Арсений, митр. Киевский. Сочинения, т. I, стр. 1–149. Филарет, митр. Московский. Сочинения, т. I, 140; т. II, 71, 188, 263; т. III, 20, 83; m. IV, 243, 297, 385. Филарет, арх. Черниговский. Слова и беседы (63 г.), ч. I, 60–75. Димитрий, арх. Херсонский. Полн. собр. поучений (90 г.), т. I, 139–157. Никанор , арх. Херсонский. Сочинения (90), т. II, 254–268; 279–313; 348–380. Сергий, арх. Владимирский. Годичный круг слов, (98 г.), стр. 3. Феофан, еп. Тамбовский. Слова на Господни, Богородичные. и торж. дни (83 г.), 148–153. Палладий, арх. Рязанский. Слова и речи (81 г.), 78. Николай, еп. Алеутский. Проповеди (97 г.), 146. Александр, еп. Можайский. Слова, речи и поучения (89 г.), стр. 49. Путятин Родион, прот. Поучения (93 г.), 63–77. Белоцветов А. Круг поучений, (94 г.), 21–36. Нордов В ., прот. Сеятель благочестия (91 г.), 4–15; 187–205; 436; 688. Дьяченко. Ежеднев. поучения в слове Божием (97 г.), 1–18. Романов И., прот. Полн. собр. поучений (88 г.), 113–116. Богородский Ф. Голос сельского пастыря (85 г.), 35–43. Долинский И., свящ. Краткие поучения (95 г.), 150–172. Скрябин А . Простонародные поучения (66 г.), 73–87. Красовский П . Поучения для простого народа (70 г.), 76–82. Светлый Христов Праздник Пасха. Сборн. статей. Изд. Ив. Преображенского. Спб. 1898 г. и нашел, что в храме продавали волов, овец и голубей, и сидели меновщики денег. И, сделав бич из веревок, выгнал из храма всех, также и овец и волов; и деньги у меновщиков рассыпал, а столы их опрокинул. Святой Григорий Нисский . открывшейся же ныне явлением Спасителя нашего Иисуса Христа, разрушившего смерть и явившего жизнь и нетление через благовестие. Но если и страдаете за правду, то вы блаженны; а страха их не бойтесь и не смущайтесь. Ибо знаю, что не живет во мне, то есть в плоти моей, доброе; потому что желание добра есть во мне, но чтобы сделать оное, того не нахожу. Доброго, которого хочу, не делаю, а злое, которого не хочу, делаю. Не о себе только каждый заботься, но каждый и о други так, как и я угождаю всем во всем, ища не своей пользы, но пользы многих, чтобы они спаслись.

http://azbyka.ru/propovedi/prakticheskay...

Арх.: ГАРФ. Ф. 6991. Оп. 7. Д. 69. Ист.: Высочайшие повеления//ЦВ. 1915. 23. С. 280; Постановления ВЦУ//Живая Церковь. М., 1922. 10. С. 19; Постановления ЕУ//Церковная заря. 1922. 3. С. 13; Состав Свящ. Синода Правосл. Российской Церкви//ВССПРЦ. 1925. 1. С. 6; Движения и перемещения по службе//Там же. 2. С. 4; Перемещения и назначения//Там же. 4. С. 6; Движения и перемещения по службе с 24 авг. 1926 г.//Там же. 1926. 12/13. С. 6-7; Протокол заседаний Всесоюзного Миссионерского Совещания 2-4 февр. 1927 г.//Там же. 1927. 3(16). С. 5-6; Список правосл. епископов, находящихся в ведении Свящ. Синода правосл. церквей в СССР//Вестн. Свящ. Синода Правосл. Церквей в СССР. 1931. 1-2 (50-51). С. 11-12; Награды по Синоду (с 1 янв. 1931 г.)//Там же. 3-4 (52-53). С. 15; Акт о воссоединении обновленческого еп. Корнилия (Попова)//ЖМП. 1943. 4. С. 10-11; Награждения ко дню Св. Пасхи 1946 г.//Там же. 1946. 5. С. 13; Назначения и перемещения архиереев//Там же. 1949. 3. С. 6; Акты свт. Тихона. С. 174, 906; Следственное дело патр. Тихона: Сб. док-тов. М., 2000. С. 348, 879; Письма Патриарха Алексия I в Совет по делам РПЦ при Совете народных комиссаров - Совете Министров СССР, 1945-1970 гг./Отв. сост.: Ю. Г. Орлова. М., 2009. Т. 1. С. 50, 52, 61, 62, 124, 210, 287-289, 417, 461, 501; 2010. Т. 2. С. 50. Лит.: К приезду преосв. Корнилия//Церковная заря. 1922. 2. С. 11; Собрание вологодского духовенства//Там же. 1923. 1. С. 8; Краткие сведения о епископах правосл. церкви, состоящих в ведении Свящ. Синода//ВССПРЦ. 1926. 12/13. С. 7-13; Дзичковский И., прот. Прощание с архипастырем//ЖМП. 1949. 1. С. 78-80; Цыганов В., прот. Памятный день 7 дек. 1948 г.//Там же. 2. С. 47; Тезоименитство архипастыря//Там же. 1959. 7. С. 14; Преосв. Корнилий, митр. Горьковский и Арзамасский//Там же. 1961. 5. С. 39-40; Флавиан (Дмитриюк), еп. Митр. Корнилий: [Некролог]//Там же. 1967. 1. С. 36-38; Мануил. Русские иерархи, 1893-1965. Т. 4. С. 142-144; Левитин, Шавров. Очерки смуты. С. 133-134, 279-280, 293, 411-412, 522, 638; Цыпин. История РЦ. С. 98, 319; Лавринов В. В., прот. Екатеринбургская епархия: События. Люди. Храмы. Екатеринбург, 2001. С. 43-44, 48, 50, 145; он же. Очерки истории обновленческого раскола на Урале (1922-1945). М., 2007. С. 28, 29, 60-63, 65, 68, 69, 75, 77, 84, 85, 87, 93, 168, 174, 231-232; «Обновленческий» раскол. С. 52, 218, 219, 256, 309, 318, 350, 418, 420, 441, 550, 576-578, 585, 587, 592, 593, 805-808; Святители земли Нижегородской/Авт.-сост.: игум. Тихон (Затёкин), О. В. Дёгтева. Н. Новг., 2003. С. 265-272, 529; Феодосий (Процюк), митр. Обособленческие движения в Правосл. Церкви на Украине (1917-1943). М., 2004. С. 254; Катаев А. М. Духовные школы РПЦ в 1943-1949 гг.//ВЦИ. 2006. 1. С. 176-190; Мякинин А. Е., прот. Положение Церкви в Горьковской епархии в 1950-х гг. (до начала хрущёвских гонений)//ВЦИ. 2010. 1/2(17/18). С. 232-262; Шкаровский М. В. РПЦ в XX в. М., 2010. С. 203, 205, 216.

http://pravenc.ru/text/2458705.html

Баталпашинск, 1910. 347. Ила рион, схимонах. На горах Кавказа. Беседа двух старцев пустынников о внутреннем единении с Господом наших сердец, чрез «молитву Иисус Христову», или духовная деятельность современных пустынножителей. Ч. I. Киев, 1912. 348. Ила рион, схимонах. На горах Кавказа. 4–е издание, исправленное. СПб., 1998. 349. Иль инская А. В. Тайна старца Феодосия. М., 1997. 350. Иль ф И., Петров Е. 12 стульев. Золотой теленок. М., 2000. 351. Имябожники и Церковь. — Новое время, 7.05.1914 13702). 352. Имябожцы у митр. Макария. —Утро России, 16.04.1914 87). 353. Имябожцы. — Голос Москвы, 1.12.1913 277). 354. Имябожцы. — Русские ведомости, 3.12.1913 278). 355. Имябожцы. Дело афонских монахов накануне ликвидации. — Раннее утро, 3.05.1914 101). 356. Имябожцы. Освобождение от суда о. Имеретия. — Раннее утро, 1914 357. Имяславие. Богословские материалы к догматическому спору об Имени Божием по документам имяславцев. СПб., 1914. 358. Имяславие. Выпуск 1. — Начала 1—4, 1995. 359. Имяславие. Выпуск 2. — Начала 1998. ЗбО. Имяславцы. — Русские ведомости, 14.08.1913 187). 361. Имяславцы. — Русские ведомости, 29.08.1913 199). 362. Ино к. Суд над афонцами. — Дым отечества, 8.05.1914 19). 363. Ино ки афонские. Сущность афонского спора (Письмо в редакцию). — Новое время, 14.05.1913 13 351). 364. Иноческий бунт. — Биржевые ведомости, 1.07.1913 13 625); 2.07.1913 365. Инструкция к суду и список монахов–имябожников. — Церковные ведомости 10, 1914. С. 70—74. 366. Иоа нн Дамаскин, преподобный. Точное изложение православной веры. С греческого перевел А. Бронзов. СПб., 1894. 367. Иоа нн Дамаскин, преподобный. Три защитительных слова против порицающих святые иконы или изображения. С греческого перевел А. Бронзов. СПб., 1893. 368. Ири ней (Середний), архимандрит. Профессор С. В. роицкий: его жизнь и труды в области канонического права. — Богословские труды 12. М., 1974. С. 217—274. 369. Исаак Сирин, преподобный. О божественных тайнах и о духовной жизни. Перевод с сирийского, предисловие и примечания иеромонаха Илариона (Алфеева).

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=866...

Было бы неверно, значит, по отношению ко всему воздействию абзаца, истолковывать стих 5:12 так, будто бы в нем подразумевается, что состояние человека прежде явления Христова всецело определялось его собственными личными грехами». 315 Cyril of Alexandria, In Rom.; PG 74:789в. 316 Theodore of Mopsuestia, In Rom.; PC 66:801в. 317 Theodoret of Cyrus, In Rom.; PC, 80; 1245л. 318 John Chrysostom, In Rom. hom. 10; PG 60:474–475. 319 Theophylact of Ohrida. Exp. in Rom.; PG 124:404c. 320 CM. J. Meyendorff, Gregory Palamas, p. 121–126. 321 См. Епифанович. Преподобный Максим Исповедник и Византийское богословие, с. 65, прим. 5. 322 Maximus the Confessor, Quaesf. ad Thai, PG 90:408ßC. 323 В Западной Церкви наряду с Никейским Символом Веры признаются и употребляются так называемые Апостольское Кредо и Кредо св. Афанасия. 324 Theodoret of Cyrus, Haeret. fabul. compendium, 5:18; PG 83:512. 325 Богородица (греч) 326 Gregori Palamas, Hom. in Present., 6–7; ed. Oikonomos (Athens, 1861), p. 126–127: trans, in EChurchQ 10 (1954–1955), No. 8, 381–382. 327 Там же, 2; p. 122. 328 Sophronius of Jerusalem, Oratio, II, 25; PG 87:3248A. 329 Andrew of Crete, Hom./in Nativ. B. Mariae; PG 97:812л. 330 Nicholas Cabasilas, Hom. in Dorm., 4; PG 19:498. 331 Gennadios Scholarios, Oeuvres completes de Georges Scholarios, edd. J. Petit and M. Jugie (Paris, 1928), II, 501. 332 John Chrysostom, Hom. 44 in Matt.; PG 57:464; Hom. 21 in In 2; PG 59:131. 333 Человеческое (лат.). 334 Из Стихиры на Господи воззвах, служба на Рождество Христову 335 24 декабря, вечерня; The Festal Menaion, trans. Mother Mary and K. Ware (London: Faber, 1969), p. 254. 336 25 декабря, утреня; там же, с. 269. 337 Святый и Великий Пяток, вечерня 338 6 августа, Преображение, вечерня; Festal Menaion, р. 476–477. 339 Константинопольский Собор 680 г.; Денц. 291. 340 «Человеческое», «божественное» (лат.). 341 Maximus the Confessor, Expos, oral, domin.; PG 90:877θ. 342 См. Ин. 9:1—38. 343 John of Damascus. De fide orth.. Ill, 15; PG 94:1057ßC. 344 Денцлер 222; Анафема 10 Собора 553 г. 345 По–славянски: «…распныйся же Христе Боже… , един Сын Святыя Троицы…». 346 Leontius of Jerusalem, Adv. Nest.. VIII, 9; PG 86:1768л. 347 Marcel Richard, «St. Athanase et la psychologie du Christ selon les Ariens», Mel Sei Rel 4 (1947), 54. 348

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=719...

- В издании Pitra (Juris eccles. graecorum hist. et mon. II,226) напечатано: Διδασκαλα μοναζουσν κα πιτιμα εκστου μαρτματος " Ιωννου πατριρχου Κωνσταντνουπλεως Νηστευτο, вместе с латинским переводом. 88. Μ. Ι. Γεδεν, Πατριαρχικο πνακες. I,267. - Pitra II,314. - Cave. 434. - Филарет, III,377. 89. Pitra, II,317-320. 90. Κεφλαια περ διαφρων ποθσεων (их десять). Pitra,II,320-327. 91. χ το Τυπικο. 87 правил. Там же, 327-336. 92. χ τν εκκλησιαστικν ατο συντξεων κα τν σν ατψγων πατρων. У Pitra (II,336-348) значится 140 правил, а вместе с правилами из типика Никифора 227 правил. 93. Эти последние озаглавливаются в Афинской Синтагме (IV,431 γ - 431 i): " Επιστολ το ν γοις πατρς μων Νικηφρου πατριρχου Κωνσταντινουπλεως το μολογητο. 94. Сравнительно с Афинской Синтагмой нет в Кормчей: 4; 8, 10, 12, 18, 18, 20, 23, 25, 30-34 и 38 правил. 95. М. Ι, Γεδεν, Πατριαρχικο πνακες, I,338. - Cave, 538. 96. В Аф. Синтагме заглавие этих вопросов и ответов следующее: " Ερωτσεις μοναχν τινν ξω τς πλεως " ασκουμνων, και αποκρσεις π " ατν γενμεναι παρ τς ν Κωνσταντινουπλει αγας συνδου, π τν μερν το γιωττου πατριρχου Νικολου, βασιλεοντος το οιδμου βασιλως κυρου " Αλεξου το Κομνηνο, εφ " ας κα ρμηνεαι ξεφωνθησαν παρ το πατριρχου " Αντιοχεας Θεοδρου το Βλσαμν. К имени этого патриарха прибавляется " γραμματικς " (IV,417). 97. " Главы церковные, и вопросы правильные, и ответы святаго собора, бывшего во дни преосвященного и вселенского патриарха Николы Константиня града, вопрошание и Иоанна мниха и молчалника, иже во Святей горе, и сущих с ним черноризец " . Это, по-видимому, перевод того, что указывает Cave (р.538): Κεφλια εκκλησιαστικ πνυ ναγκαα, κα ωφλημα κα πκρισιν ζητηθντα παρ το μονχο " Ιωννου το συχαστο το ν τψ γψ ρε, τψ μακαρω πατριρχη Κωνσταντινουπλεως κρψ Νικολψ. Если это так, как я полагаю, 70 в указываемых главах были повторены те ответы, которые содержатся в Пидалионе и Афинской Синтагме, так как в Кормчей вопросы 2, 3, 4, 6, 7, 9, 10, 12, 16, 17 и 20 соответствуют вполне упомянутым в этих двух сборниках.

http://lib.pravmir.ru/library/readbook/1...

в сентябрьские календы, т. е. в первых числах месяца, многие епископы Африки, Нумидии, Мавритании, в присутствии пресвитеров и диаконов, а равно и большой части народа». На листе 348, по сообщению того же Ценкера Биккелю, находится собор с письмами епископа Киприана к епископу Philus или Filus; под этим письмом Киприана к Filus, по замечанию Ренодота, следует разуметь послание Киприана и 66 других епископов к Фиду, в котором (послании) содержится определение одного Киприановского собора о крещении младенцев. В конце этого письма следует замечание сирского собирателя, которое относится ко всем упомянутым киприановским отрывкам и читается так: «здесь оканчивается собор К. в Африке, во дни св. Киприана епископа и мученика. Перевод с латинского языка на греческий» 29 . Мы привели эти замечания с той целью, чтобы нагляднее представить разность, какая существует в сем случае между сирским и греческим собранием правил. В последнем, как это можно видеть у Беверегия в его synodicon и у Ралли и Потли в их σγταγμα к канонам Карфагенского собора, бывшего при Киприане, отнесены: послание св. Киприана к Иовиану (οβινος) и протокол, раздельно содержащий мнения 84 епископов, заседавших с Киприаном. Греческие толкователи Зонара и Вальсамон, называя бывший при Киприане собор древнейшим (προγενστερα) всех соборов, не различают между собой приведенные акты, а считают их произведением одного и того же собора, держанного 84 епископами по поводу того, что οβινος вместе с другими епископами прислал к Киприану письмо, в котором спрашивал: «должно ли крестить как еретиков, так и раскольников, обращающихся и переходящих к кафолической церкви 30 . Вникнув в содержание, как настоящего послания, так и протокола мнений, необходимо признать в них памятники различного времени и различных соборов. В вышеприведенном перечне карфагенских соборов при Киприанемы видели, что по вопросу о крещении еретиков было три собора: первый в 254 году из 31 епископа по поводу письма нумидийских епископов во главе с Яннуарием, второй в 255 году из 71 епископа и третий в 256 году из 87 епископов.

http://azbyka.ru/otechnik/Timofej_Barsov...

Варваре («Олга же аки Варвара, на главе венец царской, в правой руке крест» (Там же. С. 123)). В ряде подлинников ее указано писать как вмц. Екатерину: «Подобием пишется аки Екатерина, но под венцем, плат бел» (ИРЛИ (ПД). Бобк. 4. Л. 131, посл. четв. XVII в.); «Аки Екатерина под венцом плат бел» (РГБ ОР. Ф. 299. 125. Л. 214, кон. XVIII в. (до 1796)). В сводном подлиннике XVIII в. Г. Д. Филимонова есть указание на возраст О.: «Подобием стара лицем, морщиновата и бела, на главе венец царский и платок, ризы на ней как у княгинь первых Российских, носивших платье княжеское, в руках свиток» ( Филимонов. Иконописный подлинник. С. 389). В пособии для иконописцев (1910) акад. В. Д. Фартусов дает пространное описание внешности и одежд святой: «…стройна и необыкновенно красива лицом; скончалась старицей 87 лет; одежды: дорогая вышитая панева, душегрейка и такая же украшенная свита (верхняя одежда.- Авт.), волосы в повязке, на голове венец в форме кокошника, в руках крест с подписью: «Обновися Русская земля к Богу святым крещением», что является цитатой из Жития О. («Честныи же животворящии крест Христов, его же святая Ольга принесе из Царяграда в Киев, последи ея поставлен бысть во святеи Софии во олтари на деснои стране, имея писмена сице: «Обновися Руская земля к Богу святым крещением, его же приа благоверная великая княгиня Ольга»»,- Степенная книга. 2007. С. 167-168). Автор пособия также предлагает 3 варианта текста для свитка О., среди них, в частности, «благословение ей патриарха: «Благословенна ты в женах Российских, яко оставила еси тьму, и взыскала еси свет истинный, многобожие идольское возненавидела еси, Единаго же истиннаго Бога возлюбила еси: смерти вечныя избежала еси, живот же безсмертный тебе обручила еси, отселе блажити тя начнут вси Российския сыны»» ( Фартусов. Руководство к писанию икон. С. 348-349). В сохранившихся памятниках XVI - нач. XVIII в. при изображении одежд О. иконописцы ориентировались на одеяния визант. императриц: туника (платье) с длинными рукавами, поверх нее - далматика, лор, конец к-рого перекинут через руку, и имп.

http://pravenc.ru/text/2578361.html

Взыщет Господь овец своих от рук ваших!». 56 Итак, в конце XIX-haчaлe XX столетий внешнее состояние Русской Православной Церкви казалось процветающим и непоколебимым. По данным первой всеобщей переписи населения 1897 года численность Православных составляла 87,3 миллиона человеке или 69,5% населения Империи. Православная Церковь являлась в России приоритетной и объединяла верующих всех сословий и состояний многих национальностей. Число Православных увеличивалось с каждым годом как за счет естественного прироста, так и в результате миссионерской деятельности по обращению иноверцев, особенно на окраинах Государства. В 1905 году в России действовало 48.375 Православных храмов. Численность белого духовенства (включая нижний клир) составляла 103.437 человек. В том же году в России насчитывалось 267 мужских Православных монастырей и пустынь, 208 женских монастырей и общин. Численность черного духовенства составляла 20.199 человек. В системе ведомства православного исповедания действовали четыре Духовных Академии (Петербургская, Московская, Киевская и Казанская), 57 семинарий, насчитывавших 19.348 учащихся, 184 мужских духовных училища. 57 Кроме того, ведомство Синода располагало сетью массовых начальных народных школ, куда входили школы грамоты, церковно-приходские и учительские школы. Русская Православная Церковь имела собственные периодические издания: официальный орган Синода еженедельник «Церковные ведомости», местный «епархиальные ведомости» в каждой из 66 епархий, другие газеты и журналы. Массовыми тиражами выходила разнообразная Православная литература. Однако внешнее благополучие напоминало затишье переде бурей. Действительное положение Церкви было принципиально иным, чем во времена «Святой Руси». Реформы патриарха Никона внесли в религиозное сознание Русского народа грандиозный раскол, мало с чем сравнимый по своим масштабам. На протяжении XVII-XIX столетий Россия постепенно утрачивала черты «Святой Руси», свойственные ей в средневековье. Главенство Церкви над мирской властью закончилось единовластным упразднением Патриаршества и учреждением Синода, которое произвел император Петр I.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

История распространения текста «Луга духовного» тесно связана с Apophthegmata Patrum (BHG, N 1433-1450z3; ИАБ, 4. 206-314). В разных рукописях главы Apophthegmata Patrum встречаются в тексте «Луга духовного» (напр., главы 52, 115, 217; ср. о «Великом Лимонарии» в ст. Apophthegmata Patrum ). Несколько эпизодов «Луга духовного» цитируются историком IX в. Георгием Амартолом ( Georg. Mon. Chron. S. 616-617, 697), представителем т. н. школы монашеской хроники ( Hunger. Literatur. 1978. Bd. 1. S. 348). Наиболее широко повествования «Луга духовного» были использованы в средневек. греч. духовной антологии «Эвергетин» (XI в.), к-рая сохранилась более чем в 50 рукописях ( Richard. 1964. Col. 502-503) и издана свт. Макарием Нотарой и прп. Никодимом Святогорцем в 1783 г. Из «Луга духовного» в «Эвергетин» включены главы 13, 17, 20, 34, 100, 152 (части 4, 6 и 8), 204, 210, 211, 217, 219 ( Bousset . 1923. P. 172-182). Соч.: [«Луг духовный», то же «Лимонарий», то же «Новый рай»] Bibliotheca Veterum Patrum. P., 1624. T. 2/Ed. F. Ducaeus. P. 1055-1162 [неполн. изд.]; Cotelerius J.-B. Ecclesiae Graecae Monumenta. P., 1681. T. 2. P. 341-456 [изд. оставшихся глав]; оба издания совмещены в PG. 87. Col. 2851-3112; Nau F., ed. Vies et récits d " anachorètes (VI-VII siècles). 1. Analyse du ms. grec de Paris 1596//ROC. 1902. Vol. 7. P. 606-617; 1903. Vol. 8. P. 91-100; Nissen Th. Unbekannte Erzählungen aus dem Pratum Spirituale//BZ. 1938. Bd. 38. S. 351-376; Mioni E. Il Pratum Spirituale di Giovanni Mosco//OCP. 1951. Vol. 17. P. 61-94 [публ. неизд. глав «Луга духовного» из разных рукописей]; лат. пер.: Johannes Monachus. Liber de Miraculis/Bearb. M. Huber. Hdlb., 1913 [пер. 20 глав из «Луга духовного» XI в.]; Pratum spirituale//PL. 74. Col. 121-240 [пер. А. Траверсари 1423 г.]; рус. пер.: Луг духовный/Пер. с греч.: архиеп. Филарет (Гумилевский). М., 1848, 1850р, 1853р, 1871р; то же/Пер. с греч., примеч.: свящ. М. И. Хитров. Серг. П., 1896, 19152; Jord., 1967r; М., 2009р; др. пер. см.: ИАБ, 4. 1493-1497.

http://pravenc.ru/text/471388.html

к гл. 87, с. 269. 206 Голубинский Е.Е. История русской церкви, т. 1, вторая половина, с. 346 «Андрей юродивый родом был Скиф (в Славянском переводе Словеник)», – говорит Срезневский в «Сборнике отделения русского языка и словесности» (с. 156); так о славянском происхождении юродивого говорится в Великих Минеи Четии митрополита Макария (с. 80), Прологе, Чет.-Мин. святого Димитрия Ростовского и отсюда, нужно полагать, во многих «русских житиях» сего святого. Е.Е. Голубинский в своей церковной истории пишет: «Новые исследователи обыкновенно думают, что святой Андрей был принимаем предками нашими за славянина, за которого принимают его они сами, но единственные слова в житии (в Acta sanctorum Балландистов, т. VI., 28 мая) о народности Андрея: «Был родом скиф, – ην τω γνει Σκθης и в настоящее время вовсе не дают прямого основания считать его за славянина», т. 1, вторая половина тома, с. 348. 209 Однажды, когда беседовал блаженный с учеником своим Епифанием, диавол пришел и стал шить сеть Епифанию. Святый сказал демону: «Отъиди отсюду нечистая неприязнь», а демон отвечал: «яков же еси ты неприязнь и нестяг, такого иного несть по всему Цареграду», и начал хвалиться своими кознями. Но святый дунул на него и демон исчез. См.: Пролог, 6 октября. 210 Влахернами в Константинополе называлась местность, составляющая его северо-западный угол, прилежащий к Золотому рогу или заливу. Императрица Пульхерия, сестра Феодосия Младшего и супруга Маркиана ( 453), построила здесь церковь Божией Матери, получившую от места название Влахернской. Император Лев Великий пристроил к церкви придел и в нем положил (в 469 г.) обретенную во Иерусалиме и принесенную в Константинополь нешвенную ризу Богоматери, для которой устроил из золота и серебра великолепный ковчег, называвшийся святым гробом – γιoς oωρoς. В сем видении под святым гробом разумеется придел сего святого гроба. Всенощное бдение в честь Божией Матери совершалось в нем под каждую субботу. См.: Голубинский Е.Е. Церковная история, вторая половина т. 1, примеч. стр. 347.

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

   001    002    003    004    005    006    007   008     009    010