarian and Egyptian envoys on their way back from Egypt. Of all his victorious wars,Tsar Simeon’s last one – against Croatia in 926 AD – was unsuccessful. He died of a heart failure in hisimperial palace in Veliki Preslav on May 27, 927 AD.

http://pravoslavie.ru/82610.html

Церковь способствовала консолидации государственных правителей и поднятию их авторитета, стремилась объединить болгар как нацию. Внутренняя крепость болгарской страны дала возможность князю Симеону нанести в 917 г. сокрушительный удар византийским войскам, значительно расширить пределы своих владений и объявить себя после этого «царем болгар и ромеев». Последние обстоятельства явились важной предпосылкой к провозглашению автокефалии Болгарской Православной Церкви и возведению ее в ранг Патриархата, что и произошло около 919 г. на Церковно-Народном Соборе в Преславе. Константинополь вначале не признал этих новшеств и лишь 28 октября 927 г. болгарский царь Петр (927 - 969) заключил с Византией мирный договор, согласно которому Петр был признан царем, а глава Церкви - архиепископ Доростольский Дамиан — Патриархом . Отсюда 28 октября 927 г. и считается началом болгарского патриаршества. Позднее, впрочем, в Константинополе не слишком были расположены признавать титул Патриарха за преемниками Дамиана, особенно после того как восточная Болгария при сыновьях царя Петра (Борисе II и Романе) была покорена византийским императором Иоанном Цимисхием (971). Однако Болгарская Патриархия продолжала существовать и после неблагоприятных для Болгарии политических обстоятельств, изменяя лишь по требованию условий политического существования своего народа местопребывание патриаршей кафедры: со времени Петра она находилась в Доростоле (ныне Силистра), после покорения предбалканской Болгарии Цимисхием перенесена была в Триадицу (ныне София), затем в Преспу и наконец в Охриду - столицу западного болгарского царства, во главе которого стоял царь Самуил (976 — 1014). 5. Охридская Архиепископия В 1018-1019 гг. византийский император Василий II Болгаро-бойца, завоевав Болгарию, признал автокефалию Болгарской Церкви, хотя и лишил ее патриаршего ранга, низведя до Архиепископия . К тому же Архиепископы Охридские (после кончины Первого и последнего Архиепископа болгарина Иоанна), а вскоре и епископы, назначаемые теперь указом императора, были греки, и поэтому немногие из них заботливо относились к своей болгарской пастве.

http://sedmitza.ru/lib/text/441210/

В X веке Болгарская Православная Церковь уже играет важную роль не только в духовном росте своих членов, но и в возвышении степени могущества самого государства. Церковь способствует консолидации государства и поднятию авторитета правителей, стремится объединить болгар как нацию. Благодаря этому единству болгарской страны в 917 году перед князем Симеоном появилась возможность нанести сокрушительный удар византийским войскам, значительно расширить пределы своих владений и объявить себя после этого " царем болгар и ромеев " . Последние обстоятельства являются важной предпосылкой к провозглашению автокефалии Болгарской Православной Церкви и возведению ее в ранг Патриархата, что и произошло в 919 году на Церковно-Народном Соборе в Преславе . Константинополь вначале не признает это решение и лишь 28 октября 927 года болгарский царь Петр (927-969 г.) заключил с Византией мирный договор, согласно которому Петр был признан царем, а глава Церкви - архиепископ Доростольский Дамиан - Патриархом. Отсюда 28 октября 927 года и считается началом болгарского патриаршества. Впрочем, и в последующие годы, Константинополь не слишком был расположен признавать титул Патриарха преемниками Дамиана, особенно после того как восточная Болгария при сыновьях царя Петра (Борисе II и Романе ) была покорена византийским императором Иоанном Цимисхием (в 971 году). Однако Болгарский Патриархат продолжает существовать и после неблагоприятных для Болгарии политических обстоятельств, изменяя лишь местопребывание патриаршей кафедры : во времена царя Петра она находилась в Доростоле (ныне город Силистра), после покорения предбалканской Болгарии императором Йоаном Цимисхием она перенесена в Триадицу (ныне город София), затем в Преспу (старая столица Болгарского государства) и наконец в город Охрид - столица западного Болгарского царства, во главе которого стоит царь Самуил (976-1014 г.) . В 1018-1019 годах византийский император Василий Второй Болгаробойца , завоевав Болгарию, признает автокефалию Болгарской Церкви, хотя и лишая ее патриаршего ранга, низведя ее до Архиепископии.

http://ruskline.ru/analitika/2019/01/11/...

Bizancio sobrevivió durante otros doscientos años, pero ya no era una vida normal, sino una agonía de muerte. Los cruzados habían minado su eficaz resistencia contra los turcos. Sólo era cuestión de tiempo hasta que la ciudad cayese en sus manos. Los turcos, cuando llegaron, llegaron para quequedarse. Los cruzados no libraron a Tierra Santa del yugo mahometano; en cambio, con sus estrategias desacertadas facilitaron la entrega del Oriente cristiano a las manos de sus opresores orientales. Las Iglesias de Lengua Eslava Después de la exaltación del Islam, la Iglesia y cultura bizantinas perdieron su influencia sobre la masa de habitantes del Asia Menor, Siria y Egipto, pero encontraron un nuevo dominio entre los pueblos de lengua eslava. La versión bizantina del cristianismo oriental se convirtió en religión de los serbios, búlgaros, macedonios y rusos. Después de su conversión al cristianismo en el siglo IX, los búlgaros crearon por dos veces un impresionante Imperio, y en cada una de estas ocasiones trataron de someter a los griegos y de hacer de Constantinopla su capital. Simeón (893–927) fue el primer gobernante búlgaro que asumió el título de zar. En el 913 llevó a su ejército hasta las murallas de Constantinopla, pero no consiguió tomar la ciudad. En el 923 celebró una conferencia privada con el Basileus y logró un subsidio anual de los intimidados griegos, junto con el reconocimiento de la Iglesia búlgara como cuerpo independiente bajo un arzobispo que residía en la capital, Gran Preslav. Sin embargo, el Imperio que fundó Simeón sólo duró hasta el año 972. Su sucesor, el zar Pedro (927–69), no pudo dominar a sus indóciles nobles, y vio debilitada la fuerza de su Estado. Durante el reinado de su hijo, Boris II (969–76), Bulgaria fue invadida por Sviatoslav de Kiev (945–73), que devastó Gran Preslav y capturó al Zar. El emperador, Juan I Tzimisces (969–76), entró en Bulgaria en el año 972 y dividió el derrotado Imperio en dos reinos independientes. Uno de ellos, la Bulgaria occidental, bajo el gobierno del zar Samuel (976–1014), con su capital en Ohrid, a orillas de un hermoso lago, se convirtió en centro de arte y erudición eslavos.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Zernov...

f) Las Iglesias eslavas. Bulgaria, cristiana desde el 864, obtiene el título patriarcal el año 927, durante la época de esplendor del primer imperio búlgaro, con Simeón I (893–927). Durante este reinado surge la figura monástica de san Clemente de Ohrid (+ 916). A partir de 1018, la Iglesia búlgara pierde el patriarcado para convertirse en arzobispado greco-búlgaro bajo la jurisdicción de Constantinopla y sufre una serie de avalares, de acuerdo con las vicisitudes del Imperio y de las relaciones con Constantinopla. Recuperado temporalmente el patriarcado, ya plenamente búlgaro (1870), lo posee definitivamente. Servia, una vez tomada Constantinopla por los latinos (1204), obtuvo la autocefalia bajo la égida de san Sava, monje del Monte Athos, donde había fundado el monasterio servio de Jilandar. En 1346 se convierte en patriarcado, con sede en Pec (o Ipek), durante el apogeo del reino de Servia con Esteban Dusan (1331–1355). Suprimido dos veces el patriarcado a causa de los turcos, en 1879 la Iglesia servia fue declarada autocéfala y en 1920 obtuvo el patriarcado. Caída Constantinopla bajo el dominio turco, poco a poco el centro de la Ortodoxia se iría desplazando hacia Moscú. Para comprenderlo hay que trazar brevemente su historia. Después del bautismo de Vladimiro, en el año 988, el cristianismo se difundió por toda la Rus’ de Kiev (la actual Ucrania) y se fue expandiendo hacia el norte, hacia las tierras de Rusia. Bajo Yaroslav (1015–1054) Kiev era la ciudad y le centro eclesiastico mas importante despues de Constantinopla. Durante su principado se construyo la catedral de Santa Sofia y la laura (monasterio) de la Grutas (Pecherska Lavra) y se organizó la Iglesia bajo el metropolitano de Kiev y de toda la Rus’. Al tiempo que otras ciudades iban surgiendo más hacia el norte, Kiev era devastada por los mongoles (1280) y perdía importancia. El centro religioso pasó a Vladimir (s. XIII) y posteriormente (1326) a Moscú, capital del naciente gran ducado de Moscovia. El jefe espiritual de la Iglesia siguió llevando, sin embargo, el título de metropolitano de Kiev. Y mientras Moscú veía crecer su prestigio e importancia, Constantinopla caía en manos de los turcos otomanos en 1453. Este hecho contribuiría a la independencia progresiva de Moscú. 2. El patriarcado de Moscú

http://azbyka.ru/otechnik/spanish/histor...

как перенесение Нерукотворного образа из Эдессы в Константинополь в 944 г. (память 16 августа). Это заставляет думать, что оригинал Остромирова Евангелия возник ранее этого события; по наблюдениям исследователей, последний праздник, отраженный в нем, датируется 850 г.[ 11 ] Кроме того, правление царя Самуила, прошедшее в постоянных и большей частью малоуспешных войнах с Византией, не было подходящим временем для копирования литургической традиции, которой держались император и патриарх. Это же можно сказать об эпохе длительного правления царя Петра (927-970), которая завершилась полным разгромом столицы Преслава-Плиски, в чем совместно участвовали Византия и Русь, последняя во главе с князем Святославом. И лишь один краткий момент за столетие болгарской истории мог быть временем копирования устава Св. Софии. В 913 г. князь Симеон, долгое и счастливое правление которого (893-927) называют золотым веком болгарской письменности, осадил Царьград, и под давлением военной угрозы патриарх Николай увенчал князя царской короной в храме св. Софии; во главе болгарской церкви становится патриарх. Именно это церковно-политическое достижение должно было привести к мысли о воспроизведении богослужения Св. Софии с его малейшими деталями вплоть до декламационной разметки. Большая царская библиотека в Преславе не оставила заметных следов в болгарской письменности после ее возрождения в XII в., зато на Руси ее наследием являются восточнославянские рукописи XI-XII вв. с портретами болгарских царей - Симеона в составе Изборника 1073 г. (ГИМ, Син. 31-д) и Слова Ипполита Римского об антихристе (ГИМ, Чуд. 12), Бориса в составе Учительного Евангелия Константина Болгарского (ГИМ, Син. 262). Приходится думать, что библиотека в полном своем составе была перевезена в Киев, где и погибла в 1240 г. К этому же собранию книг восходят предки большинства известных на Руси библейских и богословских сочинений[ 12 ] . В нем находился и оригинал Остромирова Евангелия, изготовленный, как мы думаем, для царя Симеона.

http://old.aquaviva.ru/archive/2007/6/14...

После того как началась миссия святых братьев в Моравии, почувствовали необходимость принять христианство также и болгары. В 864 году болгарский князь Борис принял христианство от Византии, причём в крещении он принял имя Михаила, тогдашнего византийского императора, который, как это было принято, выступил его восприемником при крещении. Сразу после этого греческий клир приступил к просвещению Болгарии под руководством патриарха Фотия. Крещение Болгарии имело следствием не только очень большой прогресс в её духовном развитии, но и окончательное решение этнической проблемы, потому что Болгарское государство было основано восточным народом (булгарами), захватившим целую группу славянских племён. Принятие христианства болгарами означало окончательную славянизацию этой верхушки болгарского общества, и те, кто противился христианизации, противились и славянизации. Такие попытки князю Борису (Михаилу; он причислен к лику святых) пришлось пресечь самым решительным образом. Взаимоотношения Византийской империи с болгарами Начало X века ознаменовалось для Византии войной с болгарами. Болгаро-византийские отношения во время Македонской династии имеют чрезвычайно важное значение для империи. В Болгарии у власти был Симеон (893–927) – величайший из средневековых болгарских правителей, получивший, как известно, образование в Константинополе, любознательно перечитывавший, по словам источника, книги древних, оказавший великие культурные услуги своему государству и мечтавший об исполнении обширных политических замыслов на счёт Византии. До смерти Симеона Болгарского в 927 году Византия находилась почти в непрерывной войне с Болгарией. Он был проникнут идеей самому воссесть на престоле в Константинополе. Поэтому борьба Симеона против Византии имела особое значение. Византия защищала само своё существование. Симеон нанёс несколько поражений византийцам и дважды стоял со своим войском у стен Константинополя. Но силы его не были беспредельны. В конце концов императором был тот, кто занимал трон в столице.

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

Сожжение Зографских мучеников. Роспись кафоликона мон-ря Зограф. 1818 г. Мастер Митрофан Зограф († 10 окт. 1275; пам. греч. 22 сент.; пам. болг. и греч. 10 окт.), 22 насельника афонского мон-ря Зограф (игум. Фома, Антоний, Варсонофий, Дометиан, Евфимий, Иаков, Иаков (второй), Иларион, Иоанникий, Иосиф, Иов, Киприан, Кирилл, Косма, Мартиниан, Мина, Михей, Павел, Парфений, Савва, Сергий, Симон) и 4 мирянина (имена неизв.), которые были сожжены в башне (пирге) обители за отказ заключить унию с католич. Церковью. О мучении З. п. подробно сообщает «Сказание о 26 Зографских преподобномучениках» (в варианте Афонского патерика - «Повесть о нашествии папистов на святую гору Афонскую»). Согласно Афонскому патерику, визант. имп. Михаил VIII Палеолог (1261-1282) после заключения Лионской унии Зап. и Вост. Церквами (6 июля 1274) попросил «государства католиков» помочь в борьбе с болг. царем Иоанном Калояном (анахронизм, т. к. он правил в 1196-1207). По пути на К-поль латиняне остановились на Афоне и через одного из отлученных священников склонили монахов Великой Лавры присоединиться к их вере. Потом они пришли в Иверский мон-рь и за отказ признать главенство Рима утопили пожилых насельников, а молодых продали в рабство (см. ст. Иверские преподобномученики ). В Ватопеде латиняне умертвили пожилых и немощных монахов, молодых иноков, к-рые пытались скрыться, повесили (см. ст. Ватопедские мученики ). Затем окружили Зограф и потребовали, чтобы мон-рь признал истинной лат. веру. Но игум. Фома и насельники были предупреждены о грозящей беде явлением чудотворной иконы Божией Матери (см. ст. Акафистная Зографская икона Божией Матери ), поэтому они заперлись в башне и из укрытия обличали еретиков. В ответ латиняне подожгли башню. Погибли все насельники, кроме экклисиарха Парфения, к-рый порывом пламени был сброшен с башни и умер через 30 дней. При пожаре сгорели 193 хранившиеся в мон-ре книги, золотая церковная утварь и облачения, подаренные болг. царями Симеоном (893-927), св. Петром (927-969) и Иоанном Асенем II (1218-1241).

http://pravenc.ru/text/199953.html

Таким образом, здесь развиваются несколько мощных движений: – движение против османского владычества, не только существенно задержавшего (или прервавшего) процесс формирования национальных государств, но также своим мощным ассимиляторским потенциалом (через процесс исламизации) угрожавшего национальной самоидентификации; в рамках этого движения христианство становится основой и инструментом формирования и манифестации национального самосознания и самоидентичности, – движение православных славян, земли которых были включены в империю Габсбургов, направленное против католического прозелитизма, и – движение за создание автокефальных Поместных церквей – с одной стороны, как противостояние процессу религиозно-политической эллинизации, с другой – как процесс национально-государственного самовыражения в религиозной сфере. 2. Болгарская церковь Ученики Кирилла и Мефодия, переселившиеся из Моравии на Балканы (в частности, охридские епископы Климент и Наум), способствовали превращению Болгарии в центр славянской христианской культуры. При Симеоне Великом (893–927), существенно расширившем территорию государства и принявшем титул «императора (царя) болгар и румын», в его столице Преславе (на востоке Болгарии) был в 919 г. создан Патриархат, который при преемнике Симеона Петре (927–969) канонически признала Византия; патриарший престол был перенесен в Доростол (Дристра или Силистрия). Болгарские Патриархаты этого времени (Преславский, Силистрийский, Охридский) были полиэтническими, включая в себя болгар, греков, сербов, влахов и венгров. Однако государство Симеона просуществовало недолго: в 971 г. под ударами русского князя Святослава и византийского императора Иоанна Цимисхия оно пало, но затем было восстановлено в Македонии со столицей в Охриде, куда был перенесен и патриарший престол. В 1018 г. Василий II Болгаробойца вернул Балканы Византии, восстановив древние римские границы по Дунаю. Цимисхий после падения Доростола сместил правившего патриарха Дамиана, и с этого времени греческие источники перестают употреблять в отношении предстоятелей Болгарской церкви патриарший титул – их именуют архиепископами, хотя сами болгары оставили себе патриаршее звание. Резиденция архиепископов путешествовала в Софию (древняя Сердика, Триадица или Средец), Воден, Моглену, Преспу и, наконец, в Охрид.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Св. князь Борис делал все необходимое для роста и укрепления Болгарской Церкви. Большую роль в становлении Православия в Болгарии сыграли ученики святых равноапостольных Кирилла и Мефодия, изгнанные из Моравии латинскими миссионерами. Среди них можно отметить святых Климента, Наума, Горазда и других. Прибыв в Болгарию, они встретили здесь радушный прием со стороны князя Бориса и под его покровительством смогли развить широкую благовестническую деятельность. Начался славный период в истории славянской письменности, который с не меньшим успехом продолжался и во время правления сына св. Бориса – Симеона (893–927), покровителя богословия и литературы. Очевидно, именно в Болгарии и рождается окончательный вариант славянской азбуки – кириллица. По личному указанию князя Симеона был составлен сборник «Златоструй», в который вошли переводы творений святителя Иоанна Златоуста . 8.1.2. Установление автокефалии. Охридская архиепископия и Тырновский Патриархат В Х в. Церковь сыграла значительную роль в возвышении могущества Болгарской державы. Она способствовала консолидации государственных правителей и поднятию их авторитета, стремилась объединить болгар как нацию. Внутренняя крепость болгарской страны дала возможность князю Симеону значительно расширить пределы своих владений и объявить себя «царем болгар и ромеев». В 919 г. Церковный собор в Преславе объявил Болгарию самостоятельной в церковном отношении (автокефальной) и возвел ее в ранг Патриархата, однако Константинополь признал эти деяния только в 927 г. при царе Петре, заключившем с Византией мирный договор. Глава Болгарской Церкви – архиепископ Доростольский Дамиан – был признан Патриархом. Позднее в Константинополе не слишком были расположены признавать титул Патриарха за преемниками Дамиана, особенно после того, как восточная Болгария была покорена византийским императором Иоанном Цимисхием в 971 г. Однако Болгарская Патриархия продолжала существовать. Первоначально патриарший престол находился в Доростоле, после покорения части Болгарии кафедра была перенесена в Триадицу (ныне София), затем в Преспу, и, наконец, в Охриду – столицу западноболгарского царства, во главе которого стоял царь Самуил (976–1014).

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

   001    002   003     004    005    006    007    008    009    010