Ис.48:10 . Вот, Я расплавил тебя, но не как серебро; испытал тебя в горниле страдания. «Вот Я расплавил тебя, но не как серебро». Сопоставляя это место с раннейшим из того же пророка: «обращу на тебя руку Мою и, как в щелочи, очищу с тебя примесь, и отделю от тебя все свинцовое» ( Ис.1:25 ) и с непосредственно следующим: испытал тебя в горниле страдания (10 ст.), мы видим, что здесь идет речь о провиденциальном смысле переживаемых Израилем страданий: все они имели для него тот или иной положительный смысл в смысле его религиозно-морального очищения и исправления. Хотя, впрочем, по сознанию пророка, это очищение никогда не бывало настолько решительным и полным, как бы это желательно и как бывает при плавлении благородных металлов – не как серебро (Срав. Зах.13:9 и Мал.3:3 ). Ближайшим образом, здесь имеется в виду очистительный огонь вавилонского плена ( Ис.42:25 ). Ис.48:11 . Ради Себя, ради Себя Самого делаю это, – ибо какое было бы нарекание на имя Мое! славы Моей не дам иному. «Ради Себя, ради Себя Самого делаю это, – ибо какое было бы нарекание на имя Мое!» Усиленно подчеркивает мысль 9 ст. и делает ее еще очевиднее и яснее. Теперь же, вместо нарекания, получается новая слава для имени Господа, Который спасает Израиля не за какие-либо его заслуги, а единственно по великой и богатой Своей милости, как Он и говорил раньше: «Я, Я Сам изглаживаю преступления Твои ради Себя Самого и грехов твоих не помяну» ( Ис.43:25 ; Ср. Ис.44:22 ; Ср. Иез.20:14 ; Иез.36 и др.). «Славы Моей не дам иному». Сличая это место с ближайшей параллелью: «и не дам славы Моей иному и хвалы Моей истуканам» ( Ис.42:8 ), убеждаемся, что под «иным» здесь разумеется бог той языческой нации, которая уничтожила бы Израиля и на основании этого торжествовала бы победу своего божества над Богом Израиля. Ис.48:12–15 . Весь следующий отдел с 12–15 ст. представляет собой новое, более мягкое обращение к Израилю с увещанием, в котором пророк повторяет свои обычные в таких случаях и излюбленные им аргументы, с которыми мы не раз встречались уже и раньше. Он указывает на особую близость Израиля, как народа «избранного» к Господу (12 ст. Ср. Ис.41:9 ; Ис.42:6 ), на Свою Вечность, Всемогущество и неизменность (ibid. Ср. Ис.41:4 ; Ис.43:10 ; Ис.44:6 ), на Свою Творческую силу (15 ст. Ср. Ис.40:22, 26, 28 ; Ис.42:5 ; Ис.44:24 ; Ис.45:12, 18 ), на Свое неизмеримое превосходство пред божествами других языческих наций (14 ст. Ср. Ис.43:9 ; Ис.45:18–20 и др.) и на Свое последнее знаменитое пророчество о Кире и Вавилоне (14–15 ст. Ср. Ис.44:28 ; Ис.45:1–7 ; Ис.46:11 и др.).

http://azbyka.ru/otechnik/Lopuhin/tolkov...

I 36). Предполагают, что таким благожелательным отношением к епископу Теодорих хотел завоевать расположение рим. населения своих новых владений ( Klingshirn. 1994. P. 125). К. сразу же продал серебряное блюдо, подаренное ему Теодорихом, и на вырученные средства выкупил пленных (Vita Caesarii. I 37). В Житии сообщается также о чудесах, совершённых К. в Равенне (Ibid. I 39-41). На обратном пути из Равенны ранней осенью 513 г. К. посетил Рим по приглашению папы Симмаха (Ibid. I 42; Klingshirn. 1994. P. 127). В результате этой встречи К. было даровано право ношения по всей Галлии паллия, а арелатские диаконы по примеру диаконов Римской Церкви обязывались носить далматики (Vita Caesarii. I 42). Новые элементы облачения стали символическим выражением особого статуса Арелатского епископа. Сохранилось прошение, к-рое К. подал лично папе Симмаху ( Klingshirn. 1994. P. 127) и в к-ром ходатайствовал о запрещении отчуждения церковных земель в Галлии, кроме случаев, когда от этого получат пользу мон-ри. Он также просил запретить: поставление в клириков и епископов мирян, к-рые занимали высокую общественную должность, прежде чем они пройдут длительное испытание; свободный или насильственный брак постриженных монахинь; добиваться получения епископства посредством взяток; оглашение указа о выборах без согласия митрополита ( Morin. 1942. P. 12). Папа Симмах одобрил просьбы К. в своем письме «Hortatur nos» от 6 нояб. 513 г.; впрочем, первую просьбу одобрил лишь частично: он разрешил не полное отчуждение, а временное использование доходов от церковных земель в пользу мон-рей, достойных клириков и странников ( Caes. Arel. Ep. 7// Morin. 1942. P. 10-12; Klingshirn. 1994. P. 128). Др. письмом, «Sedis apostolicae» ( Caes. Arel. Ep. 6// Morin. 1942. P. 9-10), адресованным всем епископам Галлии, папа подтвердил привилегии К. как митрополита (Vita Caesarii. I 42). Отвечая на прошение К., поданное аббатом Эгидием и нотарием Мессианом ( Morin. 1942. P. 13-14), письмом «Qui veneranda patrum» от 11 июня 514 г.

http://pravenc.ru/text/1684255.html

3; 27. Fasc. 4; 30. Fasc. 2; 31. Fasc. 1; 35. Fasc. 2; 40. Fasc. 3; 41. Fasc. 3; 43. Fasc. 2; Psychologie de G. A. dit B. H. d " après la huitième base de l " ouvrage Le Candélabre des Sanctuaires/Ed. J. Bako. Leiden, 1948 [Светильник святилища]; The Book Which Is Called The Book of the Holy Hierotheos/Ed. F. S. Marsh. L., 1927 [Книга изложения Иерофея]; Scholia on the Old Testament/Ed. M. Sprengling, W. C. Graham. Chicago, 1931 [Толкование ВЗ: Быт.- Сам.]; L " entretien de la sagesse: Introd. aux œuvres de Bar Hebraeus/Éd. H. F. Janssens. P., 1937 [Книга о премудрости]; Buch der Srahlen: Die grössere Grammatik des Barhebraeus/Hrsg. A. Moberg. Lpz., 1907-1913. 2 Bde; Le Livre des Splendeurs: La grande Grammaire de Grégoire Barhebraeus/Éd. A. Moberg. Lund, 1922 [Книга о святых]; Mushhata d-Mar Gregoryos Yohannan Bar ‘Ebraya/ E d. J. Y. Çiçek. Jerusalem, 1929 [Hol " anda, (St. Ephrem Monastery, 1983)]; [Житница тайн]: публ. разбросана по разн. изданиям - см.: Moss C. Syriac Printed Books. L., 1962. P. 391-398; Graham W. C. Harvard Cod. of the Scholia of B. H.//AJSL. 1931. Vol. 42. P. 26; Jakobitische Sakramententheologie im 13. Jh.: Der Liturgiekommentar des G. B./Hrsg. R. Kohlhaas. Münster, 1959 [Толкование литургии]; Commentary on the Gospels from the Horreum Mysteriorum…/Ed. W. E. W. Carr. L.; N. Y., 1925 [Коммент. на Евангелия из «Житницы тайн»]. Лит.: Райт. Очерк. С. 190-205 [Библиогр.]; Baumstark. Geschihte. S. 313-320; Furlani G. La psicologia di Barhebreo secondo il libro «La crema della sapienza»//RStO. 1931. Vol. 13. P. 24-52; idem. Di tre scritti in lingua siriaca di B. H. sull " anima//ibid. P. 284-308; idem. La demonologia di Bar Hebraeus//Ibid. 1935. Vol. 16. P. 375-387; Koffler H. Die Lehre des Bar Hebraeus von der Auferstehung der Leiber. R., 1933; Honigmann E. Zur Chronographie des Bar Hebraeus//Orient. Literaturzeitung. 1934. Vol. 37. S. 273-283; Jansma T. Barhebraeus " Scholion on the words «Let there be light» (Gen. 1:3) as presented in his «Storehouse of Mysteries»//Abr-Nahrain.

http://pravenc.ru/text/166634.html

Рукописи: Bodl. Baroc. 166. Fol. 197; Vat. gr. 208. Fol. 220; Marc. gr. 323. Fol. 394; 329. Fol. 129; 336. Fol. 143; и др. (BG. 1795. Vol. 4. P. 155). Изд.: Delatte. 1939. P. 236-253. Трактат написан в 1367/8 г. В выборе темы И. А., видимо, подражал своему учителю Никифору Григоре (ИАБ, 6. 856), но в целом трактат производит впечатление самостоятельного сочинения ( Hunger. Literatur. Bd. 2. S. 253). Древнейший из сохранившихся греч. трактатов об астролябии принадлежит Иоанну Филопону , произведения которого издавал и комментировал И. А. Малые трактаты: 5. «Доказательство, что лучшее начало всех солнечных и лунных циклов - 30 сентября». Рукописи: Ambros. 311. Fol. 222; 596. Fol. 47; Vat. gr. 573. Fol. 11; и др. 6. «Почему происходит неравенство суток». Рукопись: Paris. Suppl. gr. 921. Fol. 3v. Изд.: Halma. 1825. P. 38-41. 7. «Способ установления новолуний (συνδων) и полнолуний». Рукопись: Vat. Urb. 80. Fol. 101. Нач.: Οταν ον προαιρμεθα κατ τινα τν πιζητουμνων χρνων... 8. «Таблица для нахождения первого дня [месяца]» (Καννιον το μεροευρεσου) с комментарием. Изд.: Halma. 1825. P. 122-124. 9. Схолии к сизигиям. Изд.: Ibid. P. 42-50. 10. Схолии к астрономическим таблицам, частично изданы: Ibid. P. 61-66. 11. Схолии к Птолемею. Рукописи: Ambros. 581. Fol. 65; Paris. gr. 2428. Fol. 246; Paris. Suppl. gr. 819. Fol. 154. Частично изданы: Halma. 1825. P. 25-27 (авторство И. А. не доказано; в рукописи Vindob. Phil. gr. 160. Fol. 42r - 43v имеется та же схолия без указания имени автора), 55-61. 12. Схолии к Феону Александрийскому (к птолемеевым таблицам у Феона: Paris. Coislin. gr. 338. Fol. 59; к методу Феона, изд.: Halma. 1825. P. 50-55). II. Математические и геометрические. Имеются во мн. рукописях, при этом в описаниях часто не уточняется конкретный состав и названия. Арифметические сочинения см. в рукописях: Paris. gr. 2107. Fol. 115; Paris. gr. 2428. Fol. 246; геометрический трактат в: Paris. gr. 2419. Fol.197v; математический, геометрический и стереометрический трактаты имеются в Paris.

http://pravenc.ru/text/674145.html

Σ. 127-160; Sakk é lion. Documents inédits tirés de la bibliothèque de Patmos. I: Décret d " Alexis Comnène portant déposition de Léon, métropolitain de Chalcédoine//BCHell. 1878. Vol. 2. P. 102-128; Gautier P. Diatribes de Jean l " Oxite contre Alexis Ier Comnène//REB. 1970. Vol. 28. P. 5-55. Лит.: Гроссу Н., прот. Дело Халкидонского митр. Льва: Страница из истории религ.-церк. движений в Византии XI в.//ТКДА. 1917. 3/8. С. 232-248; Stephanou P. Le procès de Léon de Chalcédoine//OCP. 1943. Vol. 9. P. 5-64; idem. La doctrine de Léon de Chalcédoine et de ses adversaires sur les images//ibid. 1946. Vol. 12. P. 177-199; Grumel V. L " affaire de Léon de Chalcédoine: Le chrysobulle d " Alexis Ier sur les biens sacrés//Études byzantines. Bucur., 1944. Vol. 2. P. 126-133; idem. Les documents Athonites concernant l " affaire de Léon de Chalcédoine//Miscellanea G. Mercati. Vat., 1946. Vol. 3. P. 116-135; Gautier P. Le synode des Blachernes (fin 1094): Étude prosopographique//REB. 1971. Vol. 29. P. 213-284; Γλαβνας Α. Α. Η π Αλεξου Κομνηνο (1081-1118) περ ερν σκευν, κειμηλων κα γων εκνων ρις. Θεσσαλονκη, 1972; Lamberz E. Vermisst und gefunden: Zwei Texte des Sophronios von Alexandria zur Bilderverehrung, die Akten des VII. Ökumenischen Konzils und eine Patriarchatsurkunde des 11. Jh. in einem griechischen Codex aus dem Besitz des Nikolaus von Kues (Harleianus 5665)//RHM. 2003. Bd. 45. S. 159-180; Лурье В. М. История визант. философии: Формативный период. СПб., 2006; idem (Loure é ). Une dispute sans justes: Léon de Chalcédoine, Eustrate de Nicée et la troisième querelle sur les images sacrées//StPatr. 2006. Vol. 42. P. 321-340; Barber C. Contesting the Logic of Painting: Art and Understanding in 11th-Century Byzantium. Leiden; Boston, 2007; Луховицкий Л. В. Споры о святых иконах при Алексее I Комнине: Полемич. стратегии и выбор источников//ВВ. 2014. Т. 73(98). С. 88-107. Л. В. Луховицкий Рубрики: Ключевые слова: ГАВРИИЛ СЕВИР ок. 1540/41 - 1616, титулярный митр. Филадельфии Лидийской, предстоятель греч. общины в Венеции, правосл. богослов-полемист АВЕРКИЙ († 1878), бывший митр. Врачанский Константинопольского Патриархата, переводчик духовной литературы с греческого и сербско-хорватского языков

http://pravenc.ru/text/2463243.html

The prophet Moses occupies a unique position in the Scriptural Tradition of prophecy, having been granted not only to see the future and call the people to a greater faith in God, but alone was given to see the awesome creation of the world—that which God alone witnessed, and God alone can reveal. Moses, alone in the Scriptural canon can be called a prophet of the past, and his experience is confirmed for us in the experience of the saints in every age of the Church. He responded to the call of God and ascended the mountain to speak with Him, experiencing divine vision in His presence, and in turn offering to us the life-giving knowledge of the creation of the world, and there arose no greater prophet in Israel like unto Moses, whom the Lord knew face to face (Deut. 34:10). Let Moses, the first among the prophets, be praised, for he was the first to converse openly with God, face to face, not in indistinct images, but beholding Him as in the guise of the flesh. Jesse Dominick 17 сентября 2015 г.   Dialogue with Trypho  7.   Hexaemeron  1.6.    Ibid.   Commentary on Genesis  2.2.   Genesis, Creation, and Early Man: The Orthodox Christian Vision , p. 127.   The Ancestral Sin , pp. 41-42, 48.   Stromata  6.9  1.2.1.   Homily 17 . 2.   My Life in Christ  (2000 edition), p. 42.   Homilies , p. 116.   Homily 21 , Russian edition;  Homily 85,  Greek edition.   Hexaemeron  2.2.6.   ΣΚΕΥΟΣ   ΕΚΛΟΓΗΣ :  ΓΕΡΩΝ   ΠΑΙΣΙΟΣ  1924-1994 ( ΔΕΥΤΕΡΟΣΤΟΜΟΣ )  p. 142, by Hieromonk Christodoulos (Angeloglou) the Athonite, as translated by John Sanidopoulos and found online at his  Bio-Orthodoxy blog .  See, for instance, the comment posted by Fr Patrick (Priest-monk Patrick), who has been a long-term visitor to Vatopaidi, on February 29, 2012 at 12:38 pm at the article “ Cosmological/Geological Age, Evolution, Physical laws and Biblical time lines ,” on Perry C. Robinson’s  Energetic Procession  blog. This has also been communicated directly to the author from another visitor to Vatopaidi.

http://pravoslavie.ru/82202.html

26. De baptismo VI.24,39. PL Т.43. Col.196,197-198. Cfr. II.14,19. - Ibid. Col.138-139; Contra Cresconium II.33,41. - Ibid. Col.391. 27. De baptismo I.2,3. - Ibid. Col.110; Contra Cresconium I.22,27. - Ibid. Col.460. 28. Contra Cresconium IV.21,26. - Ibid. Col.563. Cfr. I.26,31. - Ibid. Col.462. 29. De baptismo I.9,12. - Ibid. Col.116. 30. Sermo ad Caesareensis Ecclesiae plebem. - Ibid. Col.692-693. 31. De baptismo I.12,18. - Ibid. Col.119. 32. De baptismo I.12,19. - Ibid. Col.119,120. 33. De baptismo I.13,21. - Ibid. Col.121. 34. De baptismo I.15,13. - Ibid. Col.121,122. 35. Contra Cresconium II.14,17. - Ibid. Col.477. 36. De baptismo I.10,14. - Ibid. Col.117. 37. См.: Ириней. Против ересей. I,31; Ипполит. Contra haeres. Noeti, а также Philosoph. IX,12. PG. T.16. Pars 3. Col.3386A-B. Ср. еще замечания: I. Dollinger: Hippolytus und Kallistus, oder die Romische Kirche in der ersten Halfte des dritten Jahrhunderts. Regensburg, 1853. S.102; Прот. А.М. Иванцов-Платонов. Ереси и расколы первых трех веков христианства. М., 1877. С.93-94. Прим.44. 38. Слово богослов. 1. - Творения иже во святых отца нашего Григория Богослова, архиепископа Константинопольского. Ч.3. М., 1844. С.14. Творения св. отцов в русском переводе, издаваемые при Московской духовной академии. Т.3. 39. Слово богослов. 3. - Там же. С.61,76. 40. Против Евномия. Кн.1. - Творения иже во святых отца нашего Василия Великого, архиепископа Кесарии Каппадокийской. Ч.3. М., 1846. С.29. Творения св. отцов в русском переводе, издаваемые при Московской духовной академии. Т.7. 41. Деяния Вселенских Соборов. Т.1. Казань, 1809. С.680. 42. А.П. Лебедев. Вселенские Соборы IV и V веков. 2-е изд. СПб., 1904. С.69. Ср.: с.175. 43. Epist. I ad Serapionem. Творения иже во святых отца нашего Афанасия Великого, архиепископа Александрийского. Ч.3. Сергиев Посад, 1903. С.26. 44. Там же. С.31. 45. Письмо к брату Григорию. - Творения иже во святых отца нашего Василия Великого... Ч.6. М., 1847. С.101. (Творения св. отцов в русском переводе... Т.10.) Вообще, весь относящийся сюда материал собран в цитированном сочинении проф. Лебедева. С.64-73,172-175. Мы заимствовали наиболее краткие и типичные места.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/217/...

Молитва в понимании П. Д. есть дар Божий ( Petr. Damasc. Admonitio//Θιλοκαλα. 1991. Τ. 3. Σ. 10), и по заповеди ап. Павла (1 Фес 5. 17) она должна быть непрестанной, т. е. человек должен стремиться постоянно помнить о Боге, во всех местах и при любых жизненных обстоятельствах ( Petr. Damasc. Admonitio//Θιλοκαλα. 1991. Τ. 3. Σ. 68, 83). Каждый должен иметь «правило молитвы» (Ibid. Σ. 31; ср.: Ibid. Σ. 43, 102). В мон-рях следует молиться не только в положенные по уставу часы, но и вне уставных служб. После службы повечерия монах должен прочитать Символ веры и Молитву Господню (см. «Отче наш» ) и затем повторять «Господи, помилуй» много раз (Ibid. Σ. 102). Из сохранившегося изъяснения «Письма монахам», приписываемого свт. Иоанну Златоусту, следует, что П. Д. был знаком с практикой Молитвы Иисусовой. Он описывает и определенные внешние аспекты молитвы: если молитва произносится сидя, необходимо сидеть лицом на восток (Ibid. Σ. 33), качая головой вперед и назад с душевным сокрушением, как бы оплакивая усопшего (Ibid. Σ. 102). В отдельных случаях молитву следует совершать стоя (Ibid. Σ. 41). Нек-рые во время молитвы падают на колени, простирают руки и взирают на Крест Христов (Ibid. Σ. 42). После завершения молитвенного правила должно следовать размышление (σννοια) о каком-то изречении Свящ. Писания или о жизни и страданиях Иисуса Христа (Ibid. Σ. 31, 47). Помимо Свящ. Писания христианину полезно читать труды св. отцов и Жития святых (Ibid. Σ. 5). Цель духовного чтения - удержать ум от скитания (εμβασμς, слав.- «парения») и уныния (Ibid. Σ. 69). Внимательное чтение в уединении помогает стяжать чистую молитву (Ibid. Σ. 19). Находясь на стадии «делания», человек часто думает, что знает то, о чем читает; на самом же деле он лишь слышит слова тех, кто действительно обладают опытным знанием. П. Д. считал себя таким же собирателем мыслей святых, получивших откровение от Духа (Ibidem). Испрашивание совета у опытных подвижников он рассматривает как необходимое условие правильной духовной жизни, т. к. оно помогает избежать самонадеянности и ошибок (Ibidem).

http://pravenc.ru/text/2580382.html

137 Unum sunt, non unione personae, sed substantiae unitate (De Tr., IV, 42). Secundum naturae unitatem, non secundum personae unionem (ibid., VII, 8). Ubi quia nihil differat in utrique similitude naturae, proprietas tamen similitudinis personalium nominum respuat unionem, ne subsistens unus sit, qui et Paier dicatur et Filius (De Synod., 27). 138 Sabellius... indiscretae et indissimilis in Parte et Filio naturae impie arripuit unionem, non intelligens naturalem unitatem sub nativitatis significatione monstrari... Naturae enim indissimilis unitas irreligiose ad unionis profecit errorem (De Tr., VII, 5). 139 Neque rursum corporali insinuatione Patrem in Filio praedicamus, sed ex eo ejusdem generis genitam naturam naturaliter in se gignentem se habuisse naturam (De Tr., IX, 51). 140 Atque ita non eum demutatio corrumperet, qui in substantiam novam nativitate substiterat (De Tr., IX, 36), innascibilis substantiae unigenitam nativitatem (ibid., XI, 5). 141 Naturalem unitatem sub nativitatis significatione monstrari (De Tr., VII, 5). Nativitatis est unitas ad utrumque (ibid., VII, 21). Unum eos efficit esse nativitas... quia nativitas non aliam possit, nisi eam ex qua subsistit, afferre naturam (ibid., VII, 25). Quam per generationem nativitatemque unitas ejusdem in utroque naturae (ibid., VII. 41). Dominus... ut Patrem Deum unum praedicans, a sacramento se Dei non separaret unius, dum per naturam nativitatis neque alium de Deum profiteretur esse, neque ipsum (ibid., IX, 19). Nativitas non habeat aliunde quod maneat, et omnis generatio a generante se non sit aliena (ibid., IX, 44). Neque unum eos esse ex geminatis nominibus unionis, sed ex nativitate naturae (ibid., X. 6). Ita et naturalis per nativitatem unitas Dë patris in Christo docetur (De Tr.. IX, 23). Per id enim in sacramento Dei unius per nativitatem manet, quia Dei in se naturam Dei nativitas tenens, in Deum alterum non excedat (De Tr., IX, 27). 142 Sed quia verae fidei professio est, ita Deum ex Deo natum ut lumen ex lumine, quod sine detrimento suo naturam suam praestat ex sese, ut det quod habet, et quod dederit habeat, nascaturque quod sit; cum non aliud, quam quod est, natum sit; et nativitas acceperit quod erat; nec ademerit quod accepit; sitque utrumque unum, dum ex eo quod est nascitur, et quod nascitur, neque aliunde, neque aliud est; est enim lumen ex lumine... Unigeniti ex Deo Dei nativitas non series est, sed progenies, non tractus est. sed ex lumine lumen. Luminis naturae unitas est, non ex connexione porrectio (ibid., VI, 12). Non demutatur autem per nativitatem natura, ne secundum similitudinem generis sui eadem sit. Eadem autem ita est, ut per nativitatem et generationem uterque potius unum confitendus sit esse, non unus (ibid., VII, 31).

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Popov/il...

VI. Мировая душа и мир духовный. Высший уровень иерархии тварного бытия, согласно В. М., включает такие сущности, как дух, ум, ангелы, мировая душа ( De gen. Div. Verbi. 7. 1-7; Adv. Ar. I 25. 43), представление о к-рой В. М. почерпнул из неоплатонизма. Божественная Троица вдуновением (Ibid. III 11. 32), просиянием (effulgenter) сотворила в умопостигаемом мире душу, наделила ее ипостасью и особой природой, разумной, вечнодвижущейся и самоподвижной (De gen. Div. Verbi. 10. 19-21; Adv. Ar. I 20. 47-48; IV 13. 5-14). Ум означает, вероятно, высшую, мыслящую часть этой мировой души (De gen. Div. Verbi. 7. 17), его В. М. называет еще «как бы умом» (quasi νος) и «своим умом» души (Adv. Ar. I 61. 9). Мировая душа, будучи «второй единичной Троицей» (т. е. образом Троицы), проявилась в мире чувственном и, неизменно оставаясь в вышнем мире, породила все внутримировые души (Ibid. I 64. 1-5), к-рые она содержит в себе и для к-рых является подлежащим (substantia), как материя является подлежащим для телесных качеств (Ibid. III 11. 31-33). У множества существующих душ одна и та же сущность, к-рая им не предшествует и не предсуществует, но всегда существует вместе с ними (Ibid. II 2. 38-41). Мировая душа является принципом жизни и движения всего материального мира (Ibid. IV 11. 13-20; De gen. Div. Verbi. 10. 33-34). Ангелы суть превышенебесные, бестелесные, нематериальные создания, к-рые по своей сущности чисты, удалены от материи и телесных связей и в большей степени, нежели нижестоящие творения, просвещены светом Божественного Логоса (Adv. Ar. IV 11. 9-13, 23-26). Происхождение ангелов является тайной. Поскольку ангелы всегда обладают одной и той же силой и сущностью, можно сказать, что они не рождены: в вышнем мире все не рождено, а появляется как бы в нек-рой раздельности, называется «как бы рожденным» (veluti generata). Бог лишь как бы отделил ангелов друг от друга и установил по отдельности (In Ephes. 2. 3; Adv. Ar. IV 25. 40-42). У ангелов нет никаких случайных свойств, но все они суть «живущие и мыслящие сущности, чистые, простые, единообразные, насколько существуют, настолько живут и мыслят, и наоборот, насколько мыслят, настолько и существуют» (Ibid. IV 2. 18-24). В. М. делает вывод, что их жизнь суть они сами (Ibid. IV 11. 26-27); они всегда находятся в действительности и действии (actus sunt et actiones sunt), к-рое порождают и в материальном мире, прежде всего в сфере небесных светил (Ibid. IV 13. 3-4). В. М. чаще всего разделяет ангелов на 3 чина: ангелы, престолы и славы (Ibid. I 26. 32-33; IV 5. 11-12, 11. 9-10) (ср. ст. Ангелология ).

http://pravenc.ru/text/158588.html

   001    002    003    004   005     006    007    008    009    010