50 Chomatianus, Letter 104, to Germanus II (1225), ed. J. B. Pitra, Analecta sacra et classica spicilegio solesmensi parata (Paris-Rome, 1891), col. 489—490. 51 Византийская практика предоставлять одному лишь патриарху привилегию освящения мира не старше IX века. Cf. L. Petit, «Le pouvoir de consacrer le saint сЬгкте», Echos d " Orient 3 (1899—1900), pp. 1—7, E. Herman, «Wann ist die Chrysmaweihe zum Vorrecht der Patriarchen geworden?», Sbornik P. Nikov (Sofia, 1940), pp. 509—515. 52 Οδε το επικρατοντος εθους «та μρω χρεσθαι τον εις την βασλειον αναρρησιν προκαλομενον , λαφ δε ιερς αγιαζομνω πασμαι . Πς ουν ωπερ οκ χρησαμεθα προς κατηγοραν μν προετεινας , ed. cit., col. 493. 53 Охрида была резиденцией болгарского патриарха во время царя Самуила (974—1014). После ликвидации империи Самуила Василием II патриархат был упразднен, но «архиепископ» Охридский остался автокефальным (см., в частности, В. Granic, «Kirchengeschichtliche Grossen zu den von Kaiser Basileios II. dem autokephalen Erzbistum von Achrida verliehenen Privilegien», Byzantion 12 (1937) p. 215 ff.), даже если теперь греческие архиепископы были de facto вполне зависимы от Константинополя (см. замечание Хоматина: ταπενωσαν τοτο οι απδ της μεγαλης εκκλησας της του Θεο λγου Σοφας κατα καιρος προβαλλμενοι αρχιεπσκοποι , εφ οις τρφιμοι τατης δντες , και την σμφυτον τοτοις ποταγν προς τους πατριαρχας Κωνσταντινουπλεως , και μετα την αρχιερωσνην τηροντες ανθευτον συνετατενωσαν , Letter to Germanus II, ed. cit., col. 495). Однако для Хоматииа престиж и права Охриды — не только следствие болгарского сепаратизма, но и почтенное каноническое учреждение, декретированное самим Юстинианом, когда он даровал церковную независимость Юстиниане Приме, месту своего рождения, с юрисдикцией над большей частью Балканского полуострова (новелла 131); отсюда его официальный титул: αρχιεπσκοπος πρτης ουστινιανης και πασης Βουλγαρας (ed. cit., col. 479,481, etc.); см. V. N. Zlatarski, «Prima Justiniana im Titel des bulgarischen Erzbischofs von Achrida», Byzantinische Zeitschrift 30 (1929—1930), pp. 484—489.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/3290...

Chomatianus, Letter 104, to Germanus II (1225), ed. J. B. Pitra, Analecta sacra et classica spicilegio solesmensi parata (Paris-Rome, 1891), col. 489-490. 51 Византийская практика предоставлять одному лишь патриарху привилегию освящения мира не старше IX века. Cf. L. Petit, " Le pouvoir de consacrer le saint сЬгкте " , Echos d " Orient 3 (1899-1900), pp. 1-7, E. Herman, " Wann ist die Chrysmaweihe zum Vorrecht der Patriarchen geworden? " , Sbornik P. Nikov (Sofia, 1940), pp. 509-515. 52 Οδε το επικρατοντος εθους «та μρω χρεσθαι τον ε " ις την βασλειον νρρησιν προκαλομενον, λφ δε ιερς γιαζομνω πσμαι. Πς ουν ωπερ οκ χρησμεθα προς κατηγοραν μν προετεινας, ed. cit., col. 493. 53 Охрида была резиденцией болгарского патриарха во время царя Самуила (974-1014). После ликвидации империи Самуила Василием II патриархат был упразднен, но «архиепископ» Охридский остался автокефальным (см., в частности, В. Granic, " Kirchengeschichtliche Grossen zu den von Kaiser Basileios II. dem autokephalen Erzbistum von Achrida verliehenen Privilegien " , Byzantion 12 p. 215 ff.), даже если теперь греческие архиепископы были de facto вполне зависимы от Константинополя (см. замечание Хоматина: ταπενωσαν τοτο οι πδ της μεγλης εκκλησας της του Θεο λγου Σοφας κατ καιρος προβαλλμενοι αρχιεπσκοποι, εφ " οις τρφιμοι τατης δντες, και την σμφυτον τοτοις ποταγν προς τους πατριρχας Κωνσταντινουπλεως, και μετ την ρχιερωσνην τηροντες νθευτον συνετατενωσαν, Letter to Germanus II, ed. cit., col. 495). Однако для Хоматииа престиж и права Охриды — не только следствие болгарского сепаратизма, но и почтенное каноническое учреждение, декретированное самим Юстинианом, когда он даровал церковную независимость Юстиниане Приме, месту своего рождения, с юрисдикцией над большей частью Балканского полуострова (новелла 131); отсюда его официальный титул: αρχιεπσκοπος πρτης ουστινιανης και πσης Βουλγαρας (ed. cit., col. 479,481, etc.); см. V. N. Zlatarski, " Prima Justiniana im Titel des bulgarischen Erzbischofs von Achrida " , Byzantinische Zeitschrift 30 (1929-1930), pp. 484-489. 54

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=121...

160 Hefele (op. cit., § 46) и Treppner (op. cit., S. 29) объединяют 2 последних показания, хронологически предшествующей считая ссылку во Фракию. 161 De vir. illustr, LXXXV. Из новых мнение разделяет Bardenhewer (Patrologie Freiburg im Breisgau, 1901, S. 220), Hergenröther (op. cit., S. 16), Fabricius (op. cit., p.p. 166–7), Гидулянов (op. cit., стр. 178). 162 Memoires, t.VII Из греческих писателей Филиппы местом ссылки Евстафия считали Феодор Чтец (H. E, II, I; по рус. изд., СПБ, 1854, стр. 516), пожалуй, Феофан (Chronogr ad.an. 598 1); судя по Boschius " y (op. cit, p. 138), Никифор Каллист; Никита Хониат (op. cit, IX). Гипотезу Tillemont " a с некоторым дополнением принимает арх. Филарет (ibid), К. Смирнов, не отрицая того, что Евстафий в Филиппах, в Македонии, в диоцезе Иллирика (loc. cit)». 167 Это мнение Tillemont«a (op. cit., t. VIII), Boschius»a (op. cit., p. 137), Cavallera (op. cit., p. 65; на этой и следующей странице сделано у него обстоятельное замечание о дате смерти св. Евстафия), Kihn " a (loc. cit.), Ceillier (loc. cit.). Schröck (loc. cit.), Fabricius (loc. cit.), Hergenröther (loc. cit.), Fessler–Jungmann (loc. cit.), Bardenhewer (loc. cit.), Blondel (De la primaute de l " eglise), на которого ссылается Loofs, и он сам (op. cit., S. 627) следуют в данном случае Златоусту, вопреки Феодориту (loc. cit.) утверждающему, что Евстафий «не прежде отошел, как когда уже... блаженный Мелетий пришел принять» и т.д. Другими словами, кончину Евстафия они относят к 360 г. (361 г. – год вступления Мелетия). К тому же, в сущности, склоняется и Gwatkin (Studies of Arianism), смерть святого относящий к периоду между 356–60 г г. В числе аргументов, доказывающих его мысль, Gwatkin выставляет отрывки Евстафиева сочинения против Фотина, иначе Морииа. еп. Сирмийского, ученика Маркелла анкирского (376). С своим лжеучением Фотин, по Gwatkin " y, выступил около 343 г. Но эти фрагменты не признаются подлинными (см. Cavallera op. cit. p. 66; Loofs, loc. cit.) Арх. Филарет (op. cit., стр. 25), а за ним проф. Барсов (op. cit., стр. 464), относит смерть Евстафия на время «около 345 г.», но его основание, будто Евстафия не было в живых в 347 г. (Филаретова дата Филиоппопольского собора), не имеет значения, так как этот собор датируется не 347, а 343 г. (см. напр. у Робертсона, op. cit., стр. 1072).

http://azbyka.ru/otechnik/Nikanor_Kudrya...

Editio Basileensis. II. 1539. Editio Parisiensis I per Gagnaejum. 1545. Ed. Basileensis. III. 1550 (curavit Sigism. Gelenius). Ed. Basileensis. IV. 1562 (повторение предыдущего). Ed. Basileo-Parisiensis. 1566. (Excud. Andr. Wechelus). Ed. Pameliana-Antverpensis. I, cum Jacobi Pamelii argumento et adnot. 1579. Ed. Barraeana. 1580, studio et labore Renati Laurentii de la Barre. Parisiis apud Mich. Julianum. Ed. Pameliana-Parisiensis. I. 1583. Ed. Pameliana-Parisiensis. 1584 (per Jo. Mercerinm). Ed. Pameliana-Parisiensis. III. 1585. Ed. Heidelbergensis. I. 1596. Ed. Pameliana-Franeckerae. I, cum notis Francisci Junii. 1597. Ed. Pameliana-Genevensis. I. 1597. Ed. Pameliana-Parisiensis. IV. 1598. Ed. Pameliana-Heidelbergensis. II. 1599. Ed. Pameliana-Heidelbergensis. III. 1601. Ed. Pameliana-Franeckerae. II. 1607. Ed. Pameliana-Parisiensis. V. 1608. Ed. Pameliana-Antwerpensis. II. 1609. Ed. Pameliana-Parisiensis. VI. 1610. Ed. Pameliana-Parisiensis. VII. 1616. Ed. Pameliana-Coloniae. L 1617. Ed. La Cerdae imperfecta. Parisiis. 1624, 1630. Libri IX ex codice Agobardi, ed. Rigaltius. 1626 и 1628. (Typis Rob. Stephani). Ed. Rigaltiana. I. Lutetiae. 1634. Nicolai Rigaltii observationibus et notis illustrata. Ed. Rigaltiana. II. 1641. Tertullianus redivivus auct. P. Georgio. Paristis. 1646 – 50. Tertulliani opera omnia, op. Caroli Moreau. Parisiis. 1658. Editio Pameliana-Rothomagensis. 1662. Ed. Pamelio-Rigaltiana Priorii. Lutet. 1664. Ed. Pamelio-Rigaltiana Priorii. II. 1675. Ed. Pamelio-Rigaltiana Priorii. III. 1695. Ed. Pameliana-Franeckerae. III. 1697 (y Migne не упомянуто). Ed. Veneta. I. 1701. Ed. Veneta. II. 1744. Ed. Halensis, recensuit Jo. Sal. Semler 1769–76. Ed. Veneta III. 1776. (у Migne не упомянуто). Ed. Wirceburgensis, -ed Oberthür. 1780–1781. Ed. Halensis. II. 1827–29. Tertulliani opera, ed. E F. Leopold. Lips. 1839–41. Cur. E G. Gersdorf. в Bibliotheca patr. eccles, latin. selecta, IV–VII. (не приведено у Migne). Editio Parisiensis, ed. Migne (Patrologiac: Cursus Completus. Tom I, II, III). Parisiis. 1843, переиздано 1878.

http://azbyka.ru/otechnik/Tertullian/ter...

133 «Евстафий лишен антиохийского престола, – на самом деле, как многие говорят, за то, что он одобрял никейскую веру и т.д, но предлог был тот» и пр. (Soz., op. cit, II, 19; по русск. изд. стр. 121). «Настоящею причиною (прибытия в Антиохию посторонних епископов) была война против благочестия» (Theodoret., loc.cit). «Евстафий... за свою гоячую ревность о благочестии (был) принужден жить в изгнании» (его же Посл. к монахам Евфратисии, loc. cit). «Евсевий, Марис и Феогнис ... Александра Александрийского низложили и отлучили за то, что он опять возвратился к единосущию, отлучили также и Евстафия Антиохийского , представив виною». (Philost, loc. cit.) «Поскольку же он (Евстафий) много ревновал по истине, ненавидел арианскую ересь и не принимал державшихся ее, то его оклеветали пред царем Константином; выдумав предлог, будто... (Athan. Hist. arian., loc.cit.) Евстафий »за веру был сослан в ссылку». (Hieron, Chron., по рус. изд. стр. 396). См. также разные места Златоустова похвального слова Евстафию. 134 «О том, что Евстафий был низложен, как обвиняемый... в савеллианстве, – пишет... епископ сирской Лаодикии Георгий». Но, de facto, Евстафий обвинен был, вероятно, по другим причинам» (I. 24, по цит. рус. пер. стр. 95–96. 138 «Предлог (к обвинению Евстафия) был тот, что будто бы он посрамил свое священство непристойными делами (loc. cit)» 139 Подробнее всего это грязная и оскорбительная для памяти Евстафия история изложена у Феодорита (op. cit., по русск. изд. стр. 85–6), к которому и отсылаем. Из новых на стороне Феодорита стоит арх. Филарет (loc. cit., стр. 24–25), Ceillier (loc. cit.), Schröck (op. cit., S. 378), Tillemont (p.p. 25–6), К. Смирнов (op. cit., стр. 161) 140 У Socr. loc. cit. Это воззрение разделяет арх. Филарет (op. cit., стр. 25); Kihn (Die Bedeutung der Antiochenischen Schule, Weissenburg, 1866, S. 52); проф. А.П. Лебедев (op. cit., стр. 59); Fessler-Jungmann (loc. cim.), который, впрочем, считает это не единственной мотивировкой (tum ob sabellianismum, tum ob alia erumina eidem objecta. deposuerunt); Du-pin (loc. cit.); К. Смирнов (loc. cim.); ср. также Gams " a, Ser Episc. Eccl Cath (Rastibonae, 1873), c. 364.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikanor_Kudrya...

Об особых духовных дарах епископа и полноте его церковной власти см.: Макаров Е. Е. «Египетский церковный чин» как древнее свидетельство… Hauler Е.Ор. cit. 1900. P. 39; Vööbus A. The Didascalia... P. 101. Hauler Е.Ор. cit. P. 40; Vööbus A. The Didascalia... P. 106. Hauler Е. Op. cit. P. 104–105. Ibid. Johnson M. E.Op. cit .P. 60. « χαρισμενος π το πνεματος το Μωσως π τος κλελεγμνους πνεμα γιον… (даровавший от Духа Моисея избранным Духа Святого…)» ( Johnson M. E. Op. cit. P. 60). «Sic in eremo per lxx virorum prudentium mentes Moysi spiritum propagasti… (Так в пустыне через благоразумие 70 мужей умный Дух Моисея преумножил…)» (Тне Gelasian Sacramentary/Ed. H. A. Wilson. Oxford, 1894. P. 23). См.: Metzger М. Op. cit. P. 146. Vööbus A. The Didascalia... P. 103. Эта тенденция хорошо заметна в переводе Канонов святых апостолов, греческий оригинал которых сохранился ( Hauler Е. Op. cit. P. 93–101). «Чтобы и пресвитеры, которые там у исповедников возносят жертву (ut presbyteri quoque qui illic apud confessors offerunt), делали это поодиночке и по очереди, каждый с одним диаконом» ( Киприан Карфагенский, свт. Письма//Творения. Ч. 1. Киев, 1879. С. 36; также см.: Cyprianus Carthaginiensis. Ep. 5. 2//Corpus scriptorum ecclesiasticorum Latinorum. Wien, 1868. Vol. 3. P. 479. Metzger M. Op. cit. P. 218. The Gelasian Sacramentary/Ed. H. A. Wilson. Oxford, 1894. P. 23–24. В эфиопской из Александрийского Синодоса версии после молитвы помещено указание, что народ должен сказать: «Аминь и аминь, и он (т. е. рукоположенный пресвитер) достоин этого», однако оно не поддерживается остальными версиями ( BradshawP. F., JohnsonM. E., PhillipsL. E.Op. cit. P. 56). Cм.:Ibid. P. 60. См.: Metzger М. Op cit. P. 218. Vööbus A. The Didascalia…P. 156. Coquin R-G. Op. cit. P. 355. Vööbus А. The Synodicon…P. 41. Otterbein A. The Diaconate According to the ‘Apostolic Tradition’ of Hippolytus and Derived Documents. Washington, 1945. P. 26;также см.: Bradshaw P. F., Johnson M. E., Phillips L. E.Op. cit. 64.

http://sedmitza.ru/lib/text/5122589/

633 Phrantzis Α. Op. cit. Loc. cit. Францзис, пелопоннесец, который писал о событиях своего времени и сам был членом Филики Этерии, является надежным источником. Когда Лик посетил Большой Метеорский монастырь в 1810г., игумен и два монаха были в янинской тюрьме за укрывание клефтов, что несколько неожиданно, от полиции Али–паши ( Leake W. Μ. Op. cit. Vol. IV. P. 542). 634 Botzaris N. Op. cit. P. 71–81; Protopsaltis E. G. Op. cit. Σ. 15–18. 635 Botzaris N. Op. cit. P. 83–100; Protopsalti Ε. G. Φιλικ Εταιρεα. Σ. 21 ff. Хороший очерк об обществе, написанный современником, приводится в кн.: Waddington D. Visit to Greece, 1823–1824. P. XVIXXX. Прото–псалтис (Op. cit. Σ. 245—255) воспроизводит конституцию общества и его клятвы. 636 Philemon J. Δοκμον Ιστορικν περ της " Ελληνικς " Επαναστσεως. Т. I. Σ. 157–158; Botzaris. Op. cit. P. 95–96; Kandiloros Τ. " Ιστορα το θνομρτυρος Γρηγορου το Ε " . Σ. 123–134. 637 До сих пор нет хорошего жизнеописания Каподистрии. О ранних годах его деятельности и его отношениях с обществом см.: Botzaris N. Op. cit. P. 75, 77, 86–87, 97–100. 638 До сих пор нет хорошего жизнеописания Каподистрии. О ранних годах его деятельности и его отношениях с обществом см.: Botzaris N. Op. cit. P. 75, 77, 86–87, 97–100. 639 См.: Jorga N. Izvoarele Contemporane asupra mi? cдrii lui Tudor Vladimiresku. Introduction, passim; Botzaris N. Op. cit. P. 143 ff. 640 Protopsaltis Ε. G. Op. cit. Σ. 70–84. Там же приводятся документы. 641 Самое лучшее описание того времени глазами человека, находящегося в Константинополе, следующее: Walsh R. Residence in Constantinople during the Greek and Turkish Revolutions. Vol. I. P. 299–333. События в княжествах представлены двумя румынскими писателями того времени: Darzeanu/. Cronica Revolutiei din 1821; Cioranu Μ. Revolutia lui Tudor Vladimirescu. Оба они опубликованы в кн.: Sorga N. Byzance apres Byzance. По вопросу восстания в Греции существует обширная литература. 642 Действия св. синода, патриарха и смерть Григория детально описаны в кн.: Walsh R. Op. cit. Vol. I. P. 311 ff. Он лично присутствовал при повешении патриарха. См. также: Kandiloros Т. Op. cit. Σ. 214 ff.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/2443...

894 Обследование причин антиникейской реакции не входит в нашу задачу, а потому отсылаем к прекраснейшему выяснению их, сделанному в своем груде проф. Спасским (стр. 241–61; в данном случае особенно важны стр. 243–50). 897 О соборной дате см. обстоятельное замечание у Cavallera (op. cit., р.р. 57–8). Кроме 330 г. указывают и другие даты собора: Ceillier (loc. cit.) и Schröck (op. cit., S. 377) – 331 г.; Pagius (цитуем по MPSG, t. 18. c. 609, сн. также рус. пер. Церк. Ист., Сократа, стр. 95, пр.) – 327 или начало 328 г.; Fabricius (loc. cit.) – приблизительно 328 г; иные –340; Treppner (loc. cit.) колеблется в выборе между 330 и 332 г.г. 898 Loc. cit. Филарет (loc. cit.) видит этот предлог в том, «чтобы оказать честь пастырю великой церкви» (очевидно Евстафию). Но это, явно, дело недоразумения. 901 «Среди них, по словам Феодорита (loc. cit.), не мало было и защитников апостольского учения». 903 «Евстафий лишен антиохийского престола, – на самом деле, как многие говорят, за то, что он одобрял никейскую веру и т. д., но предлог был тот» и пр. (Soz., op. cit., II, 19; по русск. изд. стр. 121). «Настоящею причиною (прибытия в Антиохию посторонних епископов) была война против благочестия» (Theodoret., loc. cit.). «Евстафий… за свою горячую ревность о благочестии (был) принужден жить в изгнании» (его же Посл. к монахам Евфратисии, loc. cit.). «Евсевий, Марис и Феогнис … Александра Александрийского низложили и отлучили за то, что он опять возвратился к единосущию, отлучили также и Евстафия Антиохийского , представив виною»… (Philost., loc. cit.) «Поскольку же он (Евстафий) много ревновал по истине, ненавидел арианскую ересь и не принимал державшихся её, то его оклеветали пред царем Константином; выдуман предлог, будто…» (Athan., Hist. arian., loc. cit.) Евстафий «за веру был сослан в ссылку». (Hieron., Chron., по рус. изд. стр. 396). См. также разные места Златоустова похвального слова Евстафию. 904 «О том, что Евстафий был низложен, как обвиняемый… в савеллианстве, – пишет… епископ сирской Лаодикии Георгий». Но, de facto, «Евстафий обвинен был, вероятно, по другим причинам» (I. 24, по цит. рус. пер. стр. 95–96).

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

соч. С. 359-360. [lx] ГАРФ, ф. 6991, оп. 1, д. 75, л. 175. [lxi] Республика Корея. С. 48; Kharin I. Op. cit. P. 38. [lxii] ГАРФ, ф. 6991, оп. 7, д. 101, л. 10. [lxiii] Священник Дионисий Поздняев. Указ. соч. С. 360. [lxiv] ГАРФ, ф. 6991, оп. 1, д. 75, л. 175. [lxv] Rutt R. Op. cit. P. 487; Архимандрит Августин (Никитин). Россия и Корея. Обзор церковных связей. С. 155. [lxvi] Kharin I. Op. cit. P. 20. [lxvii] Подлинники писем хранятся в Архиве автокефальной Американской Православной Церкви в Сайоссоте (Archives of the Orthodox Church of America). [lxviii] Священник Дионисий Поздняев. Указ. соч. С. 361 [lxix] ГАРФ, ф. 6991, оп. 7, д. 101, л. 16. [lxx] Там же, л. 17; Rutt R. Op. cit. P. 487. [lxxi] ГАРФ, ф. 6991, оп. 7, д. 101, л. 11, 18. [lxxii] Священник Дионисий Поздняев. Указ. соч. С. 361-362. [lxxiii] ГАРФ, ф. 6991, оп. 7, д. 101, л. 11, 18. [lxxiv] Священник Дионисий Поздняев. Указ. соч. С. 362. [lxxv] ГАРФ, ф. 6991, оп. 7, д. 101, л. 12; ЖМП. 1949. 8. С. 11. [lxxvi] Священник Дионисий Поздняев. Указ. соч. С. 362. [lxxvii] Известия. 1949. 21 июля; ЖМП. 1949. 8. С. 12. [lxxviii] ГАРФ, ф. 6991, оп. 7, д. 101, л. 39. [lxxix] Там же, л. 40. [lxxx] Chang A. " Land of the Morning Calm " , in " Zoe " , the Brotherhood of Theologians, ed., A Sign of God. Orthodoxy 1964. A Pan-Orthodox Symposium. Athens, 1964. P. 325. [lxxxi] ГАРФ, ф. 6991, оп. 7, д. 101. [lxxxii] Там же; Протодиакон Александр Киреев. Епархии и архиереи Русской Православной Церкви в 1943-2005 годах. М., 2005. С. 493-494. [lxxxiii] Ланьков А. Христианство в Корее//Проблемы Дальнего Востока. 1999. 2. С. 131; Rutt R. Op. cit. P. 488. [lxxxiv] Rutt R. Op. cit. P. 488-489; Chang A. Op. cit. P. 325-326. [lxxxv] Епископ Иоанн Сан-Францисский (Шаховской). Время веры. Нью-Йорк, 1954. С. 377. [lxxxvi] Там же. С. 378. [lxxxvii] Rutt R. Op. cit. P. 489-490. [lxxxviii] Архимандрит Августин (Никитин). Россия и Корея. Обзор церковных связей. С. 157-158; Rutt R. Op. cit. P. 490. [lxxxix] Kharin I. Op. cit. P. 21; Анисимов Л. Указ. соч. С. 59. [xc] Rutt R. Op. cit. P. 489. [xci] Архимандрит Августин (Никитин). Русская Православная Миссия в Корее. С. 143-144. [xcii] Там же. С. 144-145; Анисимов Л. Указ. соч. С. 59-60. [xciii] Ланьков А. Указ. соч. С. 131. [xciv] Комсомольская правда. 1990. 20 декабря. [xcv] Архимандрит Августин (Никитин). Россия и Корея. Обзор церковных связей. С. 161-162; Ланьков А. Указ. соч. С. 131. [xcvi] Архимандрит Августин (Никитин). Россия и Корея. Обзор церковных связей. С. 162-163. [xcvii] Заявление Службы коммуникации Отдела внешних церковных связей Московского Патриархата относительно православного храма в КНДР от 30 апреля 2007 г.//сайт http://orthodox.cn/news/20070430nkorea_ru.htm. скрыть способы оплаты Подпишитесь на рассылку Православие.Ru Рассылка выходит два раза в неделю: Мы в соцсетях Подпишитесь на нашу рассылку

http://pravoslavie.ru/37788.html

469 Собор в Оранже. Правило 26 (Hefele К. Op. cit. Bd. 22. S. 295; Sacrorum Conciliorum.../Ed. J. D. Mansi. Vol. VI. P. 440). 470 Benedictio poenitentiae, то есть благословение не только кающимся, но и решившимся изменить свой образ жизни и давшим обет (professio) и называвшимся conversi (Hefele К. Op. cit. Bd. 22. S. 653, 678, 684). 471 Собор в Эпаоне. Правило 21 (Hefele К. Op. cit. Bd. 22. S. 684; Sacrorum Conciliorum.../ed. J. D. Mansi. Vol. VIII. P. 561). 473 Собор в Оранже. Правило 166 (Hefele К. Op. cit. Bd. 22. S. 758; Sacrorum Conciliorum.../Ed. J. D. Mansi. Vol. VIII. P. 836). 475 VI Собор в Париже. Правило 45 (Hefele К. Op. cit. Bd. 4. S. 60). Сюда же следует отнести и приведенные выше декреты Псевдо-Сотера и правило так называемого IV Карфагенского Собора, если только верно мнение Дюшена (Duchesne L. Origines du Culte Chrétien. P., 1889. P. 377), что эти правила составлены в начале IV века в Южной Галлии, варелатской провинции. Это правило, признавая нужным служение диаконисс при крещении, не хочет назвать таких женщин диакониссами, а называет их лишь вдовами и посвященными девами. 476 Sacrorum Conciliorum.../Ed. J. D. Mansi. Vol. V. P. 869; Hefele K. Op. cit. Bd. 4. 357 этого правила не приводит. 483 Собор в Риме. Правило 2 (Hefele К. Op. cit. Bd. 3. S. 362); ср.: Правило 18 (Hefele К. Op. cit. Bd. 2. S. 80; Sacrorum Conciliorum.../Ed. J. D. Mansi. Vol. XII. P. 262). 487 PL. LXXVIII. 1005. Этот западный чин посвящения диаконисс весьма сходен с восточным и является, в сущности, объединением восточного чина посвящения диаконисс с западным чином посвящения дев. Как и в восточном чине, здесь епископ возлагает на шею диакониссы орарь, и оба конца этого ораря должны быть под туникой. В отличие от восточного чина, здесь диакониссе давались кольцо и цепь. Морэн нашел в Тулузе рукопись Liber Pontificalis, в которой был чин посвящения диакониссы также с возложением ораря (Morinus J. Commentarius de sacris Ecclesiae ordinationibus. Paris, 1655. T. 3. P. 148). Шефер упоминает о других списках посвящения диаконисс, сохранившихся в кодексе монастыря Энгельберта в Швейцарии, во многих ватиканских рукописях и в издании Gerbert’a (Monumenta veteris liturgiae Allemanicae/Ed. M. Gerbert. S. Bias, 1779. T. 2. P. 98), в котором говорится о принятии диакониссы в «sacrum ordinem», о «gratia consecrationis», «officium divinum» и т. п. (Schäfer К. Н. Die Kanonissen und Diakonissen. Erganzungen und Erlauterungen//Romische Quartalschrift. 1910. Bd. 24. S. 61).

http://azbyka.ru/otechnik/Sergej_Troicki...

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010