J. Bidez. Brux., 1928; Scripta minora, magnam partem adhuc inedita/Ed. E. Kurtz, F. Drexl. Mil., 1936. Vol. 1: Orationes et dissertationes; 1941. Vol. 2: Epistulae; De omnifaria doctrina/Ed. L. G. Westerink. Utrecht, 1948; Joannou P.-P. Aus den inedierten Schriften des Psellos: Das Lehrgedicht zum Messopfer und der Traktat gegen die Vorbestimmung der Todestunde//BZ. 1958. Bd. 51. N 1. S. 1-14; idem. Démonologie populaire - démonologie critique au XIe siècle: La vie inedite de S. Auxence par M. Psellos. Wiesbaden, 1971; Garzya A. On Michael Psellos " Admission of Faith//ΕΕΒΣ. 1966. Τ. 35; Gautier P. Monodie inédite de Psellos sur le basileus Andronic Doucas//REB. 1966. Vol. 24. P. 153-170; idem. Eloge funebre de Nicolas de la Belle Source par Michel Psellos moine a l " Olympe//Βυζαντιν. Θεσ., 1974. Τ. 6. Σ. 9-69; Encomio per Giovanni, piissimo metropolita di Euchaita e protosincello/Ed. R. Anastasi. Padova, 1968; Orazione in memoria di Costantino Lichudi/A cura di U. Criscuolo. Messina, 1984; Imperatori di Bisanzio (Cronografia)/Testo critico a cura di S. Impellizzeri, comment. U. Criscuolo, trad. S. Ronchey. Mil., 1984. 2 vol.; Oratoria minora/Ed. A. R. Littlewood. Lpz., 1985. (BSGRT); The Essays on Euripides and George of Pisidia and on Heliodorus and Achilles Tatius/Ed. A. R. Dyck. W., 1986; Autobiografia: Encomio per la madre/Ed. U. Criscuolo. Napoli, 1989; Historia syntomos/Ed. W. J. Aerts. B.; N. Y., 1990. (CFHB; 30); Epistola a Giovanni Xifilino/Ed. U. Criscuolo. Napoli, 19902; Epistola a Michele Cerulario/A cura di U. Criscuolo. Napoli, 19902; Poemata/Ed. L. G. Westerink. Stuttg.; Lpz., 1992. (BSGRT); Orationes forenses et acta/Ed. G. T. Dennis. Stuttg.; Lpz., 1994. (BSGRT); Orationes hagiographicae/Ed. E. A. Fisher. Stuttg.; Lpz., 1994. (BSGRT); Orationes panegyricae/Ed. G. T. Dennis. Stuttg.; Lpz., 1994. (BSGRT); Chronographia/Hrsg. D. R. Reinsch. Bd. 1: Einleitung und Text. B.; Boston, 2014; Orationes funebres/Ed. I. Polemis. B.; Boston, 2014. (BSGRT); Vita di s.

http://pravenc.ru/text/2563760.html

Fabricius: Biblioth. gr., viii, p. 309. Fragmenta Aria norum, около 388 г., в Angelo Mai: Scriptorum veterum nova collect. Rom., 1828, vol. iii. Фрагменты «Истории церкви» арианина Филосторгия, 350 – 425 г. II. Труды : Tillemont (католик): Mémoires, etc., tom. vi, pp. 239–825, ed. Paris, 1699, также ed. Ven. (в основном внешняя история). Dionysius Petavius (иезуит, умер в 1652): De theologicis dogmatibus, tom. ii, где в восьми книгах рассматривается тема Божественной Троицы; и отчасти toms. iv-v, где в шестнадцати книгах описано воплощение Слова. Это неполный, но самый разработанный труд Римской церкви по истории учения; впервые он был издан в Париже, 1644 – " 50, в пяти томах, потом в Амстердаме, 1700 (в 6 томах), и в Венеции, 1757 (ed. Zacharia), последнее издание – Passaglia and Schräder, Rome, 1857. J. M. Travasa (католик): Storia critica delta vita di Ario. Ven., 1746. S. J. Maimburg: Histoire de l " Arianisme. Par., 1675. John Pearson (епископ Честера, умер в 1686): An Exposition of the Creed (вторая статья), 1689, 12 th ed. Lond., 1741, после этого часто издавалось, Dobson, Burton, Nichols, Chevalier, etc. George Bull (англиканский епископ из Сент–Дэвида, умер в 1710): Defensio fidei Nicaenae. Ox., 1685 (Opp. hat. fol. ed. Grabe, Lond., 1703. Complete Works, ed. Burton, Oxf., 1827, и еще одно издание в 1846, том 5, в двух частях, и на английском языке в Anglo-Catholic Library, 1851). Автор этого классического труда пытается, с великой ученостью, выявить положения Никейского символа веры у всех доникейских отцов церкви, так что труд этот скорее относится к истории предыдущего периода. Dan. Waterland (архидиакон Миддлсекса, умер в 1730, следующий после Булла по учености англиканский защитник никейской веры): Vindication of Christ " s Divinity, 1719 ff., в Waterland, Works, ed. Mildert, vols, i, ii, iii. Oxf., 1843. (Несколько проницательных очерков и проповедей в защиту учения о Троице против высокого арианства доктора С. Кларка и доктора Уитби). Chr. W. F. Walch : Vollständige Historie der Ketzereien, etc.

http://azbyka.ru/otechnik/konfessii/isto...

14 Подробнее об экзегетическом методе святителя в «Толковании на Послание к Римлянам» и богословском содержании этого памятника см.: CirillodiAlessandria.Commento alla Lettera ai Romani/trad. V. Ugenti. Roma, 1991. P.18–35. 16 CPG C160. Древнейшие катены на Послания ап. Павла принято делить на три типа, названия которых соответствуют главным рукописям – свидетелям текста (Ткачёв Е.В. Катены. С.727). 17 Catena in s.Pauli Epistolam ad Romanos ad fidem codd.mss./ed. J.A.Cramer. Oxford, 1844 [ r Hildesheim, 1967]. 21 S.P.N. Cyrilli archiepiscopi Alexandriniin D. Johannis Euangelium. Accedunt fragments varia necnon tractatus ad Tiberium diaconum duo/ed.Ph.E.Pusey. Oxford, 1872 [ r Bruxelles,1965]. Vol.3. P.173–248. 23 Как показало исследование К.Завадски, издание Ф.Пьюзи в плане текстологии нельзя считать окончательным, так что публикация строго выверенного и отвечающего современным требованиям текста «Толкования на Послание к Римлянам» остаётся задачей будущего. Ср.: UgentiV.Op.cit. P.36. 24 Cirillo di Alessandria.Commento alla Lettera ai Romani/trad.V.Ugenti. Roma, 1991. В. Удженти перевёл только основной текст, без опубликованных Ф.Пьюзи фрагментов катены Vindob.Theol. gr.166. 26 Перед каждой схолией указываем её источники, используя следующие обозначения трёх основных рукописей, использованных в издании Ф. Пьюзи: V – Vat. gr.762 (=Mai A. Op. cit.1845. P.1–47). B – Bodl. Auct. E.II.20 (=Cramer J. A.Op.cit. 1844. P.1–162). A – Monac. gr.412 (=Cramer J.A.Op. cit.1844. P.163–529). 27 Были использованы следующие издания текстов и переводов Священного Писания . 1) Septuaginta. Id est Vetus Testamentum graece iuxta LXX interpretes/ed.A.Rahlfs. Editio nona. Vol.1–2. Stuttgart, 1970 (далее – Rahlfs); 2) Nestle-Aland Novum Testamentum Graece. 27 ed. Stuttgart, 2001 (далее – NA); 3) The New Testament in the Original Greek. Byzantine Textform/ed. M. A. Robinson and W.G.Pierpont. Southborough (Massachusetts), 2005 (далее – RP); 4) Библия . Книги Священного Писания Ветхого и Нового Завета. Юбилейное издание, посвящённое двухтысячелетию Рождества Христова. М., 1999 (далее – Син.);

http://azbyka.ru/otechnik/Kirill_Aleksan...

S. 991), частично изданном И. Делейе (Ed. cit.) и изданном полностью в: Пападопуло-Керамевс А. Жития двух вселенских патриархов XIV в., свв. Афанасия I и Исидора I. СПб., 1905. С. 1–51; другое – Иосифу Калофету: Joseph Calothetus. Vita sancti Athanasii patriarchae Constantinopolitani/ εκδ. θανσιος ( Παντοκρατρινος)// Θρακικ. T. 13. Αθναι, 1940. S. 59–107. 742 Пападопуло-Керамевс А. Указ. изд. С. 26; « το λγου τ δετερα φρον». – Там же. С. 24. Также ср.: Nicephorus Gregoras. Historia Byzantina, VI, 5/ed. L. Schopen. Vol. 1. Bonn, 1829. P. 180. 743 Восточный отряд» каталонцев, или альмогаваров – отряд легкой пехоты во главе с рыцарем Рожером де Флором, который по договоренности с императором Андроником II успешно сражался в Византии с турками. Не получив обещанной платы, каталонцы стали грабить византийские селения. Де Флор с небольшим отрядом был предательски убит, но оставшиеся каталонцы заключили союз с болгарским царем и долго разбойничали на севере империи. 745 Ostrogorsky G. History of the Byzantine State/tr. J. Hussey. Ed. 2, rev. New Brunswick, NJ, 1969. P. 486–487 [Острогорский L. A. История Византийского государства/пер. с нем. М., 2011. С. 588–589]. 748 " ν λλοις μν την διαφορν το πλουτεν και το πνεσθαι, ν δ γε τος προς τ θειον, τον προθυμτερον πλουσιτερον«. – Ibid., fol. 45. 750 Joseph Calothetus. Vita sancti Athanasii patriarchae Constantinopolitani//Ed. cit. S. 102–103; Theoctistus Studites. Vita sancti Athanasii//Пападопуло-Керамевс A. Жития двух вселенских патриархов… С. 37–38. 751 Theoctistus Studites. Op. cit. P. 74; Joseph Calothetus. Op. cit. S. 95. Ср.: Janin R. La géographie ecclésiastique de l’Empire byzantin. Première partië Le Siège de Constantinople et le Patriarcat o_ecuménique. T. 3: Les églises et les monastères. P., 1953. P. 14–15, 497, 518. Монастырь Христа возле Ксиролофа, куда удалился на покой и где был похоронен Афанасий, в течение всего XIV в. оставался одним из основных центров исихастского движения. 752 Barlaam. Epistola 3//Idem. Epistole grechë I primordi episodici e dottrinali delle lotte esicaste/ed. G. Schiro. Palermo, 1954 (Instituto Siciliano di Studi bizantini e neogrecï Testi, 1). P. 298. 755 APC. Vol. 1. Р. 490. Этот документ похож на параграф из Синодика. Даты он не имеет, однако подписан Филофеем, митрополитом Селимврийским, который, возможно, передал его в Синод в качестве возможного дополнения к анафемам против Варлаама и Акиндина. Этим объяснялось бы и нахождение документа в актах Патриархии.

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Mejendor...

46 Brehier. Op. cit. Vol. II. P. 472–473. 47 О происхождении монашества см.: Schiwietz S. Das Morgenlдndische Мцпснтит. Bd. I, passim. Особенно: S. 48–90, 148–225. 48 Justinian. Novellae/Ed. К. Ε. Zachariae von Lingenthal. Т. I. P. 133, 535, 538, 539, 554; Knecht Α. System des Justinianichen Kirchenvermцgensrechmes. S. 57–60. 49 Hefele C. J. H istoire des Conciles, в переводе на франц. Η. Leclercq (HefeleLeclercq). T. III, I. P. 560 ff., особенно P. 568–569. 50 См.: Gardner A. Theodore of Studium. P. 66 ff. 51 Brehier L. Le Monde Byzantine. Vol. II. Institutions de I Empire Byzantine. P. 545–546. 52 Ibid. P. 550–559. 53 Brehier L. Op. cit. Vol. II. P. 564–565. 54 Benjamin of Tudela. Itinerary/Transl. M. N. Adler. P. 11–14. 55 Tafra Ii О. Thessalonique au XIV е siecle. P. 99–107. 56 См. выше в этой же главе. 57 Miklosich F., Mьller J. Acta et Diplomata Graeca Medii Aevi. Т. IV. P. 298–301; Wiegand T. Der Latros, passim. 58 Об Афоне см.: Meyer Р. Die Haupturkunden fьr die Geschichte der AthosKloster, passim. 59 Delehaye Ε. Les Saints Stylites, passim. 60 Vita S. Lucae Junioris//PG. T. CXI. Col. 441–480, passim. 61 См.: Nicetas Stethatus. Vie de Symeon le Nouveaux Theologien/Ed. I. Haussher and G. Horn, with introduction//Orientalia Christiana. Vol. XII. 62 О никейских монастырях см.: Nicephorus Blemmydas. Curriculum Vitae et Carmina/Ed. Α. Heisenberg. P. 39.0 Трапезунде см.: Mgr. Chrysanthos. Εκκλησα του Τραπεζοντας. Σ. 471–478.; Miklosich et Mьller. Op. cit. Т. V. P. 276–281. 63 Janin R. La Geographie ecclesiastique de l Empire Byzantin. Pt. 1, III. Les Eglises et les monasteres. P. 222–223. О церкви монастыря Хора см.: Underwood P. A. The Kariye Djami. Vol. I. P. 316. Единственный монастырь, основанный Михаилом, находился на маленьком острове Оксия. 64 Miklosich et Mьller. Op. cit. Т. V. P. 191–193. 65 Nicol D. M. M eteora, the Rock Monasteries of Thessaly. P. 70 ff. 66 Meyer P. Op. cit. Р. 54, 190–194. 67 Ibid. Р. 203–210. 68 Ibid. Р. 57 ff. 69 О положении мирян см.: Geanakoplos D. J. Byzantine East and Latin West. P. 79–80.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/2443...

535 Огорченный этими вмешательствами и разочарованный отсутствием поддержки Египта Павлу Черному, которому он симпатизировал, Иоанн Эфесский выражает свою злобу на «фараонитов», способных только на «борьбу, смуты и варварство» (Hist. eccl. IV, 11. Ed. cit.). 538 Ефрем был по настоящему хорошим богословом; ср.: Lebon J. Ephrem d " Amida//Melanges Ch. Moeller. I. Louvain, 1914. P.197–214. 540 О христологии Прова ср.: van Roey A. Une controverse sous le patriarcat de Pierre de Callinique//Symposium Syriacum 1976, OrientaliaChristianaAnalecta. 205, Roma, 1978. P. 354–357. Оличности и писаниях Анастасия I см.: Weiss G. Studia Anastasiana. München, 1965; Allen Р. Op. cit.. P.13–15. 543 John of Ephesus. Hist. eccl. IV, 42 (éd. cit.). О св. Анастасии I и о св. Григории I, антиохийских патриархах-халкидонитах, см.: Goubert P. Patriarches d " Antioche et d " Alexandrie, contemporains de St. Grégoire le Grand//Revue des Etudes byzantines. 25, 1967. P. 65–76. 545 Наиболее исчерпывающим исследованием египетского самосознания является труд J. Maspéro. Histoire des patriarches d " Alexandrie. Paris, 1923 (глава IÏ Le peuple égyptien aux Vie et Vile siècles). P. 23–64. 547 О силе халкидонитов и монофизитов в Египте в конце царствования Юстиниана см.: Hardy Ε. R. Christian Egypt. P. 135–139. 550 О позициях Дамиана и Петра см.: Болотов. Лекции. С. 354–355; Ebied R. Y. Peter of Antioch and Damian of Alexandria//Fischer R.H. Ed. A Tribute to A. Vööbus. Chicago, 1977, ..P 277–282. 551 Михаил Сирин. Хрон. Χ, 26 (ed. cit. II. P. 381–393). Нет сомнения в том, что подобное же разрешение борьбы между халкидонитами и монофизитами (обвинявшими друг друга одни в евтихианстве, другие в несторианстве) было безуспешно предложено Юстинианом и всеми так называемыми неохалкидонитами. 555 Cp. Посл. V, 41//Monumenta Germaniae Historica; Посл, l, 331–335. Ср. ниже. 67Ср.: Maspéro. Op. cit. P. 275–277, 326. 556 Ср. англ, переводу Е. Dawes и N.H. Baynes. Three Byzantine Saints. London, 1948 (penp. Crestwood, NY, 1977).

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Mejendor...

32 Эпитрапезий и келлиот – Г. Дестунис переводит «стольник и спальничий» (Опыт биографии..., с. 436). 33 Один из константинопольских монастырей (см.: Janin R. La geographie ecclesiastique de 1 " Empire Byzantin, Premier partie... Tome III Les eglises et monasteres. Paris, 1953, p. 516–517). 34 Иосиф Врненний – один из душеприказчиков императора Мануила II (см.: Dolger F. Regesten, 3398: Janin R. Op. cit., p. 517). 36 Первая жена Иоанна VII, дочь русского великого князя Василия I (см. о ней Медведев И. П. Внучка Дмитрия Донского...; Dolger F. Regesten, n. 3337). 37 Ливский монастырь, согласно хронистам, был расположен в районе Константинополя, называемом Мердосангарис (Janin R. Op. cit., р. 318–321) 49 О смерти Мехмеда I в 1421 г. (а не в 1420, как считает Сфрандзи) см.: Босворт К.. Э. Указ. соч., с. 185; примечание В. Греку (М. х., с. 11, Balfour D. Op. cit., p. 140). 50 Монастырь Перивлепты («видимой отовсюду»), посвященный Богородице, был построен в западной части Константинополя, возвышающейся над морем, чем и объясняется название (см.: Janin R. Op. cit., р. 227–231). 54 О разногласиях между Мануилом и Иоанном в вопросе, касающемся поддержки Мустафы, сообщает также Халкокондил (с. 222–224), Дука же приписывает поддержку Мустафы Мануилу, который впоследствии якобы изменил свои политические симпатии в пользу Мурада (Дука, с. 175). 58 О походе Мустафы в Анатолию рассказывают и Халкокондил и Дука (XXIV, 3–8; XXV, 4–10; XXVII, 1–7). 61 Осаду Константинополя Мурадом описал в своем труде I. Cananus, (ed. Im. Bekker. Bonn, 1838, p. 457–479). 62 О посольствах византийского правительства к Мураду летом и осенью 1422 г. см. Dolger F. Regesten, 3388, 3390–3393. 66 О туркофильстве Димитрия Палеолога, пятого сына Манунла II см.: Удальцова З. В. Предательская политика феодальной знати Византии в период турецкого завоевания.– ВВ, 7, с. 93–121; Branoush E. L. Op. cit. 67 15 ноября 1423 г. О поездке Uoahha VIII в Венецию, Милан и Венгрию по вопросам об унии и военной помощи см.: Marinescu С. Deux empereurs byzantins en Occident: Manuel II et Jean VIII PaleologueComptes-rendus de l " Academie des Inscriptions et belles-lettres, Paris, 1957, p. 23–35: Dolger F. Regesten, 3409–3411.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Самое полное современное жизнеописание Кирилла следующее: Hadjiantoniou G. A. Protestant Patriarch. Эта книга полна полезной информации, но с тенденциозными предрассудками в отношении Латинской и традиционной Греческой церквей; кроме того, на нее нельзя полностью положиться в отношении деталей и исторических сведений. Дата рождения Кирилла указывается архи-еп. Лаудом «около 1558 г.» в заметке, опубликованной Смитом (Collectanea. Р. 65). Но дата 13 ноября 1572 г., которая приводится в: Leger. Ibid. P. 77, почти наверняка верна. 401 См.: Geanakoplos D. J. Greek Scholars in Venice. P. 45–47; Miller W. Essays on the Latin Orient. P. 177–180. 403 Legrand Ε. Bibliographie Hellenique au 17е siecle. Vol. IV. P. 177–178. О монастыре св. Екатерины см.: Geanakoplos D. J. Byzantine East and Latin West. P. 141–142, 165, 168. 406 О Портусе см.: Legrand Ε. Op. cit. Vol. II. P. VIIXX; Vol. III. P. 93–133; Geanakoplos D. J. Byzantine East and Latin West. P. 158–159. Сам Портус умер в 1581 г. Его место в Женеве занял его ученик, Исаак Касаубон. 408 Smith T. Collectanea. P. 7, 77. Мелетий Пигас несомненно был местоблюстителем в следующее междупатриаршество с марта 1597 по март 1598 гг. (Le Quien Μ. Oriens Christianus. Vol. I. P. 331). 409 Столетний возраст Константина Острожского происходит, вероятно, от смешения автором двух лиц с одинаковым именем: Константин Острожский (ок. 1460/63–1530), староста Брацлавский и Винницкий, гетман Литовский, воевода Трокский, и его сын Константин Острожский (1526–1608), Киевский воевода, глава ревнителей православия, о котором и идет речь в тексте (Прим. Пер.). 411 Smith Т. Collectanea. Р. 10–12, 78–79; Legrand Ε. Op. cit. Vol. IV. P. 220–221, 225–229. См. также: Winter Ε. Op. cit. P. 58–60. Проповеди Кирилла воспроизводятся в Кодексе Святогробского подворья в Константинополе, 408. Л. 44–49. 416 Allatius Leo. De Ecclesiae Occidentalis atque Orientalis Perpetua Consensione. Vol. III. P. 1072; Smith T. Collectanea. P. 13, 80. 417 Филипп Кипрский. Chronicon Ecclesiae Graecae/Ed. H. Hilarius. P. 447; Hottinger J. H. Op. cit. P. 52; Legrand Ε. Op. cit. Vol. IV. P. 230–237. 421 Legrand Ε. Op. cit. Vol. IV. P. 329–340. Де Доминис был человеком с очень плохой репутацией. После преуспеяния в лоне Англиканской церкви, благодаря лести Джеймсу I, он в конце концов снова перешел в католичество. См. статью: Perry С. G. Dominis, Marco Antonio de//Dictionary of National Biography. 422 Hof mann G. Griechische Partiarchen und Rцmische Pдpste//Orientalia Christiana. Vol. XXV, 76. P. 44–46. Здесь издано письмо, написанное Кириллом в 1608 г., в котором он обращается к папе Павлу V в дружеских и даже почтительных словах, призывая его к доброму расположению.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Bibliot. Vindob. Tom. I, p. 283. Блаж.. Феофилакт. Предисловие к Евангелию Иоанна, стр. 9. Theodoretus Turi Episcop. Fragm. de babtismo sanctorum apostolorum et deipare, in d. Selectis ad illustr. Chronic. Paschalis. Ed. Bonn. Vol. 2, p 144 sq. Epifanius. Haer. 78, 8. Св. Димитрий Ростовский Четьи-Минеи Сент. Ч. II, стр. 84 обор. Lücke, Op. cit. Th. 1 S. Lampe. Op. cit. p. 4. и другие. Но начиная с блаж. Иеронима учители Церкви считают Иосифа девственником, и называемые в Евангелии братья Господа считаются или сродниками Спасителя или же сыновьями брата Иосифа. См. полн, сочин. М. Хоренского, стр. 289. 226 Starke Op. cit. S. 7–8. Niemeyer Op. cit. S. 44. Солярский. Библ. слов. T. III, стр. 409. Фаррар. Первые дни христ. стр. 404. Яцкевич и Благовещенский. Соч. цит. т. II. стр. 59. Keim. Op. cit. В. III, ss. 41–42 232 Niemeyer. Charakt. d. Bibl. Th. I, S. 44. Godet. Op. cit. S. 19. Яцкевич и Благовещенский. Библ.-биогр. слов. Т. II, стр. 59. Фаррар. Первые дни христианства. Стр. 413. 414. 235 Это видно из того, что во многих местах Св. Писания имя Иакова встречается впереди имени Иоанна: κωβος ( το Ζεβεδαου) κα ωννου δ αδελφς ατο ( Mф. IV, 21; X, 2; XVII, 1 ; Μρκ. 1, 19; III, 17; X, 35. 41; Лk. V, 10; VI, 14 ; Дeяh. I, 13 ). Далее Иоанн всегда определяется, как брат Иакова: αδελφς ακβου ( Mpk. III, 17; V, 37 ), αδελφς ατο ( Mф. IV, 21 и др.) Исключением является только одно место ( Лk. IX, 28 ), в котором изменяется этот порядок. Но эта дата нисколько не опровергает нашего предположения, так как тот же самый св. писатель в других, указанных нами, местах Иакова ставит впереди Иоанна. Даже и по вознесении Спасителя, когда уже Иоанн занимал видное место в первохристианской Церкви, его имя все-таки приводится после имени Иакова. 237 Ierenaeus. Advers. haeres. II сар. 29; III, с. 3. Hieronymus. Advers Jovinian Lib. I, сар. 14. Sed cur non Joannus electus est virgo? Aetati delatum est, quia Petrus senior erat, nec adhuc Adolescens acpene puer, pogressae aetatis hominibus praeferelur...

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia2/sv-apo...

1902 Theod. H. E. V, 21. В пользу процветания языческого культа можно указать и другие свидетельства. Феодорит (IV, 18) называет город Карру заросшим эллинскими терниями (к царствованию Валента). Все церковные историки (Theod. H. E. IV, 21; Socr. H. E. IV, 24; Sozom. H. E. VI, 20) передают, что в царствование Валента следствием изгнания Макария и Исидора было обращение целого языческого острова. 1907 Слово “pagani” происходит от “pagus” – сельская область (округ). Паги существовали и в Риме: так назывались области, лежавшие за древней городской чертой. Каждый паг имел свои sacra paganalia, которые стоят в тесной связи с земледельческим бытом. См. Кулаковский “Коллегии в древнем Риме” Киев, 1882, стр. 7 etc. Любкер Op. cit. стр. 970–971. Ср. Виллемс Op. cit. стр. 61. 1908 В первый раз название “pagani” в приложении к служителям идолятрии встречается в сочинении Мария Викторина (De μοουσ recidiendo), а первым официальным документом является эдикт Валентиниана I от 368–370 г. (Cod. Theod. XVI, II, 18). На восточной половине империи в употреблении были для обозначения язычников имена θνικο, gentiles, “которыя свободно могут быть понимаемы – “провинциалы”, “варвары”. Очевидно они не соответствуют понятию “pagani”. См. Chastel Op. cit. p. 174. Ср. Mommsen Op. cit. s. 606. 1910 Св. Иоанн Златоуст в своем Слове о блаженном Вавиле, сказанном в 382–383 гг. (Творения, ч. II, кн. 11-я. Opera omnia Ed. Montf. t. II, p. 655), свидетельствует: “если кто-нибудь скажет, что и теперь есть города, оказывающие суеверие в безумном почитании идолов, то насчитаем немного и небольших” – стр. 586. 1911 Факт возмущения язычников в Александрии не может быть принимаем в расчет, потому что вина в этом деле падает исключительно на христиан. 1913 Насколько можно верить Ливанию, уничтожение храмов действительно имело экономическую подкладку. Beugnot (Op. cit. pp. 354–355) отмечает, хотя и не совсем определенно, этот мотив. Он готов скорее признать, что расходы на религию прекращены были с целью быстрее уничтожить языческий культ. В то же время Broglie думает, что эти деньги были употреблены на армию. А если так, то нельзя ли думать, что во имя государственных нужд культ был лишен денежной помощи?!

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

   001    002    003    004    005    006    007   008     009    010