1339 АИ. Lesley in. Praef. ad lit. Mozarab. § X, n. 157; Migne, Patrologiae cursus completus. Ser. lat. T. LXXXV, p. 50. 1343 Conf. lib. IX, с. 7, n. 15. О своих гимнах говорит сам св. Амвросий в Нехаетегоп, lib. III, с. 5, Epist. XXI contra Auxentium, c. 34 и др. О распространении этих гимнов по западным областям свидетельствуют: Геннадий, пресв. Марсельский (Hieron. de Script, eccl. с 94), Исидор Испалийский (De eccles. offic. Lib. 1, c. 6), Испанский Толедский собор IV (can. 13) и другие. 1345 De ritibus eccles. C. 22. To же говорят позднейшие писатели: Амаларий, сочинитель Микролога (около 1200 г.), Радульф и др. A.J. Binterim. Op. cit. Bd. IV, Th. III, с. I, § 2, c. 2, § 1. 1346 Le Brun. Op. cit., p. 161; Mabillon, Mus . Ital. T. I, p. 2, p. 95–99. На существование Лекционария Евангелий намекает сам св. Амвросий в Ер. 4. ad. Fel. Com. Episcopum. Еп. Филарет (Гумилевский) . Исторический обзор песнописцев или песнопений греческой церкви. 1860. С. 102. 1347 Le Brun (Op. cit., p. 156) говорит, что св. Амвросий, без сомнения, составил миссы на праздники мучеников Назария и Цельса, Гервасия и Протасия, Виталия и Агриколы, которых мощи при нем были открыты. См.. Paulin, vit. s Ambrosii. 1348 Cum missali Ambrosiano vetus Gallicanum quandam affimtatem habet, – гово­рит Мабильон в Lib. II, de lit. Gallic. Notae de legendis in init. Quadra, ges. (см.: Patrologiae cursus completus.edit. Migne. Ser. Lat. T. LXXII, p. 185). 1350 Несмотря на сходство с литургаею галликанскою, равно как и мосарабскою, Амвросиева имеет немало и отличий от них, например, в отсутствии молитв, называемых Praefationes в начале литургии, также молитв Post nomina и Ad pacem, в преподавании мира после молитвы Господней и др. 1351 Est et alius cursus, quern refert beatus Augustinus episcopus, quod (quern) beatus Ambrosius propter haereticorum ordinem dissimilem composuit, quern (quam) in Italia antea decantabatur. Patrologiae cursus completus Ser. lat. T. LXXII, p. 608. Origo cantuum et cursuum ecclesiasticorum ex codice vetustissimo. Edid. Spelman. Consil. Anglic. T. I.

http://azbyka.ru/otechnik/Pravoslavnoe_B...

123 Кирилл Иерусалимск. «Catech. V, n. 3. Curs. Complet. Patrolog. Ser. Grace. Tom. XXXIII, col. 457. Ср. Твор. Кирилла Иерусалимск. в русск. пер. M. 1855 г., 51–52. 124 Августин «De calechizandis rudibus», cap. III. n. 5. Cars. Complet. Patrolog. Ser. Latin. Tom. XL. col. 313. Ср. в русск. пер. Христ., чт. 1844 г., ч. III, стр. 9–10. 125 Кирилл Иерусалимск. «Praefal» n. 11, Curs. Complet. Patrolog. Ser. Graec. Tom. XXXIII, col. 352. Твор. Кирилла Иерусалимск. в русск. пер. M. 1855 т., стр. 13. 126 Кирилл Иерусалимск. «Praefal». n. 11; Curs.. Complet. Patrolog. Ser. Graec. Tom, XXXIII col. 352. Твор. Кирилла Иерусалимск. в русск. пер. М. 1855 г., стр. 13 – 14. 128 «Concil Agatensis», can. XIII. Символ должно преподавать публично просящим в храме, во всех церквах в один день, т.е. за 8 дней до воскресения Господа». «Symbolum ctiem placuit ab omnibus ecclesiis una die, id est, ante octo dies Dominicae resurrectionis publice in ecclesia competentibus trade». Curs. Complet. Patrolog, Ser. Latin prim. Tom. LXXXIV, col. 265. Bruns… «Canones Apostol. Et Concill., pars. II. Berol. 1839 г., pag. 149. 129 Isidor Hispaleus: «De eccles. officiis». Lib. 1, cap. XXVIII, 2. Hoc autem die (h. e. dies Palmorum) Symbolum competentibus traditur, propter continenten dominicae paschae solemnitatem»... Curs. Complet. Potrolog. Ser. Latin, Tom. LXXXIII, col 763. 130 «Concil Bracarcus. II (572 г.), can. I, «Placuit omnibus episcopis..., et modis omnibus praecipore, ut sicut antiqui cacones jubent, ante viginti dies haptismi... catechumeni symbolum, quod est, «Credo in Deum patrem omnipolentem», Specialiter docentur. Curs. Complet. Palrolog. Ser. Latin prim. Tom. LXXXIV. col. 571, «Bruns. Cann. Apostol., et Concil., pars. II, Berol 1830 г., pag. 39. 131 Видно из древнего римского чина оглашения. См. Martene. «De antiquis Eccles. rilibus». Lib. l, cap, 84. Art. XI, pag 84. 132 Августин. «Serm. LVIII». Cap. 1. Curs. Complet. Palrolog. Ser. Latin: Tom. XXXVIII, col. 393. 135 Иероним. «Lib, contra Ioan. Hicresolim»., cap. XXVIII. Curs. Complet. Palrolog. Ser, Latin. XXIII, 380.

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksandr_Alma...

Что это письмо появилось не задолго до разбойничьяго собо­ра, – опровергнуть этого не удастся никакой иезуитской изворотливости. Феодорит теперь не высказывает уже тех надежд на Диоскора, какие он заявлял в письме 60 (М. 83, col. 1232); разбирая клеветы некоторых лиц, очевидно, успевших в своих нечистых происках пред архиепископом Александрийским, он даже излагает свое исповедание веры. Ясно, насколько сильно обострились отношения Феодорита к Диоскору, чего не могло быть почти тотчас после смерти св. Кирилла. Но, потерпев неудачу в этом пункте, Гарнье думает обосноваться иначе, относя кончину Феодота Антиохийскаго к 427 году (Dissert. II, cap. V, § V, not. II ad epist. 83: M. 84, col. 279. Cnf. annot. Valesii ad cap. 40 (39) lib. V. Hist, eccles. Theodoret.: Migne, gr. ser. t. 82, col. 1595–1596). Причисляя сюда упомянутыя в письме даты предстоятельства Иоанна (13 лет ) и Домна (6 лет ), он получает 445 год. Это арифметическое упражнение не отличается особенною исправ­ностью, ибо исходный термин его взят совершенно произвольно; ссылка на историю Фео­дорита ничего не доказывает по тому одному, что там ведется простое преемство Антио­хийских владык без точной хронологии (Hist. eccles. Theodoret. V, 39 (40): Migne, gr. ser. t. 82, col. 1277. Ц. И., стр. 378–380). Совсем другой результат дает нам указанный в письме 25-й год епископства Феодорита во врема его обращения с просьбою к Евтрехию или Ному и апологии пред Диоскором (epist. 80.81.83: М. 83, col. 1257, р. 1138. 1261, р. 1140. 1268, р. 1146–1147). Мы заключаем отсюда, что такой период служе­ния Феодорита Киррской церкви истекал за год до составления посланий к Льву Рим­скому (epist. 113: М. 83, col. 1316, р. 1190) и пресвитеру Ренату (epist. 116: М. 83, col. 1324, р. 1197), т. е. в 448 году; а в таком случае письмо 83 должно было появиться не ранее этого времени, и епископ Феодот скончался приблизительно в 428–429 году. За всем тем остается неоспоримым, что по крайней мере epist. 80 и 81 написаны после Императорскаго указа о безвыездном пребывании Феодорита в Кирре.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Glubok...

10. Исаак I (390–440) 11. Иосиф I (441–452) 12. Мелите (452–457) 13. Моисей I (457–464) 14. Кют (465–474) 15. Христофор I (475–479) 16. Иоанн I Мандакуни (480–486) 17. Пабкен (487–491) 18. Самуил (492–501) 19. Муше (502–509) 20. Исаак II (510–515) 21. Христофор II (515–521) 22. Леонтий (521–523) 23. Нерсес II (524–532) 24. Иоанн II (533–550) 25. Моисей II (551–593) 26. Авраам I (594–616) 27. Комитас (617–624) 28. Христофор III (625–628) 29. Езрас (628–639) 30. Нерсес III (640–660) 31. Анастасий (661–666) 32. Израиль (667–676) 33. Исаак III (677–702) 34. Илия (703–717) 35. Иоанн IV (718–728) 36. Давид I (729–740) 37. Тиридат I (741–763) 38. Тиридат II (764–766) 39. Сион (767–774) 40. Исаия (775–787) 41. Стефан I (788–790) 42. Иоанн (790) 43. Соломон (791) 44. Георгий I (792–794) 45. Иосиф II (795–805) 46. Давид II (806–832) 47. Иоанн V (833–854) 48. Захарий I. 855–875) Oriens Christ. I, pag. 1340–1342. История первобытной хр. Церкви у Славян, Мацеевского, в русск. перев., стр. 133 и 134. Самую реку Аракс один историк (Шере-Феддин в истор. Тимур-Бека I, 391 и 392) называет Урус, Орус, а туземцы армяне зовут ее Эрасх. Это племя Рос, по замечанию Ассемани, могло получить свое имя от сирийского Rosc голова, вершина; потому что оно обитало на одной из горных вершин у Аракса (Calendar. Eccles. Slavic., I, 235, Rom.). Маяк 1843, том. XII, кн. 23. Материалы для Славянских древностей, стр. 12. Множество народных имен, сходных с именем нашей России или Руссии, приводит Морошкин в своих Историко-критич. исследован. о Руссах и Славянах, отд. II; также Бутков в Обороне летописи Несторовой, стр. 313. Как то: Бароний (Annal. Eccles. VII, pag. 722–723), Кулчинский (in Specim. Eccl. Ruthemicae), Бергий (Concil., edit. Paris 1644, tom. III, pag. 223) и другие. Calendaria Eccl. Slavicae, Assemani, I, pag. 234; Comment. Acad. Scient. Imper. Petropolitanae, VIII, pag. 392–393, Petrop. 1736. По известиям армянским. См. выше примеч. 254. По известиям писателей греческих; а грузинские не называют Нины пленницею, хотя в церковных песнях грузинских она называется сим именем.

http://sedmitza.ru/lib/text/435780/

Изданием этих слов почтенный о. архимандрит значительно прояснил для нас внутреннюю историю сколько интересного и важного, столько же и темного и запутанного богословского спора о смысле слов одной из молитв 1 в литургиях Василия Великого и Иоанна Златоуста : «Ты еси приносяй и приносимый....», – спора, не мало волновавшего константинопольскую церковь в пятидесятых годах XII-ro века. Доселе мы знали об этом споре по рассказам современных ему византийских историков: Никиты Хониата (по Боннскому изд. р. 275 t. I, по русскому перев., изданному при С.-Петербургской Д. Академии в 1860 г. т. I, стр. 272–274. Сн. также Tafel – Annae Commenae supplem. hist. eccles. graecorurn sec. XI. XII. Tubingae. 1832), и Иоанна Киннама (по Боннскому изд. p. 176, по русск. перев., изданному при С.-Петербургской Духовной Академи в 1859 г., стр. 193–195), по актам константинопольского собора 1156 г., на котором был решен этот спор (изд. Маи в X т. Spicilegium Romanum, р. 16–93. Romae. 1844), по трем коротеньким определениям, состоявшимся на этом соборе и помещаемым обыкновенно в Синодик первой недели великого поста, также в триоди в неделю православия (когда эти определения должны были, по воле собора, быть возглашаемы в слух всей церкви вместе с другими подобными же определениями, составленными на разных соборах прежнего времени и направленными против разных заблуждений, ересей и расколов, которым положено возглашать анафему в этот день), и наконец из диалога, составленного одним из главных участников этого спора Сотирихом Пантевгеном, нареченным патриархом антиохийским (диалог этот первоначально напечатан был Тафелем в цитованном выше Supplem. hist. eccles. graecor. Tubingae. 1832 p. 9–17 и потом А. Маи в виде интродукции к изданным им в X т. Spicil. Rom. актам константинопольского собора 1156 р. 1–15); но сведения, сообщаемые поименованными источниками слишком кратки и притом касаются почти исключительно одной внешней истории спора: диалог Сотириха передает взгляд на сущность спора только одной из споривших сторон, – именно осужденной собором 1156 г.; акты этого собора, равно как и его определения вместе с внешней историей спора, затрагивают и внутренюю, но ограничиваются только приведением мест из творений отцов церкви и богословов прежнего времени, положенных им в основание своих определений по предмету спора и почти не касаются его диалектической стороны.

http://azbyka.ru/otechnik/Ivan_Troickij/...

Иудейские и языческие свидетельства собраны в N. Lardner, 1764, new ed. by Kippis, Lond. 1838. III. Исторические труды 1. Труды древних историков Егезипп (обращенный в христианство иудей, середина II века): Υπομνματα των εκκλησιαστικν πρξεων (цитируется под заглавием πντε υπομνματα или πντε συγγρμματα). Эти наблюдения по истории церкви сохранились лишь частично (отрывки о мученичестве Иакова Иерусалимского, возникновении ересей и т.д.) в Eusebius Η. Eccl, собраны Grabe (Spicileg. II. 203–214), Routh (Reliqu. Sacrae, vol. I. 209–219), и Hilgenfeld («Zeitschrift für wissenschaftliche Theol.» 1876, pp. 179 sqq.). См. статью Weizsäcker в Herzog, 2 nd ed., V. 695; и Milligan in Smith & Wace, II. 875. Труд этот существовал не далее как в XVI веке и может еще быть найден; см. Hilgenfeld «Zeitschrift» 1880, p. 127. Автор был христианином с сильным иудейским уклоном, но не евионит, а ортодоксальный христианин. Евсевий (епископ Кесарии в Палестине с 315 г., умер в 340 г., «отец истории церкви», «Геродот христианства», близкий друг, советчик и панегирист Константина Великого ): Εκκλησιαστικ ιστορα, от воплощения Христа до поражения и смерти Лициния в 324 г. Основные издания: Stephens, Paris 1544 (ed. princeps); Valesius (с другими греческими историками церкви), Par. 1659; Reading, Cambr. 1720; Zimmermann, Francof. 1822; Burton, Oxon. 1838 and 1845 (2 vols.); Schwegler, Tub. 1852; Lämmer, Scaphus. 1862 (важный текст); F. Α. Heinichen, Lips. 1827, second ed. improved 1868- " 70, 3 vols, (самое полное и полезное издание из всех Scripta Historica Евсевия); G. Dindorf, Lips. 1871. Несколько переводов (на немецкий, французский и английский языки): Hanmer (Cambridge; 1683, etc.); С. F. Crusé (представитель американской епископальной церкви, London 1842, Phil. 1860 , включен в издание Bagster, Greek Eccles. Historians, London 1847, и в Bohn, Eccles. Library); лучший комментарий: А С. McGiffert («The Christian Lit. Сотр.», New York 1890). Другие исторические произведения Евсевия, в том числе его «Хроники», его «Жизнь Константина» и его «Палестинские мученики» можно найти в издании Heinichen, а также в издании его Opera omnia, Migne:, «Patrol. Graeca», Par. 1857, 5 vols. Лучшее издание его «Хроники» – Alfred Schöne, Berlin 1866 and 1875, 2 vols.

http://azbyka.ru/otechnik/konfessii/isto...

под 19 числ. июня и 21 августа) и Никифору Каллисту (Hist. lib. II, cap. 40), потому что этим только, по нашему мнению, можно устранить кажущиеся несообразности в древних свидетельствах об упомянутых апостолах. Так, 1) Евсевий и Дорофей ясно говорят, что в Едессе проповедовал Фаддей от семидесяти (Eusebii Hist. eccles. lib. I, cap. 13; Corp. Hist. Byz. tom. V, pag. 312); но тот же Дорофей (ibidem pag. 349) и многие другие свидетельствуют это и о другом Фаддее (Hippol. Port. in tom. III, Maxim. Bibl. Veter. Patr. pag. 265; Niceta Paphlag. ibidem in tom. XXVII, pag. 416; Oecumenius in praef. ad tom. I Operum); 2) одни говорят, что Фаддей приходил в Эдесс в царствование Авгаря; другие относят это ко времени второго уже преемника его Санатрука (см. во всех указан. местах и снес. Galani-Historia Armena eccles. et polit. cap. 1, pag. 1, 4 и 7. Coloniae 1686); 3) об одном Фаддее свидетельствуют, что он имел полный успех в Эдессе и отошел отсюда на новые подвиги в другие страны, о другом, что он, благовествуя в Армении, обрел себе крестную смерть в стране Араратской (в тех же местах и Четьи-Минеи). Должно присовокупить, что и сами армяне признают обоих Фаддеев своими апостолами. По свидетельству известного путешественника Рубруквиса, то место, где потерпели мучение апостолы Фаддей и Варфоломей и на котором в память сего существовала еще тогда церковь, находится неподалеку от города Нахиваня, или Нахичеваня, и следовательно, в пределах наших; а по словам другого очевидца, церковь, в коей погребен апостол Фаддей, лежала за рекою Араксом, к востоку, неподалеку от славной горы Арарата, следовательно, также в пределах наших, если только здесь разумеется другая еще церковь (Oriens Christ. I, pag. 1445). Ныне в Эчмиадзинском монастыре (в 20 верстах от Эривани) хранится только десница апостола Фаддея. Из царей армянских известны как гонители христиан сын Авгаря Анак и племянник Санатрук, из грузинских — царь Адерк. Доказательством же, что не совсем была искоренена святая вера в Грузии, может служить уже то, что отсюда во втором веке вышли уроженцы колхидские — Палм, бывший понтийским епископом, и сын его, известный еретик Маркион.

http://sedmitza.ru/lib/text/435780/

С. М. 76, col, 401. Дeяh. II , стр. 149) св. Кирилл замечает: «признаюсь, я сначала думал, что он (Феодорит) понимает смысл глав, а притворяется в незнании и этим угождает кому-нибудь. Те­перь я верно знаю, что он действительно не понимает этого». 352 Факунд объясняет нападки на св. Кирилла falsa suspicione quam de illo (Cyrillo) habuerunt (Orientales). См. Pro defensione trium capitulorum, lib. VI, cap. I (Migno, lat. ser. t. 67, col. 658). – Audiebant vel relegebant verba dicentis (Cyrilli) orientales Patres, neque animadvertehant ejus intentionem, secundum quam de verbis est judicandum (lib. VI, cap. 3: col. 667). Таким образом это есть ignorantia, qua quisque alter do sun proximo, tanquam homo de homini, suspicatur, а не impietas, qua de Deo male creditur (lib. VI cap. 4: col. 669). 353 Mansi, IV, 1109. 1112. Деян., I, стр. 479–482. Пятидесятница в 431 году была 7-го июня, а Пасха – 19-го апреля. 354 Epist. 112: Μ. 83, col. 1312, p. 1185. До нас, сохранилось только письмо Иоанна к Фирму Кесарие-Каппадокийскому (Synodicon, cap. IV: Μ. 84, col. 579–581). 355 См. послание «Восточных» к императору (Mansi, V, 1272. 1273. Migne, gr. ser. t. 83, col. 1441. Деян., I, стр. 659) и письмо Иоанна к св. Кириллу (Mansi, V, 1121. Migne, gr. ser. t. 77, col. 132. Деян., I, стр. 489–490). 356 По Евагрию (Hist. eccles., I, 3: Migne, gr. ser. t. 86. 2, col. 2428. Русский пере­вод. Спб. 1853. Стр. 13) и по Никифору Каллисту (Hist. eccles., XIV, 34: Migne, gr. ser. t. 146, col. 1169), Антиохия находилась в тридцати днях пути от Эфеса. 357 Synodicon, cap. VII ( Μ. 84, col. 590–593); под этим посланием Феодорит под­писался на 67-м месте. 358 Факунд пишет (Pro defens., VII, 2: Migne, lat. ser, t. 67, col. 685): hinc extitit totius causa discordii; hinc omnis tumultus sumpsit originem; hinc Orientales aliique Patres offensi, adversa jam mente crediderunt, quod beatus Cyrillus, male sibi conscius, judicium et inquisitionem dictorum Patrum effugerit, ut eorum non expectaret adventum. 361 На первом заседании conciliabuli комит Кандидиан говорил, что св.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Glubok...

(Ibid. Sigibertus Gemblacensis. De scrr. eccles. c.94, p. 104.) Ho несколько ранее у него можно читать, что какойто Ioannes Scotus, in exponendis divinis et humanis scripturis satis idoneus, fecit tractatus in Matthaeum, scripsit librum de officiis humanis et alia, quae ab aliis habentur. (Ibid. c.65, p. 100.) Тритений отождествил этого Иоанна (monachus ordinis S. Benedict!, Bedae discipulus, collega Albini – Alcuini, ок. 800 г.) с Иоанном Гонория и приписал ему, кроме In Evang. Matth, lib. Ill и De officiis hum. lib. I, еще De divis. nat. lib. I. (Fabncius. Bibi, eccles. Trithemius. De scrr. eccl. c.262, p. 71. Cf. Floss, §22, XXV.) Другой Иоанн, называемый Эригена (ок. 850), по нему, перевел Ierarchiam et libros Dionysii lib. IV, написал «super eisdem lib. IV et quaedam alia». (Ibid. с. 271, p. 73; несколько иначе в сочинении De viris illustr. ordinis S. Bcnedicti, II, c.27, III, c. 212. Floss, ibid.) Еще далее пошел Bale. Первому Иоанну (Ioannes Mailrosius, 792 в Тичино или в Павии), кроме указанных у Тритемия сочинений, он приписывает: De officiis divinis lib. I. De germanis juxta Irenicum lib. I. Commcntanos scripturarum lib. I. Homilias eruditas lib. I. (loan. Baleus. Ulustrium majoris Britanniae scriptorum summarium. 1548. f.57. Ap. Floss, §22, XXVI.) С Иоанном же Эригеною (t 884) он смешивает Иоанна Патриция Испанского (cf. Gale, ар. Floss, с. 99) и, кроме перевода Дионисия (858) и комментариев на него (In Ierarchiam lib. IV. In theologiam mysticam lib. I), приписывает ему перевод на халдейский, арабский и латинский языки Aristotelis moralia de sccretis secretorum seu recto regimine principum lib. IX и целый ряд других произведений: De immaculatis mysteriis I. De fide contra barbaros I. De corpore et sanguine Domini I. Pro instituendis nobilium filiis I. Paraphrasticos tomosl. Epistolas ad diversos I. Dogmata philosophorum I. Et adhuc alia. (Baleus, f. 64. Ap. Floss, XXVIXXVII). 250 De Eucharistia I. 2) Versiones Dionysii Areop. IV. 3) De praedest. 4) Versiones Mndmi de Ambig.

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksandr_Bril...

928 Иероним. Dialog. contra Lucifer, cap. VIII. «Nam et multa alia, quae per traditionem in Ecclesiis observantur, velut in lavacro ter caput mergitare, deindo egresses, laclis et mellis gustare concordiam». Curs. Compl. Palrolog. Ser. Lat. Tom. XXIII, pag. 164. Здесь, по мнению Свицера, «mergitare» стоит вместо « βαπτξειν» Svicer. «Thesaur. Eccles». Tom. I, Edit. .1746, pag. 622. 934 Апост. прав. 50. Ε τις πσκοπος πρεσβτερος μ τρα βαπτσματα μιας μνσεως λλ ν βπτισμα, τ ες τν θνατο το Κυρου διδμενον, καθαιρεσθω… Σνταγμα κανον. Ραλλ κα Ποτλη. Tom. II, Αθην . 1852, pag. 60; срав, в русск. пер. «Курс ц. законов» Иоанна . т .I, СПб. 1851, стр. 196. Soicerus (Thesaurus Eccles. Tom. 1, pag. 623) останавливаясь на этом правиле замечает: « βαπτισμα » v el « βαπτισμς» notat proprie immersionem, intinctionem. Hinc baptisma idem quod " καταδυσις » Can. Apostol. Ubi tres immersiones dicuntur «tria baptismata» unius mysterii sev initiationis». 935 В истории Флорентийского собора, писанной Сиропулом (sect. IX, cap; IX) грек, Григорий Протосникель, по поводу спора с Петром Калабрийским, замечает: βπτισμα значит погружение в воду и потом извлечение из нее (См. приб. к Твор. отц. ч. XIV. стр. 438, прим. I.). 940 Подробнее относительно этого см. у Смирнова " Происхожд. и литургич. характер таинств». Труд. Киевск. дух. Акад. 1874 г. т, IV. 941 Тертуллиан ... " De Coron milit». cap. III, ter mergitamur. quam Dominus in Evangelio delerminavit», Curs. Compl. Patrol., ser. Lat. Tom. II. col. 79. 942 Апост. прав. 49. « Σνταγμα κανων« . » Ραλλη κα Ποτλη » Tom. II, Αθην . 1852, pag. 66. Иоанн . " Опыт, курс. церкв, закон.» Том. I, Спб. 1851, стр. 196. 944 Феодорит. «Hamil. fabul.». Lib. IV, cap. III. Curs. Compl. Patrol. ser. Graec, Tom. LXXXIII, col. 420. 945 Пелагий . «Epist ad. Gaudent. ар. Gratian. distinet. IV, cap. LXXXII. Evangelicum vero praeceptum, ipso I. Christo tradente nos admonet in nomine Trinitatis, trina ctiam mersione sanctum baptisma unicuique tribuere, dicente Domino discipulis suis. Ite.. et caet. Curs. Compl. Patrol, ser. Lat. Tom, CLXXXVII, col. 1826 – 1827.

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksandr_Alma...

   001    002   003     004    005    006    007    008    009    010