По особому зазвучала тема нарушения крестного целования в " Рукописании Магнуша " в начале XV века. Главная идея произведения состоит в том, что нельзя нарушать крестное целование, иначе клятвопреступника ждет тяжкая кара от Бога. Автор – русский, но пишет от имени шведского короля. В начале Рукописания автор призывает не нападать на Русь (если крест целовали), а в конце " приказывает " это своим детям и всей земле Шведской. Здесь важно отметить, что целование креста " действительно " не только при заключении договора между русскими православными князьями, но и при договорах с иноверцами (Рукописание 1981:58-61). Возможно, эту склонность к чинному богослужению Владимир унаследовал от матери гречанки, но скорее всего от деда – Ярослава Мудрого, который очень любил священников, особенно монахов. И еще одну деталь сообщает " Повесть временных лет " : " И бе Ярославъ любя церковныя уставы " (Повесть 1978:166). Позже будут ставить себе в заслугу хорошее знание службы и личное наблюдение за правильным уставным ходом богослужения цари Иван Васильевич Грозный и Алексей Михайлович Тишайший. Литература Библиотека 1999 – Библиотека литературы Древней Руси. Т. 1-7. С-Пб., 1997-1999. Болотцева 1980 – И.П.Болотцева. " Сказание о Мамевом побоище " на иконе " Сергий Радонежский с житием " XVII века. – Куликовская битва в литературе и искусстве. М., 1980. Брюсова 1984 – В.Г.Брюсова. Русская живопись 17 века. М., 1984. Былины 1986 – Былины. Л., 1986. Вознесенский 1899 – Житие и чудеса св. николая Чудотворца, архиепископа Мирликийскаго и слава его в России. Сост. А.Вознесенский и Ф.Гусев. С-Пб., 1899. Воинские 1949 – Воинские повести Древней Руси. М.-Л., 1949. Воинские 1985 – Воинские повести Древней Руси. Л., 1985 Житие 1981 – Житие Александра Невского. – ПЛДР, т. 3. М., 1981. Задонщина 1981 – Задонщина. – ПЛДР, т. 4. М., 1981. История 1908 – История русской литературы. Под ред. Е.В.Аничкова, А.К.Бороздина, Д.Н.Овсянико-Куликовского. Т.1, вып. III-IV, М., 1908. Исторические 1986 – Исторические песни. Баллады. М., 1986.

http://pravoslavie.ru/296.html

1168 Каменева, Гусева, 1976. Ил. 402, 403. С тих же досок сделаны иллюстрации в Тератургиме 1638 г., Афанасия Кальнофойского (на с. 54). 1170 Вариант в Анфологионе 1619 г. опирается на русско-византийскую традицию (см.: Каменева, Гусева, 1976, ил. 402; он повторяется и в двух других изданиях, 1620 и 1628 гг.). Еще один тип составляют четыре разновидности, где в основе – элементы барокко: Христос в мандорле с лучами, архитектурный фон разнообразный, на первом плане часто изображаются квадратные плиты пола, сходящиеся в перспективе (см.: Каменева, Гусева, 1976. Ил. 412, 434 и 434 а, 435, 520, 715, 795, 798:808). 1171 Ключ разумения, священником законным и свецким належачый, от недостойного иеромонаха Иоаникия Галятовского, ректора и игумена монастыря Братского Киевского. Киев, 1659. Вторая часть книги: Казания приданыя до книги Ключ разумения названой. Киев, 1660. Л. 141 об, –142. 1172 Небо новое, з новыми звездами сотвореное, то есть Преблагословенная Дева Мария Богородица з чудами своими. За старанием наименшаго слуги твоего недостоного иеромонаха Иоаникия Галятовского, ректора и игумена Брат(ского) Киевск(ого монастыря). Львов, типография Михаила Слиозки, 1665. Л. 107. 1175 Патерик Киево-Печерский... Киев, 1660. Тот же титульный лист повторен в издании 1678 г. См.: Украинские книги кирилловской печати XVI–XVIII вв. Каталог изданий, хранящихся в Г ос. библиотеке СССР им. В. И. Ленина. Вып. 2. Т. 1: Киевские издания 2-й половины XVII в./Сост. А. А. Гусева , Т. Н. Каменева, И. М. Полонская. М., 1981. 1674. Кат. 107 (1660 г.), 134 (1678 г.) (далее – Гусева, Каменева, Полонская, 1981). 1177 Полуустав, или правило истинного живота христианского. Киев, 1691 (см.: Запаско А. П., Icaeem Я. Д. Пам’ятки книжкового мистецтва. Каталог стародруюв, виданих на Ykpaihi Льbib, 1981. Кат. 667; Гусева, Каменева, Полонская, 1981. 1054, Кат. 156, ил. с. 117). 1178 Новый Завет, с Псалтирью. Киев, 1692 (см.: Гусева, Каменева, Полонская, 1981. 1054, Кат. 156, ил. с. 117). 1179 Свентицкая В. И. Народная украинская гравюра на меди//Федоровские чтения. 1980. М„ 1984, с. 113, 121 (примеч. 13).

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

1671 . Farrell J. P. Free choice in St. Maximus the Confessor. Oxford University. 1987. 244. Microfilm [Summary: DA 1989. 49. 2275А]. 1672 . Garrigues J. M. La personne composée du Christ d’après saint Maxime le Confesseur//RTHom 1974. 74:2. 181–204. 1673 . Garrigues J. M. L’énergie divine et la grâce chez Maxime le Confesseur//Istina. 1974. 19(3). 272–296. 1674 . Garrigues J. M. Maxime le Confesseur. La charité, avenir divin de l’homme. P. 1976. 208. [Библ. 27–32]. (Théologie historique. 38). Bacon//MSR 1976. 33. 208; Pifarré//StMon 1976. 18. 468; Crouzel//BLE 1977. 78. 302–304; Van Ommeslaeghe//AB 1977. 95. 438–440; Schultze//OCP 1977. 43. 460–462; Halleux A. de//RHE 1978. 73. 214; Martin//NRTh 1978. 100. 595; Nautin P.//RHR 1978. 194. 206. 1675 . Geanakoplos D. J. Some aspects of the influence of the Byzantine Maximus the Confessor on the theology of East and West//ChHist 1969. 38. 150–163. 1676 . Grdzelidze T. Liturgical space in the writings of Maximus the Confessor//StPatr 2001. 37. 499–504. 1677 . Grumel V. Maxime le Confesseur//DThC 1928. 10. 448–460. 1678 . Hauptmann P. Maximus Confessor//Gestalten der Kirchengeschichte. Alte Kirche. Stuttgart 1984. 2:2. 275–288. 1679 . Hausherr I. Philautie. De la tendresse pour soi à la charité selon Saint Maxime le Confesseur. Rome 1952. (OCA 137). Candal M.//OCP 1953. 19. 218–219. пер.: Bose 1999. 256. 1680 . Heinzer F. Gottes Sohn als Mensch. Die Struktur des Menschseins Christi bei Maximus Confessor. Fribourg en Suisse 1980. 214. (Paradosis. 26). Halleux A. de//RHE 1981. 76. 372–374; Halleux A. de//EThL 1981. 57. 372–373; Esbroeck M. van//OCP 1981. 47. 272–273; Uthemann//ThRev 1981. 77. 482–485; Meredith//JThS 1982. 33. 594–596; Durand de//RSPh 1983. 67. 629–631; Kannengiesser//BZ 1983. 76. 52–53; Höhn//Theologie und Philosophic. 1985. 60. 285–286. 1681 . Heinzer F. L’explication trinitaire de l’Économie chez Maxime le Confesseur//Maximus Confessor 4 .1694). 159–172. 1682 . Heinzer F. Anmerkungen zum Willensbegriff Maximus’ Confessors//FZPhTh 1981. 28. 372–392.

http://azbyka.ru/otechnik/molitva/isihaz...

Буданова 2000 – Буданова В. П. Варварский мир эпохи Великого переселения народов. М., 2000. Буланин 1981 – Буланин Д. «Окружное послание» Константинопольского патриарха Фотия в древнерусских летописях вв.//Старобългаристика. 1981. Т. 5. С. 35–54. Вальденберг 1945 – Вальденберг В. Философские взгляды Михаила Пселла //Византийский сборник. М.; Л., 1945. С. 249–255. Васильевский 1888 –       Васильевский В. Г.       Записи о поставлении русских епископов при митрополите Феогносте в Ватиканском греческом сборнике      //ЖМНП. 1888. Вып. 225. Февраль. С. 445–463. Васильевский 1909 – Васильевский В. Г. Два письма византийского императора Михаила Дуки VII к Всеволоду Ярославичу//Труды. СПб., 1909. Т. 2. Вып 1. С. 3–55. Васильевский 1909а – Васильевский В. Г. Русско-византийские отрывки. II: К истории 976–986 гг.      //Труды. СПб., 1909. Т. 2. Вып. 1. С. 56–124. Васильевский 1913 –       Васильевский В. Г. Труды. СПб., 1913. Т. 2. Васильевский 1930 – Васильевский В. Г. Из истории Византии в XII в.//Труды. М.; Л., 1930. Т. 4. Ващева 2006 – Ващева И. Ю. Евсевий Кесарийский и становление раннесредневекового историзма. СПб., 2006. ВВ – Византийский временник. ВДИ – Вестник древней истории. Веселовский 1889 – Веселовский А. Н. Видение Василия Нового о походе русских на Византию в 941 г.//ЖМНП. 1889. 26. Январь. С. 80–92. Веселовский 1890 – Веселовский А. Н. Разыскания в области русского духовного стиха//СОРЯС. 1890. Т. 46. С. 117–145. ВИ – Вопросы истории. Виноградов 2004 – Виноградов А. Ю. Деяния апостола Андрея. М., 2004. Виноградов 2005 – Виноградов А. Ю. Греческие предания о св. Апостоле Андрее. СПб., 2005. Т. 1. Гадло 1979 – Гадло А. В. Этническая история Северного Кавказа IV–X вв. Л., 1979. Геродот – Геродот. История. М., 1993. Гиндин 1981 – Гиндин Л. А. К хронологии и характеру славянизации Карпато- Балканского пространства (по лингво-филологическим данным)//Формирование раннефеодальных славянских народностей. М., 1981. Гиндин 1983 – Гиндин Л. А. К вопросу о хронологии начальных этапов славянской колонизации Балкан (по лингво-филологическим данным)//Балканско езикознание. София, 1983. Т. 26. 1.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

24 Глинские иноки: схимонах Марк, иеромонах Порфирий и монах Димитрий//Жизнеописания отечественных подвижников благочестия 18 и 19 веков. Март. М., 1907. С. 331–336. Иоанн (Маслов) , схиархимандрит. Иеромонах Порфирий//Глинский патерик. М., 1997. С. 301–303. 25 Сказание о жизни и подвигах блаженной памяти старца схиархимандрита Илиодора, подвизавшегося в Глинской пустыни (Собранное игуменом Иассоном). М., 1906. Иоанн (Маслов) , схиархимандрит. Схиархимандрит Илиодор//Глинский патерик. М., 1997. С. 322–355. 26 Глинский подвижник монах Петр//Жизнеописания отечественных подвижников благочестия 18 и 19 веков. Апрель. М., 1908. С. 175–199. Иоанн (Маслов) , схиархимандрит. Монах Петр//Глинский патерик. М., 1997. С. 494–507. 33 Иоанн (Маслов) , архимандрит, доцент. Святитель Тихон Задонский и его учение о спасении. Ч. I. Жизнеописание святителя Тихона и его литературное наследие. (Магистерская диссертация). Московская Духовная Академия. Кафедра патрологии. Загорск. Троице-Сергиева Лавра, 1981. 271 с, фотогр. Машинопись. Иоанн (Маслов) , архимандрит, доцент. Святитель Тихон Задонский и его учение о спасении. Ч. П. Учение святителя Тихона о спасении. (Магистерская диссертация). Московская Духовная Академия. Кафедра патрологии. Загорск. Троице-Сергиева Лавра, 1981. 430 с; С. 376 – 430; библиография: 654 назв. на рус. и иностр. яз. Машинопись. 39 Иоанн (Маслов) , схиархимандрит. Алфавитный указатель к творениям святителя Тихона. (Приложение к магистерской диссертации). Загорск. 1981. 376 с. Иоанн (Маслов) , схиархимандрит. Симфония по творениям святителя Тихона Задонского . (Приложение к магистерской диссертации). Загорск. 1981. Т. 1. Ад – высокоумие. 419 с. Т. 2. Геенна – любочестие. С. 420–1020. Т. 3. Масленица – пьянство. С. 1021 –1570. Т. 4. Работа – Сын Божий. С. 1571–2074. Т. 5. Таинства – ярость. С. 2075–2374. 41 Елевферий (Диденко), архимандрит, преподаватель Московской Духовной Семинарии. Магистерский диспут в Московской Духовной Академии//Журнал Московской Патриархии. 1983. 6. С. 20.

http://azbyka.ru/otechnik/antropologiya-...

Епископ Николай (Погребняк)  — с 1975 года работал в редакции ЖМП, с 1981 по 1990 год в должности заведующего справочно-библиографическим отделом. К.М. Комаров (1928-2010) — профессор МДА, ответственный секретарь ЖМП в 1986-1992 годах, где им было опубликовано более пятидесяти статей и заметок. Игумен Андроник (Трубачев; 1952-2021) — доцент МДА; в 1976-1990 годах работал редактором отделов ЖМП («Проповедь», «Богословский отдел»), редактором издания томов 2 и 3 «Настольной книги священнослужителя» (Месяцеслов); в 1978-1983 годах редактор, а в 1983-1990 годах руководитель издания «Минея. Сентябрь — август»; в 1990-1993 годах наместник Валаамского Спасо-Преображенского ставропигиального монастыря . А.С. Буевский (1920-2009) — ответственный секретарь ОВЦС, контрольный редактор ЖМП в 1954-2000 годах. Алла Георгиевна Чулюкина (род. в 1940) — зав. редакцией ЖМП в 1985-1994 годах. Протоиерей Николай Иванов (1904-1990) — преподаватель Саратовской духовной семинарии, литературный редактор ЖМП с 1956 года; опубликовал в журнале свыше восьми десятков материалов. В.А. Никитин (1947-2017) — в 1977-1992 годах редактор ЖМП (с 1991 года — заведующий отделом «Вера и знание»). Протоиерей Игорь Бондарев (1938-2018) — сотрудник Издательского отдела с 1981 года, зам. главного редактора в 1989-1994 годах. Митрополит Антоний (Мельников; 1924-1986) — председатель редколлегии «Богословских трудов» в 1967-1986 годах, под его руководством вышли сборники Митрополит Тихон (Емельянов) (1995-2000) Владыка Тихон родился в 1948 году в Воронеже. Отслужив в армии, в 1974 году поступил в Московскую духовную семинарию, в 1981 году закончил Московскую духовную академию, в 1984 году окончил аспирантуру при МДА. В 1976 году зачислен в штат Издательского отдела Московской Патриархии, в 1978 году назначен заведующим отделом «Церковная жизнь» редакции ЖМП, в 1983 году — первым заместителем главного редактора Издательского отдела. В 1981 году принял монашеский постриг и рукоположен во иеромонаха, в 1984 году возведен в сан архимандрита. В 1987 году назначен наместником Московского Данилова монастыря , который был возрожден к тысячелетию Крещения Руси и стал центром празднования юбилея.

http://patriarchia.ru/ua/db/text/5858836...

1957 г. — Московская духовная семинария. 1961 г. — Московская духовная академия (кандидат богословия). Научные труды, публикации: В память вечную будет праведник, от слуха зла не убоится. К 100-летию рождения и 20-летию кончины Святейшего Патриарха Пимена. Пастырское душепопечительство Филарета, митрополита Московского, по его письмам (кандидатское сочинение). Отношение Русской Православной Церкви к Западным инославным Церквам. ЖМП. 1963, 11. Окончание учебного года в духовных школах. ЖМП. 1965, 8. Речь при наречении во епископа Тихвинского. ЖМП. 1965, 12, с. 10-12. Пребывание в Москве делегации Константинопольской Церкви. ЖМП. 1966, 5, с. 12-17. Приветственное слово участникам заседаний Рабочего комитета ХМК за обедом 3 июля 1967 года. ЖМП. 1967, 8, с. 52-53. С визитом дружбы (О поездке на о. Кипр в 1968 г.). ЖМП. 1969, 1, с. 16-18. Церковно-богослужебное почитание святых братьев Кирилла и Мефодия в России. (Доклад, прочитанный 8 мая 1969 г. в Софийской дух. академии им. св. Климента Охридского). ЖМП. 1969, 6, с. 51-52; 7, с. 41-46. Московские духовные школы под руководством Святейшего Патриарха Алексия. ЖМП. 1970, 2, с. 17-22. Патриотический облик Святейшего Патриарха Алексия. ЖМП. 1971, 4, с. 66-69. О Филиокве (К дискуссии со Старокатолической Церковью). Доклад прочитан на заседании Межправославной богословской комиссии по диалогу со Старокатолической Церковью, проходившей в Бонне с 22 по 28 июня 1971 г. ЖМП. 1972, 1, с. 62-75. Слово при открытии 2-го богословского собеседования 12 декабря 1971 г. ЖМП. 1972, 2, с. 53-55. Слово на выпускном акте в Московских духовных школах 15 июня 1972 года. ЖМП. 1972, 7, с. 11-12. Богословская основа миротворческой деятельности Церкви. Богословские труды, 1971, сб. 7, с. 215-221. Речь на приеме по случаю 10-летия интронизации Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Пимена. ЖМП. 1981, 8, с. 9. Доклад на Международной межрелигиозной встрече в Москве 1 октября 1981 г. ЖМП. 1981, 12, с. 36-44. Речь на IV заседании Смешанной богословской комиссии по православно-католическому диалогу. ЖМП. 1981, 12, с. 55.

http://patriarchia.ru/en/db/text/5197897...

Мн. исследователи полагали, что К. Д. поощряли образование и лит. занятия, их деятельность способствовала появлению религ. сочинений на ирл. языке ( O " Dwyer. 1981. P. 15-16; ср.: Binchy D. A. Penitential Texts in Old Irish//The Irish Penitentials/Ed. L. Bieler. Dublin, 1975. P. 47-49). По мнению Флауэра, представители движения К. Д. были авторами религ. поэтических произведений, в к-рых выражали восхищение Божиим творением и мистические переживания. Героем стихотворений нередко выступает отшельник, живущий в уединенной келье на лоне природы: он читает, пишет, предается молитвенному созерцанию и размышлениям о Боге ( Flower. 1932; Hughes. 1966. P. 185-186; O " Dwyer. 1981. P. 184-191). Поскольку это плохо согласуется с реалиями, известными из сб. «Монастырь Таллахт» и других сочинений К. Д., Хьюз допускала, что изложение учения и практик К. Д. в этих произведениях принадлежит автору с «пуританским складом ума», к-рый подчеркнул «некоторые весьма непривлекательные аспекты учения своих наставников» ( Hughes. 1966. P. 174). В лит-ре высказывалось мнение об ошибочности подобных взглядов, т. к. ирл. религ. лирика скорее всего не имеет отношения ни к К. Д., ни к «настоящим» отшельникам (Ó Corr á in. 1989). Ламбкин вслед за Дж. Карни связывал с К. Д. поэмы на религ. темы Блатмака (2-я пол. VIII в.; изд.: The Poems of Blathmac, Son of Cú Brettan, together with the Irish Gospel of Thomas and a Poem on the Virgin Mary/Ed. J. Carney. Dublin, 1964, 1989r; см.: Lambkin. 1999). Гипотеза о влиянии К. Д. на распространение лит-ры на ирл. языке подверглась критике историков, указавших на недостаток данных ( Follett. 2006. P. 209-212). (Подробнее об источниках сведений по истории К. Д. см.: Haggart. 2003. P. 76-108; Follett. 2006. P. 100-170.) История К. Д. Важнейшими представителями К. Д. традиционно считаются св. Дублитир († 796), еп. Финнгласа (ныне Финглас, в черте г. Дублин; см.: O " Dwyer. 1981. P. 53-55); св. Маэл Руан († 792), основатель и епископ Тамлахты; его ученик Маэл Дитруб († 840), возглавлявший впосл. общину К. Д. в Тир-Да-Гласе (ныне Терригласс, графство Типперэри; см.: O " Dwyer. 1981. P. 39-40); Элар († 807), глава анахоретов пустыни Лох-Кре (ныне Монаинша, близ г. Роскрей, графство Типперэри; см.: Ibid. P. 55). Среди К. Д. в источниках упоминаются предшественник Дублитира еп. Каинкомрак († 791), Фер Да Крих († 747), аббат Дар-Иниса (близ совр. г. Йол, графство Корк), и Оэнгус, сын Оэнгобы, нередко именуемый Оэнгус Келе Де.

http://pravenc.ru/text/1684147.html

Schäfer 1980=Schäfer P. Engel und Menschen in der Hekhalot-Literatur. – Kairos 22, 1980, 201–225 [=Idem. Hekhalot-Studien. Tübingen, 1988 (Texte und Studien zum antiken Judentum 19), 250–276]. Schmid 1955=Schmid J. Studien zur Geschichte des griechischen Apokalypse-Textes. I. Der Apokaplypse-Kommentar des Andreas von Kaisareia. 1. Text. München, 1955 (Münchener theologische Studien. I. Historische Abteilung. 1. Ergänzungsband). Schmid 1956=Schmid J. Studien zur Geschichte des griechischen Apokalypse-Textes. I. Der Apokaplypse-Kommentar des Andreas von Kaisareia. 1a. Einleitung. Miinchen, 1956 (Münchener theologische Studien. I. Historische Abteilung. 1. Ergänzungsband). Schmitt 1992=Schmitt A. Die griechischen Danieltexte («θ» und ) und das Theodotionproblem. – Biblische Zeitschrift 36, 1992, 1–29. Schoedel 1993=Schoedel W.R. Papias. – ANRW ΙΙ.27.1, 235–270. Schoellgen 1985=Schoellgen G. Die Didache, ein frühes Zeugnis für Landgemeinden? – ZNTW 76, 1985, 140–143. Siegert 1981=Siegert F. Unbeachtete Papiaszitate bei armenischen Schriftstellern. – New Testament Studies 27, 1981, 605–614. Stommel 1953=Stommel E. Semeion ekpetaseos (Didache 16, 6). – Romische Quartalschrift 48, 1953, 21–42. Stone 1996=Stone M.E. Armenian Apocrypha relating to Adam and Eve. Edited with introductions, translations and commentary. Leiden, N.Y., Köln, 1996 (Studia in Veteris Testamenti Pseudepigrapha 14). Strack–Billerbeck 1926=Kommentar zum Neuen Testament aus Talmud und Midrasch von H.L. Strack und P.Billerbeck. Bd. 3. Die Briefe des Neuen Testaments und die Offenbarung Johannis. München, 1985s (19261). Stuckenbruck 1994=Stuckenbruck L.T. Angel Veneraition and Christology. A Study in Early Judaism and the Christology of the Apocalypse of John. Tübingen, 1994 (Wissenschaftliche Untersuchungen zum Neuen Testament, II/70). Stuiber 1981=Stuiber A. Die drei σημεα von Didache XVI. – JbAC 24, 1981, 42–44. Taylor 1994=Taylor R.A. The Peshitta of Daniel. Leiden, N.Y., Köln, 1994 (Monographs of the Peshitta Institute, Leiden; 7)

http://azbyka.ru/otechnik/Petr_Preobrazh...

В XIX - нач. XX в. мон-рю принадлежали 2 часовни в Торжке. Одна из них была выстроена над колодцем в обители (1811-1812) и к 60-м гг. XIX в. была упразднена (Там же. С. 46). Вторая, в центре Торжка, первоначально представляла собой «публичный колодец» ( Баталова, Касапенко. 1981. С. 28). Небольшое круглое периптериальное сооружение, перекрытое двойным куполом ( Будылина, Брайцева, Харламова. 1961. С. 135), было построено, по всей видимости, в 1-й пол. 80-х гг. XVIII в. по проекту архит. Н. А. Львова ( Баталова, Касапенко. 1981. С. 28). Основную часть ротонды окружала легкая колоннада из 12 колонн. Ротонда имела четкое размещение дверных и оконных проемов через один интерколумний от оси входов (Там же. С. 31). Оконные проемы были 3 размеров, не считая полуциркульных проемов барабана, и были перекрыты, как и дверные проемы, прямыми клинчатыми кирпичными перемычками. Стены за колоннами членились соответственно ритму колонн прямоугольными нишами. Стройность силуэта достигалась особенным построением двойного купола, при котором верхний свод с барабаном опирался не на стены ротонды, а непосредственно на нижний свод большого диаметра ( Будылина, Брайцева, Харламова. 1961. С 136). Завершали здание световой барабан и, вероятно, флюгер. Здание обладало определенным пропорциональным строем и тонким соотношением отдельных членений. Основной купольный свод ротонды, перекрывающий зал диаметром 6 м, имел в вершине 2-метровый проем, раскрывающийся в подкупольное пространство барабана диаметром 4 м. Через невидимые из зала проемы барабана свет падал на сферическую поверхность верхнего купола с иллюзорной росписью, изображавшей небо, и отражался в зале ( Баталова, Касапенко. 1981. С. 32). На нижнем куполе по контрасту с «небом» были написаны «материальные» элементы свода - кессоны, розетки, что подчеркивало воздушность живописи вверху. Вероятно, в 1803 г. здание «публичного колодца» было обращено в часовню (Там же. С. 28), освященную в честь Воздвижения Честного Креста Господня. В 1807 г. она была передана Н. Б. м., а в 1814 г. подверглась серьезной перестройке: колоннада, вероятно первоначально деревянная, была перестроена в кирпиче, стены помещения заново оштукатурены и покрыты тонким слоем розового стюка, пол и солея выложены изразцовой плиткой, живопись нижнего купола переписана (Там же. С. 27, 28, 31). В праздник Воздвижения Честного Креста Господня (14 сент.) к часовне совершался крестный ход. В 1888 г. на средства купца Е. В. Вавулина часовня расширена, в 1889 г. заново расписана, увеличен и вновь вызолочен иконостас ( Колосов. 1913. С. 70-71). В 1903-1906 гг. на средства Е. М. Грачёвой-Голузиной часовня была перестроена и обращена в церковь во имя святых Константина и Елены (закрыта в нояб. 1929): с сев. стороны ротонды в приделах галереи были устроены притвор и над ним звонница, с юга сделана пристройка для размещения алтаря, в подземной части ротонды устроен калорифер ( Баталова, Касапенко. 1981. С. 27; Краевед. альманах. 2004. С. 28). Библиотека

http://pravenc.ru/text/2577887.html

   001    002   003     004    005    006    007    008    009    010