202). Т. е. архиепископ ахридский вообще требовал себе подтверждения дарственной грамоты импер. Юстиниана в том ее виде, как она пересочинена была в тринадцатом веке. Смешно подумать, что подобные требования могли быть заявляемы не в шутку, а серьёзно. «Некоторые из этих желаний, говорит Каниц, были отвергнуты; на исполнение многих других подана надежда», – увидел бы он, если бы австрийцам удалось отнять у турок его область, как бы его желания были исполнены.... (переданное составляет все, что есть у Каница). 132 Что касается до избрания архиепископов в последний турецкий период отдельного существования их диоцеза, то они избираемы были клириками или чиновниками архиепископии (т. е. собственно самой архиепископской кафедры) и собором архиереев ее округа, см. у Ралли и Nomлu V, 565, Сношений России с Востоком ч. 4, рукоп. л. 1076 нач. 133 Как часта была смена архиепископов, показывает представленный нами выше, нет сомнения – даже и за последнее время не совсем еще полный, их список. Что они сменяли друг друга посредством подкупов (чиновников центрального турецкого правительства и местных пашей) и всякого рода происков ληστρικ τ τροπ, это положительным образом, и нет сомнения – совершенно справедливо, утверждается в записях константинопольской патриархии о закрытии архиепископии, у митроп. Анфима стр. 95 sqq, у неизвестного автора брошюры стр. 28 и 41. 134 Преосвящ. Филарет довольно с обычной ему торопливостью спешит видеть в этом Григории знаменитого мниха болгарского Григория жившего в десятом веке (см. «Святых южных славян», января 8 ч.); но более чем вероятно, что этот Григорий, не покоившийся в храме, как произвольно толкует надпись преосвящ. Филарет, а создавший его, есть тот же самый Григорий сын το Μστρι, зять императора Андроника, которым в 1295 г. была построена в Ахриде другая церковь и о котором у Григоровича ibid. стр. 115. При Феофилакте кафедра была при церкви Богородицы, под которою, по всей вероятности, должна быть разумеема эта же церковь Софии (см. его Epist., ed. Lamio XII и XX, в Патрол. Миня т. 126, стр. 524 и 536). 135 В ряду прочих митрополитов, подведомых патриарху константинопольскому, митрополит терновский сначала получил очень высокое место, – не ниже как пятое (см. Turcograeciae Крузия р. 172, где под актом 1565 г. он подписался третьим, но где нет подписей – митрополита ефесского, который был выше, и митрополита анкирского, относительно которого неизвестно, был ли тогда выше или ниже его); неизвестно, с какой поры прежде начала восемнадцатого века и по настоящее время он в общем порядке митрополитов на десятом месте (см. Хрисанфа Синтагматион и новые списки кафедр в Христ. Чт. и у Ралли и Потли).

http://azbyka.ru/otechnik/Evgenij_Golubi...

2646 Перевод прот. Иванцова-Платонова в приложения к книге его „О римском католицизме и его отношениях к православию“ стр. 237 и 231, части I-й, – Москва 1869. 2647 Окружное послание единой, святой, соборной и Апостольской церкви ко всем православным христианам, перевод с греческого. СПб. 1850. – стр. 4–5, 8–9. – Документ подписан всеми четырьмя восточными патриархами и двадцатью девятью епископами синодов Константинопольского, Антиохийского и Иерусалимского. 2648 Устав Духовных Консисторий. Раздел II, парагр. 30. – Ср. составленный митрополитом Филаретом „Чин како священника римския церкве прияти в общение Православныя Кафолические Церкве“. См. Письма митрополита Моск. Филарета к А.Н. Муравьеву. 443-й. стр. 658–659. Киев 1869. 2650 Иннокентий. Богословие обличительное I, 157: – А.К. Соколов. Сношения армянской церкви с восточной православной о соединении, в двенадцатом веке. Прибавл. к Твор. Св. Отцов V, стр. 90, 132, 139, 143. 2653 Med. 2. Орр. рр. 11–13. Последний способ познания отличает человека от животных. De metodo, V, – в конце. 2658 Правда, впоследствии, Декарт склонялся к признанию врождённости всех общих понятий, но ни откуда не видно, чтобы таково было его первоначальное воззрение; напротив, есть основания думать, что это первоначально совсем не входило в его план. 2661 Педагогич. Психол. ч. 1, 17. Насколько этот психолог сознавал неудобство и неправильность такого отношения к учению Декарта, показывает подчёркнутое нами слово „почти“. Если на самом деле г. Каптерев был уверен, что, „по взгляду Декарта, врождённая идея есть просто способность образовать идею мышлением самим из себя“ (ibid.), то почему не признать без „почти“ прямо все идеи врождёнными по учению Декарта, как это делает смело он сам в том месте, на которое ссылается г. Каптерев? 2664 Princ, phil. 1, 75. Нужно, впрочем, оговориться, что это относится к тому времени, когда воззрения Декарта на прирождённость идей под влиянием полемики изменились. 2695 Вопрос об „умном делании“ (вид опытной мистики) был предметом многих споров, и в XIV в., благодаря главным образом деятельности Фессалоникийского архиепископа Григория Паламы , учение об „умном делании“ было признано православным.

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

92 [год 6984, очевидно, ошибкой или опечаткой вместо 6784]. Святогробский список не полнее ли афонского?). 128 В разных списках число вопросо-ответов различно, см. в Памятниках ibid.. В найденном отрывке греческого подлинника читается один вопросо-ответ, которого нет на славянском, а из этого следует, что вопросо-ответы переведены были с греческого (на котором предложены были собору первые и на котором даны собором вторые) не совершенно вполне. 129 Мы привели выдержку из грамоты митрополита по Новгородской летописи (Собрание летописей III, 62). В Никоновской летописи (III, 52) она читается в более пространном виде; но вероятно, что распространение принадлежит самому летописцу. В последней летописи говорится ещё, что митрополит прислал грамоту новгородцам вследствие просьбы к нему великого князя оказать свою помощь в устроении мира. 130 См. I т. 1 половину, стр. 490 sqq. (См. «Уверения некоторых римско-католических писателей…» прим. корр.) 132 См. у Плано-Карпини, который был именно одним из послов папских, ходивших к хану, гл. I. Грамоты папы, отправленной с послами к Даниилу, неизвестны в настоящее время. 134 Ипатская летопись уверяет, что для великого князя галичского сделано было в Орде некоторое исключение и что он не подвергся всему тому унижению, которому подвергались другие князья; но весьма можно в этом случае и не верить летописи. 136 Грамота у Тургенева в Historica Russiae Monimenta, I, LII, p. 57 (тут же, – LXV, p. 58, грамота папы к королю Иоанну, т. е. к брату Даниилу Васильку Романовичу, имевшему другое имя Иоанна). 145 Грамотой от Декабря 1247 года папа признал законным брак Василька Романовича с неизвестной нам Дубравкой, с которой он находился в третьей степени родства, – у Тургенева ibid. LXXVI, р. 67. Сделал ли это папа по просьбе князя, или без просьбы в предупредительно-нарочитое изъявление своего к нему благоволения, из грамоты не видно. (Если предполагать, что княгиня была католичка, родственница матери Даниловой и Васильковой, то вероятно будет думать, что испрошено было у папы признание по её именно желанию).

http://azbyka.ru/otechnik/Evgenij_Golubi...

2629 Прот. Вигил. – 308–309. Далее бл. Иероним говорит: «и девства нельзя будет одобрить. Ибо если все будут девственниками, то не будет брака, погибнет род человеческий». Но это не мысли Вигилянция, а попытка привести его положение против девства ad absurdum. 2632 Этой стороной своего учения Вигилянций и был известен своим современникам. Геннадий, de dogm. eccl. с. LXXIII. 2652 Известно (п. 57 к Вигил. т. 2, 168 и Геннадий месс. De script eccles. 35), что Вигилянций давал странное толкование видению из книги Даниила (гл. 2), что гора от которой отсечен камень есть диавол, а камень Христос, принявший тело от Адама, который чрез грех связан с диаволом, и родившийся от Девы, чтобы отделить человека от диавола. Но это странное толкование не стоит в связи с мировоззрением Вигилянция, это самостоятельный и неудачный его опыт в области богословской экзегетики. 2664 В Африке монашество делало меньшие успехи и даже в половине V в. не пользовалось сочувствием. Робертсон, ibid. 2677 См. о граде Божием, VIII, 10 и 12 гл. О распространенности этой философии на Западе IV в. можно читать в сочинениях Μ. Красина «Твор. бл. Августина de civitate Dei, как апология христианства в борьбе с римск. язычеством» Каз. 1873 г., стр. 72–132. 2687 Μ. Ковальницкий (Преосв. Димитрий) «О значении национ. элемента в историческом развитии христианства». Тр. К. Д. А. 1880 г., кн. 3, стр. 418–423. 2697 Из жизни бл. Иеронима известно, что во время своего пребывания в Аквилее он часто удалялся с другом Руфином в Конкордию и там встречал старца Павла, ученика св. Киприана и страстного поклонника Тертуллиана . С этим Павлом Иероним изучал Тертуллиана . Павел и возбудил в Иерониме любовь к своему, так сказ., духовному отцу и деду. 2744 240–242. Пр. Виг. 309. Бл. Иероним не сочувствует полному отшельничеству, потому что оно или развивает гордость, или непомерные доводящие до идиотизма подвиги (П. 106, 3:343), или пренебрежение к ним (П. 101, стр. 276–277, т. 3). И кажется такая форма монашества не была распространена на Западе.

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

называвшиеся так по имени главного представителя их Фарновия, умершего около 1614 года (ibid. рр. 714 et 724). Указанная арианская мысль не могла приобрести себе между социнианами общеобязательного значения, и после смерти Фарновия уже не имела для себя защитников. 130 О вышеупомянутых доказательствах существования Сына Божия до матери Феофан замечает, что они «pugnant recta contra samosatenos» (p. 706). 131 Идея эта в древности была раскрываема отцами и учителями церкви, с одной стороны против иудеев, с другой – против антитринитариев. Против иудеев раскрывали ее, напр. Иустин мученик (см. Theol. Ргос. р. 751) и Киприан (ibid. р 755). Против антитринитариев – напр. Тертуллиан в сочинении против Праксея (см. Bellarm. «De Christo» lib. I, с X., р. 143а). В борьбе с новейшими антитринитариями богословы снова обратили внимание на эту идею. 132 Сообщать благодать в качестве первовиновника ее свойственно только одному Богу (gratiam dare Deo soli convenit), поэтому здесь под Тем, у кого испрашивается благодать, разумеется, очевидно, Бог (§ 26). 136 Deum semper tere in Angelo suo magno, in Filio, inquam apparuisse et locutum tuisse (p. 537). 138 Мысль о том, что чрез Сына открываются твари Отец и Дух Святой, – Феофан проводит так далеко, что, по его учению, даже ангелам знание об Отце открывает Сын (объясняя в § 292 текст Mф. II, 27 : «Отца, не знает никто, кроме Сына и кому Сын хочет открыть» на стр. 806 Он говорит: «Ратет numirum, de solis hommibus hic sermonem esse; qui quidem juxta nostrum dogma et ad angelos referri debet,. nam et illis revelat Deus ·Filius sed Christus cum hoc loco dirigit ad homines и проч. ». Из этой же мысли Феофан выходит, когда объясняет явление Аврааму трех странников в смысле явления Сына Божия в сопровождении двух тварных ангелов (§ 21 Нельзя не заметить, что такое воззрение на Сына страдает крайностью, беспристрастное изучение св. Писания не подтверждает его. 139 Особенно точно выражает эти мысли реформаторский богослов Аманд Полянский. Действия Бога во вне, говорит он, по своему началу (inchoatio) обще всем трем Лицам, но по выполнению (terminatio) собственны (propria) только какому «нибудь» одному Лицу.

http://azbyka.ru/otechnik/Feofan_Tihomir...

Посольские латинские толмачи, назначенные к Максиму, были: Димитрий Герасимов, прозывавшийся Малым, а потому, когда достиг глубокой старости, – Старым, и Власий. Первый из них, употреблявшийся не только как толмач в Москве и в посольствах, но и для самостоятельных посольств, известен переводами с латинского и немецкого для архиепископов новгородских – Геннадия (с латинского книги Де-Лиры, о которой упоминали мы выше, и с немецкого надписаний псалмов) и Макария (после митрополита – с латинского Бруноновой толковой псалтири) и письмами к первому (об аллилуии и о белом клобуке). Второй, сверстник первого, участвовал с первым в переводах, деланных для Геннадия (перевод надписаний псалмов). Со слов Герасимова Павел Иовий написал в Риме в 1523 году своё Сказание о России, а отчасти со слов Власия Иоанн Фабр написал таковое же Сказание в Тюбингене в 1525 году. Письмо Герасимова к дьяку Мисюрю-Мунехину в Псков, писаное в то время как он и Власий переводили с Максимом псалтирь, и в котором он говорит об этом переводе, – см. в Прибавлениях к творчеству святых отцов XVIII. 190 sqq. Сам Максим говорит о своих сотрудниках при переводе в посвятительном послании великому князю, – Описание Синодальных рукописей стр. 87. [Дмитрий Заецов или Зайцов, который в 1493 году сопровождал посла великого князя к датскому королю Грека Дмитрия Ралева Палеолога, можно думать, есть именно наш Дмитрий Герасимов. Карамзин в Истории (VI, 142) и Бычков в Указателе к летописям (сл. Зайцов) называют его дьяком, но летописи не называют его дьяком, а между тем, что Герасимов ходил послом в Данию, об этом говорит, передавая с его слов сведения о нём, Павел Иовий в своём De legatione Moscovitica. Что касается до лет возраста Герасимова, то в 1523 году, когда он был послом в Риме, он имел за 60 лет (Павел Иовий ibid. и у Тургенева в Historica Russiae Monimenta, t. I, p. 132), а в 1535 году, когда переводил псалтирь Брунонову для архиепископа Макария, находился в старости маститой (см. отрывок летописи в Собрании летописей VI, 299 начало), следовательно – в 1493 году он должен был иметь возраст уже не молодой для того, чтобы быть посылану с послом. Кроме указанных нами переводов Герасимову принадлежит ещё перевод латинской грамматики Доната (Донатуса), см. I т. Исследований по русскому языку, изданный Академией Наук (В. И. Ягичем), стр. 813.– К словам на 5 снизу строке примечания: «письмами к первому об аллилуия и о белом клобуке» нужно прибавить: и в ответ на его – архиепископа вопрос: «како седми тысящ лета преходят и знамения совершения не явися ни которое», – Описание синодальных рукописей Горский и Невоструев лист 328 оборот, стр. 515.]

http://azbyka.ru/otechnik/Evgenij_Golubi...

Мы сказали, что он сделал своя приобретения не посредством завоеваний у греков, а посредством подчинения себе независимых славянских пленено: мы предполагаем это, или иначе – мы предполагаем, что подчиненные им славяне северной Македонии и северной Албании были независимы от империи, основываясь на существующих и достойных веры свидетельствах, что при своем крещении он дал грекам обещание постоянно иметь с ними братский мир и что потом во все время своего правления он ненарушимо соблюдал свое обещание (см. ниже). 12 См. Memor. pop. II, 621 sqq, Шафар. Древн. II, I, 316, Гильфердинга Письма об истории сербов и болгар, период 2, 215 стр. 127 sqq (перед 995 г. мы видим в руках Самуила город Диррахий, которого не покорял даже Симеон, а перед 1003-м годом он владел Преславой, из чего следует заключать, что на некоторое время им отнята была у греков большая часть завоеваний Цимисхия, Memor. pop. II, 627 и 628). – Г. Гильфердинг, считая Самуила убийцей отца и всех братьев, представляет его отвратительным злодеем и вообще человеком ненавистным; но это, как кажется, довольно поспешно. Об убийстве одного из братьев говорят византийцы (Memor. pop. II, 622); но эта столь обычная нравам древних времен жестокость, быв вызвана подозрениями в измене отечеству, хотя не может быть совершенно оправдана, во по тогдашнем обстоятельствам болгар может быть до некоторой степени понята и извинена. Что же касается до напечатанного г. Гильфердингом (ibid. стр. 132) латинского свидетельства об убийстве отца и остальных братьев, то достоверность его еще сильно нуждается в подтверждении. Если бы Самуил действительно был слишком нехороший человек, то византийцы, которых он был таким заклятым врагом, не преминули бы выставить его не только в ого истинном, но и в преувеличенно черном свете; а между тем из всех их отзывов о нем следует заключать совершенно противное. 13 Из византийских летописцев о Петре и Асене главным образом должно смотреть Никиту Хониата (а не противоречащего ему несколько Георгия Акрополита), который был непосредственным их современником и сам лично участвовал в военных против них походах († после 1206 года); выписки в Memor.

http://azbyka.ru/otechnik/Evgenij_Golubi...

33 Ibid. 125, 126, 132, 143, 147. Список иерусалимского устава на Синае, 1214 года, открыт Арх. Порфирием. 34 Служба издана в Гласн. Серб. Др. Кн. XXXI, 1871 года, стр. 320. Так гласит надпись о времени написания рукописи. 35 Сведения о Никодимовом уставе, преимущественно со стороны филологической, а также и запись переводчика, изложены в названной статье Даничича. (Гласн. XI 189–203). Более подробными сведениями о составе этой замечательной рукописи мы обязаны г. Кулаковскому, который, в бытность свою профессором Белградской высшей школы, обязательно сообщил нам выписки из этого типика, за что считаем долгом принести ему искреннюю благодарность. Это описание, с некоторыми сокращениями, помещается в приложении. 36 Си же типик написан бысть в лето swkz (6827– 1319) слнчного кроуга кг лоунного же кроуга s индикта к . Стр. 47 оригинала есть сноска г). в тексте такой сноски нет. 37 Вопр. 3. Пети ли в великий пяток службу? (В греческом подлиннике λειτοργα). Ответ: святыми отцы установлено службы в том дни несть. Вопр. 11. В сырную неделю, в среду и пяток, постная служба или иванова служити? Отв. Не поется тогда служба ни постная, ни иванова, но в 9 часе часы с вечернею поют. В 19 правиле собор запрещает разрешать пост в среду и пятницу не только в праздники апостолов, о чем предложен был вопрос, но и в господские, кроме Рождества Христова, Богоявления, недели Пасхи, недели после Троицкой, мытаря и фарисея. По студийскому и святогорскому уставам эти дни пользовались разрешением от поста. Ср. вопросы святогорцев к патриарху Николаю. 39 Называется часословцем по уставу иже в Иерусалиме лавры преп. отца вашего Савы. На первой неделе поста преждеосвященную службу полагается справлять только в среду и пятницу, «по обычаю лавры Савы освященного и киновии преп. отца нашего Евфимия». Замечание это читается и в теперешнем уставе. Согласно с ним излагается правило о посте и литургии в Великую пятницу. (Подроб. Митроп. Кипр. в его литур. деят. 68–70). 41 Р. И Б. VI 48. Извлечения делаются относительно пения «Бог Господь» на утрене (408), службы в навечерие Рожд. Христ. и Богоявления (414–415).

http://azbyka.ru/otechnik/Ivan_Mansvetov...

Все они представляют детально разработанную систему взятого предмета во всех подробностях, при чем, вводя весьма богатое и разнообразное содержание, о. Мартирий умеет соподчинить его руководящей идее и все свести к сосредоточенному единству. Везде виден тонкий ум строгого систематика, всегда господствующего над материалом и способного к идейной конструктивности. Правда, не менее заметна и схоластичность даже в самых схемах, когда, напр., Церковь после «общего взгляда» – рассматривается под тремя рубриками: a) «общества избранных», b) «общества званных " и c) «общества управляющих и управляемых»; однако и это могло способствовать цельности и отчетливости убеждения. Едва ли только о. Мартирий мог хоть частию выполнить свои программы, так как состоял лишь конец одного и самое начало другого учебного года в С.-Петербургской Академии, куда и вызван он был просто в интересах дальнейшего служебного движения. Во всяком случае конспекты были собственно программами будущих курсов для контроля начальства и в таком качестве принимались последним, ибо в «обозрении» ректор Академии Смарагд собственноручно дополнил вставленными словами заголовок о частном взгляде па Церковь , «как на общество званных или Церковь [в рассуждении членов своих] смешенную». Несомненно, впрочем, что лекторские замышления о. Мартирия были добрые и обещали основательные курсы. Что касается богословско-научной литературы, то именно в С.-Петербурге он успел послужить ей и превосходно оправдать свое возвышение двумя печатными трудами 65 : 1) «Краткое историческое сведение о песнопениях нашей Церкви» в «Христианском Чтении» 1831 г., ч. XLII. стр. 70–106: 2) «Историческое сведение о пении Греко-Российской Церкви» ibid. 1831 г., ч. XLIII, стр. 132–186. Оба трактата взяты из курсового академического сочинения, по поводу которого с о. Мартирием не редко беседовал митр. Киевский Евгений (Болховитинов) , яко бы сообщивший ему сведения о духе церковного богослужения 66 . Автор исходит из того воззрения, что «пение есть излияние живых чувствований сердца, есть язык души, волнуемой сильным восторгом» (XLIII, 134), а вообще, высказываясь против партесной искусственности, защищает (XLIII, 184–185) взгляд блаж.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Glubok...

7, 11, 51–60). Кто через подвиг самоумерщвления достигнет смирения и пребудет в нем продолжительное время, вступает в жилище плача, оттуда – в обитель кротости, затем восходит к алканию и жажде правды, идет во дворец милости и сострадания и находит сокровищницу чистоты. Тогда, наконец, душа, очищенная долговременным подвигом, соединяется с Богом и сама становится божественным светом и богом» (Ibid. 61–84). Этот отрывок является характерным примером отношения преподобного Симеона к тексту Священного Писания. Евангельские «Блаженства» представлены здесь как некая лестница, ведущая в Царство Небесное, причем вершиной лестницы является «Блаженны чистые сердцем, ибо они Бога узрят» ( Мф.5:8 ), хотя это изречение не последнее в цепи «блаженств». Преподобный Симеон не столько толкует текст, сколько использует его для подкрепления собственных идей. Для него видение Бога является целью всех подвигов и деланий, вершиной всякого блаженства, а потому все, что следует в Евангелии за этим изречением, просто не входит в поле зрения Святого Симеона. Преподобный Симеона часто говорит о том, что аскетические подвиги не имеют цены сами по себе: это необходимая подготовка для того, чтобы человек сделался способным воспринять Божественный свет и соединиться с Богом: «И ради этого всякое подвижничество (σκησις) и всякие делания (πρξεις) совершаются нами, чтобы мы, как свеча, причастились Божественного света» (Hymn. 33, 130–132). Аскеза, также, как и молитва , и слезы, и участие в таинствах – не самоцель, но путь к вершинам Боговидения. 83 Мы переводим по чтению рукописей E и C; в других рукописях вместо «τπον» стоит « χρνον». См. сноску на стр. 403 в издании «Огласительных Слов» SC 96. 87 О латинском происхождении этого учения и несоответствии его взглядам Святых Отцов см.: Иеромонах Тарасий (Курганский). Перелом в древнерусском богословии, Монреаль 1979, с.161–168. 88 Замечания об употреблении преподобным Симеоном терминов « γνωστς» и « γνστως » можно найти у: B.Krivochéine. Introduction//SC 96, p. 158. Читать далее Источник: Иларион (Алфеев), иером. Антропология преподобного Симеона Нового Богослова//Диссертация на соискание ученой степени кандидата богословия. – Загорск : Троице-Сергиева Лавра, 1991. – 213, VIII с. (Машинопись. На правах рукописи). Вам может быть интересно: Поделиться ссылкой на выделенное

http://azbyka.ru/otechnik/Ilarion_Alfeev...

   001    002    003   004     005    006    007    008    009    010