916 л. 91–92. См. старопечатный сборник 1642 г. 230–231. В подлиннике послания, изданном Савелием, процитованного здесь места не находится. 917 л. 87–90. Подлинник творений Никона, писателя XI в., до сих пор не издан, исключая самой незначигельной части их, изданной Минеем. Pamrol. curs. complem. ser. graec. tom, CXXVII. Подлинник сочинений Никона находится в рукописях и только описан Кардиналом Маем. Записки Импер. Акад. Наук. т. XX. 149–156. том XXI. 193–198. Сведения и заметки о малоизвестных и о неизвестных памятниках. С. П.-Б. 1876 г. т. 2. Две статьи Срезневского о пандектах Никона Черногорца. Сочинения Никона были в большом распространении в древней Руси. Горский и Невоструев. Описание рукоп. Моск. Син.биб. отд. II. кн. 3. На слав. языке сочинения Никона (его пандекты) издавались несколько раз, именно в 1670 г. изд. Густина Прилуцкого монастыря и в 1795 года изд. Почаевской Лавры. Последнее издание есть простая перепечатка первого. 918 л. 73–74. Полное заглавие слова такое: «Послание к некоему иноку впадшу в отчаяние о Павликанстей ереси». С таким именно названием оно встречается и в других рукописях (Рукоп. Моск. Син. библиот. (не разборчиво), л. 1–68 и (не разборчиво), л. 1–109. Горский. Описан. Рук. Син. биб. II, 2, 648–652. Имя автора указывает на епископа Емесского, но ни у Фабриция, ни у Миня не издано ни одного сочинения с именем Василия Емесского или Амасийского. Василий Амассийский называется также автором жития св. Феодора Едесского. Рук. Соф. 1398 л. 242. 919 л. 74. «Криницею» называлась в то время хроника Георгия Амартола. В подлиннике сочинений Георгия Амартола, действительно, есть краткая характеристика учения Павликиан. Migne, Patrolog. curs. complet. ser. graec. tom. CX. Georgius monachus cognomento Hamartolus, Chronicon, lib. IV, p. 933–934. 925 Рассужд. Вассиана о неприличии монастырям владеть вотчинами. Чтен. в Общ. Ист. и древн. Рос. 1859 г., кн. III. отд. III, 13. 926 Рукоп. Имп. Пуб. биб., Q. I, 225. Из собр. гр. Толстого, отд. II, 402, л. 442–443. Послание издано в Правосл. Соб. 1863 г., ч. I, 337–348.

http://azbyka.ru/otechnik/Vasilij_Zhmaki...

925 Например, ЗЛАТ в списках Ethnike bibl. 750, 771, 780, 754 (Trempelas. P. 8384); греческая ВАС (Ibid. P. 169); славянская ВАС (Орлов. С. 141) и русская реформа 1666 г. (Деяния. Л. 53r). 927 Ethnike bibl. 749: 2. 3, 7, 1; 757: 2. 5, 1; 779: 1, 2, 5; 751: 1, 5, 6 ; 776: 1, 5, 6; 668: 3, 4, 1 (Trempelas. P. 8384); Iviron 878: 1, 2, 3; Sabas 382 (ВАС): 7, 1. 929 Симеон Солунский объясняет упадок чина Великой Церкви захватом Константинополя латинянами и тем, что данный чин требовал большого количества певцов (De sacra precatione 301, 347//PG 155, 553, 625). Палестинский чин появился в Константинополе вскоре после победы над иконоборчеством и был представлен только службами суточного круга (Mateos J. Typicon. I. P. xii). 930 Papadopoulos-Kerameus. II. P. 161162. В византийских монашеских богослужениях «Благообразный Иосиф» впервые появился как аполитикий повечерия Великой Пятницы и тропарь утрени Великой Субботы до появления чина погребения Тела Христова. (Ср. Arranz M. Typicon du S.-Sauveur (AD 1131). P. 242. 932 Pentecostarion. Rome, 1883. P. 87. «Егда снисшел» также находится в утрени Великой субботы по списку Stavrou 43 (1122 г.), у Пападопуло-Керамевса (Papadopoulos-Kerameus. II. P. 162) и в Пасхальной утрени и вечерни (Ibid. P. 190, 205). 933 Pentecostarion. Rome, 1883. P. 17, 447. Ср. Arranz M. Typicon du S.-Sauveur. Index hymnographique. P. 348, на месте «С высоты снисшел» в более древней традиции. 937 Например, Esphigmenou 120 (1602 г.) Дмитриевский А. А. II. С. 959. Ср. также Trempelas. P. 83. 938 HE 41/Borgia. P. 32. Находится: Ambros. 276 (XIII в.) ЗЛАТ, ff. 18v и 19v (т. е. дважды на полях f. 18v, когда дары поставляются и снова на f. 19v после диалога) и ПРЕЖД. f. 45r; Ambros. 167 (XIV в., CHR. f. 19v. Обе эти рукописи содержат сходные обряды и формулы на входе («Благословите, святые»; «Благословен грядый»; lavabo после входа и т. д.) Третья рукопись Grottaferrata Γβ XVIII (XIV в.) продолжает пассаж Германа «σφραγσθη λθος» (f. 17r). 939 Ср. диатаксисы Филофея (Trempelas. P. 10), Гемиста (Дмитриевский А. А. II. С. 311), Vatican 573, Петербург 423Sabas 305 ( Красносельцев Н. Ф. Материалы. С. 8990, 108), Paris Gr. 2509 (Goar. P. 81), Munich Gr. 540 (f. 26r); евхологии British Museum Harl. 5561, Ambros. 84, Sinai 2017, 1919, 2045, 2046; Sabas 382; Vatican 1213 ( Красносельцев Н. Ф. Сведения. C. 134), Sinai Slav. 14 и т. д.

http://azbyka.ru/otechnik/Pravoslavnoe_B...

N 349 sup. (1-я часть), N 351 sup. (2-я часть), N 350 sup. (3-я часть), N 348 sup. (все 3 части с параллельным араб. текстом)), судя по к-рому араб. версия очень близка к греч. оригиналу схолий рукописи Vat. gr. 754 и содержит ряд дополнительных фрагментов. Эфиопская традиция Известные К., переведенные на классический эфиоп. язык (геэз), имеют в основе араб. оригинал и практически не содержат оригинальных эфиоп. толкований. Катена на Евангелие от Матфея из кодекса Lond. Brit. Lib. Add. 16220. Fol. 9-46, XVII в., именуется в заглавии «комментарием на св. Евангелие» (      ), составленным из сочинений мн. учителей Церкви; представляет собой адаптированный перевод копто-араб. катены на Евангелие от Матфея, содержит толкования святителей Иоанна Златоуста, Кирилла Александрийского, Григория Чудотворца, Григория Богослова, Григория Нисского, Василия Великого, Афанасия Александрийского, Епифания Кипрского, сщмч. Климента Римского, прп. Симеона Столпника, Севира Антиохийского, а также авторов, не упоминающихся в копто-араб. катене: Вениамина I, монофизитского патриарха Александрийского (622-661), Литоса (   litos, Ипполит (?)), Авсония (Евсевия (?)) и Иуста. Фрагментарная катена на Евангелие от Матфея кодекса Lond. Brit. Lib. Add. 16248. Fol. 1-232, XVII в., является переводом одной из редакций копто-араб. катены. Помимо толкований свт. Иоанна Златоуста, свт. Кирилла Александрийского и Севира Антиохийского эфиоп. версия содержит отрывки сочинений яковитских авторов: Филоксена Маббугского и Иакова Саругского. Толкования простираются до Мф 5. 23 (Catalogus codicum manuscriptorum orientalium. 1847. P. 11). Упоминаемая М. Герардом эфиоп. катена на Книгу Песни Песней Соломона (CPG. C. 87) представляет собой оригинальный комментарий, составленный в жанре схолий, и не имеет признаков катены (изд.: Euringer. 1936). Также не следует относить к К. традиц. библейские комментарии на амхарском языке, написанные в жанре андемта (    , от амхарского     - «или»). Эти комментарии имеют вид кратких примечаний, приводящих альтернативные мнения относительно значения того или иного слова или выражения, а иногда изъяснение аллегорического или типологического смысла.

http://pravenc.ru/text/1681377.html

„Если хочешь быть в почтении у женщин, пишет он еп. Павладию, хотя это всего не свойственнее духовному мужу (μλιστα μεν νοειον τοτο νδρς πνευματιο), пусть не будет у тебя никакого общения с женщинами“... Migne P. G. LXXVIII, 713; р. п. II, 63). Таково употребление термина в письменности, предшествующей Анастасию Синаиту . Нам кажется, можно сделать вывод, что в собственном смысле духовным мужем тогда назывался именно человек, получивший чрезвычайные дары Св. Духа, а не иерархическое лицо. В последующей письменности выражение „духовный муж“ употребляется в значении лица, принимающего исповедь, нередко параллельно термину πν. πατρ, но без обозначения иерархического сана его. Известно, что начало свидетельства Анастасия Синаита переписывает Пётр Хартофилакс (кон. XI в.) в своих ρωτματα и, значит, употребляет его термин πν. νδρες. Анализ этого свидетельства показывает, что вероятнее всего он понимает под духовными мужами старцев и добровольных совершителей исповеди. В „Слове к намеревающемуся исповедаться духовному отцу“ (πν. πατρα), с именем Иоанна Постника , читается: „не будем стыдиться объявлять свои прегрешения духовным мужам (πν. νδρσι)“. Но надо сказать, что в этой редакции Постникова Номоканона говорится, что исповедь – обязанность монахов, а не иерархии (Morini, Comment, de dise, poenitentiae, Прилож. стр. 91–92). У Симеона Нового Богослова тоже „духовный муж“ или „муж святой и духовный“ употребляется параллельно „духовному отцу“, но под „отцами духовными“ он разумеет, как иерархию, так и монахов (Слова Симеона Н. Б., пер. еп. Феофана I, 97–118). У Иоанна Китрского также означает духовника и употребляется параллельно πν. πατρ (См. Павлова, Номоканон при больш. требн., нов. изд. 338–339; Алмазова, Тайная исповедь, II, 348). У Пахимера наш термин употребляется в приложении к одному игумену, духовнику императора (Дю-Канжа под рубр. πνευματικς πατρ I, 1186–87 coll.) В послании Симона, еписк. Владимирского „духовным мужем“ назван пресвитер Онисифор, имевший духовного сына черноризца, т.

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

βαρβρισμα, τ grober Sprachfehler, Barbarismus: Georg. Oinaiotes, Ep.IIl (cod. Laur. S.Marco 356,156v). βαρβαριστς, der Barbarismen gebraucht, der die Sprache fehlerhaft beherrscht: TzetzAr III 748,11. MiChon II 87,3.–Vgl. -ζω LS. βαρβαριται s. Βαρδαριται βαρβαρογενς von barbarischer Abstammung: Ps.-Jo. Dam., PG 96,657S. Kinnam 129,20.– KumN. βαρβαργλωσσος von barbarischer Zunge, eine fremde Sprache sprechend: MarkAnek E 22,20,– LS, Stam. βαρβαρογνμων von barbarischer Gesinnung: τρπος ProdGed LIX 44. βαρβαργραφα, τ barbarische Schriften: TzetzAr 142,7.– Vgl. -γραφα KumN. βαρβαροδμτειρα Barbaren bezwingende: σπθη ProdGed LIV 60. βαρβαροθης mit dem Charakter eines Barbaren: κτωρ ScholIl Н 90b.– Vgl. -θεια KumN. βαρβαροθλαττος von den Meeren der Barbaren kommend: -ν νην JoThesDem 407,4. βαρβαρθεν von den Barbaren: Porph. Quaest. Hom. Il. 123,9 (Schrader). βαρβαρθυμος von barbarischem Gemüt: ScholArK II 2,117 (753). ψυχ Manas 6600. κτωρ EustIl 902,30.– L. βαρβαροκρτωρ, Barbarenherrscher: JoStaur 348,32.– Vgl. -κρατα KumN, Dem. βαρβαροκτονα, Tötung von Barbaren: BoissAn I 383 (Greg. Cypr.). βαρβαροκτνος Barbaren tötend: Callic 31,6. NBasOr 51,24. BalsamEpigr 179 IV 3. NChonOr 44 v.9.– LS. βαρβαρκτονος von Barbaren getötet: ThomMag 61,16. βαρβαρολτειρα Barbaren vernichtende: αχμ EustOp 166,93.– KumN. βαρβαρολτης, Vernichter der Barbaren: BernMang IV 163. βρβαρος, ein Beamter (urspr. des „scrinium barbarorum“): KonstPorphMil С 98 (cf.p.l92f.).– (LS, HL). βαρβαρστομος barbarisch sprechend: CorpGloss.– DGE, HL. βαρβαρτης, Barbarismus: TzetzHist IX 965. LampPal II 199,17 (Luk. Notar.).– LS, Tgl, Stam. βαρβαρτροπος von barbarischer Art: MarkAnek E 22,20. Manas 3999 – HL. βαρβαροτρφος Barbaren nährend: Κρτη TheodosDiac 180. βαρβαροφντης, Barbarentöter: StichManKomn 329,12. βαρβαρφρων barbarisch gesinnt: NEug 1,66; 5,95. MillRec II 758B, v.143 (Mang.Prod.). Miller: cod. Par. 1043,76v (sententiae).– L. βαρβαρφυλος von barbarischer Herkunft: θνη AHG VII 328,177. id. HalkChrys 124.322. φυλα Manas 5760.

http://azbyka.ru/otechnik/Spravochniki/l...

   «Ей, гряду скоро. Аминь».    Ясно, что ожившие и царствующие со Христом тысячу лет живут и являются в состоянии прославленности, хотя могут находиться до второй смерти при наличности прежних космических условий – до нового неба и новой земли (XXI, 1 и сл.) на земле, так как там при плевелах будет существовать и пшеница. Посему соучастие со Христом и этих избранных праведников разумеется не реальное, но принципиальное и ничуть не непременно фактическое. Этим достаточно разрешаются недоумения Robert Kuebel’я о пребывании «прославленных» на «непрославленной» земле, почему первых, уже при начале тысячелетия, он всецело переносит на небо (Die Offenbarung Johannis, S. 290—292), a это едва ли столь вероятно до фактического открытия судов Христовых над всем миром и человечеством.    Посему нельзя непременно говорить, что тысяча лет, означающая очень долгое время, начинается даже не от воплощения Христова, а от второго пришествия Господня, как утверждается у Dr. Friedrich Bleek: Vorlesungen über die Apokalypse (herausgegeben von Th. Hossbach). Berlin, 1862, S. 81, 77, 78.    Dr. Ferdinand Weber: Jüdische Theologie. Leipzig, 1897, S. 166.    Prof. Theodor Lahn: Die Offenbarung des Johannes ausgelegt. II, S. 628—629; Prof. W. Bousset: Die Offenbarung des Johannes, y H. A. M. Meyer, XVI, S. 459; Prof. Ernest Lohmeyer: Die Offenbarung des Johannes, S. 178—179.    Rev. Prof. H. В. Swetë The Apocalypse of St. John, p. XI.    Op. cit. p. CL XXIII.    Op. cit. p. XXX.    Op. cit. p. XXXII.    Dr. Sales Tiefenthal: Die Apokalypse des Hl. Johannes, S. 91—92.    Для последнего cp.: Prof. Ernst Lohmeyer: Die Offenbarung des Johannes. Tübingen, 1926, и его же Die Offenbarung des Johannes übersetzt (mit Nachwort.), S. 69—83, Tübingen, 1926. В частности, отмечается художественная конструкция: А. А. Жданов в «Прибавлениях к творениям св. Отцев» XLVII, кн. 3, Москва, 1891, стр. 267, – и поэтическая форма в виде искусных параллелизмов (Rev. R. H. Charles : A Commentary on the Revelation of St. John, I, p. XIV ), мастерской руки (I, p. 333; II, p. 733) артиста и религиозного мыслителя (I, p. CVIII ), который, будучи импрессионистом (I, p. CLVI ), даже в своих символически-фантастических изображениях бывает столь пластичен (I, р. 142, 348), что, напр., дает чудный портрет великих противобожественных фигур (II, р. 87); автор – сознательный стилист, хотя для него это было делом второстепенным (II, р. 88).

http://lib.pravmir.ru/library/readbook/3...

   Беседы, послания и слова. Указ. изд. С. 135—136. (Беседа 15, § 48).    Святоотеческие наставления о молитве и трезвении. Указ. изд. С. 95 (святитель Иоанн Златоуст).    «Хр. Чт.» 1834. Ч. 3. С. 14 (святитель Иоанн Златоуст).    Святоотеческие наставления о молитве и трезвении. Указ. изд. С. 168. (преподобный Иоанн Лествичник).    Достопамятные сказания о подвижничестве святых и блаженных отцев. М., 1846. С. 65, § 6.    Там же. С. 139, § 10.    Творения. Ч. 5. М., 1850. С. 185. (О покаянии 2).    Что есть духовная жизнь и как на нее настроиться. М., 1904. С. 210.    Святоотеческие наставления о молитве и трезвении. Указ. изд. С. 57.    Там же. С. 142.    Цит. по: Феофан, святитель. Начертание хри-стианского нравоучения. М., 1895. С. 87.    Святоотеческие наставления о молитве и трезвении. Указ. изд. С. 376.    Там же. С. 60.    Там же. С. 342.    Творения. Слово 39. Сергиев Посад, 1911. С. 166.    Творения. Т. 2. М., 1899. С. 324, § 236.    Святоотеческие наставления о молитве и трезвении. Указ. изд. С. 62.    Там же. С. 234—235.    Добротолюбие. Т. 2. Указ. изд. С. 617, § 42.    Творения. Т. 2. Указ. изд. С. 348.    Творения. Т. 2. Слово о молитве I. СПб., 1896. С. 836.    Иоанн Златоуст, святитель. Творения. Т. 2. Слово о молитве I. С. 831. Ср.: Т. 3. Беседа о том, что не должно разглашать грехов братий. СПб., 1897. С. 369.    Геннадий, святитель. Правила о вере и жизни христианской. «Прибавления к творениям святых отцов». Год третий. 1845, прав. 45. С. 7—8.    Творения. Т. 2. Слово о молитве 2. СПб., 1896. С. 838.    Святоотеческие наставления о молитве и трезвении. Указ. изд. С. 243.    Кирилл Иерусалимский, святитель. Творения. Слово предогласительное. Гл. 6. Указ. изд. С. 11.    Ефрем Сирин, преподобный. Творения. Ч. 4. М., 1850. Слово 97. С. 132.    Там же. Слово 80. С. 13.    Нил Синайский, преподобный. Творения. Ч. 1. М., 1858. Слово о молитве. Гл. 12. С. 176.    Иоанн Лествичник, преподобный. Лествица. Свято-Троицкая Сергиева Лавра, 1901. С. 241. (Сл. 28, гл. 60).

http://lib.pravmir.ru/library/readbook/3...

— «Ундина» 16, 101, 106, 386 З агоскин Михаил Николаевич 13, 24, 40, 42–44, 256, 366, 369–371, 421 — «Недовольные» 371 Залесский Богдан 14, 88, 382, 383 Запорожье 15, 19, 21, 25 Зарг, лицо неустановленное 107, 388 Зедергольм Карл Альбертович 431 Зедергольм Надежда Карловна 280, 302, 304, 328, 337, 431, 438, 445 Золотарев Иван Федорович 15, 132, 133, 148, 151, 394, 397 И ванов Александр Андреевич 15, 19, 26, 27, 249, 251, 289, 338, 339, 344, 346, 348–350, 353, 354, 356, 359, 360, 418, 419, 434, 435, 448, 450–455 Иванов И. 373 — «Вид Невского проспекта» 47, 373 Изола Белла, остров 118, 390 Иноземцев Федор Иванович 242, 416 Иордан Федор Иванович 289, 339, 349, 435, 448, 459 Ипатьевская летопись 116 Исаев 211, 219 Искио, остров 167 Испания 62, 81, 89, 380 Италия 19, 24, 34, 42, 57, 59, 74, 75, 78, 80, 81, 86, 87, 93, 95–98, 104–107, 109–114, 117–119, 121–124, 127, 129, 135, 137, 139, 142, 146, 157, 159, 161, 164, 165, 167, 173, 176, 179, 183, 194, 199, 212, 225, 231, 234, 240, 246, 294, 296, 299, 305, 315, 324, 338, 350, 354, 360, 380, 390, 391, 394, 415, 434, 435, 448, 450, 452 К авказ 218 Казанович Е. П. 429, 453, 454 Казань 205 Кайсевич Иероним 391 Калам 173 Камчатка 315, 441 Каневский, художник 146, 396 Капнист Василий Васильевич 430 Капнист Иван Васильевич 278, 280, 430 Капри 164 Карамзин Александр Николаевич 37 («Карамзины»), 367 Карамзин Андрей Николаевич 112, 131, 367, 389, 393 Карамзин Николай Михайлович 16, 364, 367, 388, 393 Карамзина Екатерина Андреевна 37 («Карамзины»), 367 Карамзина Софья Николаевна 37 («Карамзины»), 367 Каратыгин Василий Андреевич 230, 412 Каратыгин П. А. 368 Карафа М.-А.-Ф. 200 («Фридрих»), 407 — «Эдинбургская темница» 200, 407 Карл Великий 53, 56, 225 («Карломанов») Карлсбад 165 Карлсруэ 15 Карташевская Надежда Тимофеевна, рожд. Аксакова 442 Карташевский Григорий Иванович 322 («узнала великую утрату»), 442 Кастелламаре 17, 167, 239, 415 Касти Джамбаттиста 143 («Autori burleschi italiani» — ), 173, 396, 403 Каченовский Михаил Трофимович 27

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=692...

А. В. Пигин. СПб., 2010. С. 437–456. Калугин В. В. Житие Трифона Печенгского... С. 16–21. Там же. С. 57–60. О строителе Павле см.: Никонов С. А.Акты Троицкого Печенгского монастыря конца XVII – начала XVIII в. из архива канцелярии архиепископа Архангельского и Холмогорского//Вестник церковной истории. 2018. 1/2(49/50). С. 87–88. Описи церковного имущества Кольского Печенгского монастыря... С. 99, 127, 348. РГАДА, ф. 159, оп. 3, д. 416, л. 1. «Бьют челом богомолцы твои Колского острогу Живоначалные Троицы Трифанова Печенского монастыря» (РГАДА, ф. 141, оп. 7, 1697 г., д. 765, л. 1) Веселовский С. Б. Ономастикон. Древнерусские имена и прозвища. М., 1974. С. 131; Словарь русского языка XI–XVII вв. Вып. 7: К – Крагуяръ. М., 1980. С. 26. Сборник материалов по истории Кольского полуострова XVI–XVII вв. Л., 1930. 59. С. 101. Строев П. М. Списки иерархов и настоятелей монастырей Российской церкви. СПб., 1877. Стб. 833; Козмин Н. Трифонов-Печенгский монастырь//Краткое историческое описание монастырей Архангельской епархии. Архангельск, 1902. С. 461. РГАДА, ф. 125, оп. 1, 1695 г., д. 45, л. 92–100. РГАДА, ф. 159, оп. 3, д. 416, л. 1, 15–16. Там же, оп. 1, д. 1611, л. 28. Седов П. В. Закат Московского царства: Царский двор конца XVII в. СПб., 2006. С. 149–154. РГАДА, ф. 159, оп. 1, д. 1611, л. 29. Архив Санкт-Петербургского института истории РАН, ф. 10, оп. 3, д. 20, л. 37 об. – 38. Не позднее 1675 г. июля 17 – Челобитная строителя Троицкого Печенгского монастыря старца Сергия (Кайдалова) с жалобой на квасника Д. А. Долгова, стрельца Бориса Иванова сына, Ивана каменщика, похитивших сумку с деньгами, монастырскими документами, книгами и   (Л. 1) Царю государю и великому князю Алексею Михайловичю, всеа Великия, и Малыя, и Белыя Росии самодержцу, бьет челом и являет богомолец твой, Колского острогу Живоначалныя Троицы Печенского монастыря строитель старец Сергий Кайдалов на Дмитрея Алексеива сына Долгова на квасника, да столника и полковника стремянного Юрьива приказу Петровича Лутохина на стрелца на Бориса Иванова сына, да на отца иво на Ивана каменщика.

http://sedmitza.ru/lib/text/9941231/

А. И. XII, 128). По Алексееву, Феодосий был послан в Москву, там его судили и послали в ссылку в Кириллов монастырь, где он пробыл семь лет, пока не бежал в Поморье (– 505): факт ссылки Феодосия в Кириллов монастырь подтверждается и документальными данными (Доп. А. И. XII, 171), а факт бегства в Поморье – «Историей Выговской пустыни» (стр. 87. Сбп. 1862). Из Поморья, по Алексееву, Феодосий ушел на Керженец, а оттуда чрез Калугу на Ветку (– 505, 506): тоже говорится и в более раннем свидетельстве – ветковского уставщика Афанасия (Пращица, л. 347 об., изд. 1721). Время смерти Феодосия определяется следующими данными: в 1710 году Феодосий писал послание на Керженец (Ркп. Хлуд. библ. 340, л. I), а в 1711 г. «начальствующим учителем» на Ветке был поп Александр (Собр. пост. по в. п. и. VI, 136), преемник Феодосия. М. Лилеев (Из ист. раск. на Ветке и в Стародубье XVII–XVIII в., стр. 169. К. 1895) ошибочно приписал Феодосию фамилию Ворыпина (Хр. Чт. 1895, II, 541). По сказанию Алексеева, Феодосий пригласил на Ветку, кроме белого попа Александра из Рыльска, – еще Григория из Москвы, к освящению церкви, бывшему 7203 года (– 507). По словам уставщика Афанасия – «Григорий от преосвященного Корнилия, митрополита великого Новгорода, был извержен и всякого священнодействия обнажен» (Пращица, л. 348, изд. 1721 г.). Вероятно, оставаясь без места, Григорий скитался по Москве. 34 В «Истории о бегствующем священстве» Ивана Алексеева сказано, что Льговский монастырь был основан в 7177 году (Бр. Сл. 1889, I, 432). Атаман Потап Панкратьев в 1677 году говорил, что Иов пришел на Дон «тому лет с пять» (Соловьев. История России, XIII, 308. М. 1863). Между тем чернец Никодим, ушедший из Льгова вместе с Иовом, впоследствии показывал, что он жил в Льгове «лет с шесть» (Собр. пост. по в. п. и. III, 70). Трудно сказать у кого здесь неточность, но едва ли у Панкратьева. 35 Доп. А. И. XII, 130, 134, 180. Собр. пост. по в. п. и. III, 70. Отраз. писан. о самоуб. смертях. Спб. 1895, стр. 93. Ист. о бегств.

http://azbyka.ru/otechnik/Petr_Semenovic...

   001    002    003    004    005    006   007     008    009    010